Возможности мозга: что делать, чтобы достичь совершенства. Человеческий мозг: непознанный биологический компьютер Мозговая способность

Водоёмы 19.06.2022
Водоёмы

Головной мозг - сложное биологическое устройство, орган, состоящий из множества связанных между собой клеток и отростков. Если представить себе все связи в мозге в виде одной линии, то она была бы в 7-8 раз длиннее, чем расстояние от Земли до Луны. И в то же время это очень небольшой орган - у современного человека он весит от 1020 до 1970 грамм.

Два судьбоносных прорыва

Тайны и возможности человеческого мозга долгое время оставались для исследователей больным вопросом. До недавнего времени они могли только строить теории о его работе, а сам орган удавалось наблюдать лишь во время вскрытия. Первый большой прорыв произошел, когда врачи научились имплантировать электроды непосредственно в мозг. Примерно тогда же стало понятно, как работает нейрон и как происходит по нервам и от одного нейрона к другому.

Второй большой шаг вперед случился, когда появились методы электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии, позитронно-эмисионной и функциональной магниторезонанской томографии. Они дали возможность «заглянуть» внутрь живого, работающего мозга. С помощью этих средств врачи и исследователи способны «увидеть», какие части мозга активны во время сна, разговора, мышления, появилась возможность отличать нормальную работу органа от его патологии, обнаруживать нарушения и ставить более точные диагнозы.

Человеческий мозг: особенности и возможности

Этот относительно небольшой орган, который занимает лишь 2% от общей массы тела, тем не менее потребляет около 20% всего кислорода, который поступает в организм. С рождения и до смерти он никогда, ни на минуту, не прекращает своей деятельности.

Человеческий мозг, возможности и способности которого по-прежнему превосходят самые современные компьютеры, способен запомнить в 5 раз больше информации, чем содержится в Британской энциклопедии. По некоторым подсчетам, ему по силам вместить от 3 до 1000 терабайт. Это и близко не сравнимо с тем, что сейчас существует в технике: к концу 2015 года планируется достичь емкости всего 20 терабайт.

Раньше считалось, что у взрослого человека этот орган статичен - нейронные ткани остаются неизменными и могут только погибнуть, вырастить же новые организм не в состоянии. Однако к концу ХХ века благодаря исследованиям Элизабет Гуд стало понятно - на протяжении всей жизни организма продолжают вырастать новые нейроны и нервная ткань.

Впрочем, возможности не ограничиваются новыми нейронами. Бытовало мнение, что этот орган не способен восстанавливаться после повреждений и травм. Ученые из Каролинского университета и университета Лунда провели исследование, результаты которого могут перевернуть с ног на голову современные представления об этом. Согласно их исследованию, в местах, пораженных инсультом, организм может «выращивать» новые нейроны взамен поврежденных.

Способность обрабатывать информацию

Умение обрабатывать информацию и приспосабливаться к обстоятельствам - еще одно свойство, которым обладает этот орган. Причем подобная приспособляемость заставляет подозревать скрытые возможности человеческого мозга у многих «обычных» людей. Способность воспринять и хранить неограниченное количество информации у Кима Пика или сонарное зрение у таких людей, как Дэниел Киш и Бен Андервуд, - лишь два примера подобных загадок.

Дэниэл Киш и человеческая эхолокация

Можно ли поверить в то, что человек способен ориентироваться на слух, словно летучая мышь? Что совершенно слепой человек сможет ходить без поводыря, без трости, без современных технических ноу-хау? И не просто ходить - бегать, играть в игры, заниматься спортом, ездить на горном велосипеде? Человеческий мозг, особенности и возможности Дэниела Киша позволяют ему это - он один из тех, кто освоил сонарное зрение, или человеческую эхолокацию.

Дэниел потерял способность видеть в очень молодом возрасте, вскоре после того, как ему исполнился год. Чтобы ориентироваться в пространстве, он начал использовать звуки - щелчки языком, эхо от которых возвращалось к нему и позволяло «увидеть» окружающее. Постепенно он усовершенствовал свою способность настолько, что мог делать все то же, что и обычные дети - играть в игры, ездить на велосипеде и, разумеется, гулять без поводыря.

Из-за отсутствия зрения у многих слепых сильно развит слух. Однако здесь не просто отличный слух - Дэниел Киш, если так можно сказать, развил из него новое чувство, сумевшее заменить одно из пяти отсутствующих. С помощью щелчков языком он как бы посылает звук в пространство и по получаемому в ответ эху способен «увидеть» рельеф, расстояние до предметов, их форму и другие детали. Однако Дэниел Киш не остановился на достигнутом - он создал организацию World Access for the Blind и активно обучает сонарному зрению других слепых детей и взрослых.

Один из самых талантливых его учеников - Бен Андервуд, которому из-за рака удалили оба глаза в возрасте трех лет. Кроме него, невероятные результаты показывают и другие ученики Киша - Лукас Мюррей и Брайан Бушвей. Это ясно показывает, что далеко не полностью изучен человеческий мозг, особенности и возможности его выходят далеко за пределы тех навыков, которых большинству людей достаточно для повседневной жизни.

По предположениям ученых, в процессе эхолокации задействованы те участки мозга, которые у зрячих людей отвечают за преобразование сигналов глаз. В случае слепых они просто «перепрофилировались». Есть также теория, что сонарное зрение не является чем-то уникальным - подобные способности, просто совершенно не развитые, есть примерно у 5% человек. И научить им вполне можно и слепых, и зрячих.

Соревнование на сверхспособности

За исключением профессиональных официантов и мнемоников, немногие способны запомнить двадцать не связанных друг с другом слов подряд. А несколько сотен слов за 15 минут? Кажущиеся невероятными возможности человеческого мозга - обычное дело для участников чемпионата мира по памяти, который каждый год собирает несколько десятков человек.

Участники подобных соревнований используют мнемонику - совокупность различных приемов и техник запоминания, которая позволяет развить обычные возможности человеческого мозга и сохранять в памяти информацию любого типа и почти любого размера.

Эти люди соревнуются в запоминании большого количества лиц и имен, цифр, абстрактных картинок, карт, случайных слов за ограниченное время: например, нужно запомнить, в какой последовательности шли в течение 15 минут абстрактные картинки. Или как можно больше случайных цифр в течение часа. Среди чемпионов этого необычного вида спорта - Доминик О’Брайен, Саймон Райнхард, Йоханнес Маллоу и Йонас фон Эссен.

Большинство чемпионов получили подобные способности регулярными тренировками - как уверяет Бен Придман, трехкратный чемпион мира по этой дисциплине, этого может добиться каждый. Однако такие сверхвозможности человеческого мозга бывают и врожденными - например, у мнемониста С. В. Шерешевского и американца Кима Пика.

Ким Пик и Соломон Шерешевский

Соломон Шерешевский попал под наблюдение психолога А. Лурье, когда был достаточно молодым человеком - причем память его была феноменальной безо всяких тренировок. Его способ «сохранения» информации похож на известные сегодня приемы мнемоники. Создавалось впечатление, что объем его памяти не ограничен ничем. Единственной его проблемой было научиться забывать.

Этот человек обладал так называемой синестезией. Во всем остальном С. В. Шерешевский оставался вполне обычным. Не та ситуация с Кимом Пиком - он родился с определенными расстройствами, которые, впрочем, сами по себе не должны были сделать из него ни гения, ни больного. Однако уже в 16 месяцев ребенок научился читать, к трем годам освоил газеты, а к семи выучил Библию наизусть. Неплохо описывают возможности человеческого мозга книги (который так же, как и Ким Пик, "савант", однако куда более социален и, в отличие от других, может объяснить, как именно делает подсчеты).

Ким Пик держал в голове карты американских городов, сотни произведений классической музыки, помнил несколько тысяч прочитанных книг. Все это было не просто «мертвым грузом» - он понимал имеющуюся в его памяти информацию, мог интерпретировать и использовать ее.

В 2002 году он начал играть на фортепиано, озвучивая многие произведения по памяти. Именно он вдохновил снять ставший знаменитым фильм «Человек дождя».

Феномены науки

На протяжении человеческой истории случались многие вещи, которые сложно объяснить науке. Причем есть случаи, которые в буквальном смысле заставляют ученых почувствовать, что возможности человеческого мозга отнюдь не ограничиваются современными представлениями о нем.

Человек с половиной мозга

В 14 лет Карлос Родригес попал в автомобильную аварию: машина, которую он вел, врезалась в столб, а он сам вылетел через лобовое стекло и «приземлился» на голову. В результате этого после операции он потерял около 60% мозга. Самое удивительное - то, что Родригес по-прежнему жив. Сейчас ему уже больше четверти века, и он продолжает жить обычной жизнью.

Хотя медицина шагнула далеко вперед по сравнению с тем, что было во время Финеаса Гейджа, такие повреждения все еще считаются очень серьезными. Кроме того, считается, что без мозга, всех его частей, человек жить не может или же живет, как «овощ».

Родригес, Гейдж и многие другие люди, пережившие серьезные травмы и потерю части мозга, доказывают, что современные взгляды и теории все еще ошибочны.

Финеас Гейдж: «человек с дырой в голове»

В середине XIX века произошел случай, который до сих пор не смогли объяснить ученые и медики: строитель Финеас Гейдж выжил, получив тяжелую рану и лишившись части мозга, после того как металлический лом прошил его голову. На тот момент Гейджу было 25 лет.

Штырь вошел ниже левого глаза и вышел из тела, пролетев еще несколько метров, оставив молодого строителя без хорошей части мозга. Однако он не умер. Более того, вскоре пришел в сознание, и его отвезли к доктору в ближайшую больницу. Врач наложил повязку и очистил рану от осколков - это было все, что медицина того времени могла предложить. Люди были уверены, что Финеас Гейдж умрет.

Через некоторое время развилась бактериальная инфекция, а также разрослась плесень. Тем не менее спустя примерно 10 недель пациент выздоровел - он сохранил память, ясное сознание и свои профессиональные навыки. Умер Финеас Гейдж в 1860 году, а этот поразительный случай так и не нашел однозначного объяснения.

Феномен Циперовича

Однако упомянутые случаи - не самые удивительные. Есть явление, демонстрирующее еще более изумительные возможности человеческого мозга - феномен Цеперовича. Яков Цеперович - человек, который уже более тридцати лет не спит, мало ест и совершенно Время словно остановилось для него - он и сейчас выглядит так же, как на фотографиях 70-х годов.

История этого человека началась в 1979 году - после сильного отравления он находился в состоянии после чего впал в кому. Выйдя из нее спустя неделю, Яков обнаружил, что не может спать - даже лежать горизонтально у него не получалось. Врачи не могли ни объяснить, ни изменить это состояние - лишь через несколько лет, занявшись йогой и медитацией, Цеперович научился ненадолго принимать горизонтальное положение, но не для сна, а для полудремы.

До того случая Яков был обычным человеком - любил подраться, выпить, работал электриком. После начал интересоваться восточными практиками, разработал собственную систему упражнений. В последнее время живет в Германии.

Можно ли научиться сверхспособностям

Не только ученых, врачей и «обычных» людей также интересуют возможности человеческого мозга - документальный фильм от ВВС, Discovery, сюжеты других телеканалов и съемочных групп неизменно находят зрителей.

Всевозможные тренинги, направленные на развитие личности или каких-то ее аспектов, также пользуются все большей и большей популярностью. Не исключение и довольно нетрадиционные и несанкционированные официальной наукой обучающие материалы от Вячеслава Бронникова или Мирзакарима Норбекова.

Огромную популярность имеют разнообразные методы из вотчины практической психологии. К примеру, проект, также развивающий возможности человеческого мозга, - «5 сфер». Здесь, в отличие от, к примеру, метода Бронникова, речь идет о вполне традиционных и вписывающихся в теории современной психологии советах.

Вполне возможно, что дальнейшие исследования ученых докажут и реальность альтернативного зрения, и возможность излечивать собственные болезни без современных медицинских технологий, простым усилием воли, и другие, считающиеся пока сверхъестественными, возможности. Ясно одно - в будущем нас ждет множество интересных открытий.

Человеческий мозг способен делать удивительные вещи. Простой пример: мы можем воспринимать свет, который отражается от различных объектов вокруг нас. Свет попадает в глаза, и наши зрительные нервы преобразуют его в электрохимические импульсы. Импульсы - это «язык» мозга, который он использует для общения. Электричество проходит по нейронной сети и достигает гиппокампа, области мозга, отвечающей за анализ этих импульсов. Именно гиппокамп распределяет полученные импульсы по разным областям мозга. И вот импульс, направленный в зрительный участок коры мозга вдруг превращается в дорожный знак, увидев который мы понимаем, куда направить машину.

И даже самые обычные операции на мозге могут быть потрясающими случаями. В результате хирургического вмешательства, травмы или болезни человеческий мозг может начать делать изумительные, а в некоторых случаях и ужасные вещи.

1. Пэм Рейнольдс и её опыт «жизни после смерти»

Пэм Рейнольдс

Судя по всему, Пэм Рейнольдс, исполнительница блюзов из Атланты, штат Джорджия, была нормальным человеком до того, как ей сделали операцию по удалению аневризм в мозгу. В ходе операции врачи откачали всю кровь её мозга, таким образом он был неактивен в течение 45 минут. В нём прервались все процессы, начиная от получения сигналов о чувстве голода от желудка и заканчивая передачей визуальной и звуковой информации.

Несмотря на это, после пробуждения певица смогла в мельчайших подробностях описать всё, что с ней делали врачи. Её пример считается самым ярким примером посмертного опыта. Тем не менее, опыт Рейнольдс далеко не уникален. В одной больнице в Нидерландах проводилось исследование кардиологических больных. И в ходе исследования выяснилось, что из 344 пациентов, переживших клиническую смерть, 18% сообщали о пережитом ими опыте «жизни после смерти».

А больше всего в истории певицы впечатляет тот факт, что «временным отключением» её мозга занимались опытные медики. Тем не менее, она сумела воспроизвести все детали операции, начиная от описания инструментов, используемых врачами, и заканчивая темами их разговоров в ходе операции.

2. Генри Молайсон и его неспособность формировать новые воспоминания


Генри Молайсон - пациент, единственный в своём роде. Потому что только ему довелось пережить операцию по удалению медиальной височной доли мозга. Это было сделано для того, чтобы избавить его от изматывающих приступов. Когда доктор, проводивший эту процедуру узнал, что случилось с памятью Генри, он категорически отказался делать такие операции кому-либо ещё, а также начал выступать против проведения подобных процедур другими врачами.

Удаление медиального отдела височной доли, расположенной над ухом, привело к тому, что Молайсон начал страдать от весьма редкого расстройства, известного как антероградная амнезия. При таком расстройстве мозг пациента не может формировать новые воспоминания, однако пациент помнит всё, что происходило с ним в прошлом. То есть Генри помнил всё, что было с ним до операции, всё, что происходило с ним за 27 лет его жизни. У него осталась способность формировать процедурные воспоминания, проще говоря - привычки. Но его мозг оказался не в состоянии фиксировать новые декларативные воспоминания, и он не мог вспомнить своего друга, с которым он только что пообедал, не мог вспомнить, как зовут нынешнего президента, и так далее.

В таком состоянии Генри прожил 55 лет, а умер он в 2008-м году, когда ему исполнилось 82 года. Из-за своей уникальности Генри был объектом целого ряда исследований, и в неврологических кругах он ныне известен как пациент «HM».

3. Робин Дженкс Вандерлип и её русский акцент


Робин Дженкс Вандерлип никогда не была в России. Робин - жительница города Маклин, штат Вирджиния, и всю свою жизнь она провела на восточном побережье США. Но через пару дней после того, как она упала с лестницы и ударилась головой, она проснулась и обнаружила, что не может разговаривать. С течением времени речь Робин восстановилась, и тут она заметила, что говорит на родном английском языке с русским акцентом.

Робин - одна из 60 пациентов в мире, которым врачи поставили диагноз «синдром иностранного акцента». Это очень редкое заболевание, которое всегда связано с повреждениями головного мозга либо в результате физических травм, либо в результате инсульта.

Это может звучать как иностранный акцент, однако пациенты не «тренируют» его специально, просто их речевой центр изменяет способ, с помощью которого пациенты формируют слова. А самой удивительной вещью в этом синдроме является то, что слова формируются предсказуемым образом, и всё это начинает напоминать какой-нибудь существующий акцент, даже если человек никогда прежде с ним не сталкивался.

4. Говард Энгель может писать, но не может читать

Когда в 2001-м году писатель из Канады Говард Энгель перенёс инсульт, он подумал: «Ну что ж, с писательством покончено». Это и в самом деле было так, потому что через какое-то время он понял, что одним из последствий перенесённого инсульта стала неспособность распознавать печатный текст. Вместо этого Говарду казалось, что он видит перед собой текст, написанный на незнакомом ему иностранном языке. Он не мог прочесть отдельные слова. Он даже не мог произнести названия букв.

А удивительно здесь то, что Энгель вскоре продолжил писать, причём делал он это несмотря на то, что не понимал смысла слов. Способность писать из зрительной памяти перешла в память моторную. Энгель определяет слова особым способом, он раз за разом выводил буквы, используя для их написания исключительно моторную память. И он обнаружил, что в состоянии читать, пока пишет текст. Поскольку способность писать не была утрачена, писатель стал активно бороться за нормальную жизнь. В итоге он смог добиться серьёзных результатов в борьбе со своим недугом, но полностью вернуть способность читать он так и не смог.

5. Девочка из Германии отлично видит только одним полушарием мозга


Отличное зрение 10-летней девочки из Германии поставило врачей в тупик, поскольку она родилась только с одним, левым полушарием мозга. А для хорошего зрения нужны оба полушария, так как визуальная информация, поступающая от зрительных нервов, подаётся в противоположные полушария мозга для обработки и хранения. Следовательно, с одним полушарием должен видеть только один глаз, в случае с девочкой - только правый.

Тем не менее, девочка видит отлично, и у неё нормальное бинокулярное зрение. В 2010-м году врачи провели ей сканирование мозга, пытаясь выяснить причину этого феномена. Оказалось, что зрительный нерв левого глаза девочки «мигрировал» в левое полушарие, то есть левое полушарие мозга девочки может воспринимать информацию, поступающую от обеих глаз. В зрительном отделе коры её левого полушария сформировались особые области, предназначенные только для обработки визуальной информации от левого глаза. Это помогает избежать путаницы.

6. Почти расплавленный детский мозг


Девочка из Австралии, ныне известная в медицинской литературе как «Baby Z», родившись в 2008-м году, начала страдать от припадков. Их причиной был редкий генетический дефект, известный как «дефицит молибдена кофактора». Из-за него мозг не может вырабатывать ферменты, создающие кофактор, особый небелковый компонент, необходимый организму для того, чтобы другие вещества в организме могли выполнять свои функции. В результате в мозгу ребёнка накопилось огромное количество сульфита. Сульфит - токсичен, и он буквально расплавляет мозг, что приводит к смерти пациента.

В процессе «плавления» ребёнок испытывал сильнейшие боли и припадки, а в мозгу возникли повреждения тканей, за которыми последовала утрата функций глотания и движения.

«Baby Z» - первый случай, когда указанное выше расстройство успешно вылечили. Экспериментальная методика лечения, созданная в Германии, была доставлена в Австралию, и после того, как было получено разрешение на её применение, врачи приступили к лечению младенца. Через три дня припадки и подёргивания прекратились. А через несколько недель девочка полностью поправилась, к настоящему моменту она жива и здорова, а её мозг обрабатывает сульфиты также, как и любой другой.

7. Женщина из Питтсбурга, которой все друзья казались незнакомцами


В 1996-м году 22-летняя американка получила травму головы в результате автомобильной аварии. Прошло два года, и её начали мучить приступы. В 2004-м году её доставили в психиатрическое отделение одной из больниц Питтсбурга, поскольку женщина всё время говорила о том, что её окружают незнакомые люди, хотя эти «незнакомцы» были её друзьями и членами её семьи. Врачам женщина рассказала, что один из соседей по палате - это её бойфренд, что медсестра, которая работала с ней - это её родная сестра, и что одна из врачей больницы - это её мать.

Медики диагностировали у женщины редкое заболевание под названием синдром Фреголи. Названо оно так в честь одного актёра из Италии, который славился очень быстрой сменой костюмов в ходе представления, и очень быстрой сменой ролей. Пациенты, страдающие от этого синдрома, часто утверждают, что окружающие их люди - это один и тот же человек, либо это несколько лиц, потенциально опасных для пациента.

После месячного лечения состояние женщины было стабилизировано, при этом она не помнила ничего из того, что ей довелось пережить.

8. Орландо Серрель и его невероятная память

Орландо Серрель / © www.daserste.de

Орландо Серрель - человек невероятно одарённый. Но свой дар он получил не естественным путём, а после удара бейсбольной битой. В возрасте 10 лет мальчик во время игры получил удар, после которого голова у него болела несколько дней. А через какое-то время Орландо обнаружил, что в состоянии вспомнить происходящее в какой угодно день, начиная с 17 августа 1979-го года (именно в этот день его ударили по голове).

В большинстве случаев он может вспомнить даже погоду, стоявшую в тот или иной день, и тому подобные незначительные подробности своей жизни. Сам он говорит, что его изумительная способность - это результат того, что перед своим «мысленным взором» он видит календарь, при этом никаких специальных упражнений для тренировки памяти он не выполняет.

9. Майкл Корк и его неспособность заснуть

До 1990-го года мировой рекорд бодрствования - 11,5 дней (276 часов) принадлежал человеку из Финляндии по имени Тойми Сойни. После этого в книге рекордов Гиннеса больше никто не появлялся, так как организация отказалась вносить в неё рекорды, рассказывающие о поведении, чрезвычайно опасном для здоровья.

Майкл Корк / © dailymail.co.uk

Потому что всем нам необходимо спать, а те, кто не спит совсем, проживут очень недолго. Именно из-за нехватки сна умер учитель музыки из Чикаго по имени Майкл Корк. Его мозг буквально оказался «заблокирован», и не давал человеку заснуть. Корк страдал от редкого заболевания под названием «фатальная семейная бессонница», при котором особый ген прекращает кодировать определённые белки, в результате чего в области таламуса начинают накапливаться токсины. Этот отдел мозга отвечает за сон, и поскольку он начинает работать неправильно, то тело и разум постоянно бодрствуют.

Через несколько месяцев у Корка появились признаки слабоумия. В попытке хоть как-то отрегулировать работу его мозга, медики пытались с помощью препаратов ввести его в состояние искусственной комы, но даже в этом состоянии мозг всё равно оставался активен. Умер Корк в 1992-м году, через полгода после своей первой бессонной ночи.

10. Сэм Эскьюбель и его ступня в мозгу

После очередного УЗИ мать Сэма Эксьюбеля была шокирована новостью о том, что в мозгу её сына развивается опухоль. Через три дня после родов Сэму сделали операцию на мозге, в ходе которой опухоль была удалена.

Когда хирурги наконец добрались до опухоли, они с удивлением поняли, что в мозгу ребёнка росла маленькая человеческая ступня. Медики выдвинули два возможных диагноза: либо это тератома, либо это так называемый «плод в плоде». Тератома - это редкая разновидность опухоли, внутри которой могут вырасти волосы, зубы, ногти или кожа. «Плод в плоде» - ещё одно очень редкое расстройство, когда один из близнецов, находясь в утробе матери, поглощает другого.

Проведя тщательные исследования, хирурги установили, что перед ними действительно случай «плода в плоде», поскольку помимо ступни они нашли ещё руку, бедро и кишечник. Все эти опухоли хирурги также успешно удалили, и в настоящее время ребёнок жив и здоров.

Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

Как работает «мозгопочта» - передача сообщений от мозга к мозгу через интернет

Зачем нужна скука?

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

Как развить уверенность в себе

Что такое высший центр регуляции? Часть человеческого организма, сложный и загадочный орган. Знания о нем часто носят мифический характер. Что он скрывает в глубинах? Можно ли доверять «фактам» из интернета о чудесных проявлениях необычных способностей у людей, подвергшихся травмам мозга? Насколько далеко простираются скрытые возможности этого прекрасного устройства, подаренного нам самой природой? Почему не все люди рождаются гениями? В чем секрет выдающихся достижений отдельных личностей? Как расширить свои интеллектуальные горизонты? Как задействовать сверхспособности? Насколько одна нация «умнее» другой? Правда ли, что блондинки выше по интеллекту брюнеток? Зачем развивать умственные способности? Каждого из нас волновал однажды хотя бы один из подобных вопросов. Давайте сопоставлять факты и разбираться, насколько простираются возможности человеческого мозга?

Ученые научились диагностировать изменения в мозговых структурах и выявили взаимосвязь с рядом заболеваний, в частности, онкозаболеваний, болезней внутренних органов, например, сердца, психических отклонений. Исследования поведения человека и реакции отдельных участков в голове помогли установить закономерности во взаимодействии главного координатора, центра деятельности и его подразделений.

Стало ясно, вопросов больше, чем ответов. До сих пор непонятно, почему при одних и тех же условиях результат у разных пациентов несоизмеримо отличается? Почему при одних и тех же умственных нагрузках развитие детей проходит с огромным разрывом? Например, кажется, что гениям все дается без усилий, а изнурительные интеллектуальные тренировки детей со средним уровнем почти не дают результата? Родителям обидно, неравные возможности порождают зависть, лень, нежелание прилагать усилия. Существуют методики по воспитанию гениев, развивающие учебные программы. Советы по сохранению умственного здоровья для пожилых. Что не так? Почему вопрос о развитии дополнительных навыков остается проблемным? Как, все-таки, развить способности мозга?

Как развивать свой потенциал?

Люди очень стремятся получить результат без усилий. Можно украсть чужую ценную вещь, присвоить чужой труд, завладеть чужим кошельком, ограбить банк, незаконно снять деньги со счета. Органы чужие тоже можно «пришить». Вот ум чужой «ставить» пока не научились! Только собственными усилиями в течение всей жизни личность способна развить свой потенциал. Личными регулярными занятиями. При условии, что задействуются глубинные чувства. Без развития эмоциональной сферы, души, нравственности, духовности, человеческих качеств, способности к эмпатии, без взаимодействия с миром природы и людей он не раскроет себя. Вот как чудесно устроен человеческий организм!

Тем, кто не сдался, кто стремится встать на порядок выше самого себя, готов преодолевать трудности, поборов свою лень, кто уверен: глубины нашего мозга не знают границ, если не блокировать их мыслями о собственном бессилии, в помощь будут простые приемы. Читайте вслух! Занимайтесь спортом! Любите жизнь! Не ленитесь и выучите иностранный язык! Осваивайте несвойственные вам полезные действия, например, игру на музыкальном инструменте, шахматы, вязание, ремонт автомобиля – что угодно – при условии, если вам кажется, будто это у вас не получится. Вот основание, толчок, сигнал в центр управления всех систем организма: «Я этого не могу!» Именно усилия в этом направлении способны изменить вас и вашу жизнь к лучшему. Как говорится, «сквозь тернии к звездам»! Так можно расширить возможности мозга человека.

Знакомо выражение: «Все болезни от нервов»? Нервничать нельзя? Как без нервов? Правильнее будет сказать «вследствие негативных мыслей». Какая разница? Мысли, подкрепленные эмоциями, подобны электрическому току. Как переменный и прямой ток, положительно или отрицательно заряженные нейроны передают импульсы разной длины волны, разного качества, обладая созидательными или разрушительными свойствами. Положительные мысли, движимые созидающими чувствами, восполняют испорченные нервные волокна, отрицательные их «рвут», нарушая сложные связи в организме, вплоть до возникновения соматических заболеваний. Связь прямая. Причем, нервничаем из-за других, а раним себя! Помните об этом! Как говорит один мультипликационный персонаж, «нельзя долго думать плохую мысль…» Человеческий мозг сложно устроен, чтобы не нарушалась никакая его функция, нужно сохранять положительный настрой.

Какую роль в развитии интеллекта играют чувства?


Почему, зная все это, люди не берегут друг друга? Заботятся о вещах, о себе не помнят. Почему не волнуются за способности мозга, насколько неумны, неразвиты? Ленивы, наконец! Не слишком озабочены, что испытывают дефицит доброты, сочувствия, любви? Переживают, любят ли, ценят ли их окружающие, насколько щедры к ним другие? Насколько им благодарны?! Кощунство.

Мир материальных ценностей вытеснил все человеческое, живое в людях. Мы роботы, рабы вещей, кассовые машины, банкоматы, вычислительные приборы. Что угодно мы, только не люди, увы! Наш главный центр мудрее нас. Рациональнее, может быть, даже хитрее. Заблокировав, спрятав от своих обладателей, современных недочеловеков, свои скрытые возможности и таланты, как знать, от каких чудовищных поступков оберегает он? Психологи утверждают, если что-то не получается изобрести, значит просто не пришло время? Действительно, почему открытия в мире науки происходят спустя столетия безуспешных поисков до определенного временного отрезка?

Может быть, человечество обязано заслужить благословение свыше? Выстрадать? Вымолить? Или время открытия лишь следствие кропотливо выверенного поиска в каждой области знания, закономерный результат усилий, математическое решение? Как бы то ни было, вследствие человеческого гения современное общество пользуется плодами научных достижений. Жизнь наполнена высокоинтеллектуальными техническими устройствами. Только качество мира живых, живых духовно, превратилось в ад! Приборы слышат, говорят, летают, ходят, танцуют, плачут, лечат, даже пишут музыку. Люди не слышат, не говорят, не чувствуют, да, и не думают. Ведь за них думают, считают, пишут программы, устройства, роботы. Только себе подобных гаджеты создать не могут. Любить не умеют. Заменить людей… разве смогут?! Полностью скопировать, повторить способности человеческого мозга им не дано!

Полезно узнать: Мужской и женский мозг: единство противоположностей

Зачем развивать нам возможности головного мозга? Чтобы остаться людьми. Чтобы не перестать чувствовать радость и боль? Не разучиться плакать и смеяться. Наслаждаться рассветом и закатом. Улыбаться первым лучам солнца и весеннему дождю. Слышать пение птиц, восхищаться цветущим садом, засыпать под шум прибоя, слушать рокот волн. Быть людьми в полном смысле этого слова, с большой буквы.

Величие человека не в его неограниченных возможностях, не в его превосходстве перед окружающими, не в его способностях, достижениях, талантах и уровне IQ. Нет, не в этом! В способности к состраданию, в его созидающей деятельности по отношению к другим людям. В бескорыстии, любви, уровне заботливости. Только если направление образа жизни личности имеет долгосрочную, жизнеутверждающую цель, его интеллект откроет себя в полную силу. Потому что Создатель жизни на земле, Великий Конструктор, устроил нас именно таким образом.

Использование мозга на 100 %

Человечество накопило огромное количество знаний, но доля знаний о самом человеке составляет среди них не более 3 %. Получается, человек больше знает о планетах Солнечной системы и строении атома, чем об устройстве самого себя. Более того, последние исследования показывают, что возможности своего мозга человек использует тоже не на 100 %!

Человек средних способностей использует свой мозг на 20–30 %.

Мозг использует столько своих ресурсов, сколько человеку в данный момент нужно. Однако мозг изначально имеет все возможности для решения любых задач, которые возникали, возникают и будут возникать перед человеком. Использование способностей мозга на 100 % возможно в экстремальных, критических ситуациях, когда человеку, например, приходится бороться за свою жизнь.

Существует интересное явление - феномен детектора ошибок, открытый в Институте мозга человека им. Н. П. Бехтеревой в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана. Например, уходя из дому, человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В результате спешащий на работу человек уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойство усиливается до тех пор, пока он не возвращается домой и не обнаруживает, что забыл выключить утюг. Оказывается, мозг сам, независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно. Если нет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке. Чем опаснее отклонения от нормы, тем громче об этом заявляет мозг. Часто это называют интуицией.

Однажды сотрудник Института экспериментальной медицины В. Смирнов занимался стимуляцией мозга больного. Внезапно тот словно резко поумнел - в два раза улучшилась память, он стал быстрее считать. Пациент сказал, что ощутил что-то вроде озарения. Такое чувство возникает у творческих людей в момент, когда они становятся способны написать выдающиеся стихи, музыку, сделать открытие или изобретение.

В мозгу каждого человека имеется все необходимое, чтобы стать гением. Каждый мозг обладает сверхвозможностями, и это подтверждено научными исследованиями. У людей, которых мы называем талантами, эта способность открыта с рождения. Бывает, что она включается в экстремальных ситуациях. Большинство же людей этими возможностями не пользуются.

Не многие гении дожили до преклонного возраста. Это связано с тем, что при активированных сверхвозможностях у них в мозгу были выключены защитные механизмы, призванные защитить человека от самого себя. Те гении, которые дожили до глубокой старости, такую защиту имели.

Как же развить в себе умение максимально или, по крайней мере, в большей степени использовать в жизни способности своего мозга, заложенные в нем природой? Для этого нужно понять принцип работы нашего разума. В нем три составляющие: сознание, подсознание и сверхсознание. Когда нам необходим ответ на какой-либо вопрос, наше сознание, проходя через разные схемы поведения и действий, содержащихся в мозгу, ищет нужные.

Сознание знает, что абсолютно любая информация где-то есть, и ищет ее, пока не найдет. Степень потребности в данной информации определяет скорость поиска. Все тайны жизни и память прошлых воплощений содержатся в сверхсознании. Сверхсознание после нашего вопроса посылает ответ в подсознание, и подсознание начинает истолковывать ее нашему сознанию в форме образов или символов. Наше подсознание с накопленными в нем знаниями действует как барьер между сознанием и сверхсознанием, и нельзя просто так попасть из сознания в сверхсознание и наоборот. Нужно действовать только через подсознание - то есть с помощью, опять-таки, наших скрытых, не осознаваемых и не используемых на 100 %, но имеющихся возможностей.

Наше сознание в состоянии справиться с желаемым знанием и может принять его: в нем нет страха и негатива. Наше подсознание в состоянии сохранить полученные сведения и правильно их интерпретировать и запомнить.

Чтобы получить доступ к сверхсознанию, мы должны очистить подсознание от лишних и негативных данных, которые в нем скопились, научиться удалять и стирать из памяти негативные воспоминания, привычки и страхи.

Все мы храним в своем подсознании многое из того, что нам не нужно, не желательно и бесполезно. Если наше подсознание переполняется отрицательными данными, то оно создает отрицательные схемы поведения и на уровне сознания, а это оказывает соответствующее влияние на нашу повседневную жизнь и отношение к ней. Для этого есть много причин: взаимоотношения с людьми в прошлом, неудачи, обиды, проблемы детства, разочарования, неудачи в карьере, финансовые кризисы, потрясения.

Есть очень простое упражнение, которое поможет нам освободиться от груза воспоминаний и достигнуть определенного уровня безмятежности и спокойствия.

Отключите телефоны, выключите свет, зажгите благовония или свечу, включите спокойную негромкую музыку. Полностью расслабьтесь, мысленно проходя от кончиков пальцев ног до макушки головы, как можно более отчетливо представляя те части тела, которые расслабляете. Дышите плавно, спокойно и глубоко, все свое внимание сосредотачивая на дыхании. Представьте, что чистая золотая энергия наполняет все тело и расслабляет его еще сильнее, все органы наполняются светом этой энергии и мягким теплом. Проговорите мысленно: «Доверяю свой разум и тело в прошлом, настоящем и будущем бесконечной вселенской любви. Будьте благословенны те, кто встречался на моем жизненном пути, будьте благословенны те, кто еще встретится на нем». Откройте глаза на выдохе.

Что делать, чтобы использовать весь потенциал мозга:

1. Решайте загадки и головоломки.

2. Развивайте способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой. Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, писать своей неосновной рукой.

Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.

3. Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.

4. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами.

5. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать вкус различных продуктов и напитков.

6. Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами.

7. Учитесь печатать вслепую.

8. Придумывайте новые способы применения для обычных предметов.

9. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.

10. Всегда задавайте себе вопрос «А что, если?..»

11. Развивайте критическое мышление.

12. Решайте логические задачи.

13. Мыслите позитивно.

14. Займитесь каким-нибудь видом искусства - скульптурой, живописью, музыкой.

15. Развивайте ловкость рук.

16. Ешьте продукты, полезные для мозга.

17. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.

18. Выполняйте физические упражнения.

19. Сидите прямо.

20. Пейте много воды.

21. Глубоко дышите.

22. Выберите хобби.

23. Заботьтесь о хорошем сне.

24. Слушайте музыку.

25. Играйте в шахматы, решайте кроссворды.

26. Ведите дневник.

27. Изучайте иностранные языки.

28. Читайте длинные слова наоборот.

29. Посещайте музеи.

30. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.

31. Медитируйте. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.

32. Мысленно решайте математические задачи.

33. Примерьте на себя чужое сознание. Как бы, по-вашему, другие люди думали на вашем месте, решали ваши проблемы? Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.

34. Ищите корни всех проблем.

35. Коллекционируйте цитаты известных людей.

36. Читайте классиков.

37. Развивайте самосознание.

38. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.

39. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.

40. Записывайте свои сны. Обучайтесь осознанным сновидениям.

41. Заведите словарь интересных слов. Создавайте собственные слова.

42. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.

43. Управляйте стрессом.

44. Ходите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.

Наш мозг легко приспосабливается к стремительно возрастающему информационному потоку - он осваивает новую технику, технологии, которые и не снились людям, жившим всего 50–100 лет назад.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 15 автора Степанова Наталья Ивановна

Заговор от опухоли мозга Заговор читают над колодезной водой, которой поят человека, а остатки ее выливают под сухое дерево. Обычно этот способ хорошо помогает, если, конечно, процесс не слишком запущен. Слова заговора следующие: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Как люди

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ МОЗГА? Жить без мозга нельзя – об этом говорит вся медицинская практика. Анацефалы, родившиеся без головного мозга, живут не более суток. Микроцефалы, у которых большая часть мозга «потеряна» при рождении, живут долго, но нуждаются в постоянном уходе

Из книги Исправление прошлого и исцеление будущего с помощью практики восстановления души автора Виллолдо Альберто

ЧЕТЫРЕ ОБЛАСТИ МОЗГА Причина, по которой легенда о Парсифале так глубоко волнует наше воображение, состоит в том, что в ней наглядно описывается путь, который должен пройти человек, чтобы обрести свою судьбу. Подобно Парсифалю, мы можем идти к своей судьбе долгие годы (или

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 06 автора Степанова Наталья Ивановна

Опухоль мозга Прорастите зерна кукурузы и съедайте по 3 ст. ложки, запивая специально приготовленным составом. Компоненты состава следующие:Календула – 3 ст. ложки Бессмертник – 2 ст. ложки Земляника лесная (корни) – 3 ст. ложки Земляника лесная (цветки) – 2 ст. ложки Марьин

Из книги Сознание вне мозга, или Многомерность живого автора Назаренко Юрий

Изучение мозга Взгляд на сознание как просто функцию процессов в мозге и пренебрежение фактом нахождения сознания вне мозга тормозит науку и не позволяет исследователям делать правильные выводы из результатов своих опытов. Тратятся большие людские и финансовые

Из книги Исцеление от эмоциональных травм – путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии автора Коннелли Кристин

Развитие электрического мозга Головной мозг – слишком сложная структура, чтобы все ее детали были отражены в генетическом коде. В генах заложен лишь предварительный набросок формы мозга, основных схем его работы и дальнейшей оптимизации. Это и наделяет каждое поколение

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 31 автора Степанова Наталья Ивановна

При сотрясении мозга Сажают больного лицом на восток и трясут над его головой решетом, при этом нужно говорить: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. В черном лесу черный дуб, В черном дубе дупло, В дупле стоит молоко, Молоко сторожит царь верховской, К нему пришел кот

автора Степанова Наталья Ивановна

При сотрясении мозга Трясти решето над головой и читать 3 раза на утренней заре и 3 раза на вечерней.В чистом поле черный дуб, в дубе дупло, в дупле молоко, молоко сторожит царь верховский, к нему пришел кот заморский. Как этому коту чары не спивать, у царя верховского молока

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

От опухоли мозга Конечно, следует смотреть, в каком состоянии больной и на какой стадии находится его болезнь. Кроме заговоров и заклинаний следует делать откупы на кладбище и службы заказывать по трем церквам, давать травы, корни, взвары и соки.Достаньте шкуру козла

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Опухоль мозга Проращивают зерна кукурузы, едят по три ст. ложки, запивая настоем из состава.Календула – 3 ст. ложки Бессмертник – 2 ст. ложки Корни земляники лесной – 3 ст. ложки Цветки земляники лесной – 2 ст. ложки Марьин корень – 0,5 ч. ложки Весь состав заранее измельчить.

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

От рака мозга В черпак насыпьте рожь, обнесите вокруг больного места, говоря при этом:Рак, лезь в черпак, я тебя возьму, в покойное место отнесу, там тебе быть, там тебе жить, там тебе лежать, с мертвого тела не вставать. Спать не просыпаться, к рабе Божией (имя) не

Из книги Тайны человеческого мозга автора Попов Александр

Глубинные структуры мозга Какую же структуру имеет наш мозг? Мы не будем углубляться в тонкости анатомии и физиологии, ведь для того, чтобы понять основные принципы работы мозга, не обязательно знать, где именно находятся и какие функции выполняют сосцевидные тела или

Из книги Терапевтические упражнения китайской медицины автора Циннань Цзен

2. Упражнения Лао-цзы для мозга Лао-цзы – мудрец, живший в Китае в период Вёсны и Осени (770–476 до н. э.) и явившийся основоположником учений даосизма. Согласно преданиям, он разработал набор упражнений для улучшения работы головного мозга. Ниже приводится описание

Из книги Сверхъестественные способности человека автора Конев Виктор

Упражнения на развитие мозга Разогрейте руки - погладьте, потрите их друг о друга. Каждая зона руки отвечает за определенное действие. Вся принимаемая нами информация, как правило, идет на запястье, поэтому нужно активизировать и его. «Слепите» энергетический шарик -

Из книги Самоучитель телепатии автора Азими К. С.

Из книги Закон привлечения и сила мысли автора Аткинсон Вильям Волкер

Человек летает в космос и погружается в морские глубины, создал цифровое телевидение и сверхмощные компьютеры. Однако сам механизм мыслительного процесса и орган, в котором происходит умственная деятельность, как и причины, побуждающие нейроны взаимодействовать, до сих пор остаются загадкой.

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма, материальный субстрат высшей нервной деятельности. От него зависит, что человек чувствует, делает, о чем думает. Мы слышим не ушами и видим не глазами, а соответствующими участками коры головного мозга. Он же вырабатывает гормоны удовольствия, вызывает прилив сил и утоляет боль. В основе нервной деятельности лежат рефлексы, инстинкты, эмоции и другие психические явления. Научное понимание работы мозга все еще отстает от понимания функционирования всего организма в целом. Это, безусловно, связано с тем, что мозг – гораздо более сложный орган по сравнению с любым другим. Мозг – самый сложный объект в известной нам вселенной.

Справка

У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2%. А если поверхность этого органа разгладить, получится примерно 22 кв. метра органики. Мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток (нейронов). Чтобы вы могли представить себе это количество, напомним: 100 миллиардов секунд – это примерно 3 тысячи лет. Каждый нейрон контактирует с 10 тысячами других. И каждый из них способен к высокоскоростной передаче импульсов, поступающих от одной клетки к другой химическим путем. Нейроны могут одновременно взаимодействовать с несколькими другими нейронами, в том числе находящимися в удаленных отделах мозга.

Только факты

  • Мозг – лидер по энергопотреблению в организме. На него работает 15% сердца, и он потребляет около 25% кислорода, захватываемого легкими. Для доставки кислорода к мозгу работают три крупные артерии, которые предназначены для его постоянной подпитки.
  • Около 95% тканей мозга окончательно формируются к 17 годам. К концу пубертатного периода мозг человека составляет полноценный орган.
  • Головной мозг не чувствует боли. В мозге нет болевых рецепторов: зачем они, если разрушение мозга приводит к смерти организма? Дискомфорт может чувствовать оболочка, в которую заключен наш мозг, – так мы испытываем головную боль.
  • У мужчин мозг обычно больше, чем у женщин. Средний вес головного мозга взрослого мужчины – 1375 г, взрослой женщины – 1275 г. Они также различаются размерами различных областей. Однако учеными доказано, что это не имеет отношения к интеллектуальным способностям, а самый большой и тяжелый мозг (2850 г), который описывали исследователи, принадлежал пациенту психиатрической больницы, страдающему идиотизмом.
  • Человек использует практически все ресурсы своего мозга. То, что мозг работает всего на 10%, – миф. Ученые доказали, что имеющиеся резервы мозга человек задействует в критических ситуациях. Например, когда кто-то убегает от злой собаки, он может перепрыгнуть через высокий забор, который в обычных условиях он ни за что не преодолел бы. В экстренный момент в мозг вливаются определенные вещества, которые стимулируют действия того, кто оказался в критической ситуации. По сути, это допинг. Однако проделывать такое постоянно опасно – человек может умереть, потому что исчерпает все свои резервные возможности.
  • Мозг можно целенаправленно развивать, тренировать. Например, полезно заучивать тексты наизусть, решать логические и математические задачи, изучать иностранные языки, познавать новое. Также психологи советуют правшам периодически «главной» рукой делать левую, а левшам – правую.
  • Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из отделов нашего важнейшего органа, другие через некоторое время смогут компенсировать его утраченную функцию. Именно пластичность мозга играет исключительно важную роль в овладении новыми навыками.
  • Клетки головного мозга восстанавливаются. Синапсы, связывающие нейроны, и сами нервные клетки важнейшего из органов регенерируются, но не так быстро, как клетки других органов. Пример тому – реабилитация людей после черепно-мозговых травм. Ученые обнаружили, что в отделе мозга, отвечающего за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. В нужный момент они помогают «починить» травмированный мозг. Ежедневно в его коре могут образовываться десятки тысяч новых нейронов, однако впоследствии может прижиться не больше десяти тысяч. Сегодня известны две области активного прироста нейронов: зона памяти и зона, ответственная за движения.
  • Мозг активно работает во время сна. Человеку важно иметь память. Она бывает долгосрочная и краткосрочная. Перевод информации из краткосрочной в долгосрочную память, запоминание, «раскладывание по полочкам», осмысление информации, которую человек получает в течение дня, происходит именно во сне. А чтобы тело не повторяло в реальности движения из сна, мозг выделяет особый гормон.

Мозг способен значительно ускорять свою работу. Люди, пережившие ситуации угрозы для жизни, говорят, что за миг перед их глазами «пролетела вся жизнь». Ученые считают, что мозг в момент опасности и осознания грозящей смерти в сотни раз ускоряет работу: ищет в памяти аналогичные обстоятельства и способ помочь человеку успеть себя спасти.

Всестороннее изучение

Проблема исследования мозга человека – одна из самых захватывающих задач науки. Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания. Ведь все, что до сих пор исследовалось: и атом, и галактика, и мозг животного – было проще мозга человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи. Ведь главное средство познания не приборы и не методы, им остается наш человеческий мозг.

Существуют различные методы исследования. В первую очередь в практику ввели клинико-анатомическое сопоставление – смотрели, какая функция «выпадает» при повреждении определенной области мозга. Так, французский ученый Поль Брока 150 лет назад обнаружил центр речи. Он заметил, что у всех больных, которые не могут говорить, поражена определенная область мозга. Электроэнцефалография изучает электрические свойства мозга – исследователи смотрят, как электрическая активность разных участков мозга меняется в соответствии с тем, что делает человек.

Электрофизиологи регистрируют электрическую активность «мыслительного центра» организма с помощью электродов, позволяющих записывать разряды отдельных нейронов, или с помощью электроэнцефалографии. При тяжелейших заболеваниях мозга тонкие электроды могут вживляться в ткань органа. Это позволило получить важную информацию о механизмах работы мозга по обеспечению высших видов деятельности, были получены данные о соотношении коры и подкорки, о компенсаторных возможностях. Еще один метод изучения мозговых функций – электрическая стимуляция отдельных областей. Так канадским нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом был исследован «моторный гомункулус». Было показано, что, стимулируя определенные точки в моторной коре, можно вызвать движение разных частей тела, и установлено представительство различных мышц и органов. В 1970-е годы, после изобретения компьютеров, представилась возможность еще более полно исследовать внутренний мир нервной клетки, появились новые методы интроскопии: магнитоэнцефалография, функциональная магниторезонансная томография и позитронно-эмиссионная томография. В последние десятилетия активно развивается метод нейровизуализации (наблюдение за реакцией отдельных частей мозга после введения определенных веществ).

Детектор ошибок

Очень важное открытие было сделано в 1968 году – ученые обнаружили детектор ошибок. Это механизм, который дает нам возможность производить рутинные действия, не задумываясь: например, умываться, одеваться и одновременно думать о своих делах. Детектор ошибок в подобных обстоятельствах все время следит, правильно ли вы действуете. Или, например, человек внезапно начинает чувствовать себя некомфортно – он возвращается домой и обнаруживает, что забыл выключить газ. Детектор ошибок позволяет нам даже не задумываться о десятках задач и решать их «на автомате», сходу отметая недопустимые варианты действий. За последние десятилетия наука узнала, как устроены многие внутренние механизмы человеческого организма. Например, путь, по которому зрительный сигнал доходит от сетчатки до мозга. Для решения более сложной задачи – мышления, опознания сигнала – задействована большая система, которая распространена по всему мозгу. Однако «центр управления» пока не найден и даже неизвестно, есть ли он.

Гениальный мозг

С середины XIX века ученые делали попытки изучения анатомических особенностей мозга людей с выдающимися способностями. На многих медицинских факультетах Европы хранились соответствующие препараты, в том числе и профессоров медицины, которые еще при жизни завещали свой мозг науке. От них не отставали русские ученые. В 1867 году на Всероссийской этнографической выставке, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, было представлено 500 черепов и препаратов их содержимого. В 1887 году анатом Дмитрий Зернов опубликовал результаты исследования мозга легендарного генерала Михаила Скобелева. В 1908 году академик Владимир Бехтерев и профессор Рихард Вейнберг исследовали подобные препараты покойного Дмитрия Менделеева. Аналогичные препараты органов Бородина, Рубинштейна, математика Пафнутия Чебышева сохранены в анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В 1915 году нейрохирург Борис Смирнов подробно описал мозг химика Николая Зинина, патолога Виктора Пашутина и писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. В Париже был исследован мозг Ивана Тургенева, вес которого достигал рекордных 2012 г. В Стокгольме работали с соответствующими препаратами знаменитых ученых, в том числе Софьи Ковалевской. Специалисты Московского института мозга тщательно исследовали «мыслительные центры» вождей пролетариата: Ленина и Сталина, Кирова и Калинина, изучали извилины великого тенора Леонида Собинова, писателя Максима Горького, поэта Владимира Маяковского, режиссера Сергея Эйзенштейна... Сегодня ученые убеждены в том, что, на первый взгляд, мозг талантливых людей ничем не выделяется из ряда среднестатистических. Эти органы различаются структурой, размерами, формой, однако от этого ничего не зависит. Мы до сих пор не знаем, что именно делает человека талантливым. Можем только предполагать, что мозг таких людей немножко «сломан». Он может делать то, чего не могут нормальные, а значит, он не такой, как все.

Рекомендуем почитать

Наверх