Идеология социализма. Социалистическая идеология

Элементы декора 21.09.2019

Идеи, родственные социалистическому учению, «бродят по Европе» вот уже 2,5 тыс. лет. «Намеки» на социализм можно найти уже у Платона в его учении о государстве, в христианстве (всеобщее равенство), в утопических учениях Томаса Мора (1478-1535), Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Облик же идеологии эти идеи начинают при­нимать в XVIII - начале XIX в., когда их пытаются воплотить в конкретные политические программы: коммунистический «заго­вор равных» Гракха Бабёфа (1760-1797) в 1796 г. во Франции и развернутые модели желательного общественного устройства Анри де Сен-Симона (1760-1825), Шарля Фурье (1772-1837), Роберта Оуэна (1771 - 1858).

По Брокгаузу и Ефрону, социализм - это система народного хозяйства, при которой орудия производства, то есть земля и капитал, являются общей собственностью всех трудящихся; труд и производство, а равно распределение продуктов труда организованы таким образом, что эксплуатация одних членов общества другими становится невозможной: все трудящиеся при равных обязанностях и равных правах участия в общественном труде облечены равными правами в пользовании плодами своего труда.

Брокгауз и Ефрон различали три направления , различающиеся по форме осуществления социалистического идеала: 1) социализм в тесном смысле или коллективизм, 2) коммунизм и 3) анархизм .

В системах коллективизма нормируются размеры дохода, который каждый может получать от своего участия в общественном производстве (сами размеры могут быть неодинаковы для участников); область же потребления предоставлена в свободное распоряжение каждого члена общества.

При коммунистическом строе отсутствует категория личного дохода от труда. Все трудящиеся, независимо от размеров и интенсивности своего участия в общественном труде, имеют равное и свободное право участия в потреблении. Каждому из продуктов общего труда выдается по его потребностям или всем предоставляются равные доли в потреблении.

Обе эти системы - и коллективизм, и коммунизм, признают необходимость планомерной организации общественного труда и производства, причем организация эта должна иметь более или менее принудительный характер, то есть общественная власть должна иметь силу охранять и осуществлять установленный ею порядок производства независимо от усмотрения отдельных лиц.

Третье направление - анархизм , по своим задачам (обеспечение экономической равноправности и уничтожение эксплуатации человека человеком) общее с двумя вышеназванными, отличается от них в том, что анархизм безусловно отрицает принудительную организацию общественного труда и производства и признает возможным осуществление конечного идеала социализма посредством совершенно свободного сотрудничества людей .



Государственный социализм (State socialism) - в социалистических странах - тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийно-государственным аппаратом.

Демократический социализм (Democratic socialism) - концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность.

Этический социализм (Ethic socialism) - теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

Христианский социализм (Christian socialism) - направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан.

Утопический социализм (Utopian socialism) - концепции социального устройства, основанные на утопии идеального бесклассового общества.

Коммунизм (Communism, от лат. Соmmunis - общий) - в марксизме -
идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей всестороннее развитие личности, ликвидацию классов, общественное самоуправление, реализацию принципа: от каждого по способностям - каждому по потребностям.

Наиболее внушительное и последовательное развитие идеи социализма получили в марксизме, в учении Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Это учение пре­тендовало на статус строгой теории, в которой выявлены зако­ны исторического развития, однозначно указывающие на неиз­бежность движения истории в сторону социализма и коммуниз­ма (социализм в данном случае рассматривался как первая ста­дия коммунистического общества).

К. Маркс и Ф. Энгельс смогли создать очень цельную, содержательную, логически стройную концепцию общественного развития, достаточно про­сто и наглядно переводившуюся на язык политических целей и программ. Ключевые положения марксизма хорошо известны. Центральное место среди них занимают три радикальныецели-требования :

- социалистическая революция, - диктатура пролета­риата, - установление общественной собственности на средства производства .

Именно по ним до сих пор идентифицируют мар­ксистский социализм . Следует отметить, что марксистская идеология была первой в истории теоретической концепцией, которая открыто объяви­ла, что она защищает интересы определенного класса. (Правда, сами К. Маркс и Ф. Энгельс предпочитали свои построения идеологией не называть, считая, что идеология - это ложное, иллюзорное сознание. Для своих убеждений они выбрали тер­мин «коммунистическое мировоззрение».)

Создатели этого уче­ния были уверены, что их историческое предназначение - дать рабочему движению теоретически выверенную стратегию, опре­делить четкие конечные цели политической борьбы рабочего класса. И у такой уверенности, в общем, были серьезные основа­ния - европейское рабочее движение второй половины XIX в. в целом благодарно восприняло идеи марксистской идеологии и развивалось в тот период в основном под ее флагом.

Однако в конце XIX в., когда социалистическое движение уже достигло серьезных политических успехов (были созданы и окрепли социал-демократические партии, демократизировалось избирательное право и пр.), в нем произошел идеологический раскол , связанный с разным видением способов завоевания по­литической власти пролетариатом.

Сторонники плавного, «эво­люционного » пути вхождения во власть, поэтапного осуществ­ления реформ для достижения целей социализма - Эдуард Бернштейн (1850-1932), Карл Каутский (1854-1938) - пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма (типа обязательной диктатуры пролетариата), хотя при этом и сохра­нили общие социалистические лозунги. Это движение в XX в. оставило за собой название социал - демократического.

Наиболее же ортодоксальные защитники революционного духа марксизма, обвинив эволюционистов в ревизии идей Мар­кса, занялись организацией новых, коммунистических рабочих партий, которым было суждено сыграть значительную роль в истории XX в. Многие из них смогли получить власть и попы­тались построить новое, коммунистическое общество. Неудача коммунистического эксперимента в странах так называемого реального социализма заставила критически оценить содержа­ние марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии.

Правда, противники марксистской идеологии утверждают, что эта неудача - лишь следствие невер­ного решения исходной, базовой проблемы - соотношения планово-централизованного и рыночно - саморегулирующегося начал в общественной жизни. Выбор планово-централизо­ванной экономики влечет за собой необходимость столь же цен­трализованной, жесткой политической власти. Последняя неиз­бежно скатывается в тоталитаризм, а в нем в свою очередь воз­можна только одна, разумеется, «единственно верная» идеология.

У идеологии социал-демократии судьба оказалась более сча­стливой. Изначальный реформистский уклон этого варианта социалистической идеологии со временем только усиливался, и в конце концов из составленных на его основе политических программ полностью выветрились основополагающие постулаты марксизма - диктатура пролетариата, уничтожение частной собственности и пр.

Целью социал-демократов был объявлен демократический социализм , предполагающий длительный про­цесс постепенных, не ограниченных во времени социальных преобразований . Идея классовой борьбы была заменена кон­цепцией социального партнерства , приверженность принципу консенсуса при решении спорных проблем привела к задаче поддержания равновесия между трудом и капиталом.

Главным же достижением социал-демократической политической теории и практики стало создание в Западной Европе системы соци­ального государства (ФРГ, страны Скандинавии), один из важ­нейших приоритетов которого - социальная защищенность тру­дящихся. Пик политических успехов социал-демократов и их идеологии приходится на 60-70-е годы XX в. С накатом неоконсервативной волны 80-х они уходят в тень. Да и распад системы социализма, с которой они имели хотя и отдаленное, но все же идеологическое родство, также понизил рейтинг идеологии социал-демократизма.

9.6. Идеология национализма

Националистические идеологии разрабатываются и поддерживаются теми политиче­скими силами, которые надеются получить политические (а также экономические, социальные и пр.) преимущества от воз­ведения национальной принадлежности в ранг основной ценно­сти . Это могут быть и целые народы, отстаивающие свою на­циональную независимость и самобытность, и политические элиты, стремящиеся к повышению своего статуса (как в случае распада СССР).

Национализм (Nationalism) - идеология и политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму общественного единства. Национализм - гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства.

Национализм - специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Суть национализма составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование. Национализм типичен для цивилизаций, чья культура организована осевой оппозицией: «Мы - Они».

Национализм возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы, инородные этнические воздействия).

Национализм как политический принцип воплотился в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Таким образом национализм как «фактор влияния» превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени.

Сначала национализм противостоял христианству и космополитизму, затем - интернационализму и империализму. В рамках мононациональных государств национализм может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960-1980-х) до экспансионизма («японская модель»).

В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т. д. - реакция этноса (так называемый «градус» национализма) может кардинально изменяться.

Национализм выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации.

Идеология национализма устанавливает также приоритет национальных ценностей перед личностными , приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса , приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет «культурной» и «народной» самобытности перед установками «бескорневой» интеллигенции.

Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая и комфортная группа ближнего общения, а национализм - самый доступный психологический выход из состояний подавленности, стресса.

Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа, национализм абсолютизирует этническую замкнутость , ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры.

Политические движения, инициируемые националистическими идеологиями, не поддаются однозначной оценке. Они могут иметь как созидательно-охранительный характер, когда проти­востоят угрозе потери национальной самобытности, так и раз­рушительный - когда в них берут верх идеи этнической исклю­чительности и превосходства, приводящие в конечном счете к усилению национальной розни и открытым конфликтам.

Отметим также, что, как ни печально, но проповедь исключительности, безусловного превосходства характеристик тех или иных социальных групп также может быть связующей нитью многих идеологических форм, которые все еще находят сторон­ников: таковы фашизм, расизм, религиозный фундаментализм и пр.

В таких идеологических образованиях очень мало собст­венно идейного содержания, но очень много предложений ра­дикальных способов решения всех социальных проблем разом - насилие, террор, агрессия и т.д. Это своеобразные «идеологии отчаяния», социальной базой которых могут выступать любые социальные группы, попавшие силой исторических обстоя­тельств в бедственное, критическое положение, из которого не видно достойного выхода. Поэтому, к сожалению, опасность возрождения таких идеологий не уходит в прошлое, она сущест­вует везде, где разрастаются социальные и политические кризи­сы, с цивилизованной регулировкой которых современное об­щество справляется далеко не всегда.

Традиционно консерваторы считаются правыми , националисты -ультра-правыми , социалисты - левыми , коммунисты - ультра­левыми , а либералы, в зависимости от социальной составляющей их политических программ, тяготеют либо к правым (классический либерализм), либо к левым (социальный либерализм).

Страница 1 из 2

Возникновение социализма

Социализм - широкое общественно-политическое движение, которое включало в себя различные течения, группы, партии.

Термин «социализм» возник во Франции в 1-й половине 1830-х годов. Включает совокупность разнородных течений левого толка, которые стремятся к созданию таких общественно-политических форм существования человеческого сообщества, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для всестороннего развития отдельной личности и социума в целом.

Социалистическая идея ведет свою историю с 16 века, когда были написаны первые социальные утопии Томаса Мора (1478-1535 гг.) и Томазо Компанеллы (1568-1639 гг.). Но как идейное течение и социальное движение социализм возникает в период перехода от традиционного общества к индустриальному, на рубеже 18-19 веков. Он появился как реакция на обострение социальных противоречий в результате утверждения буржуазных общественных отношений, отражал недовольство пролетаризирующихся масс результатами промышленного развития.

Период раннего капитализма, который осуществлял этот переход хаотически, был отмечен разорением миллионов людей, всплеском массовой нищеты, усилением поляризации общества. Либеральная идеология нач. 19 века не смогла предложить реальных путей устранения либо смягчения общественных противоречий. Сформировавшись во многом из сходных с либеральными идейных источников, социализм обозначил слабые места либеральной концепции. Поэтому ранние социалисты уделяли внимание не столько описанию конструктивного идеала, сколько разоблачению язв капитализма, социальных последствий промышленного переворота. Они отражали взгляды тех общественных слоев, которые были уверены в неспособности утверждающегося социального устройства обеспечить гармонию интересов общества и личности, создать реальные условия достойного существования и развития личности.

Социализм как широкое направление общественной мысли выступил в качестве альтернативной концепции развития европейской цивилизации. Большинство социалистов были приверженцами мирных, ненасильственных методов совершенствования социальных отношений, возлагая основные надежды на убеждение и воспитание широких масс.

Многочисленные и разнообразные социалистические течения и учения 19 веке можно привести к «единому основанию», выделив сближающие их идеи. Если внимание различных национальных либеральных школ и мыслителей было приковано к проблеме индивид-общества, выяснению допустимой степени влияния общества на жизнь индивида, то социалисты делают акцент на соотнесении понятий личность, свобода, коллектив. Термин «коллектив» всегда увязывается с термином «равенство».

В центре внимания социалистов стоит проблема угнетения большинства людей узкой элитой; поэтому главным требованием социалистов различных течений является построение такого общества, где отсутствует эксплуатация, угнетение одними социальными слоями (элитой, эксплуататорскими классами) других (трудящихся, эксплуатируемых), где нет классового угнетения.

Основные социалистические течения увязывали преодоление классового деления также с преодолением государства как организованного насилия. Если магистральной идеей либералов было сохранение и приумножение частной собственности, в чем и заключался смысл общественного прогресса, то социалисты всегда выступали против ее приоритета, за огосударствление средств производства. Обращаясь к понятию «свобода», социалисты понимали ее прежде всего как свободу от эксплуатации, а не свободу экономического, политического и правового выбора, на чем настаивали либералы. Различные модели социализма также предлагали реализовать идею равенства по отношению к обществу, что контрастировало с либеральным равенством прав, возможностей и равенством перед законом.

Сам термин «социализм» происходит от слова «социум» , «социальный», т. е. общество, общественный. Это означает, что важнейшие процессы, происходящие в обществе, должны находиться под общественным контролем, а не под контролем социальной элиты. Т. е. речь шла об усилении коллективного начала в обществе. Таким образом, социализм как идеология, течение общественно-политической мысли не отказывается от либеральных ценностей свободы, равноправия, демократии. Он лишь выявляет непоследовательность либерализма, который подчиняет эти принципы господству частной собственности, и доказывает неспособность обеспечить их выполнение. Социализм провозглашает установление общественной собственности.

Но провозгласив основным путем развития общества коренное изменение существующих порядков, социалисты предлагают различные принципы, формы, способы движения вперед для достижения намеченных целей. Если ранние социалистические идеи опирались на морально-этические и религиозные принципы, то с 1840-х гг. социализм стал оперировать научной аргументацией, превратился в важный фактор общественной жизни.

Многообразные течения социалистической мысли можно группировать по разным основаниям. Наиболее очевидным нам видится разделение социализма на революционный и реформистский типы в зависимости от предложенного пути движения к прогрессивному обществу. Социалисты-утописты выступали против любых политических и революционных действий и практически не уделяли внимания политике, государственным институтам. Основной акцент в учениях Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье был сделан на критике современного им буржуазного общества; утописты предлагали установить общественную собственность, равенство прав и обязанностей всех составляющих общество индивидов.

К иному революционному типу социализма можно отнести утопических коммунистов 1830-1840-х гг. О. Бланки и Т. Дезами (Франция), В. Вейтлинга (Германия), Д. О’Брайна (Англия) и других, выступивших от имени рабочего класса с требованием коренного переустройства общества. Их идеи о необходимости ликвидировать частную собственность путем революции легли в основу революционных движений 1848-1849 гг.

Известным идейным направлением к середине 19 века стал анархизм , в котором выделялось реформистское и революционное течения. Первое было представлено известным французским мыслителем, идеологом мирного анархизма И. Ж. Прудоном, ставшим знаменитым после выпуска работы «Что такое собственность» (1840 г.). На этот поставленный в название книги вопрос автор недвусмысленно отвечал; «Собственность - это кража». Прудон аргументировал свою точку зрения, отметив, что собственность большинства была либо получена по наследству, либо присвоена в результате перераспределения, но в любом случае не создана, а украдена. Автор подверг резкой критике крупный капитал, финансовую аристократию, католическую церковь; трудящиеся симпатизировали взглядам французского мыслителя, который защищал трудовую собственность мелкого производителя, колебавшегося между пролетариатом и капиталистами. В интересах мелких собственников Прудон предлагал ввести дешевый или даровой кредит, подоходно-прогрессивный налог на капитал, создать ассоциации мелких производителей при поддержке государства.

Одновременно с реформаторским складывается революционный, бунтарский анархизм, социальную основу которого составили не мелкие собственники, а потерявшие экономическую самостоятельность мелкие буржуа, влившиеся в ряды рабочего класса. Идеологом этих слоев стал М. Бакунин, веривший в революционный инстинкт народа, который нуждается лишь в боевом призыве и всегда готов к решительным действиям независимо от социально-политической ситуации. Бакунин отрицал государственную власть, считал государство источником зла; государство, по его мнению, должно быть немедленно ликвидировано после свершения революции. А освободившийся от политического гнета народ сможет реализовать свою природную склонность к дружескому сотрудничеству через небольшие добровольные ассоциации, которые станут ячейками будущего прогрессивного общества.

Коммунизм (от лат. communis -- общий) как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Идея коммунизма имеет долгую историю и общие корни с социализмом. Она выразила светлую и благородную мечту человечества о справедливом и совершенном общественном строе, одну из версий социального идеала о достижении всеобщего равенства людей на основе изобилия материальных и духовных благ.

Социальное равенство и справедливость - базовые ценности социализма либерализм консерватизм коммунистический социалистический

Идея коммунизма глубоко укоренена в общеевропейской истории. Первые христиане "катакомбной" эпохи придерживались коммунистических по своей природе идей. Они проповедовали и практиковали общинную собственность, рассматривая частный интерес как противоречащий духу своего учения. Эти установки были достаточно широко распространены в средневековых монастырях и многочисленных сектантских движениях, приверженцы которых считали, что собственность и земные заботы несовместимы со служением Богу. В Средние века существовало множество мелких коммунистических общин с коллективной собственностью, где материальные блага распределялись равномерно между всеми членами общества, что теснее сплачивало и привязывало верующих к монастырю или общине.

Другим вариантом обоснования коммунистического идеала стали концепции утопического социализма, появившиеся в XVI в. в произведениях Т. Мора "Утопия" и Т. Кампанеллы "Город Солнца". Они отражали стихийный протест и мечту эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала и считали, что общественная собственность создаст условия для справедливого распределения, равенства, благополучия всех людей и отсутствия эксплуатации.

Новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей начинается после Великой французской революции, в период бурного развития промышленного капитала. В первой половине XIX в. наибольший вклад в разработку концепций утопического социализма внесли французы Анри Сен-Симон (1760--1825), Шарль Фурье (1772-- 1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771--1858). В их работах появляются и сами термины "социализм" и "коммунизм", которые обозначали социальное устройство, основанное на отрицании частной собственности и утверждении общности имущества.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Коммунистическая идеология как концептуально оформленная система представлений и идей, выражающая интересы и идеалы трудящихся масс, была разработана в середине XIX в. основоположниками марксизма Карлом Марксом (1818--1883) и Фридрихом Энгельсом (1820--1895). Марксисты рассматривали коммунизм как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом.

Коммунизм в марксистском понимании -- это не идеальная модель справедливого общества, а реальный, закономерный результат прогресса цивилизации, неизбежный этап развития общества, следующий за капитализмом. Как писали Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии": "Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние". В "Манифесте Коммунистической партии" они противопоставляли свой взгляд на коммунизм другим социалистическим и коммунистическим позициям -- феодальному социализму, мелкобуржуазному социализму, немецкому социализму и др. Суть коммунистической идеи они видели в том, что "на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"

Как показала историческая практика, "уязвимыми местами" коммунистической идеологии оказались: недооценка социокультурных факторов общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.

В последнее время под термином "коммунизм" чаще всего подразумевают либо итог исторического развития человечества, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. Для осмысления опыта Восточной Европы в наши дни иногда используется понятие посткоммунизма, характеризующее состояние и движение обществ в тех странах, которые сравнительно недавно отошли от прежних социалистических основ и форм общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что коммунизм и сегодня является одной из мировых идеологий. "Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе -- стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете. С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый век. С этой идеологией были одержаны великие победы -- над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос.

Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы из нашей прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало частью и нашей жизни? Все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества".

§ 1. Понятие, основные принципы и разновидности социализма. Социализм и коммунистическая доктрина

§ 2. Идеология международной социал-демократии

§ 3. Роль социалистической идеологии в политической истории Беларуси

Заключение

Список литературы

Введение


Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор, автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла, написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон, Шарль Фурье и англичанин Роберт Оуэн. Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.

Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции.

В рамках данной работы, поставлены следующие цели:

Раскрыть понятие, основные принципы и разновидности социализма, социализм и коммунистическая доктрину;

Рассмотреть идеологию международной социал-демократии;

Проанализировать роль социалистической идеологии в политической истории Беларуси.

§ 1. Понятие, основные принципы и разновидности социализма. Социализм и коммунистическая доктрина


Социализм - это система отношений в обществе, имеющая максимальную устойчивость к внешним неблагоприятным условиям и характеризующаяся:

Общей собственностью всех членов на все имущество общества,

Отсутствием семьи,

Единой верой, существовавшая в чистом виде только в первобытную эпоху. Все попытки реставрации социализма в последующие эпохи в масштабах государств являлись непродолжительными и были обречены на отмирание.

1. Уничтожение частной собственности.

Основоположный характер этого принципа подчеркивают, например, Маркс и Энгельс: "...коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности" ("Коммунистический манифест"). Это положение в своей отрицательной форме присуще всем без исключения социалистическим учениям и является основной чертой всех социалистических государств. Но в своей положительной форме, как утверждение о конкретном характере собственности в социалистическом обществе, оно менее универсально и проявляется уже в двух разных видах: подавляющее большинство социалистических учений прокламирует общность имуществ, более или менее радикально осуществленную, а социалистические государства (и некоторые учения) основываются на государственной собственности.

2. Уничтожение семьи.

Прокламируется большинством социалистических учений. В других учениях, а также в некоторых социалистических государствах, это положение не провозглашается столь радикально, но тот же принцип проявляется как уменьшение роли семьи, ослабление семейных связей, уничтожение некоторых функций семьи. Опять отрицательная форма этого принципа более универсальна.

Как положительное утверждение определенного типа отношений полов или детей с родителями он представляется в нескольких видах: как полное разрушение семьи, общность жен и уничтожение всех связей детей с родителями, вплоть до того, что они не знают друг друга; как расшатывание и ослабление семейных связей; как превращение семьи в ячейку бюрократического государства, подчиненную его целям и его контролю.

3. Уничтожение религии.

Нам особенно удобно наблюдать враждебность социализма религии, ибо она присуща за малым исключением всем современным социалистическим государствам и учениям. Лишь редко уничтожение религии прокламировано законодательным путем - как в Албании. Но действия других социалистических государств не оставляют сомнения в том, что всеми ими руководит именно этот принцип уничтожения религии и лишь внешние трудности препятствуют пока его полному осуществлению. Тот же принцип многократно провозглашался социалистическими учениями, начиная с конца XVII века.

4. Общность или равенство.

Это требование встречается почти во всех социалистических учениях. Отрицательная форма того же принципа - это стремление уничтожить иерархию окружающего общества, призывы "унизить гордых, богатых и власть имущих", упразднить привилегии. Часто эта тенденция порождает враждебность к культуре как фактору, вызывающему духовное и интеллектуальное неравенство, а в результате приводит к призыву уничтожить культуру. Первую формулировку такого взгляда можно найти у Платона, последнюю - в современных западных левых течениях, признающих культуру "индивидуалистической", "репрессивной", "удушающей" и призывающих к "идеологической партизанской войне против культуры".

Проанализируем некоторые точки зрения на природу социализма.

1. Точка зрения марксизма: социализм как государственное устройство является определенной фазой исторического развития человечества, неизбежно приходящей на смену капитализму, когда он достигает определенного уровня развития; социализм как учение является мировоззрением пролетариата (который сам порождается капитализмом) и одновременно - результатом научного анализа, научным доказательством исторической предопределенности социалистического государственного уклада.

Такой взгляд полностью противоречит известным нам фактам. Если социалистические государства возникают лишь в условиях, создаваемых развитием капитализма, ...то из чего же он произошел, развился и результатом какой общественной силы был... в государствах Древнего Востока? Обращение к истории, впрочем, лишь подкрепляет сомнения, которые порождает современность: социалистические государства возникают в Китае, Северной Корее, на Кубе - в странах, где влияние капитализма никак нельзя признать определяющим".

К сказанному можно добавить и другие возражения. Например, какое отношение имел к капитализму Платон и другие социалистические теоретики античности? Почему массовые выступления еще в средние века вдохновлялись социалистическими идеями, такими как идеи катаров, никакого отношения к капитализму также не имевшими?

2. "Социализм вообще не существует. То, что называется социализмом, это одна из линий развития капитализма - государственный капитализм.

Очевидный дефект такой точки зрения заключается в том, что она относится лишь к социалистическим государствам XX века, даже не пытаясь осмыслить их место в многотысячелетней традиции социализма. Но интересно выяснить, насколько она применима хотя бы на этом коротком отрезке истории.

Витфогель считает, что концепция государственного капитализма неприменима к современным социалистическим государствам с точки зрения экономики: невозможно считать разновидностью капитализма общество, в котором нет частных средств производства, отсутствует открытый рынок товаров и рабочей силы".

При социализме сохранялись товарно-денежные отношения (имеются в виду социализм в СССР и странах Восточной Европы), как и при капитализме, но средства производства принадлежали государству. На базе этого обстоятельства и возникла идея сопоставления социализма и государственного капитализма. Но понятие "государственный капитализм" в чистом виде, т.е. при отсутствии частной собственности, содержит противоречие уже в самом себе. Капитализм с необходимостью характеризуется частной собственностью, частной инициативой, свободным рынком и так далее. Поэтому под выражением "государственный капитализм" надо понимать одну из форм капитализма со значительной долей государственной собственности. При этом государственная собственность не отрицает частную, а мирно с ней сосуществует. Примеры государственного капитализма в такой форме можно встретить в любой современной капиталистической стране. В противном случае, если государственная собственность будет отрицать частную, получится не капитализм, а какой-то другой строй. В любом случае, нельзя говорить о государственном капитализме как об особой общественно-экономической формации.

3. "Социализм - это особая религия.

С. Булгаков характеризует социализм даже более точно - как возрождение иудаистского мессианизма. ...Если социализм - это религия, то надо признать его совершенно особой религией, качественно отличной от всех остальных, а во многих основных вопросах - им противоположной... Вряд ли возможно это сделать, не расширяя произвольно само понятие религии до такой степени, что оно утратит всякую конкретность".

Религия может быть одним из элементов и социалистических учений, и социалистических государств. Ярким примером является религия, обожествлявшая фараона в Древнем Египте. Но свести социализм только к религии нельзя. Это явление намного шире, включает не только духовные, но и материальные стороны жизни общества.

4. "Социализм - следствие атеизма, тот вывод, к которому приводит атеизм в области социальных отношений. Такой взгляд высказывал, в частности, Достоевский... Большинство мыслителей XIX века полностью проглядели духовный кризис их времени, который подготовил торжество социализма в нашу эпоху. Чуть ли не один Достоевский ясно понимал, что человечество не пойдет по пути либерализма, гуманности и прогресса, что в недалеком будущем его ждут страшные потрясения".

Безусловно, атеизм играет самую отрицательную роль в человеческой истории. Эпоха бездуховности, к которой относится и XX век, принесла и еще принесет человечеству неисчислимые страдания. Но социализм нельзя свести только к атеизму, так же, как невозможно считать его религией. Это явление шире.

Выводы, к которым нас привело рассмотрение социализма:

а) Идея гибели человечества - не смерти определенных людей, но именно конца всего человеческого рода - находит отклик в психике человека. Она возбуждает и притягивает людей, хотя и с разной интенсивностью, в зависимости от характера эпохи и индивидуальности человека. Масштабы воздействия этой идеи заставляют предположить, что в большей или меньшей мере ему подвержен каждый человек: здесь проявляется универсальное свойство человеческой психики.

б) Эта идея проявляется не только в индивидуальных переживаниях хотя бы и большого числа отдельных личностей - она способна объединять людей (в отличие, например, от бреда), то есть является социальной силой. Стремление к самоуничтожению можно рассматривать как элемент психики всего человечества.

в) Социализм - это один из аспектов стремления человечества к самоуничтожению, к Ничто, а именно - его проявление в области организации общества".

Составными элементами коммунистической идеологии являются коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.

Коммунистическая идеология развивалась и формировалась в различных социально-исторических и национально-культурных условиях.

Практическая реализация коммунистических идей связана с Октябрьской революцией в России. В настоящее время многие ученые считают, что коммунизм, в конечном счете, не выдержал испытания историей и потерпел поражение в споре с капитализмом. Но это слишком поверхностное и конъюнктурное понимание поражения социализма в СССР и распада великой державы. Когда говорилось, что эксплуатация труда, отчуждение человека от средств производства и власти существовали и при социализме, то, в первую очередь, следует различать природу этого явления в противоположных системах общественного устройства.

Отчуждение при социализме лежит совсем в другой сфере, чем отчуждение при капитализме. Поэтому необходимо понимать социальные условия преодоления этого отчуждения. В капиталистическом обществе снятие отчуждения невозможно без замены частной собственности на средства производства общественной собственностью. В социалистическом обществе, где эта социальная несправедливость снята в результате политической и экономической революции, преодоление отчуждения человека от средств производства и власти предполагает такое культурное развитие личности, когда последняя внутренне способна на самоконтролирование всей своей жизнедеятельности по принципу собственной ответственности за социальное неустройство человеческой жизни. Проблема отчуждения в социалистическом обществе - это, в первую очередь, проблема культурная и нравственная, ибо абсурдно говорить о создании нового социального устройства, если всю обязанность по его созданию возложить на коммунистические институты, и стоит только человеку войти в это готовое коммунистическое царство, чтобы он стал и культурным, и хозяином, и свободным.


§ 2. Идеология международной социал-демократии


Социал-демократия возникла в Европе во второй половине XIX столетия. Значительное влияние на ее формирование оказало рабочее движение и деятельность определенных кругов европейской интеллигенции. Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) основали в 1875 г., в следующем году подобные партии появились в Дании, в 1889 году - в Австро-Венгрии, в 1892 г. - в Италии. В начале ХХ столетия социал-демократические партии возникли во Франции и Великобритании (лейбористская партия). Программатика многих социал-демократических партий поначалу ориентировалась на марксистскую доктрину, хотя ее разделяли далеко не все европейские социал-демократы. Организационная инфраструктура социал-демократического движения развивалась весьма интенсивно и стремительно. В некоторых странах ему удалось привлечь в свои ряды большие массы активистов. Этому содействовало сотрудничество с профсоюзами. Впервые в мире социал-демократы возглавили правительство в 1904 г., когда в Австралии должность премьера занял лидер австралийских социалистов Дж. Ватсон. При этом стоит заметить, что до Первой мировой войны развитие социал-демократии отличалось неравномерностью. Самые большие успехи были достигнуты в Германии и Дании, где уже в конце XIX столетия социал-демократам удалось собрать на общих выборах около 20 процентов голосов.

В XIX столетии социал-демократия испытывала значительное сопротивление со стороны части европейского истэблишмента. В качестве примера можно привести «исключительные законы против социалистов», принятые в Германии. Это, однако, не помешало канцлеру О. фон Бисмарку «позаимствовать» немало социал-демократических идей, что дало толчок развитию социальных реформ. К тому времени социал-демократов воспринимали как крайне левых, но с течением времени в их среде получили все большее распространение тенденции политической умеренности, которые сосуществовали с левым радикализмом.

Первый Интернационал был создан еще в 1864 году Марксом и ныне лишь иногда вспоминается в документах социал-демократических сил. Исторически социал-демократия связана прежде всего с социалистическими и социал-демократическими партиями марксистского направления, которые в 1889 году объединились во Второй Интернационал. Среди участников учредительного съезда были Фридрих Енгельс, Август Бебель, Вильгельм Либкнехт (Германия), Георгий Плеханов (Россия), Жюль Гед (Франция), Виктор Адлер (Австрия). Второй Интернационал просуществовал четверть столетия. Его драматическая гибель связана с началом Первой мировой войны, когда, вопреки собственным принципам, социал-демократические и парламентские партии поддержали свои правительства. С этой точки зрения современные социал-демократические документы признают, что история этого движения несвободна от трагических ошибок.

После завершения войны социал-демократы, отождествлявшие себя со Вторым Интернационалом и сторонники так называемого «2 1/2» («двух-с-половинного») Интернационала образовали новое общее социал-демократическое объединение - Рабочий Социалистический Интернационал. Это произошло после того, как растаяла надежда на воссоединение с той частью левой социал-демократии, которая объявила о своем разрыве с социал-демократическими корнями и переходе на коммунистические позиции. Социалистический рабочий Интернационал принимал участие в политической жизни в период до начала Второй мировой войны. Инициатива восстановления организационного центра социал-демократии в послевоенный период принадлежит Лейбористской партии Великобритании. Первая конференция социалистов состоялась в 1945 году в Лондоне. В 1951 году во Франкфурте-на-Майне при участии 33 партий (в том числе нескольких восточноевропейских «партий в изгнании») состоялся учредительный Конгресс Социалистического Интернационала (Социнтерна), на котором была принята декларация «Цели и задачи демократического социализма». Эта декларация, с идеологической точки зрения, жестко отмежевала движение демократического социализма от подконтрольного Кремлю «марксистско-ленинского» лагеря. Социнтерн выступил как основная организационная и идеологическая сила международной социал-демократии и постепенно превратился в одну из самых больших и наиболее влиятельных международных организаций.

В отличие от коммунистического движения, социал-демократы всегда ориентировались на последовательный плюрализм, поэтому в отдельных партиях и в самом Социнтерне нет недостатка ни в крайне левых, ни в подчеркнуто умеренных (от троцкистов до весьма либеральных шведских социал-демократов). Социалистический Интернационал на первых порах был исключительно европейским явлением; но, начиная с 60 - 70-х годов, он поставил перед собой цель привлечь к своей деятельности страны Азии, Латинской Америки, Африки. В 80-е годы начался переход на социал-демократические позиции некоторых коммунистических партий (итальянские коммунисты сделали объявление о своей принадлежности к социал-демократии еще до развала социалистического блока). В 90-х годах процесс экспансии Социнтерна осуществляется за счет бывших партий коммунистического направления и только что созданных новых социал-демократий региона ЦВЕ. 90-е годы - время подъема международной социал-демократии. На последнем, ХХІ Конгрессе Социалистического Интернационала (ноябрь 1999 года) объявлено, что он представляет 143 партии и политические движения всех континентов (в конце 80-х в Социнтерне около 80 партий и движений). Как уже отмечалось, в этот период социал-демократические партии становятся правящими почти во всех странах Европейского Союза. В подавляющем большинстве стран, называемых демократическими, социал-демократы либо находятся у власти, либо являются видной оппозиционной силой.

Традиционно главной организационной силой Социнтерна является Социал-Демократическая партия Германии, Лейбористская партия Великобритании, Французская социалистическая партия и прочие партийные структуры развитых западноевропейских стран (подробнее об организационной структуре Социалистического Интернационала - см. Приложение «Устав Социалистического Интернационала»).

Программные задачи Социнтерна формулируются в декларациях принципов, которые принимаются довольно редко, и в документах менее универсального значения, используемых в случае возникновения разногласий между его членами. В качестве примера важных постановлений Социнтерна можно привести так называемый «Лимский мандат» (принят в Лиме в 1986 году), Альбуфейрскую декларацию (1983 год). Главным действующим программным документом этой международной организации является Стокгольмская декларация принципов 1989 года (см. Приложение «Стокгольмская декларация»). Она ориентирована на этический, ценностный подход к обоснованию политики (провозглашение «основными ценностями» демократического социализма свободы, справедливости, солидарности).

На ХХI Конгрессе Социнтерна в Париже (ноябрь 1999 г.) Президентом Социалистического Интернационала избран лидер португальских социалистов Антонио Гутьеррес, а Генеральным Секретарем переизбран Луис Айела (руководитель чилийской социалистической партии).

На протяжении последних 10 лет в Социнтерн вступило почти 70 партий. Среди тех, кто получил полное членство с правом голоса - социал-демократы Албании, Эстонии, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Словакии, Словении и т. д., причем некоторые страны представлены несколькими партиями. Среди новых членов с совещательным статусом - представители Армении. Все это доказывает, что и для Украины дорога к этому мировому союзу социал-демократов не заказана. Членство в Социалистическом Интернационале безусловно может рассматриваться как одна из важнейших задач наших социал-демократов.

Другой существенный элемент международного социал-демократического движения - Партия Европейских Социалистов (ПЕС). В 1952 году социал-демократы создали собственную международную группу в Европарламенте. Новым толчком движения к объединению стало Соглашение о Европейском Союзе, что предполагает создание общеевропейских политических партий как формы расширения политического сотрудничества (Ст. 138-я). Фактически, реформа была начата раньше, в середине семидесятых, когда были провозглашены намерения относительно проведения прямых выборов в Европарламент (на первых порах депутаты Европарламента делегировались парламентами соответствующих стран).

В 1993 году на учредительном съезде в Гааге европейские социал-демократы сформировали ПЕС. III съезд партии состоялся в 1997 году. ПЕС принадлежит около трети мест в Европарламенте (в июле 1998 года - даже 214 мест из 626, то есть 34 процента), и является самой большой его фракцией. В 1998 году 9 из 15 членов Европейского Совета составляли социал-демократы, они председательствовали в 9 из 20 комитетов Европарламента: бюджетном (Детлеф Салманд, Германия), сельского хозяйства (Хуан Луис Колино Саламанка, Испания), гражданских свобод и внутренних дел (Эдди д"Анкона, Нидерланды) и прочие.

Социал-демократов беспокоит недостаточная демократичность общеевропейского политического строя. Предвыборный манифест ПЕС 1994 г. провозгласил: «Будущее Европы - не в создании централизованной сверхдержавы. Только демократическая Европа может быть сильной». Европейские социалисты голосовали против кандидатуры Жака Сантера на пост Председателя Еврокомиссии (Правительства Европы), высказываясь не столько против него лично, сколько против «секретной, неподотчетной и унизительной системы, согласно которой происходило назначение на престижнейшую европейскую должность». Кстати, это правительство вследствие потери репутации вскоре вынуждено было уйти в отставку.

Начиная с Маастрихтских соглашений 1992 года, западноевропейские левоцентристы объединились вокруг призыва к «социальной Европе», и в частности, к выравниванию европейских условий, что предполагает жертвы со стороны наиболее развитых стран Старого Света.

§ 3. Роль социалистической идеологии в политической истории Беларуси


С коммунистической идеологией Беларусь прожила почти весь двадцатый век. Все события всемирно-исторического значения - освобождение Европы от фашизма, распад колониальной системы империализма и образование независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке, первый искусственный спутник Земли, полет первого человека в космос - также отмечены печатью коммунистической идеологии.

Социалистическая Белоруссия в исторически кратчайшие сроки совершила гигантский скачок в своем развитии, превратилась в одну из самых развитых стран мира с исключительно высоким экономическим, научным и культурным потенциалом. По индексу человеческого развития наша республика входила в состав самых развитых стран мира.

И для сегодняшней Беларуси такие коммунистические принципы, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость, высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, моральное поощрение человека, вполне могут входить в идеологию современного белорусского общества.

Таким образом, идеология белорусского народа органично включает в себя элементы идеологии коммунистической, консервативной, либеральной и социал-демократической.

Исторический процесс ведет не к разъединению, а к объединению народов. Интеграционная парадигма развития требует справедливых взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами. Этот новый интеграционный взгляд, базирующийся на новой идеологии, предполагает, что настало время отойти от конфронтации и сформировать новое партнерство между всеми странами мира, основанное на взаимном интересе, на сотрудничестве, на гуманном коллективизме.

Для постсоветской Беларуси, как и для других постсоветских республик, характерна идеологическая пестрота, обусловленная наличием многопартийности. Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси можно разделять на три вида:

1) идеологии социалистической и левопатриотической ориентации;

2) прозападно-либеральные идеологии;

3) национал-экстремистские идеологии.

Специфика идеологической ситуации в Беларуси в современный период заключается в том, что оформление идеологических предпочтений белорусского народа было осуществлено инициативами Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на исторических референдумах 1995-1996 годов.

В результате экстремистские идеологии ушли из государственной политики, стратегический курс развития Республики Беларусь получил адекватную государственную символику, рациональную внутреннюю политику, грамотно выстроенные международные приоритеты, а исторический выбор Беларуси - национальные идеологические принципы и ориентиры.

Национальная идея является важнейшей системообразующей частью идеологии Белорусского государства. Президент А.Г.Лукашенко на семинаре по идеологии подчеркнул, что «для нас единственно верное решение - оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве», поскольку «собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа».

Любая национальная идея, выполняющая консолидирующую функцию в рамках данной нации, характеризуется таким набором человеческих качеств, которые образуют меру данного национального характера, его золотую середину. Подлинно национальная идея специфицируется в историческом развитии данного народа и закрепляется в его национальном генетическом коде. В этом смысле национальной идеей нашего народа является идея духовного лидерства Беларуси в славянском мире. Как подчеркивал Президент А.Г.Лукашенко в своем докладе на семинаре по идеологии, «временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации. Ощущение этого предназначения может поднять наш народ на удивительные подвиги. Множество людей в России, в Украине и в других странах смотрят на Беларусь как на пример последовательной и самостоятельной политики».

Заключение


По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

В начале XIX в. существуют самые разнообразные социалистические теории, существенно отличающиеся друг от друга: это немедленное глобальное коммунистическое (общий) переустройство общества путем революционного переворота и революционной диктатуры и введения последовательной общности имуществ; это создание производственных ассоциаций рабочих, которые должны вытеснить частного предпринимателя; это ассоциации эквивалентного обмена, рассматриваемые как средство преобразования общества мирным путем на базе экономического сотрудничества классов. Важно то, что почти все социалистические теории того периода начали разворачиваться в сторону экономической общественной философии. От многочисленных социальных эгалитарных (равенство) теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных бедствий с отношениями собственности на средства производства, на необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере. Первоначальное распространение социализм получил в Великобритании и во Франции, но также имел и международные институции, объединявшие чаще всего левых политических эмигрантов и писателей.

Переломным для развития социалистической идеологии стал 1848 г., когда в ходе революции рабочие и ремесленники впервые пытались отстоять свои социально-экономические и политические интересы, а также именно в феврале этого года вышел “Манифест Коммунистической партии” К. Маркса и Ф. Энгельса, которым принадлежит попытка научного обоснования социализма (научный социализм, позже марксизм, он же коммунизм), и создания интернационального социалистического движения для осуществления построения коммунистического общества.

Идеология - тот фильтр, та защитная оболочка, которые позволяют более или менее безбоязненно общаться с внешней средой. Строительный материал для белорусской государственной идеологии заимствуется из различных, притом весьма разнородных, источников как отечественного, так и зарубежного происхождения. Интеллектуальными донорами выступают, прежде всего, либерализм, консерватизм и социализм. Первый поставляет в идеологическую корзину белорусского режима идеалы свободы человека, гражданского общества с равными возможностями для его членов, правового государства.

Список литературы


1. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство "Зерцало", 2000. - 688 с.

2. Мельник В. А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции. - Мн.: Тесей, 2002.

3. Михеев В. М. Идеология: размышления и выводы. - Мн.: Тонпик, 2004. - 316 с.

4. Основы идеологии белорусского государства: История и теория: учеб пос. для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. Под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова. - Мн.: ИВУ Минфина, 2005. -312 с.

5. Шинкарев В. В., Вартанова Л. В. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь: Монография. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.

6. Экономическая социология / И. К. Галко, Е. З. Ломоносов. - Мн.: Бел. Наука, 2001. - 717 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Термин «социализм» происходит от французского «socialism», латинского «socials», что означает общественный. Социалистическое направление политической мысли возникло как утопия, обоснование идеала общества, организованного на принципах коллективной собственности. Именно на этот идеал ориентировались ранние идеологи социализма – Роберт Оуэн (1771-1858) и Шарль Фурье (1772-1837). Далее эти идеи были развиты Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Основные направления социалистической идеологии:

Ортодоксальный марксизм (государственный социализм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.

Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.

Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.

Анархизм. Сложился в 40-70-е годы XIX в. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М.Штирнера, Ж.Сореля, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина. В XIX в. распространился в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и США.

Другие направления: ранний социализм (утопический), сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом», различные варианты национальных социализмов.

Основные принципы социалистических идеологий

1. Оптимистический взгляд на природу человека. Все человеческие пороки коренятся в общественной несправедливости.

2. Коллективизм и солидарность – принципы, лежащие в основе способа производства, исключающего эксплуатацию человека человеком.

3. Свобода понимается на основе верховенства общественных интересов над частными.

4. Равенство должно быть не только юридическим и политическим, но также экономическим и социальным.

5. Социальная справедливость, выражающаяся в общественной собственности на средства производства и прежде всего в справедливом распределении, предполагающем приоритет общественных потребностей перед индивидуальными.

6. Рационализм. Общество должно быть перестроено на разумных началах посредством планирования и реализации грандиозного замысла, осуществляемого совершенным социальным механизмом – государством трудящихся. Идеалом общественного устройства выступает не просто демократия, а научно организованное управление обществом.

7. Прогрессизм. Проблемы капитализма могут быть разрешены не путем воссоздания прошлого опыта, а путем разработки и реализации определенных проектов будущего.

Марксизм как одно из ведущих течений социалистической направленности сформировался на основе теоретического осмысления стихийного рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в крупных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В характеристиках политической культуры рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал, который решили мобилизовать путем применения теории, которую они разработали с использованием идей социализма-утопизма и гегелевской диалектики.

Марксизм – основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

Диалектический материализм;

Теорию общественных формаций;

Обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

Теорию классов и классовой борьбы;

Теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

Принципиально важно отметить, что наследие Маркса являлось одним из источников формирования не только ленинской версии социализма, но и социал-демократической идеологии.

Социал-демократизм возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего движения, вставшего на путь марксизма. В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах. Основателями социал-демократической идеологии считаются лидеры западноевропейского социал-демократического движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы пересмотрели важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. Они также учли печальный опыт большевиков, которые для того, чтобы удержаться у власти, отказались и от демократии, и от социализма.

Отличительные черты социал-демократизма:

Плюрализм. Сосуществование радиальных и умеренных взглядов.

Гибкость идеологических компонентов, дробление задач.

Пестрота социальной базы, представленной не только рабочим, но также средним классом, интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.

Ориентация на «третий путь» между капитализмом и государственным социализмом.

Принципы социал-демократизма:

В политике: свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями «снизу». В экономике: общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в групповую собственность персонала предприятий. В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация технологий и условий труда; развитие социального обеспечения и услуг; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.

В XX в. социализм как идеология существенно преобразовался, позаимствовав ряд положений у либерализма и консерватизма. Сегодня социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий, а также в практике новых социальных движений, придерживающихся идей экосоциализма, коммунитаризма и др.

Рекомендуем почитать

Наверх