Отдел мто. Белорусский Национальный Технический Университет

Водоёмы 03.02.2024
Водоёмы

Лицам, имеющим поверхностное понятие о структуре вооруженных сил, армия представляется тривиальным набором военнослужащих, распределенных по родам войск. На самом же деле, это обособленный институт, функционирующий в разных режимах, в зависимости от внешнеполитической ситуации. Нередко посредством привлечения вооруженных сил решаются и внутренние дела государственного значения. Для обеспечения такого бесперебойного функционирования необходима служба, которая бы занималась вопросами состояния материально-технической базы, причем не только в военное, но и в мирное время.

Служба материально-технического обеспечения (МТО), являясь составной частью вооруженных сил РФ, организует регулирование поступлений и расходов средств, необходимых для поддержания постоянной боеготовности всех подразделений.

Можно классифицировать задачи, которые решает материально техническое обеспечение ВС РФ, разбив их по принципу однородности:

  • Планирование расходов бюджетных средств на реализацию гособоронзаказа, работу государственных программ и прочие целевые направления.
  • Мониторинг оснащенности всех подразделений вооружением, экипировкой, техникой, средствами материального характера.
  • Контроль за соблюдением норм довольствия для солдат, а также организация поставок продукции.
  • Решение юридических вопросов относительно снабжения средствами.
  • Обеспечение деятельности собственных служб.
  • Подготовка внутренних кадровых резервов для функционирования службы МТО.

Состав службы МТО

Прообразом современной службы материально-технического обеспечения является образованное Петром I интендантское управление, осуществлявшее ведение военного хозяйства. Современная же структура представлена рядом департаментов и управлений, которые охватывают все виды деятельности в вооруженных силах.

На штаб МТО ВС РФ возложена организационно-управленческая функция. В его обязанности входит обеспечение мобилизационной подготовки, готовности тыла, сбор оперативной информации в тылу, тыловое обеспечение войск, решение вопросов охраны и обороны тыла. В состав МТО входит также департамент транспортного обеспечения, управление железнодорожными войсками, управление коммунальными услугами, департамент продовольственного обеспечения и управление метрологии.

За перечисленными ведомствами закреплены некоторые виды войск, обеспечивающие выполнение плановых и внеплановых задач вооруженных сил. Автомобильные войска представлены в виде самостоятельных подразделений, занимающихся вопросами перевозок, это может быть подвоз стройматериалов, перевозка военнослужащих, эвакуация, транспортировка раненых. В российской армии образованы бригады, полки и батальной автомобильных войск, подчиняющиеся непосредственно начальнику департамента транспортного обеспечения.

Транспортного сообщения не существовало бы в полном объеме, если бы не деятельность дорожных войск. В их задачу входит строительство, обслуживание, прикрытие и восстановление военных дорог. Некоторые задачи дорожно-транспортного обеспечения тоже в их компетенции. Структура войск довольно сложная, так как в их состав входят разные части, но подчиняются они все начальнику дорожного управления при Министерстве обороны.

Железнодорожные войска обеспечивают строительство или восстановительные работы железнодорожных путей, их техническое прикрытие и эксплуатацию. Мало кто знает о существовании трубопроводных войск. Эти подразделения реализуют транспортировку горюче-смазочных материалов на склады для хранения, при перекачке или для поставки в части. В их ведомстве находится не только личный состав, но и соответствующая строительная техника. Общая протяженность всех веток трубопровода составляет 2000 километров.

В качестве отдельной службы МТО выделена вещевая служба, которая занимается приведением в норму личного вещевого имущества военнослужащего. Для этого производится ремонт, химчистка, закупаются моющие и гигиенические средства, организуются банные услуги для солдат. В российской армии есть части, в которых собственное хозяйство не ведется. В таком случае они состоят на довольствии в других, более крупных частях.

Продовольственная служба, как составная часть МТО, обеспечивает личный состав питанием. Для этого организуется поставка продовольствия в части, нормирование продуктов, контроль. Данная служба технически оснащена, ведь поставку необходимо осуществлять во все армейские части.

Служба обеспечения ГСМ включает в себя объединения, занимающиеся транспортировкой ракетного топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей, горючего. Сюда же относятся и места складирования, базы, трубопроводы.

Поддержка боеспособности армии будет полноценной только при должной медицинском обслуживании, которое реализует Медслужба ВС РФ. В функционал медицинской службы входит не только оказание помощи, но и проведение профилактических мероприятий. Подчиняется служба Главному медицинскому управлению МО.

Первоочередные задачи

Учитывая представленную структуру, а также сгруппированные задачи, приведем конкретные примеры, поясняющие, для чего необходимо содержать такое сложное образование, как служба материально-технического оснащения. Для этого достаточно вспомнить, с чем армия сталкивается в тылу, какие работы приходится проводить для поддержания боеспособности подразделений и организации жизнедеятельности военнослужащих.

  • Поставка вооружения осуществляется для непосредственного обеспечения обороноспособности государства.
  • Доставка горючего производится в целях поддержания боеготовности всех военной техники.
  • Оснащение военнослужащего, одежда и экипировка.
  • Питание солдат и офицеров.
  • Банно-прачечные процедуры.
  • Строительство и обслуживание автомобильных дорог, железнодорожного полотна и трубопроводов.
  • Обслуживание зданий, ремонт помещений, ведение коммунального хозяйства.
  • Подготовка собственных кадров. Никаких курсов или краткосрочных программ для подготовки кадров в штате службы МТО не предусмотрено. Следовательно, вопросами подготовки приходится заниматься самостоятельно.

Армейский принцип единоначалия реализуется и в управлении МТО. Выше упоминалось про составные части всей структуры, которые были представлены департаментами. Но по вертикали подчинения вся служба находится в ведомстве Министерства обороны. Непосредственное руководство осуществляет один из заместителей Министра. Далее полномочия распределяются между главнокомандующими войск, с последующей передачей начальникам департаментов и управлений.

1.2 Функции отдела материально-технического снабжения на фирме

Основной целью МТО является доведение материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий в заранее определенное договором место потребления.

Функции МТО классифицируются на основные и вспомогательные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и технологические .

К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными предприятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.

Вспомогательные коммерческие функции - маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции коммерческого характера включают вопросы определения и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посреднические структуры.

Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров и юридическим оформлением сделок и контролем за их исполнением.

Технологические функции включают вопросы доставки и хранения материальных ресурсов. Этому предшествуют ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовки и предварительной обработки.

Ряд экономистов выделяют также внешние и внутренние функции .

Внешние функции реализуются вне предприятия во взаимоотношениях с поставщиками, оптовиками, розничными, торговыми, транспортными организациями. К основным внешним функциям можно отнести:

Анализ рынка поставщиков материально-технических ресурсов с целью выбора оптимального контрагента с последующим заключением договоров;

Создание хозяйственных взаимоотношений в сфере поставок ресурсов, основанных на принципе рациональности;

Обоснование метода выбора средств доставки ресурсов на предприятие, анализ транспортных фирм с целью выбора наиболее подходящего.

Внутренние функции реализуются непосредственно внутри предприятия и проявляются во взаимоотношениях отела материально-технического обеспечения с администрацией предприятия, а также с другими производственными единицами предприятия. К основным внутренним функциям можно отнести:

Разработка материального баланса или же плана снабжения;

Распределение поступаемых материально-технических ресурсов по различным подразделениям согласно производственным планам, заданиям;

Разработка лимитов по отпуску материалов в производство;

Техническая подготовка материалов к отпуску в производство;

Организация оптимального потока материальных ресурсов на предприятии, его регулирование и контроль над его движением.

Конкретизируя перечисленные функции можно отметить следующие основные направления деятельности отдела МТО :

1) проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков по конкретным видам ресурсов. Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщика лицензии и достаточного опыта работы в данной области; высокий организационно-технический уровень производства; надежность и прибыльность работы; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров; приемлемая (оптимальная) их цена; простота схемы и стабильность поставок;

2) нормирование потребности в конкретных видах ресурсов;

3) разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода ресурсов;

4) поиск каналов и форм материально-технического обеспечения производства;

5) разработка материальных балансов;

6) планирование материально-технического обеспечения производства ресурсами;

7) организация доставки, хранения и подготовки ресурсов к производству;

8) организация обеспечения ресурсами рабочих мест;

9) учет и контроль использования ресурсов;

10)организация сбора и переработки отходов производства;

11)анализ эффективности использования ресурсов;

12)стимулирование улучшения использования ресурсов.

Мы уже говорили о том, что процесс снабжения на предприятии осуществляется отделом снабжения или материально-техническим обеспечением. Кратко мы рассмотрели возможные организационные аспекты формирования службы снабжения на предприятии. Необходимо также отметить, что с целью организации качественного управления движением материального потока, в отделе должны работать высококвалифицированные специалисты. Такое требование обусловлено тем, что осуществление функций снабжения носят сложный комплексный характер, где требуются знания в различных областях логистики, маркетинга, экономике организации производства, навыки нормирования, прогнозирования и т.д.


2. Методы определения потребности фирмы в необходимых ресурсах

2.1 Методы определения потребностей по качеству и количеству товаров и услуг

Определение потребностей в материалах является одной из наиболее важных работ, выполняемых в процессе планирования материального обеспечения производства. Размер и вид потребностей служат основанием для выбора условий доставки материалов, например, в соответствии с ритмом расхода, производственным циклом изделия и др. Возможные колебания потребностей и сроков поставок обусловливают необходимость непрерывного контроля за уровнем производственных запасов.

Необходимым условием решения задач определения потребностей в материалах является выбор метода их расчета и установление вида потребности.

Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.

Поскольку в большинстве случаев потребность в материалах увязывается с некоторым периодом, то говорят о периодической потребности.

Периодическая потребность складывается из первичной и вторичной .

Первичная потребность. Под первичной понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также покупных запасных частей. Расчет первичной потребности, как правило, осуществляется с помощью методов математической статистики и прогнозирования, дающих ожидаемую потребность. С целью избежания жесткой зависимости от сроков поставки и страхования себя от потерь предприятие стремится к многократному использованию одних и тех же деталей и узлов путем унификации выпускаемой продукции и созданию их запасов. Риск неправильной оценки или неточного прогноза потребностей компенсируется соответствующим увеличением страховых запасов. Чем надежнее прогноз, тем ниже требуемый уровень запасов.

Установленная первичная потребность является основой управления материальными потоками на предприятиях, работающих в сфере торговли.

При расчете вторичной потребности предполагаются заданными: первичная потребность, включающая сведения об объемах и сроках; спецификации или сведения о применяемости; возможные дополнительные поставки; количество материалов, находящихся в распоряжении предприятия. Поэтому для определения вторичной потребности используются, как правило, детерминированные методы расчета. Если такой способ установления потребности невозможен из-за отсутствия спецификаций или незначительной потребности в материалах, то ее прогнозируют, используя данные о расходе сырья и материалов.

Третичная потребность. Потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте называется третичной. Она может быть определена исходя из вторичной на основе показателей использования материалов (детерминированное определение потребности), путем проведения стохастических расчетов на основе расхода имеющихся материалов или экспертным путем.

Брутто- и нетто-потребности. Под брутто-потребностью понимается потребность в материалах на плановый период без учета того, имеются ли их запасы на складе или в производстве. Соответственно нетто-потребность характеризует потребность в материалах на плановый период с учетом их наличных запасов и получается как разность между брутто-потребностью и располагаемыми складскими запасами к определенному сроку .

На практике суммарная потребность в материалах увеличивается относительно показания брутто на дополнительную потребность, обусловленную браком в производстве и проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. После сопоставления с величиной располагаемых складских запасов остаточная потребность корректируется на величину текущих заказов.

В практике работы предприятий используют несколько методов обеспечения производства материалами: позаказный, на основе плановых заданий, на основе осуществляемой потребности.

Позаказный метод можно рассматривать как один из способов материального обеспечения производства на основе плановых заданий, заказов. Отличительной чертой позаказного метода обеспечения является «мгновенное преобразование» возникшей потребности в заказ, что в нормальных условиях приводит к отсутствию складских запасов. Поэтому расчет нетто-потребности не предусматривается.

Обеспечение производства на основе осуществляемого потребления базируется на исходных данных о расходе материалов за прошлые периоды времени и характеризует ожидаемую, прогнозируемую потребность в них.

Материальное обеспечение на основе плановых заданий. Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными первичная потребность на определенный период, структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность .

При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе.

Материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления. Целью такого способа материального обеспечения является своевременное пополнение запасов и поддержание их на таком уровне, который позволял бы покрыть любую потребность до нового поступления материалов. В соответствии с поставленной целью решается задача определения момента времени дополнительного заказа, вопрос о размере заказа не рассматривается .

В зависимости от вида проверки и выдачи заказов различают два метода материального обеспечения на основе осуществляемого потребления, известные как системы управления запасами. Это методы: обеспечения своевременных заказов (система регулирования запасов с фиксированным размером заказа) и необходимой ритмичности (система регулирования запасов с фиксированной периодичностью).


Материально-техническое обеспечение производства является одной из важнейших функций на предприятии, которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.

Главной задачей органов материально-технического снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.

Функции органов снабжения предприятия реализуются по трем основным направлениям:

Планирование, включающее:

Изучение внешней и внутренней среды предприятия, рынков отдельных товаров;

Прогнозирование и определение потребности во всех видах материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

Оптимизацию производственных запасов;

Планирование потребности в материалах и установление их лимита на отпуск цехам;

Оперативное планирование снабжения

Организационные функции:

Сбор информации о потребностях в продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и др.;

Анализ источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;

Заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

Получение и организацию завоза реальных ресурсов;

Организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;

Обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

Контроль и координация работы, которые включают:

Контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, сроков поставок продукции;

Контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;

Входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;

Контроль за производственными запасами;

Выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям,

Анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышению ее эффективности.

Критериями выбора поставщика материальных ресурсов являются надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др. Соотношение значимости отдельных критериев с изменением внешних и внутренних факторов может меняться.

Выбор типа структуры органов снабжения зависит от объемов, типов и специализации производства, материалоемкости продукции и территориального размещения предприятия, различных условий, требующих соответствующего разграничения функций. На небольших предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.

На большинстве средних и крупных предприятий эту функцию выполняют специальные отделы материально-технического снабжения (ОМТС), которые построены по функциональному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

Характерным типом структуры службы снабжения является смешанный, когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения: плановое, диспетчерское. Смешанный тип структуры отдела снабжения - это наиболее рациональный метод строения, который способствует повышению ответственности работников, улучшению материально-технического обеспечения производства.

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов, планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами, устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства, контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

На предприятиях машиностроения служба снабжения кроме ОМТС (отдела материально-технического снабжения) включает отдел внешней кооперации или бюро, группу, которая может входить в состав ОМТС.

Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами), могут строиться по функциональному или товарному признаку.

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства предприятие создает отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.

Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, когда подразделения имеют свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения производственных цехов и участков материальными ресурсами, контролю за их исполнением. Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:

В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному.

Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТС, установление хозяйственных связей и координация работы служб снабжения, входящих в предприятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предприятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного подчинения.

Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.

Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурным группам, сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов. Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов.

Введение

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерция, составным элементом которой является материально-техническое обеспечение.

Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции; производительность труда, себестоимость продукции, прибыль.

В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут узнать: что, где и к какому времени требуется. Однако служба МТО должна проверять заказы производства с точки зрения заказанных материалов техническим условиям, и кроме того, с учетом имеющихся запасов.

Деятельность службы МТО не ограничивается только этой деятельностью. Следовательно, актуальным вопросом является изучение функций службы МТО, ее влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

Переход предприятий к организации производственно-хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в РФ играли формальную роль, коммерческие службы предприятия, в том числе и служба МТО имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация службы МТО предприятия на современном этапе.

Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому деятельность служб предприятия, в том числе службы МТО должна быть нацелена на конечный финансовый результат – прибыль.

Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.

Повышенное внимание уделяется возможностям улучшения структуры потребляемых сырья и материалов. Особенно актуальным является использование новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупках материальных ресурсов, развитие и увеличение объема услуг по завозу, складированию, складской обработке, предоставлению предприятиям информации в взаимодействии с транспортными организациями, способах перевозки закупаемых материальных ресурсов и других логистических услуг.

В связи с этим необходимо уделить особое внимание содержанию коммерческой деятельности при закупке материальных ресурсов на предприятии.

Область изучения вопросов организации коммерческой деятельности по закупке материальных ресурсов достаточно емкая, представляет практический интерес.

Целью данной дипломной работы является изучение теоретических, методических основ по организации материально-технического обеспечения на предприятии.

Объектом исследования является деятельность предприятия по закупкам материальных ресурсов.

Успешное достижение поставленной цели зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

На основе мнений экономистов, обзора научной литературы показать необходимость правильной организации коммерческой работы предприятия по закупкам материальных ресурсов;

Раскрыть роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия;

В аналитическом плане – провести целевой анализ деятельности предприятия, описать работу предприятия по организации материально-технического обеспечения;

На основе проведенного анализа и аналитических расчетов выявить и сформулировать проблемы, определить основные направления, пути и перспективы их решения.


1. Организация мто на предприятии

1.1. Роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия

В условиях перехода от централизованного управления экономикой на рыночные принципы неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерческая деятельность, одним из основных аспектов которой является материально-техническое обеспечение. Обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и всевозможными полуфабрикатами связано с выполнением таких функций, как оптовые закупки, транспортировка, складская переработка, хранение материальных ресурсов и другое.

Эти функции планируются, контролируются, регулируются и осуществляются специализированными службами в координации с другими коммерческими службами предприятия.

В связи с этим представляется целесообразным определить роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия.

При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло.

Формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия должно включать два аспекта: определение места в структуре управления предприятием – установление соподчиненности и функций; распределение функций между отдельными группами и работниками. Снабженческая политика предприятия должна строиться в направлении улучшения структуры потребляемых материальных ресурсов, использования новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупке продукции, а также повышении конкурентоспособности предприятия.

Предприятия, создавшие у себя хорошо отлаженный снабженческий аппарат, обладают большим конкурентным преимуществом, поскольку деятельность службы МТО направлена на планомерное, комплексное и ритмичное обеспечение производственных объединений, предприятий, цехов, участков, а также рабочих мест необходимыми видами материальных ресурсов, соответствующих требованиям нормативно-технических документов в интересах ритмичной и эффективной работы предприятия.

Однако, даже самый лучший аппарат снабжения предприятия не дает требуемого эффекта, если не будет обеспечен менеджментом надлежащего уровня.

В связи с этим, следует отметить, что от эффективности деятельности структурных подразделений, отвечающих за материально-техническое обеспечение, зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия.

Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления: подбор кадров, организация стимулирования работников, информационное обеспечение, внедрение логистики в свою работу. При этом на построение организационной структуры службы МТО оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

Технические;

Экономические;

Организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Техническими факторами также являются назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организационную структуру службы МТО предприятия, относятся: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производства, конъюнктура рынка сырья и материалов, формы расчетов за закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок, нетранзитных партий отгрузки и другое.

Факторы организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов.

Многообразие факторов, воздействующих на структурное построение коммерческих служб, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур службы МТО.

До 70-х гг. в странах рыночной экономики была широко распределена децентрализованная форма организации материального снабжения. Каждое предприятие, самостоятельно обеспечивало себя необходимыми материально-техническими средствами. Причем снабжение осуществлялось в рамках производственной деятельности предприятия.

Начиная с 70-х гг. децентрализованное обеспечение промышленных фирм постепенно заменяется централизованным. Централизация закупок материальных ресурсов обусловило необходимость создания самостоятельных служб МТО. Вице-президент фирмы, возглавляющий МТС, получил одинаковые права с вице-президентом, отвечающим за производственную и финансовую деятельность. Центральной службой снабжения производится политика закупок, вырабатывается «стратегия снабжения», которая заключается в решении основной проблемы: закупать те или иные виды материально-технических ресурсов либо производить их самостоятельно. Но главная функция службы снабжения фирмы – закупка основных видов материально-технических ресурсов с наименьшими затратами. В центральной службе снабжения предприятия проводятся постоянные наблюдения за рынком сырья и материалов, изучается конъюнктура спроса и предложения, в ней сосредоточено информация о новых материалах, возможностях их применения, технологии их производства.

В 80-х гг. среди западных промышленных фирм получило распространение новая концепция управления материалами, которая предусматривает установление единого руководства и координацию закупок материалов, их доставку на предприятия, контроль за запасами. В фирмах, организация управления закупками материально-технических ресурсов на основе новой концепции, появляются управляющие материалами. Причем управляющий материалами получил в ведение функции транспортировки материально-технических ресурсов на предприятия, которые раньше контролировались производственным аппаратом. Результатом подобной реорганизации было улучшение оперативного управления, сокращение сроков доставки материальных ресурсов, уменьшение размеров запасов и ускорение их оборота.

Биография

Начальник - Егорова Татьяна Николаевна
Адрес: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 56, кабинет №229
т. 8 (8 352) 62-61-51


Задачи и функции отдела


1. Отдел реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1.1. Материально-техническое снабжение Управления и его территориальных отделов, включая обеспечение оргтехникой и периодическими изданиями;
1.2. Создание хозяйственно – бытовых условий для эффективности работы сотрудников Управления;
1.3. Осуществление контроля за функциональным состоянием служебных помещений гражданских служащих центрального аппарата;
1.4. Участие в проведении процедур по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях материально-технического обеспечения Управления и его территориальных отделов;
1.5. Организация технического обслуживания и ремонта офисной техники;
1.6. Обеспечение коммунально-эксплуатационного обслуживания и содержания зданий и сооружений Управления и его территориальных отделов;
1.7. Подготовка годовых планов капитального строительства и капитального ремонта;
1.8. Организация (включая разработку, согласование и утверждение предпроектной и проектной документации) и контроль за проведением капитального строительства или капитального ремонта административных и иных зданий и сооружений Управления и его территориальных отделов;
1.9. Составление проектов годовых планов потребности центрального аппарата Управления и территориальных отделов в основных средствах, капитальных вложениях, топливно-энергетических ресурсах и транспорте;
1.10. Обеспечение освоения выделенных финансовых средств на материально-техническое, хозяйственное обеспечение Управления, а также лимитов на капитальное строительство, капитальный и текущий ремонт и материальные ресурсы;
1.11. Осуществление подготовки технических заданий при проведении процедур по размещению заказов для заключения государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Управления по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
1.12. Организация и обеспечение бесперебойной работы автомобильного транспорта в аппарате Управления и территориальных отделах;
1.13. Осуществление технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей;
1.14. Транспортное обеспечение деятельности Управления;
1.15. Материально-техническое обеспечение пожарной безопасности;
1.16. Уучастие в проведении комплексных и тематических проверок территориальных отделов по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
1.17. Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела;
1.18. Координация и контроль за деятельностью структурных подразделений и территориальных отделов Управления по вопросам, отнесенным к ведению отдела;
1.19. Выполнение иных функций по поручению руководства Управления, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рекомендуем почитать

Наверх