5 основных мировых крупных портов. Крупнейшие морские и речные порты мира

Ландшафтный дизайн и планировка 13.10.2019
Ландшафтный дизайн и планировка

Американская Ассоциация Портовых Властей (American Association of Port Authorities - ААРА) с 2008 года публикует данные о грузообороте крупнейших портов мира . На основании этих данных в текущей статье отражено изменение грузооборота ТОП-100 портов за обозримый период: 2008-2015.

Сокращения, принятые в материале: МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны.

Стоит иметь в виду, что рейтинги, основанные на тоннаже (МТ, ФТ, РТ), следует интерпретировать с осторожностью, поскольку эти меры (МТ, ФТ, РТ) напрямую не сопоставимы и не могут быть преобразованы в единую стандартизованную единицу.

Надо отметить, что цифры для России вызывают некоторое недоумение. Поскольку грузооборот торгового порта Новороссийска (по данным годового отчёта ОАО «Новороссийский МТП») составил в 2015 – 127,1 млн. т, Усть-Луги – 87,9 млн. т, Восточного – 65,2 млн.т. ААРА считает, что гораздо меньше – 73,3 млн. т в порту Новороссийска, 17,785 млн. т – Восточного. Данных по Усть-Луге нет вообще.

Данные ААРА по портам Приморска и Санкт-Петербурга за 2015 у ААРА и «Новороссийского МТП» совпадают.

В таблицу включены по трём российским портам данные ОАО «Новороссийский МТП», поскольку информация ААРА по Восточному, Усть-Луге и Новороссийску вызывает сомнение. Хотя в источниках ААРА заявлены интернет-сайты портов. Странно, что наблюдается такое расхождение от факта.

Таблица – ТОП-100 портов мира по грузообороту в 2008-2015 г.г., тыс. тонн.

Порт

Страна

Ед. изм.**

Изм. 2008-2015

Изм. %

Сингапур

Сингапур

Гуанчжоу

Роттердам

Нидерланды

Порт-Хедленд

Австралия

Тянцзинь

Юж. Корея

Юж. Корея

Циньхуандао

Порт Южной Луизианы

Порт-Келанг

Малайзия

Антверпен

Сямынь (Амой)

Шэньчжэнь

Юж. Корея

Австралия

Ньюкастл

Австралия

Юж. Корея

Итаки (Сан-Луис)

Бразилия

Ванкувер

Германия

Бразилия

Танджунг-Пелепас

Малайзия

Новороссийск (данные НМТП)

Бразилия

Хей-Пойнт

Австралия

Иокогама

Бразилия

Гладстон

Австралия

Ричардс-Бей

Китакюсю

Амстердам

Нидерланды

Сайгон (Хошимин)

Альхесирас

Усть-Луга (нет у ААРА)

Новый Орлеан

Корпус-Кристи

Лаем Чабанг

Германия

Новороссийск (данные ААРА)

Эль-Джубайль

Сауд. Аравия

Салданья-Бей

Валенсия

Юж. Корея

Бендер-Аббас

Восточный (нет в ТОП-100 ААРА)

Сауд. Аравия

Вишакхапатнам

Джавахарлал Неру Порт

Батон-Руж

Приморск

Филиппины

Констанца

Читтагонг

Бангладеш

Лос-Анджелес

Сауд. Аравия

Мобил (Алабама)

Вирджиния

Санкт-Петербург

Лейк-Чарльз

Ченнаи (Мадрас)

Юж. Корея

Калькутта

Пакистан

Александрия

Сан-Себастьян

Бразилия

Танджунг Приок (Джакарта)

Индонезия

Порт Плакеминз

Барселона

Малайзия

Бендер-Хомейни

Норвегия

Порт Паранагуа

Бразилия

*2009 г.

** МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны

Порты из ТОП-100 расположены в:

США – 13 портов;

Китай – 10 портов;

Япония – 7 портов;

Южная Корея – 6 портов;

Бразилия – 6 портов;

Индия – 6 портов;

Россия – 5 портов;

Австралия – 5 портов;

Малайзия – 3 порта;

Франция – 3 порта;

Испания – 3 порта;

Саудовская Аравия – 3 порта;

Турция – 3 порта;

В остальных странах по 2 порта и менее из ТОП-100.

Из ТОП-10 6 портов – китайские. И по одному находится в Сингапуре, Нидерландах, Австралии и Южной Корее.

Новороссийск (по данным НМТП) занимает 32 место в ТОП-100, обгоняя такие известные порты, как порт Нью-Йорка или Амстердама. Усть-Луга (займёт 46 место по данным НМТП) соответствует объёмам грузооборота Токио или Марселя.

Самый значительный прирост (+1200%) в 2008-2015 г.г. отмечен в грузообороте порта Усть-Луги. Самый большой провал: порты Пхохан (Корея) и Гаосюн (Тайвань) – (минус) 24% каждый.

(картинка кликабельна)

Глобальный потребительский спрос диктует международный поток контейнерных перевозок, поэтому если вы хотите знать, откуда берутся товары в местных магазинах, компьютеры, телефоны, запчасти, автомобили и многое другое — более 70% всех мировых товаров перевозят с помощью контейнеров по океанам. Шесть из 10 самых больших в мире портов находятся в Китае — измеряется груз, отправленный в стандартных контейнерах, или ДФЭ (Двадцатифутовый эквивалент).

Сингапур

Самый оживленный порт мира, невероятно порт может принимать более 25,8 млн контейнеров в год!. Хотя морской порт Сингапура подрос на 10% в марте по сравнению с предыдущим годом, 2,400,000 контейнеров поставляются в том же месяце по-прежнему цифра ниже ежемесячных отчетов порта — 2,7 млн. контейнеров, достигнутым в июле 2008 года. Основной оператор порта, PSA International, находится в государственной собственности и работает в пяти из шести терминалов порта.

Шанхай, Китай

Китай стал крупнейшим экспортером в мире после Германии в прошлом году, Шанхае являет одним из самых загруженных портов мира, с более чем 25 млн контейнеров в год, проходящей через него. Крупнейший порт в стране, оператор Shanghai International Port Group, прибыль 1 млрд юаней ($ 149 млн) в первом квартале после как значительно увиличил пропуск контейнеров на 15,5%.

Гонконг, Китай

Второй крупнейший порт Китая контролируется миллиардеров по имени Ли Ка Шин. Порт управляется компание Hutchison Port Holdings являющейся крупнейшим мировым контейнерным оператором с терминалами в шести из девяти самых крупных портах по всему миру. В Гонконге, работает 12 причалов через свою дочернюю компанию, а другой через два совместных предприятия с COSCO. В прошлом году порт в Гонконге принял 21 млн контейнеров.

Шэньчжэнь, Китай

Второй по загруженности порт на материке расширяет свою долю на рынке, на юге Китая за счет Гонконгеа благодаря своей близости к заводам и находящейся неподалеку дельты реки Чжуцзян. China Merchants Holdings является крупнейшим оператором порта в Шэньчжэнь, которая в 2009 году разгрузил более 18 миллионов контейнеров.

Пусан, Южная Корея

Оживленный порт в Южной Корее. В прошлом году сюда пришло почти 12 млн контейнеров. Hanjin Shipping, крупнейшей контейнерная компания в стране, рассчитывает вернуться к прибыльности в этом году. Генеральный директор компании, Ким Ен Мин, является нынешним председателем 12-члена Соглашения Транспасифик стабилизации, судоходный картель, который направлен на повышение ставки на основе сотрудничества, а не конкуренции.

Гуанчжоу, Китай

Третий порт в южной китайской город в дельте реки Чжуцзян, Гуанчжоу. За прошлый год порт принял чуть более 11,1 млн контейнеров. Крупнейший оператор порта Guangzhou Port Group.

Дубай, ОАЭ

DP World, четвертый по величине контейнерный терминал-оператор в мире, находится под контролем Dubai World, государственной холдинговой компании, недавно пришлось реструктуризовать бизнес на $ 23,5 млрд. по причине долга. DP World стремится к выпуску своих акций на Лондонской фондовой бирже. В прошлом году 11,1 млн. контейнеров прошло через порт Дубаи.

Нинбо, Китай

Еще один порт Китая, в 2009 году более 10,5 млн контейнеров обработано в порту Нинбо, который конкурирует с более крупной и близлежащих соперника Шанхайский международный порт. Порт Нинбо в декабре объявил о том, что планирует собрать около 10 миллиардов юаней ($ 1,500 млн) через Шанхай в первой половине 2010 года.

Циндао, Китай

Огромные суда наполнены сухими смесями выстраиваются в порту, как Циндао и Ньюкасла в Австралии отражает растущий спрос на сырье. В прошлом году терминалы порта Циндао обработали 10,2 млн контейнеров.

Роттердам, Нидерланды

Крупнейший порт в Европе сообщил, что пропускная способность выросла на 16% до 2,6 млн. контейнеров в течение первого квартала, такой спрос объясняется торговли с Азией. Почти 10 миллионов контейнеров были разгружены в порту Роттердам в 2009 году. Информационные источники порта сообщили, что судоходство резко возросла в прошлом квартале, в частности стало больше железной руды и металлолома, других сыпучих продуктов и нефтепродуктов.

Общее число морских портов в литературе оценивается по-разному. Л. И. Василевский в свое время привел цифру в 25–30 тыс., учитывая, видимо, и самые мелкие порты сугубо местного значения. Встречается и цифра 10 тыс. портов. Однако более крупных портов, участвующих не только в местном каботаже, но и в международных перевозках, примерно 2,2 тыс. Около 900 из них находится в Европе, более 500 – в Америке, около 400 – в Азии, остальные – вдругих частях света.

Главный показатель работы морского порта – его грузооборот. В мире несколько сотен портов, имеющих грузооборот более 1 млн т в год. Но «погоду» на мировом морском транспорте делают те из них, которые имеют грузооборот более 10–30 млн и в особенности более 50 и 100 млн т в год. Последние две категории подпадают под понятие «мировые порты», что характеризует их роль в мировом хозяйстве. Всего таких портов в мире около 40.

Все морские порты подразделяют на два основных типа.

К первому типу относятся универсальные порты, т. е. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы– генеральные, наливные, насыпные, навалочные. Всвязи с этим их отдельные участки обычно рассчитаны на погрузку и разгрузку контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов и т. д. Такие порты резко преобладают в экономически развитых странах с многопрофильной экономикой, да и в целом мире их подавляющее большинство. Данные о грузообороте крупнейших из универсальных портов представлены в таблице 150.

Таблица 150

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ МИРА С ГРУЗООБОРОТОМ БОЛЕЕ 75 МЛН Т В 2005 г.

Анализ таблицы 150 позволяет сделать несколько интересных выводов. Например, о том, что из 22 портов, внесенных в нее, 14 находятся в Азии, что само по себе может служить показателем возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Или, например, о том, что из отдельных стран наибольшим числом крупнейших портов обладают Китай (8), а за ними следуют США (4) и Япония (3) и Республика Корея (2), тогда как все остальные страны имеют только по одному такому порту. Интересно также сравнить этот перечень со списком крупнейших портов мира в середине 1980-х гг. Окажется, что за относительно короткое время из него выбыли такие европейские порты, как Гавр и Генуя, канадский Ванкувер, японский Куре и даже занимавший в прежнем перечне второе место после Роттердама Нью-Йорк.

Универсальных портов с годовым грузооборотом от 20 млн т до 50 млн т в мире около 50. Больше всего их в США и Италии (по 6), затем идут Великобритания, Франция и Япония (по 3). В эту категорию входят также Амстердам, Гданьск-Гдыня, Бремен, Гётеборг в Европе, Мумбаи, Бангкок, Далянь, Циндао в Азии, Александрия в Африке, Монреаль, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро в Америке, Сидней в Австралии.



Ко второму типу относятся специализированные порты. В отличие от универсальных они ориентированы, как правило, на погрузку какого-либо одного массового товара, являющегося предметом экспорта этой страны. Специализированные порты особенно характерны для развивающихся стран. Крупнейшие из них возникли в связи с экспортом нефти и находятся в Персидском заливе. Это Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Минаэль-Ахмади в Кувейте, о. Харк в Иране. Все они принимают самые крупные супертанкеры, а их грузооборот в период максимальных добычи и экспорта превышал грузооборот Роттердама. К числу очень крупных нефтеэкспортных портов принадлежат также Бонни в Нигерии и Тампико в Мексике, Эс-Сидер в Ливии, Думай в Индонезии, Валдиз на Аляске. Крупнейшим в мире портом по экспорту железной руды в последнее время стал бразильский порт Тубаран, принимающий рудовозы тоннажем в 250 тыс. т.

Специализированные порты есть и в развитых странах Запада, экспортирующих на мировой рынок продукцию горнодобывающей промышленности. Большинство из них находится в Канаде, Австралии, ЮАР и США. Это крупнейшие порты по вывозу угля – Хемптон-Роудз (США), Ричардс-Бей (ЮАР), Ньюкасл (Австралия); железной руды – Порт-Хедленд (Австралия), Сент-Иль (Канада); фосфоритов – Тампа (США).

Рис. 108. План порта Иокогама

Рис. 109. План порта Касабланка

Морские порты классифицируют также по особенностям их транспортно-географического положения.

Если принимать во внимание микроположение, учитывающее прежде всего морфологию берегов, то порты принято прежде всего подразделять на: 1) расположенные в глубоких природных бухтах, защищенных от открытого моря мысами, выполняющими роль естественных волноломов; 2) расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защиту от открытого моря обеспечивают при помощи искусственных волноломов; 3) расположенные вдали от устья в эстуариях судоходных рек. Примерами таких портов могут служить соответственно Иокогама, Касабланка и Гамбург (рис. 108–110). Кроме того есть порты, оборудованные шлюзами для задержки воды в портовых бассейнах на время отлива (например, Лондон) и другие подвиды.

Когда говорят о мезоположении морских портов, то прежде всего имеют в виду их хинтерланд. Этот термин, получивший распространение в Германии еще в середине XIX в., применяется для обозначения сухопутной территории, тяготеющей к порту в экономическом отношении. Так, хинтерландом для Роттердама служат не только все Нидерланды, но и значительная часть ФРГ, а также Бельгии и Франции. Собственно в этом и заключается главная причина его превращения в первый-второй порт мира. Менее употребительным оказался термин форланд, применяемый для характеристики зоны тяготения к порту со стороны моря.

Наконец, макроположение порта определяется его положением на морских путях регионального и мирового значения. Особые выгоды такого положения можно видеть, скажем, на примере города-порта Сингапур.

Из этих трех видов транспортно-географического положения морских портов несколько более стабильно микроположение. Хотя территория порта нередко продолжает расширяться, у него появляется глубоководный аванпорт для приема крупнотоннажных судов, да и взаимодействие его с самим портовым городом все время усложняется. Большие изменения в последнее время происходят в мезоположении портов. Все чаще говорят уже не об отдельных портах, а о портовых (портово-промышленных) комплексах, которые не представляют собой простую сумму двух или более портов, сосуществующих на определенном участке береговой зоны, а взаимодополняют друг друга. Ярким примером такого рода может служить японский портовый комплекс Кейхин в Токийском заливе, включающий в себя порты Тиба, Иокогама, Токио, Кавасаки. Такие портовые комплексы есть и в Западной Европе, и в США (например, в заливе Делавэр). Случается также, что порты и портовые комплексы в контактной зоне «море – суша» образуют целые цепочки. Достаточно посмотреть на карту побережья Ла-Манша и Северного моря от Гавра до Гамбурга или на карту северного побережья Мексиканского залива, принадлежащего США.

Рис. 110. План порта Гамбург

Россия располагает 43 морскими портами, что составляет 3/5 портов бывшего СССР. Но относительно крупных и хорошо оборудованных среди них лишь несколько, а грузооборота в 75 млн т недавно достиг один Новороссийск. В результате более трети внешнеторгового оборота страны осуществляется через порты стран Балтии, Украины и Финляндии. Уже упоминавшаяся программа возрождения российского флота предусматривает кроме прочего реконструкцию действующих и строительство новых морских портов.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных (например, - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), (27), (26), Кипр (23), (22), (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство , и весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью и западноевропейских стран (в том числе , ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира

Порт

Страна

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

325

Роттердам

320

Новый Орлеан

США

225

Шанхай

Китай

185

Сянган

Китай

175

Тиба

Япония

170

Хьюстон

США

160

Нагоя

Япония

155

Ульсан

Р.Корея

150

Антверпен

130

Лонг Бич

США

125

Инчхон

Р.Корея

120

Пусан

Р.Корея

115

Иокогама

Япония

115

Гаосюн

115

Лос-Анджелес

США

115

Гуанчжоу

Китай

100

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В сформировались несколько направлений морского судоходства:

  1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  2. Южноатлантическое связывающее Европу с Южной Америкой.
  3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает . Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, стран Ю-В Азии Австралии, США и . Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы ( (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • из в Японию;
  • из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

  • из США, Канады, Австралии и в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

Морские порты — важные транспортные узлы, связывающие между собой регионы, страны и континенты. Сегодня, как и много веков назад, морской транспорт остается самым масштабным каналом логистики. На его долю приходится более 70 % грузооборота в мире. По морям и океанам с помощью контейнеров перевозят автомобили, компьютеры, запчасти, продукты питания, одежду и многое другое. Не удивительно, что самый большой порт в мире находится в Шанхае, ведь именно Китай считается крупнейшим производителем всего, что можно найти на прилавках магазинов.


Порт-гигант

Шанхайский морской порт расположен в западной части тихоокеанского побережья , обслуживая суда, осуществляющие морские и речные перевозки. Площадь его грузовых терминалов составляет более 3619,6 кв. км. Отсюда производится отправка контейнеров практически во все страны мира. На его долю приходится более 20 % всего грузооборота Китая, осуществляемого морским транспортом. Но так было не всегда...


Всего каких-то 20 лет назад Шанхай не входил даже в число 20 крупнейших портов в мире. Лидирующую позицию тогда занимал Роттердам. Он расположен вдоль рек Ниуве Ватервех и Маас у побережья Северного моря, а его площадь составляет порядка 100 кв. км. Ежегодно здесь швартуется более чем 30 тыс. единиц морского транспорта. Основную часть грузооборота порта составляют нефть, руда и каменный уголь. Его пропускная способность в 2010 году составила 430 млн тонн. С 1962 по 1986 год порт Роттердама был крупнейшим в мире, но затем уступил свои позиции. Однако он по-прежнему остается лидером среди морских портов в Европе.


Пересечение шести континентов

После Роттердама мировое лидерство в сфере контейнерных перевозок перешло к Сингапуру. Население этого небольшого города-государства составляет всего лишь 5 млн человек. Если разделить количество контейнеров, проходящих через местный порт, на число жителей города, то на одного человека их придется по 5 штук.


Порт Сингапура расположен на пересечении транспортных потоков шести континентов . Он соединен более чем с 600 портами из, по крайней мере, 100 государств мира. До 2009 года транзит контейнеров через порт ежегодно возрастал, что и позволило ему стать крупнейшим в мире. Однако мировой экономический кризис повлиял на товарооборот, и в 2010 году Сингапур уступил по своим показателям морскому порту в Шанхае.


Отечественный лидер

Морской транспорт является для России самым выгодным средством экономических связей с дальним зарубежьем. На его долю приходится около 90 % международного грузооборота в государстве. Самый большой порт России находится в Новороссийске (Краснодарский край) и расположен на северо-восточном побережье Черного моря .


Он является единственным в южном бассейне России незамерзающим глубоководным портом. В последние несколько лет его грузооборот держится в пределах 110-116 млн тонн в год, что обеспечило ему место в пятерке лидеров среди европейских морских портов.

Рекомендуем почитать

Наверх