Мартин Лютер – биография, фото, личная жизнь реформатора. Христианская Онлайн Энциклопедия

Обустройство участка 15.10.2019
Обустройство участка

Лютер Мартин (1483-1546), богослов и политический деятель, глава Реформации в Германии, основоположник немецкого протестантизма (лютеранства).

Родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебане (Саксония). Выпускник Эрфуртского университета и магистр свободных искусств, Лютер в молодые годы неожиданно для многих оставил стезю светского учёного и постригся в монахи. Сделал он это, будучи уверенным в своей крайней греховности и устрашившись Божьего гнева. Лютер принял постриг в ордене августинцев, известном, с одной стороны, большой строгостью устава, с другой - богословскими «вольностями», частыми расхождениями с официальной церковной доктриной.

Лютер, человек талантливый, образованный и ревностный в вере, быстро выделился в среде братии. Став священником, он вскоре вернулся к научным занятиям - теперь уже теологическим. В 1512 г. доктор теологии Лютер занял профессорскую кафедру библейской истории в университете города Виттенберга. Упадок веры и дисциплины в Церкви, политика Папы Джованни Медичи (Льва VII), стремившегося прежде всего к власти над Италией и личному обогащению, вызывали у Лютера гнев. В конце концов он разочаровался в папской власти и возложил надежду в реформе Церкви на светских правителей. Кроме того, богословские занятия привели его к убеждению в ложности католического вероучения.

Лютер отверг доктрину благодати Церкви, возможность спасения через добрые дела. По его мысли, все люди равны перед Богом в силу первородного греха. Деяния святых были избыточны и не нужны для спасения, духовенство не имеет никаких преимуществ. Люди спасаются лишь силой искренней веры, которая сама есть дар Бога.

Лютер отвергал поклонение святым, иконам, реликвиям, требовал строгости и «дешевизны» Церкви, подчинения её светской власти.

Массовый выпуск Львом VII индульгенций (грамот, отпускающих грехи за деньги) дал Лютеру повод к открытому выступлению. В 1517 г. он написал 95 тезисов, в которых обвинил корыстного Папу в ереси. Вызов в Рим Лютер проигнорировал, а папскую буллу, отлучившую его от Церкви, сжёг при большом стечении народа на одном костре с ворохом индульгенций (1520 г.).
С этого момента он стал признанным вождём Реформации - движения за преобразование Церкви.

Отвергнув папскую власть, Лютер заручился поддержкой германских князей. Тем было на руку его стремление подчинить Церковь светским властям, передав в их волю назначение епископов.

Новый Папа Климент VII (Джулио Медичи), занятый войной за Италию с императором Карлом У, остался безучастен к немецким делам. Тяжесть борьбы с Реформацией пала на самого Карла - врага Папы, но истового католика.

В 1530 г. примкнувший к Реформации, однако близкий и к «людям Возрождения» немецкий теолог Меланхтон создал вместе с Лютером Аутсбургское исповедание веры. Император отверг его, что стало началом религиозной войны в Германии.

Масштаб разразившегося конфликта беспокоил Лютера. Он резко реагировал на появление новых лидеров Реформации, таких, как У. Цвингли, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин.

Лютер призывал союзных князей к расправе над этими «еретиками», возглавившими массовые восстания против существующего строя. К тому же Папа Павел III, вступивший на престол в 1534 г. при содействии Карла, взялся за борьбу с Реформацией всерьёз.

Лютер умер в родном городе 18 февраля 1546 г.
Гражданская война в Германии бушевала ещё почти десятилетие.

Мартин Лютер – глава Реформации в Германии, христианский богослов, основоположник лютеранства (немецкого протестантизма); ему принадлежит заслуга перевода на немецкий язык Библии и утверждения норм общенемецкого литературного языка. Появился на свет в Саксонии, г. Айслебен, 10 ноября 1483 г. Отцом его был владелец меднорудных разработок и плавилен, выбившийся «в люди» из рудокопов. В 14 лет Мартин поступил в марбургскую францисканскую школу. Выполняя волю родителей, юноша поступает в 1501 г. в Эрфуртский университет, чтобы получить высшее юридическое образование. Пройдя курс «свободных искусств» и получив в 1505 г. степень магистра, Лютер начинает изучать юриспруденцию, однако гораздо больше его увлекает богословие.

Проигнорировав мнение отца, Лютер, оставаясь в том же городе, уходит в монастырь ордена августинцев, где принимается за изучение средневековой мистики. В 1506 г. он становится монахом, в следующем году его посвящают в священники. В 1508 г. Лютер прибывает в Виттенбергский университет для чтения лекций. Чтобы стать доктором теологии, он параллельно учился. Отправленный в Рим по поручению ордена, был сильно впечатлен развращенностью римско-католического клира. В 1512 г. Лютер становится доктором богословия и профессором. Преподавательская деятельность сочеталась с чтением проповедей и выполнением роли смотрителя 11 монастырей.

В 1517 г., 18 октября, выходит папская булла об отпущении грехов и продаже индульгенций. 31 октября 1517 г. на дверях Замковой церкви в Виттенберге Мартин Лютер вывешивает сочиненные им 95 тезисов, критикующих католическую Церковь, отвергающих ее главные постулаты. Согласно выдвинутому Лютером новому религиозному учению, светское государство должно быть не зависимым от церкви, а самому духовенству необязательно выступать посредником между Богом и человеком, Лютер отводил ему роль наставника христиан, воспитателя в духе смирения и т.д. Отвергались им культ святых, требование безбрачия духовных лиц, монашество, авторитет папских декретов. Оппозиционно настроенное население увидело в учении Лютера призыв к свержению авторитета католицизма, а также к выступлениям против общественного строя, с которым он был единым целым.

Лютера вызвали в Рим на церковный суд, однако, чувствуя общественную поддержку, он не поехал. В 1519 г. в ходе диспута с представителями католицизма открыто озвучил согласие со многими тезисами Яна Гуса, чешского реформатора. Лютера предают анафеме; в 1520 г. он во дворе университета устраивает публичное сожжение папской буллы, в которой глава католиков отлучает его от церкви, а в его обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» звучит мысль о том, что дело всей нации - борьба с папским засильем. Позднее, в 1520-1521 гг., с изменением политической обстановки, его призывы становятся менее радикальными, христианскую свободу он трактует как духовную свободу, которая совместима с несвободой телесной.

Поддержку Папе Римскому оказывает император Карл, и на протяжении 1520-1521 гг. Лютер укрывается в принадлежащем курфюрсту Фридриху Саксонскому замке Вартбург. В это время он начинает переводить на родной язык Библию. В 1525 г. Лютер устраивает личную жизнь, взяв в жены бывшую монахиню, которая родила ему шестерых детей.

Следующий период биографии Мартина Лютера отмечен жесткой критикой радикально-бюргерских реформаторских направлений, народных восстаний, требованиями расправы с бунтовщиками. В то же время история немецкой общественной мысли запечатлела Лютера как человека, внесшего большой вклад в развитие народной культуры, реформатора литературного языка, музыки, системы образования.

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Против чего он выступал и какие последствия имели его действия?

Каково было отношение Лютера к государству в целом и к церкви? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить ниже.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме - антирелигиозным.

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

95 тезисов Лютера как толчок к Реформации

По сути, началом реформации стали знаменитые 95 тезисов профессора Виттенберского университета, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви. Это было формой протеста против продажи индульгенций - отпущение грехов. Церковники утверждали, что святые совершили так много подвигов и поступков, что их можно продавать людям в качестве отпущения грехов. За эти 95 тезисов Лютера отлучили от церкви и предан опале. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. Тем не менее, учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Лютер и государство

Каковы основные идеи Мартина Лютера касательно государства? Одно из ключевых положений учения - разграничение светской и религиозной власти. Вместе с тем, Лютер в своем учении говорит о покорности монархам, о смирении и терпении. Также он призывает не поднимать восстания против власти. Подобный подход становится понятен, если принять во внимание то, что хорошим правителем считался тот, для которого власть - это бремя, а не привилегия. Согласно учению Лютера, правитель - слуга, а не господин своего народа.

Светская власть предназначена для того, чтобы регулировать отношения людей. Духовенство тоже принадлежит к простому народу, который подчиняется светской власти.

Естественное и божественное право

Каковы основные идеи Мартина Лютера о соотношении духовной и светской власти? Если передавать их в двух словах - Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно - производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.

Мартин Лютер (10.11.1483 – 18.02.1546) – христианский богослов, инициировал общественно-политическое движение в Европе – Реформацию. Его именем названо одно из протестантских течений в христианстве.

Ранние годы

Мартин родился на саксонской земле, в городе Айслебен (Германия). Его отец добывал медь в горных рудниках. С рождением мальчика семья перебралась в Мансфельд, здесь их дела пошли в гору, и Лютеры стали зажиточными горожанами.

Когда Мартину исполнилось четырнадцать, он начал обучаться в католической школе Магдебурга. С приятелями мальчик подрабатывал, исполняя церковные песни у домов верующих.

В 1501 году родители отправили его получать образование в Эртфуртском университете. Тогда среди бюргеров считалось, что лучшее образование для мужчины – высшее юридическое. Однако Мартин обучался на факультете «семи свободных искусств». Получив степень магистра, приступил к изучению юридических наук.

В 1505 году решил стать монахом, несмотря на возражения отца. О причинах такого выбора существуют разные версии. По одной из них, это произошло от слишком строгого воспитания, по другой – из-за угнетенного настроения Лютера и осознания своей греховной жизни. Также известна легенда, согласно которой он испугался сильной грозы и решил изменить свою жизнь. Возможно, на молодого человека повлияло общение в кругах гуманистов.

Родители Лютера – Ганс и Маргарита (художник Л. Кранах)

Процесс принятия монашества был для Лютера довольно сложным, но он прилагал все усилия для осуществления своего решения. Строго выполнял все правила, отличался примерным поведением. Стал членом Августинского ордена, который возглавлял его друг И. Штаупиц. Обет монашества он принял в 1506 году, через год получил сан священника.

Преподавательская деятельность

С 1508 года Лютер становится преподавателем Виттербергского университета. В это время он изучает сочинения Блаженного Августина. Одним из его учеников был немецкий писатель Э. Альберус. Педагогическую деятельность Мартин совмещал с собственным образованием, в 1512 году получил степень доктора богословия.

Однажды Лютер совершил поездку в Рим, откуда вернулся под большим впечатлением. Его поразила развращенность римского духовенства. Сам он был очень набожным, постоянно ощущал свою слабость перед Богом, тщательно изучал библейские тексты. Кроме преподавания также был смотрителем в 11 монастырях, а также церковным проповедником.


Лютер на Вормсском сейме (Вернер, 1877)

Реформаторство

В 1517 году Мартин выступил с резкой критикой церкви, выразившейся в «95 тезисах». Такая реакция произошла в результате буллы Папы Римского о продаже индульгенций. В целом тезисы выражали отрицание основных догм и католического строя, посредничества церкви между людьми и Богом. В 1519 году состоялся Лейпцигский диспут, на котором Лютер заявил, что сомневается в праведности папства. В результате его предают анафеме. Лютер же в стенах университета прилюдно сжигает буллу о своем отлучении от церкви и призывает немецких дворян бороться с папским засильем.

В 1521 году его вызвали на Вормский рейхстаг, там он объяснялся перед императором Карлом V, сторонником Папы. Своим эдиктом от 26 мая император провозгласил Лютера еретиком и запретил его сочинения. По дороге из Вормса богослов подвергся похищению, подстроенному Фридрихом Саксонским, и был спрятан в Вартбургском замке. Здесь он провел не один год, начал переводить Библию на немецкий язык с помощью профессора К. Круцигера. Сторонники Лютера стали подвергаться репрессиям, в Германии начался подъем общественного движения. Одним из последствий стала Крестьянская война, во время которой Лютер резко осудил бунтовщиков.


Портрет Лютера (Л. Кранах, 1526)

В 1525 году он женился на 26-летней Катарине фон Бора, которая родила ему шестерых детей. Его супруга была бывшей монахиней, решившей сбежать из монастыря после знакомства с его сочинениями. Мартин решил подыскать для нее и одиннадцати сбежавших с ней девушек достойных мужей, но на Катарине женился сам. Семья проживала в бывшем монастыре, жена занималась хозяйством и была верной опорой своему супругу.

В 1529 году из-под пера Лютера вышли Большой и Малый Катехизисы, в которых он излагает основы христианства. Малый Катехизис адресован мирянам, Большой – пасторам. Несмотря на преследование, Лютер вел активную деятельность, посещал приходы, проповедовал в церквях. Перед смертью много болел, скончался в Айслебене.

В Германии он считается великим реформатором, повлиявшим на культуру, образование и другие стороны жизни немецкого общества. Особое отношение Лютер имел к музыке, этот вид искусства он очень любил. Принимал участие в создании церковного репертуара, писал песни. Его перевод Библии способствовал укреплению основ немецкого языка. О жизни Мартина Лютера снято несколько фильмов.

Рекомендуем почитать

Наверх