Перфоманс история. Что такое performance marketing

Техника для сада 30.06.2020
Техника для сада

Перфоманс, стоит обратиться к авторитетным источникам. Согласно словарю живописных терминов, перфоманс (от англ. performance – «выступление», «исполнение», «игра», «представление») – короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи, музея или на открытом воздухе.

Эта форма современного искусства в конце 1960-х годов, вобрав в себя элементы театра, поэзии. Но при всей своей эклектичности перфоманс имеет ряд особенностей, которые делают его вполне самостоятельным явлением сегодняшней культурной жизни.

Отличительные черты перфоманса как формы искусства

Перфоманс является спланированным действом. Он предполагает наличие определенного сценария, в котором может быть продумано все, включая малейшие движения. Действие становится похоже на игру, правила которой определяет сам художник.

Особое значение в действии отводится художнику. Автор перформанса примеряет на себя роль некого персонажа и выбирает определенную поведенческую модель, которая помогает выразить замысел представления.

При этом предполагается невовлеченность зрителя в процесс. Сторонний человек не становится частью художественного действия, а остается наблюдателем.

Перфоманс протестует против традиционных художественных принципов, не требует от зрителя восприятия с позиций привычного искусства. Действие зачастую имеет ироничное, пародийное начало, нацелено на эпатаж. Тем самым выражается радикальная эстетическая позиция художника.

Известные перфомансисты и их работы

Одним из самых знаменитых перформансистов современности является югославская художница Марина Абрамович. Свой творческий путь она начала в конце 1960-х. К этому периоду относятся первые эксперименты со звуком и пространством. Однако настоящую славу ей принесли совместные работы с голландским перформансистом и фотографом Уве Лейсипеном, более известным под псевдонимом Улай.

Яркий пример совместного творчества Абрамович и Улая – перфоманс «Отношения во времени». Художники, расположившись друг к другу спиной, сплели свои волосы и находились в таком положении 16 часов. Все это время в зале галереи не было никого, кроме ее сотрудников. В начале 17-го часа, когда Марина и Улай уже были изрядно утомлены, в зал пригласили зрителей. Художникам удалось продержаться еще час, после чего представление было завершено.

Простой, казалось бы, вопрос «что такое искусство» вызывает сегодня массу дискуссий. С традиционным искусством, положим, все понятно. К примеру, в живописи это «классические» пейзажи, натюрморты, портреты, картины на мифологические и исторические сюжеты и так далее - все узнаваемое, привычное. А вот современное искусство - что это такое? И что такое выступления-перформансы, без которых сегодня обходится редкая выставка современного искусства?

Характерные черты современного искусства

Современное, или, как его еще называют, актуальное, искусство имеет настолько размытые границы, что обозначить их не под силу даже самым опытным профессионалам. Оно, можно сказать, представляет собой сплошной эксперимент. Происходит нескончаемый поиск новых идей, образов, приемов, средств выразительности. Искусство постоянно трансформируется и стремится к новизне, вплоть до потери материальности объекта творчества.

Очень часто в основу современного искусства ставится концепт, идея как форма познания реальности - именно поэтому сегодня искусство близко философии, как никогда. Концепт - явление сугубо интеллектуальное, таким образом, осмысление становится важнее эмоционального переживания зрителя.

В таком случае искусство оказывается вправе не принимать привычные формы, и им может стать что угодно: случайная фраза, фотография, чертеж или процесс, событие, явление.

Как известно, мир меняется, и искусство вместе с ним. Но почему же настолько кардинально? Поль Валери, французский поэт и художественный критик, еще в начале прошлого века объяснял трансформации современного искусства тем, что оно утратило свою основу, первоначальное сакральное значение. Кроме того, Поль Валери считал, что ситуация усугубилась тем, что на арт-сцене голос получила техника - машины, порой подчиняющие себе волю человека, и сами зрители, до недавнего времени совершенно пассивные по отношению к художественному процессу.

Перформанс на фестивале SKIF-2017 в Санкт-Петербурге.
Фото: Яна Барабанова

Наверное, в этом и стоит искать причины возникновения бесконечного количества разнообразных форм искусства, которые мы имеем сегодня.

Помимо концептуального искусства, о котором мы уже упоминали выше, в 70-х годах прошлого века был популярен минимализм с его любовью к простоте, однотонности, повторяемости, затем в 80-х и 90-х произошел новый всплеск интереса к цвету, изобразительности, фигуративности.

Еще позднее получили известность движения, основанные как на образах общества потребления, массовой культуры, так и на технических новшествах. До сих пор остаются популярными визуальные формы современного искусства, среди которых выделяется нашумевший перформанс, разновидность т.н. акционистского искусства (от слова акция, т.е. действие).

Искусство перформанса

Что такое перформанс, определить так же трудно, как и обозначить границы современного искусства. Он может быть совершенно разным. Пожалуй, единственная константа - это акцент не на статический художественный объект, а на действие, то есть на сам процесс созидания произведения. Для этого должны быть в наличии четыре составляющие (время, пространство, сам художник и зритель), благодаря которым произведение внезапно получает динамику и оживает.

Перформанс проще всего сравнить с театром, говорящим языком изобразительного искусства. Они оба оперируют пластикой тела и выразительностью, но между ними есть существенная разница. В отличие от театра, перформанс существует в реальном, а не условном месте и времени.

Первые перформансы появились в середине 1950-х гг., когда Д. Поллок, а за ним Ж. Матье превратили традиционно сокрытый от посторонних глаз процесс творчества в публичное действие. Но их настоящие истоки нужно искать еще раньше, в начале XX в. - в уличных провокациях футуристов, расписывающих свои лица, подобно холстам, в выходках отрицающих рационализм и логику дадаистов, в постановках Баухауза из геометрических фигур. В то время живопись уже начала рваться с полотна наружу, и подобные представления помогли ей преодолеть пространство картины. В 1960-е перформансы устраивали Ив Кляйн, Крис Бурден, Йоко Оно, Вито Аккончи, Йозеф Бойс.

В наши дни к деятелям перформативного искусства относятся Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн. А в России это Олег Кулик, Елизавета Морозова, Андрей Кузькин, Елена Ковылина, Стас Барецкий и др. Да-да, перформанс как форма современного искусства за все эти годы совершенно не устарел и до сих пор остается весьма популярным. Посудите сами, в 2014 г. «Арт Базель», самая известная ярмарка современного искусства, знакомил публику с творчеством аж 14 художников-перформансистов.

Сегодня перформанс стал привычной и порой необходимой составляющей выставочного пространства, которая организует его (как открытое - open space, так и замкнутое в интерьерах), а также налаживает построение коммуникации между художником и зрителем, что особенно актуально в наше время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления - акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?

Для начала разберемся, перфоманс - что короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. От театра его отличает то, что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ними персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства - центральная роль человека, его представляющего. Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс - что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

Ближайшие соратники такого рода представления - акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики. Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм - направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант - наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем. Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них - «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем.

Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…

Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — простыми словами: вид современного искусства, где произведением являются действия самого художника-исполнителя или группы художников. Если в других формах искусства объектом выступает картина, скульптура, движущийся объект (кинетическое искусство), то в перформансе сам автор является произведением.

Перформанс — это авангардное и концептуальное искусство. Изредка перформансом называют даже танец, театр, балет. В каком-то смысле это так и есть, однако под самим термином «перформанс» подразумевается нечто другое — то, что имеет отношение именно к узкоспециализированному жанру, или когда выступление создаётся именно как перформанс и ничто другое.

Впервые слово «перформанс» употребил композитор Дж.Кейдж в 1952году,когда исполнил на сцене произведение «4’33″» (4 минуты 33 секунды тишины). Как действующее направление в искусстве появилось только в 1960-е годы. Самыми яркими представителями этого направления в те годы были: Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Олег Кулик, Олег Мавроматти, Елена Ковылина и другие.

Перформанс по своей сути является не только ярким стилем авангарда, который пытается противопоставить себя классическим видам искусства и сделать нечто революционное, но и философия особого рода. Посредством особых концептуальных действий автор пытается передать осмысление той или иной стороны жизни. Передать свои ощущения он пытается не через картину, скульптуру или что-то другое, а через живое взаимодействие со зрителем. Зачастую такие выступления очень необычны и неожиданны. Неподготовленный зритель может вообще не понять, что происходит. Здесь цениться, как мнение и отклик опытного зрителя, который понимает в перформансах толк, так и случайного прохожего, который встретился с проявлением такого искусства случайно. По этой причине перформансы проводятся не только в специальных местах, но и на улицах, в общественных местах и т.д.

Живые картины, которые предполагают активное участие не только автора-художника, но и зрителя, представляют из себя акцию по разрушению стереотипов и взгляда на мир под необычным углом. Творческая составляющая здесь претерпевает кардинальные изменения. Если люди привыкли видеть привычное творчество в своём обычном проявлении, то даже абстракционизм или кубизм для человека, не разбирающегося в искусстве, может стать более понятным, чем тот же самый перформанс. Однако некоторые из видов перформанса стали нам давно привычны и понятны. Такие стилистические решения, как , Флэшмоб, тот же планкинг, гарлем шейк и даже скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также являются формами перформанса.

Видео: John Cage: 4’33» for piano (1952). Первый в мире перформанс:

Перформанс русского художника Олега Кулика — Reservoir Dog:

Перфоманс - некое действие, представление, в котором участники пытаются донести до зрителей определённую мысль, идею.
Слово «перформанс» происходит от французского глагола «perfounir» и буквально переводится, как «полностью снабжать» и английского глагола «perform» - «исполнять».
Первым понятие «перфоманс» ввёл в 50-х годах прошлого века американский композитор Дж. Кейдж, его перфоманс (слово фигурировало в афише) назывался «3,33 минуты тишины». Однако лишь спустя примерно 20 лет понятие «перфоманс» вошло в моду

Определения перфоманса

Их множество

  • Форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
  • Квазитеатральное действо, режиссирование и исполнение которого совершает профессиональный художник, в одиночку или с горсткой посвященных - нанятых статистов, коллег-соратников, обычно без словесного сопровождения, либо же таковое несущественно по сравнению с изобразительной частью.
  • Искусство акций, производимых художниками перед зрителями. Отличаются от всех видов визуального искусства тем, что главным оказывается не результат работы художника (картина, скульптура, вещественная композиция), а процесс этой работы, то есть некая акция.
  • Форма современного искусства, короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой, заранее спланированное и протекающее по некоторой программе. Смысл перфоманса не в нем самом, а в пространстве глубоко индивидуальных, эстетических и событийных переживаний очевидцев и соучастников.
  • Один из видов современного искусства. Представление, ориентированное на аудио-визуальное восприятие, синтез всевозможных направлений: театра, музыки, спецэффектов.
  • Вид современного искусства, где произведением являются действия самого художника-исполнителя или группы художников. Если в других формах искусства объектом выступает картина, скульптура, движущийся объект, то в перформансе сам автор является произведением.

Перфоманс — «каждый решает сам»

Вобщем, перфоманс понятие столь растяжимое, что им можно назвать любую публичную акцию, особенно если для средних умов она непонятна (американский художник Д. Поллак расстелив холст и встав на него разбрызгивал вокруг себя по поверхности холста краски.
Художники группы «Коллективные действия» в лесу у реки сшили из пестрого ситца оболочку «шара» диаметром 4 метря, набили её 500 надутыми шариками, вложили в «шар» включенный электрический звонок с батарейкой, завязали и пустили по течению реки, стояли и любовались, как красиво плывет «шар». Художник Олег Кулик нарядился в образ человека-собаки и с рычанием кидался на прохожих. Участники студии «ИнЖест» изображали на асфальте «живые цветы»)

Перфомансы Марины Абрамович

Одной из самых креативных выдумщиц в области перфоманса считается живущая в Нью-Йорке сербская художница Марина Абрамович.
- То она в галерее Studio Mona в Милане предложила зрителям сделать что-нибудь с ее телом, воспользовавшись предметами, разложенными на столике. Перфоманс был прерван в тот момент, когда Абрамович, уже полураздетой (одежду с нее зрители-участники срезали по кускам), кто-то засунул в рот дуло пистолета.
- То соединила свой рот с ртом коллеги специальным агрегатом. Ненормальные вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород и оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом.
- То перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.
- То обменивалась взглядом с любым посетителем выставки, что фиксировалось фотоаппаратом. Так она поглядела в глаза 1500 людям в течение почти 720 часов
- Почти две недели жила в некоем подобии квартиры (три открытые платформы), подвешенной на стене галереи. Во время перфоманса героиня не разговаривала и ничего не ела, все время суток отдав на всеобщее обозрение. Спуститься вниз она не могла: лестница была изготовлена в виде ножей, острых и уже окровавленных.

Рекомендуем почитать

Наверх