Гой ты русь моя родная настроение. Сергей есенин - гой ты русь моя родная

Инженерные системы 24.05.2024

«Гой ты, Русь, моя родная…» - стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина . Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

История создания

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.

При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря. Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу. По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.

Сюжет

Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса. Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, - Яблочный Спас и Медовый Спас.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное. Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее. Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.

Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе – метафоры («синь сосет глаза»), аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения («как захожий богомолец»). Немаловажную роль играют устаревшие слова – например, леха (гряда, борозда) и стежка (путь, дорога). Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами (пляс, синь) и междометия «гой», есенинское стихотворение становится близким к народной речи.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» - как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Сергей Есенин - великий поэт, который в равной степени кровно связан со своим народом и отечеством. Сила его слова пропитана небывалой искренностью и честностью.

Сергей Есенин, как и большинство поэтов, старался не только передать в своих стихах любовь к Родине, но и создать в них ее неповторимый цельный образ. Сила и глубина есенинской лирики заключается в том, что бездонное чувство любви к России выражается не риторично и отвлеченно, а конкретно, в зримых материальных образах, через изображение родного пейзажа. Любовь к Родине так же нашла свое отображение не только в смысловой нагрузке стихов, но и в самой их художественной форме, о чем, прежде всего, говорит глубокая внутренняя связь его поэзии с народным устным творчеством.

Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная»

Наиболее известное произведение раннего периода творчества Сергея Есенина - «Гой ты, Русь, моя родная» , является своеобразной одой Родине. Стих несет в себе необыкновенную философию ценностей: обычные простые вещи приобретают божественный смысл и духовное наполнение. Поэт сравнивает крестьянские хаты с иконами («хаты - в ризах образа…»). Есенин восхищается необычайной красотой и величественностью родных просторов, он ощущает себя их частью. Автор воспринимает Русь своим личным раем, в котором он обретает душевный покой и одухотворенность. В стихотворение удачно сочетается щемящая сердце грусть и одновременно настоящая гордость и любовь к своему родному краю. Автор сумел в одном стихе показать всю многообразную палитру своих чувств к России.

В середине 20-х годов XX века, общество начало подводить итоги революционного переворота в России. В стихотворении «Русь Советская », которое было создано в 1924 году, автор, со свойственной ему лирической ноткой, описывает свои волнения в связи с новым этапом в жизни своего государства. Советскую Россию Есенин встречает одновременно с радостью и грустью. Ведь смена государственного правления, и становление ее на новый путь развития вызывали опасение за будущие как народа, так и государства в целом. Но, несмотря на свои страхи, Есенин смело прощается со старой Россией, и принимает Россию обновленную, искренне веря в светлое ее будущее.

Анализ стихотворений «Спит ковыль»

В 1925 году, после возвращения в родительский дом С. Есенин создал стихотворение «Спит ковыль… ». С трепещущим благоговением, автор описывает живописность родного края: бескрайние просторы лесов, лугов, полей, и волшебство и упоительность русской ночи. В отличие от ранних произведений, в стихе « Спит ковыль» любовь к Родине изображается выстраданной, прошедшей через множество препятствий, но все-таки не покинувшая сердце верного сына своего Отечества. Лирический герой размышляет о том предназначении в жизни, которое предопределено ему судьбой. В стихотворении очень ярко показана грусть о прошлом, которое уже нельзя вернуть. Рассвет символизирует наступление новой эпохи, в которой автор не может найти своего места.

«Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь . Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края. Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины . В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное. Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой. И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», — этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог . На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа. И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.


1.Тема стихотворения - любовь к родине.

2.Основная мысль. Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.

3.Композиция.Произведение состоит из пяти строф по четыре стиха в каждом.Все пять строф повествуют нам о красоте и святости родины:

"Хаты - в ризах образа

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза"

Однако последняя строфа выражает нам отношение автора к родине больше, чем в других строфах.

4.Ритм-стихотворение мелодично.Рифма-перекрестная.Размер-четырёхстопный хорей.

5.Лирический герой.Лирический герой-это Есенин.

"Гой ты, Русь, моя родная"

"Не надо рая,

Дайте родину мою"

Лирический герой любит свою родину за поля, за пляски на лугах, за девичий смех.Я считаю, что Есенина можно назвать истинным патриотом.

6.Художественные средства.Автор использовал эпитеты"Русь, моя родная", "весёлый пляс", "у низеньких околиц".Они нужны, чтобы показать образы русской земли.Используются сравнения "как захожий богомолец", "как серёжки, прозвенит девичий смех".Они даны для более точного описания родины. Также есть метафоры "Синь сосет глаза", "чахнут тополя", "смех прозвенит".В стихотворении присутствует церковная лексика:"ризы".", богомолец", "Спас", "святая".Она нужна, чтобы показать, что родина является святым местом для каждого человека.

7.Моё впечатление.Меня впечатлило это стихотворение, так как в нём автор говорит о любви к родине.Мне очень понравились строки:

"Если крикнет рать святая:

Судьба великого русского поэта Сергея Есенина довольно неоднозначна и загадочна. Ему довелось много путешествовать, жить вдали от родины. Но всегда спешил туда, где находится его дом, туда, где душа наполнятся спокойствием и гармонией.

Будучи настоящим патриотом, Есенин ни когда не идеализировал свою родину – Россию. Он, как ни кто другой, знал о ее недостатках, бедах, трудностях жизни простого человека. Но, ни смотря на это, Есенин искренне любил Россию, такой кокой оно была, с ее достоинствами и недостатками. Именно поэтому поэт всегда стремился «домой», чтобы здесь найти покой.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» является одно из лучших работ Сергея Есенина, в которой он воспевает свою родину. Оно было написано в 1914 году. К этому времени Есенин был уже довольно известен и проживал в Москве. Огромный город был не по душе поэту. Свою тоску Есенин пытался утопить в вине. Мысли поэта все чаще возвращали его в прошлое, в то время, когда он был простым крестьянским мальчишкой, когда был по-настоящему счастлив и свободен.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» становится воспоминанием о прошлой жизни. В нем Есенин попытался передать нам те эмоции и чувства, которые он испытывал, наслаждаясь красотой великой России. В стихотворении поэт отводит себе роль «захожего богомольца», который хочет лишь отдать дань своей родине. Родина для Есенина – это храм, который дарит уставшему путнику душевное спокойствие и гармонию, ни чего не беря взамен.

Также, стоит отметить, что в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин создает довольно неоднозначный образ России. В стихотворении убогость и красота, грязь и чистота, божественное и земное идут рядом. Но, ни смотря на это, поэт ни готов променять ни на что яблочно-медовый запах летнего Спаса и звонкий «девичий смех». Есенин зная, что крестьянская жизнь полна всяческих проблем и сложностей, считает ее более рациональной, чем его теперешняя жизнь. Простые люди не утратили связь с прошлым. Они помнят и свято оберегают обычаи и традиции своих предков, их жизнь наполнена смыслом. Простой человек является по-настоящему богатым, ведь у него есть возможность наслаждаться величием природы, наблюдать за неспешным течение реки, тишиной леса, пением птиц. Сергей Есенин считал, что если и есть рай на земле, то он находится именно здесь – в русской деревне, не испорченной человеком, в своей первозданной красоте.

Сергей Есенин заканчивает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» строками:
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»

По моему мнению, эти строки еще раз подчеркивают безграничную любовь поэта к своей родине. Есенин готов был отказаться от любых человеческих благ только за то, чтобы иметь возможность вновь очутиться на родной земле, ощутить себя частью этой огромной страны и ее могучего народа.

Рекомендуем почитать

Наверх