Методы экономического исследования. Экономический эксперимент: методы, примеры, описание

Энциклопедия растений 13.10.2019
Энциклопедия растений

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономический факультет

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Методология исследования экономических процессов и явлений»

Новосибирск 2010

Введение

1.1 Основные понятия

1. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

2.2 Методика факторного анализа

3. Пути совершенствования

Заключение

Библиография


Введение

Для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условную единицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений.

Актуальность темы состоит в том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможно правильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будет ли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

Целью курсовой является рассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

Задачи курсовой работы: мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим пути совершенствования данной темы.


1. Теория изучения методов экономических процессов и явлений

1.1 Основные понятия

Для начала рассмотрим само понятие методологии, что в него входит.

Методология науки, как известно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построения экономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное "я" относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомоэкономикса"), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие "естественных" или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анатомии" общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д.Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: а) определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формы взаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

д) количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).


1.2 Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодов времени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производства и сопоставимость методики исчисления показателей.

Для исследования механизмов рыночной системы и тестирования обоснованности поставленных теорий применяется экономический эксперимент, который в современных реалиях может проводиться не только в ограниченных масштабах. Он позволяет получить информацию о типичном поведении агентов хозяйственной деятельности в условиях контроля.

Основоположник экспериментальной экономики

Активное применение экономическим экспериментам нашел Вернон Смит, родившийся в семье с социалистическими взглядами на жизнь. Поэтому не стоит удивляться, что этот человек начал свои изыскания как приверженец государственного и общественного строя. В его понимании рисовалась такая структура, при которой грамотные люди принимают решения за других лиц.

Заинтересованность экономикой к ученому пришла после духовной эволюции, когда он стал классическим либералом. В 1952 году ему удалось получить степень магистра, а спустя три года - защитить докторскую диссертацию. До этого он имел образование инженера-электрика.

Участие основателя в первом научном опыте

Еще не состоявшийся нобелевский лауреат наблюдал первый экономический эксперимент под руководством своего учителя. Он был посвящен формированию рыночного равновесия. Учащихся разделили на продавцов и покупателей, имеющих бюджетные ограничения. Для первых из них устанавливался допустимый уровень издержек, а для вторых - денежный порог.

В результате проведенных исследований выяснилось, что при осуществлении торгов лица, которые в теории не могли проводить сделку, в экспериментальных условиях ее совершали с некоторой выгодой. Других участников торга, находящихся в противоположной ситуации, иногда удавалось вытеснить с рынка. И это не была какая-то случайность, так как подобные эффекты случались достаточно часто (с вероятностью до 25 процентов).

Выяснилось, что на общее равновесие может влиять больше факторов, чем предполагала теория. Даже к правильному результату удается приходить различными путями. В ходе научного опыта возникли методологические и технические сложности. Однако уже этот экономический эксперимент предопределил два отдельных направления в будущей дисциплине.

Цель проведения исследований

К настоящему времени роль проводимых опытов существенно возросла, так как не одна серьезная дисциплина без них просто немыслима. Изначально исследования проводились на микроуровне, когда за основу берутся мелкие хозяйственные структуры. Однако со временем ситуация изменилась.

Большое количество экспериментов в экономической науке стали проводить на макроуровне. Их приходится осуществлять в определенных условиях, которые нельзя полностью нивелировать в процессе исследований. Чаще всего научные опыты в макроэкономике являются полевыми, а не лабораторными. Отличия от микроуровня достаточно существенны.

Несмотря на различные подходы, основная задача любых исследований заключается в проверке практического применения определенных программ и задач, которые позволят избежать крупных ошибок и провалов в хозяйственной деятельности. Экономический эксперимент не доказывает и не опровергает теоретические изыскания, но он дает возможность установить вероятность наступления того либо иного события.

Методология экспериментального процесса

Контролируемые исследования имеют общие черты. Все они призваны имитировать протекающие динамические процессы. Однако сама система в данном случае формируется экспериментатором. Люди в ней выступают в качестве экономических агентов, которые были набраны с учетом каких-то критериев. В действительности участники выполняют множество функций, от которых они полностью абстрагироваться не смогут. Поэтому методы экономического эксперимента должны быть разными.

Формирование модели ассоциируется с потерей какой-то части данных. Это предоставляет возможность абстрагироваться от менее значимых элементов. Внимание в этом случае концентрируется на базовых компонентах системы и взаимных связях. В модель могут вводиться два типа величин:

  1. Экзогенные. Внедряются в готовом виде.
  2. Эндогенные. Появляются внутри модели в результате решения определенной задачи.

Таким образом, можно утверждать, что экономический эксперимент тесно связан с созданием моделей, представляющих собой формализованное описание хозяйственного процесса, структура которого обусловлена объективными свойствами и субъективными характеристиками.

Основные этапы проведения

Современные эксперименты проходят в несколько этапов:

  1. Производится четкое изучение системы, динамику которой предполагается подвергнуть исследованию, чтобы правильно выбрать нужный раздел теории, на базе которого будет конструироваться спецификация модели.
  2. Ведется разработка имитационной модели для изученной системы. Она должна включать в себя большое количество описаний для основных объектов, условий перехода из одного состояния в другое.
  3. Осуществляется эксперимент с лицом, принимающим решения. Во время процесса ему предлагается рассмотреть определенную ситуацию. В ней должно быть принято какое-то решение.
  4. Определяется спецификация базовых правил, а также производится оценка основных параметров. Разработанные принципы вводятся непосредственно в модель, после чего она обретает автономность.
  5. Независимый прототип тестируется, благодаря чему удается получить временные рамки поведения системы при изменяющихся начальных состояниях. После этого применяются статические методы исследования.
  6. Готовая применяется для повышения результативности управления рассматриваемой системой посредством прогнозирования возможного поведения во времени.

В модели в расчет берутся различные экономические агенты, приобретающие однородную продукцию. Рынок в таком случае выступает в роли внешней среды представленного товара. Руководствуясь динамикой изменения цен, потребители делают определенный прогноз.

Наглядные примеры экономических экспериментов

Одним из показательных примеров проблемы, связанной с ролью экспериментатора, является исследование, проводившееся в фирме «Вестерн Электрик». В то время планировалось установить, от каких факторов зависит производительность труда. Было проведено более десяти экспериментов, касающихся бесплатных завтраков, увеличения количества перерывов и других поблажек для рабочих.

Результат поразил всех. После отмены рабочих льгот начала расти производительность труда на фабрике. Экспериментаторами была допущена ошибка, которая привела к искажению показателей. Наблюдатель превратился в Рабочие поняли так, что проводимые исследования неоценимы для развития американского общества. Из этого следует, что руководитель должен находиться в тени.

Большое количество экономических экспериментов провел Генри Форд. Для увеличения доходов предприятия он предлагал рабочим получать процент от общей прибыли. В результате их производительность труда существенно возрастала, так как людям было выгодно эффективно работать.

Координационные игры

Опытные экономисты при рассмотрении подобных игр задумываются о том, можно ли при необходимости координировать лабораторные элементы на одном из равновесий. Если это возможно, то имеются ли общие положения, способные помочь в конкретном предсказании. Оказывается, что в отдельных условиях испытуемые люди могут координировать лучшие равновесия даже не столь очевидные.

Дедуктивными факторами выбора выступают те, которые позволяют делать прогнозы, базирующиеся на свойствах игры. Что касается индуктивных принципов, то они дают возможность предсказывать результат на характеризационной динамике.

Рыночные торги

Основоположник экспериментальной экономики провел ряд экспериментов по сплочению цен и объемов. Он уделил внимание теоретическим равновесным значениям непосредственно в условиях рынка. В ходе исследований было изучено поведение условных продавцов и покупателей. Экономист выяснил, что в отдельных конфигурациях централизованной торговли ценовые показатели имеют общую грань с объемами продаж.

В качестве заключения

Хотя экономический эксперимент не доказывает каких-то теоретических предположений, он позволяет сделать качественную оценку определенной ситуации в хозяйственной деятельности государства или любого другого объединения. Многое зависит от параметров, учтенных при проведении исследований.

Под методом исследования понимается последовательность этапов и совокупность способов или приемов изучения и описания какого – либо явления.

Подлинно научным методом познания служит диалектический метод. Используя его, наука выработала и применяет различные конкретные способы и приемы познания экономической действительности. К ним относятся статистические наблюдения, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, математическое моделирование и другие. Эти способы и приемы познания используются во всех науках, но формы и границы их применения зависят от содержания данной науки.

В экономической теории процесс познания складывается из трех этапов:

1. Эмпирический этап – это сбор и обработка фактов, относящихся к конкретной проблеме, и сопоставление фактов с существующими теориями и гипотезами.

2. Теоретический этап – это выявление общих принципов, закономерностей на основе известных фактов и создание новых гипотез и теорий.

3. Практический этап – это формирование на основе выявленных закономерностей, принципов или подходов экономической политики.

Учитывая специфику предмета, основным методом исследования экономических явлений является метод научной абстракции, а также анализ и синтез, сочетание исторического и логического.

На эмпирическом этапе основным способом познания является анализ и синтез .

В процессе анализа используются статические группировки, определяются средние и предельные величины, выявляется динамика. В ходе анализа возникают обобщения и формируются новые понятия, при этом используется метод научной абстракции. Он включает в себя два взаимосвязанных процесса познания.

1. Движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

2. Движение от явления к сущности и от сущности к явлению.

Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции улавливается сущность явлений, формулируются категории и законы, выражающие эти сущности.

В результате абстрагирования выводятся экономические категории, то есть научные понятия, которые выражают суть экономических явлений. Углубление экономических знаний позволяет находить объективные и устойчивые взаимосвязи между экономическими явлениями, которые выражаются в виде экономических законов.

Другим важным приемом, которым пользуется экономическая теория на этапе обработки фактов, является сочетание исторического и логического. Вся экономическая жизнь состоит из фактов, которые необходимо собирать, анализировать и обобщать. Факты могут быть самые разные, поэтому надо искать принципы их взаимосвязи и выявлять объединяющий их смысл.



Переход от эмпирического к теоретическому этапу происходит путем индукции, когда из фактов выводятся новые принципы или гипотезы или дедукции, когда к сбору фактов подходят с позиции определенной теории.

Дедуктивный метод – это способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений или правил.

Индуктивный метод – это способ исследования, идущий от частных, единичных случаев к общему выводу, или от отдельных фактов к обобщению.

При переходе от теоретического к практическому этапу познания используется позитивный и нормативный анализ.

Позитивный анализ имеет дело с фактами, которые уже обработаны и перешли на уровень теории. Такой анализ свободен от субъективных суждений.

Нормативный анализ , напротив, представляет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какие меры нужно принять, основываясь на определенной экономической теории.

Позитивный анализ изучает то, что есть, а нормативный анализ выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Предмет и метод экономической теории находятся между собой в неразрывном единстве. По мере углубления содержания предмета, используются более разнообразные методы исследования. Итогом этих исследований являются знания, выраженные в виде экономических законов. Они носят объективный характер, значит, не подчиняются воле и сознанию людей и не могут быть в оценке людей ни хорошими, ни плохими. Их нельзя запретить или отменить. Люди обязаны изучать механизмы действия этих законов и принимать решения в соответствии с их требованиями.

Одной из существующих причин кризиса нашей экономики является волюнтаризм российских политиков. Волюнтаризм - это принятие решений, не сочетающихся с объективными требованиями экономических законов, это произвол в политике и экономике.

Учитывая исторический путь, пройденный экономической наукой можно сказать, что предметом изучения экономической теории являются производственные отношения и экономические законы, управляющие поведением людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

4. Методы экономического исследования.

Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). В самом общем философском смысле оно означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» - это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.

Система приемов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с объективными законами развития самой действительности. Эту задачу призвана решать методология как наука о системе приемов, способов познания и преобразования мира. Название «методология» (от греч. «methodas» и «logos») буквально переводится как учение о методах. Поскольку объективными законами развития действительности выступают, прежде всего, законы диалектики, отражающие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, то диалектический метод является гносеологическим инструментарием и логическим отражением всей диалектики.

В то же время в рамках данного метода должен быть учтен субъективный элемент, так как объектом экономического анализа становится поведение людей, а следовательно, человеческая деятельность. К важнейшим категориям такого подхода относятся потребности, интересы, цели, мотивы поведения человека, полезность, потребительная стоимость товаров и услуг".

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять (рис. 1).

Наблюдение и сбор фактов
Эксперимент
Моделирование
Метод научных абстракций
Анализ и синтез
Системный подход
Индукция и дедукция
Исторический и логический методы
Графический метод

Рис. 1. Основные методы экономических исследований.

Рассмотрим данные методы. Так, очевидно, что наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятия.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели (от латинского modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории. Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.

Метод научных абстракции, предполагающий отказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявления действительной тенденции движения. Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий. Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

Не менее важным аспектом данного метода познания выступает необходимость селективного рассмотрения экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, при исследовании структуры общественного способа производства производительные силы рассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственные отношения - в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил (технологический строй производства) в этом случае опускается.

Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греческого synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 2).


Рис. 2. Понятия анализа и синтеза

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros – малый и makros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 3).


Рис. 3. Два уровня (две сферы) экономических исследований.

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

в) производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus - присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 4).

Рис. 4. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты. Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

Заключение

Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).

Можно было ожидать, что наука, имеющая дело со столь важными для благосостояния человечества вопросами, привлечет к себе внимание многих талантливейших мыслителей каждой эпохи и окажется теперь на подступах к полной зрелости. Но в действительности число ученых-экономистов было всегда невелико по сравнению со сложностью проблем, которые этой науке надлежало решать, и в результате она все еще пребывает почти в младенческом состоянии.

Одна из причин того заключается в недооценке воздействия экономической науки на достижение высшего благосостояния человека. В самом деле, наука, предметом изучения которой является богатство, часто представляется многим исследователям на первый взгляд отталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширения границ познания, редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.

Рассмотренные понятия и категории, отражающие систему производственных отношений, содержат в себе прочные взаимосвязи между собой. Каждая сторона этих взаимосвязей характеризуется своими особенностями, своими закономерностями. Поэтому для производства характерен один закон, для обмена и распределения другие, для потребления и накопления свои законы и закономерности. Их взаимодействия остаются объективными также, как и то, что объективными остаются и сами эти отношения: производство, распределение и т.д.


Список использованной литературы.

1. Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. Основы экономической теории. М. Высшая школа. 1993.

2. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.

3. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 1996 г.



Содержание

Введение 3
1. Методология экономической теории 5
1.1. Методология, как наука экономической теории 5
1.2. Классификация методов экономической теории 10
2. Экономические категории и законы 19
2.1.Экономические законы 19
2.2.Экономические категории 24
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Введение

Экономическая теория - это фундаментальная (от лат. Fimdamentum - основа) экономическая наука, которая изучает общие закономерности хозяйственной жизни, основа экономических наук. Это также система научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Она не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует его развитию, предотвращает повторение некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие экономики.
Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования. Необходимым условием в изучении экономической теории служит известное постоянство и правильный порядок в изучаемых ею явлениях. Наука относительно каждого рода явлений возможна тогда, когда можно доказать, что эти явления подчинены известного рода законам, т.е. они постоянно сопутствуют друг другу или следуют одно за другим в определенном порядке, доступном наблюдению и изучению. Предметом экономической теории являются закономерности и факторы экономического роста.
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.
Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.
Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Проблема методологии исследования экономических процессов и явлений носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Методология исследования экономических процессов и явлений". Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Рассмотрение вопросов связанных с данной темой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является анализ условий "Методологии исследования экономических процессов и явлений".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Методология исследования экономических процессов и явлений" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :
1. Изучить теоретические аспекты по данной теме;
2. Изучить основные методы исследования экономических процессов и явлений;
3. Определить сущность экономических категорий и законов.
Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования. Глава первая раскрывает общие вопросы проблемы "Методологии исследования экономических процессов и явлений". Определяются основные понятия, рассматриваются методы исследования экономических процессов и явлений. В главе второй рассмотрены понятия экономических категорий и законов. В заключение, дается оценка эффективности рассмотренных методов.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, справочная литература.

1. Методология экономической теории

1.1 Методология, как наука экономической теории.
Методология - учение о способах, приемах, методах, которые применяют те или иные науки для изучения своего предмета. Также можно дать еще одно определение методологии.
Методология - общий подход к изучению экономических явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: «с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы».
Методология экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. При этом экономические процессы и явления рассматриваются как в статике, так и в динамике. Взятые в непрерывном движении и развитии, в переходе из одного качественного состояния в другое, они анализируются с целью выявления и разрешения (снятия) противоречий. Конкретизируя научные выводы в виде тех или иных рекомендаций, экономическая теория выполняет практические функции по разработке основ экономической политики государства. 1
Методология теоретической экономики – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу.
В методологии общей экономической теории можно выделить четыре главных подхода:
1. позитивистский;
2. структуралистический;
3. диалектический;
4. синтетический.
1. Позитивистский подход основывается на философии позитивизма (“позитивной” философии), признающей в качестве главного источника знания данные конкретных (эмпирических) наук, не нуждающиеся в собственно методологическом обосновании. Позитивизм сформировался в первой половине 19 века (О. Конт, Г. Спенсер и др.), позднее приняв форму неопозитивизма или логического позитивизма (Р. Карнап, М. Шлик и др.), а затем постпозитивизма (Т. Кун, К. Поппер и др.). 2
Наиболее характерные черты позитивистского подхода:

      феноменализм (отражение конкретных факторов как феномена);
      верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям);
      прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).
Позитивистский подход широко использует формально – логические методы, носящие универсальный характер. Наиболее характерными для него специфическими локальными методами (особенно в неопозитивистской и постпозитивистской трактовках) являются:
инструментализм (сведение научных понятий к функциям инструментов анализа);
операционализм или операционный анализ (определение научных понятий лишь через описание операций, производимых с данными понятиями);
экспликация (описание явлений посредством использования формализованных математических методов и моделей);
ситуационный анализ, или “полевые исследования” (анализ конкретно складывающихся ситуаций).
В экономической теории позитивистский подход во всех его разновидностях получил широкое распространение. Это проявилось в ориентациях на изучение конкретно - экономических функциональных взаимосвязей, активное использование экономико-математического моделирования, поиск решений в конкретных экономических ситуациях и т.п., а также в невнимании к выявлению и обоснованию глубинных закономерностей экономики, системообразующих экономических отношений, критериев и векторов социально - экономического развития. Указанные характеристики в заметной мере присущи исследованиям неоклассического направления экономической науки.
2. Структуралистический подход представляет собой методологическое направление, делающее акцент на выявление структуры системы, т.е. ее внутреннего строения, совокупности отношений между ее элементами. Наиболее видными представителями этого подхода, сложившегося в различных областях научного знания в первой половине 20 века, являются К. Леви - Строс, М. Фуко, Т. Парсонс, Р. Мертон. 3
Характерными чертами отмеченного подхода можно считать: стремление к упорядоченности элементов, приоритетов структуры системы над содержанием ее элементов и над историей, понимание объективности явления только через его включение в структуру, исключение из системы всего неструктурного.
Широко используя целый ряд обозначенных выше формально - логических методов, структуралистический подход активно применяет и свои специфические локальные методы. Среди них:
структурно-функциональный анализ, делающий упор на взаимосвязи содержания элементов структуры и выполняемых ими функций (акценты в этой взаимосвязи могут быть разными);
принцип иерархичности структур (признание субординированности элементов системы, в том числе с ориентацией на достижение определенной цели);
метод “бинарных оппозиций” (использование парных категорий: природа - культура, спрос - предложение, мелкий бизнес - крупный бизнес и т.п.);
метод рекомбинаций (использование разнообразных сочетаний и перегруппировок имеющихся основополагающих элементов системы) и др.
Указанный подход широко использует методы математической логики и моделирования. При этом структуралистический подход может совмещаться с позитивистским, внося в последний черты упорядоченности. Не случайно существует позиция, трактующая структурализм как разновидность современного позитивизма.
В экономической теории структуралистический подход получил заметное развитие. Это проявилось, например, в способах агрегирования различных экономических единиц (частей), в разделении на макро- и микроэкономику как два разных уровня экономической системы, в разграничении функций различных институтов экономики, в определении современной развитой экономики как смешанной экономики и анализе конкретных ее параметров и т.п.
3. Диалектический подход связан с диалектикой как наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В системном виде был разработан в конце 18 - начале 19 веков немецкой классической философией (прежде всего Г. Гегелем), а затем получил развитие в форме материалистической диалектики у К. Маркса, впервые применившего диалектический подход в политической экономии. 4
Диалектический подход нацеливает на выявление глубинных причинно - следственных связей, скрытых на поверхности. Он разграничивает сущность и явление, содержание и форму, необходимость и случайность, возможность и действительность, вскрывая тем самым подлинный характер взаимосвязей в рамках того или иного предмета.
Диалектика делает акцент на процессах развития, показывая их закономерный характер. Развитие трактуется через призму трех основных законов диалектики: перехода количества в качество и наоборот, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Важнейшим принципом движения, внутренним импульсом развития признается диалектическое противоречие, т.е. соотношение между двумя взаимообусловленными и вместе с тем отрицающими друг друга сторонами (противоположностями), присущими предмету или его частям. “Разрешение” противоречия приводит к появлению нового отношения (новой категории) и т.д.
Диалектический подход использует два основных специфических метода познания реального мира (они трактуются как методы диалектической логики в отличие от формально - логических методов) - метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод единства логического и исторического.
4. Синтетические подходы получили заметное распространение в экономической теории, что вызывалось вполне объяснимым стремлением преодолеть имевшиеся в рамках одного предмета (науки) односторонности. В меньшей степени это относится к методологии (общим методам экономической теории), поскольку существует опасность потери целостности исследования.
В последний период стала набирать силу позиция понимания взаимосвязи различных методологий. Это - так называемая “новая эклектика”, признающая методологический плюрализм (Б. Колдуэлл, Д. Хаусман и др.). Характерной чертой (методом) указанного направления стал конвенционализм, положивший в основу взаимодействия различных научных теорий соглашения (концепции) между исследователями или научными школами исходя из принципов удобства, простоты и т.п., а также взаимной терпимости. Распространено и использование различных специфических методов анализа при исследовании тех или иных частей (“ниш”) экономики. 5
Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

1.2. Классификация методов экономической теории
Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного
познания. В связи с этим различаются общенаучные и специфические методы .
Общенаучные - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономики и т. д. Рассмотрим их подробнее.
Диалектический метод . Диалектика - это наука о развитии. В связи с этим диалектический метод предполагает ответы на такие вопросы: Почему данное явление возникло? Как оно будет развиваться? И почему рано или поздно на смену ему приходит новое явление? Суть диалектики в том, что “все течет - все изменяется”. 6 Ученые - экономисты, как и ученые всех других наук, используют метод диалектики как общенаучный метод.
Если основу изменений общественных явлений ученые видят в объективном, или независимом от воли и сознания человека, то в научном анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой он представляет собой метод диалектического материализма, или метод материалистической диалектики. Этот метод применяется в исследованиях марксистского направления.
Если же основу изменений ученые видят в субъективном, или зависимом от воли и сознания людей, то имеет место идеалистический метод.
Специфические - это методы, которые используются как экономической теорией, так и другими гуманитарными науками: историей, психологией, социологией и т.д. К ним относятся: методы абстракции, дедукции и индукции, анализа и синтеза, единства логического и исторического, критический метод, математический и статистически анализ, графическое изображение и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
Метод абстракции . Важнейших метод экономической теории, он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении (вычленении) наиболее глубокой сущности процесса. Научная абстракция является общенаучным методом познания, ее значение возрастает, когда исключается возможность экспериментальной проверки экономической теории. Абстракция - исключение из экономического анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Сам по себе процесс сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает эту теорию непрактичной и нереалистичной. Таким образом, абстрагирование, или намеренное упрощение, в экономическом анализе имеет не только научное, но и практическое значение.
Метод анализа и синтеза . Посредством анализа экономическая теория разделяет экономические отношения на их составные части и исследует каждую из этих частей отдельно, путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину об экономическом процессе (это имеет место на любых уровнях, например, на предприятиях существуют специальные экономические отделы, которые активно используют метод анализа и синтеза). При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. Это важно для решения последующей задачи теоретического объяснения тех особенностей, от которых отвлекаются первоначально. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительности к абстрактному мышлению, т.е. от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций.
При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое. Синтез происходит при движении от абстрактного к конкретному. В процессе синтеза изучаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сторон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благодаря чему открываются пути и формы их разрешения.
При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер.
Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам). С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц.
Индуктивный и дедуктивный методы . Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Индукция представляет собой исследование, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения. Индукция характеризуется познанием действительности путем движения от конкретного к абстрактному. А на уровне абстрактного мышления вырабатываются экономические категории.
Метод допущения ceteris paribus, или “при прочих равных условиях”. Экономисты в построении своих теорий допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых “все прочие условия” действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными ученый может с большой точностью подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономическая теория - не лабораторная, не экспериментальная наука. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных “реальной жизни”, но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики, в этой довольно хаотической среде нередко “прочие условия” изменяются и, соответственно, цель, теоретически обоснованная, в конкретной жизни не достигается. Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции, вследствие чего вместе они могут привести к теоретическим обобщениям, или экономическим принципам.
Экономический эксперимент . Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов. Проверка достоверности полученных экономической теорией выводов и положений осуществляется на хозяйственной практике, которая выступает решающим критерием их истинности. Однако неполнота учета всех обстоятельств, ограниченность масштаба проводимого эксперимента может проводить неверные, ошибочные умозаключения, которые могут быть выявлены при распространении эксперимента на экономическую систему в целом. В процессе эксперимента может проявиться и стремление исследователя выделить интересующие его стороны, и проигнорировать другие из них.
В процессе познания эксперимент и теория взаимодействуют друг с другом. Эксперимент не только подтверждает или опровергает ту или иную гипотезу, но и дает материал для развития теории.
В отличие от естественных наук экономическая теория не может проводить эксперименты вне непосредственной хозяйственной деятельности, а, следовательно, вне хозяйственных субъектов, людей. Поэтому любые реформы, какого бы масштаба они не были, всегда затрагивают интересы людей, их жизнь.
Количественный анализ и качественная определенность . Каждый экономический процесс или явление могут быть охарактеризованы и качественной и количественной оценкой. Для количественного анализа экономическая теория довольно широко использует статистические и математические методы исследования, с помощью которых удается определить количественную зависимость между экономическими переменными. Однако накопление количественных изменений в конечном счете вызывает качественные преобразования сложившихся экономических взаимосвязей. Поэтому экономические процессы и явления должны изучаться в неразрывной связи их количественных и качественных определенностей. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Моделирование как инструмент научного мышления способствует проникновению в сущность объектов познания, выявлению присущих им закономерностей.
Под моделированием какого-либо явления, объекта понимается создание его упрощенного аналога - текстового, графического, математического и компьютерного.
Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:
1.Формулировка предмета и цели исследования.
2.Выделение экономических объектов, представляющих интерес в рассматриваемой экономической системе. Изучение объекта. Понимание того, как устроен объект, как он функционирует, какие факторы влияют на его функционирование, каковы критерии его оценки или оптимизации, при каких ограничениях в случае оптимизации достигается заданная цель.
3.Выявление наиболее важных и существенных характеристик каждого экономического объекта, отвечающих поставленной задаче. Описательное моделирование. Фиксация и словесное, качественное описание взаимосвязей между ними.
4.Математическое моделирование. Введение символических обозначений для учитываемых характеристик экономического объекта. Формализация (насколько это возможно) основных характеристик объекта и взаимосвязей между ними, формулирующая математическая модель экономического объекта. Перевод описательной модели на формальный математический язык с помощью таких математических инструментов, как переменные, функции, уравнения и неравенства и другие.
5.Выбор метода решения и его получение.
6.Анализ решения. Проверка на соответствие реальному объекту.
Согласно тому или иному критерию экономико-математические модели делятся на микроэкономические и макроэкономические, теоретические и прикладные, статические и динамические, равновесные и неравновесные, оптимизационные и неоптимизационные, детерминированные и статистические. 7
Особое место в экономической науке занимают методы эмпирической верификации (проверки, обоснования, оценивания) количественных экономико-математических моделей и качественных утверждений или гипотез на основе доступных экономических данных с помощью методов теории вероятности и математической статистики, адаптированных к обработке экономических данных.
Любое экономическое исследование всегда предполагает использование статистических данных. Статистические данные в экономике являются основой для выявления и обоснования эмпирических закономерностей. Без конкретных количественных данных, характеризующих функционирование исследуемого экономического объекта, невозможно определить практическую значимость экономичной модели.
Экономические данные обычно делят на два вида: перекрестные данные и временные ряды. Перекрестные данные - это данные по какому-либо экономическому показателю, полученные для аналогичных объектов или для различных регионов. Временные ряды - это данные, характеризующие один и тот же объект, но в различные моменты времени. Анализ временных данных (краткосрочных процентных ставок, инфляции, безработицы, ВНП и других экономических показателей) позволяет выявить тенденции в изменении этих величин и экстраполировать их для целей прогнозирования, не анализируя внутренние причины временной зависимости исследуемых величин.
Целью сбора экономических данных является получение информационной базы принятия решений. Естественно, что анализ данных и принятие решений проводится на основе какой-либо интуитивной (неявной) или количественной (явной) экономической модели. Поэтому собирают именно те данные, которые необходимы для соответствующей модели.
Любые экономические данные представляют собой количественные характеристики каких-либо экономических объектов или их свойств, являющиеся основой для выявления и анализа эмпирических закономерностей поведения объекта исследования. Они формируются под действием множества факторов, не все из которых доступны внешнему контролю. Неконтролируемые факторы могут принимать случайные значения из некоторого множества значений и тем самым обуславливать случайность данных, которые они определяют. Статистическая природа экономических данных обуславливает необходимость применения специальных адекватных им статистических методов для их анализа и обработки.
и т.д.................

Рекомендуем почитать

Наверх