Международные стандарты управления проектами. Зачем нужны стандарты в управлении проектами, и какие стандарты существуют

Инженерные системы 13.10.2019
Инженерные системы

Управление проектами - в соответствии с P2М - сочетание науки и искусства, которые используются в профессиональных сферах проекта, чтобы создать продукт проекта, который бы удовлетворил миссию проекта, путем организации надежной команды проекта, эффективно сочетающей технические и управленческие методы, создает наибольшую ценность и демонстрирует эффективные результаты работы.

Продуктами проекта могут быть продукция предприятия (результаты научных и маркетинговых исследований, проектно-конструкторская и технологическая документация на новое изделие, разработанные для заказчика) и решение разных внутренних производственных задач (повышение качества продукции и эффективности организации труда, оптимизация финансовых потоков и т. д.).

Управление проектами является частью системы менеджмента предприятия.

История

В основе современных методов управления проектами лежат методики структуризации работ и сетевого планирования, разработанные в конце 50-х годов XX века в США.

Классическая форма Тройственной Ограниченности

  • Предположение о неограниченности ресурсов, критичен только срок выполнения и качество. Метод PERT , Метод критического пути ,
  • Предположение о критичности качества, при этом требования к сроку и ресурсам достаточно гибки (под качеством здесь понимается полнота удовлетворения потребностей, как известных, так и неизвестных заранее, часто создаваемых выходом нового продукта). Гибкая методология разработки
  • Предположение о неизменности требований, низких рисках, жесткий срок. Классические методы PMBOK , во многом опирающийся на модель водопада
  • Предположение о высоких рисках проекта. Метод Инновационные проекты (стартапы)
  • Варианты нейтральных (сбалансированных) подходов:
    • Акцент на взаимодействие исполнителей. Метод PRINCE2
    • Акцент на взаимодействие процессов . Метод Process-based management

Роли в проекте

Во многих случаях в проекте выделяют роли заказчика , исполнителя (и иногда инвестора или спонсора). Такие роли почти всегда есть для внешних проектов. Для внутренних проектов такое разделение ролей также желательно с целью повышения эффективности при разделении труда и для устранения конфликта интересов при приемке результатов, определения зон ответственности .

Заказчик определяет цель и ограничения проекта и его финансирование. Исполнитель выполняет проект согласно утвержденному плану.

Заказчик несет ответственность за постановку целей и полезность результата для потребителя. Централизацией функций заказчика и управлением портфеля проектов занимается проектный комитет. В строительных организациях для этого выделяют специальную службу единого заказчика.

В случае четкого разделения ролей заказчик-исполнитель целью управления проектом является стабилизация работ и минимизация отклонений от утвержденного заказчиком плана.

Если заказчик и исполнитель находятся в разных организациях, то составляется договор на исполнение проекта. При изменении требований заказчика может быть подписано дополнительное соглашение к договору в рамках ограничений суммарного бюджета программы проектов , оговоренных основным договором.

Для увязывания проекта с интересами бизнеса часто вводят роли куратора (обычно от исполнителя) и иногда спонсора (куратора от заказчика), которые имеют наибольшую осведомленность об интересах бизнеса, имеют право утверждать ключевые изменения в проекте.

Цель управления проектом и успешность проекта

Успешность проекта различным образом оценивается в разных методиках. Успешность может разным образом оцениваться различными участниками проекта.

Группы оценок успешности:

  • Ориентированные на контракт, например традиционные методологии, в том числе PMBOK : «Проект успешен, если выполнен согласно утвержденным критериям: объему, сроку, качеству» . То есть проект успешен, если исполнен и закрыт договор между Заказчиком и Исполнителем (вне зависимости от того, являлся ли он юридическим документом в случае внешних проектов или определялся как-то иначе в случае внутренних проектов). При этом оценка успешности единая как для заказчика так и для исполнителя.
  • Ориентированные на заказчика, например гибкие методологии SCRUM , частично управление программами , направленное на длительное взаимодействие, а не на один проект/контракт: «Проект успешен, если заказчик удовлетворен» . Здесь делается акцент на продолжение сотрудничества Исполнителя с Заказчиком в рамках последующих проектов и иного взаимодействия, либо проект можно рассматривать как программу из нескольких небольших проектов. Оценка успешности рассматривается в основном с точки зрения заказчика.
  • Сбалансированные, например PRINCE2 : «Проект успешен при сбалансированности по крайней мере по трем категориям - бизнеса, ориентации на пользователя и технологической зрелости» . Здесь делается акцент на финансовой успешности проекта, удовлетворенности пользователей и развитии (косвенная польза для самого исполнителя). Оценка успешности может различаться с точки зрения бизнеса, пользователя и исполнителя. Такие методики оценки чаще используются для внутренних проектов, когда заказчик и исполнитель находятся в одной организации.

Так, например, проект, уложившийся в согласованные сроки и затраты, но не окупившийся по результатам проекта (затраты велики, результат неактуален к окончанию проекта, заказчик не может воспользоваться результатом и т. п.) будет успешен по традиционной методологии, но не успешен по методологии, ориентированной на заказчика. Ответственность за неуспешность такого проекта несет заказчик и, в некоторых случаях, проектный офис либо служба заказчика .

В целом можно определить цель управления проектами следующим образом:

«Целью управления проектом(-ами) является достижение заранее определенных целей при заранее известных ограничениях и целесообразном использовании возможностей, реагировании на риски.»

Даже при достижении поставленных целей и целесообразности изменений, проект может не соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон. В проектах с высоким уровнем изменений требуется управление ожиданиями.

Корпоративная система управления проектами

В целях решения проблем, связанных с конфликтами целей, приоритетов, сроков, назначений, ресурсов и отчетности в условиях комплексных работ (проектов) создается корпоративная система управления проектами, включающая в себя организационные изменения в компании (офис управления проектами), методологическую базу и информационную систему управления проектами.

Процедуры управления проектом

Международный стандарт управления проектами ISO 21500:2012

В сентябре 2012 года Россия, США и страны Евросоюза на государственном уровне через International Standard Organization ISO ввели в действие стандарт ISO 21500 , который был построен на базе модели PMBOK . Принятие стандарта ISO 21500 в действие сопровождалось фактически передачей приоритета стандартизации от PMI к ISO.

В соответствии с гражданским законодательством большинства стран Евросоюза, а также России, все остальные стандарты на территории Европы являются подчиненными относительно ISO 21500:2012 и в случае любых разночтений с официальным стандартом, подчиненные стандарты в указанных различиях являются "ничтожными". В России указанное правило закреплено в Статье 7 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

  • Определение требований к проекту
  • Постановка чётких и достижимых целей
  • Балансирование конкурирующих требований по качеству, возможностям, времени и стоимости
  • Адаптация спецификаций, планов и подходов для нужд и проблем различных заинтересованных лиц (стейкхолдеров)

IPMA

  • Системное представление Управления проектами IPMA

Процедуры управления проектом по методологии PRINCE2

  • Начало проекта (SU).
  • Запуск проекта (IP).
  • Планирование проекта (PL).
  • Управление проектом (DP).
  • Контроль стадий (CS).
  • Контроль границ стадий (SB).
  • Управление производством продукта (MP).
  • Завершение проекта (CP).

Прочие процедуры (управление командой, контрактами и тп) вынесены «за рамки» методологии и называются инструментарием менеджера проекта. Кроме того, методология рассматривает «компоненты», которые состоят из Бизнес плана (Business Case), организации, планирования, управления рисками, управления качеством, управление конфигурацией, контроля и управления изменениями.

Процедуры управления проектами по методологии MSF

Microsoft Solutions Framework (MSF) разработан корпорацией Microsoft как методология ведения IT-проектов. MSF представляет каждую фазу проекта как:

  • Выработка концепции (Envisioning)
  • Планирование (Planning)
  • Разработка (Developing)
  • Стабилизация (Stabilizing)
  • Внедрение (Deploying)

План управления проектом

План управления является основным документом, с которого должен начинаться любой проект. План корректируется в течение всего проекта.

В Плане управления проектом должно быть отражено:

  • Содержание и границы проекта
  • Ключевые вехи проекта
  • Плановый бюджет проекта
  • Предположения и ограничения
  • Требования и стандарты

Стандарты управления проектами

Международные стандарты управления (менеджмента) проектами:

Национальные стандарты управления проектами:

  • ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» (Россия)
  • ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» (Россия)
  • ГОСТ Р 54871-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой» (Россия)
  • NASA Project Management (США)
  • BSI BS 6079 (Великобритания)
  • APM Body of Knowledge (Великобритания)
  • DIN 69901 (Германия)
  • Hermes method (Швейцария)
  • CAN/CSA-ISO 10006-98 (Канада)
  • South African NQF4 (ЮАР)
  • CEPM (Индия)
  • PROMAT (Южная Корея)

Стандарты с расширенной географией применения:

  • PRINCE2 (PRojects IN a Controlled Environment)
  • ISEB Project Management Syllabus
  • Oracle Application Implementation Method (AIM)

Стандарты оценки компетенции менеджера проекта:

  • ICB IPMA Competence Baseline (IPMA)
  • НТК (Национальные требования к компетентности специалистов) (Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ», Россия)
  • NCB UA (National Competence Baseline, Version 3.0) (Украина)

Программное обеспечение для управления проектами

  • продукты, ориентированные на автоматизацию услуг:
    • ARTA Software - система ARTA Synergy
    • Epicor Software
  • системы управления проектами и задачами:
    • Bontq - система управление проектами и отслеживания ошибок.
    • Cerebro - система управления проектами в аудиовизуальной сфере.
    • Easy Projects .NET - система для управления проектами, написанная на .NET .
    • eGroupWare - бесплатное ПО для управления проектами.
    • GanttProject - маленькая бесплатная программка с диаграммой Ганта и ресурсами. [значимость факта? ]
    • Kommandcore - платный многопользовательский веб-сервис по управлению проектами, предназначен в первую очередь для руководителей проектами, основан на методологии гибкой разработки.
    • OpenProj - бесплатная, открытая альтернатива Microsoft Project.
    • Clarizen - облачная система управления проектами, персоналом, бюджетом
    • PayDox - система управления документами, задачами и совместной работой сотрудников.
    • Project Kaiser - веб-ориентированная система управления проектами и задачами с поддержкой wiki и развитыми средствами взаимодействия пользователей.
    • ProjectMate - Российская PSA-система автоматизации профессиональной деятельности. Помимо модуля управления проектами имеет массу функций, востребованных в компаниях сферы консультационных услуг - начиная от учета времени и заканчивая выставлением счетов (биллингом).
    • Redmine - бесплатный многопользовательский веб-сервис, ориентированный на специфику IT-проектов и разработчиков.
    • TeamLab - система для управления проектами, документами и совместной работы.
    • TrackStudio Enterprise - система управления задачами. Есть экспорт в MS Project.
    • Trac - инструмент управления проектами и отслеживания ошибок в программном обеспечении.
    • Web2Project - открытое бесплатное веб-приложение для управления проектами (проект основан на коде dotProject).

Методологии управления проектами

Методология PMI , сформулированная в виде стандарта PMBOK , базируется на концепции управления проектами через группу стандартных процессов. Однако последняя версия стандарта PMBOK отражает существенную коррекцию методологии в сторону интерактивных методик

Методология IW URM (Unique Reliable Method), разрабатывалась и оттачивалась с тем, чтобы в любом проекте был гарантирован успех - цели клиента достигнуты в оговоренный срок, в рамках определенного бюджета и с необходимым качеством. Для реализации разных типов проектов используется набор различных процедур, документов и технологий, наиболее подходящих для конкретного типа проекта.

Процесс управления проектами TenStep помогает менеджерам проектов успешно руководить проектами всех видов. TenStep предлагает пошаговый подход, начинающийся с простейших вещей и заканчивающийся настолько изощренными приемами, насколько это может потребоваться для конкретного проекта, включая шаблоны документов.

Методология P2M базируется в ориентированности не на продукт или процессы, а на улучшение организации в результате выполнения проектов. Иными словами, методология описывает, как использовать полученный в результате выполнения проектов опыт для развития компании.

Литература

  • Стэнли Э. Портни. Управление проектами для "чайников" = Project Management For Dummies. - М .: «Диалектика», 2006. - С. 368. - ISBN 0-7645-5283-X
  • Рассел Д. Арчибальд. Управление высокотехнологичными программами и проектами = Managing High Technology Programs and Projects. - М .: «Академия АйТи», 2004. - С. 472. - ISBN 5-98463-002-3
  • Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена. - «КУДИЦ-ПРЕСС» , 2008. - С. 416. - ISBN 978-5-91136-009-2
  • Том ДеМарко. Deadline. Роман об управлении проектами. - «ВЕРШИНА» «М» , 2006. - С. 143. - ISBN 5-9626-0132-7
  • Ашманов Игорь Станиславович Жизнь внутри пузыря . - М .: Манн, Иванов и Фербер, 2008. - С. 208. - ISBN 978-5-902862-79-6
  • Ким Хелдман. Профессиональное управление проектами. - «Бином» «Москва» , 2005. - С. 517. - ISBN 5-94774-234-9
  • Лапыгин Ю. Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. - Омега-Л «Москва» , 2008. - С. 252. - ISBN 978-5-370-00985-3

Заренков В. А. Управление проектами. СПб., 2010.

Стандарты управления проектами компаний в части методологии обычно имеют основу, определяемую документами общего характера, которые называют рамочными. К таким документам относится Project Management Body of Knowledge Американского института управления проектами, признаваемый многими международным стандартом де-факто, и стандарт 1БО 10006:1997, смысл и содержание которых состоит в их специализации и детализации.

Специализация - включение в стандарт компании тех положений, которые имеют отношение к проектной деятельности. При этом стандарт компании должен содержать описание и классификацию проектов компании. Организационные структуры и персонал проекта также являются предметом специализации. В стандарте компании могут не только фиксироваться стандартные проектные роли, но и определяться структура и принципы формирования органов управления проектами. Для всех постоянных подразделений, тем или иным образом связанных с исполнением проектов, должны быть определены принципы их участия в проектах - виды выполняемых работ, порядок выделения и отзыва персонала, формы и размеры получаемого вознаграждения. Предметом специализации являются и процессы управления проектами. Общее множество возможных процессов представим в виде трехмерного пространства, изображенного на рис. 4.23. По осям координат отложены те измерения,которые упоминаются в рамочных стандартах; могут быть предложены и другие, например, уровни управления, календарные периоды. Каждая точка этого пространства представляет собой элементарный процесс управления, например, «планирование рисков на стадии внедрения системы».

Выбранные элементарные процессы образуют процедуры управления проектами, которые могут быть построены по осевому принципу (здесь имеются в виду абсцисса, ордината и аппликата, обозначенные на рис. 4.23). Описание этих процедур и составляет основной объем стандарта, т.е. под стандартом компании понимается совокупность документов, предписывающих как, в какой последовательности, в какие сроки, с использованием каких шаблонов нужно выполнять действия в процессе управления проектами.

Количество этих документов зависит от степени детализации стандарта и может быть достаточно велико. Предметом описания в стандарте могут быть также типовые ситуации, характерные для проектов компании, и рекомендации по реагированию на эти ситуации, т.е. своеобразные таблицы решений, что-то вроде списка возможных неисправностей и рекомендаций по их устранению.

Классификация проектов как первый этап создания стандарта

Ключевым моментом в создании стандарта управления проектами является осмысление того, какие проекты выполняются в компании, каковы их отличия,что между ними общего. Эти вопросы связаны с практикой управления проектами и отражаются в стандарте компании.

Документ, с которого должен начинаться любой проект - это план управления проектом, фиксирующий методы управления проектами, рекомендованные в компании для данного типа проектов.

Стадии жизненного цикла проекта

Время, Стоимость Кдяество | Риски ферсонал Коммуникации Контракты Изменения

Ж Функции управления

2

I си іа їх

Инициализации) Планирование Выполнение Контроль Закрытие

Фазы управления

Рис. 4.23. Пространство процессов управления

Источник : Товб А.С. Ципес Г.Л. Стандарт управления проектами уровня предприятия //Директор информационной службы. 2002. № 1-6.

В плане управления проектом отражены:

  • содержание и границы проекта - цели и задачи проекта, основные результаты, критерии оценки того факта, что работа или ее часть выполнена;
  • ключевые вехи проекта - основные события проекта и план их достижения, возможно с использованием структуры декомпозиции работ;
  • плановый бюджет проекта;
  • предположения и ограничения - предпосылки, на основе которых делались оценки сроков выполнения, трудоемкости и стоимости работ проекта, включая описание начальных рисков;
  • требования и стандарты - перечень нормативных и регламентирующих документов или их отдельных положений, которые следует соблюдать в ходе выполнения работ проекта;
  • подходы к выполнению проекта - концепция предполагаемого решения (возможно несколько альтернативных вариантов), методы разработки и базовые информационные технологии;
  • организационная структура - ответственность и порядок взаимодействия участников, имена и обязанности ключевых фигур проекта;
  • управление проектной документацией - структура, среда хранения и процедура создания и сопровождения репозитария документов проекта, перечень шаблонов документов;
  • управление отклонениями - процедуры работы с рисками, с возникающими проблемами и изменениями форм соответствующих проектных документов;
  • обеспечение качества - перечень и регламенты проведения мероприятий, направленных на обеспечение качества как результатов проекта (продукта), так и процессов управления проектом и выполнения работ;
  • контроль и отчетность - регламент проведения мероприятий по анализу состояния проекта, соответствующие формы отчетности. Преимущества типовых шаблонов очевидны - экономия на консультантах, унификация подходов, сокращение времени на подготовку документации проекта. Однако создание шаблонов достаточно трудоемко, их наличие будет сковывать инициативу и самостоятельность руководителя проекта. Для определения необходимого количества шаблонов плана управления проектом необходимо построить классификацию проектов, выполняемых в компании.

Классификация по предметным областям и по продуктам в рамках этих областей позволяет специализировать разделы: «Содержание и границы», «Ключевые вехи», «Требования и стандарты». Эту классификацию можно выстроить по иерархическому принципу, например, информационные технологии - проекты системной интеграции - создание интегрированных систем управления проектами.

Классификация по масштабности проекта позволяет специализировать разделы: «Организационная структура», «Управление отклонениями», «Обеспечение качества». Для построения этой классификации могут использоваться различные основания - территориальная разбросанность или стоимость проекта.

Классификация по форме оплаты и учета работ позволяет специализировать: «Контроль и отчетность», «Управление проектной документацией» на основании таких форм контрактов как «Время и материалы» и «Фиксированная цена». Таким образом, можно вести речь, например, о шаблоне «План управления проектом создания концепции (продукт) информационной системы (предметная область) стоимостью свыше 100 тыс. долл, (масштабность) с контрактом в форме “время и материалы” (форма оплаты и учета работ)», как о макрошаблоне, получаемом простой сборкой из нескольких более мелких (микро) шаблонов отдельных разделов плана.

Классификация проектов по сложности (комплексности). В соответствии с этой классификацией проекты делятся на обычные бизнес-проекты, стандартные проекты системной интеграции и сложные проекты системной интеграции. Причем именно эта классификация является определяющей для структуры и содержания плана управления проектом. При этом другие классификации сохраняют свое значение для формирования отдельных разделов плана.

План управления проектом, содержащий согласованное всеми участниками документально зафиксированное представление о проекте, - это основополагающий документ, точка опоры для всего последующего развития проекта (табл. 4.18).

Таблица 4.18

Специализированный микрошаблон «Содержание и границы проекта создания ИТ-инфраструктуры филиала банка»

Пункт

микро

филиала банка

Обоснование проекта (Project justification)

Описываются основные характеристики продукта и

их взаимосвязь с

деловой необходимостью или иными

стимулами

Во всех филиалах должна быть установлена унифицированная, надежная, гибкая и легко наращиваемая ИТ-инфраструктура на основе платформы, позволяющей использовать в качестве основного средства обработки бизнес-транзакций прикладное программное обеспечение

Продукт проекта (Project product)

Основные характеристики продукта

и их взаимосвязь с деловой необходимостью

Доставить, установить и настроить оборудование и системное программное обеспечение во вновь создаваемый филиал банка, формирующее основу для последующего внедрения банковской информационной системы

Результаты проекта (Project deliverables)

Приводится перечень результатов (подпродуктов), достижение (полное и успешное создание) которых означает завершение проекта

Спецификации системного программного обеспечения и его конфигурация.

Требования к помещению для установки оборудования.

Перечень оборудования и программного обеспечения.

План технического решения.

Эталонные копии установки и конфигурации системного программного обеспечения.

Оборудование и системное программное обеспечение, доставленное в филиал банка, установленное и подготовленное для установки банковской информационной системы

Критерии оценки результатов (Project objectives) 1

Описание количественных критериев, которые должны быть удовлетворены, чтобы проект считался успешным

Срок доставки оборудования и программного обеспечения в Москву не должен превышать XX дней.

Срок наладки оборудования и программного обеспечения в Москве не должен превышать УУ дней.

Срок транспортировки оборудования и программного обеспечения в филиал банка не должен превышать ЪЪ дней.

Срок установки и наладки оборудования и программного обеспечения в филиале не должен превышать УУ дней

Сопоставив приведенное в примере содержание разделов «Продукт проекта» и «Результаты проекта», можно заметить, что результатами проекта являются элементы декомпозиции продукта проекта. Именно поэтому при формировании плана часто используют структуру декомпозиции работ (WBS - Work Breakdown Structure), а многие ведущие компании включают в свои методологии и стандарты типовые WBS как в явном виде (Andersen Consulting), так и неявно (IВМ).

Структура декомпозиции работ

На стадии инициализации проекта руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов: что нужно сделать (определить продукты проекта); как это нужно делать (определить технологические этапы проекта); кто это будет делать (определить исполнителей, соисполнителей, субподрядчиков); кто и в какой форме будет оплачивать работы (определить, какие и с кем будут заключены контракты).

Например, если работы проекта выполняются в интересах различных заказчиков и финансируются различными инвесторами (рис. 4.24), декомпозиция может выполняться либо по содержательному признаку отнесения работ к проектам, либо по формальному признаку отнесения работ к договорам финансирования.

Функциональный

заказчик

Проект П1

Проект П2

Проект ПЗ

Инвестор

Договор Д1


Исполнители

  • ----Декомпозиция по содержательному признаку
  • -Декомпозиция по формальному признаку (финансовые потоки)

Рис. 4.24. Декомпозиция работ по различным основаниям Источник:

Другой случай - фиксация в структуре работ участия субподрядчиков. Тогда для этапа календарного плана проекта формально выделяются группы работ, выполняемые основным исполнителем (подрядчиком) и другими исполнителями (субподрядчиками). Такую декомпозицию целесообразно применять, если за субподрядчиками закреплены крупные логически взаимосвязанные блоки работ, относительно независимые от других работ проекта.

Следовательно, первое, что должно быть отражено в специализированном шаблоне WBS, это какие альтернативные взгляды на структуру декомпозиции работ должны поддерживаться в проекте. Если требуется декомпозиция по нескольким различным основаниям, должно быть указано главное. Для поддержки остальных взглядов должны быть определены соответствующие классификационные признаки, описываемые как характеристики детальных работ. В качестве таких признаков могут использоваться: код проекта, код договора, код субподрядчика.

План управления проектом и рамочные стандарты

В большинстве случаев рамочный стандарт дает лишь понятийный аппарат и общие методологические принципы. На основе рамочной методологии должна быть создана методология корпоративная, в которой основные положения, требования, принципы и практики управления проектами конкретизированы и систематизированы применительно к управлению проектами в данной компании на основе анализа конкретной специфики выполняемых проектов.

Эта корпоративная методология и специализированные шаблоны документов и составляют основу стандарта управления проектами компании. А процесс создания стандарта напоминает спираль, на каждом новом витке которой методики становятся все более специализированными, а шаблоны - все более детализированными.

Проектные отклонения. Риски, проблемы, изменения

Планируя проект, предполагаем, что не все получится именно так, как запланировано. Возникающие несовпадения первоначального согласованного и зафиксированного представления о проекте и того, что получается в действительности, и называются отклонениями. Вместе с тем в англоязычной литературе принят и другой термин - «exceptions», который обозначает не только несовпадение фактических и плановых результатов, но и причины этих несовпадений, а также методы и технологии, позволяющие справляться с такими ситуациями с минимальными потерями. Именно эту более широкую трактовку будем иметь в виду в дальнейшем, говоря об отклонениях. К традиционным областям управления проектами, связанным с отклонениями, относятся риски, проблемы и изменения.

Сценарии управления отклонениями. Управление отклонениями в основном сводится к борьбе с неприятностями, которая в общем случае может включать три стадии:

  • 1) управление рисками. Неприятности еще не наступили, но существует возможность возникновения нежелательных и незапланированных событий, которые могут привести к тому, что цели проекта не будут достигнуты. Цель этой стадии - предотвратить неприятности до их возникновения;
  • 2) управление проблемами. Неприятности наступили и необходимо выяснить их происхождение, степень влияния на проект, способы преодоления. Цель этой стадии - обеспечить проекту возможность идти так, как запланировано;
  • 3) управление изменениями. Неприятности оказались серьезными, и справиться с ними без ущерба для проекта не удалось. Цель этого этапа (то, что у финансистов называется «зафиксировать убытки») - модификация ранее согласованных продуктов и услуг, сроков исполнения и стоимости работ, управленческих и технологических процессов.

События в проекте, связанные с отклонениями, могут развиваться по различным сценариям, некоторые из которых представлены на рис. 4.25. Полному циклу управления отклонениями соответствует первый сценарий, при котором в ходе планирования проекта был идентифицирован риск, но работа с ним не привела к желаемому результату. Возникшая в результате наступления рискового события проблема также не была успешно решена, и все это в результате привело к необходимости внесения изменений в план проекта. Для сравнения рассмотрим второй сценарий, при котором изменения в проекте реализуют, не дожидаясь возникновения проблем.


Рис. 4.25.

Источник : Товб А.С. Ципес Г.Л. Указ. соч.

Это достаточно ответственное решение. Ситуации, когда такие решения оправданы, могут быть описаны в стандарте с указанием конкретных категорий рисков и количественных оценок рисков, при которых должен быть реализован данный сценарий.

Особый интерес с точки зрения анализа отклонений представляют четвертый и пятый сценарии, соответствующие случаю возникновения проблем, неучтенных в качестве рисков. Причиной этого может быть, например, нетипичность ситуации или просто «потеря» риска в результате недостатка квалификации. Результатом анализа причин и тяжести последствий может явиться решение о том, что для определенных категорий проектов компании вообще не целесообразно глубоко заниматься управлением рисками, а достаточно просто решать проблемы по мере их возникновения. В то время как для других категорий проекта наоборот необходимо резко усилить работу с рисками.

Управление рисками. Самое простое, и вместе с тем необходимое, что должно быть отражено в стандарте - формальная сторона управления рисками, а именно:

  • процедуры, регламентирующие основные этапы работы с рисками, - идентификация рисков, мониторинг и анализ рисков, разработка, планирование и реализация мероприятий по противодействию рискам;
  • шаблоны документов, отражающих процесс работы с рисками, - карточка риска, журнал рисков проекта.

Из всего многообразия методов управления рисками для стандарта должны быть отобраны те из них, которые адекватны проектам, в которых они будут применяться (стоимость реализации управленческих процедур). Так, при анализе рисков может допускаться сознательное огрубление оценок для каких-то конкретных категорий проектов, например, для проектов малой стоимости или сложности. Так, в таблице 4.19 в качестве обобщенной оценки риска используется степень угрозы риска, вычисляемая через вероятность наступления рискового события и его влияния на ход проекта.

Таблица 4.19

Матрица степени угрозы риска

^"""-"----^Вероятность события

Влияние на проект

Низкая (менее 20%)

Средняя (от 20 до 60%)

Высокая (более 60%)

Слабое. Возможно появление вопросов или проблем в проекте, но это вряд ли приведет к нарушению календарного графика, бюджета или ухудшению качества продукта

Среднее. Возможно нарушение графика, увеличение стоимости или ухудшение качества продукта

Сильное. Возможно значительное нарушение графика, увеличение стоимости или ухудшение качества продукта

Источник". Товб А.С. Ципес Г.Л. Указ. соч.

«Цена деления» как на вспомогательных (вероятность и влияние), так и на основной шкале (степень угрозы) должна определяться из практических соображений - достижима ли точность и может ли она быть использована. По каким сценариям будет развиваться управление отклонениями в проекте, во многом определяется принятыми стратегиями работы с рисками. Можно делать все для избежания риска, и тогда наиболее вероятным является второй сценарий. Можно, наоборот, принять риск и не противодействовать ему, допуская развитие событий по первому или по третьему сценарию. Можно также снижать риск, и тогда при благоприятном развитии событий реализуется самый желанный сценарий, когда рисковое событие не наступает.

Управление проблемами. Под проблемой в проекте понимается любой функциональный, технический или связанный с бизнесом вопрос, который возник в процессе осуществления проекта и требует реакции - изучения и решения для того, чтобы проект мог идти так, как запланировано. Другими словами, проблема - это исключительные обстоятельства, которые должны быть под контролем с момента их возникновения. Обычно проблемы делят на две категории: 1) проблемы, которые могут быть решены в месте возникновения, т.е. на уровне управления проектом (problems); 2) эскалируемые проблемы (issues), которые для их разрешения требуется поднять на верхние уровни управления, в том числе внешние по отношению к проекту.

В стандарте должна быть отражена формальная сторона управления проблемами (процедуры, регламентирующие основные этапы работы с проблемами: выявление проблемы, мониторинг и анализ проблемы, принятие решения и его исполнение, закрытие проблемы. Шаблоны документов, отражающих процесс работы с проблемами, - карточка проблемы, журнал проблем проекта. Для анализа проблем могут разрабатываться специальные таблицы решений, например, для определения такой характеристики проблемы, как приоритетность ее решения, может использоваться матрица приоритетов, приведенная в табл. 4.20.

Включая процесс управления проблемами в стандарт управления проектами компании, следует иметь в виду, что хотя управление проблемами требуется для любых проектов, степень использования формальных процедур должна соответствовать специфике проекта, его масштабу и сложности. Для малых проектов издержки от полномасштабного использования этого процесса могут быть непомерно велики.

Управление изменениями. Изменение в проекте - это модификация ранее согласованных продуктов и услуг, сроков исполнения и стоимости работ, управленческих и технологических процессов. В качестве традиционных мероприятий по изменениям ресурсов, используемых

Матрица приоритетов решения проблем

Таблица 4.20

Срочность

Влияние на проект

Несрочная

Первооче

редная

Неотложная

Слабое. Вряд ли приведет к нарушению календарного плана, бюджета или ухудшению качества продукта

Несущест

Среднее. Возможно нарушение календарного плана, увеличение стоимости или ухудшение качества продукта

Сильное. Возможно значительное нарушение календарного плана, увеличение стоимости или ухудшение качества продукта

Особо важная

Особо важные проблемы требуют немедленного решения с привлечением всех необходимых ресурсов. Важные проблемы требуют срочного решения с привлечением всех доступных ресурсов. Незначительные проблемы требуют решения в рамках имеющихся ресурсов без ущерба для остальных работ по проекту. Несущественные проблемы - никакие действия не предпринимаются до изменения ее приоритета.

Источник

в проекте, применяются, например, увеличение интенсивности работ, материальное стимулирование, замена или привлечение дополнительных исполнителей и субподрядчиков. Если имеется возможность маневрирования сроками, то речь может идти об изменении сроков завершения отдельных работ, смещении вех внутри проекта или даже об увеличении общего срока завершения проекта. Наконец, в каких-то случаях приходится прибегать и к наименее желательным мерам, связанным со снижением требований к качественным характеристикам, заменой и даже исключением продукта. С точки зрения тяжести последствий изменения могут быть классифицированы, например, как плановые потери.

Для каждого проекта изначально может быть определена степень влияния тех или иных изменений на величину вероятных потерь, возникающих при реализации этих изменений. На рис. 4.26 эта информация представлена в виде диаграммы, в которой изменения связаны с областями потерь. Разумеется, и типы возможных изменений, и их расположение по областям являются свойством конкретных проектов, а точнее, видов проектов. Поэтому такие диаграммы могут быть включены в стандарт компании как характеристика видов проектов, определенных в классификации проектов.

Ограничения на изменения по ресурсам, времени, продуктам могут быть жесткими в различной степени, и в зависимости от этого в проектах возникают достаточно типичные ситуации, которые также могут быть описаны заранее. Рассмотрим некоторые такие ситуации. Часто стратегия изменений определяется тем, что по одной из осей изменения не должны приводить к выходу из области плановых потерь. А это означает необходимость смещения в одном или сразу в двух других измерениях.

Область недопустимых потерь

А Ресурсы


Продукты

Рис. 4.26. Области потерь Источник: Товб А., Ципес Г. Указ. соч.

Так, если известно, что заказчик ориентирован на соблюдение запланированного уровня качества продукта, то должны быть предусмотрены варианты изменений, связанных с манипулированием ресурсами и сроками (стратегия «Упрямый заказчик»). В других случаях могут потребоваться иные стратегии, например, «Жесткие сроки» или «Ограниченный бюджет», когда в области запланированных потерь должны быть зафиксированы, соответственно, изменения по срокам и ресурсам. На диаграмме могут быть показаны и желаемая, и возможные альтернативные стратегии изменений (рис. 4.27).


Рис. 4.27.

Источник : Товб А., Ципес Г. Указ. соч.

Теперь для того, чтобы получить возможность сравнивать альтернативные варианты не только качественно, но и количественно, осталось только разработать метрики для каждой из осей. И тогда стратегию можно будет оценивать, например, площадью соответствующего треугольника. Заметим также, что работа с изменениями на стратегическом уровне обязательно должна быть подкреплена формальными процедурами, описывающими основные процессы управления изменениями: оформление и регистрация заявок на изменения, рассмотрение и утверждение заявок, реализация изменений. Кроме этого должен осуществляться мониторинг процессов управления изменениями, который обеспечивает контроль их осуществления.

Организационные структуры в проектах

Для выполнения проекта формируются специальные временные организационные структуры, называемые командами проекта, включающие представителей различных подразделений. Для создания и функционирования команды проекта применяются определенные способы, которые обеспечивают эффективность выполнения этих процессов. Способы не являются универсальными и должны учитывать специфику компании - от ее организационной структуры до производимого продукта. Среди первых проблем, которые возникают при формировании организационных структур проекта и которые должны быть решены на уровне стандарта управления проектами, отметим проблемы, связанные с пересечениями функций административного управления и управления проектами.

Начальник отдела и руководитель проекта. Административное управление в компании реализуется через систему менеджмента, ключевым звеном которого являются менеджеры среднего звена. Управление компанией по проектам предполагает реализацию всей коммерческой деятельности в форме проектов и получение прибыли через исполнение этих проектов. Соответственно, смысл деятельности руководителя проекта состоит в том, чтобы «купить» необходимые ресурсы у начальников подразделений и с их помощью выполнить проект.

Исходя из ограничений бюджета проекта, руководитель будет стремиться получить специалиста более высокой квалификации и по минимальной цене. Для начальника подразделения основным приоритетом является бюджет его подразделения, и поэтому он, наоборот, постарается поднять цену и предложит менее квалифицированный ресурс. Для того чтобы обеспечить соблюдение общекорпоративных интересов, необходимо выстроить систему отношений, которая помогла бы избежать конфликтов или, по крайней мере, предусматривала бы формальные механизмы их разрешения.

При этом возникает целый ряд обязательств как со стороны начальника подразделений по отношению к проектам, так и со стороны руководителей проектов к ресурсным подразделениям, которые должны быть зафиксированы в соответствующих положениях и должностных инструкциях, а особые случаи могут описываться дополнительно в планах управления проектами. В таблице 4.21 приведены примеры, иллюстрирующие различия в областях, где административное и проектное управление имеют точки соприкосновения.

Команда проекта. При формировании организационных структур проектов должны соблюдаться два основных принципа: 1) разделение уровней ответственности; 2) разделение областей ответственности. В этом смысле решения напрямую связаны с комплексностью и сложностью проектов. Для простых проектов обычно бывает достаточно двух уровней управления. Руководитель проекта осуществляет оперативное управление ходом проекта, обеспечивает выполнение запланированных работ, готовит предложения по изменениям в планах, координирует технические и людские ресурсы. Полномочия по изменению сроков, бюджета, содержания и границ проекта относятся к верхнему уровню управления и принадлежат высшему руководителю. Взятая за основу, эта схема может развиваться как вниз (руководители по подпроектам), так и вверх (управляющие комитеты мультипроектов или программ).

Таблица 4.21

Разделение ответственности при административном управлении

и управлении проектами

Сфера ответ-отвенности

Область

управления

Ответственность начальника подразделения (административное управление)

Ответственность руководителя проекта (управление проектами)

Планирование и контроль

Формирование бизнес-плана.

Планирование бюджета отдела.

Контроль «по вехам». Отчетность перед руководством предприятия

Детальный календарный план проекта. Планирование бюджета проекта.

Оперативный контроль хода проекта.

Отчетность перед руководством

Человеческие

Прием на работу и увольнение.

Централизованное выделение ресурсов.

Контроль ДИСЦИПЛИНЫ. Организация обучения

Формирование команды проекта.

Анализ и оценка работы сотрудников.

Применение санкций и поощрений.

Регулирование конфликтов

Реализуемые продукты (на примере информационных систем ИС)

Методология создания ИС.

Проектирование ИС. Разработка ИС.

Внедрение ИС

Источник : Товб А., Ципес Г. Указ. соч.

Таким образом, важным элементом стандарта является описание типовых организационных структур для различных видов проектов, например, в соответствии с принятой классификацией и шаблонами инструкций персонала проекта на уровне проектных ролей. Кроме того, предметом описания в стандарте могут быть и самые различные стороны функционирования команды проекта - от процессов ее формирования и роспуска до процедур учета и отчетности, упомянутых выше. Очевидно, что эти процесс и процедуры не могут замыкаться внутри проекта и должны затрагивать более общий контекст корпоративных отношений. На рис. 4.28 приведена схема формирования команды проекта и ее взаимодействия со смежными службами, характерная для компании - системного интегратора.


Включение специалистов в команду проекта О Взаимодействие команды проекта со смежными службами

Рис. 4.28. Схема формирования команды проекта Источник : Товб А., Ципес Г. Указ. соч.

Обеспечение качества и служба управления проектами. Самым правильным подходом для превращения стандарта управления проектами в рабочий инструмент является его включение в единую систему управления качеством компании. Рассмотрим некоторые моменты, связанные с таким подходом.

Планирование и контроль качества в проекте проводится для выбора тех положений стандартов и нормативов, которые целесообразно и возможно применить к данному конкретному проекту, а также мероприятий и работ, необходимых для обеспечения требований этих стандартов в части качества результатов и процессов проекта.

Планирование качества осуществляется как часть процесса планирования проекта в целом. Результаты планирования качества проекта должны отражаться в плане управления проектом. План по качеству проекта определяет, как в проекте будет обеспечено необходимое качество выполнения работ с точки зрения организационной структуры, ресурсов, методического и инструментального обеспечения. На этапе планирования качества могут также создаваться документы, регламентирующие мероприятия по контролю качества управления проектом, такие как план аудиторских проверок проекта, формы анкет мониторинга и управленческой отчетности. Контроль реализации проекта должен систематически выполняться в форме различных мероприятий, таких как аудит, мониторинг и экспертиза.

Лудит проекта - это проверка соответствия формализованной организационной деятельности по реализации проекта принятым стандартам управления проектами. Важно отметить, что предметом аудита проекта не являются технические решения и содержание технической документации проекта.

Мониторинг проекта - регулярно выполняемая оценка состояния проекта, учитывающая различные виды деятельности в рамках проекта. Целью мониторинга является предоставление руководству оперативной агрегированной информации о реализации проекта, достаточной для принятия ключевых решений по проекту.

Максимальная полнота и оперативность предоставления этой информации может быть достигнута с использованием специальной информационной системы, обеспечивающей сбор необходимой информации непосредственно по мере ее появления в ходе проекта. При отсутствии автоматизированной системы в качестве инструмента мониторинга может использоваться специальный отчет о статусе проекта, который характеризует состояние хода проекта, позволяет обнаруживать попадание проекта в зону риска для оперативного вмешательства.

Отчет о статусе может содержать интегральные оценки по ключевым направлениям проектной деятельности, которые позволяют определить области управления проектом, негативно влияющие на ход выполнения работ. Пример такой интегральной оценки приведен на рис. 4.29.


Управление коммуникациями Управление рисками Управление содержанием и границами Проектное планирование Управление качеством Финансовое и контрактное управление Управление ресурсами Управление изменениями ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПО ПРОЕКТУ 7

Рис. 4.29. Диаграмма текущего статуса управления проектом Источник : Товб А., Ципес Г. Указ. соч.

Экспертиза проекта - детальный анализ определенных областей деятельности в рамках проекта и составление общей картины проекта в целях повышения качества выполнения как данного проекта, так и проектов компании в целом.

По результатам экспертизы готовится заключение, содержащее анализ причин, а также рекомендации по организационным решениям и мероприятиям либо для преодоления неблагоприятного развития данного проекта, либо - в случае успешного развития проекта - для систематизации и тиражирования положительного опыта.

Место службы управления качеством и службы управления проектами в организационной структуре и их функции показаны на рис. 4.30.

Служба управления качеством в части управления проектами обеспечивает:

  • интеграцию стандарта управления проектами в общую систему стандартов компании;
  • контроль качества управления проектами в форме проведения аудиторских проверок для проверки соблюдения корпоративных стандартов управления проектами.

Если такая служба в компании существует к началу создания стандарта управления проектами, то его разработка должна основываться на созданных ею базовых документах системы качества. Важное место в работе службы управления проектами должна занимать разработка методологии управления проектами, в том числе непосредственное участие ее сотрудников в проектах компании в качестве управленческого персонала; техническое и информационное сопровождение проектов с использованием средств автоматизации.


Рис. 4.30.

исполнения проектов

Известно, что вырастить хороший газон очень просто. Нужно просто подсеивать и подстригать – и так сто лет. Примерно также дело обстоит и с качеством управления проектами на предприятии. Кто-то должен создавать стандарты управления проектами, кто-то должен постоянно следить за его обновлением и актуализацией.

Система обеспечения качества управления проектами необходима для того, чтобы выполнение каждого проекта гарантированно приводило к удовлетворению потребностей всех заинтересованных сторон и в первую очередь заказчика.

Качественное управление проектами возможно только при опоре на соответствующие стандарты. На первый взгляд понятия «проект» и «стандарт» могут показаться трудно совместимыми. Ведь даже в определении проекта включается понятие об его уникальности, неповторяемости целей, условий реализации, результатов проектов. Поскольку это действительно так, что же можно стандартизовать в управлении проектами? А если и можно, то нужно ли? Не будет ли это мешать, сковывать инициативу, навязывать неоптимальные решения?

Если для западных менеджеров приоритетными являются психологические аспекты управления и искусство выстраивания межличностных отношений в проекте, то их отечественные коллеги предпочитают процедурный подход. Это действительно так и означает, что работа в рамках определенных ограничений и стандартов является для наших менеджеров не просто привычной, но и вполне комфортной. А что тогда говорить о руководстве компании, для которого наличие и соблюдение таких стандартов означает гарантированный уровень качества выполнения проектов?

С другой стороны, крупные западные компании (Siemens, IBM, Oracle, Andersen Consulting) имеют свои собственные методики и руководства по управлению проектами.

Что же должен содержать стандарт предприятия по управлению проектами? Он должен быть основан на так называемых рамочных стандартах, которые содержат самые общие принципы проектного менеджмента. Это такие документы, как Project Management Body of Knowledge (PMBOK) Американского института управления проектами (PMI), стандарт ISO 10006:1997, российский НТК (Национальные требования к компетентности). Каждое предприятие в какой-то мере уникально, поэтому рамочные стандарты должны быть адаптированы под конкретные условия управления проектами. Этого можно достичь, применяя подходы специализации и детализации стандартов.

Специализация означает включение в стандарт предприятия тех и только тех положений, которые имеют отношение к проектной деятельности именно на этом предприятии. Это означает, что стандарт предприятия должен содержать четкую классификацию проектов предприятия, поскольку проекты могут относиться к различным профессиональным областям деятельности (юридическая, финансовая, строительная и т.д.), а в каждой из этих областей есть свои особенности, которые нужно учитывать при написании стандарта по управлению проектами.


организационные структуры и персонал проекта. В стандарте предприятия могут не только фиксироваться стандартные проектные роли, но и определяться структура и принципы формирования органов управления проектами. Для всех структурных подразделений должны быть определены принципы их участия в проектах – виды выполняемых работ, порядок выделения и отзыва персонала. Для руководства этих подразделений должны быть определены их права и обязанности по отношению к организационным структурам проекта. Для сотрудников, привлекаемых в проект, должны быть определены правила, регламентирующие их работу в проекте, регулирующие вопросы двойного подчинения и материального стимулирования.

Предметом специализации также являются процессы управления проектами . Собственно, описание этих процессов и процедур и занимает основной объем стандарта.

Таким образом, под стандартом предприятия понимается совокупность документов, предписывающих, как, в какой последовательности, в какие сроки, с использованием каких шаблонов нужно выполнять те или иные действия в процессе управления проектами. Эти документы не являются принадлежностью какого-либо одного проекта и образуют нормативно-методическое объединение системы управления проектами в целом.

В стандарте могут быть описаны типовые ситуации , характерные для проектов предприятия, и рекомендации менеджерам по реагированию на эти ситуации. Это может помочь ему при выборе альтернативы решения.

Объем стандарта предприятия по управлению проектами зависит от степени детализации стандарта и перечня основных документов. Их можно представить в виде пирамиды, растущей сверху вниз – Политика руководства по управлению проектами – Процедуры управления проектом – Детальные инструкции по исполнению процедур – Шаблоны документов (рисунок «Структура стандарта управления проектами»).

Аннотация: в статье проведен хронологический обзор популярных стандартов в области управления информационными проектами, присущие им особенности, затрагиваемые области знаний и процессы. Представлена роль международной ассоциации по управлению проектами (IPMA) в формирование национальных стандартов отдельных стран.

В 1986 году институтом Software Engineering Institute (SEI) начинается разработка системы оценки возможностей компаний по разработке программного обеспечения «Capability Maturity Model» (CMM) на основе техник описанных Филиппом Б. Гросби, специалистом и известным лектором в области управления качеством, в его книге «Quality is Free» . Разработка была инициирована запросом от ВВС США, обусловленным острой необходимостью иметь возможность оценивать профессиональность подрядных организаций.

CMM определяет пять уровней профессиональности :

1. Начальный – процесс разработки не находится под статистическим контролем, прогресс в совершенствовании процессов отсутствует.
2. Повторяемый – устойчивый процесс с возобновляемым уровнем статистического контроля достигаемого путем применения скрупулезного управления проектами в области трудозатрат, издержек, сроков и изменений.
3. Установившийся – наблюдается налаженный процесс разработки, внутренние стандарты качества, менеджмент понимает недостатки применяемых практик. Возможно успешное внедрение передовых технологий.
4. Управляемый – после определенного этапа, можно инициировать процесс анализа. Менеджмент в состояние управлять качеством при помощи выработанных техник.
5. Оптимизированный – организация находится в постоянном процессе совершенствования.

Как система оценки CMM представляла собой опросник из 85 процессных и 16 технологических вопросов, сам стандарт стал доступен общественности в 1988 году, полное описание CMM как совокупности процессов и практик, соответствующих каждому уровню было выпущено в 1991 году, в 1995 он был выпущен в книжном варианте . Позднее CMM был доработан до набора методологий совершенствования процессов в организациях: «Capability Maturity Model Integration» (CMMI), последняя (по состоянию на конец 2014 года) версия CMMI-DEV, V1.3. вышла в 2010 году, далее перечислены процессные области которым уделяется внимание в данном стандарте :

  • Анализ причин и разрешение (CAR)
  • Конфигурационный менеджмент (CM)
  • Анализ решений и разрешение (DAR)
  • Менеджмент интеграции проектов (IPM)
  • Измерение и анализ (MA)
  • Описание процессов организации (OPD)
  • Фокусирование на процессах организации (OPF)
  • Управление эффективностью деятельности (OPM)
  • Производительный организационный процесс (OPP)
  • Организационный тренинг (OT)
  • Интеграция продукта (PI)
  • Мониторинг и контроль проекта (PMC)
  • Планирование проекта (PP)
  • Обеспечение качества продуктов и процессов (PPQA)
  • Количественный менеджмент проекта (QPM)
  • Разработка требований (RD)
  • Менеджмент требований (REQM)
  • Менеджмент рисков (RSKM)
  • Менеджмент договоров с поставщиками (SAM)
  • Разработка технического решения (TS)
  • Валидация (VAL)
  • Верификация (VER)
В 1989 году «Центральное компьютерное и коммуникационное агентство» Великобритании (CCTA), позднее переименованное в «Управление государственной торговли» (OGC), создает структурированную систему управления проектами PRINCE (PRojects IN Controlled Environments) на основе метода управления проектами PROMPT разработанного «Simpact Systems Ltd» в 1975 году и одобренным CCTA, как стандарт для всех государственных проектов информационных систем в Великобритании. После своего появления PRINCE эффективно заменил PROMPT. Позднее, в 1996 году, была опубликована обновленная версия методологии PRINCE2, чему поспособствовал консорциум состоящий в общей сложности из порядка 150 Европейских организаций .

PRINCE2 как методология во многом пересекается и способствует соответствию международному стандарту управления проектами , благодаря чему она может быть применена к любому типу проекта. Помимо прочего PRINCE применяет «управление по отклонениям» обеспечивая эффективное использования времени вышестоящих управленческих кадров, а также обеспечивает явное распределение ролей и обязанностей, так что все понимают что ожидается от них и чего ждать от других. PRINCE2 включает в себя: набор принципов, контрольных тем и модель процессов .

Принципы PRINCE2 способствуют надлежащей практике внедрения методологии, предотвращая избыточное или поверхностное ее применение и выведены практическим путем:

  • Продолжительное бизнес-обоснование
  • Учиться на опыте
  • Распределение ролей и обязанностей
  • Поэтапное управление
  • Управление по отклонениям
  • Фокусировка на продукте
  • Адаптация к особенностям проекта
Темы PRINCE2 представляют те аспекты управления проектами которые должны решаться на протяжении всего жизненного цикла проекта, они определяют как должны обрабатываться процессы:
  • Экономическое обоснование
  • Организация
  • Качество
  • Планы
  • Риски
  • Изменения
  • Прогресс
Модель процессов состоит из комплекса мероприятий, которых стоит придерживаться для направления, управления и завершения проекта:
  • Запуск проекта
  • Управление проектом
  • Инициация проекта
  • Управление границами стадий
  • Контроль стадий
  • Управление поставкой продукта
  • Закрытие проекта
В феврале 1999 году, международная ассоциация управления проектами «International Project Management Association» (IPMA), основанная в 1965 году, как некоммерческая профессиональная ассоциация, призванная объединить специалистов в области управления проектами, публикует стандарт управления проектами «IPMA Competence Baseline» (ICB) . В данном стандарте содержатся требования к компетенциям, предъявляемые менеджерам проектов и членам команд по управлению проектами, программами и портфелями .

В России IPMA появилась в 1990 году как СОВНЕТ. На данный момент ассоциация занимается обучением профессиональному управлению проектами, аккредитацией учебных программ по управлению проектами и международной сертификацией специалистов на основе собственной четырехступенчатой системы :

А – сертифицированный директор проектов;
B – сертифицированный старший менеджер проектов;
C – сертифицированный менеджер проектов;
D – сертифицированный специалист по управлению проектами.

Национальные представительства ассоциации, на основе ICB, разрабатывают собственные требования к компетентности в которых должны найти отражение национальные и культурные отличия, следуя этой логике СОВНЕТ опубликовал стандарт: «Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами» (НТК), последняя редакция от 2010 года .

НТК рассматривает системную модель управления проектами состоящей из трех основных компонентов:

1. Объекты управления – проекты, программы и портфели;
2. Субъекты управления – инвестор, заказчик, команда, руководитель и прочие заинтересованные лица.
3. Процессы управления – рассматриваются как совокупность задач и процедур управления и представлены в разрезах: стадий процесса управления, функциональной области управления, временному интервалу, объекту и субъекту управления. В НТК различаются следующие стадии процесса управления:

  • инициация (запуск) проекта,
  • планирование работ проекта,
  • организация и контроль выполнения работ проекта,
  • анализ и регулирование хода работ проекта,
  • закрытие проекта.
По временному интервалу процессы разделяются на: стратегический – весь жизненный цикл проекта, годовой, квартальный и оперативный – куда входят задачи со стартом выполнения от месяца до суток. В зависимости от предметной области в НТК различают следующие функции управления:
  • Управление предметной областью проекта
  • Управление проектом по временным параметрам
  • Управление стоимостью и финансированием проекта
  • Управление качеством в проекте
  • Управление рисками и возможностями в проекте
  • Управление человеческими ресурсами в проекте
  • Управление закупками и контрактами в проекте
  • Управление изменениями в проекте
  • Управление безопасностью в проекте
Помимо вышеизложенного стандарт охватывает сферы сертификации, международного сотрудничества, критерии успешности проекта и вопросы общей компетентности, такие как организационно-технологическая зрелость компании в области управления проектами. Что же касается поведенческой компетентности, то сюда попадают такие вопросы как: руководство и лидерство, вовлеченность и мотивация, самоконтроль, уверенность и убедительность, снятие напряженности, открытость, творческий подход, ориентированность на результат, эффективность, согласование, переговоры, конфликты и кризисы, надежность, понимание ценностей, этика и разрешение проблем.

В 1996 году институтом управления проектами США (Project Management Institute, Inc., сокращенно PMI), публикуется руководство «A Guide to the Project Management Body of Knowledge» (PMBOK Guide) , в которой описывается стандарт управления проектами PMBOK. Данный стандарт совместим с международным стандартом управления проектами ISO 9000. PMBOK объединяет в себе обширный набор знаний и практик в области управления проектами, а также целыми программами и портфелями проектов. В нем уделяется внимание жизненному циклу проекта, влиянию организации, в том числе ее внутренней культуры, на управление проектом.

Стандарт выделяет набор процессов управления проектами, использование которых доказано может повысить вероятность успеха, для широкого диапазона различных проектов, причем в руководстве отмечается, что, совсем не обязательно использовать полный перечень процессов и стоит отобрать именно те, что позволят эффективно достичь целей выбранного проекта. В стандарте процессы делятся на следующие группы :

  • Группа процессов управления проектами
  • Группа процессов инициации (2 процесса)
  • Группа процессов планирования (20 процессов)
  • Группа процессов исполнения (8 процессов)
  • Группа процессов мониторинга и управления (10 процессов)
  • Группа процессов завершения (2 процесса)
Помимо процессов управления, стандарт выделяет области знаний управления проектами, каждая из которых представляет собой полноценный набор практик в выбранной области, так например раздел управления стоимостью проекта состоит из разделов оценки, определения бюджета и управления стоимостью, всего в последней версии редакции предлагается 9 областей знаний управления проектами:
  • Управление интеграцией проекта
  • Управление содержанием проекта
  • Управление сроками проекта
  • Управление стоимостью проекта
  • Управление качеством проекта
  • Управление человеческими ресурсами проекта
  • Управление коммуникациями проекта
  • Управление рисками проекта
  • Управление закупками проекта
Взаимодействие процессов управления показано в приложение А, стоит отметить что согласно исследованию проведенному доктором философии С. Гашиком процессы PMBOK на 95 процентов аналогичны описанным в международном стандарте по управлению проектами ISO 21500 .
В ноябре 2001 года Центр сертификации специалистов в области управления проектами (Project Management Professionals Certification Center, сокращенно PMCC) Японии, позднее переименованный в Ассоциацию управления проектами Японии (Project Management Association of Japan, сокращенно PMAJ) публикует стандарт управления проектами P2M. В контексте методологии рассматриваются управленцы призванные для достижения миссии проекта, которые должны обладать знаниями из смежных областей и делятся на три уровня профессионализма:
  • менеджер-специалист (PMS),
  • менеджер-зарегистрированный (PMR) и
  • менеджер-архитектор (PMA).
P2M рассматривает как область управления проектами так и управление программами проектов, и включает в себя управления следующими областями знаний :
  • Стратегическое управление проектом
  • Управление финансами проекта
  • Управление системами проектами
  • Организационный менеджмент проекта
  • Управление целями проекта
  • Управление ресурсами проекта
  • Управление рисками
  • Информационный менеджмент
  • Управление взаимосвязями проекта
  • Управление стоимостью проекта
  • Управление коммуникациями в проекте
Таким образом, в результате обзора стандартов управления информационными проектами, удалось установить что во всех из них одними из центральных групп процессов являются процессы управления рисками и качеством проекта. Причем большая часть из рассмотренных стандартов имеют межотраслевой характер.

Рассмотрены основные стандарты применяемые в сфере управления проектами, начало разработки первого из которых датируется 1986, а последнего 2010 годом, присущие им процессы и особенности, пересечения с международными стандартами управления проектами. Представлена роль международной ассоциации по управлению проектами (IPMA) в формирование национальных стандартов отдельных стран, приведены применяемые уровни для оценки квалификации компаний и менеджеров. В исследование были рассмотрены следующие стандарты, представленные соответствующими организациями и странами:

  • CMMI – Software Engineering Institute (США)
  • PRINCE – Central Computer and Telecommunications Agency (Великобритания)
  • ICB – International Project Management Association (Швейцария)
  • НТК – СОВНЕТ (национальное представительство IPMA в России)
  • PMBOK – Project Management Institute (США)
  • ISO 21500 – International Organization for Standardization
  • P2M – Project Management Association of Japan (Япония)

Список литературы

1. Crosby P.B., Quality is Free. New York: New American Library, 1979 – ISBN 0-451-62247-2
2. Humphrey W.S., Characterizing the Software Process. A maturity Framework [Электронный ресурс] / Software Engineering Institute, 1987 – Режим доступа: www.sei.cmu.edu/reports/87tr011.pdf
3. Paulk M.C., The Capability Maturity Model: Guidelines for Improving the Software Process. Mass.: Addison-Wesley Pub. Co., 1995 – ISBN 0-201-54664-7
4. CMMI® for Development, Version 1.3 [Электронный ресурс] / Software Engineering Institute, 2010 – Режим доступа: www.sei.cmu.edu/reports/10tr033.pdf (дата обращения: 03.11.2014).
5. What is PRINCE2? [Электронный ресурс] / Office of Government Commerce, UK – Режим доступа: www.prince2.com/what-is-prince2 (дата обращения: 03.11.2014).
6. Межгосударственный стандарт ГОСТ Р ИСО 21500. Руководство по управлению проектами, 2012
7. PRINCE2® in one thousand words [Электронный ресурс] / Andy Murray and Director of Outperform UK Ltd, 2009 – Режим доступа: www.best-management-practice.com/gempdf/PRINCE2_in_One_Thousand_Words.pdf (дата обращения: 03.11.2014).
8. ICB - IPMA Competence Baseline, Version 3.0 [Электронный ресурс] / International Project Management Association, 2006 – Режим доступа: (дата обращения: 03.11.2014).
9. Сооляттэ А.Ю., Управление проектами в компании: методология, технологии, практика. М.: МФПУ «Синергия», 2012
10. Certify Individuals [Электронный ресурс] / International Project Management Association – Режим доступа: ipma.ch/certification/certify-individuals (дата обращения: 03.11.2014).
11. Управление проектами. Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов / под научной ред. д.т.н. Воропаева В.И., М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010
12. A Guide to the project management body of knowledge / PMI Standards Committee. USA: Project Management Institute, 1996
13. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) - четвертое издание / PMI Standards Committee. USA: Project Management Institute, 2008 – ISBN: 978-1-933890-51-7
14. Gasik S., PhD, Comparison of ISO 21500 and PMBOK®. Guide Version improved after comments of Jesus Guardiola and Francesca Montanari [Интернет источник] – Режим доступа: www.sybena.pl/dokumenty/ISO-21500-and-PMBoK-Guide.pdf (дата обращения: 03.11.2014).
15. A Guidebook of Project & Program Management for Enterprise Innovation [Интернет источник] / Project Management Association of Japan, Revision 3, 2005 – Режим доступа: Добавить метки

Рекомендуем почитать

Наверх