Софийский собор в Киеве: описание.

Озеленение 20.09.2019
Озеленение

Софийский собор – один из символов архитектуры Киевской Руси и одна из изюминок современного Киева. Построено чудо древнего зодчества было в XI веке. Софийский собор в Киеве был построен при князе Ярославе Мудром.

Софийский собор в Киеве: описание

Приказ о возведении собора отдал Ярослав Мудрый в честь победы над войском печенегов. Согласно же летописям, которые, однако, были написаны после его возведения, датой начала стройки считают 1017 или 1037 годы. По другой версии начали возводить в 1011 году, в результате чего в 2011-м было отпраздновано его 1000-летие. Построен он по-византийски — смешанной кладкой.

После возведения он стал резиденцией митрополита, которой и оставался до конца XIII века, когда это право получил Владимир, ставший тогда новым центром Руси.

Одной из причин переноса стало то, что в 1240-м году был разрушен после взятия Киева воинами Батыя. Позже собор восстановили. Еще раз он подвергся реконструкции в 1385-90 годах. Однако это не помешало зданию 3 века провести в запустении. В это время храм подвергался разграблению со стороны крымских татар.


В 1596 году Софийский собор (Киев) переходит во владение униатской церкви, но через 37 лет митрополит киевский Пётр вернул его назад и основал там мужской монастырь.
Если вы хотите прикоснуться к древним русским традициям, то не обязательно отправляться на осмотр древних храмов или Кремлей (городских крепостей на Руси). Можно просто пойти и истопить баню. Здесь выбирайте баню на свой вкус.

Софийский собор в Киеве сегодня

Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.
Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого превратили в музей.


Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.

В соборе наряду с работами мастеров поздних периодов можно увидеть и работы оригинальных зодчих. Так, на куполе, арках и столпах осталась мозаика XI века. Всего в мозаике собора насчитывается 177 цветов.

Собор Святой Софии (Софийский собор ) - храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым.

На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков.

Был действующим храмом до 1929 г., в 1934 г. стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. В Киеве и Судакскую крепость с памятниками VI-XV вв. в Крыму.

В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины. Поскольку здание собора - часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.

Исключение составляет день 24 августа - День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII в. – колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, Дом митрополита и ворота Заборовского.

История

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек - укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины.

По убеждению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись – вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 г. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению исследователя летописания академика Алексея Александровича Шахматова, в 1017 г., указывает этот год как дату закладки Софии Киевской.

В то же время, Киевский митрополит Иларион – современник появления Софии – свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ум. 1018) упоминает под 1017/18 гг. уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита.

Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, – 1037 год.

По версии историков Н.Н. Никитенко и В.В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведен в 1011 – 1018 гг., на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии.Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии.

В сентябре 2011 г. по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по Указу Президента Украины от 11 июня 2010 г. на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. Несмотря на господство ордынцев, оставался митрополичьей резиденцией, духовным центром всей Руси. При митрополите Кирилле II (1242 – 1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385-1390 гг. митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, в 1633 году годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. На рубеже XVII-XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687-1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690-1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х гг., когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена в 1699-1706 гг. по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722 – 1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже - консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731 – 1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763 – 1767).

В соборе проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов.

Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи - ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями – 42 и 55 м.

Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами – трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол.

Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола – 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси(Великой Руси), которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, – тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе - Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них - с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII-XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для (Южнорусского стиля)украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная – двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму.

Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела.

Из них в мозаике сохранился лишь один - в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты.

Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 – на северной. Самая известная мозаика собора - Богородица «Нерушимая Стена» - находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия - причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители - древние святые епископы, Отцы Церкви.

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе – фигура архангела Гавриила, на южном - Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.

На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трех стенах центрального нефа, т.е. в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя.

От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части – 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII в. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год).

Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н.Н. Никитенко – как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987-988 гг. династического брака заказчиков фресок – княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI – до начала XVIII вв., среди них – 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

Некрополь

Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI – XX вв. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже – ряд митрополитов. В XI-XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы – Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей – Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154).

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; 10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нем останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах). С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности – она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.

В 1240 году в соборе был похоронен митрополит Кирилл II, в захоронении которого археологи нашли древнейшие уцелевшие фрагменты вышитых золотом тканей (сохраняются в фондах Софийского заповедника). В 1497 г. в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского. Позже в Софии похоронили много сделавших для неё иерархов: в 1690 г. митрополита Гедеона (Четвертинского), а в большом подземном склепе – шесть митрополитов: Рафаила (Заборовского) (1747), Арсения (Могилянского) (1770), Гавриила (Кременецкого) (1783), Самуила (Миславского) (1796 г.), Иерофея (Малицкого) (1799) и Серапиона (Александровского) (1824).

В XIX веке здесь упокоились первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Леванда (1814), а также митрополиты Евгений (Болховитинов) (1837) – зачинатель науки о Софии и Платон (Городецкий) (1891) – деятельный миссионер и церковный ученый. Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались лишь отдельные попытки их исследования, но оно так и не было завершено. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Софийский собор в монетах

  • В 1988 году Софийский собор изображен на монете СССР номиналом пять рублей.
  • В 1997 году Национальный банк Украины выпустил золотые (999,9 пробы) памятные монеты "Оранта" весом 3,11 гр., 7,78 гр., 15,55 гр., 31 гр. и номиналом соответственно 50 гривен, 125 гривен, 250 гривен и 500 гривен. На аверсе всех четырех номиналов монет изображен Софийский собор.
  • В 2011 году Национальный банк Украины выпустил серебряную монеты «1000-летие основания Софийского собора» массой 500 грамм и номиналом 50 гривен.


Несмотря на известные трудности с изучением истории , в частности связанные с приобретшим в новейшее время особое звучание вопросом о времени сооружения этого памятника, общая канва «судьбы» собора без труда прослеживается. София Киевская являлась главным храмом Русской Православной Церкви, и многие события связали ее прошлое со значимыми явлениями древней истории Руси.

Вне зависимости от того, когда же был построен Софийский собор, в 1011, 1017 или 1037 году, очевидно, что к половине XI столетия этот храм стал центром митрополии «всея Руси». Ученые сходятся на том, что в 1037 году Ярослав Мудрый основал при Софии книгохранилище и скрипторий, предназначавшийся для переписки книг. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее иконами бесценными, и золотом, и серебром, и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время...»


Саша Митрахович 29.12.2016 10:46


Следующее известное событие в истории Софии Киевской произошло в 1051 году, это историческое событие явилось чрезвычайно важным не только для , но и для всей истории Киевской державы. В тот год, впервые за уже более чем полувековую историю, митрополию «всея Руси» возглавил этнический русский предстоятель — Иларион. Рукоположение митрополита было совершено в стенах Софийского собора. О жизни митрополита Илариона известно немного. Уже до поставления в митрополиты о нем, иеромонахе(«мних и пресвитер» — напишет о себе впоследствии сам святитель), шла слава как о книжнике, постнике и молитвеннике, выкопавшем на крутых киевских холмах пещеру для уединенных духовных подвигов — в том месте, где немногим позднее возникнет . Он был последовательным сторонником Ярослава Мудрого.

При деятельном участии Илариона великий князь Ярослав в знаменитом «Уставе о церковных судах» приспособил к древнерусской действительности нормы византийского канонического права. Митрополит освятил в Киеве храм во имя святого Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого, и совершал в нем рукоположения новых архиереев. Иларион является также и древнейшим русским автором, о ком сохранились сведения и чьи произведения дошли до нашего времени. Широко известно его «Слово о законе и благодати», с которого принято вести отсчет «оригинальной» древнерусской литературы.

Значение, которое имел Софийский собор в жизни Ярослава Мудрого, отразилось и в посмертной судьбе великого князя Киевского. Выдающийся правитель древнерусской истории ушел из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своем месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий — в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их местонахождение неизвестно.


Саша Митрахович 29.12.2016 10:47


Следующие два столетия , без преувеличения, олицетворял собой Русское Православие. Великие и удельные князья, церковные деятели всех рангов, иностранные путешественники, не говоря уже о простом люде, благоговейно входили под его величественные своды. Сокрушительный удар по великолепию Святой Софии нанесла лавина монгольского нашествия. В 1240 году собор, как и Киев в целом, был разграблен захватчиками, пришедшими под руководством внука Чингисхана хана Батыя из далеких восточных степей.


Митрополит Кирилл II, глава Русской Церкви с 40-х годов XIII века и до своей кончины в 1280 году, восстановил, в меру сил своих и возможностей, поруганную святыню, после чего религиозная жизнь возобновилась в стенах Софии. Здесь по-прежнему служили литургию, крестили новорожденных и отпевали ушедших в лучший из миров, рукополагали новых архиереев. Однако разоренная и опустошенная Южная Русь, терзаемая частыми набегами все тех же орд (а надо сказать, что нашествие 1240 года было первым, но далеко не последним — некоторые позднейшие набеги не уступали по своей силе и трагизму Батыеву нашествию), не могла больше быть надежным пристанищем для высшей церковной власти. В 1300 году митрополиты покинули Киев и Софию. При соборе остался только митрополичий двор, где останавливались главы Русской Церкви во время своих довольно редких визитов в город. С 1362 года Киев, захваченный иноземцами, находился в составе Великого княжества Литовского...

Пожалуй, наиболее значимое событие в истории Святой Софии XIV-XVI веков — захоронение здесь в 1497 году митрополита Макария, убитого татарами под Мозырем, когда он ехал из Вильно в Киев с целью очередного восстановления разоренного собора. Дело в том, что в самом начале 1480-х годов крымский хан Менгли-Гирей «по слову» великого князя Московского Ивана III захватил и сжег Киев. Нападение крымского правителя было спровоцировано государем в отместку королю Польскому и великому князю Литовскому Казимиру за его союз с Ахматом в 1480 году, когда под Москвой происходило эпохальное событие — стояние на реке Угре, — ознаменовавшее окончательное падение ордынского ига над Русью. Менгли-Гирей, торжествовавший победу, решил сделать подарок Ивану III, послав ему награбленную церковную утварь из Киева. Наверняка среди тех подарков были и софийские ценности...


Саша Митрахович 29.12.2016 10:48

После Брестской унии 1596 года Софийский собор перешел в руки униатов. Время и человеческое небрежение наносили огромный урон постройке: свинцовая кровля была снята охотниками за металлом, кладка стен разбиралась на строительные материалы. В первой четверти XVII столетия рухнула западная стена храма, завалив обломками главный вход.

Возрождение святыни, история которой к тому времени насчитывала уже шесть веков, началось при знаменитом митрополите Петре Могиле. Он отобрал собор у униатов, отреставрировал его и основал при нем мужской монастырь. Внутри Софии стараниями митрополита был сооружен деревянный позолоченный иконостас, центральное место в котором занимала, конечно же, храмовая икона Святой Софии. Однако полностью восстановить собор Петр Могила не успел — в частности, западная его стена по-прежнему лежала в руинах.

Возрождение Софии гетманом Мазепой

Окончательное обновление собора, сопровождавшееся, правда, основательной перестройкой, произошло в эпоху гетмана Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского. Именно тогда храму были приданы характерные формы украинского барокко — интереснейшего направления в восточнославянском искусстве XVII-XVIII веков, и он в основном приобрел современный облик. При Софии соорудили колокольню (перестроена в 1740-е годы); на ней до сих пор висит отлитый в те же годы колокол, который носит название «Мазепа». На протяжении XVIII столетия значительно менялись и интерьеры собора. Внутреннее пространство за счет частичной перестройки стало более просторным, стены были украшены пышными фресками, закрывшими древние росписи. В 1786 году, на волне секуляризационных мероприятий Екатерины II, монастырь при Софии упразднили, а сам храм объявили кафедральным собором Киева.

Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская - "Софийский музей" находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор - всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.

Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов - украинского, русского и белорусского.

Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.)

В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси, что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.

С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева - Десятинной (989-996 гг) - князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира - Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм - Софийский собор , который стал главным монументальным строением города.

Строительство Софийского Собора в Киеве

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.

Вокруг Софийского собора - центрального сооружения Ярославова города - стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот - парадного въезда в древний Киев.

Название собора "Софийский" происходит от греческого слова "софия", что в переводе означает "мудрость". Посвященный "мудрости христианского учения", Софийский собор , по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство. Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства. Здесь происходили церемонии "посадки" князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека .

Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион - выдающийся публицист своего времени - писал о нем: "Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада".

За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева - захват города полчищами хана Батыя в 1240 году - большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел. Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом. В течение XIV - XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году - Менгли-Гирей.

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов. В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы. Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.

В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.

XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.

В XVII - XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.

В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора .

Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.

Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.

Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:

История создания Софии Кевской

В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская , в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.

Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь - древнего Софийского собора . Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей. В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др. На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.

В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора , на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.

Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор . Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.

Однако София Киевская , как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.

Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор , затем - архитектурные памятники XVIII века.

Вид собора с юго-востока:

Теги: софийский собор в киеве построен, строительство софийского собора в киеве, софийский собор в киеве год, история софийского собора, софия киевская история, история создания софии киевской

Дата публикации 23.04.2012 13:50

Самый главный по своему значению храм Киева, который входит в список мировых памятников архитектуры охраняемых ЮНЕСКО. Он один из первых украинских храмов появился в этом списке. Есть предположения, что основателем храма мог быть не кто иной, как князь Владимир, крестивший Киевскую Русь. Но эти факты еще не доказаны.

Хотя и раньше не было единого мнения о том, кто строил Софию Киевскую и когда. Одни считают что храм начал строить Владимир I Святославич, по другой версии храм заложил Ярослав Мудрый. В «Новгородской летописи» датой начала строительства назван 1017 год, а в «Повести временных лет» упоминается 1037 год, как год начала строительства храма святой Софии. Первый киевский митрополит хиротисиан Илларион в 1051 году уже служил в храме Святой Софии, построенной в честь Константинопольского собора Богоматери – Оранты, который является главным храмом греческой церкви. В 1036 князь Ярослав одержал победу над печенегами и на месте победы вскоре был заложен одноименный с Константинопольским Софиевским Собором храм. В строительстве храма даже использованы приемы византийского зодчества и существует даже предположение, что храм строили греки. Это, прежде всего лестничные башни, которые ведут на хоры и плоская крыша храма. Почетное место князя, его семьи и приближенных особ во время богослужений было на хорах. Здесь же хранятся и книги, принадлежащие Софиевскому собору, которых насчитывается 19 глав.

За свою многовековую историю храм познал разрушения, грабеж, пожары. Храм мог сгореть полностью в 1180 году, только счастливо сложившиеся обстоятельства помогли избежать этого. Собор был разграблен воинами хана Батыя в 1240 году, а в 1497 – крымскими татарами. Храм то приходил в упадок, то возрождался. Значительный вклад в развитие и возрождение Софиевского Собора сделал гетьман Мазепа в 17 веке.

Одним из первых объектов, которые обязательно надо посетить - это София Киевская. Желательно купить путеводитель по Киеву и вы без труда сможете найти этот храм. Ведь величественный храм сохранил для нас много интересного. Удалось сохранить мозаики, которые были созданы на заре строительства храма византийскими живописцами. Огромную историческую ценность имеют настенные граффити, нацарапанные на стенах храма и рассказывающие о разных событиях и людях. В храме их около трехсот. Посетители Софии Киевской могут полюбоваться мозаикой, фресками, которые в общем занимают площадь 3260 м. кв. Но, безусловно, самыми популярными и ценными из них являются мозаика Богоматерь –Оранта и Христос - Пантократор. Мозаики имеют очень богатую и яркую палитру, которая насчитывает около 170 оттенков и хорошо сохранились.

Сохранились и фрески собора, правда, не так хорошо, как мозаика, но, тем не менее, можно увидеть на железных плитах, которыми выложен пол, полумесяц, являющийся мусульманской символикой. Местами сохранились мозаичные и керамические полы. 17 век считается периодом возрождения храма, и именно тогда первый раз проводились работы по поновлению фресок, а в 18 веке стены сначала поштукатурили, потом побелили, и только после этого нанесли масляную роспись. В 19 веке решили восстановить древние фрески, и частично это удалось сделать, но местами все же пришлось добавить роспись.

Софиевский Собор это еще и место захоронения киевских князей – Ярослава Мудрого, его сына Всеволода, сыновей Всеволода Ростислава и Владимира Мономаха. Известно о 100 захоронениях, но до наших дней сохранились только саркофаг с останками Ярослава Мудрого и его жены Ирины.

Пережив почти тысячелетнюю историю, храм чуть не подвергся разрушению в 20 веке, когда подобная участь постигла многие христианские святыни. Спасло храм вмешательство Франции, ведь французская королева Анна, жена Генриха I, была дочерью Ярослава Мудрого, основателя храма и французы не забыли этого факта. Чтобы избежать международного скандала, храм в 1934 году стал Софиевским музеем – заповедником. Это стало стартом проведения исследовательских работ и реставрационных.

Рекомендуем почитать

Наверх