Древняя Спарта: государство и традиции. Древняя Спарта

Ландшафтный дизайн и планировка 17.10.2019
Ландшафтный дизайн и планировка

На юго-востоке самого крупного греческого полуострова - Пелопоннеса - некогда располагалась могущественная Спарта. Это государство находилось в области Лакония, в живописной долине реки Эврот. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, - Лакедемон. Именно от этого государства пошли такие понятия, как «спартанец» и «спартанский». Все слышали также и о жестоком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: убивать слабых новорожденных, чтобы поддерживать генофонд своей нации.

История возникновения

Официально Спарту, которая называлась Лакедемоном (от этого слова произошло также название нома - Лакония), возникла в одиннадцатом веке до нашей эры. Спустя некоторое время вся местность, на которой располагался этот город-государство, была захвачена дорийскими племенами. Те же, ассимилировавшись с местными ахейцами, стали спартакиатами в известном сегодня смысле, а прежние жители были превращены в рабов, именуемых илотами.

Самое дорическое из всех государств, которые когда-то знала Древняя Греция, Спарта, находилось на западном берегу Эврота, на месте современного одноименного города. Ее название можно перевести как «разбросанная». Она состояла из поместий и усадеб, которые были разбросаны по Лаконии. А центром являлся невысокий холм, который позднее стал именоваться акрополем. Первоначально Спарта не имела стен и оставалась верна этому принципу вплоть до второго века до нашей эры.

Государственный строй Спарты

В его основе был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Для этого государство и право Спарты строго регламентировало жизнь и быт своих подданных, сдерживая их имущественное расслоение. Основы подобного общественного строя были заложены договором легендарного Ликурга. Согласно ему, обязанностями спартанцев были только занятия спортом или военным искусством, а ремесла, земледелие и торговля были делом илотов и периэков.

В результате строй, установленный Ликургом, трансформировал спартиатскую военную демократию в олигархическо-рабовладельческую республику, которая при этом еще сохранила некоторые признаки родоплеменного строя. Здесь не разрешалась на землю, которая была разделена на равные участки, считающиеся собственностью общины и не подлежащие продаже. Рабы-илоты также, как предполагают историки, принадлежали государству, а не богатым гражданам.

Спарта - это одно из немногих государств, во главе которого одновременно находилось сразу два царя, которые именовались архагетами. Их власть передавалась по наследству. Полномочия, которыми обладал каждый царь Спарты, сводились не только к военной власти, но и к организации жертвоприношений, а также к участию в совете старейшин.

Последний назывался герусией и состоял из двух архагетов и двадцати восьми геронтов. Старейшин избирали народным собранием пожизненно только из спартанской знати, достигшей шестидесяти лет. Герусия в Спарте исполняла функции некоего правительственного органа. Она подготавливала вопросы, которые необходимо было обсуждать на народных собраниях, а также руководила внешней политикой. Кроме того, совет старейшин рассматривал уголовные дела, а также государственные преступления, направленные, в том числе, и против архагетов.

Суд

Судопроизводство и право древней Спарты регулировала коллегия эфоров. Впервые этот орган появился в восьмом веке до нашей эры. Он состоял из пяти самых достойных граждан государства, которых народным собранием избирали всего на один год. Поначалу полномочия эфоров были ограничены только судопроизводством имущественных споров. Но уже в шестом веке до нашей эры их власть и полномочия растут. Постепенно они начинают вытеснять герусию. Эфорам было дано право созывать народное собрание и герусии, регулировать внешнюю политику, осуществлять внутреннее управление Спартой и ее судопроизводством. Этот орган был настолько важен в общественном строе государства, что в его полномочия входило контролирование должностных лиц, в том числе и архагета.

Народное собрание

Спарта — это образец аристократического государства. В целях подавления подневольного населения, представителей которого именовали илотами, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы сохранялось равенство среди самих спартиатов.

Апеллу, или народное собрание, в Спарте отличала пассивность. Право участвовать в этом органе имели только полноправные граждане мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста. Вначале народное собрание созывал архагет, но впоследствии и руководство им тоже перешло к коллегии эфоров. Апелла не могла обсуждать выдвигаемые вопросы, она лишь отвергала или принимала предложенное ею решение. Голосовали члены народного собрания весьма примитивно: выкрикиванием или разделением участников по разным сторонам, после чего на глаз и определялось большинство.

Население

Жители лакедемонского государства всегда было классово неравноправными. Такую ситуацию создавал общественный строй Спарты, который предусматривал три сословия: элиту, периэков — вольных жителей из близлежащих городов, не имеющих права голоса, а также государственных рабов - илотов.

Спартанцы, которые находились в привилегированных условиях, занимались исключительно войной. Они были далеки от торговли, ремесел и сельского хозяйства, все это было как право отдано на откуп периэкам. В то же время имения элитных спартанцев обрабатывали илоты, которых последние арендовали у государства. Во времена расцвета государства знати было в пять раз меньше, чем периэков, и в десять - илотов.

Все периоды существования этого одного из самых древних государств можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и Каждая из них оставила свой отпечаток не только в формировании древнего государства Спарта. Греция очень много позаимствовала из этой истории в процессе своего становления.

Доисторическая эпоха

На лаконских землях первоначально жили лелеги, но после захвата Пелопоннеса дорийцами эта область, которая всегда считалась самой неплодородной и вообще незначительной, в результате обмана досталась двум несовершеннолетним сыновьям легендарного царя Аристодема - Еврисфену и Проклу.

Вскоре главным городом Лакедемона стала Спарта, строй которой долгое время ничем не выделялся среди остальных дорических государств. Она вела постоянные внешние войны с соседними аргосскими или аркадскими городами. Самый значимый подъем приходится на время правления Ликурга - древнеспартанского законодателя, которому древние историки в один голос приписывают политическое устройство, впоследствии господствовавшее в Спарте в течение нескольких столетий.

Античная эпоха

После победы в войнах, длящихся с 743 до 723 и с 685 до 668 гг. до нашей эры, Спарта смогла окончательно победить и захватить Мессению. В результате ее древние жители были лишены своих земель и превращены в илотов. Спустя шесть лет Спарта ценой невероятных усилий победила и аркадян, и в 660 году до н. э. принудила Тегею признать ее гегемонию. Согласно договору, хранящемуся на поставленной поблизости с Алфеей колонне, она заставила ее заключить военный союз. Именно с этого времени Спарта в глазах народов стала считаться первым государством Греции.

История Спарты на этом этапе сводится к тому, что ее жители начали предпринимать попытки свергнуть тиранов, появляющихся с седьмого тысячелетия до н. э. практически во всех греческих государствах. Именно спартанцы помогли изгнать Кипселидов из Коринфа, Писистратов из Афин, они способствовали освобождению Сикиона и Фокиды, а также нескольких островов в Эгейском море, тем самым приобретя в разных государствах благодарных сторонников.

История Спарты в классическую эпоху

Заключив союз с Тегеей и Элидой, спартанцы стали привлекать на свою сторону и остальные города Лаконии и соседних областей. В результате образовался Пелопоннесский союз, гегемонию в котором взяла на себя Спарта. Это были для нее прекрасные времена: она осуществляла руководство на войнах, являлась центром собраний и всех совещаний Союза, не посягая при этом на независимость отдельных государств, сохранявших автономию.

Спарта никогда не пыталась распространять собственную власть на Пелопоннес, однако угроза опасности подтолкнула все остальные государства, за исключением Аргоса, во время греко-персидских войн перейти под ее покровительство. Устранив непосредственно опасность, спартанцы, осознавая, что не в силах вести войну с персами далеко от собственных рубежей, не стали возражать, когда Афины взяли на себя дальнейшее руководящее первенство на войне, ограничившись лишь полуостровом.

С этого времени начали проявляться признаки соперничества между этими двумя государствами, впоследствии вылившееся в Первую закончившуюся Тридцатилетним миром. Боевые действия не только сломили могущество Афин и установили гегемонию Спарты, но и привели к постепенному нарушению ее устоев - законодательства Ликурга.

В результате в 397 году до нашего летоисчисления случилось восстание Кинадона, которое, правда, не увенчалось успехом. Однако после определенных неудач, особенно поражения в сражении при Книде в 394-м до н. э, Спарта уступила Малую Азию, но зато стала судьей и посредником в греческих делах, таким образом мотивируя свою политику свободой всех государств, и смогла обеспечить за собой первенство в союзе с Персией. И только Фивы не подчинились поставленным условиям, тем самым лишив Спарту преимуществ столь позорного для нее мира.

Эллинистическая и римская эпоха

Начиная с этих лет, государство стало достаточно быстро приходить в упадок. Обедненная и обремененная долгами своих граждан, Спарта, строй которой был основан на законодательстве Ликурга, превратилась в пустую форму правления. Был заключен союз с фокеянами. И хотя спартанцы и послали им помощь, однако не предоставили настоящей поддержки. В отсутствие царем Агисом с помощью полученных от Дария денег была предпринята попытка избавиться от македонского ига. Но он, потерпев неудачу в боях при Мегаполисе, был убит. Постепенно стал исчезать и ставший нарицательным дух, которым так славилась Спарта.

Расцвет империи

Спарта - это государство, которое на протяжении трех столетий было предметом зависти всей Древней Греции. В период между восьмым и пятым веками до нашей эры оно было скоплением сотен городов, часто воюющих друг с другом. Одной из ключевых фигур для становления Спарты как мощного и сильного государства стал Ликург. До его появления она мало чем отличалась от остальных древнегреческих полисов-государств. Но с приходом Ликурга ситуация поменялась, а приоритеты в развитии были даны военному искусству. С этого момента Лакедемон и стал преображаться. И именно на этот период приходится его расцвет.

Начиная с восьмого века до н. э. Спарта стала вести захватнические войны, покоряя один за другим своих соседей на Пелопоннесе. После череды удачных военных операций Спарта перешла к установлению дипломатических связей с самыми сильными своими противниками. Заключив несколько договоров, Лакедемон встал во главе союза Пелопонесских государств, считавшегося одним из могущественных образований Древней Греции. Создание Спартой этого альянса должно было послужить для отражения персидского вторжения.

Государство Спарта было загадкой для историков. Греки не только восхищались его гражданами, но побаивались их. Один вид бронзовых щитов и алых плащей, которые носили воины Спарты, обращал противников в бегство, вынуждая их капитулировать.

Не только врагам, но и самим грекам не очень нравилось, когда армия, даже небольшая, располагалась рядом с ними. Объяснялось все очень просто: воины Спарты имели репутацию непобедимых. Вид их фаланг приводил в состояние паники даже видавших виды. И хотя в сражениях в те времена участвовало только небольшое количество бойцов, тем не менее, они никогда не длились долго.

Начало спада империи

Но в начале пятого века до н. э. массивное вторжение, предпринятое с Востока, послужило началом упадка могущества Спарты. Огромная персидская империя, всегда мечтавшая о расширении своих территорий, направила в Грецию многочисленную армию. Двести тысяч человек встали у границ Эллады. Но греки, во главе которых стояли спартанцы, приняли вызов.

Царь Леонид

Будучи сыном Анаксандрида, этот царь относился к династии Агиадов. После смерти своих старших братьев, Дориэя и Клемена Первого, правление принял на себя именно Леонид. Спарта в 480 годы до нашего летоисчисления находилась в состоянии войны с Персией. И имя Леонида связывают с бессмертным подвигом спартанцев, когда в Фермопильском ущелье произошло сражение, оставшееся в истории на века.

Произошло это в 480 году до н. э., когда полчища персидского царя Ксеркса пытались захватить узкий проход, соединяющий Среднюю Грецию с Фессалией. Во главе войск, в том числе и союзных, стоял царь Леонид. Спарта в то время занимала первенствующую позицию среди дружественных государств. Но Ксеркс, воспользовавшись предательством недовольных, обошел Фермопильское ущелье и зашел в тыл греков.

Узнав об этом, Леонид, который сражался наравне со своими воинами, распустил союзнические отряды, отправив их по домам. А сам с горсткой воинов, численность которых составляла всего триста человек, встал на пути двадцатитысячной персидской армии. Фермопильское ущелье являлось стратегическим для греков. В случае поражения они были бы отрезаны от Средней Греции, и их участь была бы предрешена.

В течение четырех дней персы так и не смогли сломить несравнимо меньшие силы противника. Герои Спарты сражались как львы. Но силы были неравны.

Бесстрашные воины Спарты погибли все до одного. Вместе с ними до конца сражался и их царь Леонид, который не захотел бросить боевых товарищей.

Имя Леонида навсегда вошло в историю. Летописцы, в том числе и Геродот, писали: «Многие цари умерли и уже давно забыты. Но Леонида знают и чтят все. Его имя всегда будет помнить Спарта, Греция. И не потому, что он был царем, а потому, что он до конца исполнил свой долг перед родиной и погиб как герой. Об этом эпизоде в жизни героических эллинов сняты фильмы, написаны книги.

Подвиг спартанцев

Персидский царь Ксеркс, которого не покидала мечта захватить Элладу, вторгся в Грецию в 480-м году до Рождества Христова. В это время эллины проводили Олимпийские игры. Спартанцы же готовились праздновать Карнеи.

Оба эти праздника обязывали греков соблюдать священное перемирие. Именно это и было одной из основных причин того, почему в Фермопильском ущелье персам противостоял лишь небольшой отряд.

Навстречу многотысячной армии Ксеркса направился отряд в триста спартанцев во главе с царем Леонидом. Воины отбирались по принципу наличия у них детей. По пути к ополченцам Леонида присоединилось по тысяче человек тегейцев, аркадцев и мантинейцев, а также сто двадцать - из Орхомен. Из Коринфа было направлено четыреста воинов, из Флиунта и Микен - триста.

Когда это немногочисленное войско подошло к Фермопильскому проходу и увидело количество персов, многие воины испугались и стали вести разговоры об отступлении. Часть союзников предлагала отойти на полуостров, чтобы охранять Истм. Однако другие пришли в негодование от подобного решения. Леонид, приказал войску оставаться на месте, послал во все города вестников с просьбой о подмоге, поскольку у них было слишком мало воинов, чтобы успешно отразить нападение персов.

Целых четыре дня царь Ксеркс, надеясь, что греки обратятся в бегство, не начинал боевых действий. Но увидев, что этого не происходит, он послал против них кассиев и мидян с приказом взять Леонида живым и привести к нему. Те стремительно набросились на эллинов. Каждый натиск мидян заканчивался огромными потерями, но на место павших приходили другие. Именно тогда и спартанцам, и персам стало ясно, что людей у Ксеркса много, но воинов среди них мало. Бой длился целый день.

Получив решительный отпор, мидяне вынужденно отступили. Но на смену им пришли персы, которыми руководил Гидарн. Ксеркс называл их «бессмертным» отрядом и надеялся, что они легко покончат со спартанцами. Но в рукопашной борьбе и им не удалось, так же, как и мидянам, добиться большого успеха.

Персам приходилось драться в тесноте, причем с более короткими копьями, тогда как у эллинов они были длиннее, что в данном поединке давало определенное преимущество.

Ночью спартанцы снова напали на персидский лагерь. Им удалось перебить множество врагов, но их главной целью было поражение в общей суматохе самого Ксеркса. И только когда рассвело, персы увидели немногочисленность отряда царя Леонида. Они забросали спартанцев копьями и добили стрелами.

Дорога к Средней Греции для персов была открыта. Ксеркс лично осматривал поле битвы. Найдя погибшего спартанского царя, он приказал тому отрубить голову и посадить ее на кол.

Существует легенда о том, что царь Леонид, отправляясь в Фермопилы, отчетливо понимал, что погибнет, поэтому на вопрос жены во время прощания о том, какие будут распоряжения, он наказал найти себе хорошего мужа и родить сыновей. В этом и была жизненная позиция спартанцев, готовых умереть за Родину на поле боя, чтобы получить венец славы.

Начало Пелопонесской войны

Спустя некоторые время враждующие между собой греческие полисы объединились и смогли дать отпор Ксерксу. Но, невзирая на совместную победу над персами, союз между Спартой и Афинами долго не продержался. В 431 году до н. э. разразилась Пелопонесская война. И только спустя несколько десятков лет победу смогло одержало Спартанское государство.

Но не всем в Древней Греции нравилось верховенство Лакедемона. Поэтому полвека спустя разразились новые боевые действия. На этот раз его соперниками стали Фивы, которым с союзниками удалось нанести Спарте серьезное поражение. В результате могущество государства было утрачено.

Заключение

Именно такой была древняя Спарта. Она была одним из основных претендентов на первенство и главенство в древнегреческой картине мира. Некоторые вехи спартанской истории воспеты в произведениях великого Гомера. Особое место среди них занимает выдающаяся «Илиада».

А ныне от этого славного полиса ныне остались лишь развалины некоторых ее сооружений и неувядаемая слава. До современников дошли легенды о героизме ее воинов, а также небольшой городок с одноименным наименованием на юге полуострова Пелопоннес.

В противоположность демократическим Афинам Спарта была своеобразной аристократической республикой. В ХП-Х1 веках до н.э. в небольшую область на полуострове Пелопоннес - Лаконику вторглись дорические племена. Область эта была уже занята ахейцами. После ожесточенной борьбы оба племени заключили союз, образовали совместную общину. Возглавлялась она двумя царями - дорийским и ахейским.
Маленькая Лаконика (300 км") оказалась тесной для новой общины. Началась война за овладение соседней Мессенией. Она продолжалась целое столетие и окончилась победой Спарты.
Земли Мессении стали общей собственностью победителей. Ее население было обращено в рабов - илотов. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой Общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Их занятие -.военная служба. Свободное же время посвящалось "хороводам, пирам, празднествам," охоте, гимнастике".

Земля в Спарте была поделена на 10 тысяч равных участков - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка - не было гражданства.

Обрабатывали землю илоты. Они имели семьи, наделялись двором и земельным наделом. Обязанности их ограничивались определенной податью.

На эту подать существовали вся община и каждый ее участник в отдельности. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на устройство которых спартиат отчислял часть своего дохода.

Основателем спартанских порядков считался Ликург. Ему приписывалось издание ретр - так назывались в Спарте некоторые ее основные законы. Одна из ретр, направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана только топором, а двери только пилой. Законодатель рассчитывал, что это простое жилище никто не пожелает украсить ложами на серебряных ножках или роскошными покрывалами.

Деньги предписывалось чеканить в виде больших и тяжелых железных монет, чтобы предотвратить их накопление и затруднить оборот. Золотая и серебряная монеты были запрещены.

Существенную часть деятельности государства составляло воспитание молодежи: оно вырабатывало в юноше смелость, дисциплинированность, беспрекословное подчинение.

С семилетнего возраста и до 20-летнего мальчики и юноши жили вне своих семей, вместе ели и спали, вместе занимались физическими упражнениями и военным делом. Им давали грубую одежду, заставляли ходить босиком зимой и летом, поручали трудные работы. Их плохо кормили, чтобы возбудить сметливость, и строго наказывали за обнаруженное воровство. Малейшее недовольство сурово подавлялось. Всякая ошибка наказывалась. Доходило до настоящих истязаний, замаскированных под религиозный обряд. Говорить кратко, а больше молчать считалось непременной добродетелью.

Юношам стремились привить восхищение спартанскими порядками, выработать у них высокомерное презрение к илотам.

Илоты отдавали своим господам половину урожая. Остальное было их собственностью. Этим они отличаются от рабов в строгом значении этого понятия и приближаются к крепостным. Илоты считались собственностью государства так же, как и земля.

Каждый год Спарта объявляла илотам войну. За этим следовали криптии: молодые спартанцы, вооруженные кинжалами, убивали всякого илота, попадавшегося на дороге, в лесу, в поле.

В отличие от прочих рабов Греции илоты были коренным населением своей страны. Земля, которую они обрабатывали, была некогда их землей, жили они в своих домах, в своих старинных поселках. Управлялись своими людьми.

Илотов в Спарте было около 200 тысяч, в несколько раз больше числа спартиатов. Но каждый раз поднятое ими восстание терпело неудачу. Тем не менее Спарта постоянно чувствовала грозящую ей опасность.

"По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой.

От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание, совет старейшин и, как уже говорилось, два царя.

Первый из этих органов - народное собрание - сохранил старинное демократическое устройство, но с течением времени утратил реальную власть.

Голосование в собрании было примитивным: граждане расходились в разные стороны, после чего на глаз определяли большинство. Избрание должностных лиц производилось криком: за кого громче кричали, тот и считался избранным.

Герусия рассматривала и подготовляла законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам.
Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год.
Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин и предлагали им вопросы для обсуждения. Они руководили всей внутренней и внешней политикой. Они следили за неуклонным исполнением законов. Они могли предавать суду не только граждан, но и должностных лиц. Судебные тяжбы по гражданским делам были их непосредственной компетенцией

Вопрос №25

Боги Древней Греции.

Религия античной Греции имеет две главные характеристики:

Политеизм (многобожие).При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс - главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть

Гера - жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. Образ Геры вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен

Посейдон - брат Зевса. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней

Афина - богиня мудрости, справедливой войны. Афина - древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении

Афродита - идеализированное олицетворение женственности, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены

Арес - бог войны

Артемида - В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью

Аполлон в Пелапонессе считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка

Гермес - бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида - бога подземного царства

Гефест - бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов

Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия

Гестия - богиня домашнего очага

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев - полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии являетсяантропоморфизм- человекоподобие богов.

Вопрос №26

Конфуций и его учение.

Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Учение. Конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

из Плутарха:
ДРЕВНИЕ ОБЫЧАИ СПАРТАНЦЕВ

1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает:
"Ни одно слово не выходит за них".

3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им
вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно
ходить по дорогам по ночам.

4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей,
ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели
подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или
добиваться победы.

5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело.

6. Молодые люди спали совместно по илам на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать.

7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав.

8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших,
куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки. Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению.

9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом
алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то
есть сам себя подвергнуть поруганию.

10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на
собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и
относились к чужим делам, как к своим собственным.

11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу,
то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично.
Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам
не прикажет детям ничего дурного.

12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и
питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех
членов, а грузность и полнота этому препятствуют.

14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его
действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось
ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о
которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях
восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.

17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям
древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов
своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.

18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего,
связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо
имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а
также плач и рыдания при похоронах.

19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли
приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского
воспитания.

20. Ликург ввел ксеноласию - изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в
страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному.

21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел
гражданских прав.

22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни,
установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого
начала мойру.

23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил.

24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они
считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, - то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство.

26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость.

27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше
ничего.

28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть.

29. Любители поговорок часто приводят слова: "Не приложивши рук, богов не призывай", то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а
иначе не стоит.

30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства.

31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери.

33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами.

34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам.

36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его.

37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил
его цветной полосой.

38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею.

39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела.

40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение
целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело
соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли "диамастигосис", и происходило оно каждый год.

41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у
них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.

42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему.
Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если
кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к
смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано: "Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит". Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями. Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой. Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив, признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне,
хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство
было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлении, осмелились не принимать
участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в
последующие годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить
фороса. Они не отступали полностью от Ликурговых установлении, пока их
собственные граждане, захватив тираническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами.
Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы
стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались
под властью римлян.

Статуя Леонидаса была возведена в 1968 году в Спарте, Греция.

Древняя Спарта — это город в Лаконии, на Пелопоннесе в Греции. В древности это был мощный город-государство со знаменитой военной традицией. Древние писатели иногда называли его как Лакедемон и его людей как лакедемоняне.

Спарта достигла высоты своей мощности в 404 г. до н.э. после победы над Афинами во второй Пелопоннесской войне. Когда это было в расцвете, у Спарты не было городских стен; его обитатели, похоже, предпочитали защищать его вручную, а не с миномётом. Однако в течение нескольких десятилетий после поражения против Thebans в битве при Leuctra, город оказался сокращен до «второсортного», статус, из которого он так и не восстановился.

Доблесть и бесстрашие воинов Спарты вдохновили западный мир на протяжении тысячелетий, и даже в 21 веке он был включен в голливудские фильмы типа «300 спартанцев» и футуристическую серию видеоигр «Halo» (где группа супер-солдат называемых «спартанцами»).

Но реальная история города сложнее, чем делает популярная мифология. Задача разобраться в том, что реально относится к спартанцам из того, что является мифом, усложнилось, потому что многие древние рассказы были написаны не спартанцами. Как таковые, они должны быть приняты с соответствующим недоверием.


Руины древнего театра сидят недалеко от современного города Спарты, Греция

Ранняя Спарта

Хотя Спарта не был построен до первого тысячелетия до н.э., недавние археологические открытия показывают, что ранняя Спарта была важным местом, по крайней мере, еще 3500 лет назад. В 2015 году 10-комнатный дворцовый комплекс, содержащий древние записи, написанные по сценарию, который археологи называют «линейным B», были обнаружены всего в 7,5 километрах (12 километров) от того места, где была построена ранняя Спарта. Во дворце также были обнаружены фрески, кубок с бычьей головой и бронзовые мечи.

Дворец сгорел в 14 веке. Предположительно, был более старый спартанский город, расположенный где-то около 3500-летнего дворца. Позднее была построена Спарта. Будущие раскопки могут показать, где находится этот более старый город.

Неясно, сколько людей продолжало жить в этом районе после сжигания дворца. Недавние исследования показывают, что засуха, которая длилась три столетия, согревала Грецию примерно в то время, когда спартанский дворец сгорел.

Археологи знают, что когда-то в ранний железный век, после 1000 г. до н.э., четыре деревни — Лимна, Питана, Мезоа и Чиносура, которые расположены вблизи того, что будет спартанским акрополем, собрались вместе, чтобы сформировать новую Спарту.

Историк Найджел Кеннелл пишет в своей книге «Спартанцы: новая история» (John Wiley & Sons, 2010), что расположение города в плодородной долине Евротаса дало своим жителям доступ к изобилию пищи, чего не испытывали ее местные соперники. Даже имя Спарта — это глагол, означающий «Я сеял» или «сеять».

Культура ранней Спарты

Хотя ранняя Спарта предприняла усилия по укреплению своей территории в Лаконии, мы также знаем, что на этом раннем этапе жители города, похоже, гордились своими художественными способностями. Спарта была известна своей поэзией, культурой и это была керамика, ее изделия были найдены в местах, которые так далеко от Кирины (в Ливии) и острова Самос, недалеко от побережья современной Турции. Исследователь Константинос Копаниас отмечает в своей статье в журнале 2009 года, что до шестого столетия до н.э. Спарта, похоже, провела семинар по слоновой кости. Выжившие слоны из святилища Артемиды Ортии в Спарте изображают птиц, мужских и женских фигур и даже «древа жизни» или «священного дерева».

Поэзия была еще одним ключевым ранним спартанским достижением. «В действительности у нас есть больше свидетельств поэтической деятельности в Спарте в седьмом веке, чем для любого другого греческого государства, включая Афины», — пишет историк Честер Старр в главе книги «Спарта» (Edinburgh University Press, 2002).

В то время как большая часть этой поэзии выживает в фрагментарной форме, а часть ее, например, от Тиртая, отражает развитие боевых ценностей, которые прославилась Спарта, есть также работа, которая, как представляется, отражает общество, занимающееся искусством, а не просто войной.

Этот фрагмент от поэта Алкмана, который он сочинил для спартанского фестиваля, выделяется. Это относится к девушке-хористу по имени «Агидо». Алькман был спартанским поэтом, который жил в седьмом веке до н.э.

Существует такая вещь, как воздаяние от богов.
Счастлив тот, кто, звук ума,
ткет в течение дня
невыплаканный. Я пою
свет Агидо. Вижу
как солнце, которому
Агидо призывает выступить и
свидетелем для нас. Но славная хормейстерница
запрещает мне хвалить
или обвинять ее. Ибо она, кажется,
выдающийся, как будто
один помещен в пастбище
идеальная лошадь, призер с громкими копытами,
одна из снов, которые живут ниже скалы …

Война Спарты с Мессенией

Ключевым событием на пути Спарты к становлению более милитаристского общества стало завоевание земли Мессения, расположенной к западу от Спарты, и превращение ее в рабство.

Кеннелл указывает, что это завоевание, по-видимому, началось в восьмом веке до н.э., с археологическими данными из города Мессене, показывающими, что последние свидетельства обитания были в течение восьмого и седьмого веков до н.э. до начала дезертирства.

Включение людей из Мессении в рабское население Спарты было важно, поскольку оно предоставляло Спарте «средства для поддержания ближайшего к постоянной армии в Греции», пишет Кеннелл, освободив всех своих взрослых мужских граждан от необходимости ручного труда.


Сохранение этой группы рабов под контролем было проблемой, которую спартанцы могли бы веками использовать с использованием некоторых жестоких методов. Писатель Плутарх утверждал, что спартанцы использовали то, что мы могли бы считать эскадронами смерти.

«Магистраты время от времени отправляли в страну по большей части самых сдержанных молодых воинов, оснащенных только кинжалами и такими принадлежностями, которые были необходимы. В дневное время они разбрелись в неясные и ухоженные места, где они прятались и молчали, но ночью они спустились по шоссе и убили каждого Илота, которого они поймали ».

Спартанская система обучения

Наличие большого количества рабов облегчило спартанцев из ручного труда и позволило Спарте построить систему обучения граждан, которая готовила детей города к жестокости войны.

«В семь лет спартанский мальчик был взят от матери и вырос в казармах под глазами старших мальчиков», — пишет профессор Университета Вирджинии Дж. Э. Лендон в своей книге «Солдаты и призраки: история битвы в классической древности» (Йельский университет Press, 2005). «Мальчиков взбунтовали, чтобы внушить уважение и послушание, они плохо одеты, чтобы сделать их жесткими, и они были голодны, чтобы сделать их устойчивыми к голоду …»

Если они были слишком голодны, мальчикам было предложено попытаться воровать (как способ улучшить их скрытность), но были наказаны, если их поймали.

Спартанцы тренировались строго и развивались через эту систему обучения до 20 лет, тогда им разрешалось вступать в общинный порядок и, следовательно, становиться полноценным гражданином сообщества. Ожидается, что каждый член предоставит определенное количество продуктов питания и будет строго тренироваться.

Спартанцы издевались над теми, кто не мог бороться из-за инвалидности. «Из-за их крайних норм маскулинности спартанцы проявляли жестокость к тем, кто не был способен, вознаграждая тех, кто был способен, несмотря на их нарушения», — писал Вальтер Пенроуз-младший, профессор истории в Университете Сан-Диего, в газете опубликованной в 2015 году в журнале «Классический мир».

Женщины Спарты

Ожидается, что девочки, не обученные в военном отношении, будут физически тренироваться. Физическая пригодность считалась столь же важной для женщин, как и для мужчин, и девочки принимали участие в гонках и испытаниях силы», — пишет Сью Бланделл в своей книге «Женщины в древней Греции. Это включало в себя бег, борьбу, метание диска и копья. Они также знали как управлять лошадьми, мчались в двухколесных колесницах».

По словам древних писателей, спартанская женщина даже участвовала в Олимпийских играх, по крайней мере, на соревнованиях на колеснице. В пятом веке до н.э., спартанская принцесса по имени Циница (также написана Киниска) стала первой женщиной, выигравшей в Олимпийских играх.

«Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы преуспеть в Олимпийских играх, и была первой женщиной, которая разводила лошадей и первой, кто выиграл олимпийскую победу. После Синиска другие женщины, особенно женщины из Лакедемон, одержали олимпийские победы, но ни одна из них не была более отличающийся своими победами, чем она», — писал древний писатель Паусаниас, который жил во втором веке нашей эры.

Цари Спарты

Спарта вовремя разработала систему двойного царства (сразу два царя). Их власть была уравновешена избранным советом эфов (который может выполнять только один годичный срок). Был также Совет старейшин (Gerousia), каждый из которых был старше 60 лет и мог служить на всю жизнь. Общее собрание, состоящее из каждого гражданина, также имело возможность голосовать по законодательству.

Легендарный законодатель Ликург часто упоминается в древних источниках, обеспечивая основу для спартанского права. Однако Кеннелл отмечает, что он, вероятно, никогда не существовал и был на самом деле мифическим персонажем.

Война Спарты с Персией

Первоначально Спарта не решалась заниматься Персией. Когда персы угрожали греческим городам в Ионии, на западном побережье того, что сейчас является Турцией, греки, которые жили в этих районах, послали в Спарту эмиссара, чтобы обратиться за помощью. Спартанцы отказались, но угрожали царю Киру, сказав ему оставить греческие города в покое. «Он не должен был нанести вред ни одному городу на греческой территории, иначе лакедемоняне на него не напали», — писал Геродот в пятом веке до н.э.

Персы не слушали. Первое вторжение Дария I произошло в 492 г. до н.э. и был отбит главным образом афинской силой в битве при Марафоне в 490 г. до н.э. Второе вторжение было начато Ксерксами в 480 г. до н.э., персы, пересекающие Хеллеспонт (узкий пролив между Эгейским и Черным морями) и двинулись на юг, набрав союзников на этом пути.

Спарта и один из их царей Леонидас стали главой антиперсидской коалиции, которая в конечном итоге сделала злополучную позицию в «Термопилах». Расположенный у побережья, Термопилы содержали узкий проход, который греки блокировали и использовали, чтобы остановить продвижение Ксеркса. Древние источники указывают, что Леонидас начал битву с нескольких тысяч солдат (в том числе 300 спартанцев). Он столкнулся с персидской силой, во много раз превышающей их.


Лакедемоняне

Лакедемоняне сражались таким образом, что заслуживают внимания, и проявили себя гораздо более искусными в бою, чем их противники, часто поворачиваясь спиной и делая так, как будто все они улетают, на которых варвары спешат за ними с большим шумом и крича, когда спартанцы при их приближении обойдутся и предстанут перед преследователями, тем самым уничтожив огромное количество врагов.

В конце концов, греческий человек показал Ксерксу проход, который позволил части персидской армии перехитрить греков и напасть на них на обоих флангах. Леонидас был обречен. Многие из войск, которые были с Леонидасом, ушли. Согласно Геродоту, Thespians решили остаться с 300 спартанцами по собственной воле. Леонидас сделал свою роковую позицию и «храбро сражался вместе со многими другими знаменитыми спартанцами», пишет Геродот.

В конечном итоге персы убили почти всех спартанцев. Илоты, снесенные вместе с спартанцами, также были убиты. Персидская армия отправилась на юг, уволив Афины и угрожая проникнуть в Пелопоннес. Греческая военно-морская победа в битве при Саламине остановила этот подход, персидский царь Ксеркс отправился домой и оставил армию позади, которая позже будет уничтожена. Греки во главе с ныне мертвым Леонидом победили.

Пелопоннесская война

Когда угроза от персов отступила, греки возобновили свое межгородское соперничество. Двумя из самых могущественных городских государств были Афины и Спарта, и напряженность между ними обострилась за десятилетия после победы над Персией.

В 465/464 г. до н.э. мощные землетрясения поразили Спарту, и илоты воспользовались ситуацией для восстания. Ситуация была достаточно серьезной, что Спарта призвала союзные города помочь в ее прекращении. Однако, когда афиняне прибыли, спартанцы отказались от их помощи. Это было воспринято как оскорбление в Афинах и укрепило антиспартанские взгляды.

Битва при Танагре, сражавшаяся в 457 г. до н.э., объявила период конфликта между двумя городами, которые продолжались и продолжались более 50 лет. Время от времени, Афины, как оказалось, имели преимущество, такое как битва при Сфактерии в 425 г. до н.э. когда, отвратительно, 120 спартанцев сдались.

Ничто из того, что произошло на войне, не удивило эллинов так сильно, как это. Было мнение, что никакая сила или голод не могут заставить лакедемонян отказаться от оружия, но они будут сражаться, как могли, и умереть вместе с ними в своих руках, — писал Фукидид (460-395 до н.э.).

Были периоды, когда Афины были в беде, например, в 430 году до н.э., когда афиняне, которые были упакованы за городскими стенами во время спартанского нападения, пострадали от чумы, в которой погибло много людей, включая их лидера Перикла. Были предположения, что чума была фактически древней формой вируса Эбола.

Конфликт между Спартой и Афинами

В конечном счете конфликт между Спартой и Афинами разрешился на море. В то время как афиняне пользовались военно-морским преимуществом на протяжении большей части войны, ситуация изменилась, когда человека по имени Лизандер назвали командиром флота Спарты. Он искал персидскую финансовую поддержку, чтобы помочь спартанцам создать свой флот.

Он убедил персидского царя Кира предоставить ему деньги. Царь привез с собой, сказал он, пятьсот талантов, если эта сумма окажется недостаточной, он будет использовать свои собственные деньги, которые дал ему его отец, и если это тоже окажется неадекватным, он зайдет так далеко, как чтобы разбить трон, на котором он сидел, на серебро и золото, — писал Ксенофонт (430-355 до н.э.).

С финансовой поддержкой Персианс Лисандр построил свой флот и обучил своих моряков. В 405 г. до н.э. он занимался афинским флотом в Эгоспопати, на Геллеспоне. Он сумел поймать их врасплох, выиграв решительную победу и отрезав Афины от запасов зерна из Крыма.

Теперь Афины были вынуждены заключить мир по условиям Спарты.

«Пелопоннезийцы с большим энтузиазмом начали срывать стены [Афины] с музыкой флейт-девочек, думая, что этот день стал началом свободы для Греции», — писал Ксенофонт.

Падение Спарты

Падение Спарты началось с ряда событий и ошибок.

Вскоре после победы спартанцы повернулись против своих персидских сторонников и начали неубедительную кампанию в Турции. Затем в следующие десятилетия спартанцы были вынуждены проводить кампанию на нескольких фронтах.

В 385 г. до н.э. спартанцы столкнулись с мантиейцами и использовали наводнения, чтобы разорвать свой город. «Нижние кирпичи стали пропитаны и не смогли поддержать тех, кто над ними, стена начала сначала трескаться, а затем уступить», — писал Ксенофонт. Город был вынужден отказаться от этого неортодоксального натиска.

Больше проблем затронуло спартанскую гегемонию. В 378 г. до н.э. Афины образовали вторую морскую конфедерацию, группу, которая бросила вызов спартанскому контролю над морями. В конечном счете, однако падение Спарты пришло не из Афин, а из города по имени Фивы.

Фивы и Спарта

Под влиянием спартанского царя Агесилауса II отношения между двумя городами Фивы и Спарта стали все более враждебными, и в 371 г. до н.э. в Леуктре произошла ключевая битва.

Сила Лакедемонян была разгромлена Фивами на поле Леуктры. Хотя союзник Спарты во время долгой Пелопоннесской войны Фивы стали проводником сопротивления, когда победоносная Спарта стала злым тираном, в свою очередь, — пишет Лендон. Он отмечает, что после того, как мир был согласован с Афинами в 371 г. до н.э., Спарта обратила внимание на Фивы.

В Леуктре по причинам, неясным, спартанцы отправили свою кавалерию перед своей фалангой. Лакедемонянская кавалерия была бедной, потому что хорошие спартанские воины все еще настаивали на том, чтобы служить гоплитами [пехотинцами]. Фиванцы, напротив, имели старую кавалерийскую традицию, и их прекрасные лошади, много упражнявшиеся в последних войнах, быстро разгромили спартанскую конницу и вернули их в фалангу, сбив с толку ее порядок.

С путаницей в спартанских линиях бойня продолжалась.

Клембрутус, сражаясь в фаланге, как спартанские цари, был поражен и был вырван из битвы, — пишет Лендон. Другие ведущие спартанцы вскоре были убиты и в битве. Говорят, что фиванский генерал Эпаминондаз сказал: Дайте мне один шаг, и у нас будет победа!

Из семисот полных спартанских граждан в битве погибло четыреста …

Поздняя история Спарты

В следующие столетия Спарта в ее сокращенном состоянии находилась под влиянием разных держав, включая Македонию (в конечном счете возглавляемую Александром Македонским), ахейскую лигу (конфедерацию греческих городов) и позднее Рим. В этот период спада спартанцы были вынуждены строить городскую стену впервые.

Были попытки восстановить Спарту в ее бывшей военной мощи. Спартанские цари Агис IV (244-241 г. до н.э.) и позднее Клеоменес III (235-221 г. до н.э.) провели реформы, которые отменили задолженность, перераспределили землю, позволили иностранцам и не гражданам стать спартанцами и в конечном итоге расширили гражданский корпус до 4000 человек. Хотя реформы привели к некоторому обновлению, Клеомен III был вынужден уступить город контролю ахейцев. Агеевская лига, в свою очередь, вместе со всей Грецией в конечном итоге упала в Рим.

Но, хотя Рим контролировал регион, народ Спарты никогда не забывал свою историю. Во втором веке н.э., греческий писатель Паусания посетил Спарту и отметил наличие большого рынка.

«Самая яркая особенность на рынке — портик, который они называют персидским, потому что он был сделан из трофеев, взятых в персидских войнах. Со временем они изменили его, пока он не станет таким же большим и прекрасным, как сейчас. столбы — белые мраморные фигуры персов … », — писал он.

Он также описывает гробницу, посвященную Леонидасу, который к этому моменту умер 600 лет назад в Термопилах.

«Напротив театра находятся две гробницы, первая — Паусаниас, генерал в Платее, второй — Леонидас. Каждый год они выступают с речами над ними и проводят конкурс, в котором никто не может конкурировать, кроме спартанцев», — писал он, «Создана плита с именами и именами их отцов, из тех, кто выдержал борьбу с Фермопилами против персов».

Руины Спарты

Спарта продолжалась в средние века и, действительно, никогда не терялась. Сегодня современный город Спарта стоит около древних руин, население которых составляет более 35 000 человек.

Историк Кэннелл пишет о том, что сегодня с уверенностью можно идентифицировать только три объекта: святилище Артемиды Орфия рядом с Евротами [рекой], храмом Афины Халсиокус (Бронзового дома) на акрополем и ранним римским театром чуть ниже.

Действительно, даже древний писатель Фукидид предсказал, что руины Спарты не выделяются.

Предположим, например, что город Спарта должен был стать безлюдным и что остались только храмы и фундаменты зданий, я думаю, что будущим поколениям со временем было бы очень трудно поверить, что это место действительно было столь же могущественным, каким он был представлен.

Но Фукидид был только наполовину прав. Хотя руины Спарты могут быть не такими впечатляющими, как Афины, Олимпия или ряд других греческих городов, рассказы и легенды о спартанцах живут. И современные люди, смотря фильмы, играя в видеоигры или изучая древнюю историю, знают что-то о том, что означает эта легенда.

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания – уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».

Рекомендуем почитать

Наверх