Психологический портрет известной личности пример. Психологический портрет личности: образец написания

Инженерные системы 12.10.2019
Инженерные системы

ТЕМА: Психологический портрет личности

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

1. Разнообразие подходов к определению личности

Основными проблемами психологии личности на первоначальном – философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у всех людей, но особенно сильно проявляются у больного человека. Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач, но и оно для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России – с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности.

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности. Сюда можно отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские – теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова, личность – это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

2. Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.
Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

3. Составление психологического портрета на конкретном примере

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

3.1. Положительные тенденции

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

3.2. Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

4. Способы коррекции нежелательных черт личности

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания психологического портрета видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы в общих чертах рассмотрели подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделали попытку описания и анализа психологического портрета личности.

Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.

Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.

Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Библиографический список

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 643 с.

Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура «личности» . – М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. – 400 с.

ВРАЧА 2.1 Эмоционально-ценностные... психологических особенностей личности суицидентов через психолого-лингвистический анализ...Курсовая работа >> Психология

Психологии в составлении психологического портрета личности по написанным текстам ГЛАВА 2: СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ СУИЦИДЕНТА 2.1 Компоненты анализа...

Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.

Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.

Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.

Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. (См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)

Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.

Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).

Пример оценки личности

Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.

Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина

Краткие сведения об испытуемом : ж пол, возраст, образование — студент

Черты характера : По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.

Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.

Интеллектуальная сфера : По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией

Согласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.

В тоже время, открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.

Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.

Эмоционально-волевая сфера:

Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, “защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Коммуникативная сфера :

Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.

В результате, можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.

Пример Пятифакторного опросника личности:

Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.

Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите «Б» — если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

1 Я не тревожный человек. ПНС НС Б С ПС
2 Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. ПНС НС Б С ПС
3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. ПНС НС Б С ПС
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. ПНС НС Б С ПС
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. ПНС НС Б С ПС
6 Я часто чувствую, что я хуже других. ПНС НС Б С ПС
7 Мне легко рассмеяться. ПНС НС Б С ПС
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. ПНС НС Б С ПС
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. ПНС НС Б С ПС
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. ПНС НС Б С ПС
11 Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. ПНС НС Б С ПС
12 Я не считаю себя очень радостным человеком. ПНС НС Б С ПС
13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. ПНС НС Б С ПС
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. ПНС НС Б С ПС
15 Я не являюсь дисциплинированным человеком. ПНС НС Б С ПС
16 Я редко чувствую себя несчастным. ПНС НС Б С ПС
17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. ПНС НС Б С ПС
18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. ПНС НС Б С ПС
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. ПНС НС Б С ПС
20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. ПНС НС Б С ПС
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. ПНС НС Б С ПС
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит. ПНС НС Б С ПС
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. ПНС НС Б С ПС
24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. ПНС НС Б С ПС
25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. ПНС НС Б С ПС
26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. ПНС НС Б С ПС
27 Я обычно предпочитаю работать один. ПНС НС Б С ПС
28 Я очень люблю пробовать необычные блюда. ПНС НС Б С ПС
29 Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. ПНС НС Б С ПС
30 Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. ПНС НС Б С ПС
31 Я редко испытываю страх или тревогу. ПНС НС Б С ПС
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. ПНС НС Б С ПС
34 Большинство моих знакомых любит меня. ПНС НС Б С ПС
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей. ПНС НС Б С ПС
36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. ПНС НС Б С ПС
37 Я веселый, живой человек. ПНС НС Б С ПС
38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. ПНС НС Б С ПС
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. ПНС НС Б С ПС
40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. ПНС НС Б С ПС
41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. ПНС НС Б С ПС
42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. ПНС НС Б С ПС
43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. ПНС НС Б С ПС
44 В своих взглядах я практичен и холоден. ПНС НС Б С ПС
45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. ПНС НС Б С ПС
46 Я редко бываю грустным и подавленным. ПНС НС Б С ПС
47 У моей жизни быстрый темп. ПНС НС Б С ПС
48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. ПНС НС Б С ПС
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. ПНС НС Б С ПС
50 Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. ПНС НС Б С ПС
51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. ПНС НС Б С ПС
52 Я очень активный человек. ПНС НС Б С ПС
53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. ПНС НС Б С ПС
54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. ПНС НС Б С ПС
55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. ПНС НС Б С ПС
56 Мне часто бывало стыдно. ПНС НС Б С ПС
57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. ПНС НС Б С ПС
58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. ПНС НС Б С ПС
59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. ПНС НС Б С ПС
60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. ПНС НС Б С ПС

Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.

(три градации от низкой выраженности свойств к высокой)

Нейротизм

  1. Эмоциональная стабильность - выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
  2. Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
  3. Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.

Экстраверсия

  1. В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
  2. Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
  3. В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.

Открытость

  1. Открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
  2. Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
  3. Открытость по отношению к опыту - выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.

Дружелюбие

  1. Выраженность дружелюбия - ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
  2. Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
  3. Выраженность дружелюбия - выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.

Добросовестность

  1. Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
  2. Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
  3. Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.

Ключи к NEO FFI (60 вопр.)

  1. Нейротизм (Neuroticism) 1(-) 6 11 16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56
  2. Экстраверсия (Extraversion) 2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)
  3. Открытость опыту (Openness) 3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58
  4. Склонность к согласию (Agreeableness) 4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49(-) 54(-) 59(-)
  5. Добросовестность (Conscientiousness) 5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60

Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:

ПНС НС Б С ПС
+ 0 1 2 3 4
4 3 2 1 0

УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

НЕЙРОТИЗМ 19+\-7

ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6

СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8

Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.

Прикрепленные материалы


Люди отличаются друг от друга своей внешностью (ростом, цветом глаз, волос и кожи, телосложением и другими признаками). К настоящему времени накоплено немало наблюдений, свидетельствующих о связи внешности человека с особенностями его характера. Еще в античные времена возникло учение, называемое физиогномикой, которое позволяет описать характер человека, руководствуясь его внешним обликом: чертами лица, фигурой, осанкой, манерами.

Эта система знаний, не лишенная научной обоснованности, и в наше время широко используется в практике работы криминалистов, психиатров, психологов.

Умение определить характер человека по его внешности и манерам поведения немаловажно как в процессе трудовой деятельности, так и в повседневной жизни.

§ 1. Понятие психологического портрета и техника его составления

Никто не будет оспаривать то обстоятельство, что к каждому человеку необходим индивидуальный подход. В противном случае сотрудник, работающий с людьми, обрекает себя на постоянные конфликтные ситуации. Для того, что бы понять человека, необходимо сначала его изучить. Только это обстоятельство позволит обеспечить индивидуальный подход.

Сотрудник органов внутренних дел постоянно вынужден оценивать людей, используя формальные и неформальные методы. К первым обычно относят целенаправленное наблюдение и беседу, анализ документов, изучение биографии, тестирование. Ко вторым относят сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы.

Если в первом случае сотрудник ставит процесс оценки под свой контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором – этот процесс осуществляется на уровне подсознания.

Сотруднику необходимо составить психологический портрет человека, чтобы находить наиболее продуктивные способы воздействия на личность, успешно управлять конфликтами. Что же такое «психологический портрет»?

Психологический портрет – это совокупность деятельностно-значимых, характерологических, типологических особенностей и признаков личности.

Психологический портрет бывает моментальный и полный. Основными компонентами моментального психологического портрета являются:

  1. национальная принадлежность, возраст, пол, физические данные;
  2. эмоциональные состояния;
  3. идеомоторные акты, т.е. непроизвольные движения за мыслью;
  4. признаки субкультуры, т.е. привычки, слова, присущие какой-либо профессии или членам коллектива;
  5. признаки сигналов (жаргон, специальные жесты и т.п.);
  6. татуировки;
  7. специальные признаки (признаки алкоголизма, табакокурения, наркомании):
  8. информационные признаки (прическа, одежда, вещи, которые носят с собой и т.п.).

При длительном общении и при достаточной информативности можно составить полный психологический портрет. Для его создания необходимо определить:

  1. направленность;
  2. подготовленность;
  3. характер;
  4. способности;
  5. темперамент;
  6. психофизиологические особенности;
  7. моментальный психологический портрет.

Стоит признать, что подобный подход не является единственным при изучении человека. Практичным является подход Ю.В. Чуфаровского. Он предлагает схему изучения личности , позволяющую нарисовать психологический портрет:

  1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства и т.п.
  2. Внешние признаки:
  • лицо (краткий словесный портрет, по возможности особенности строения лица);
  • рост;
  • вес и телосложение (худой, худощавый, полный, тучный и т.д.);
  • одежда (опрятен, за модой следит-не следит и т.д.);
  • манеры (производит впечатление приятное-неприятное);
  • голос (приятный-неприятный, сильный, гнусавый и т.д.).
  • Жизненный путь:
    • родители;
    • детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения и т.д.);
    • школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);
    • учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16–19 лет);
    • трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);
    • семейная жизнь (наличие детей, с кем живет в настоящее время).
  • Жизненные сферы:
    • семья (отношение между супругами, состоял в одном браке или нескольких, отношение к детям, родителям и т.п.);
    • профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т.д.);
    • политическая и общественная активность (активен-неактивен, сколько тратит времени на общественную деятельность и т.д.);
    • проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, театр, выпивки с друзьями и т.д.);
    • здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).
  • Поведение:
    • преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное;
    • реакция на трудности: растерянность, энергичность, безразличие;
    • особенности проявления эмоций и чувств (возбуждается легко, средне, быстро; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно-незаметно, долго-недолго; помнит обиды долго-недолго; по мелочам расстраивается-не расстраивается и т.п.);
    • проявление воли (самостоятельный-несамостоятельный, дисциплинированный-недисциплинированный, решительный-нерешительный, смелый-трусливый и т.д.);
    • поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие, теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков – теряет их и т.д.);
    • поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, мало, пьет много и не пьянеет);
    • нравственное поведение (соблюдение моральных норм, честность и правдивость. Проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).
  • Темперамент и характер.
  • а) темперамент:

    • общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый-незастенчивый; осторожный-решительный; склонность к лидерству проявляет-не проявляет);
    • эмоциональность (спокойный-раздражительный, невозмутимый-ранимый, сдержанный-возбудимый, пессимистический-оптимистический).

    б) характер:

    • свойства характера, выражающие отношения к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.); труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); вещам (аккуратность, неряшливость и т.д.), самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т.д.);
    • доминирующие черты характера (кардинальные, первичные, вторичные).
  • Мотивация поведения:
    • доминирующие потребности (физиологические потребности, потребности в самосохранении, принадлежности к социальной группе, уважении своей личности, самовыражении);
    • ценности и установки:
    • а) личностные оценки (ориентация на самосовершенствование, помощь другим людям, определенную деятельность, удовлетворение своих потребностей);

      б) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, нравы);

      в) материальные ценности (деньги, вещи, собственность);

      г) политические ценности (отношение к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, личные политические взгляды);

      д) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим и т.д.);

    • интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устойчивости интересов);
    • идеалы (наличие идеала: человека, идеи, поступка человека, литературного героя и т.д.).
  • Социальная адаптация:
    • социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);
    • восприятие социальной ситуации основывается на реальной оценке обстановки; в действиях преобладает логичность-нелогичность, адаптируется к ситуации быстро-медленно;
    • самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе).
  • Способности:
    • общие способности (плавность или беглость речи, уровень оперирования цифрами, богатство воображения, легкость запоминания).
    • специальные способности (организаторские, педагогические и т.д.); способность знакомиться, влиять на людей, полнота обобщений, способность разобраться в людях.

    Сбор информации и оценка личности на базе вышеуказанной схемы осуществляется в ходе коммуникаций. В процессе общения люди обмениваются знанием и опытом, передают друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношении к фактам, событиям, идеям, другим людям и самим себе.

    Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функционируют в основном на подсознательном уровне.

    Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдавшему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Практикой установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, безошибочно предвосхищают поведение друг друга.

    Эмпатия – это способность прочувствовать переживания другого человека. Процесс сопереживания обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать многие невысказанные или скрываемые намерения друг друга. Способность человека к эмпатии, как и любая другая предрасположенность, зависит от специфических задатков и соответствующего воспитания. Косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или неуверен в себе и т.д. Эмпатия воздействует на другого человека посредством жестов, внешней и внутренней речи.

    Процесс оценки личности начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие объекта. Одни люди в условиях первоначального контакта занимаются классификацией, пытаясь отнести собеседника к знакомому им типу людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внешним проявлениям личности и при этом уделяют внимание то содержанию речи партнера, то подмечают его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности, в отличие от тех, которые допускают, что другие также что-то в человеке могут понять и т.д. Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и локализуется на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов. Среди источников ошибок можно выделить следующие:

    1. Мнение других лиц. Рекомендуется использовать информацию от других лиц после составления собственного мнения об объекте. В противном случае очень легко впасть в субъективизм, обусловленный поверхностным, шаблонным суждением о человеке.
    2. Галло-эффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился – в терминах «неприятного». Это общая оценка распространяется практически на любую черту личности. Как правило, галло-эффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать общую оценку объекта. Это явление наталкивает наблюдателя на структурирование какого-то устойчивого образа.
    3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то вполне обоснованно можем предполагать, что ошибки в оценке объекта – следствие психических отклонений у наблюдателя.
    4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы-стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем клише, связанные с внешним видом, а также шаблоны, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют уменьшению ошибок в интерпретации поведения. Одна из причин ошибки заключается в том, что мы ожидаем от определенного лица вполне определенного поведения.
    5. Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах, и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психические состояние как наблюдателя, так и наблюдаемого может явиться источником ошибок в оценке личности.
    6. Доминирующая потребность. Она делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности: охотник лучше видит зверя, ягодник – ягоду. Следует отметить, что чем сильней потребность, тем чаще в этих ситуациях может быть подмена.
    7. Защитные механизмы:
    • а) проекция. Суть ее состоит в наделении реальности не присущими ей качествами. Когда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, он будет неосознанно винить в подозрении других;
    • б) подавление или вытеснение в подсознание – механизм психологической защиты, при котором происходит активное забывание психического материала;
    • в) реактивное образование. Принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены с прямо противоположной стратегией действий;
    • г) отрицание. Выражается в бессознательном отказе допустить существование отдельных факторов;
    • д) замещение – замена недостижимой цели другой целью;
    • е) сублимация. Разновидность вытеснения, которая снимает напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества;
    • ж) рационализация. Убедительные доводы в оправдание своего поведения.
  • Упрощение. Первое впечатление, как правило, неполно. Человек очень сложен, поэтому многие склонны к упрощению при восприятии. Люди иногда по какому-то отдельному факту делают выводы. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей.
  • Все перечисленные источники ошибок встречаются в деятельности сотрудников ОВД. Надо, хотя бы кратко, рассмотреть причины ошибок восприятия и оценки личности:

    1) особенности личности воспринимаемого;

    2) непреднамеренное или преднамеренное влияние воспринимаемого на воспринимающего;

    3) особенности личности воспринимающего.

    Индивидуально-психологические особенности воспринимаемых коррелируют со степенью открытости личности. Люди воспринимаются по-разному. Одни как бы открыты для восприятия, о них всегда легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Условно выделяют несколько типов людей.

    Есть категория людей, плотно скрытых под своим «панцирем» личности, что очень затрудняет доступ к их внутренним переживаниям. Они могут быть интеллектуалами, застенчивыми, недалекими и т.д., но догадаться об этом нелегко. Другие что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятностей, от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за цепью действий и операций. Они субъективно ощущают свое превосходство над другими и гордятся им.

    Когда человек осознает, что за ним наблюдают, он незамедлительно старается применить различные уловки, позволяющие выглядеть так, как ему хочется, чтобы его восприняли. Визуально это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений (мимики, жестов и т.д.). Следует отметить, что обман может быть преднамеренным и непреднамеренным.

    Лицо, тело, руки, голос и речь объекта, являющиеся показателями его внешних реакций, как бы ускользают от нашего внимания. Между тем лицо генерирует мимические движения, ослабляя или усиливая их соответствующим выражением глаз. Тело, имея соответствующие формы, принимая характерные позы, производит благоприятное или неблагоприятное впечатление. Определенная жестикуляция рук вызывает у нас чувство симпатии или антипатии к человеку. Голос с присущим ему диапазоном звуковых частот, резонансом, темпом и другими факторами создает у нас притягательное или отталкивающее ощущение. И наконец, речь, отражающая уровень интеллекта, заставляет нас восхищаться, удивляться или разочаровываться в изучаемом лице.

    Исследования психологов нацеливают нас на изучение невербальных коммуникаций – экспрессивных реакций лица, движений глаз, телодвижений, позы, походки, жестов, голоса, речи.

    Думается, что сотруднику органов внутренних дел следует иметь как можно больше информации о чертах личности людей, с которыми приходится работать.

    Составление психологического портрета это один из самых сложных и важных вариантов. Все люди умеют адаптироваться, приспосабливаться к определенным ситуации, но все делают это по разному. Одни ориентируются в конкретный момент и легко приспосабливаются к данной обстановке, такие люди как правило лучше работают при принятии решения. Другие – ориентируются на прошлое, способны действовать в рамках жесткой структуры с четкими рамками разрешения и запрета, правами и обязанностями – они способны работать при реализации в рамках определенных структур. Третьи – ориентируются на будущее с не одекватными ситуациями поведения – чаще выступают генераторами идей.
    Каждому руководителю важно научится вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для чего им нужно научится в первую очередь познать себя и других, выявить темперамент, характер, направленность личности и т.д.
    Благодаря этим компонентам можно составить психологический портрет:
    1 - Темперамент – благодаря темпераменту, присущему людям от рождения одни – быстры, подвижны, склонны к эмоциональным реакциям, другие – медлительны и спокойны. Темперамент – это фундамент нашей личности, основанный на нервной системе и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента не поддаются изменению, так как они чаще всего передаются по наследству. Нужно в первую очередь понять его особенности, чтобы определится с родом деятельности человека.
    К каждому типу темперамента нужно найти свой подход:
    Сангвиники – обладают сильной нервной системой, уравновешенны и подвижны, хотя возбуждение у них легко сменяется торможением и наоборот. Такие люди всегда обещают, что сделают, но не всегда исполняют обещанное, поэтому их нужно постоянно проверять и контролировать. Его плюсы - отзывчивость, общительность, жизнерадостность, минусы - легкомыслие, поверхностность, ненадежность.
    Холерик – обладает неуравновешенной нервной системой, где преобладает чувство возбуждения над чувствами торможения. Они всё время должны быть заняты делом, потому что он свою активность направить на коллектив и разложит его из нутри. Его плюсы – энергетичность , целеустремленность, продвижность , минусы – вспыльчивость, агрессивность, конфликтность.
    Флегматик – с сильным, уравновешенным, но инертным , неподвижным типом нервной системы. Он не может работать на скорость и быстроту, их главное не подгонять, он рассчитывает свои силы и время и сдаст свое дело в любом случает. Его плюсы – устойчивость, постоянство , надежность, терпеливость, активность, минусы – медлительность, безразличие, порой даже сухость.
    Меланхолик – со слабым, неуравновешенным типом нервной системы. На таких людей нельзя кричать, давить, давать резкие указания, так как они очень чувствительны и ранимы. Их плюсы – доброжелательность, сочувствие, мягкость, человечность, минусы – мнительность, ранимость, замкнутость и очень низкая работоспособность.
    В работе холерику легче с сангвиником, сангвинику с меланхоликом , меланхолику с флегматиком.
    2 – Характер – в характере человека выражаются его существенные особенности. Черты характера – это свойства личность, устойчивые особенности поведение человека.
    Структуру характера делят на 4 группы, которые выражают отношение личности к определенной деятельности:
    К труду – трудолюбие, добросовестность, настойчивость, ответственность, инициативность, противоположность этому – лень, безответственность, пассивность, склонность к рутиной работе;
    К коллективу и к обществу в целом – общительность, отзывчивость, уважение, противоположность – замкнутость, призрение, грубость, бездушие.
    К самому себе – самокритичность , гордость, чувство собственного достоинства и в чем то скромность , противоположное этому – сомнение, эгоизм, заносчивость, обидчивость.
    К вещам – аккуратность, бережливость, щедрость, противоположное – скупость.
    Формируется характер благодаря морально волевым качествам личности, на данном этапе выделяют 4 типа характера:
    Демонстративный личности очень сильно выражают свои эмоции и переживают их. Они могут лгать, не понимая этого, хотя не способны притворятся и пытаются постоянно убедить окружающих. Они очень артистичные натуры, которые умеют играть своими чувствами на публике. Благодаря своей артистичности имеют положительные черты – очень хорошо понимают другого человека, они могут стать писателями, актерами и социальными работниками. Принимают свои решения стремительно и импульсивно, ничего не обдумывая.
    Педантичный характер – противоположность демонстративному типу. Их негативные черты – нерешительность и постоянное чувство страха за свою жизнь, могут выразить положительные качества такие как, пунктуальность, аккуратность, ответственность, рассудительность. Долго колеблются при принятии решения и тщательно обдумывают свои действия.
    Застревающий тип – долго задерживают свои чувства гнев, ярость, страх и так же долго и ярко переживают свои достижения. Отличаются обидчивостью и злопамятностью. Они могут простить обиду, но никогда не забудут её.
    Возбудимый тип – постоянно недовольны, раздражительны . Не умеют управлять собой, что часто приводит к конфликтам.
    Способности – измеряются путем решения определенных задач. Они подразделяются на два вида:
    Общие формируются развитием интеллекта . К ним относятся трудолюбие и работоспособность., внимательность, собранность, гибкость ума адаптация и умение ориентироваться в трудных жизненных ситуациях.
    Специальные способности – это развитие к определенному типу деятельности.
    Направленность – это куда именно направлена деятельность человека, бывает направленность на себя, на задачу и на общению. Тут важно определить потребности в определенной направленности мотивов человека.
    Интеллектуальность – это ядро интеллекта – обеспечивающий реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения в соответствии со своим поведением. Структура интеллекта зависит от возраста, образования и индивидуальных особенностей.
    Эмоциональность – делятся на ум, волю и эмоции. Ум и воля подчиняются нам, а эмоции возникают помимо нашей воли и желаний. Мы можем скрывать эмоции и выплескивать их на ружу , но благодаря этому они не ослабевают. Управлять эмоциями необходимо, они делятся на:
    Аффект – возникающий в результате сильного потрясения, захватывает человека целиком и управляет его мыслями и действиями.
    Собственно эмоции – возникает на свершившееся, предполагаемые и вспоминаемые события, отражаются в субъективной оценки.
    Чувства – устойчивое эмоциональное состояние, отношение к конкретным событием и людям.
    Настроение – длительное эмоциональное состояние, отражает установку принятие или непринятие мира, связанно с темпераментом.
    Стресс- реакция организма на неожидаемую, напряженную обстановку. Может возникнуть на холод, боль, унижение.
    Умение общаться – это прежде всего процесс взаимодействия людей. Общение может быть вербальным – в разных формах и невербальным – мимикой, жестами .
    Делятся на виды - диалог, массовое, групповое, анонимное; каналы – зрительный, слуховой, при помощи прикосновений – тактильный и с помощью ощущения своего тела – соматосенсорный .
    Самооценка – человек оценивает свои способности, поступки и возможности. Она может быть заниженной , завышенной либо адекватной, что бывает достаточно редко.

    Не случайно лицо человека считается синонимом личности как таковой. Даже такие слова, как «физическое лицо» говорят о человеке, а «юридическое лицо» − о группе людей.

    Вроде бы лицо обычная часть тела – передняя сторона головы, но с помощью этой части тела, можно нарисовать психологический портрет личности.

    Психологический портрет личности - это психологическая характеристика индивида, содержащая описание его внутреннего мира и возможных поступков в определенных жизненных условиях.

    Хоть и говорят, что чужая душа – потемки, но внимательно приглядевшись к чертам лица незнакомой личности, можно узнать о ней много интересного. Специалисты одним взглядом могут определить насколько честен человек − смелый или трусливый, сильная личность или сама непосредственность.

    У всех нас неповторимые уникальные лица, которые с первых секунд знакомства выдают информацию о нас. Глядя на своего оппонента, мы пытаемся разгадать тайны, скрывающиеся за выражением его лица. Нас интересует суть личности, которая, возможно, станет нашим избранником, или компаньоном, или работником.

    Мы постоянно находимся в окружении множества людей: в транспорте, в рабочем или творческом коллективе, среди друзей. Каким-то образом мы распознаем лица, и эта способность нам необходима. В нашем мозге на границе височной и затылочной долей есть зона, которая отвечает за эту способность.

    Лицо – социальный инструмент

    Исследователями было доказано, что мозг человека распознает лицо в целом, а не в совокупности отдельных частей лица личности. Питер Томпсон продемонстрировал это на примере фотографии Маргарет Тэтчер. Перевернутое фото, но с неизмененными глазами и губами, на первый взгляд, не были никем замечены.

    Лицо является информативным, адаптационным, социальным инструментом о и характере человека, даже о его поведенческих стереотипах.

    Считывается портрет личности на бессознательном интуитивном уровне. Мы имеем определенный опыт социализации, и еще в детстве, школе и в других заведениях мы научились ожидать от людей с похожими чертами идентичных действий и поведения.

    Выражение эмоций

    Еще Чарльз Дарвин выдвигал гипотезу, что все гомосапиенсы (человек разумный) имеют одинаковые выражения лиц, показывая все шесть эмоций.

    Исследователь Пол Экман подтвердил гипотезу Дарвина после того как провел эксперимент с американцами и японцами. Он наблюдал за эмоциями людей при просмотре фильма ужасов. Японцы вели себя сдержанней, в силу культурных традиций сдерживать свои эмоции. Но в целом, образец страха на всех лицах выражался одинаково.

    Опыт общения с людьми позволяет нам создавать психологический портрет личности каждого из собеседников. Но нелегко распознать, например, недовольство, которое скрыто за улыбкой личности. Каждая эмоция имеет проявления, по которым можно определить истинное отношение собеседника. Глядя внимательно на лицо, мы на бессознательном уровне понимаем, что за человек наш собеседник, и что от него можно ожидать. Лицо сигналит о характере, о человеческих базовых эмоциях.

    Как психологический портрет связан с характером человека

    С древности считалось, что по лицу человека можно создать психологический портрет личности и узнать исчерпывающую информацию о нем. Связь строения самой занимательной поверхности на теле человека с характером и судьбой пытались найти древние китайцы. Системы распознания разрабатываются и сегодня. Физиогномикой называется эта наука, без которой не могут обойтись современные криминалисты и крупные компании.

    • Китайцы разделяли лицо человека на три части, каждая часть для определенного возраста личности имеет первостепенное значение. Часть от границы волос на лбу до бровей рассказывает об интеллекте человека и об успешности в карьере. Высокий лоб говорит о целенаправленности и карьеризме личности, наличие одной морщины на лбу указывает на стремление человека развиваться в одном направлении. Яркими примерами обладателей высокого лба были Ломоносов, Ленин, Эйнштейн.
    • Часть от бровей до кончика носа может указать на подвижность духа, силу личности, умение контролировать себя. В 35 летнем возрасте и старше эта зона важна особенно. Это тот возраст, в котором происходит профессиональный . Крупный нос указывает на громадную жизненную энергию. Такие люди могут реализоваться в бизнесе, в общественной деятельности, то есть вовне. Маленькие и тонкие крылья носа принадлежат впечатлительной и непостоянной личности.
    • Нижняя часть лица говорит о способности личности привязываться к другим людям и о вероятности успеха в жизни. Например, человеку с полными губами приписывают эмоциональность, темпераментность и открытость. Обладатели тонких губ стремятся к наукам и самопознанию. Плоские щеки указывают на реализацию через внутренний потенциал.

    Влияние возраста на психологический портрет

    Наше лицо изменяется в течение нашей жизни, и специалисты утверждают, что изменения не менее информативны, чем отдельные части лица личности.

    Морщины на лице рассказывают о многом. Что именно они говорят, известно исследователям. Для этого все лицо разделяется на сто точек, соответствующих году жизни. О подробностях жизни и судьбы в 25 лет рассказывают межбровья. А в 60 лет – губы.

    Но общество ученых отвергают теории определения судьбы и психологического портрета личности только по лицу. В 1872 году Чезаре Ламброзо вывел теорию прирожденного преступника. Он утверждал, что преступные наклонности можно выявить по отличительным признакам личности, в совокупности с психологическими и физическими особенностями. Но многие специалисты с утверждениями ученого сегодня не согласны.

    Роль внешности в психологическом портрете

    Как бы там ни было, лицо человека постоянно работает, причем для некоторых личностей оно работает на них, а для других – против них.

    Коммуникация между людьми в современном обществе такова, что роль внешности, в частности, лица, как главного коммуникативного средства, занимает первичное место. Значит, психологический портрет личности в первую очередь определяется по внешности человека.

    Итальянские исследователи провели эксперимент. Разослав абсолютно идентичные образцы резюме, в которых отличались только личные данные и фотографии, в различные места работы, получили прогнозируемый результат. Красивые женщины заинтересовывали чаще работодателей. Они значительно больше получили приглашений. Да и красивых мужчин потенциальные работодатели не обошли вниманием.

    Некрасивые представители человечества в эксперименте особо никого не заинтересовали. Вывод напрашивается сам собой. Принято считать, что оплата труда красивых людей выше, им легче убедить собеседника и добиться своего. Для них срабатывает так называемый «гала» эффект, когда общее впечатление о личности, влияет на оценку ее частных особенностей. Так привлекательных людей нередко считают наделенными большими умственными способностями.

    Красота может сыграть и обратную роль, особенно в отношениях одного пола. Американские ученые провели исследования и выяснили, что работодатели женского пола скорей выберут в ряды своих работников непривлекательных женщин, так как красивые личности выступают потенциальной угрозой.

    Оценка интеллектуальных способностей и отношение к психологическому портрету личности идет таким же образом. Красивые люди воспринимаются как менее умные, ненадежные и требовательные.

    Роль внешности в любовных отношениях

    В любовных отношениях преимущества привлекательной личности кажутся неоспоримыми. Красивые люди чувствуют себя более уверенно, они испытывают на себе больше симпатии других людей. Это своеобразная комплементарность красоте личности.

    Красивой девушке следует разочаровать партнера для того, чтобы услышать суровые слова. Некрасивой девушке нужно потрудиться и заслужить хорошие слова в свой адрес. В этом и состоит разница психологического портрета личности.

    Однако и в любовных отношениях красота не всегда идет на пользу. Внешне привлекательные личности более требовательны к жизни, а потому и с большими претензиями подбирают партнеров, большего требуют, ждут и разочаровываются. Две красивые личности чаще расстаются, так как считают, что замену найти легко.

    Психологи утверждают, что когда мы задумываемся о любви, то стараемся избегать красивых представителей противоположного пола. Наше подсознание подсказывает, что красота станет угрозой для серьезных и продолжительных отношений.

    По мнению психологов, не всегда мы выбираем партнеров по внешним данным. Мы выбираем, опираясь на глубокие психологические причины, и одной из них является то, насколько тот или иной тип внешности личности нам знаком.

    Если перед девушкой поставить человека, похожего на ее отца или же прямую его противоположность, то она склонится к выбору похожего на отца человека. Это не имеет никакого отношения к определению психологического портрета личности, само подсознание движет девушкой, определяя более выгодный вариант личности.

    Влияние внешности на поведение людей

    Даже в обыденной жизни мы просыпаемся, смотрим на себя в зеркало, удовлетворяемся отражением своего лица и идем на встречу с обществом. В толпе людей мы ищем себе подобных, так как рядом с ними мы чувствуем себя спокойными. Это включается фокус внимания сходства. Человек, видя свое подобие, автоматически становится спокойным.

    Разгадать, почему нам одни лица людей нравятся, а другие нет, опираясь только на математические формулы или определенные стандарты, невозможно. Практически все научные теории о внешности основываются на эволюционной психологии. берет истоки из нашего животного прошлого.

    В сознании каждого из нас заложено то, что красота свидетельствует о высоком качестве генов ее обладателя. Это значит, что красивая личность даст крепкое и здоровое потомство.

    Сегодня многими учеными принято считать, что красота не является знаком качества ее обладателя, а наоборот, является признаком шаблонности, максимального сходства с себе подобными. И чем легче нашему мозгу обработать образ человека, тем он кажется нам красивее. В основе лежит принцип экономии энергии, который срабатывает во всех случаях жизни: при выборе партнера, машины, собаки.

    Что важнее всего в жизни: красота или внутренний мир?

    Ценить людей за их индивидуальность, не обращая внимания на их привлекательность, умели еще древнеримские скульпторы. И если греческие скульпторы изображали великих людей с прекрасными лицами, то римляне преподносили своих людей такими, какими они были в действительности.

    Главной ценностью для римлян было передать характер, типаж, индивидуальность личности, пусть даже они были некрасивыми и немужественными на вид. Помпей Великий запечатлен в скульптуре с одутловатым, слегка глуповатым и абсолютно не воинственным выражением лица. Но он был главным противником Юлия Цезаря.

    Зачастую люди стремятся изменить свою внешность, надеясь на крутые повороты в жизни. На такой шаг решаются те, которые не уверены в себе, и скорей всего эта проблема тянется еще с детства. В начале жизни каждому из нас важно ощущать себя красивым человеком. И первым маркером для девочки становится ее отец. Если он говорит, что девочка красива, то какой бы внешности она ни была, у нее не появятся комплексы относительно ее красоты. И жизнь девочки будет на уровне красивых людей.

    Мы нередко можем наблюдать людей с невыразительной внешностью, но с внутренним потенциалом, способным притягивать к себе внимание, с неким шармом, или как еще говорят харизмой, благодаря которой они способны повести за собой массы людей. Внешний вид человека, независимо от того, насколько он красив, в тандеме с внутренним миром, всегда привлекал и будет привлекать к себе большую часть общества.

    Позитивный настрой, стремление к саморазвитию, любовь к окружающим, доброта и спокойствие способны создать самый благоприятный психологический портрет личности, и неважно обладателем какой внешности будет личность.

    Рекомендуем почитать

    Наверх