Дельтаплан своими руками. Чертежи, инструкции, материалы

Обустройство участка 12.06.2019
Обустройство участка

Мечта о полете помогает человеку с незапамятных времен. Современные спецтехнологии дозволяют осуществить ее всем, кто горазд разбираться в чертежах и управляться с инструментами. Сделать полновесный самолет, безусловно, домашнему мастеру будет не под силу, а вот соорудить мотодельтаплан – абсолютно реально.

Вам понадобится

  • – металлические трубы;
  • – плотная ткань;
  • – крепежные элементы;
  • – лодочный мотор;
  • – инструменты для работы с металлом.

Инструкция

1. Уясните для себя конструкцию мотодельтаплан а. Обычно он состоит из трубчатого каркаса, тросовой системы растяжек, шасси, силовой установки и крыла. Для изготовления мотодельтаплан а используйте готовые чертежи либо закажите план летательного агрегата в специализированном конструкторском бюро.

2. В качестве силовой установки используйте лодочный мотор, скажем, «Вихрь-30». Оборудованный клиноременным редуктором, он дозволяет получить тягу около 80 кгс.

3. В качестве прототипа крыла мотодельтаплан а используйте крыло одной из моделей спортивного дельтаплана. Различие крыла агрегата, снабженного силовой установкой, в том, что собирать крыло следует из труб большего диаметра и с увеличенной толщиной стенки. Крыло изготовьте в три этапа: сначала обшивку, после этого каркас, а в последнюю очередь осуществите окончательную сборку и доводку. При соединении полотнищ крыла используйте двойственный шов типа «зигзаг». Поверх обшивки пришейте для усиления четыре слоя ткани. Усильте также заднюю кромку крыла поверх обшивки.

Дельтапланеризм в наше время имеет большую знаменитость среди любителей энергичного отдыха. Теперь в мире существует уйма мастеров, которые создают разные виды этого летательного агрегата. Это могут быть дельтапланы как с мотором, так и без. Но не только мастерам дано создавать шедевры в мире дельтапланеризма, но и любителям так же предоставляется такая вероятность.

Вам понадобится

  • – металлические трубы. Из них будет изготавливаться каркас;
  • – два колеса;
  • – несколько тросов;
  • – крепкая парусина.

Инструкция

1. Для изготовления дельтаплана возьмите основные детали – обшивку, тросовую растяжку и каркас. Также рационально будет использование антипикировки и съемных колес. Немалое значение надобно придать диаметру трубы для каркаса. Труба должна быть сделана из добротного метала, потому что конструкция требует прочности и легкости. От того, как вы объедините трубы зависят летательные способности агрегата.

2. Грамотно рассчитайте число мест для разъемов. От верного расчета зависит крепкость и вес каждой конструкции. Объедините боковую и килевую трубу в носовой части дельтаплана, для создания лучшей обтекаемости. На верхнюю часть центрального узла прикрепите мачту. Она будет служить опорой для тросов.

3. Боковые узлы основы закрепите на вильчатой основе конструкции. Поместите их отдельно от соединений труб, дабы исключить стыки труб и аэродинамики. Объедините между собой боковины и рулевую ручку. Рулевая система должна быть комфортна и не должна требовать много усилий для совершения маневров. Обеспечьте безопасность креплений и регулировки управления дельтапланом. Для этого расположите тросовую систему в разных узлах конструкции. Сейчас натяните обшивку на конструкцию, и дельтаплан всецело готов к применению.

Видео по теме

Обратите внимание!
Остерегайтесь некачественных материалов, потому что от качества собранной конструкции зависит ваше здоровье и жизнь.

Полезный совет
Для изготовления конструкции используйте добротные материалы. Тросы обязаны соответствовать высокому качеству и прочности для исключения отцепления карабина и обрывов. Металлические трубы обязаны быть крепкими и в то же время легкими. Для обшивки используйте материалы, которые способны вынести аэродинамическую нагрузку при полете. Отличнее каждого применять парусную ткань.

Дельтаплан – легкое воздушное судно. По сути, это крыло с каркасом и подвеской для пилота. Мотодельтаплан – это тот же агрегат, но с силовой установкой. На нем вы сумеете не только делать полеты и любоваться красотой местности, но и предпринимать дальние путешествия.

Вам понадобится

  • -мотор,
  • -трубы для рамы мотодельтаплана;
  • -ткань для крыла (полипропилен);
  • -приборы;
  • -особая письменность.

Инструкция

1. Начать строительство мотодельтаплана класснее каждого с постижения особой технической литературы. Пообщайтесь с теми, кто теснее собрал агрегат. Обдумайте процесс строительства, сделайте план. Запишите возникшие вопросы. Задать их дозволено как лично экспертам, так и на форумах авиалюбителей. Продумайте, какие узлы и детали вы будете применять. Если будут какие-то замены, неукоснительно подкорректируйте план. Совершенно трудиться по чертежам. Их вы можете приобрести у инженеров, теснее построивших свои мотодельтапланы.

2. Постройку мотодельтаплана начните с мотора. Выбор «сердца» зависит от ваших вероятностей. Самые доступные и комфортные моторы – от снегоходов. Дозволено применять и автомобильный мотор, но он значительно утяжелит конструкцию. Вы обязаны владеть определенным мастерством, дабы посадить весомый мотодельтаплан.

3. Корпус мотодельтаплана традиционен. Обыкновенно применяется треугольная рама. Она легка и верна. Но не делайте жестким соединение рамы с мотором. Вибрация мотора снизит крепкость корпуса и мест соединения труб. Не пользуйтесь титановыми болтами. Они разрушают крепеж при вибрации. Трубы для рамы берите не менее 65х2. Используйте усиление.

4. Раньше чем делать крыло, непременно прикиньте приблизительный вес агрегата. Используйте трубы в зависимости от веса – чем огромнее вес мотора, тем больший диаметр труб вы обязаны применять. Поперечная несущая труба должна быть больше толстой.

5. Особую ткань для крыла вы вряд ли сумеете приобрести. Из доступных материалов воспользуйтесь полипропиленом. Такой материал применяется, скажем, для крупных мешков для цемента. Материал дюже крепок. Но мотодельтаплан с полипропиленовым крылом отменнее не беречь на открытом светило. В случае верного применения и оглавления он прослужит не менее 8 лет.

6. Оснащение мотодельтаплана приборами не неукоснительно. Без них абсолютно дозволено обойтись. Полеты без приборов со временем дозволят вам дюже уверено ощущать себя в воздухе.

7. Если вы не имеете навыка полетов на мотодельтаплане, отлично дать облетать готовый агрегат опытному пилоту.

Объявлений о продаже дельтапланов дозволено обнаружить уйма, как в разных печатных изданиях, так и в интернете. Покупка дельтаплана для многих – предисловие пути в небосвод. Следственно получение этого летательного агрегата следует рассматривать со каждой серьезностью и ответственностью.

Инструкция

1. Раньше чем приобретать дельтаплан, пройдите курсы обучения полетам на нем. Это дозволено сделать в соответствующем клубе либо школе на агрегате, принадлежащем обучающей организации. Независимое получение нужных навыков без умений и инструкторов может привести к инвалидности либо больше грустным итогам. Именно этим пугает всякое падение даже с маленький высоты. В клубах и школах имеются опытные и компетентные инструктора, а жесткое соблюдение техники безопасности может 100% гарантировать жизнь и здоровье обучающихся.

2. Помимо того, пройдя надлежащее обучение, ярус вашего мастерства стремительно подрастет и дозволит купить больше солидный агрегат, чем тот, на котором проводилось обучение. Ваш инструктор, если удастся наладить с ним отличные отношения, поможет предпочесть классный дельтаплан их имеющихся в продаже.

3. Позже прохождения обучения вы теснее определите свои вкусы и предпочтения в дельтапланерном спорте и будете верно знать, что вам надобно от приобретаемого агрегата. Новейший дельтаплан в России дозволено приобрести только на заказ либо через дилера украинской фирмы «Аэрос». Выбор привозных моделей гораздо шире.

4. При покупке неновых дельтапланов избегайте дюже ветхих конструкций. Оглядите каркас агрегата на предмет выявления следов коррозии. Обратите внимание: на алюминиевых элементах следы коррозии выглядят как порошок белого цвета на поверхности детали. Зачастую коррозия встречается на внутренних поверхностях труб и под втулками. Исключительно наблюдательно осматривайте концы втулок и области вокруг заклепок – коррозия в этих местах недопустима.

5. Не приобретайте дельтаплан с вмятинами и искривлениями каркаса. Это связано с весьма скромным ассортиментом на рынке запчастей к большинству агрегатов. Другими словами, для замены консоли будет проще сделать ее копию, чем обнаружить необходимую запчасть. Но и это не выход – производство новой детали – трудоемкий и дорогостоящий процесс. По этим же самым причинам тяготитесь приобретать те дельтапланы, которые в подлинный момент находятся в производстве.

6. Обратите внимание на тросы и крылья. Даже на примерно новых дельтапланах частенько встречаются перекрученные крылья, тросы и растяжки. Эксплуатация агрегата с такими недостатками приводит к обрыву перекрученных элементов, следственно их нужно сразу же менять.

7. Оглядите обшивку дельтаплана. В присутствии и с разрешения продавца надавите на парус пальцем либо ластиком. Если вод воздействием вашего давления ткань поддается либо даже протыкается, значит, материал поврежден ультрафиолетом и небезопасен для применения. Материал для создания новой обшивки либо наложения заплат достать весьма сложно.

8. В завершении выбора неукоснительно протестируйте дельтаплан в полете. Это дозволит удостовериться, что агрегат имеет те самые колляции, которых вы от него ждете.

Инструкция

Для его изготовления потребуется несколько основных деталей: каркас, тросовая растяжка и обшивка. Также целесообразно применить съемные колеса и устройство для антипикировки. Большое оказывает диаметр труб для каркаса и качество , так как необходимо, чтобы он был достаточно прочный и относительно легкий для свободного поднятия в воздух. От соединения труб зависит конечный результат и летательная способность аппарата.

Необходимо грамотно количество и определенные места разъемов, так как от этого зависит прочность и общий вес конструкции. Боковые и килевую трубу необходимо соединять в носовой области, что обеспечит обтекаемость дельтаплана. На верхней части центрального узла следует прикрепить , которая одновременно служит опорой для тросов. Нижняя часть узла предназначена для размещения рулевой трапеции.

Боковой узел основы дельтаплана является вильчатой конструкцией, так как узлы и соединения размещены отдельно для исключения стыка труб и аэродинамики. Рулевая система управление представляет собой соединенные между собой боковины и ручку для удобства держания.

Тросовая система располагается в различных узлах, за счет чего и обеспечивается надежность крепления и регулировка управления дельтапланом. Очень важно выбирать тросы и прочности, чтобы исключить вероятность разрывов и отцепления карабина.

Обшивка дельтаплана представляет собой больше эстетическую часть конструкции. Основными требованиями к материалу являются способность выдерживать аэродинамическую нагрузку во время полетов, низкая вероятность деформации каркаса. Как правило, этим требованиями удовлетворяет парусная ткань.

Источники:

  • как построить дельтаплан

«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но во все времена жили люди, которые хотели и полета, и счастья. И некоторым из них это удавалось! Одним из этих людей был гениальный Леонардо да Винчи, сконструировавший первый в мире . И если мастеру даже в 15 веке удалось это сделать, почему бы вам не осуществить свою мечту сейчас?

Вам понадобится

  • Алюминиевые трубки, синтетическая ткань, скелет птицы, книга о вкусной и здоровой пище.

Инструкция

Для начала задумайтесь о своем весе. Помните, чем легче вы, тем большая вероятность, что вы подыметесь на дельтаплан е и совершите приятный полет. Если у вас имеются целлюлит и пивной животик, открывайте книгу о вкусной и здоровой пище и подбирайте себе низкокалорийный дневной рацион. Перед полетом стоит сбросить пару килограмм.

Великий Леонардо свой дельтаплан из материалов, доступных ему в ту эпоху – дерева и домотканого , что и вызвало некоторые трудности. Если бы не это, эпоха покорения неба началась бы на 500 лет раньше. Не будем повторять его ошибок и сразу же станем использовать более легкие материалы. Возьмите алюминиевые трубки, ткань и сконструируйте миниатюрный дельтаплан , глядя на ваш . Роль птичьих косточек выполнит алюминий, а вместо перьев будет натянута парусина.

А теперь отправляйте ваш маленький дельтаплан в полет! Внимательно проследите, как он парит, не заваливается ли на бок. Если вы все сделали правильно, и дельтаплан летит и ровно, можно приступать к главному.

Источники:

  • Дельтаплан по чертежам Леонардо да Винчи в 2018

Дельтапланеризм в наше время имеет огромную популярность среди любителей активного отдыха. Сейчас в мире существует множество мастеров, которые создают различные виды этого летательного аппарата. Это могут быть дельтапланы как с двигателем, так и без. Но не только мастерам дано создавать шедевры в мире дельтапланеризма, но и любителям так же предоставляется такая возможность.

Вам понадобится

  • - металлические трубы. Из них будет изготавливаться каркас;
  • - два колеса;
  • - несколько тросов;
  • - прочная парусина.

Инструкция

Для изготовления возьмите основные детали – обшивку, тросовую растяжку и каркас. Также целесообразно будет антипикировки и колес. Немалое значение нужно придать диаметру трубы для каркаса. Труба должна быть сделана из качественного метала, так как конструкция требует прочности и легкости. От того, как вы соедините трубы зависят летательные способности аппарата.

Грамотно рассчитайте количество мест для разъемов. От правильного расчета зависит прочность и вес всей конструкции. Соедините боковую и килевую трубу в носовой части дельтаплана, для создания лучшей обтекаемости. На верхнюю часть центрального узла прикрепите мачту. Она будет служить опорой для тросов.

Боковые узлы основы закрепите на вильчатой основе конструкции. Разместите их отдельно от соединений труб, чтобы исключить стыки труб и аэродинамики. Соедините между собой боковины и рулевую ручку. Рулевая система должна быть удобна и не должна требовать много усилий для совершения маневров. Обеспечьте надежность креплений и регулировки управления дельтапланом. Для этого расположите тросовую систему в различных узлах конструкции. Теперь натяните обшивку на конструкцию, и полностью готов к использованию.

Видео по теме

Обратите внимание

Остерегайтесь некачественных материалов, так как от качества собранной конструкции зависит ваше здоровье и жизнь.

Полезный совет

Для изготовления конструкции используйте качественные материалы. Тросы должны соответствовать высокому качеству и прочности для исключения отцепления карабина и разрывов. Металлические трубы должны быть прочными и в то же время легкими. Для обшивки используйте материалы, которые способны выдержать аэродинамическую нагрузку при полете. Лучше всего использовать парусную ткань.

Мечта о полете сопутствует человеку с незапамятных времен. Современные технологии позволяют осуществить ее каждому, кто способен разбираться в чертежах и управляться с инструментами. Сделать полноценный самолет, конечно, домашнему мастеру будет не под силу, а вот соорудить мотодельтаплан – вполне реально.

Вам понадобится

  • - металлические трубы;
  • - плотная ткань;
  • - крепежные элементы;
  • - лодочный двигатель;
  • - инструменты для работы с металлом.

Инструкция

Уясните для себя конструкцию мотодельтаплан а. Традиционно он состоит из трубчатого каркаса, тросовой системы растяжек, шасси, силовой установки и крыла. Для изготовления мотодельтаплан а используйте готовые или закажите проект летательного аппарата в специализированном конструкторском бюро.

В качестве силовой установки используйте лодочный двигатель, например, «Вихрь-30». Оборудованный клиноременным редуктором, он позволяет получить тягу около 80 кгс.

В качестве прототипа крыла мотодельтаплан а используйте крыло одной из моделей спортивного дельтаплана. Отличие крыла аппарата, снабженного силовой установкой, в том, что собирать крыло следует из труб большего диаметра и с увеличенной толщиной стенки. Крыло изготовьте в три этапа: вначале обшивку, затем каркас, а в последнюю очередь осуществите окончательную сборку и доводку. При соединении полотнищ крыла используйте двойной шов типа «зигзаг». Поверх обшивки пришейте для усиления четыре слоя ткани. Усильте также заднюю кромку крыла поверх обшивки.

Источники:

  • Мотодельтаплан "Поиск-04"

Дельтаплан – легкое воздушное судно. По сути, это крыло с каркасом и подвеской для пилота. Мотодельтаплан – это тот же аппарат, но с силовой установкой. На нем вы сможете не только совершать полеты и любоваться красотой местности, но и предпринимать дальние путешествия.

Вам понадобится

  • -двигатель,
  • -трубы для рамы мотодельтаплана;
  • -ткань для крыла (полипропилен);
  • -приборы;
  • -специальная литература.

Инструкция

Начать строительство мотодельтаплана лучше всего с изучения специальной технической литературы. Пообщайтесь с теми, кто уже собрал аппарат. Обдумайте процесс строительства, сделайте проект. Запишите возникшие вопросы. Задать их можно как лично специалистам, так и на форумах авиалюбителей. Продумайте, какие узлы и детали вы будете использовать. Если будут какие-то замены, обязательно подкорректируйте проект. Идеально работать по чертежам. Их вы можете у инженеров, уже построивших свои мотодельтапланы.

Постройку мотодельтаплана начните с . Выбор «сердца» зависит от ваших возможностей. Самые доступные и – от . Можно использовать и двигатель, но он существенно утяжелит конструкцию. Вы должны обладать определенным мастерством, чтобы посадить тяжелый мотодельтаплан.

Корпус мотодельтаплана традиционен. Обычно используется треугольная рама. Она легка и надежна. Но не делайте жестким соединение рамы с двигателем. Вибрация двигателя снизит прочность корпуса и мест соединения труб. Не пользуйтесь титановыми болтами. Они разрушают крепеж при вибрации. Трубы для рамы берите не менее 65х2. Используйте усиление.

Специальную ткань для вы вряд ли сможете купить. Из доступных материалов воспользуйтесь полипропиленом. Такой материал используется, например, для больших мешков для цемента. Материал очень прочен. Но мотодельтаплан с полипропиленовым крылом лучше не хранить на открытом солнце. В случае правильного использования и содержания он прослужит не менее 8 лет.

Если вы не имеете опыта полетов на мотодельтаплане, хорошо дать облетать готовый аппарат опытному пилоту.

Человек давно покорил землю и море и совсем недавно небо. Именно в небе мы ощущаем настоящую свободу, спокойствие и умиротворение, но, к сожалению, не каждый человек может подняться в воздух по ряду причин. И чаще всего этой причиной является дороговизна такого удовольствия. Однако кто сказал, что нельзя сделать самодельный дельтаплан?

Чтобы построить дельтаплан, необходимо знать основы аэродинамики и изучить особенности материалов, с которыми придется работать. Но прежде следует ознакомиться непосредственно с устройством дельтаплана.

Устройство дельтаплана

Основой является несущий трубчатый каркас, материал которого – дюралюминиевые трубы различных диаметров. Специальная система тросовых растяжек обеспечивает необходимую жесткость крыла. На каркас натягивают легкую и прочную ткань. Раньше использовали парашютный шелк, сейчас ткани делают из полимерных нитей.

Вокруг килевой трубы строится несущая конструкция, которая соединяется с боковинами в передней части. В центре устанавливают поперечину перпендикулярно килевой трубе. Она увеличивает прочность крыла, но необходимо знать одну особенность при строительстве дельтаплана: местом стыковки поперечины и основной трубки является центр масс всего аппарата. В центре масс так же устанавливаются вертикальная распорка и управляющая трапеция.

Трапеция представляет собой так же дюралевую трубку со специальной системой крепления тросовых растяжек. Шнуры натягиваются в обеих плоскостях аппарата: в верхней и нижней.

Внизу растяжки прикреплены к управляющей трапеции, а сверху к местам соединения несущих элементов. Такое устройство обеспечивает необходимую жесткость планера при минимальном весе всей конструкции.

Как изготовить дельтаплан своими руками

Прежде всего необходимо изготовить чертежи, после чего можно приступать к сборке.

Последовательная инструкция, как сделать дельтаплан:

  1. Все начинается с трапеции. Ручка управления соединяется с нижними концами стоек трапеции. Чаще всего стойки состоят из консолей, которые соединены трубками меньшего диаметра.
  2. Верхние части стоек трапеции необходимо свести в верхнем узле и зафиксировать защелкой.
  3. Килевая трубка соединяется при помощи шарниров к собранной конструкции, соединяясь с боковыми трубами и образуя обтекаемую форму.
  4. В верхней части центрального узла устанавливается мачта, на которую впоследствии крепятся натяжные тросы.
  5. На этом этапе устанавливается парус. Его необходимо разложить, установить на трапецию. Разведя крылья в стороны, необходимо завести латы в специальные карманы на парусе и зафиксировать крылья поперечной балкой с помощью пластин и болтов с передней кромкой крыла (она образуется боковыми трубами). Очень важно следить за тем, чтобы ни один трос не попал под килевую трубу.
  6. Закрепить передние и задние тросы к носовому узлу быстросъемной защелкой. Тросы должны быть очень прочными и высокого качества. Помимо этого, следует обратить особое внимание на крепление нижних тросов.
  7. Открытые концы каркасных труб следует закрыть пластиковыми заглушками.

Мотодельтаплан своими руками

Отличительной особенностью этого вида летательных аппаратов является оснащение двигателем, который может крепиться как к спине спортсмена, так и к крылу дельтаплана. Эффективнее и безопаснее для дельтапланериста будет укрепление двигателя непосредственно на самой конструкции, особенно установка мототележки.

Дельтаплан с мотором собирается практически так же, как без мотора:

  • Сборка начинается с изготовления каркаса. Важной частью являются узловые соединения.
  • Крыло натягивается и закрепляется по боковым трубкам, в карманы вставляются латы, закрепляется шнурами. Натянутые тросы должны быть закреплены на килевой трубе. Затем крыло закрепляется на рулевой трапеции.
  • Мототележка так же собирается отдельно. Она состоит из несущего каркаса, шасси, двигателя и непосредственно кресла для пилота. Каркас образуется стержнями, подкосами кресла и осью шасси. К нижним продольным стержням с помощью резиновых амортизаторов крепится рама для бака с топливом. К нижним продольным стержням крепится поперечина с педалями.
  • Последний этап – сборка самого мотодельтаплана из собранных заранее модулей. Все модули собираются, устанавливаются топливная и рулевая системы.

Дельтаплан, сделанный своими руками, не только подарит незабываемые ощущения, но и доставит удовольствие от проделанной работы. Увлекательное и невероятное путешествие над землей запомнится надолго.

Человека всегда манило небо. В 70 годы прошлого столетия людей заинтересовал дельтапланеризм.

Полеты на дельтапланах, то есть легких безмоторных летательных средствах, получили любовь людей, склонных к экстремальным видам спорта и отдыха.

Буквально через 10 лет, дельтапланеристы стали участниками Олимпийских игр. Но человеку всегда мало. Дельтаплан подразумевает лишь парение в воздушных потоках. Желание расширить возможности безмоторного летательного аппарата привели к созданию новых видов дельтапланов, которые бы оборудовались двигателями.

Настольная книга конструктора и пилота

Расцвет исследований и экспериментов в области дельтапланов в СССР пришелся на 70-е годы. Что дало толчок бурному развитию в начале 80-х моторных сверхлегких летательных аппаратов. Книга «Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета » была написана Клименко А.П. и Никитиным И.В. - непосредственными участниками тех легендарных событий.

Не смотря на прошедшие годы, большая часть информации в этой книге не утратила актуальность. Она до сих пор считается настольной книгой конструктора и летчика мотодельтаплана. И, хотя эта книга не переиздается в наше время, благодаря развитию информационных технологий, мы можем предложить всем желающим электронную версию книги в формате PDF . Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета

Мотодельтапланы

Сверхлегкие летательные конструкции развиваются по двум направлениям:

  1. Управление рулевыми аэродинамическими поверхностями, к которым относится элерон, интерцептор и т.д.
  2. Балансирное управление

Дельтапланы относятся к летательным аппаратам с балансирным управлением. Были успешные попытки сделать крыло с рулевыми поверхностями, но это слишком усложняет конструкцию и снижает ее надежность.

Телегу от дельталета используют и для полетов с парапланом. Об этом рассказано в другом нашем материале.

Появился новый вид летательной конструкции, которой дали название мотодельтаплан (МД). Существует несколько групп сверхлегкого летательного аппарата (СЛА).

I группа - СЛА, которые стартуют за счет силы разбега пилота, и имеют следующие преимущества:

  • Маленькая масса;
  • Возможность установления двигателя с малой мощностью;
  • Использование для старта площадок с неровной поверхностью.

СЛА первой группы имеют минусы: их нельзя использовать при транспортировке необходимого груза. Кроме того, авиаторам приходится выполнять более серьезные физические нагрузки по сравнению с мотодельтапланами второй группы. Самый популярный вид компоновки двигателя является вариант, когда он находится под крылом МД.

II группа СЛА - имеет шасси, которое бывает колесным или поплавковым. Второй вариант используется для старта с водной поверхности. Вторая группа МД имеет возможность перевозки полезного груза. Аппараты более безопасны, чем из первой категории, так как пилот жестко зафиксирован ремнями и огражден конструкцией; просты в плане взлета и посадки.

При посадке часто происходят ситуации, когда мотодельтаплан сталкивается с поверхностью земли, если его траектория сильно наклонена. Тогда пилот, находящийся под наклоном вперед, может сильно удариться головой или грудью о землю. Единственное защитное действие, которое может предпринять пилот, это завершить полет на СЛА, ногами «поймав» поверхность земли.

Не замерзнуть занимаясь зимними видами спорта вам поможет термобелье. Особенно если вы прочитаете нашу статью и подберете именно то, что вам нужно.

Если вы ищите новые места для покатушек на горных лыжах, смотрите материал о горнолыжном курорте Шерегеш: pro-extrim.com/moutains/alpine-skiing/sheregesh-skiing.html

Компоновка двигателей

Различают несколько категорий закрепления двигателя:

  • Под крылом ЛА. Преимущества компоновки № 2 - установка двигателя на крыло происходит быстро. К тому же, винт находится далеко от пилота, что повышает уровень безопасности и комфортности. За рубежом МД с компоновкой № 2 пользуются наибольшим спросом и поставлены на поток.
  • На мачте. Категория № 3 использовалась, когда мотодельтапланы только начали конструироваться. Недостаток компоновки, что конструкция склонна к потере управляемости и устойчивости.
  • Два мотора: либо на крыле, либо на подкосах. Аппарат с двумя двигателями не имел ожидаемого успеха из-за усложнения конструкции и наименьшей степени комфортности по сравнению с другими МД.
  • На мототележке. Компоновка в подвеске пилота имеет массу преимуществ. Мототележка предназначена для транспортировки груза и пассажиров. Ее закрепляют на крыле летательного средства. К ней непосредственно крепятся шасси, кресло пилота и другие элементы. МД с компоновкой № 5 имеют несложную конструкцию, доступны по цене, обладают отличными эксплуатационными качествами. Выгодно отличаются от других МД усиленным каркасом. Разбора и сборка занимает немного времени, также как и замена крыла. Управление ими напоминает управление спортивным видом дельтаплана.
  • На крыле и подкосах. Встречается реже всего. При небольшой массе имеют существенный минус - невозможность управлять ЛА, когда аппарат накреняется или совершает угловое движение по отношению к главной поперечной оси (тангаж).
  • На фюзеляже. Не эффективная в целом компоновка, которая разрабатывалась на начальном этапе развития мотодельтапланеризма. Используются только в случае рулевой поверхности больших размеров.
  • Два или больше двигателей, на мототележке. Аналог № 5. Различие их в количестве двигателей. ЛА с 2-х моторными тележками изготавливают только, как экспериментальный вариант. Некоторое преимущество перед № 5 и другими аналогиями тележек в том, что балансировать и лететь можно, даже когда работает только один двигатель.
  • Желающим научиться паркуру посвящена наша статья об этом новом виде экстремального спорта.

    Схемы мототележек

    Вантовая

    Легкая мототележка, быстро складывается, хранение ее занимает мало места. Модель - МД типа «Космос». Недостатки - не так прочна и надежна, как другие схемы.

    Преимущества: минимум силовых элементов. По массе немного тяжелее, чем вантовая схема, но производственные и эксплуатационные качества на уровне вантовой. Реже ломается, отличается высокой прочностью и надежностью, что при аварийных ситуациях положительно сказывается на ударных нагрузках. Используется для эксплуатации в жестких условиях. Модель панельного МД - МАИ-2, который построил А.Русак.

    Схема мало используется, хотя и обладает высокой прочностью. Более того, при поломке одного из силовых элементов, вся система остается работоспособной. Минусами схемы являются: множество соединительных элементов и невозможность ее сложить.

    Самая сложная из всех существующих систем. Это полая балка с обшивкой из стеклопластика. Она имеет маленькое аэродинамическое сопротивление. Но невозможность ее сложить усложняет процесс транспортировки. Пример балочной схемы МД - Т-4 на базе спортивного дельтаплана «Славутич-Спорт».

    Дельталеты

    Этот летательный аппарат имеет корпус, колесное, лыжное или поплавковое шасси, мотор с толкающим винтом и крылом управления (как у дельтаплана, но большей площади). Взлетная масса дельталета не должна превышать 495 кг с земли, 500 кг - с воды (по классификации Международной авиационной федерации).

    В основном их делают с трехколесными шасси, которые в зимнюю пору заменяют на лыжи. Если планируется полет с водной поверхности, то дельталет снабжается поплавками. Бывает, когда у ЛА вместо модуля стоит корпус-лодка. Такой вид подразумевает полеты только с воды.

    Крыло дельталета представляет собой дюралевый каркас, который разделен стальными тросами и обтянут мягкой дакроновой обшивкой. Он закрепляется при помощи шарнира к модулю (мототележке).

    Помните, что такое азимут? Здесь вы можете прочитать о том как правильно ориентироваться с помощью компаса.

    Любой дельталет дает авиатору больше возможностей, так как он не ограничивается полетами в воздушных потоках, а зависит от объема топливного бака и наличия в нем топлива. На дельталете можно осуществлять полеты при разных погодных условиях. Плюсами дельталета являются:

    • малый вес в собраном виде;
    • простая сборка и разборка;
    • удобная эксплуатация и обслуживание;
    • универсальность (использование в качестве глиссера или аэросаней);
    • практически не ломается;
    • неприхотливость в отношении скорости и направления ветра.

    Аэродинамические качества ДЛ ниже, чем у дельтаплана. Тем не менее пилот дельталета в случае отказа двигателя может легко спланировать на землю на «крыле».

    Для взлета необходим ровный укатанный участок поверхности, который имел бы в длину от 150 до 250 м; для посадки - от 100 до 150 м. Тележка при разбеге не должна подпрыгивать. Большинство полетов на дельталете происходят на высоте 150-500 метров, хотя при желании можно подняться и до 5000.

    Собираем мотодельтаплан своими руками

    Дельтапланеризм в России имеет довольно солидную историю. Полетам на дельтаплане обучали еще в ДОСААФ. Тем не менее, нельзя сказать, что дельтапланерный спорт находится в пике своего развития. Производство мотодельтапланов с международным уровнем качества практически отсутствует. С другой стороны, у энтузиастов, желающих научиться летать на мотодельтаплане зачастую не хватает средств на приобретение нового аппарата (новый мотодельтаплан стоит не менее 250 тысяч рублей). Частичным решением проблемы является организация региональных клубов дельтапланеристов. Где можно купить мотодельтаплан или дельталет вскладчину. Расходы на содержание и обслуживание аппарата также распределяются на участников клуба. Кроме того каждый вносит посильную помощь в ведении аэроклубного хозяйства (взлетно-посадочная полоса должна поддерживаться в надлежащем состоянии, ангары, где хранятся аппараты тоже требуют ухода и т.п.) Новичкам такие аэроклубы могут предложить обучение полетам на мотодельтаплане.

    Кроме того, многие мастера успешно собирают дельтаплан с мотором своими руками. Для этого по-отдельности приобретаются различные модули. Вот к примеру перечень деталей, которые необходимо купить для того, чтобы сделать мотодельтаплан своими руками:

    • Крыло дельтаплана - новое будет стоить от 50 тыс. рублей
    • Модуль или «тележка» - готовая к эксплуатации стоит примерно 75 тыс. рублей
    • Двигатель - часто используют от небольших иномарок. Например Suzuki G13BB - 50-60 тыс. рублей

    Конечно же, могут быть различные варианты. Например телегу вы можете спректировать и собрать по чертежам, тогда вам нужно будет купить лишь шасси и приборную панель.

    Перед постройкой мотодельтаплана мы старались собрать и классифицировать технические данные всех аппаратов подобного типа, созданных в СССР и за рубежом. Но информация оказалась чрезвычайно скудной. Опыт использования ранцевых аэродвижителей дельтапланеристам не очень подходил; расположение воздушного винта за спиной спортсмена заметно снижает его КПД по сравнению с работой в открытом потоке: сказывается так называемое «затенение».

    Для решения поставленной задачи пришлось спроектировать жесткую платформу из дюралюминиевых труб, несущую пилон крепления купола, подмоторную раму, сиденье пилота, стойки шасси, органы управления и трубчатый каркас крепления рулей поворота и высоты. Мы знали, что установка на дельтаплан рулей и элеронов, расположенных по традиционной самолетной схеме непосредственно на куполе, не дает положительных результатов.

    Это обстоятельство объясняется реакцией мягкого крыла (так называемым «реверсом») на изменение положения рулей в потоке. Поэтому мы решили выдвинуть рули вперед, в зону невозмущенного потока. В результате получился аппарат, напоминающий самолет типа утка» (рис. 1). Расположенный под передним узлом треугольного купола руль направления площадью 0,5 м и передняя стойка шасси управляются ножными педалями, руль высоты площадью 1,1 м - ручкой самолетного типа.

    Проводка - тросовая, через обычные блоки на руль направления и через дифференциальный механизм - на руль высоты. Для управления по крену задняя кромка купола подтягивается уздечками и выполняет функции элеронов. Пилотское сиденье - облегченного типа от спортивного самолета. Оно снабжено привязными ремнями с одним поясным и двумя плечевыми обхватами, оклеено пенорезиной для смягчения толчков при взлете и посадке.

    Каркас купола и поддерживающая его конструкция должны иметь значительный избыток прочности по сравнению с аналогичными элементами обычного дельтаплана, так как мотодельтаплан подвергается значительно большим нагрузкам. Купол следует изготовить из высоко прочного и воздухонепроницаемого материала - дакрона, лавсана или в крайнем случае - ткани АЗТ.

    Желательно отдать предпочтение современным, заранее профилированным типам куполов, например, дельтаплана «Альбатрос» А. Рябцева (см. «М-К» № 5, 1979 г.). Двигатель от мотоцикла Иж-Планета« Спорт» 350 см3, номинальной мощностью около 20 л. с. при 3800 об/мин. Никаких доводок или форсировки не делалось, чтобы сохранить моторесурс. Топливо подается самотеком из прозрачного (удобство контроля!) пятилитрового бачка, расположенного на пилоне над двигателем. Винт - толкающий диаметром 1000 мм.

    Приборное оборудование состоит из указателей высоты и скорости (УС-250, переделанный для малых скоростей полета) и вариометра планерного типа. Последний может быть заменен термисторным вариометром конструкции С. Казанцева. Полеты без приборов на мотодельтаплане НЕДОПУСТИМЫ. Для контроля работы мотора желательно иметь тахометр и указатель температуры головки цилиндра. Первые же полеты позволили выявить своеобразные особенности построенного нами аппарата. Их следует учитывать всем» кто решит повторить наш эксперимент.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЛЕТОВ НА
    МОТОДЕЛЬТАПЛАНЕ БС-3

    Первое, о чем следует твердо помнить: летать на мотодельтаплане БС-3 можно только тем пилотам, - которые закончили обучение в аэроклубе ДОСААФ (на самолете или планере) и умеют летать на обычных дельтапланах.

    Второе - успешные полеты на мотодельтаплане могут быть гарантированы только при последовательном выполнении следующих подготовительных упражнений:

    1 - руление на различных скоростях;
    2 - подлеты,
    3 - полеты по прямой;
    4 - полеты с разворотами на 45-90°;
    5 - полеты над площадкой по прямоугольному маршруту, с разворотами на 90°, с выполнением взлета и посадки строго против ветра.

    Наиболее благоприятные метеорологические условия для выполнения всех этих упражнений - ровный ветер постоянного направления, силой не более 5 м/с. Упражнения должны выполняться на ровной площадке или аэродроме длиной не менее 800 м с хорошими подходами, то есть без высоких заборов, деревьев или строений в направлении взлета и посадки.

    1. Руление. Установив аппарат строго против ветра и выбрав на краю площадки хорошо заметный ориентир (для этого можно поставить флаг), начать движение плавной дачей газа мотору. Выдерживать направление на ориентир своевременным Нажимом на педаль: при отклонении влево - правой педалью, при отклонении вправо - левой. Повторять упражнение до тех пор, пока не будет усвоено движение строго по прямой на выбранный ориентир.

    Ручка удерживается в нейтральном положении (руль высоты при этом расположен горизонтально). После этого можно понемногу увеличивать скорость пробежек, доводя аппарат до состояния «невесомости», когда подъемная сила купола приближается к весу аппарата. С этого момента начинается освоение подлетов.

    2. Подлеты. Момент отрыва от земли, хорошо знакомый пилотам-дельтапланеристам, на мотодельтаплане определяется по прекращению тряски и толчков, передаваемых на конструкцию от шасси. Аппарат как бы зависает на мгновение в воздухе. Скорость отрыва (по прибору) лежит в пределах 40-45 км/ч. В этот момент надо придерживать рычаг управления газом, а ручку немного отдать от себя, чтобы не дать аппарату набирать высоту и удерживать его на высоте не более 0,5-0,8 м от земли.

    Во пикающие крены парируются небольшими отклонениями ручки вправо и влево, хотя необходимость в таких действиях возникает редко - аппарат на взлете очень устойчив. По мере освоения упражнения высоту подлета можно увеличивать сначала до 1 м, а затем - если позволяет длина площадки - до 2-3 м, но с таким расчетом, чтобы после посадки мотодельтаплан останавливался не ближе 30-50 м от препятствий в конце площадки. Руление обратно, к месту старта, надо выполнять на минимальной скорости.

    Приземление после подлета выполняют путем подвода аппарата к земле на скорости 40- 45 км/ч по прибору непродолжительного выдерживания на высоте 0,3-0,5 м и посадки с энергичным движением ручки на себя, чтобы перевести купол на большие углы и не дать аппарату грубо удариться о землю. Посадку с поднятым носовым колесом, на два основных колеса шасси, не следует считать ошибкой - такие посадки свойственны пилота м-дельтапланеристам. Трехточечные посадки более близки самолетным летчикам.

    Скорость вертикального снижения аппарата в момент посадки очень мала, и пробег практически не превышает 5-10 м. В зависимости от формы и размеров площадки после освоения подлетов можно переходить к полетам змейкой, с разворотами на 45° и 90° на высоте до 25 м, для освоения поведения мотодельтаплана в криволинейном полете. По сравнению с известными летательными аппаратами, такими, как самолеты и планеры, мотодельтаплан более инертен, и развороты на нем выполняются с небольшими кренами, «блинчиком».

    Рис. I. Схема мотодельтаплана.

    Рис. 2. Общий вид мотодельтаплана БС-3 конструкции С. Беликова: 1 - купол, 2 - аэродинамический руль поворота, 3 - аэродинамический руль высоты, 4 - подкосы передней части фермы, 5 - педали ножного управления, 6 - носовое колесо шасси, 7 - ручка управления, 8 - спинка сиденья пилота, 9 - основная стойка фермы, 10 - подкосы поперечной трубы каркаса, 11 - продольная труба каркаса, 12 - поперечная труба каркаса, 13 - боковые трубы каркаса, 14 - ВМГ 15 - подкосы подмоторной рамы, 16 - подкосы рамы (основания), 17 - боковое колесо шасси, 18 - рама основании. Килевой и боковые карманы условно не показаны.

    Рис. 3. Чертеж воздушного винта.

    Рекомендуем почитать

    Наверх