Из чего сделаны дома в антарктиде. Человек на ледяном континенте - Л.И

Обустройство участка 22.12.2023
Обустройство участка

Аннотация серии статей

Задавать вопросы - чисто детское занятие. Этот «террор» хорошо известен любому родителю без исключения. Но скажем начистоту, что, когда перед подростками ставится задача задать вопросы сознательно, да ещё знаменитому человеку, да ещё и с последующей публикацией, ребятам приходится очень сильно напрягать мозги. Журналистика входит в программу клуба юных полярников, действующих под эгидой Энциклопедии. Ребята с уважением и интересом относятся к этому необычному для них занятию. И все-таки, каждая встреча с интервьюируемым человеком для них - непростая задача. Интервью проходит с помощью Интернета и электронной почты, вопросы формулируются совместными усилиями.

Вам было когда-нибудь страшно? Да, когда провалился в трещину на леднике. Она была занесена снегом и ее не было видно. Хорошо, что оказалась узкая и я в ней застрял)))

Владимир Кирьянов живет в Санкт-Петербурге. Он - самый настоящий полярник. Любит свое дело и пишет книги. Владимир общителен, - предложение ответить на ряд вопросов, которые хотели задать ему ребята, встретил «на ура». Тринадцатилетние воспитанники московского кадетского корпуса - участники клуба юных полярников имени С. Покровского «Центральный полюс» взяли полярного волка в нешуточный оборот…
В каких домах живут люди в Антарктиде?

Дома у нас яркого цвета (красный, оранжевый).

Внешне дома похожи на контейнеры или строительные бытовки, но сделаны из утепленных сэндвич-панелей и с окнами на потолке и по бокам. В комнате (их по две в каждом домике) проживает 1-2 человека. В тамбуре - туалет и умывальник.

Что едят полярники?
Продукты привозят из Кейптауна (ЮАР) на самолете, еженедельно, по нашей заявке (более 200 наименований, включая свежие фрукты и овощи).

На чем вы готовите?
На электрической плите (как и дома, только более мощной).

Какую систему очистки проходит питьевая вода?
Воду не нужно очищать. Мы топим лед и получаем дистиллированную воду, в которую добавляем витамины, потому что в чистом виде дистиллят пить вредно.

Как утилизируется мусор?
Весь мусор из Антарктиды, включая пищевые отходы и пустые бочки из-под топлива, вывозится самолетом и судами. Бочки предварительно прессуются прессом в виде «таблеток» 15-20 см толщиной (чтобы занимать меньше места при вывозе).

Есть ли в Антарктиде домашний холодильник?
Обязательно! В нем хранятся йогурты, молоко, масло, - продукты, которые могут замерзнуть на улице. А вот хлеб, чтобы долго не черствел, лучше хранить на холоде (можете проверить сами).

Видели ли Вы белых медведей и как Вам удалась дружба с пингвинами?
Медведя видел на Северной Земле (Арктика). А пингвинов - в Антарктиде. Дружить с ними не получается, хотя пингвины очень любопытны и бегут к людям, принимая их издалека за своих собратьев.

Какие пингвины на ощупь?
Перья жесткие. А под ними мягкий и теплый пух.

Может ли самолет в Антарктиде совершить мягкую посадку?
Небольшой самолет может сесть на лыжах (вместо колесных шасси) на снег до 50 см глубиной. А большие самолеты (ИЛ-76) садятся только на жесткий лед.

Под Вами ломался лед?
Нет. В Антарктиде под нами 500 м льда (ледник).

Как полярники скрепляют лед?
Никак. В Арктике на дрейфующих станциях полярники заранее выбирают льдину в несколько метров толщиной, чтобы она долго не таяла. А в Антарктиде лед и так толстый и прочный, хотя часто с трещинами глубиной до 20 м.

Какого цвета бывает лед?
Серый, синий, голубой. Прозрачный. Все зависит от его толщины и угла преломления солнечных лучей.

Как Вы передвигаетесь в плохую погоду?
Когда сильная пурга, лучше сидеть дома. Но на станциях, где живут полярники, натянуты тросы и веревки, или сделаны перила, чтобы за них держаться при передвижении во время бурана и в темное время.

Видели ли Вы полярное сияние и различается ли оно по цветам в разных полушариях?
Видел. Сияния немного отличаются по цвету. На юге больше красного цвета.

Как вы стираете одежду, находясь в экспедиции?
Если нет стиральной машины или вибрирующей таблетки для стирки, то просто в тазу, с мылом и порошком.

Какие бытовые хитрости вы используете, живя в Антарктиде?
Делаем всякие приспособления, чтобы быстро сушить обувь.

Что Вы делаете в часы отдыха, скучаете ли по дому?
Скучаем, конечно, но сейчас практически отовсюду можно позвонить домой по спутниковому телефону. В Антарктиде теперь есть и электронная почта и наш 1 канал телевидения (ОРТ).

Как Вы стали полярником?
Сам не знаю. Съездил несколько раз и очень понравилось.

Как часто Вы ходили на ледоколе?
Один раз возвращался из Антарктиды в Кейптаун на ледоколе с заходом на другие станции. Целый месяц на нем провел.

Вам было когда-нибудь страшно?
Да, когда провалился в трещину на леднике. Она была занесена снегом и ее не было видно. Хорошо, что оказалась узкая и я в ней застрял)))

Как вырабатывается электричество на станциях?
На каждой станции стоит дизель-генератор на 100 киловатт (работает на солярке). Он и обогревает всю станцию. Сейчас начинают все больше использовать солнечные батареи, а на некоторых станциях - ветровые генераторы.

Какое топливо используется для техники?
Бензин и дизельное топливо. А для самолетов - авиационный керосин.

Какой транспорт самый популярный в Антарктиде?
Вездеход. Он на гусеницах, поэтому везде проходит.

Купались ли вы в Ледовитом океане?
Да, когда был студентом на практике, на Северной Земле. И один раз - в Антарктиде в озере среди льдин (на Крещение).

Кирьянов Владимир Юрьевич родился в 1956 в г. Ломоносове Ленинградской области. После окончания Ленинградского Государственного Университета (Географический факультет) с 1978 по 2002 работал на Камчатке в Институте вулканологии и в Институте вулканической геологии и геохимии. Изучал вулканические извержения на Камчатке и в других районах мира (Япония, Никарагуа, Гавайи, Мексика, Италия, Исландия и др.). Автор и соавтор более 50 научных статей. Кандидат геолого-минералогических наук.

Кроме основной работы, в разные годы являлся совладельцем туристической компании «Альфа Тур», работал заместителем директора по экологии в камчатском филиале Канадской золотодобывающей компании «TVX Gold», преподавал в Камчатском педагогическом институте. Имею лицензию гида-проводника пешего туризма. С 2002 года проживает в Санкт-Петербурге, работает в фирме «ИНТААРИ», которая занимается логистической поддержкой международных проектов и экспедиций в Арктике и Антарктике. В Арктике в 1976 году более четырех месяцев работал промывальшиком россыпного золота на производственной практике на о. Октябрьской Революции (архипелаг Северная Земля), Тогда же посещал пос. Диксон, пос. Хатанга и г. Норильск. В 2005 году в рамках подготовки международной экспедиции был на Чукотке. Несколько сезонов работал на Аляске и Алеутских островах. В 2010 и 2012 обеспечивал логистическую поддержку шведским геологическим экспедициям на Таймыре. Девять последних лет от 2 до 4 месяцев году работал в Антарктиде, на аэродроме российской антарктической станции Новолазаревская в должности начальника аэродрома. В 2006 на борту НИС «Академик Федоров» посетил станции Мирный и Прогресс. Посещал с рабочими визитами российскую станцию Беллинсгаузен и международные антарктические станции Великобритании, Германии, Индии и Чили. Владимир Кирьянов - доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета, на Геологическом факультете читает курс «Вулканизм». Член Российского межрегионального союза писателей, автор нескольких художественных книг.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
Другие материалы, связанные с Клубом юных полярников:

Многие ошибочно полагают, что исследователи в Антарктиде оторваны от цивилизации и общаются разве что с пингвинами. На самом же деле свободное от работы время полярники проводят так же, как дома: смотрят телевизор, занимаются на тренажёрах, моются в бане, обмениваются письмами по электронной почте и даже ходят в храм. О том, как живётся в Антарктиде, рассказал начальник Российской антарктической экспедиции, заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Валерий Лукин .

На исследования денег нет

В настоящее время наше правительство выделяет на исследование Антарктики 1 млрд руб., или $30 млн в год. Кому-то такая цифра может показаться огромной, но на самом деле это не так. Для сравнения: бюджет американской программы исследования Антарктики составляет $265 млн в год, японской — $160 млн, а немецкой — $120 млн. Пока что мы на шестом месте, после Великобритании и Китая. «Деньги, выделяемые правительством, идут на зарплату сотрудникам, покупку климатической одежды, котловое питание, страхование, медикаменты, — рассказывает Валерий Лукин. — Для станций нужно топливо, расходные материалы: масла, электроды, запчасти. Деньги нужны и для круглогодичной эксплуатации научно-исследовательских судов, на топливо для авиации, на оперативные услуги связи, а также на дорогостоящие авиабилеты».

Так выглядит граница станции «Восток». Фото: ААНИИ

Кроме вышеуказанной суммы, правительство выделяет деньги на капитальное строительство и закупку нового оборудования. В 2012 году на эти средства было построено новое судно и станция «Прогресс». А вот в 2013 году полярники не получили ни рубля на инвестиционные проекты: значит, в этом сезоне не получится приобрести новое медицинское оборудование, научные приборы, средства связи и транспорт. В этом году из бюджета не стали выделять средства на изучение ледникового озера Восток, хотя именно от этих исследований зависит мировой престиж России и степень нашего влияния в Антарктике.

С помощью этого оборудования полярники проводят исследования. Фото: ААНИИ

Кто жил на Земле миллионы лет назад?

Достижения в исследованиях Антарктики имеют для любой страны мировую значимость. Иметь влияние в Антарктиде — значит, укрепить свой экономический потенциал и международный авторитет, а также обеспечить национальную безопасность страны. Именно в этих направлениях работали советские полярники, а теперь продолжают работать российские. Наши полярники делают всё, чтобы вернуть лидерство. Два года назад исследователи смогли проникнуть в ледниковое озеро Восток. Другие страны остались позади. Наши полярники пробурили скважину глубиной 3724 метра. Сейчас до границы льда с водой остаётся всего 45 м. Учёные смогут взять пробу воды и выяснить, какой была Антарктида во время появления этого озера. Возможно, в водной толще исследователи найдут живые организмы, которые когда-то обитали на нашей планете.

Работа на буровой. Фото: ААНИИ

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской оценил работу на озере Восток как одну из самых приоритетных задач в Антарктике. «В этом сезоне учёные планируют получить для исследований новые 50-60 метров керна. В этом сезоне, возможно, будут готовы первые результаты исследования первых образцов льда из озера Восток, доставленных в мае 2013 года на борту НЭС «Академик Фёдоров», — заявил Донской. — Таким образом, благодаря работе российских учёных человечество сможет ещё больше узнать не только об этом уникальном природном объекте, но и о глобальных процессах, происходящих на планете».

Образцы льда находятся в кернохранилище. Фото: ААНИИ

На данный момент существует две гипотезы возникновения озера Восток. Возможно, оно образовалось за счёт таяния льда на поверхности ледника. Есть и другая версия, согласно которой озеро существовало ещё до эпохи оледенения Антарктиды, которая началась ещё 30-40 млн лет назад! О том, какая из гипотез правильная, можно будет судить только после исследования воды из озера. Работы на озере Восток укрепили международный престиж России. «В этом направлении мы — впереди планеты всей! — говорит Владимир Лукин. — Эти исследования имеют мировое значение. Мы сможем изучить влияние энергии солнечного ветра на процессы, которые происходят в верхних слоях атмосферы, а следовательно, улучшить работу средств связи».

Все работы проводятся на компьютерах. Фото: ААНИИ

Стать полярником может каждый

В Антарктиде, где человеческая жизнедеятельность сведена практически к нулю, полярники могут отслеживать изменения климата в чистом виде.

Российские станции находятся по всему периметру Антарктиды. Наша система наблюдения — одна из лучших. У нас пять зимовочных станций и пять сезонно-полевых баз. На зимовочных станциях — «Мирный», «Восток», «Прогресс», «Новолазаревская» и «Беллинсгаузен» — 110 полярников живут целый год. По истечении этого срока их сменяет другая группа исследователей. Иногда некоторые остаются на вторую зимовку. В сезонно-полевых базах проживают 120 человек. Их экспедиция в два раза короче и длится полгода.

Так выглядит полярное сияние у станции «Новолазаревская». Фото: ААНИИ

На одной станции живут от 20 до 40 человек. Среди них — начальник станции, два врача, повар, механики-дизелисты, водители, строители, электрики, оператор связи, метеорологи, биологи, гидрологи и системный администратор. Поехать в Антарктику имеет шанс любой человек, который обладает одной из вышеперечисленных профессий. Нужно лишь подать заявку. Среди желающих проходит очень жёсткий отбор. Главный параметр — прекрасное здоровье. Кроме того, у кандидата должен быть загранпаспорт. Затем отдел кадров отбирает самых опытных специалистов, но иногда берут и молодых.

Полярники в доме радио на станции «Беллинсгаузен». Фото: ААНИИ

В космос попасть легче

Женщин в экспедиции практически не бывает. Исследователей среди женщин мало, а в качестве повара представительниц слабого пола лучше не брать. «У нас было несколько примеров, когда в экспедицию ездили семейные пары, — вспоминает Валерий Лукин. — Женщины ездили в качестве поваров. Ничего хорошего из этого не вышло. Вкусно готовить дома и каждый день готовить еду на сорок человек — это разные вещи. Повар на станции должен пойти на склад и принести оттуда мешок сахарного песка, который весит 90 кг, или полтуши коровы, которую нужно ещё и разрубить на куски. Женщина не справляется и просит мужа, который, вместо того чтобы заниматься исследованиями, превращается в кухонного помощника. Остальные сотрудники начинают на него сердиться: им приходится выполнять его работу, пока он помогает жене».

Повар готовит еду в камбузе. Фото: ААНИИ

Перед отправлением в экспедицию необходимо запастись провизией на весь год. Вместе с полярниками в Антарктиду едут несколько десятков тонн еды. Количество продуктов тщательно рассчитывают, ведь если они закончатся в середине экспедиции, исследователям будет неоткуда ждать помощи: в период полярной зимы, при температуре -55 °С, ни один самолёт в мире не сможет совершить посадку на станции «Восток». При таком морозе замерзает гидравлика, и шасси выпустить нельзя. «Легче отправить спасательную экспедицию в космос, — говорит Лукин, — если что-то случится, нам надо выкручиваться самим».

Полярники разгружают судно с продуктами на год. Фото: ААНИИ

В ноябре полярники из Москвы и Петербурга летят в Чили, Новую Зеландию или Кейптаун. Из Антарктиды приходят наши суда, которые привозят прежних участников экспедиции и забирают новых. В Антарктиде полярники на самолётах добираются до своих станций. Здесь они живут в домах из алюминиевых панелей. У каждого человека своя комната. На каждой станции есть баня. Большинство станций было построено в 70-80-е годы прошлого столетия, лишь «Прогресс» в 2012 году была переоборудована из сезонно-полевой базы в зимовочную станцию. За последние двадцать лет станции сильно изменились. Их отремонтировали, заменили мебель. Здесь появились телевизоры, спутниковая связь, доступ в интернет. Всё компьютеризировано.

Станция «Прогресс» была построена совсем недавно. Фото: ААНИИ

В Антарктиде, как дома

Сотрудники разных станций общаются между собой через радиосвязь, а с помощью спутниковой связи можно звонить домой хоть каждый день. Для петербургских абонентов звонок бесплатный, за звонки в другие города платят сами полярники.

Выходных и праздников у полярников нет. На станции каждый день — рабочий. Исследователи изучают климат, атмосферу Антарктиды, берут пробы — керны льда, который находится на глубине 3-4 тыс. м. Образцы льда относят в кернохранилище, где лёд находится в специальных ячейках.

У полярников каждый день — рабочий. Фото: ААНИИ

Празднуют, пожалуй, только Новый год. Строгого распорядка дня нет. Сотрудники станции подстраиваются под график приёма пищи. Питаются исследователи хорошо, три раза в день. Повар готовит еду в одном общем котле. Стоимость продуктов, используемых при готовке обеда полярникам одной станции — 5800 руб. Когда на улице очень холодно, исследователи не работают на открытом воздухе. Погода в Антарктиде разнообразная: её площадь сопоставима с площадью России. Для разных станций предусмотрена своя климатическая одежда. В свободное время полярники, как и у себя дома, по-разному проводят досуг. Кто-то читает, кто-то смотрит телевизор, кто-то отправляет e-mail своей семье. Станция «Прогресс» в этом плане оборудована идеально: здесь есть бильярд и современный тренажёрный зал. На станции «Беллинсгаузен» есть даже единственный в Антарктике православный храм, куда полярники могут приходить в любое время.

Кроме полярников, Антарктиду населяют только животные. Фото: ААНИИ

После окончании экспедиции полярникам предоставляется отпуск в размере 28 дней и дополнительно по шесть дней за каждый проведённый в Антарктиде месяц. Сам Валерий Лукин был в Антарктиде 18 раз. «Мы ещё не достигли нового уровня в исследованиях Антарктиды, — говорит Лукин, — но мы на подходе к нему».

С домами в Антарктиде немало проблем. Среди них можно, условно говоря, выделить проблемы внутренние и внешние. И к внутренним,отнести проблемы архитектуры и конструкции самих зданий. Они довольно легко решаются.

Например, на большинстве российских станций используются стандартные сборные дома, первоначально проектировавшиеся для северных районов России. Они, собираются, как из деталей конструктора, из отдельных модулей, размером 4x8,6 метра каждый. Модули можно комбинировать как угодно. Например, одно из зданий станции «Молодежная» (радиоцентр) состоит из девяти модулей; его длина больше 35 метров, а площадь - больше 300 квадратных метров. Сделаны модули из алюминиевых панелей, за которыми прячутся теплоизолирующие прокладки.

А «внешние» проблемы связаны с природой материка. Главная из них - снежные заносы. Правда, случаются они не везде. На Антарктическом полуострове, где расположена большая часть всех научных станций, зимние сугробы успевают растаять в течение лета, и здания освобождаются от заносов. Невелики заносы и в центральной части континента, где снега выпадает немного и метели редки. А вот на окраине ледника, где снега много и стоковые ветры переносят его с места на место в очень больших количествах, заносы таковы, что, например, станция «Пионерская» за три года была занесена восемью метрами снега. ,

Как же бороться с заносами?

Один способ - строительство сооружений на высоких сваях. Ветер легко проходит под такими постройками и не дает снегу скапливаться возле них. Испробовали такие строения в поселке Мирный, где установили склады в виде деревянных платформ на стальных опорах. Позже, на станции «Молодежная», появились и жилые дома. Из металлических труб были сделаны сваи, а уже на них, на высоте 2-2,5 метра, ставились дома. Возводить такие дома легче, чем обычные, - под них не надо выравнивать площадку, достаточно забивать сваи так, чтобы их верхушки находились на одной высоте, что гораздо проще. Первый дом «на курьих ножках» появился на «Молодежной» в 1964 году, а уже в 1972 году их было двадцать.

Примерно так же построена австралийская станция «Кейси» на Земле Уилкса. Но она представляет собой одно длинное здание, а поскольку рельеф здесь неровный, здание вынуждено повторять его неровности и напоминает гусеницу. Не только тем, что изгибается, но и тем, что имеет в разрезе не прямоугольную форму, а форму прямоугольника е закругленными короткими сторонами. Как бы слегка расплющенная труба на множестве ножек. Закругления сделаны не просто так. По замыслу конструкторов это облегчает обтекание стации ветром, с целью все того же уменьшения накопления снега.

Еще один способ борьбы с заносами - заранее уйти под снег. Если спрятать станцию в его толще, не оставив на поверхности ничего, что могло бы удержать сугроб, то снег не станет накапливаться, его останется столько, сколько было до постройки станции, и она сможет функционировать. Так поступили американцы, строя новую станцию «Бэрд». Старая «Бэрд» за пять лет была занесена настолько, что работать на ней стало невозможно. И новую станцию построили в специально вырытых траншеях глубиной шесть и шириной восемь метров. На их дне поставили Домики, затем закрыли металлическими арками. Снег быстро засыпал арки, и станция превратилась в сеть туннелей. Главный, двухсотметровый, протягивается с севера на юг. С обеих сторон он заканчивался пологими выездами. К нему примыкает еще несколько, от 100 до 400 метров длиной. Наверху остались торчать только вентиляционные и выхлопные трубы и наблюдательные башенки (например, для наблюдений за полярными сияниями).

Расчет был такой: за год в районе станции накапливалось 30-40 сантиметров снега. Значит, за десять лет накопится меньше пяти метров. Это не так много по антарктическим меркам. Но накопилось двенадцать!

Получилось так: туннели для въезда и выезда заносились снегом. Его приходилось выгребать наружу бульдозерами. И возле станции образовался снежный холм высотой в 25 метров. То есть появился мощный снегозадерживающий барьер. То самое, чего пытались избежать.

Толстый слой снега прогнул арочные перекрытия; они грозили раздавить домики, и их пришлось ликвидировать, а снег - отгребать. В итоге станция разрушилась.

Как же строить лучше всего? Может быть, в снежно-фирновой толще, с подъемниками, водоснабжением, канализацией? Но это - дело будущего. А пока станции строятся на поверхности. На одной из новых (1975 года) станций - «Амундсен-Скотт» - все здания соединены крытыми переходами, а основные помещения спрятаны под общим куполом.

P.S. Если нужен модный дизайн штор , то можете обратиться в студию штор в Киеве, которая также поможет вам подобрать гардины, которые преукрасят ваш дом.

В чём заключаются особенности антарктических посёлков?
Есть ли информация по этому вопросу в этом тексте:
Снежные заносы - один из основных природных факторов, которые приходится в первую очередь принимать во внимание при строительстве и эксплуатации научных поселков в Антарктиде. Следует, однако, заметить, что интенсивные заносы снегом происходят далеко не на всем ледяном континенте. Так, в районе Антарктического полуострова, где расположено более трети всех научных станций, в летнее время снежные сугробы успевают растаять и станционные постройки, как правило, полностью освобождаются от заносов. В Центральной Антарктиде, особенно в районе полюсов холода и относительной недоступности, снежные заносы не очень интенсивны, так как в этих местах снега выпадает очень мало, скорости ветра невелики и метели бывают редко.
Советская станция Восток, например, построенная в декабре 1957 года, до сих пор находится в «надснежном» положении. Заносы на этой станции сравнительно небольшие, и их удается легко ликвидировать: с помощью бульдозера полярники отгребают снег от станционных сооружений и тщательно его разравнивают. Поскольку снег здесь не тает и почти не испаряется, то в окрестностях станции поверхность снежной пустыни постепенно поднимается, а станционные постройки оказываются на дне все время углубляющегося понижения. С течением времени расчищать станционные сооружения от снега будет все труднее и труднее и в конце концов впадина, на дне которой находится станция, станет такой глубокой, что дальнейшая борьба со снегом будет требовать слишком больших усилий, да и сохранение станции в таких условиях, по-видимому, станет нецелесообразным. Но такое положение наступит нескоро. Естественное накопление снега в этом районе составляет всего лишь 6-7 сантиметров в год, к тому же в нижних слоях он уплотняется и поэтому за полтора десятка лет, которые существует станция, в ее окрестностях уровень снега поднялся всего лишь на 70-80 сантиметров.
Ближе к периферии материка снежные заносы становятся более интенсивными. Особенно велики они на ледниковом склоне, где постоянно дуют сильные ветры и очень часты метели. Так, за три года своего существования станция Пионерская была засыпана слоем снега толщиной 6-8 метров. В то же время на побережье у подножья ледникового склона можно найти места, где в результате проявления так называемой гляциологической инверсии накопление снега незначительно, а то и совсем отсутствует. Здесь встречаются довольно большие участки обнаженного льда и выходы коренных скальных пород, образующие прибрежные оазисы. Выпадающий на этих участках снег выносится отсюда сильными ветрами, испаряется и частично тает в летнее время. Далее в сторону моря, на шельфовых ледниках, интенсивность заносов снова возрастает.
Из иностранных станций сильным заносам подвергаются действующие в настоящее время аргентинская станция Хенераль-Бельграно (шельфовый ледник Фильхнера), южно-африканская САНАЭ (побережье Земли Королевы Мод), английская Халли-Бей (Земля Котса), американская Амундсен-Скотт (Южный полюс). Глубоко под снегом находятся сооружения ныне уже не действующих станций: Бэрд на Земле Мэри Бэрд, Литл-Аме-рика на шельфовом" леднике Росса, Модхейм и Норвегия на побережье западной части и Король Бодуэн - на берегу восточной части Земли Королевы Мод, Шарко на Земле Адели и ряда других.
Конструкции станционных сооружений, которые бы полностью обеспечили нормальную, достаточно комфортабельную жизнь и благоприятные условия для работы в течение длительного времени при частых и сильных ураганах и интенсивных заносах, еще не разработаны. Однако опыт строительства и эксплуатации жилья, служебных помещений, а также различного рода других вспомогательных сооружений накоплен уже большой и намечаются определенные пути решения этой проблемы. Одним из способов решения задачи, заданной человеку природой Антарктиды, является строительство станционных сооружений на сваях. В Советской антарктической экспедиции такие сооружения впервые появились в Мирном. Это были склады открытого хранения экспедиционного имущества, представлявшие собой деревянные платформы, установленные на вкопанных в снег столбах. Ветер, свободно продувающий пространство под платформами, препятствует отложению снега непосредственно вблизи склада, и поэтому он долгое время остается незанесенным. В дальнейшем стали строить на столбах и жилые сооружения. Впервые такие дома появились на станции Молодежная. Эти здания были построены на металлических трубах, установленных вертикально в каменистом грунте оазиса. Высота такого свайного фундамента составляет 2-2,5 метра, так что человек может свободно, не сгибаясь, проходить прямо под домом. Для строительства домов на столбах совершенно не обязательно выравнивать строительную площадку - достаточно расположить на одном уровне вершины свай, а это значительно облегчает строительные работы.
Первый такой дом был построен на станции Молодежная в 1964 году. В 1972 году здесь уже выросло 20 таких сооружений - настоящий поселок «на курьих ножках».
В 1968 году по такому же принципу была построена австралийская станция Кейси на Земле Уилкса. Эта станция представляет собой одно длинное здание, вытянувшееся поперек направления преобладающих ветров. Местность, в которой находится станция, имеет неровный рельеф, и станционное здание, приподнятое над грунтом, повторяет ее изгибы, так что издалека оно напоминает ползущую по неровностям земли огромную гусеницу. Такое сходство дополняется еще и тем, что длинное, изогнутое в вертикальной плоскости здание, стоящее на многочисленных «ножках» - сваях, заключено в обтекаемый кожух, который, по замыслу конструкторов, должен обеспечить необходимую аэродинамику этого необычного сооружения.
Опыт эксплуатации домов на «курьих ножках» показал, что заносятся они значительно меньше, чем обычные сооружения, стоящие непосредственно иа грунте. Однако, беспрепятственно проходя под домами, снег откладывается и накапливается в виде шлейфа на значительном удалении от здания. Таким образом, при строительстве поселков из таких домов решающее значение имеет их планировка. Иначе говоря, дома нужно размещать на территории поселка так, чтобы на тех местах, где будут формироваться снежные шлейфы, не было никаких строений. Это условие легко выдержать, когда станция состоит из нескольких домов, или, как Кейси, всего лишь из одного дома. При строительстве же крупных антарктических поселков эта задача усложняется, особенно если строительная площадка имеет небольшие размеры. Решение этой задачи было бы вообще невозможно, если бы не удивительное постоянство в направлении ветров, дующих на побережье и ледниковом склоне. Если бы ветры, сопровождающиеся снежными заносами, дули с различных сторон горизонта, дома пришлось бы располагать очень далеко друг от друга (300-400 метров) и такие поселки были бы очень разбросаны.
К концу зимы на территории Молодежной накапливается все же столько снега, что если его оставить нетронутым, то весь он за короткое антарктическое лето не растает и значительная его часть сохранится до следующей зимы. А это рано или поздно приведет к тому, что станционные постройки окажутся полностью под снегом и на поверхности ежегодно освобождавшегося ранее от снега оазиса появятся навеянные снежники, а затем и ледяной покров. Поэтому снежные шлейфы приходится разгребать бульдозерами, чтобы ускорить их таяние. Таким образом, сами по себе конструкции домов на «курьих ножках», которые построены иа Молодежной, еще не исключают возможности заноса, а затем и оледенения поселка. В тех же районах, где снежные заносы интенсивнее и снег не тает даже в летнее время, строительство домов на сваях, по-видимому, вообще не имеет особого смысла.
Другое направление строительства станций в зоне интенсивных снежных заносов состоит в том, чтобы намеренно уйти под снег, заранее погрузить станционные сооружения в снежную толщу. При этом имеется в виду, что если на поверхности не будет выступающих построек, задерживающих снег во время метелей и поземков, то накопление снега на этом участке, как и в естественных условиях, останется сравнительно незначительным. И хотя над крышами такой станции с каждым годом снежная толща будет увеличиваться, но в течение какого-то времени эксплуатация ее будет возможна. Так поступили американцы при строительстве своей новой станции Бэрд.
Сборные жилые дома и научные павильоны старой станции Бэрд, построенной в 1957 году, постепенно были занесены снегом и уже через пять лет пришли в такое состояние, что дальнейшая их эксплуатация становилась затруднительной и даже опасной. Поэтому в 1962 году примерно в 10 километрах от старой станции была построена новая станция Бэрд. В отличие от старого науч-ного поселка, строения которого ставились на поверхность снега, все основные сооружения новой станции сразу же были построены под снегом. Специально завезенными в глубину Антарктиды землеройными машинами в снежной толще были вырыты траншеи глубиной около 6 метров и шириной 8 метров, на дне которых и поставили станционные постройки. Затем траншеи закрыли сверху арочными металлическими перекрытиями, которые вскоре засыпал снег. Таким образом, траншеи превратились в туннели. Главный туннель, длинной 200 метров, протянулся с севера на юг.
С обеих сторон он заканчивался наклонными открытыми выходами. Перпендикулярно к нему с обеих сторон расположено еще несколько туннелей длиной от 100 до 400 метров. В этих туннелях и были размещены жилые помещения, дизельная электростанция, научные лаборатории, гараж и другие служебные помещения. Над поверхностью снега остались торчать только вентиляционные и выхлопные трубы, мачты радиоантенн, а также башни, где была установлена аппаратура для наблюдений за полярными сияниями и аэрологического зондирования, и павильон для выпуска шаров с радиозондами.
Эта станция служила 10 лет. Работы на ней были прекращены в 1972 году в связи с тем, что дальнейшая ее эксплуатация также стала весьма затруднительной и даже опасной. К тому же США намеревались открыть в Западной Антарктиде новую станцию Сайпл.
В чем же причина неудачи со станцией Бэрд? Хотя эта станция была специально построена под снегом с целью минимального изменения естественных условий снегонакопления на ее территории, реализовать преимущества проекта не удалось. В естественных условиях за год в этом районе снега накапливается около 30-40 сантиметров. Казалось бы, за 10 лет существования станции на ее территории толщина снежного покрова должна была увеличиться на 3-4 метра. В окрестностях станции так и произошло. Однако непосредственно территория станции за это время покрылась слоем снега толщиной 10-12 метров! Такое усиленное накопление снега объясняется тем, что наклонные выходы из туннелей остались открытыми и во время частых метелей и почти постоянных поземков, естественно, заносились снегом. Кроме того, туннели стали зарастать снегом и изнутри, далеко от выходов, на стенках и потолке интенсивно начала образовываться изморозь. Ее также пришлось счищать и выгребать наружу. Снег из туннелей выгребался бульдозерами, и вскоре на территории станции появился большой снежный холм, который получил название «Маунт Бэрд» (гора Бэрд). Высота этого снежного террикона к 1972 году достигла 25 метров. Таким образом, основная идея, заложенная в проект новой станции Бэрд, была сведена на нет. На территории станции люди сами создали мощный снегозадержатель...
Когда над туннелями накопился достаточно толстый слой снега, арочные перекрытия не выдержали возросшей нагрузки и прогнулись. Они нависли над крышами домов, причем расстояние между ними и крышами стало угрожающе уменьшаться. За год потолочный свод туннеля опускался на 1,5-2 метра. Было ясно, что, опустившись на крыши домов, снег раздавит их, как спичечные коробки. Пришлось вырезать изогнутые арочные перекрытия и начать борьбу с натиском снега. С помощью топоров и пил снег над крышами периодически срезался, и таким образом сохранялось свободное пространство между крышами домов и потолочным сводом туннелей.
Неудача со станцией Бэрд особенно ярко показала, к чему приводит нарушение правила: чем больше копаешь, тем больше заносит. Действительно, стоило ли затрачивать усилия, устанавливая станционные сооружения в траншеях, рассчитывая сохранить естественный режим накопления снега, чтобы затем создать «Маунт Бэрд», резко усилившую снегонакопление, что привело к аварийному положению и, в конечном итоге,- разрушению станции.
Анализируя опыт создания станций на поверхности ледникового покрова в зоне интенсивных снежных заносов, нетрудно прийти к выводу, что главное не в том, как будет построена станция - на поверхности или в туннелях, а в строгом соблюдении правил ее эксплуатации, не допускающих создания различных сооружений, которые способствовали бы задержанию снега на ее территории. По-видимому, такие станции все же целесообразнее строить на поверхности снежного покрова, но с таким расчетом, что вскоре их занесет, и поэтому все станционные сооружения должны быть приспособлены для эксплуатации в подснежном положении, подобно подводной лодке, которая приспособлена для плавания и над водой, и под водой. Здания таких станций должны иметь повышенную прочность, между собой они должны быть заранее соединены крытыми переходами достаточной прочности и т. д. После заноса станции над ней образуется пологий снежный холм. И если обитатели станции не будут создавать на поверхности холма сооружений, способствующих задержанию снега, то накопление его над станцией станет небольшим, а, может быть, на некоторое время прекратится совсем. И только тогда, когда уровень снега в окрестностях станции в результате естественного накопления сравняется с вершиной холма, на территории станции восстановится прежний естественный режим снегонакопления, характерный для данной местности. Если бы такие условия были соблюдены при строительстве и эксплуатации станции Бэрд, она оказалась бы под 12-метровым слоем снега не раньше, чем через 50-60 лет.
Надо сказать, что жизнь в помещениях, погребенных в снежно-фирновой толще, имеет свои преимущества. Такие помещения легче обогревать, так как они укрыты от сильнейших ураганных ветров. Любое здание, расположенное на поверхности, во время ураганов испытывает сотрясения, и человек, живущий в таком доме, чувствует себя, как в вагоне поезда, идущего по путям крупного железнодорожного узла со множеством стрелок. Кроме того, ураганы сопровождаются сильными шумовыми эффектами. Грохот, свист и завывания ветра не дают людям спать, пока они не привыкнут к этому, как привыкает мельник к шуму работающей мельницы. Особенно сильно сотрясаются и шумят дома на «курьих ножках». Ничего этого не испытывают обитатели домов, занесенных снегом. Даже сильнейшие ураганы дают им о себе знать только слабыми приглушенными звуками да едва слышным шуршанием снега, бешено несущегося по поверхности. Поэтому зимой, когда ураганы и метели бушуют особенно часто, температура воздуха низкая и почти круглые сутки темно, обитатели подснежных домов чувствуют себя уютнее. Летом положение несколько меняется. В это время чаще стоит хорошая солнечная сравнительно маловетреная погода, круглые сутки светло, по этому подснежные жилища кажутся мрачными.
В будущем, когда возникнет необходимость создания на ледниковом щите Антарктиды крупных сооружений, строить, по-видимому, будут и в снежно-фирновой толще. Дав волю фантазии, можно представить себе многоэтажные сооружения, уходящие на десятки метров в глубину снега и фирна, с подснежными переходами и подъемниками, транспортными туннелями, системой водоснабжения и канализации и другими устройствами, обеспечивающими комфорт для их обитателей. Однако пока в этих районах после неудачного опыта с подснежной станцией Бэрд станции проектируются в основном на поверхности снежного покрова.
Вот как, например, выглядит новая станция Амундсен-Скотт на Южном полюсе, открытая в январе 1975 года. Все здания этой станции соединены крытыми коридорами. Для стоянки транспортных машин и их ремонта предусмотрено специальное помещение. Основные жилые и служебные помещения расположены в трех двухэтажных зданиях, накрытых огромным куполом.
В местах, где станционным постройкам не грозят снежные заносы, антарктические научные поселки мало чем отличаются от поселков на других материках. Как правило, дома строятся из сборных конструкций, так как доставлять их на ледяной континент приходится на кораблях.
На советских станциях в последнее время получили распространение стандартные сборные дома, предназначенные для северных районов. Конструкция этих домов удобна тем, что из стандартных деталей можно собрать здания различных размеров и для различных нужд. Дом, состоящий из одного модуля, имеет размер 4X8,6 метра. Таких модулей можно наращивать сколько угодно. Наиболее крупный дом такой конструкции построен в Антарктиде на Молодежной. Он состоит из 9 модулей. Длина его более 35 метров, а площадь превышает 300 квадратных метров. В этом доме находится радиоцентр главной базы Советских антарктических экспедиций.
Новые модульные дома из алюминиевых панелей универсальны. Они оборудуются под научные лаборатории и жилье, в них размещаются электростанции и склады, они используются как кают-компании, амбулатории, столовые, мастерские и для многих других нужд.

Официальная его цель - изучение древнегерманской культуры, но истинные задачи были значительно глубже.

Теоретики фашизма нашли подходящую для своих целей кандидатуру - властолюбивого, имеющего мистический опыт Адольфа Гитлера и внушили ему идею мирового господства немецкой нации. В конце 1918 года молодой оккультист Гитлер был принят в общество `Туле` и быстро стал одним из активнейших его членов. А вскоре идеи теоретиков `Туле` нашли отражение в его книге `Моя борьба`. Грубо говоря, общество `Туле` решало задачи приведения к господству немецкой расы в видимом - материальном - мире. Но `тот, кто видит в национал-социализме лишь политическое движение, мало что знает о нем`. Эти слова принадлежат самому Гитлеру. Дело в том, что у оккультных хозяев `Туле` была и другая, не менее важная цель - победить и в мире невидимом, метафизическом. С этой целью в Германии создавались более закрытые структуры.

Так, в 1919 году была основана тайная `Ложа Света` (впоследствии `Врил` - по древнеиндийскому названию космической энергии жизни). Позднее, в 1933 году, - элитарный мистический орден `Аненербе` (Ahnenerbe - `Наследие предков`), который с 1939 года по инициативе Гиммлера стал главной научно-исследовательской структурой в рамках СС. Имеющее в своем подчинении полсотни исследовательских институтов, общество `Аненербе` занималось поиском древних знаний, позволяющих разрабатывать новейшие технологии, управлять с помощью магических методов человеческим сознанием, проводить генетические манипуляции в целях создания `сверхчеловека`.

Практиковались и нетрадиционные методы получения знаний - под действием галюциногенных наркотиков, в состоянии транса или контакта с Высшими Неизвестными, или, как из называли, `Умами Внешними`. Использовались и найденные с помощью `Аненербе` старинные оккультные `ключи` (формулы, заклинания и т.п.), позволявшие устанавливать контакт с `Чужими`. Для `сеансов с богами` привлекались самые опытные медиумы и контактеры (Мария Отте и др.). Для чистоты результатов эксперименты проводились независимо в обществах `Туле` и `Врил`. Утверждают, что некоторые оккультные `ключи` сработали и по независимым `каналам` была получена почти идентичная информация техногенного характера.

Древних высоких цивилизаций, в частности, сведения о магических методах Атлантиды, считавшейся прародиной арийской расы. Особенный интерес для нацистских ученых представляли технологические знания атлантов, помогавшие, по легенде, строить огромные морские суда и воздушные корабли, движимые неведомой силой.

В архивах третьего рейха найдены рисунки, объясняющие принципы `закрутки` тонких физических полей, позволяющие создавать некие техномагические аппараты. Полученные знания передавались ведущим ученым для `перевода` их на понятный конструкторам инженерный язык.

Одним из разработчиков техномагических устройств считается знаменитый ученый д-р В.О. Шума. Если верить свидетельствам, то его электродинамические машины, использовавшие быстрое вращение, не только изменяли вокруг себя структуру времени, но и парили в воздухе. (Сегодня ученым уже известно, что быстро вращающиеся объекты изменяют вокруг себя не только гравитационное поле, но и пространственно-временные характеристики. Так что ничего фантастического в том, что при разработке `машины времени` нацистские ученые получили эффект антигравитации, нет. Другое дело, насколько управляемыми были эти процессы.)

Есть данные, что аппарат с такими возможностями отправили под Мюнхен, в Аугсбург, где его исследования продолжили. В результате технологическое подразделение SSI создало серию `летающих дисков` типа `Врил`.

Следующим поколением `летающих тарелок` была серия `Haunebu`. В этих аппаратах, как считается, использованы некоторые идеи и технологии древних индийцев, а также двигатели Виктора Шаубергера - виднейшего ученого в области движения жидкостей, создавшего нечто подобное `вечному двигателю`. Есть сведения о разработке в IV опытно-конструкторском центре СС, подчинявшемся обществу `Черное солнце`, особо секретной `летающей тарелки` `Хонебу-2` (Haunebu-II). В своей книге `Немецкие летающие тарелки` О. Бергманн приводит ее некоторые технические характеристики. Диаметр 26,3 метра. Двигатель: `Туле`-тахионатор 70, диаметром 23,1 метра. Управление: импульсный генератор магнитного поля 4а. Скорость: 6000 км/ч (расчетная - 21000 км/час). Длительность полета: 55 часов и выше. Приспособленность к полетам в космическом пространстве - 100 процентов. Экипаж девять человек, с пассажирами - двадцать человек. Запланированное серийное производство: конец 1943-го - начало 1944 года.

Судьба этой разработки неизвестна, однако американский исследователь Владимир Терзийски (V. Terzicki) сообщает, что дальнейшим развитием этой серии стал аппарат Haunebu-III, предназначенный для борьбы с воздуха с морскими эскадрами. Лиаметр `тарелки` составлял 76 метров, высота 30 метров.

На ней были установлены четыре орудийные башни, в каждой из которых смонтировано по три орудия калибра 270мм с крейсера `Мейзенау`. Терзийски утверждает: в марте 1945 года эта `тарелка` сделала один оборот вокруг Земли. В движение `тарелку` приводил `двигатель на свободной энергии, который... использовал практически неисчерпаемую энергию гравитации`.

В конце 50-х годов австралийцы обнаружили среди трофейных кинолент документальный немецкий фильм-отчет об исследовательском проекте летающего диска `Фау-7`, о котором до того времени ничего известно не было. В какой степени этот проект реализован, пока не ясно, но достоверно известно, что знаменитому специалисту по `спецоперациям` Отто Скорцени в середине войны поручили создать отряд пилотов в 250 человек для управления `летающимитарелкамиип и пилотируемыми ракетами.

Ничего невероятного нет и в сообщениях о гравитационных двигателях. Сегодня ученым, работающим в области альтернативных источников энергии, известен так называемый конвертор Ганса Колера, превращающий энергию гравитации в электрическую. Есть сведения, что эти конверторы использовались в так называемых тахионаторах (электромагнитогравитационных двигателях) `Туле` и `Андромеда`, производившихся в Германии в 1942-1945 годах на заводах `Сименс` и `АЕГ`. Указывается, что эти же конверторы применялись в качестве источников энергии не только на `летающих дисках`, но и на каких-то гигантских (5000-тонных) подводных лодках и на поздемных базах.

Результаты были получены учеными `Аненербе` и в других нетрадиционных областях знаний: в психотронике, парапсихологии, в использовании `тонких` энергий для управления индивидуальным и массовым сознанием и т.п. Считается, что трофейные документы, касающиеся метафизических разработок третьего рейха, дали новый толчок аналогичным работам в США и СССР, до того времени недооценивавших подобные исследования или свернувших их. Из-за чрезвычайной закрытости информации о результатах деятельности немецких тайных обществ сегодня трудно отделить факты от слухов и легенд. Однако та невероятная психическая трансформация, которая в считанные годы произошла с осторожными и рациональными немецкими обывателями, превратившимися вдруг в послушную толпу, фанатично поверившую в бредовые идеи о мировом господстве, заставляет задуматься...

В поисках древнейших магических знаний `Аненербе` организовывал экспедиции в самые удаленные уголки земного шара: в Тибет, Южную Америку, Антарктиду... Последней уделялось особое внимание...

Эта территория и сегодня полна тайн и загадок. По всей видимости, нам предстоит узнать еще много неожиданного, в том числе и того, о чем знали древние. Официально Антарктида была открыта русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1820 году. Однако неутомимые архивисты обнаружили старинные карты, из которых следовало, что об Антарктиде знали задолго до этого исторического события. Одну из карт, составленную в 1513 году турецким адмиралом Пири Рейсом, обнаружили в 1929 году. Всплыли и другие: французского географа Оронциуса Финеуса от 1532 года, Филиппа Буаше, датированная 1737 годом. Фальсификации? Не будем торопиться...

На всех этих картах очень точно изображены очертания Антарктиды, но... без ледяного покрова. Более того, на карте Буаше прекрасно виден пролив, разделяющий континент на две части. А его наличие под толщей льда установлено новейшими методами лишь в последние десятилетия. Добавим, что международные экспедиции, проверявшие карту Пири Рейса, выяснили - она точнее карт, составленных в ХХ веке. Сейсмическая разведка подтвердила то, о чем никто не догадывался: некоторые горы Земли Королевы Мод, считавшиеся до сих пор частью единого массива, оказались на самом деле островами, как это и было указано на старинной карте. Так что о фальсификации речи, скорее всего, не идет. Но откуда такие сведения у людей, живших за несколько столетий до открытия Антарктиды?

И Рейс, и Буаше утверждали, что при составлении карт пользовались древнегреческими оригиналами. После обнаружения карт выдвигались самые разные гипотезы об их происхождении. Большинство из них сводятся к тому, что первоначальные карты составлены какой-то высокой цивилизацией, существовавшей во времена, когда берега Антарктиды еще не были покрыты льдом, то есть до глобального катаклизма. Высказывалось мнение, что Антарктида - бывшая Атлантида. Один из аргументов: размеры этой легендарной страны (30000 х 20000 стадий по Платону, 1 стадия - 185 метров) примерно соответствуют размерам Антарктиды.

Естественно, ученые `Аненербе`, которые по всему свету рыскали в поисках следов атлантической цивилизации, не могли пройти мимо этой гипотезы. Тем более что она прекрасно согласовывалась с их философией, утверждавшей, в частности, что на полюсах планеты имеются входы в огромные полости внутри земли. И Антарктида стала одной из главных целей нацистских ученых.

Интерес, который проявили руководители Германии накануне Второй мировой войны к этому далекому и безжизненному району земного шара, разумного объяснения тогда не находил. А между тем внимание к Антарктиде было исключительным. В 1938-1939 годах немцами были организованы две антарктический экспедиции, в которых летчики `люфтваффе` не просто обследовали, но и металлическими вымпелами со знаком свастики застолбили за третьим рейхом огромную (величиной с Германию) территорию этого континента - Землю Королевы Мод (вскоре она получила название `Новая Швабия`). Вернувшийся в Гамбург командир экспедиции Ритшер 12 апреля 1939 года рапортовал: `Я выполнил миссию, возложенную на меня маршалом Герингом. Впервые германские самолеты пролетели над антарктическим континентом. Каждые 25 километров наши самолеты сбрасывали вымпелы. Мы покрыли зону приблизительно в 600 тысяч квадратных километров. Из них 350 тысяч были сфотографированы`.

Воздушные асы Геринга сделали свое дело. Настал черед действовать `морским волкам` `фюрера подводных лодок` адмирала Карла Дёница (1891-1981). И к берегам Антарктиды скрытно направились субмарины. Известный писатель и историк М. Демиденко сообщает, что, разбирая сверхсекретные архивы СС, он обнаружил документы, указывающие на то, что эскадра подводных лодок во время экспедиции к Земле Королевы Мод нашла целую систему соединенных между собой пещер с теплым воздухом. `Мои подводники обнаружили настоящий земной рай`, - обронил тогда Дёниц. А в 1943 году из его уст прозвучала и другая загадочная фраза: `Германский подводный флот гордится тем, что на другом конце света создал для фюрера неприступную крепость`. Каким образом?

Оказывается, в течение пяти лет немцы проводили тщательно скрываемую работу по созданию в Антарктиде нацистской секретной базы под кодовым названием `База 211`. Во всяком случае, это заявляет целый ряд независимых исследователей. По показаниям очевидцев, уже с начала 1939 года между Антарктидой и Германией начались регулярные (раз в три месяца) рейсы исследовательского судна `Швабия`. Бергман в книге `Немецкие летающие тарелки` утверждает, что с этого года и в течение нескольких лет в Антарктиду постоянно отправлялось горнопроходческое оборудование и другая техника, в том числе рельсовые дороги, вагонетки и огромные фрезы для проходки туннелей. По всей видимости, использовались для доставки грузов и подводные лодки. Причем не только обычные.

Отставной американский полковник Уиндел Стивенс (Wendelle C. Stivens) сообщает: `Нашей разведке, где я работал в конце войны, было известно, что немцы строят восемь очень больших грузовых субмарин (не на них ли были установлены конверторы Колера? - В. Ш.) и все они были спущены на воду, укомплектованы и далее бесследно исчезли. До сего дня мы не имеем никакого понятия, куда они ушли. Они не на океанском дне, и их нет ни в одном порту, о котором мы знаем. Это загадка, но она может быть раскрыта благодаря австралийскому документальному фильму (о нем мы упоминали выше. - В. Ш.), в котором показаны большие немецкие грузовые субмарины в Антарктиде, вокруг них льды, экипажи стоят на палубах в ожидании остановки у причала`.

К концу войны, утверждает Стивенс, у немцев имелось девять исследовательских предприятий, на которых испытывали проекты `летающих дисков`. `Восемь из этих предприятий вместе с учеными и ключевыми фигурами были успешно эвакуированы из Германии. Девятое сооружение взорвано... Мы имеем закрытую информацию, что некоторые из этих исследовательских предприятий перевезены в место под названием `Новая Швабия`... Сегодня это может быть уже порядочных размеров комплекс. Может быть, там находятся эти большие грузовые субмарины. Мы полагаем, что в Антарктику было перевезено как минимум одно (или более) предприятие по разработке дисков. У нас есть информация о том, что одно было эвакуировано в район Амазонки, а другое - на северное побережье Норвегии, где много немецкого населения. Они были эвакуированы в секретные подземные сооружения`.

Известные исследователи антарктических тайн третьего рейха Р. Веско, В. Терзийски, Д. Чайлдресс утверждают, что с 1942 года с помощью подводных лодок на Южный полюс были переброшены тысячи узников концлагерей (рабочая сила), а также видные ученые, летчики и политики с семьями и члены гитлерюгенда - генофонд будущей `чистой` расы.

Кроме таинственных гигантских субмарин для этих целей использовались не менее сотни серийных подводных лодок класса `U`, в том числе и сверхсекретное соединение `Конвой Фюрера`, в состав которого входили 35 субмарин. В самом конце войны в Киле с этих элитных субмарин сняли все военное снаряжение и погрузили контейнеры с каким-то ценным грузом. Подлодки взяли на борт также каких-то таинственных пассажиров и большое количество продовольствия. Достоверно известно о судьбе лишь двух лодок из этого конвоя. Одна из них, `U-530`, под командованием 25-летнего Отто Вермаута 13 апреля 1945 года вышла из Киля и доставила в Антарктиду реликвии третьего рейха и личные вещи Гитлера, а также пассажиров, лица которых скрывали хирургические повязки. Другая, `U-977`, под командованием Хайнца Шеффера чуть позднее повторила этот маршрут, но что и кого она перевозила, неизвестно.

Обе эти субмарины летом 1945 года (10 июля и 17 августа соответственно) прибыли в аргентинский порт Мар-дель-Плата и сдались властям. По всей видимости, показания, которые дали подводники на допросах, чрезвычайно взволновали американцев, и в конце 1946 года известный адмирал Ричард Е. Берд (Byrd) получил приказ уничтожить нацистскую базу в `Новой Швабии`.

Операция `Высокий прыжок` (High Jump) была замаскирована под обычную научно-исследовательскую экспедицию, и далеко не все догадывались, что к берегам Антарктиды направилась мощная военно-морская эскадра. Авианосец, 13 кораблей различных типов, 25 самолетов и вертолетов, более четырех тысяч человек, полугодовой запас продуктов - эти данные говорят сами за себя.

Казалось бы, все шло по плану: за месяц было сделано 49 тысяч фотоснимков. И вдруг случилось нечто, о чем официальные власти США молчат до сих пор. 3 марта 1947 года только что начатую экспедицию свернули, и корабли поспешно взяли курс домой. Через год, в мае 1948 года, на страницах европейского журнала `Бризант` всплыли некоторые детали. Сообщалось, что экспедиция встретила жеское сопротивление противника. Были потеряны как минимум один корабль, десятки людей, четыре боевых самолета, еще девять самолетов пришлось оставить как непригодные к использованию. О том, что именно произошло, можно только догадываться. Мы не располагаем подлинными документами, однако, если верить прессе, отважившиеся на воспоминания члены экипажей говорили о `выныривавших из-под воды` и атаковавших их `летающих дисках`, о странных атмосферных явлениях, которые вызывали психические расстройства. Журналисты приводят отрывок из доклада Р. Берда, якобы сделанного на секретном заседании спецкомиссии: `США необходимо принять защитные акции против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов. В случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью!`

Почти через десять лет адмирал Берд возглавил новую полярную экспедицию, в которой при загадочных обстоятельствах погиб. После его смерти в печати появились сведения якобы из дневника самого адмирала. Из них следует, что во время экспедиции 1947 года самолет, на котором он вылетел на разведку, принудили приземлиться странные летательные аппараты, `похожие на британские солдатские каски`. К адмиралу подошел высокий голубоглазый блондин, который на ломаном английском языке передал обращение к американскому правительству с требованием прекратить ядерные испытания. Некоторые из источников утверждают, что после этой встречи между нацистской колонией в Антарктиде и американским правительством было подписано соглашение об обмене немецких передовых технологий на американское сырье.

Ряд исследователей полагает, что немецкая база в Антарктиде сохранилась до сих пор. Более того, говорят о существовании там целого подземного города под названием `Новый Берлин` с населением два миллиона человек. Основным занятием его жителей являются генная инженерия и полеты в космос. Впрочем, прямых доказательств в пользу этой версии пока никто не представил. Главный аргумент тех, кто сомневается в наличии полярной базы, - трудность доставки туда колоссального количества горючего, необходимого для выработки электроэнергии. Аргумент серьезный, но слишком традиционный, и ему возражают: если созданы конверторы Колера, то необходимость в горючем минимальна.

Косвенным подтверждением существования базы называют неоднократные наблюдения НЛО в районе Южного полюса. Часто видят зависшие в воздухе `тарелки` и `сигары`. А в 1976 году японские исследователи с помощью новейшей аппаратуры засекли одновременно девятнадцать круглых объектов, которые `спикировали` из космоса на Антарктиду и пропали с экранов. Пищу для разговоров о немецких НЛО периодически подбрасывает и уфологическая хроника. Вот только два типичных сообщения.

5 ноября 1957г. США, штат Небраска.
Поздно вечером к шерифу города Керни явился бизнесмен - скупщик зерна Раймонд Шмидт и рассказал историю, происшедшую с ним недалеко от города. Машина, на которой он ехал по трассе Бостон - Сан-Франциско, внезапно заглохла и остановилась. Когда он вышел из нее, чтобы посмотреть, что случилось, то заметил недалеко от дороги на лесной поляне огромную `металлическую сигару`. Прямо на его глазах открылся люк и на выдвинувшейся платформе появился человек в обычной одежде. На превосходном немецком языке - родном языке Шмидта - незнакомец предложил ему зайти в корабль. Внутри бизнесмен увидел двоих мужчин и двух женщин вполне обычной наружности, но передвигавшихся необычным способом - они как бы скользили по полу. Остались в памяти у Шмидта и какие-то пылающие трубы, наполненные цветной жидкостью. Примерно через полчаса его попросили уйти, `сигара` бесшумно поднялась в воздух и скрылась за лесом.

В половине седьмого утра продолговатый объект `неопределенного цвета` приземлился в поле в ста метрах от дома семьи Кларков. Двенадцатилетний Эверет Кларк, выгуливавший в это время собаку, рассказал, что двое мужчин и две женщины, вышедшие из аппарата, говорили между собой, `словно немецкие солдаты из кинофильма`. К ним с отчаянным лаем бросилась собака Кларков, а за ней и другие соседские собаки. Незнакомцы сначала безуспешно пытались поймать одну из подскочивших к ним собак, но затем оставили эту затею, прошли в объект, и аппарат беззвучно улетел. Репортер Карсон Бревер из ноксвиллской газеты `Ньюс-Сентинел` обнаружил на этом месте примятую траву на участке 7,5 на 1,5 метра.

Естественно, что у многих исследователей возникает желание возложить ответственность за подобные случаи на немцев. `Создается впечатление, что некоторые из кораблей, которые мы сегодня видим, - не более чем дальнейшее развитие технологии немецких дисков. Таким образом, на самом деле может быть так, что нас периодически посещают немцы` (У. Стивенс).

Виталий Шелепов,
полковник, кандидат технических наук.

Рекомендуем почитать

Наверх