Кругосветное плавание экспедиции ф магеллана. Кругосветное путешествие магеллана

Водоёмы 13.10.2019
Водоёмы

«Виктория» – первый корабль, обошедший вокруг света в составе экспедиции Фернана Магеллана.

20 сентября 1519 года из испанского порта Санлукар-де-Беррамеда вышло пять парусников: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория» . В литературе их чаще всего называют каравеллами , но «Виктория» вероятнее всего была караккой - самый распространенный тип парусного судна XV-XVI века. Вероятнее всего «Виктория» имела три мачты. Фок и грот-мачты несли два яруса прямых парусов, бизань – один косой парус, под бушпритом (который в те времена тоже считали за мачту) поднимали блинд. Парусник был вооружен примерно сорока пушками разного калибра.

Точных данных о размерах судна нет из-за разницы мер. Одни исследователи полагают, что магеллановская тонна примерно соответствовала тонне современной, другие - что она превышала современную тонну в 2,43 раза. Поэтому тоннаж «Виктории» разных источниках колеблется от 85 до 206 тонн.

Командовал эскадрой португалец Фернан Магеллан . Целью путешествия было достичь Молуккских островов , богатых столь ценимыми в Европе пряностями, западным путем - обогнув Южную Америку. До Магеллана никому из мореплавателей еще не удавалось найти пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, но Фернан Магеллан не сомневался в его существовании.

Снаряжал экспедицию испанский король Карл V. Изначально Магеллан обращался с идеей совершить подобное путешествие к португальскому монарху Мануилу I, но тот не поддержал идею путешественника.

Плавание изначально было рассчитано на 2 года, но продлилось значительно дольше.

Парусник «Виктория» был назван Магелланом в честь церкви, где знаменитый капитан давал присягу испанскому королю. «Виктория» не была флагмансикм судном. Капитан Магеллан командовал «Тринидадом» . Капитаном «Виктории» назначили Луиса де Мендоса.

Всего на пяти кораблях по разным данным находилось от 265 до 280 человек.

В ноябре 1520 года через наконец-то обнаруженный пролив экспедиция вышла в неведомый океан, названный Магелланом Тихим. За первый год плавания флотилия потеряла 2 корабля: каравелла «Сантьяго» затонула, а на «Сан-Антонио» произошел бунт, в результате чего команда парусника отказалась от дальнейшего путешествия и повернула обратно в Испанию.

Более ста дней моряки провели в Тихом океане, попав в полосу штиля. За это время на кораблях кончилось продовольствие. Экипажам приходилось питаться древесными опилками и варить кожаные ремни и предметы одежды. От голода и цинги погибли 19 членов экспедиции. Остальные были крайне истощены.

Весной 1521 года три парусника достигли острова Гуам. На островах морякам удалось отдохнуть и пополнить свои запасы. Но между путешественниками и местными жителями постоянно возникали конфликты и вооруженные стычки. В одном из таких столкновений на островах, впоследствии названных Филиппинскими , 27 апреля 1522 года погиб командир экспедиции капитан Фернан Магеллан .

Руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян де Элькано - капитан судна «Консепсьон» . Его первым решением было возвращаться домой в Испанию. Но прежде моряки все-таки побывали на Молуккских островах - куда и держал путь Магеллан. Там путешественники закупили большое количество различных пряностей. На этих же островах остались два из трех кораблей экспедиции – «Консептсьон» был сожжен по причине крайней ветхости, а «Тринидад» поставлен на ремонт.

И вот 7 сентября 1522 года последний из пяти парусников Магеллана «Виктория» вернулся в родную гавань Санлукар-де-Баррамед. Восемнадцать моряков из почти трех сотен отправившихся в путешествие сошли на берег. Внешне «Виктория» напоминала корабль-призрак, настолько плохо было ее состояние. А моряки были похожи на живые скелеты. Прямо от трапа корабля они отправились в церковь - ставить свечи в благодарность за свое возвращение. Среди выживших был и Антонио Пигафетта - летописец экспедиции.

Тем не менее, экспедиция считалась крайне успешной. Была не только подтверждена гипотеза о том, что Земля – шар, открыт новый путь в Индию через Тихий океан, но и введено понятие «линии перемены дат» – за время плавания путешественники обнаружили, что прибыли в Испанию на сутки позже, чем было рассчитано в календаре, который велся в путешествии. Впоследствии это открытие привело к введению часовых поясов. Кроме того, денег вырученных от продажи пряностей хватило, чтобы покрыть все расходы экспедиции.

Все почести, связанные с завершением кругосветного путешествия, достались де Элькано - король Испании утвердил личный герб де Элькано, на котором были изображены восточные пряности, Земной шар и надпись «Ты первый обогнул меня» на латыни – Primus circumdedisti me .

В XX веке появилось несколько реплик легендарного парусника, впервые обошедшего вокруг света. В 1992 году была построена испанская реплика «Виктории» . Ее строительство было приурочено к выставке в городе Севилья. В 2004-2005 годах «Виктория» совершила кругосветное путешествие по маршруту Магеллана. Сейчас парусник служит кораблем-музеем.

В 1999 году в кругосветное путешествие отправилась чешская реплика «Виктории» , построенная Рудольфом Крауснайдером. Условия на паруснике были максимально приближены к XVI веку: на судне отсутствовал не только двигатель, но и даже гальюн! Тяжелое путешествие вынесли не все, и экипаж за время плавания несколько раз менялся. Чешская «Виктория» обогнула Землю за 5 лет, что на 2 года дольше экспедиции Магеллана.

В 2011 году была построена еще одна реплика знаменитого парусника - в Чили. Строительство было приурочено к двухсотлетнему юбилею появления европейцев на континенте. Сейчас чилийская «Виктория» стоит в городе Пунта-Аренас и открыта для посещения.

Пять кораблей во главе с «Викторией» отправились на запад, чтобы вернуться домой с востока - Магеллан, как и Колумб, верил, что Земля круглая.

Более 17 000 км проплыл путешественник вместе со своими товарищами морями и океанами, где их поджидали испытания и немало опасностей.

Фернан Магеллан открыл неизвестное к тому времени Европе атлантическое побережье Южной Америки . Благодаря системе безопасности, которую придумал мореплаватель, его корабли ни разу не потеряли друг друга в морских просторах.

А знаешь ли Ты, дорогой друг, что название Тихому океану дал именно Фернан Магеллан? И не зря. За целых четыре месяца плавания океаном не произошло ни одного шторма.

Путешествие оказалось намного сложнее, чем ожидал Магеллан. Экипаж охватили голод и болезни. Достигнув в 1522-м невиданных ранее Филиппинских островов, Магеллан погиб в схватке с туземцами.

Уцелевший экипаж поспешно вернулся на судна и продолжил движение на запад. Домой суждено было вернуться только двум кораблям. В сентябре 1522-го завершила кругосветное путешествие «Виктория». Чуть позже прибыл и«Тринидад» . Богатства, привезенные моряками этого корабля, позволили полностью возместить убытки от потери других судов.

Итак, как Ты уже догадался, Магеллан и его соратники доказали, что Земля все-таки круглая и, поплыв на запад, можно вернуться назад с востока. Обнаружили путешественники и то, что на планете больше океанов, а не суши, как считал ранее Колумб.

Путешествие Магеллана имело большое значение для лучшего понимания мира человечеством. В честь известного мореплавателя назвали пролив , отделяющий материк Южной Америки от островов Огненной Земли.

Имя путешественника носят и два скопления звезд - Большое и Малое Магеллановы облака .

Имя: Фернан Магеллан

Государство: Португалия, Испания

Сфера деятельности: Мореплаватель

Величайшее достижение: Совершил первое в мире кругосветное путешествие.

Фернан Магеллан родился в 1480 году, 3 февраля, в Португалии. Магеллан был исследователем и мореплавателем. Он организовал первое в Европе кругосветное путешествие. Экспедиция Магеллана стала первым неоспоримым доказательством того, что Земля круглая.

Ранние годы

Фернан Магеллан родился в Порту (Португалия), в 1480 году. Его родители принадлежали дворянскому роду и молодой Магеллан в раннем возрасте поступил на службу королевской семьи. Ему было всего 12 лет, когда он стал королевским пажем Леоноры Ависской. Магеллан с детства изучал картографию, астрономию и навигацию по звездам.

Магеллан поступил на службу на флот Португалии в 1505 году. Он плавал в Восточную Африку, затем участвовал в боях при Диу, в ходе которых Португалия одержала победу и разбила египетский флот. Фернан дважды ездил в Малакку (Малазия) и принимал участие в захвате порта португальской армией.

Также, он участвовал в экспедиции к Молуккским островам, носившим в то время название Острова Специй. Торговля специями в Европе времен Магеллана была очень прибыльной и порождала большую конкуренцию. Молуккские острова стали основным источником ценнейших специй, таких, как гвоздика и мускатный орех.

В 1513 году Магеллан был ранен в бою в Северной Африке, но король учел все его заслуги и оказал ему помощь. В 1517 году он отправился в Севилью, чтобы поступить на государственную службу в Испании.

Исследования для Испании

Испания и Португалия во времена Магеллана были крупными державами, находившимися в большой конкуренции друг с другом. Обе страны претендовали на недавно открытые регионы Северной и Южной Америки и востока. В 1494 году Португалия с Испанией заключили Тордесильясский договор, определяющий сферы влияния для каждой державы. Португалия могла рассчитывать на все территории от Бразилии до Ост-Индии, а Испания на западные земли от Бразилии до Кабо-Верде.

В сущности, договор делил земной шар на две половины между двумя странами. Испанцы еще не успели изучить своей половины Земли, но они предполагали, что смогут обнаружить там часть Островов Специй. Магеллан предложил проверить это предположение снарядив экспедицию на запад.

Для грандиозной экспедиции Магеллана другими исследователями уже был проложен путь. Одним из них был (1451-1506), проплывший на запад от европейского побережья до Карибских островов. Колумб неверно оценил дистанцию между Европой и Ост-Индией. Он открыл Америку и Панамский перешеек к Тихому Океану. После его плавания многие исследователи были одержимы идеей поиска пути через Америку на восток, чтобы дать Испании возможность доступа к Островам Специй. Одним из таких исследователей был Магеллан.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Король Испании Карл V (1500-1558) принял предложение Магеллана и 20 сентября 1519 года ему поручили возглавить флотилию из пяти кораблей. Флотилия должна была направиться в Атлантику.

Вместе с Магелланом в плавание отправился и его шурин — Дуарте Барбоса. Прибыв в Бразилию, флотилия направилась вдоль южноамериканского побережья в бухту Сан-Хулиан, в Патагонию.

Там исследователи простояли с марта по август 1520 года. За это время на кораблях была попытка поднять мятеж против капитана, который был подавлен. Впоследствии, однако, мятежный корабль Сантьяго был полностью разрушен, а его экипаж взяли на борт остальные корабли.

Покинув Сан-Хулиан флотилия направилась на юг. 21 октября 1520 года она вошла в пролив, который теперь носит имя Магеллана. 28 ноября в Тихий океан вошли только три корабля. Затем последовало длительное плавание на север через Тихий океан. 6 марта 1521 года флотилия встала на якорь в Гуаме.

Магеллан направился на восток в Себу (Филиппины), где пытался добиться помощи от местного правительства. Поневоле был втянут в военные действия и убит в бою 27 апреля 1521 года. Барбоса тоже вскоре был убит. Оставшаяся команда была вынуждена уничтожить Консепсьон (корабль), и великое кругосветное путешествие было завершено. Корабль Магеллана – Викторию возглавил бывший мятежник Хуан Себастьян дель-Кано. Он пересек Индийский океан и с мыса Доброй надежды наконец вернулся на Севилью 8 сентября 1522 года. Тем временем, Тринидад (корабль) попытался вернуться на родину через Тихий океан. На Молуккских островах экипаж был захвачен португальцами и отправлен в тюрьму. Только четверо из них позже смогли вернуться в Испанию.

Наследие Магеллана

В экономическом отношении проект Магеллана был провальным для Испании. Португалии в результате раздела мира досталась более выгодная в отношении ресурсов часть света. Испания же просчиталась так и не получив доступа к Молуккским островам. Магеллан потерял флотилию, людей и собственную жизнь. Несмотря на это, его плавание стало важнейшим историческим событием, ведь это было первое доказательство того, что Земля является шаром. Путешествие Магеллана считается одним из важнейших исследований за всю историю человечества.

Фернандо Магеллан и первая кругосветная экспедиция

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Старт экспедиции

20 сентября 1519 года 5 кораблей вышли в поход из устья Гвадалкивира. Магеллан заранее разработал для флотилии специальную систему сигналов, позволявшую судам не терять друг друга в открытом море . Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний.

К счастью для потомков и историков, на флагманском судне Магеллана «Тринидад» плыл человек по имени Антонио Пигафетта , который вел дневник и с оставил подробный отчет о всех событиях . Благодаря ему в путешествии флотилии Магеллана почти нет «белых пятен», в отличие, например, от первого похода Колумба.

Зачем Магеллан скрывал от всех маршрут плавания?

Магеллан умышленно скрывал предполагаемый маршрут плавания, в том числе и от своих капитанов и кормчих. Почему? Чтобы не допустить утечки информации. Противостояние с португальцами было реальной угрозой. Заведомо было ясно, что флотилия должна будет спуститься южнее широты Йерро , что нарушало Тордесильясское соглашение . Да и в Америке неизбежно пришлось бы идти вдоль португальских владений.

Капитаны-испанцы по выходу в море стали требовать разъяснений о маршруте. Но даже тут Магеллан им отказал: «Ваша задача – следовать за мной». В результате правильных маневров Магеллану удалось ни разу не напороться на португальцев.

Испанские капитаны продолжали мутить воду. Самый «крутой» из капитанов-испанцев, командир «Сан-Антонио» Картахена, будучи поставленным «смотрящим» от короля, по вел себя неподобающим образом по отношению к командующему. Тогда Магеллан проявил твердость и арестовал Картахену. А капитаном на «Сан-Антонио» поставил своего человека - Алвару Мишкиту.

26 декабря 1519 года - устья реки Ла-Платы, где начались поиски предполагаемого пролива. Быстро выяснилось, что это не пролив, а именно устье реки, только очень большое.

Поиски пролива продолжились, экспедиция пошла на юг вдоль побережья.

31 марта 1520 года, дойдя до 49°ю.ш. флотилия встала на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан . (Напомним, что зима в южном полушарии приходится на наше лето.)

Мятеж в бухте Святого Хулиана

Встав на зимовку, Магеллан распорядился урезать пайку уменьшить нормы выдачи продовольствия. Что вызвало понятное недовольство команды. Этим и воспользовалась кучка заговорщиков. События начали развиваться стремительно, как в остросюжетном приключенческом романе.

1 апреля 1520 , в Вербное воскресенье, Магеллан пригласил капитанов на церковную службу и праздничный обед. Капитан «Виктории» Мендоса и капитан «Консепсьона» Кесадо демонстративно игнорировали приглашение. В ночь с 1 на 2 апреля начинается мятеж. Бунтовщики проникли на «Сан-Антонио», захватили спящего капитана Мишкиту и заковывали того в цепи. Кормчего Хуана де Элорьягу, пытавшегося оказать сопротивление, Кесадо убивает ножом. Командование «Сан-Антонио» поручается Себастьяну Элькано.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Магеллан узнает про мятеж только утром. В его распоряжении остается два корабля «Тринидад» и «Сантьяго», уступавшие остальным судам в боевом оснащении. Видя свое превосходство, мятежники не пошли на вооруженное столкновение. Им было важно лишь отстранить Магеллана от власти. К командующему послали шлюпку с письмом, в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Мятежники согласны и далее считать Магеллана главным, но он должен считаться с ними и не действовать без их согласия. И пригласили Магеллана к себе для переговоров. Магеллан в ответ пригласил их к себе. Мятежники отказались.

Тогда Магеллану удается захватить их шлюпку. Имея большой опыт морских сражений еще по Индии и Юго-Восточной Азии, Магеллан решает первым нанести удар. Он садит в шлюпку «парламентариев» под началом Гомеса де Эспинозы и направляет ее к «Виктории», на борту которой находилось много португальцев. Поднявшись на борт, Эспиноза вручает капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начинает читать его с ухмылкой, но дочитать не успевает. Эспиноза наносит ему удар ножом в шею. Воспользовавшись замешательством команды, на борт «Виктории» взбирается еще одна группа сторонников Магеллана, уже хорошо вооруженная. Возглавлял «десантников» Дуэрте Барбоза, подошедший на другой шлюпке. Экипаж «Виктории» сдается без сопротивления. После чего «Тринидад», «Виктория» и «Сантьяго» перекрывают выход из бухты. Мятежники сделали попытку проскочить в океан мимо них, но «Сан-Антонио» обстреляли и взяли на абордаж. «Консепсьон» сдался на милость победителя.

Магеллан устроил над мятежниками трибунал, как во время военных действий. Видимо, он обладал такими полномочиями. Несколько десятков мятежников приговорили к смерти, но тут же помиловали по понятным причинам. Казнили только одного Кесаду. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно.

Интересно, что через несколько десятилетий история повторится. В 1577 году в эту же бухту зайдет , которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь

Экспедиция тронулась дальше на поиски пролива. Через некоторое время разбился о скалы посланный на разведку «Сантьяго». Магеллан сделал его командира Жуана Серрана капитаном «Консепсьона». Таким образом, все оставшиеся четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. «Сан-Антонио» командовал Мишкита, «Викторией» Барбоза.

Магеллан объявил команде, что будет искать пролив вплоть до 75° южной широты. Довольно смелое заявление – напомню, что Полярный круг находится на 66°, а 75° ю.ш. – это уже Антарктида!

21 октября 1520 под 52° ю.ш. корабли оказались возле узкого пролива, ведущего вглубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вода все время была соленой, а лот не доставал дна. Корабли вернулись с известием о возможной удаче.

Не будем рассказывать в деталях, как корабли в течение несколько недель шли в неизвестность по узкому, опасному проливу. Магеллан собрал общий сбор капитанов для выработки стратегии. Эстебан Гомеш, кормчий «Сан-Антонио» высказался за возвращение домой ввиду полной неопределенности впереди. Но Магеллан хорошо знал историю похода Бартоломео Диаша, который обошел Африку с юга, но уступил требованиям команды и не пошел дальше. После чего Диаша, несмотря на все заслуги, больше никогда не допускали руководить экспедициями.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Магеллан берет всю ответственность на себя и объявляет, что будет идти вперед несмотря ни на что. И они пошли вперед. Но Гомеш улучил момент, взбунтовал команду, арестовал капитана Мишкиту и увел таки «Сан-Антонио» в Испанию.

Оставшиеся три корабля Магеллан 28 ноября 1520 вывел на океанский простор.

Тихий океан

Выйдя из пролива, флотилия 15 дней шла круто на север. После 38° ю. ш. повернула на северо-запад, а дойдя до 30° ю. ш., повернул на северо-запад. Магеллан такими маневрами пытался «попасть» точно в Острова Пряностей, координаты которых по широте он знал.

Новый океан все время перехода оставался спокойным, за что получил от команды Магеллана прозвание Тихий. Так оно и закрепилось за ним. Всего прошли по водной глади этого океана 17000 километров. Почти четыре месяца длилось это плавание. Все запасы кончились, команда просто вымирала от истощения.

Острова в океане

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Переход через Тихий океан закончился. Магеллан таки промахнулся и вышел севернее Молуккских островов. (Возможно, умышленно, чтобы избежать случайного столкновения с португальцами). Острова были обитаемы и на них знали о существовании европейцев. Здесь моряки отъелись, восстановили силы. А Магеллан зачем-то ввязался во внутриполитические распри местных вождей.

Последний бой Фернандо Магеллана. Так погиб великий мореплаватель

В результате боевых столкновений с аборигенами храбрый рыцарь Фернандо Магеллан погиб смертью храбрых. Поэтому он и не смог совершить кругосветное поавание! ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Тело его так и осталось у островитян, как они с ним поступили – неизвестно. Оставшись без предводителя, испанцы вынуждены были срочно ретироваться. Летописец экспедиции Антонио Пигафетта достаточно подробно описал, как погиб великий мореплаватель.Во главе экспедиции встали Жуан Серран и Дуарте Барбоза.

Непонятно, зачем было тратить столько времени и сил на разные Марианские и Филиппинские острова, когда цель – Острова Пряностей, была так близка? Если бы Магеллан пошел сразу к Молуккским островам, загрузился пряностями, провизией и отбыл обратно тем же путем, что и пришел, то он на 100% выполнил бы поставленную задачу. Но, увы!

Экспедиция все же побывала на Молуккских островах и сумела забить трюмы пряностями. Но испанцам стало известно, что португальский король приказал задержать Магеллана, а корабли захватить как военную добычу. Сил для войны не было. Корабли обветшали. «Консепсьен» сожгли ввиду невозможности ремонта. Остались только «Тринидад» и «Виктория». «Тринидад» подлатали, и он отправился назад, прямо на восток к берегам Панамы. Попав в полосу встречных ветров, вернулся и угодил в плен к португальцам.

Назад в Испанию или партизанская кругосветка «Виктории»

«Виктория» же, под командованием Хуана Себастьяна Элькано , пошла домой уже известным путем вокруг Африки. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Причем от Молуккских островов решили уходить огородами, как партизаны приняли круто к югу, чтобы пройти в стороне от португальских торговых путей. «Виктория» смело пересекла Индийский океан в самом широком месте, обогнула Мыс Доброй Надежды, 2 месяца шла на север и 9 июня 1522 года добралась до Островов Зеленого мыса. Это была португальская вотчина, но другого выхода у испанцев не было – закончились абсолютно все припасы воды и еды. Пришлось прибегнуть к хитрости.

Вот что пишет Пигафетта :

«В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше»

Победное возвращение «Виктории»

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании. 18 едва живых моряков и только один корабль из пяти вернулся в родную гавань. Этот корабль первым в мире совершил кругосветное плавание, оставив за кормой три мировых океана и более пятидесяти тысяч километров.

Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля «Тринидад» были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

Итоги экспедиции Магеллана

Это первое в истории человечества кругосветное плавание явилось главным и последним доказательством шарообразности земли.

Экспедиция доказала, что следуя на запад, можно достичь Молуккских островов. Таким образом эти острова (равно как и другие территории) как бы автоматически переходили в сферу влияния Испании согласно (*).

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель четырех из пяти кораблей, дала значительную прибыль.

В отличие от предыдущих экспедиций отчет о экспедиции Магеллана был опубликован и опубликованы подробные путевые записи Антонио Пигафет ты.

Потерянный день

Кроме того именно команда «Виктории» впервые обнаружила «потерянный день». На судне тщательно вели вахтенный журнал. Ни одного дня не было пропущено. Но так как хронометров на кораблях тогда еще не было, то время отмеряли песочными часами – склянками. Будь у них надежные механические часы, уже в Тихом океане стало бы ясно, что часы показывают что-то не то – если в Испании был полдень, то в проливе Магеллана солнце уже садилось. Но хронометров не было, постепенное изменение поясного времени заметить невозможно. В сумме же оказалось, что участники экспедиции потерян целый день. И тем не менее, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли», точнее, выиграли целый день. Таким образом путешественники вернулись помолодевшими на одни сутки! Это явление теперь описывается в школьных учебниках, а тогда вызвало у всех огромное недоумение.

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, экспедиции вокруг Земли, во время которых пересекаются все меридианы или параллели Земли. Кругосветные плавания проходили (в разной последовательности) через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, совершались первоначально в поисках новых земель и торговых путей, что привело к Великим географическим открытиям. Первое в истории кругосветное плавание совершено испанской экспедицией в 1519-22 во главе с Ф. Магелланом в поисках прямого западного пути из Европы в Вест-Индию (куда испанцы направлялись за пряностями) под командованием шести сменявшихся капитанов (последний - Х. С. Элькано). В результате этого важнейшего в истории географических открытий плавания была выявлена гигантская акватория, названная Тихим океаном, доказано единство Мирового океана, поставлена под сомнение гипотеза о преобладании суши над водами, подтверждена теория шарообразности Земли, появились неопровержимые данные для определения её истинных размеров, возникла мысль о необходимости введения линии перемены дат. Несмотря на гибель Магеллана в этом плавании, именно его следует считать первым кругосветным мореходом. Второе кругосветное плавание осуществил английский пират Ф. Дрейк (1577-80), а третье - английский пират Т. Кавендиш (1586-88); они проникли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата испанских судов. Дрейк стал первым капитаном, полностью совершившим кругосветное плавание. Четвёртое кругосветное плавание (вновь через Магелланов пролив) осуществила нидерландская экспедиция О. ван Норта (1598-1601). Нидерландская экспедиция Я. Лемера - В. Схаутена (1615-17), снаряжённая конкурирующими купцами-соотечественниками для устранения монополии Нидерландской Ост-Индской компании, проложила новый путь вокруг открытого ею мыса Горн, но агенты компании захватили их корабль у Молуккских островов, а уцелевшие моряки (в том числе Схаутен) окончили кругосветное плавание уже как арестанты на её судах. Из трёх кругосветных плаваний английского мореплавателя У. Дампира наиболее значительное - первое, которое он выполнил на разных судах с большими перерывами в 1679-91, собрав материалы, позволившие считать его одним из основоположников океанографии.

Во 2-й половине 18 века, когда обострилась борьба за захват новых земель, Великобритания и Франция направили в Тихий океан ряд экспедиций, в числе которых первая французская кругосветная экспедиция под началом Л. А. де Бугенвиля (1766-69), открывшая в Океании ряд островов; среди участников этой экспедиции была Ж. Баре - первая женщина, совершившая кругосветное плавание. Эти плавания доказали, хотя и не полно, что в Тихом океане, между параллелями 50° северной широты и 60° южной широты, к востоку от азиатских архипелагов, Новой Гвинеи и Австралии нет больших массивов суши, кроме Новой Зеландии. Английский мореплаватель С. Уоллис в кругосветном плавании 1766-68 годов впервые с применением нового способа счисления долгот довольно точно определил положение острова Таити, нескольких островов и атоллов в западной и центральной частях Тихого океана. Крупнейших географических результатов добился английский мореплаватель Дж. Кук в трёх кругосветных плаваниях.

В 19 веке состоялись сотни кругосветных плаваний с торговыми, промысловыми и чисто научными целями, продолжены открытия в Южном полушарии. В 1-й половине 19 века выдающуюся роль сыграл российский парусный флот; во время первого кругосветного плавания, совершённого на шлюпах «Надежда» и «Нева» И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-06), выявлены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, объяснены причины свечения моря. Последовавшие десятки других российских кругосветных плаваний связали сравнительно дешёвым морским путём Санкт-Петербург с Дальним Востоком и российскими владениями в Северной Америке, укрепили российские позиции в северной части Тихого океана. Российские экспедиции внесли крупный вклад в развитие океанографии и открыли много островов; О. Е. Коцебу во время своего второго кругосветного плавания (1815-18) впервые высказал верное предположение о происхождении коралловых островов. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21) на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 января, 5 и 6 февраля 1820 года почти вплотную подошла к побережью мифической до этого Южной Земли - Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты и Берег Принцессы Астрид), выявила дугообразный подводный хребет длиной 4800 км, нанесла на карту 29 островов.

Во 2-й половине 19 века, когда парусные суда были вытеснены пароходами и завершены основные открытия новых земель, состоялись три кругосветных плавания, внёсшие большой вклад в изучение рельефа дна Мирового океана. Британская экспедиция 1872-76 годов на корвете «Челленджер» (капитаны Дж. С. Нэрс и сменивший его в 1874 Ф. Т. Томсон) в Атлантическом океане обнаружила ряд котловин, жёлоб Пуэрто-Рико, подводные хребты вокруг Антарктиды; в Тихом океане выполнены первые определения глубин в ряде подводных котловин, выявлены подводные поднятия и возвышенности, Марианский жёлоб. Германская экспедиция 1874-76 на военном корвете «Газель» (командир Г. фон Шлейниц) продолжила открытия элементов рельефа дна и промеры глубин в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Российская экспедиция 1886-89 на корвете «Витязь» (командир С. О. Макаров) впервые выявила главные законы общей циркуляции поверхностных вод Северного полушария и обнаружила существование «холодного промежуточного слоя», сохраняющего в водах морей и океанов остатки зимнего охлаждения.

В 20 веке крупные открытия сделаны во время кругосветных плаваний в основном антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды, в том числе британской экспедицией на теплоходе «Дискавери-Н» под командованием Д. Джона и У. Кэри, которая в 1931-33 годах в южной части Тихого океана обнаружила поднятие Чатем, проследила на протяжении почти 2000 км Южно-Тихоокеанский хребет и провела океанографическую съёмку антарктических вод.

В конце 19 - начале 20 века стали проводиться кругосветные плавания с учебными и спортивно-туристическими целями, в том числе одиночные. Первое одиночное кругосветное плавание осуществил американский путешественник Дж. Слоукум (1895-98), второе - его соотечественник Г. Пиджен (1921-1925), третье - французский путешественник А. Жербо (1923-29). В 1960 году прошло первое кругосветное плавание на подводной лодке «Тритон» (США) под командованием капитана Э. Бича. В 1966 отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение. В 1968-69 первое одиночное безостановочное кругосветное плавание осуществил на парусной яхте «Сухаили» английский капитан Р. Нокс-Джонстон. Первой из женщин одиночное кругосветное плавание совершила в 1976-78 польская путешественница К. Хойновская-Лискевич на яхте «Мазурек». Великобритания первой ввела кругосветные гонки одиночек и сделала их регулярными (с 1982). Российский мореплаватель и путешественник Ф. Ф. Конюхов (родился в 1951) совершил 4 одиночных кругосветных плавания: 1-е (1990-91) - на яхте «Караана», 2-е (1993-94) - на яхте «Формоза», 3-е (1998-99) - на яхте «Современный гуманитарный университет», участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», 4-е (2004-05) - на яхте «Алые Паруса». Первое кругосветное плавание российского учебного парусника «Крузенштерн» в 1995-1996 было приурочено к 300-летию российского флота.

Первое кругосветное путешествие с запада на восток осуществил П. Тейшейра (Португалия) в 1586-1601 годах, обогнув Землю на судах и пешком. Второе в 1785-1788 - совершил французский путешественник Ж. Б. Лессепс, единственный оставшийся в живых участник экспедиции Ж. Лаперуза. В последней трети 19 века, после опубликования романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872), получили распространение кругосветные путешествия за рекордное время. В 1889-90 американская журналистка Н. Блай обогнула Землю за 72 дня, в конце 19 - начале 20 века этот рекорд неоднократно улучшался. Во 2-й половине 20 века кругосветные плавания и путешествия уже не представлялись чем-то экзотическим, к ним добавились широтные. В 1979-82 годах впервые в истории человечества Р. Файнс и Ч. Бертон (Великобритания) совершили кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану со сравнительно короткими отклонениями к востоку и западу через оба полюса планеты (на судах, автомашинах, мотонартах, моторных лодках и пешком). Путешественники внесли вклад в географическое изучение Антарктиды. В 1911-13 российский спортсмен А. Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания принадлежит германскому дирижаблю «Граф Цеппелин» под командованием Г. Эккенера: в 1929 за 21 сутки он преодолел с тремя промежуточными посадками около 31,4 тысяч км. В 1949 американский бомбардировщик В-50 (командир - капитан Дж. Галлахер) совершил первый беспосадочный кругосветный перелёт (с дозаправкой в воздухе). Первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли в 1961 выполнил советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1986 британский экипаж произвёл первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Д. Рутан и Дж. Йигер). Супруги Кейт и Дейвид Грант (Великобритания) с тремя детьми осуществили кругосветное путешествие в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они выехали с Оркнейских островов (Великобритания) в 1990, пересекли океаны, страны Европы, Азии и Северной Америки и в 1997 вернулись на родину. Конное кругосветное путешествие в 1992-98 совершили российские путешественники П. Ф. Плонин и Н. К. Давидовский. В 1999-2002 годах В. А. Шанин (Россия) проехал вокруг света на попутных машинах, самолётах, грузовых судах. На воздушном шаре в одиночку впервые облетел Землю в 2002 С. Фоссетт (США), он же в 2005 совершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте без дозаправки.

Лит.: Ивашинцов Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. [Сб. ст.]. М., 1953; Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М., 1954; Урбанчик А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5; Файнес Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992; Блон Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2; Слокам Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002; Пигафетта А. Путешествие Магеллана. М., 2009.

Рекомендуем почитать

Наверх