Истории о несметных сокровищах и кладах Степана Разина - легенды или реальность? Легендарные клады стеньки разина.

Элементы декора 23.09.2019
Элементы декора

В августе в окрестностях села Новодевичье в Шигонском районе, значительная часть которого ушла под воду во время строительства Волжской ГЭС, начались подводные работы по поиску клада Степана Разина.

Как считают участники экспедиции «Великие реки России», легенды о золотых кладах атамана Разина имеют под собой веские основания. Между тем самарский исследователь Александр СКУПЧЕНКО утверждает: там, где атаман устраивал свои схроны, русло реки практически не менялось. Это означает, что искать сокровища нужно по берегам Волги, в многочисленных карстовых пещерах.

Волга-кормилица

Разинские сокровища действительно существовали, и причём были несметными, уверен краевед. Откуда золотишко и камушки? Ведь историкам известно, что середина XVII века - это разбойничьи времена, когда на Волге действовало огромное количество воровских шаек (в иные годы до полутора тысяч), промышлявших грабежом торговых судов, которые держали путь от верховьев реки до самого Каспия. Даже название «Жигули» многие историки связывают со словом «джигать» - убегать. В горах прятались беглые крестьяне и разные другие «тати». Значит, Разин кормился здесь не один. И не каждое нападение на судно было удачным - по Волге возили не только деньги и драгоценности, но и соль, дерево, хлеб, рыбу. В биографии атамана достаточно тёмных пятен, рассуждает краевед. Интересно и непонятно, например, почему в 1667 году он не пошёл вверх по Дону, как сделал это за год до него другой атаман Василий Ус? И почему, добравшись с боями до Волги, он не пошёл вверх по реке, где находилось множество богатых городов - Саратов, Симбирск, а стал пробиваться сквозь астраханские гарнизоны в море? Куда он стремился и кого намеревался грабить? Александр Скупченко утверждает, что Разин стремился в Персию. Но почему именно туда? Потому что вокруг всё уже было разграблено? Может, была иная причина?

Киднеппинг по-разински

Ответ на вопрос, который не давал покоя самарскому краеведу много лет, он нашёл случайно. Сработал феномен так называемого ангела из библиотеки, когда таинственный случай вкладывает в руки человека, целеустремленно ищущего какую-то информацию, нужную книгу, и открывает ее на нужной странице. Явление это необъяснимое, но хорошо известное практически каждому учёному. Так вот, в одном дореволюционном издании Скупченко обнаружил показавшееся ему вполне обоснованным подтверждение огромных богатств, доставшихся Разину и его дружкам без особого труда и риска. Найденный факт к тому же проливал свет не только на не совсем понятное поведение атамана, но и на его неблаговидные дела. - Изучая «Каталог землетрясений Российской империи. Записки императорского географического общества», изданный 1893 году в Санкт-Петербурге, я прочитал о нескольких землетрясениях, случившихся подряд в 1667 году в городе Шемахе (150 км от Баку) в течение трёх месяцев, - рассказывает Скупченко о своих архивных изысканиях в книге «Неизвестные клады России».

Вот текст из каталога: «В 1667 году в Шемахе были постоянные землетрясения в течение трех месяцев, причем не только множество зданий было разрушено, но и некоторые горы повалились; дороги были до такой степени испорчены, что караваны должны были отыскивать новые пути; до 80 тысяч человек погибло».
Может, потому так и рвался атаман в Персию? Ведь понятно, что стихийное бедствие заставило местное население бросать дома, имущество, которое и становилось лёгкой добычей шаек мародёров. В тех самых местах прихватил Разин, как известно, и шемаханскую княжну, надеясь, видимо, на богатый выкуп. Но то ли все родственники несчастной княжны во время землетрясения погибли, то ли они не узнали, кто из разбойников украл их родственницу, но Разину пришлось тащить княжну за собой, на Русь. Как он от неё впоследствии избавился - смотри слова известной народной песни.

Вот и получается, что тот поход в Персию, который историки окрестили потом как поход «за зипунами», а после 1917 года окрасили его в тона «классовой борьбы», был обычным грабительским походом. Хотя и умело организованным.

Приволжские банки

Возвращаясь с добычей из Персии, Разин разбил посланные за ним персидские суда, а затем успешно справился со стрельцами под Астраханью. И только в 1669 году поддался на уговоры царя и принял присягу верности самодержавию. Оговорив, правда, условие, что его отпустят со всей шайкой и награбленным добром. Но, вернувшись на Дон, Разин вновь взялся за старое и, собрав ещё более многочисленный отряд, пошёл вверх по Волге. Полчища атамана разорили десятки городов: Воронеж, Тулу, Усмань, Елец, Алатырь, Курмыш, Пензу, Саранск, Верхний и Нижний Ломов, Саратов, Царицын. Ну какой известный пират или разбойник за всю историю человечества мог сравниться с Разиным в количестве разграбленных городов и весей?! Так что «заработали» разбойнички достаточно! Лишь у Симбирска мятежникам дали отпор регулярные царские войска. И Разин бежал на Дон. Вот только следы войсковой казны при этом потерялись. Где же осталось злато-серебро, награбленное за несколько лет? Самарский исследователь полагает, что Степан Разин - казак, некогда сам состоявший на государевой службе, хорошо понимал: без денег «большую политику» не сделаешь. Тогда и были созданы «банки» - клады, прездназначенные для финансирования предстоящих «политических» мероприятий. И большая часть ценностей войсковой казны оказалась в гротах и пещерах на Самарской Луке.

За прошедшие столетия, конечно, старинные платья превратились в прах, коррозия наверняка разрушила некогда острые стальные клинки и стволы мушкетонов и пистолей. А вот драгоценные каменья вряд ли пострадали, как и изделия из цветных металлов. И хотя за давностью лет скорее всего теперь не определить, кому из разбойников принадлежали те или иные сокровища (если, конечно, на груде полуистлевшей рухляди или на бочонке с золотыми червонцами не обнаружат составленную им самим опись вещей), несметные разинские сокровища до сих пор дожидаются счастливчиков. Шанс обнаружить несколько знаменитых «кладниц», высок у тех, кто ведёт поиски по берегам реки. Ведь строительство ГЭС на геологию Жигулей существенно не повлияло...

А потом сказал, что знает тайну писем и кладов своего брата.

Казнь Фрола Разина была отсрочена, но через два дня его жестоко пытали, а показания его были сообщены царю Алексею Михайловичу, который проявлял живейший интерес ко всяким слухам о кладах. Ведь "по отпискам" воевод, бояр и всякого другого богатого люда, "разбойник награбил зело много добра всякого", и среди прочего находился сделанный безымянным мастером из слоновой кости "Царьград", который очень нравился Степану Разину. При разгроме восстания, когда сам атаман бежал в Кагальник, он не пожелал расстаться с "Царьградом" даже в минуту смертельной опасности и послал за этим сокровищем своего брата.

Разинских кладов насчитывается бесчисленное множество. По берегам Волги, где некогда гулял атаман со своей лихой вольницей, некоторые холмы с тех пор носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина... В разинских "Буграх", по народному поверью, знаменитый разбойник в глубоких погребах спрятал свое богатство, и теперь оно лежит там "заклятое". "Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горе, стережет свои поклажи", - так обобщает легенды о них знаменитый русский собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

По поводу того, что Стенька Разин сам себя определил в сторожа, Н. Аристов приводит такую версию: "Клал Стенька клады не с тем, чтобы взять обратно, а потому, что некому было передать на сбережение... Или по желанию, чтобы сокровища его не достались никому, особенно человеку недостойному.

Словно чуял Разин, что он - великий грешник, не будет знать смерти на земле, что будут его мучить силы преисподней неслыханной мукой. По некоторым преданиям, мучается он в жигулевских горах; будто у него две бабьи груди и обе сосут змеи".

По народным преданиям, удалой атаман был не вором и разбойником, а защитником простого народа. Нарушителями народных интересов и прав (имущественных и личных) являлись помещики и воеводы, потому и неудивительно, что во многих легендах и сказаниях говорится, что клад разинский зарыт на бедных и гонимых.

Но хотя рассказов о кладах Стеньки Разина много, ни один из них до сих пор не найден, хотя как будто известны точные места их захоронения и даже "зароки", на которые эти клады положены. А не найдут их потому, что С. Разин - колдун и чернокнижник. И Марина, главная жена его, тоже была колдуньей, чарами чаровала и свои собственные клады имела - золото и серебро в заговоренных бочках, и клады ее сам Степан Разин разгадать не мог.

"Когда изловили Марину и его сотоварищей, почти за каждым из них числился клад. Но Разин ушел и спрятался в берегу между Окой и Волгой, и до сих пор там живет: весь оброс мохом, не знать ни губ, ни зуб". А не умирает он оттого, что мать-земля не принимает его, столько он нагрешил, насвятотатствовал, что не может сойти в землю. Ушел Стенька Разин в сторожа своему кладу, и будет жить, пока жив клад, тем самым обрел он свое разбойничье бессмертие.

Легенда о том, что не только клады атамана "заговоренные", но и сам он человек "заговоренный" и неуязвимый, существовала еще при жизни Степана Разина. Царицынский воевода еще в 1610 году отписывал царю: "Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля - ничего не берет". А в народе говорили так: "У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал, не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму, по Волге плывет и вдруг на воздух над ней поднимался, потому как был чернокнижником".

Клады Стеньки Разина особые, они спрятаны в землю на голову человеческую, а то и на несколько голов. Чтобы добыть их, "кладоискатель" должен погубить известное "заговоренное" число людей, и тогда уж клад достанется без особых затруднений. Иногда клад зарыт на "счастливого", но это бывает очень редко. Тогда "знаком клада" являются черная кошка или собака . В этом случае надо идти за такой кошкой (или собакой), а когда она замяучит (или залает), надо ударить ее изо всех сил и крикнуть: "Рассыпься!". А потом в этом месте копать...

На Волге среди казаков, бурлаков и другого люда долго бытовало поверье, будто по ночам Степан Разин объезжает все места, где положил свои клады - по городищам и пещерам, по горам и курганам, а то и просто вдоль Волги-матушки, - и проверяет. Видел1 его будто в заломленной папахе на белом коне, промчится он только его и видели. А то в струге плывет под белыми шелковыми парусами...

Хитро и надежно спрятаны клады Степана Разина. Выше уже указывалось, что вроде бы известны места их нахождения (например, что "оставил разбойник клад под корнями шести берез"), не откопать их не помогает даже "Завещание" самого Степана Разина:

"Шел я, Степан Тимофеевич, сын Разин, из города Алатыря верх Суры-реки и дошел до речки Транслейки (в 30 верстах от Алатыря) и спрашивал Мордвина, где пройти за Суру-реку, - и перешел со всем моим войском. Дошел я оброда в горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, но это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы, - еще гора, и в горе ключ в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выходят... три яблони посажены в малой стрелке (мыс между двумя оврагами), в полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная, на верхней горе - шелом. Тут пенек - дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом, и тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан, покрыт, обложен пластинками дубовыми, и в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей - купца Бабушкина, алатарскаво клюшника, сорок тысяч, и его Ивана два сундука платья, сундук третий - запонки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще четыре пуда особливого жемчугу и семь ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно - травой. В средине стоит образ Богоматери не оцененный, украшенный всякими бриллиантами.

Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полета жирелей (оглоблей); а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: "Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память !" А коню голову отрубить... Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения".

В "Завещании" не говорится, как надо выстрелить и куда девать икону, но в некоторых преданиях указано, что выстрелить следует в икону, а затем пешком отнести ее в Киев. И только тогда можно брать клад...

ТАЙНА КЛАДА СТЕНЬКИ РАЗИНА

Публикацию подготовила Ольга ЯРОХИНА

Клад, спрятанный в землю, не просто монеты и драгоценности. Как только клад зарыли — над ним, по поверью, образуются незримые охранные силы. Поэтому обычно \"богатства\" кладутся под зарок, т. е. его владелец, перед тем как спрятать сокровища, произносит или пишет на бумаге некую фразу, которая должна предопределить дальнейшую судьбу драгоценностей. Зарок содержит информацию о том, кто, когда и при каких условиях сможет овладеть этим кладом. Когда у спрятанных сокровищ кончается срок зарока, а они еще не нашли хозяина, клад становится бродячим и сам обнаруживает место своего пребывания. Бывает, что клады, особенно в нашем столетии, прячут совсем без зарока. Такие сокровища также ищут сами себе хозяина и сами даются ему в руки. Существуют и такие клады, овладеть которыми невозможно совсем…

Первый, персидский, поход казацкого атамана Стеньки Разина начался весной 1667 года. Тогда он с полутора тысячами донской голытьбы отправился в дальние края, на Каспий, с главной целью: \"пуститься за зипунами\", то есть награбить побольше добра и с богатыми трофеями вернуться на Дон. \"Ой вы, ребятушки, вы, братцы, голь несчастная, вы поедемте, ребята, в сине море гулять, корабли с товарами на море разбивать, а купцов да богатеев в синем море потоплять\". Так в народной песне обращался Разин к своим товарищам.

На легких судах-стругах разинцы спустились вниз по Волге. Лихой клич казаков: \"Мы веслом махнем — караван собьем\" — оправдался у Царицына, где они взяли на абордаж торговые суда, груженные разными товарами. А когда огромный отряд Разина достиг Персии, здесь его ждали и вовсе сказочные богатства.

Удалая дружина опустошала дворцы шаха и склады персидских купцов, \"обирала до нитки\" дома местных богачей. Были даже взяты чистокровные скакуны из конюшен персидского шаха.

Завалив доверху дорогими товарами и драгоценностями свои суда, казаки направились к родным берегам. Весть о необычайно богатой добыче и храбрости донцов неслась впереди них. Один иностранец, видевший разинцев в Астрахани, писал: \"Казаки были одеты, как короли, в шелк, бархат и дорогие одежды, затканные золотом\". Другой вспоминал, что когда Разин \"ходил по улицам, то бросал в народ золотые и другие награбленные им монеты, и оттого народ встречал его приветливыми криками\". Астраханскому наместнику Разин щедро пожаловал баснословной цены соболью шубу, а воеводе — \"кучу бесценных вещей, в особенности жемчугов, прекрасных конских сбруй, усыпанных янтарем и бирюзой, а также большое количество золота и серебра\".

На Дон разинцы возвратились со славой и богатством. Но долго здесь атаман не задержался и снова со своим огромным войском двинулся к Волге. Взяли Царицын и Астрахань. Немало добра забрали у бояр, купцов и в богатых дворянских имениях.

Конечно, Разин не мог не думать о будущем, о том, как, например, обеспечить дальнейшее существование своей \"ватаге\". А потому награбленным золотом и драгоценностями набивал секретные пещеры и потайные ходы…

Как известно, восстание было подавлено в 1671 году. Степан Разин и его брат Фрол были взяты в плен и под усиленной охраной доставлены в Москву. Их жестоко пытали в застенках по приказу Тайных дел: били плетьми, поднимали на дыбу, жгли раскаленным железом, стараясь в первую очередь выведать, где спрятана казна восставших, золото и серебро. Считалось, что одного помещичьего добра схоронил Разин в своих тайниках на 10 миллионов рублей золотом. Однако ни на дыбе, ни под клещами тайны своей атаман так и не выдал. Разина казнили на Красной площади четвертованием.

В июне 1671 года в Гамбурге вышла газета \"Северный Меркурий\". В ней была помещена корреспонденция английского купца Томаса Хебдона, находящегося в Москве. Как очевидец он подробно описал казнь Степана Разина.

Хебдон писал: \"По всему миру уже разнеслась весть о том, как мятежник Степан Разин год назад стал главарем множества казаков и татар, как он захватил город Астрахань и все Астраханское царство, совершил разные другие тиранства и как, наконец, он всячески стремился привлечь на свою сторону донских казаков, чтобы нанести сильный удар по Москве. Следует знать, что упомянутые донские казаки сделали вид, будто они с ним согласны. Однако поступили так из хитрости, дабы поймать лису в ловушку. Выведав, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, казаки напали на него и захватили с братом в плен. В прошлую пятницу тысяча мушкетеров-стрельцов доставили его сюда, и сегодня, за два часа до того, как я это пишу, он был наказан по заслугам. Его поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку — семи футов вышиной. Там Разин стоял так, что все люди — а их собралось более ста тысяч — могли его видеть.

На повозке была сооружена виселица, под которой стоял, пока его везли к месту казни. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; руки были растянуты в стороны и прибиты к краям повозки, из них текла кровь. Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Фрол казался очень оробевшим, так что главарь мятежников его подбадривал: \"Ты ведь знаешь, мы затеяли такое, что и при еще больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца\". Этот Разин, как было видно, совсем не боялся смерти.

Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью.

Сперва ему отрубили руки, потом ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев. Туловище вечером было выброшено псам. После Разина был казнен еще один мятежник, а завтра должен быть казнен также его брат.

И вот тут-то, после казни Степана Разина на Красной площади, начинается интересное и загадочное действо. После того, как палач разделался с Разиным и подручные поволокли на плаху его брата, Фрола Тимофеевича, тот вдруг срывающимся от натуги голосом крикнул: \"Слово и дело государево!\" И сказал, что знает тайну кладов Разина. Казнь была отсрочена.

По свидетельству очевидца — иностранца Конрада Штуртцфлейша — уже превращенный в кровавый обрубок Степан Разин вдруг ожил и прошипел: \"Молчи, собака!\" Это были последние слова Разина.

Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля. О всех показаниях немедленно докладывали царю Алексею Михайловичу, который проявил большой интерес к кладам Степана.

Весть о том, что во время казни на Красной площади брат Степана Разина крикнул: \"Слово и дело государево\" и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди московского люда, а затем и по всей России. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о его заговоренных сокровищах, зарытых в разных местах на берегах Волги…

Пытались ли разыскать разинские клады в то время, неизвестно. Первая же попытка, описанная в документах, относится лишь к 1893 году. Тогда ротмистр Гатчинского полка Ящеров предпринял поиски в Нижегородской губернии, в четырех из двенадцати становищ разинцев по реке Алатырь.

Ротмистр решил попытать счастья и начал хлопотать в Петербурге о разрешении заняться кладоискательством. Разрешение от Императорской археологической комиссии ему было дано, и поздней осенью Ящеров с помощниками отправился на Волгу.

Увы, поиски ничего не принесли. Вскоре настала зима, и работу пришлось отложить до лета. Тем временем местная полиция получила сведения о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловки на глубине сорока метров обнаружено просторное подземелье с прочными дубовыми дверьми, запертыми железными засовами и замками. Подземелье, видимо, имело вентиляционную трубу. В эту трубу и провалилась задними ногами лошадь во время пашни. Образовалось отверстие размером в обыкновенное колесо. Нашлись двое смельчаков, спустившихся туда на веревке. Первого вытащили онемевшим от ужаса. В ту же ночь он скончался. Другой, местный псаломщик, пробыл в подземелье несколько минут и также натерпелся страха. Он-то и сообщил о виденных там дверях…

Только в 1904 году ротмистр Ящеров, теперь уже отставной, снова занялся поисками разинских сокровищ. Кое-какие успехи на этот раз были достигнуты. Во-первых, обнаружены приметы клада: камень с высеченным на нем знаком, остатки плотины, близ которой, по слухам, должна была находиться затопленная лодка с золотом.

Возможно, Ящерову удалось бы разыскать клад, но вспыхнула Русско-японская война. Отставной ротмистр пошел на сверхсрочную службу, уехал на Дальний Восток и погиб где-то в Маньчжурии.

Последние поиски были предприняты в 1914 году, но уже в Царицыне, близ церкви Святой Троицы. Тогда здесь образовался провал глубиной в четыре метра. На дне его оказались гробы и скелеты. Вспомнили, что здесь был подземный ход, сооруженный еще во времена Степана Разина и идущий от церкви до Волги. Сюда приставали груженные драгоценным добром струги грозного атамана. Начали искать — и опять никакого результата.

Есть еще один \"адрес\" клада. Это знаменитый Царев курган близ устья реки Сок, притока Волги — огромный высокий холм. Он поднимается на высоту 100 метров. В нем есть таинственные подземные ходы. Русский путешественник И.И. Лепехин, посетивший этот курган в 1768 году, писал: \"Приметы заставляют думать, что сия громада взворочена человеческими силами, и утверждают, что славный некогда по волжским окрестностям грабитель Стенька Разин соорудил сию достопамятную громаду, которая ему во многих случаях, а особливо в полую воду, служила защитою и убежищем\". В Саратовской губернии была и так называемая Стенькина пещера на реке Увековке. Нашли там монеты и вещи татарского обихода.

Наконец, можно рассказать еще об одном эпизоде. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г.И. Бессонов писал, что во время боев в районе Сталинграда после налета бомбардировщиков Геринга осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд. Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад \"волжских разбойников\" самого Стеньки Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. А вскоре после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег. Бои шли тяжелые, и вскоре началось наступление на группировку Паулюса. О кладе быстро забыли.

Действительно, в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые, \"порченые\" пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги; ставился памятный знак или ориентир, и само место, и описание его заносились в \"грамотку\", дабы при необходимости это место можно было отыскать.

В 1989 году неожиданно обнаружилось новое свидетельство. Редакция газеты \"Комсомольская правда\" получила от своего читателя из Витебской области письмо. Этот читатель (подписался \"М.К.\") сообщал, что в 1942 году стал обладателем важных документов, принадлежавших немецкому офицеру. В них говорится о сокровищах Золотой Орды, некогда закопанных за Волгой, и указаны точные места. \"В тех же бумагах я обнаружил, — писал М.К., — место нахождения на одном из островов Дона сокровища Степана Разина\".

Какой же вывод? Думается, один: никто еще серьезно кладов Разина не искал. И хотя рассказов о них много, ни один до сих пор так и не найден. Историки тоже не отрицают фактов существования \"кладов разбойника Разина\". Восставшие взяли приступом несколько городов, при этом экспроприировали значительные материальные ценности, поэтому вполне уместен вопрос: куда делись все те богатства, что попали в руки Разина?

В памяти народной до наших дней сохранилось много мест, связанных с именем атамана Степана Разина, особенно на правом берегу Волги. Туристам экскурсоводы часто показывают Стенькины бугры. Стоя на палубе теплохода, можно слышать: \"Тут Стенька станом стоял, здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут теперь это место — Стенькина шапка. На том бугре Стенька стольничал, говорят, там клад положен\". Например, близ деревни Банновки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовской области) обрыв к Волге носит название Бугра Стеньки Разина. По преданию, один клад спрятан возле села Шатроманы в Симбирской губернии. Другой клад находится близ села Песковатовки в Царицынском уезде, причем говорят, что спрятан там в кургане целый корабль, доверху наполненный золотом, заведенный туда во время половодья сподвижником Степана Усом. Еще рассказывают про клад в Саратовской губернии, заложенный неподалеку от устья реки Большого Еруслана под бугром Разина. А может быть, сокровища спрятаны там, где атаман пленников своих держал — в ущелье Дурман (или по-другому Стенькина Тюрьма), неподалеку от города Камышина. Еще говорят, что на Дону или на Волге есть Настина гора — курган, где похоронил Степан свою возлюбленную и закопал там же сокровища несметные…

Получается, что лежат они все еще в тайниках, ждут своих открывателей.

На славу погулял удалой атаман, много купцов и богатеев разорил, много их кораблей в синем море потопил. Во время «походов за зипунами» награбили разинцы несметное количество добра, большая часть которого была потом превращена ими в клады. Бесконечным кажется список мест, где Стенька якобы спрятал свои сказочные богатства. Мы решили «побывать» в самых популярных.

Великий грешник

По преданию, самый большой клад был зарыт у села Шатрашаны в Сурском районе Ульяновской области (ранее Симбирская губерния). По легенде, ссаженный с судна больной бурлак повстречал в лесу старика, к которому попросился на ночлег. Тот сначала отказал, но потом передумал и дал согласие: «Оставайся, коли не боишься?» Чего бурлаку опасаться-то? Брать-то у него нечего, голь перекатная. А наутро старик решил представиться. Стенька, говорит, я Разин. Великий грешник. «Смерти не знаю и здесь за грехи свои муки терплю». И решил старик-Стенька дать бурлаку грамотку с четкими инструкциями, как, что и сколько взять из клада. Перво-наперво он наказал часть клада раздать нищим и в церкви. А затем взять заговоренное ружье из клада, спрыг-травой заряженное, со Стенькиной смертью, пальнуть из него да трижды прокричать: «Степану Разину вечная память!» В ту же минуту кончатся мучения атамана и упокоится его душа с миром. Но не тому человеку доверился атаман. Не дался клад неграмотному бурлаку. Отдал он грамотку другому, а клад от того в землю и ушел.

Время в пути на автомобиле от Москвы до села Шатрашаны составит примерно 15 часов.

Под охраной нечисти

Добра у стенькиной вольницы было столько, что закапывали его по буграм да по холмам. В бывшем Царицынском уезде (ныне Саратовская область) недалеко от села Песковатки есть курган, в котором, по легенде, Стенька спрятал целый корабль, набитый золотом и серебром. Атаман завел корабль по воде на мель, а когда вода ушла, «наметал курган». Для приметы вербу посадил. Народ знал, что в кургане клад спрятан, да вот только копать страшился: при каждой попытке нечисть всякая выскакивала, которая, видать, добро Стенькино стерегла.

Время в пути на автомобиле от Москвы до села Песковатки составит около 13 с половиной часов.

Бугор Стеньки Разина

Недалеко от деревни Банновка у обрыва на Волге, между селом Золотым и устьем реки Большой Еруслан есть так называемый Бугор Стеньки Разина. Говорят, там была атаманова «канцелярия». Якобы Разин со своей ватагою долгое время стоял на указанном бугре. На его вершине был разбит роскошный шатер, обитый бархатом да шелком, стояло там и кресло-трон из слоновой кости, с которого атаман высматривал на Волге новые жертвы. Клад тут, рассказывают, был зарыт сказочный, вот только кроме человеческих костей пока ничего найти не удалось.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Банновка займет примерно 16 часов.

Дурманная гора

В 10-12 километрах от деревни Даниловки Саратовской области есть гора и ущелье, именуемые в народе Стенькина тюрьма или Дурман. Упоминание о них можно найти в путеводителе начала прошлого века. Клад, зарытый на Дурман-горе, пытались добыть даниловские крестьяне, к которым попала кладовая грамота одного из разинских есаулов. Искать решили на Пасху. Помолились и принялись рыть. И тут началось необъяснимое: сначала крестьян чуть не затоптало стадо бешеных коров, затем налетела буря, из которой выскочили три разбойника с дубинами. Испугавшиеся крестьяне, побросали лопаты и дали деру. Вернувшись на следующий день, они обнаружили только отпечаток от сундука да следы от повозки немецкого производства.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Даниловка - 14 часов 40 минут.

Кладоискатель Ящеров

Свои поиски ротмистр Гатчинского полка Ящеров начал в 1893 году. Он выбил разрешение на проведение работ по поиску клада у Императорской археологической комиссии в Петербурге. С помощниками он отправился на Волгу поздней осенью, но зима нарушила его планы. В это время появились сведения о том, что в районе волжских сел Печи и Михайловка было найдено подземелье, вход в которое преграждали дубовые двери, запертые на засовы и замки. По предположениям подземелье было оборудовано вентиляционной трубой, в которую и провалилась пахавшая землю лошадь. В отверстие размером с колесо спустились два смельчака. Первого вытащили с искаженным от ужаса лицом. Той же ночью он умер. Второй был местным псаломщиком, он продержался в подземелье несколько минут и, невзирая на ужас, успел-таки разглядеть те самые двери.

Новую попытку найти разинские сокровища Ящеров предпринял в 1904 году. За свое упорство он был вознагражден. Им был найден камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы находилась затопленная лодка с сокровищами. Вот только снова делу Ящурова помешали – на этот раз Русско-японская война, с которой офицер не вернулся.

Время в пути на автомобиле от Москвы до деревни Печи составит примерно 11 часов.

Не теряя надежды

Сохранился рассказ участника боев под Сталинградом, капитана 1-го ранга Бессонова. По его словам, в результате одного из налетов фашистских бомбардировщиков осыпался волжский берег. Бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы, которые стремительно исчезли за пазухами солдат. Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина. Непродолжительные попытки извлечь пушки из промерзшей земли под обстрелом противника ни к чему не привели. Вскоре началось наступление и стало как-то совсем не до клада. Кстати, Разин любил прятать драгоценности в порченых пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах. Место клада отмечалось ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Вот только даже под страшными пытками, которые претерпел Разин перед четвертованием, он не назвал ни одного такого места.

Совершившаяся на Красной площади в Москве казнь Степана Разина положила начало исследованиям таинственных и загадочных явлений. Когда подручные палача поволокли на плаху Фрола, брата С. Разина, тот вдруг сорвавшимся от натуги голосом крикнул: «Слово и дело государево!». А потом сказал, что знает тайну писем и кладов своего брата.

Казнь Фрола Разина была отсрочена, но через два дня его жестоко пытали, а показания его были сообщены царю Алексею Михайловичу, который проявлял живейший интерес ко всяким слухам о кладах. Ведь «по отпискам» воевод, бояр и всякого другого богатого люда, «разбойник награбил зело много добра всякого», и среди прочего находился сделанный безымянным мастером из слоновой кости «Царьград», который очень нравился Степану Разину.

При разгроме восстания, когда сам атаман бежал в Кагальник, он не пожелал расстаться с «Царьградом» даже в минуту смертельной опасности и послал за этим сокровищем своего брата.

Разинских кладов насчитывается бесчисленное множество. По берегам Волги, где некогда гулял атаман со своей лихой вольницей, некоторые холмы с тех пор носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина…

В разинских «Буграх», по народному поверью, знаменитый разбойник в глубоких погребах спрятал свое богатство, и теперь оно лежит там «заклятое». «Сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горе, стережет свои поклажи», - так обобщает легенды о них знаменитый русский собиратель сказок А.Н. Афанасьев.

По поводу того, что Стенька Разин сам себя определил в сторожа, Н. Аристов приводит такую версию: «Клал Стенька клады не с тем, чтобы взять обратно, а потому, что некому было передать на сбережение… Или по желанию, чтобы сокровища его не достались никому, особенно человеку недостойному.

Словно чуял Разин, что он - великий грешник, не будет знать смерти на земле, что будут его мучить силы преисподней неслыханной мукой. По некоторым преданиям, мучается он в жигулевских горах; будто у него две бабьи груди и обе сосут змеи».

По народным преданиям, удалой атаман был не вором и разбойником, а защитником простого народа. Нарушителями народных интересов и прав (имущественных и личных) являлись помещики и воеводы, потому и неудивительно, что во многих легендах и сказаниях говорится, что клад разинский зарыт на бедных и гонимых.

Но хотя рассказов о кладах Стеньки Разина много, ни один из них до сих пор не найден, хотя как будто известны точные места их захоронения и даже «зароки», на которые эти клады положены. А не найдут их потому, что С. Разин - колдун и чернокнижник. И Марина, главная жена его, тоже была колдуньей, чарами чаровала и свои собственные клады имела - золото и серебро в заговоренных бочках, и клады ее сам Степан Разин разгадать не мог.

«Когда изловили Марину и его сотоварищей, почти за каждым из них числился клад. Но Разин ушел и спрятался в берегу между Окой и Волгой, и до сих пор там живет: весь оброс мохом, не знать ни губ, ни зуб». А не умирает он оттого, что мать-земля не принимает его, столько он нагрешил, насвятотатствовал, что не может сойти в землю. Ушел Стенька Разин в сторожа своему кладу, и будет жить, пока жив клад, тем самым обрел он свое разбойничье бессмертие.

Легенда о том, что не только клады атамана «заговоренные», но и сам он человек «заговоренный» и неуязвимый, существовала еще при жизни Степана Разина. Царицынский воевода еще в 1610 году отписывал царю: «Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля - ничего не берет». А в народе говорили так: «У Стеньки кроме людской и другая сила была - он себя с малых лет нечистому продал, не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму, по Волге плывет и вдруг на воздух над ней поднимался, потому как был чернокнижником».

Клады Стеньки Разина особые, они спрятаны в землю на голову человеческую, а то и на несколько голов. Чтобы добыть их, «кладоискатель» должен погубить известное «заговоренное» число людей, и тогда уж клад достанется без особых затруднений. Иногда клад зарыт на «счастливого», но это бывает очень редко. Тогда «знаком клада» являются черная кошка или собака. В этом случае надо идти за такой кошкой (или собакой), а когда она замяучит (или залает), надо ударить ее изо всех сил и крикнуть: «Рассыпься!». А потом в этом месте копать…

На Волге среди казаков, бурлаков и другого люда долго бытовало поверье, будто по ночам Степан Разин объезжает все места, где положил свои клады - по городищам и пещерам, по горам и курганам, а то и просто вдоль Волги-матушки, - и проверяет. Видели его будто в заломленной папахе на белом коне, промчится он - только его и видели. А то в струге плывет под белыми шелковыми парусами…

Хитро и надежно спрятаны клады Степана Разина. Выше уже указывалось, что вроде бы известны места их нахождения (например, что «оставил разбойник клад под корнями шести берез»), но откопать их не помогает даже «Завещание» самого Степана Разина:

«Шел я, Степан Тимофеевич, сын Разин, из города Алатыря в верх Суры-реки и дошел до речки Транслейки (в 30 верстах от Алатыря) и спрашивал Мордвина, где пройти за Суру-реку, - и перешел со всем моим войском. Дошел я оброда в горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, но это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы, - еще гора, и в горе ключ в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выходят… три яблони посажены в малой стрелке (мыс между двумя оврагами), в полугоре - ломы, шипы, заступки и доска медная, на верхней горе - шелом. Тут пенек - дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом, и тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан, покрыт, обложен пластинками дубовыми, и в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей - купца Бабушкина, алатарскаво клюшника, сорок тысяч, и его Ивана два сундука платья, сундук третий - запонки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще четыре пуда особливого жемчугу и семь ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно - травой. В средине стоит образ Богоматери не оцененный, украшенный всякими бриллиантами. Это место кто найдет, и будет трясение одна минута, а расстоянием от пенька полста жирелей (оглоблей); а оный сыскавши, раздать сию казну сорок тысяч на белом коне, а раздавши - из моего турецкого выстрелить и сказать: «Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память!» А коню голову отрубить… Прежде проговорить три молитвы - Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу, а потом будет три трясения».

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: «R-A-190239-8», renderTo: «yandex_rtb_R-A-190239-8», async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(«script»); s = d.createElement(«script»); s.type = «text/javascript»; s.src = «//an.yandex.ru/ystem/context.js»; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»); (adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

(function(w, d, n) { w[n] = w[n] || ; w[n].push({ section_id: 229546, extended_type_id: 1 }); })(window, document, «advertur_sections»);
(function(w, d, n) { w[n] = w[n] || ; w[n].push({ section_id: 229542, place: «advertur_229542», width: 640, height: 0 }); })(window, document, «advertur_sections»);

Рекомендуем почитать

Наверх