Чжун Юань Цигун: “Большое дерево” – аналог упражнения “Стояние столбом”. Источник: Сюи Минтан, Тамара Мартынова

Водоёмы 13.01.2024
Водоёмы

Сюи Минтан родился в семье известного хирурга. Окончил Пекинский университет по специальности инженер-программист, аспирантуру, 2 года стажировался в американском центре современных компьютерных технологий, работал несколько лет в лаборатории программирования АН Китая.

С раннего детства занимался Ушу, с университетской скамьи - цигун. Многолетняя практика, огромное упорство и врожденный талант позволили Сюи Минтану за невероятно короткое время овладеть мастерством и пройти обучение у многих выдающихся мастеров Китая.

Параллельно с основной специальностью изучал традиционную китайскую медицину и уже с третьего курса работал в качестве диагноста в Пекинской больнице.

В настоящее время является президентом Китайской ассоциации Чжун Юань цигун (с 1988г.), профессором Пекинской китайско-западной совместной больницы и Института науки о жизни АН Китая, членом Совета Всемирного академического общества медицинского цигун.

Проводит семинары и демонстрирует лечебные возможности системы Чжун Юань цигун и терапии мыслеобразами в разных странах мира.

Сам Сюи Минтан рассказывает о себе, о том как он пришел в цигун:

По образованию я инженер-программист. Я окончил Пекинский университет, аспирантуру и два года стажировался в американском центре современных компьютерных технологий. У нас был очень сильный выпуск - мои сокурсники хорошо продвигаются по службе и работают в престижных центрах разных стран мира. Я тоже начинал свою работу по специальности в Центре программирования Академии Наук Китая. А сейчас я занимаюсь цигун и тем, что связано с цигун.

У меня часто спрашивают, как это произошло и что побудило меня полностью изменить род деятельности и образ жизни.

Я родился в семье врача - известного хирурга. Мое раннее детство и школьные годы прошли, фактически, на территории больницы, где я сначала непроизвольно, а затем и сознательно наблюдал за пациентами, их болезнями и методами лечения. Можно сказать, что я все это изучал, так как часто присутствовал при обсуждении диагнозов, послеоперационном наблюдении, конси-лиумах… Поэтому вполне естественным было мое желание после окончания средней школы поступить в медицинский университет. Но отец мне этого не позволил, так как считал медицинскую деятельность очень трудной работой. Врачи в Китае живут в непосредственной близости от своей больницы, а иногда на ее территории, и в любое время суток их вызывают к больному.

У отца были необычные способности, странно воспринимавшиеся окружающими. Длительное время он и сам не подозревал о той силе, которая была заключена в его руках, - я хорошо помню это с 8-летнего возраста. Сейчас я понимаю, что его руки обладали особым видом энергии, которой можно было обезболивать. Когда при осмотрах пациентов ему приходилось пальпировать болезненные участки, то они не ощущали боли, особенно в послеоперационный период. Кроме того, результаты хирургического вмешательства были лучше, чем у других специалистов, так как практически отсутствовали послеоперационные осложнения и воспалительные процессы.

У отца было много знакомых и друзей. Они приходили за ним и увозили для диагностики, лечения, консультаций. Это могло быть среди ночи или днем после тяжелой операции. Его могли увезти в другой город во время отпуска, и никто не задумывался над тем, что это прерывает его отдых и отрывает от семьи. Отец никогда не отказывался помочь, но не хотел обрекать своего сына на такую жизнь, при которой человек не принадлежит себе.

Поэтому для дальнейшей учебы, с одобрения отца, я выбрал самое современное в те годы и перспективное направление - компьютерную технологию - и поступил в лучший ВУЗ страны - Пекинский университет. И там я познакомился с цигун. Сначала я отнесся к нему довольно спокойно, как к еще одному предмету, потому что меня привлекали активные виды спорта.

Как и многие китайские дети, я с детства занимался ушу, только, пожалуй, начал раньше других. За мое обучение принялся прадед - известный Мастер ушу - и очень усиленно тренировал меня в традициях школы Шаолинь.

Я родился в провинции Хенан, неподалеку от монастыря Шаолинь. Наша семья и все мои родные родом оттуда. Так уж случилось, что практически все мои предки по мужской линии занимались усиленно боевыми системами, многие из них достигали совершенства и считались непревзойденными воинами. На протяжении тысяч лет, вплоть до образования современного Китая, такого рода воинское искусство было жизненно необходимо и очень высоко ценилось, так как при этом, помимо тела, развивался и укреплялся дух, достигая порой больших высот. Один из моих предков, принц Кимнара, большой Мастер, достиг уровня Боддхисаттвы. За выдающиеся заслуги при жизни он стал впоследствии главным Ху Фа системы Чжун Юань цигун, и ему - представителю рода Сюи - посвящен специальный зал в монастыре Шаолинь.

Ху Фа - охранитель и страж, который выполняет функции защиты от посягательства злых духов и разных сущностей из нашего и иных миров. Очень часто Ху Фа выбирались из числа известных воинов, видных общественных деятелей, больших ученых и пр. в зависимости от того, что охранялось. В каждом монастыре на входе по обеим сторонам ворот устанавливают статуи Ху Фа в боевых доспехах своего времени, с суровыми лицами, часто в устрашающих позах. Во многих храмах Ху Фа стоят и перед входом во внутренние залы, часто по бокам от статуй Будды, императоров и тех, кого почитают и кому поклоняются. Ху Фа рисовали и на дверях канцелярий или жилых помещений… Чем выше был уровень Мастерства воина, тем более значимый объект он охранял: от внутренних покоев императорского замка и вплоть до целой системы или учения, которому следовали многие поколения адептов.

Мой прадед еще полностью следовал этой традиции, дед уже в меньшей степени, а отец и вовсе отошел от нее, посвятив свою жизнь медицине. Поэтому именно прадед сосредоточил на мне все свои усилия и старался передать то, что он сам, его отец, отец его отца и другие предки делали всю свою жизнь. Я много тренировался и думал, что буду серьезно заниматься этим видом спорта. Мой брат позже стал пятикратным чемпионом Китая и большим Мастером. (Здесь имеется в виду не родной брат, а брат по духу. В Китае ученики одного Учителя, одного Мастера, называют друг друга братьями.)

В университете я продолжал заниматься единоборствами и игровыми видами спорта. Но вот однажды на тренировке, глядя на моих сокурсников, я подумал: «Если, например, играть в баскетбол все время, то что можно из этого извлечь к старости?» Конечно, пока человек тренируется, баскетбол будет приносить какую-то пользу для его здоровья. Можно стать известным спортсменом или тренером, быть уважаемым специалистом в своем кругу, автором книг или учебников. Но если рассматривать это как жизненное направление, как цель, то какая, в конечном счете, от этого польза? И я почувствовал, что для меня этого недостаточно. Я не смог в этом виде спорта найти тот путь, идя по которому можно заниматься серьезным развитием себя не только как спортсмена или тренера, не только формировать какие-то черты характера, а постоянно совершенствовать себя как человеческое существо, имеющее и физическое тело, и душу. К другим видам спорта у меня возникло такое же отношение.

Я пришел к выводу, что если использовать спортивные занятия только как часть хобби, то, наверное, это хорошо, а если использовать их как цель жизни, то здесь чего-то не хватает. Ведь в случае серьезной травмы, старости или просто изменения экономических условий приходится менять вид спорта или отказываться от него вовсе. А возможности практиковать цигун от этого не зависят - в любых условиях можно продолжать практику. С этих позиций цигун - это очень хороший вид спорта .

Я начал глубже проникать в практику цигун, анализировать жизнь, свое окружение, осмысливать свой собственный опыт, свои знания.

Все мы живем в определенном мире, в определенной среде обитания. В нашей жизни много проблем, у каждого свои, но много общих, потому что все в этом мире взаимосвязано. Мы живем 50, 70, в редких случаях 100 лет, но потом все равно умираем. Почему в то короткое время, которое нам отпущено, мы чего-то ждем и не думаем о том, ЧТО мы можем совершить? Мы живем изо дня в день довольно однообразно: работаем, едим, спим. Мы думаем о зарабатывании денег, о еде, об имуществе… И когда я посмотрел, как живут мои друзья, мое окружение, семья, я подумал, как это ужасно, потому что мы не занимаемся развитием самих себя… Так жили мои дедушка и бабушка, их родители… И в конечном счете что же они оставили после себя кроме памяти и некоторых вещей? Так проходит жизнь большинства людей.

Мы вынуждены работать, потому что нам требуется еда, жилье… Но сейчас условия жизни таковы, что не нужно тратить все 24 часа в сутки только на работу и сон. Я думаю, что если бы мы занимались сейчас только работой, то сошли бы с ума. Мы должны еще получать от чего-то удовлетворение… У большинства из нас есть какое-то хобби. Часть времени, оставшегося от работы и сна, мы можем использовать на саморазвитие, самопознание. Вот почему если у вас есть хобби, то постарайтесь подумать, каким образом это хобби может вас совершенствовать, как долго вы можете его использовать и что оно может дать Вам в конечном счете. И нужно ли тратить всю свою жизнь на то, чтобы совершенствоваться в данном направлении?

ЦИГУН… ЗАЧЕМ ОН НАМ НУЖЕН

Рассказывает Мастер Чжун Юань Цигун — Сюи Минтан:

…Я задумался над тем, как, каким образом развивать себя, как понять себя, как познать себя, как узнать свое будущее. Иными словами, есть ли некий путь, некая дорога, по которой можно пройти в то будущее? И я начал очень серьезно заниматься цигун, уделяя практике все то время, что оставалось от занятий моей основной специальностью.

К этому времени я окончил университет и проходил стажировку в американском центре современных компьютерных технологий. И здесь у меня начали возникать те же вопросы, что и в спорте, - я все еще не мог понять, что же является конечной целью в работе с компьютером. Конечно, мы можем выполнять серьезные вычисления, моделировать процессы, происходящие в природе и различных сферах человеческой деятельности и носящие как теоретический, так и прикладной характер, создавать обучающие программы, игры… Но если поставить какую-то цель в деле, которое человек считает делом своей жизни, то в области программирования и компьютерной технологии мне было далеко не все понятно. А затем, когда я погрузился очень глубоко в практику определенных упражнений цигун, то понял, по какому пути я должен идти. И я понял, что мы должны потратить какое-то время и энергию на то, чтобы изучить самих себя.

Дело в том, что на протяжении всей истории развития человечества мы занимались созданием и развитием только внешних методов. Как в быту, так и в исследовательской работе для нас давно уже стало привычным пользоваться всевозможными внешними предметами: очки и контактные линзы, микроскопы и телескопы, радио и телевидение, кухонные комбайны и автомашины… - внешние приборы, внешний инструментарий, внешние методы… Поэтому наиболее популярный вид развития для нашего мира - это внешний. Как в быту, так и в науке, технике, медицине мы развиваем внешнее, а потом часто не знаем, куда двигаться дальше. Мы не уделяли должного внимания методам развития нас самих, особенно нашего внутреннего мира.

Мы сами - очень точный прецизионный прибор. Таковым является наше тело, и на сегодня не существует прибора более точного, чем оно. Мы используем свой мозг, мудрость, знания для того, чтобы иметь дело с внешним миром, и, как правило, мы не работаем с собой. Если бы мы столько же времени уделяли развитию самих себя, то, возможно, могли бы сделать гораздо больше полезного для всех и всего живущего на Земле.

Я знаком со многими специалистами и учеными, которые на закате своих дней были озабочены тем, как успеть обучить молодежь всему тому, что они познали за долгую жизнь. Состарившись, они поняли, что жизнь очень коротка и что существует другая область знаний, которой следовало бы заняться гораздо интенсивнее, - изучением себя. Но у них для этого уже не оставалось времени. Вы знаете, что многие ученые, такие, как Ньютон, Менделеев и др., в старости обратились к вопросу о существовании Бога. Какая сила заставляет Землю вращаться? Что определяет те или иные законы мироздания? Как, какими методами их можно открыть? Куда, в каком направлении двигаться в познании нашего мира, и ЧТО ПОСЛЕ СМЕРТИ? СМЕРТЬ - ЭТО КОНЕЦ ИЛИ НАЧАЛО ЧЕГО-ТО? А если человек долго прожил и многое понял, то куда все это девается, когда он умирает? А если человек умер не от старости, а от болезни? Можно ли это предотвратить? И когда надо было бы принимать меры?

Сначала человек молод и полон сил, он чувствует себя хозяином на земле, способным на многое, он смотрит в будущее и не задумывается о прошедшем. Но время летит очень быстро, и он начинает понимать ограниченность своих возможностей. Со старостью приходят болезни. Никто не хочет этого, но так устроена жизнь. Как правило, после 40 лет многие начинают осознавать, что пришло время заняться своим здоровьем.

Поскольку у всех нас есть физическое тело, то болезни неминуемы, и очень часто они доставляют большие неприятности и проблемы не только заболевшему человеку, но и его близким. Поэтому, кроме плохого самочувствия, боли и беспомощности, во время болезни человек часто страдает еще и оттого, что вынужден пользоваться посторонней помощью. Поэтому издавна считалось, что на первом месте стоит страдание от болезней*.

На втором месте - страдание от старости. Все хотят быть молодыми, полными сил и здоровья. Но старость, увы, приходит ко всем. Она неизбежна, как и смерть. И ее ожидание - третий вид страдания.

А четвертый - это рождение. Когда ребенок рождается, он кричит. Почему? Ему не очень хорошо, возможно больно, попадать из привычной среды в наш мир.

Когда человек начинает понимать, что жить ему осталось не так уж много, он обращает свой взор в прошлое, где было все понятно, в отличие от будущего, потому что будущее - это уход из жизни. А что за ним? И тогда он начинает понимать, что так и не знает цели жизни, и задумывается над тем, как продлить жизнь и молодость, как узнать, что будет после смерти, что собой представляют наш дух, душа и что происходит с ними после того, как они покидают наше тело.

БОИТЕСЬ ЛИ ВЫ СМЕРТИ? Ведь каждый знает, что смерть неизбежна, что мы все умрем. И не так важно верить или не верить в Бога и загробную жизнь, как иметь собственный опыт в этом. Важно до своей смерти знать о том, что такое смерть, потому что тогда мы перестанем ее бояться. Ведь человек, его психика и сознание устроены так, что, как правило, страшна неизвестность. И если мы будем знать из собственного опыта, ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ, если мы сможем контролировать процесс своей смерти, это будет замечательно. Мы знаем, что в отношении рождения такой контроль невозможен, так как наше рождение зависит не от нас. Но от нас зависит умение держать под контролем приход своего конца, и это вполне реально после определенной практики.

КАКОВА ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ? Каждый должен понять это для себя. И тогда нам станет понятнее, ЧТО ТАКОЕ КОСМОС и окружающий нас мир. И если мы научимся понимать, ОТКУДА МЫ ПРИШЛИ и КУДА МЫ УЙДЕМ после смерти, то сможем понять, КТО МЫ ТАКИЕ. А когда человек поймет это, то не станет печалиться о напрасно прожитых годах, потому что будет понимать себя и свою жизнь во взаимосвязи с прошлым и будущим, во взаимосвязи со всем Космосом.

Живя здесь, на Земле, каждый испытывает страдания, будь то бедный или богатый. Важно научиться понимать взаимосвязь событий, оценивать свое эмоциональное состояние и извлекать из любых ситуаций урок, позволяющий развиваться…

Цигун - это тот инструмент, с помощью которого можно научиться «ремонтироваться», избавляясь от болезней, постигнуть более полно наш мир, понять себя во взаимосвязи со всем Космосом, обрести счастье - счастье бытия, счастье общения, счастье взаимопонимания, счастье сознательного выбора Пути, просто СЧАСТЬЕ.

Поэтому когда мне задают вопросы о том, что такое цигун и почему нам следует его изучать, я иногда в ответ спрашиваю, зачем ходят в театр, посещают концерты? Потому что там мы соприка-саемся с искусством. В результате мы нечто приобретаем - знания, хорошее настроение и можем испытать даже состояние счастья.

С точки зрения того, что мы можем получить для себя, практикуя цигун, можно сказать, что цигун - это высший уровень искусства саморазвития. При этом мы еще получаем знания о том, как себя развивать на этом Пути. Вот почему такого рода Путь интересен для каждого. Практика цигун помогает на протяжении всей жизни, она становится частью нас. Это не похоже на посещение кинотеатра или концерта, которое со временем забывается. Здесь все, что вы узнали, приобрели, наработали, остается с вами навсегда. И обычное состояние счастья, которое испытывает в своей жизни человек, - это не то состояние, которое можно испытать при практике цигун. Здесь возникает совершенно иное ощущение. Вы увидите, что это - разные уровни состояния счастья. Если вы испытаете такое состояние счастья, то в дальнейшем всегда захотите практиковать.

И очень важно еще то, что, практикуя цигун, вы развиваете себя и приходите к целостности. Вы приобретаете мудрость, знания и способности. И этот процесс не зависит от возраста. Поэтому к старости вы сможете уметь больше, чем обычный человек, вам становится всегда интересно жить, и вы не привязаны к своему физическому телу.

И до самой последней минуты у вас хватит сил, чтобы делать то, что следует делать, и вы сами можете решить, когда покинуть свое тело.

(Из книги «ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН, ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА», авторы Сюи Минтан, Тамара Мартынова)

Сюи Минтан

Тамара Мартынова

Чжун Юань цигун.

Книга для чтения и практики.

Первая ступень

СЮИ МИНТАН

Родился в семье известного хирурга. Окончил Пекинский университет по специальности инженер-программист, аспирантуру, 2 года стажировался в американском центре современных компьютерных технологий, работал несколько лет в лаборатории программирования АН Китая.

С раннего детства занимался Ушу, с университетской скамьи - цигун. Многолетняя практика, огромное упорство и врожденный талант позволили Сюи Минтану за невероятно короткое время овладеть мастерством и пройти обучение у многих выдающихся мастеров Китая.

Параллельно с основной специальностью изучал традиционную китайскую медицину и уже с третьего курса работал в качестве диагноста в Пекинской больнице.

В настоящее время является президентом Китайской ассоциации Чжун Юань цигун (с 1988 г.), профессором Пекинской китайско-западной совместной больницы и Института науки о жизни АН Китая, членом Совета Всемирного академического общества медицинского цигун.

Проводит семинары и демонстрирует лечебные возможности системы Чжун Юань цигун и терапии мыслеобразами в разных странах мира.


ТАМАРА МАРТЫНОВА

Окончила Киевский политехнический институт. До 1998 г. работала в институте электросварки им. Е. О. Патона АН Украины, канд. техн. наук. В 1980-1981 годах прошла обучение на курсах парапсихологии при институте психологии АН Украины. Несколько лет была членом Правления научно-технического общества РЭС им. А. Попова, вела курсы по расширению сознания. В 1991 г. познакомилась с Мастером Сюи Минтаном и системой Чжун Юань цигун. Была покорена ее стройной логичной завершенностью и стала инициатором лекций и семинаров Мастера на Украине и в России, работая с ним в качестве организатора и переводчика. С 1994 г. - преподаватель системы Чжун Юань цигун. В 1995 г. сформировала и возглавила Ассоциацию цигун г. Киева. Проводит лекционно-практические занятия по I, II и III ступеням в городах Украины, ближнего и дальнего зарубежья, разрабатывает учебные программы.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Книга рассчитана на массового читателя для ознакомления с системой и на практикующих, прошедших обучение на семинарах Чжун Юань цигун. Практика, описанная в этой книге, от некоторых людей может потребовать слишком большого напряжения. В случае имеющихся психических или тяжёлых сердечно-сосудистых заболеваний (порок сердца III - IV степени, стенокардия III - IV степени) необходимы консультация и наблюдение врача.

Авторы и издатели не несут никакой ответственности за нарушение здоровья, возникшее вследствие неправильной самостоятельной практики: передозирования длительности выполнения отдельных упражнений, избирательности упражнений, нарушения инструкций.

Открывая эту книгу, вы вступаете в мир непривычной реальности.

Мы предлагаем вам не просто путешествие по нему, а освоение этого мира. У каждого из вас есть шанс впустить его в себя, сделать своим, привычным. Но для этого вам предстоит изменить себя - стать здоровее и крепче физически, устойчивее эмоционально, талантливее и счастливее, а значит, добрее и терпимее. И это возможно, если вы постараетесь отойти от привычных для вас моделей восприятия, фиксированных оценок и усвоенных с детства догм.

Для некоторых из вас кое-что из изложенного здесь материала уже известно и не вызывает сомнений, для других - почти все непривычно и интересно, а для третьих - это неуемная фантазия или, в лучшем случае, недостижимое совершенство. И хоть для многих это может показаться странным, - именно эта, третья категория оказывается наиболее открытой для освоения «TERRA INCOGNITA».

Эта ступень - базовая. На ней изучают самый большой объем материала и наибольшее количество упражнений.

Пусть вас не смущает то, что ее назвали первой. Первая - это самая важная, главная ступень, закладывающая основы развития в непривычной области, трамплин глубинного познания себя, вхождения в свой собственный мир, осознания себя космическим существом. Но для этого нужно обязательно научиться расслабляться, и не только телом, но и умом, сознанием. А расслабить сознание отнюдь не так легко. Но это - непременное условие для дальнейшего развития.

Возможно, вы много читали или занимались другими системами. Но здесь вы познакомитесь с философской концепцией пути развития человека как биологического вида, его связи с Землей и Космосом, основными принципами саморегуляции и общения с окружающей средой. Фактически это та база, на которой вы сможете запустить процессы оздоровления своего организма и раскрыть те резервы, которые позволяют по-иному взглянуть на мир и на свое место в нем. Вы узнаете о дополнительных каналах восприятия, кроме известных пяти органов чувств, познакомитесь с принципиально новым методом обучения - трансплантацией знаний, научитесь чувствовать различные структуры ци и управлять ими своим сознанием.

И если вы решитесь вступить на эту тропу, то увидите, каков наш мир на самом деле и каковы на самом деле вы сами. И тогда вы поймете, насколько вы лучше и умнее, чем думали до сих пор, потому что увидите свой внутренний мир - тот глубинный, который есть, а не тот поверхностный, который сформировали для вас окружение и жизненные обстоятельства.

И при желании, если оно появится, вы сможете «выпрыгнуть» из всего того, что вас не устраивает. Но для этого нужно захотеть и постараться. Так, может быть, стоит? Попробуйте!

Мартынова Т. И.

Предисловие ко второму изданию

Чжун Юань цигун - одна из систем саморегуляции энергетического состояния организма Человека и развития его способностей. Из всего множества систем подобного рода Чжун Юань цигун представляется наиболее эффективной и, главное, наиболее простой по освоению и удобной в практическом пользовании. При этом она обладает чрезвычайно широким спектром действия на Человека: нормализуются жизненные функции, ликвидируются стрессовые состояния психики, оздоравливается организм в целом. Но особенно важным является то, что, в отличие от всех прочих систем, Чжун Юань цигун способствует пробуждению и развитию в Человеке тех способностей и умений, которые заложены в него самой природой, но дремлют в бездействии, лишая его полноценной радости прохождения своего земного жизненного пути. Вот почему я с таким интересом и вниманием прочла книгу Сюи Минтана и Тамары Мартыновой, в которой описана первая базовая ступень практического освоения этой непревзойденной по своим возможностям системы. И уже в самом процессе чтения я поняла, что, и сама эта книга также отличается от всех прочих изданий подобного рода.

Общеизвестно, что каждый из желающих заняться самооздоровлением и саморазвитием стремится выбрать наиболее подходящую для себя систему. В этой ситуации главным для такого выбора часто оказывается даже не сама система, а способы описания ее сути и приемов ее освоения как основы разного рода методических пособий. Но как известно, пособий, которые отвечали бы всем требованиям потенциального приверженца той или иной системы, очень мало. И в этом плане книга Сюи Минтана и Тамары Мартыновой, как мне кажется, может удовлетворить всем требованиям даже самого изощренного в своих жизненных потребностях читателя.

Несколько слов об авторах книги. Сюи Минтан - МАСТЕР, и этим, казалось бы, должно быть все сказано. Но мне, в силу многих обстоятельств, посчастливилось не только пройти у него курс обучения Чжун Юань цигун, но и общаться с ним в неофициальной обстановке. Поэтому я с полной ответственностью могу сказать, что Сюи Минтан не просто высочайший профессионал в области цигун, обладающий даром обучать, диагностировать и лечить, но и редкостный по своим личностным качествам человек.

Тамара Мартынова - кандидат технических наук, проработавшая почти 30 лет в системе Академии Наук Украины. И наряду с этим она всегда старалась популяризовать знания и явления, связанные с парапсихологией, постоянно занимаясь при этом развитием своих врожденных способностей. Но, по моему мнению, ее главным жизненным призванием оказалось познание системы Чжун Юань цигун и содействие ее развитию, как в Украине, так и в других странах. Сейчас она убеждена, что практика этой системы способствует улучшению физического и духовного здоровья человека, раскрывает его творческий потенциал, помогает адаптироваться к любым условиям и увидеть мир во всей его красе, несмотря на невзгоды нашего сложного времени. А все это приводит к возрождению генофонда нации. Служению этой идее она посвятила последние 10 лет своей жизни, став соратником Сюи Минтана и его постоянным спутником во время его пребывания в СНГ.

Сюй Минтан - Гранд Мастер Чжун Юань Цигун, Профессор, целитель, Президент Американско-Китайского научно-исследовательского института «Кундавелл». Многие поколения официальной обязанностью династии Сюй была духовная защита монастыря Шаолинь. И до наших дней в монастыре находится храм предка Сюй Минтана.

На основе древних знаний цигун и личной многолетней практики Сюй Минтан уверен, что человек обладает большим потенциалом самовосстановления. Для этого нужно грамотно использовать внутреннюю и внешнюю энергию. Профессор читает лекции по популяризации цигун по всему миру и ведёт занятия для своих учеников.

Мастер Сюй, расскажите, пожалуйста, о базовых элементах цигун, и как эти упражнения может применять обычный человек?

Если кратко, то цигун - это инструмент, с помощью которого можно избавиться от болезней, познать мир, обрести внутреннюю гармонию и ощутить связь с энергией Вселенной. Сейчас мы называем эту науку цигун, но ее основа уходит корнями в прошлое на несколько тысяч лет назад. В основе цигун лежат практики медитации даосизма и буддизма. В китайской медицине эта практика дословно называется как «тихое сидение для развития духовных способностей».

Цигун изучает три вида энергии человека. Первая энергия - наше грубое физическое тело, вторая - внутренняя энергия, которая питает органы и мозг, и третья - еще более тонкая - наши эмоции, сознание, ум, дух. Современная медицина основывается на анатомии и физиологии, изучая болезни тела. Но она не работает с внутренней энергией и умом. Например, современная медицина лечит большинство болезней антибиотиками. Однако с возрастом человеку все сложнее и малоэффективно их принимать, так как у него уже мало жизненной энергии. Цигун помогает восстановить силы без лекарств, используя внутренний потенциал человека и окружающего мира. Нужно просто понять, как восполнять энергию, какая еда дает энергию, а какая — забирает. Например, сейчас дети часто кашляют, а через несколько лет многим из них могут поставить диагноз «астма». Распространенная причина этого в том, что когда у ребенка простуда и краснеет горло, то сразу прописывают антибиотики или схожие с ними препараты. Согласно цигун, причина кашля и частых простуд — холод в легких. Антибиотики еще больше усиливают его. Можно избавиться от кашля, просто прохлопав легкие и вытащив холод наружу. (Мастер показывает на себе, энергично хлопая себя по телу в области легких - Прим. ред.).

Такую процедуру может проделать только специалист или любая мама?

Любая мама. Ваши руки могут же ощущать тепло и холод? Если почувствуете холод, прохлопайте, и он начнет выходить наружу. Медицинские препараты не смогут избавить от холода. Есть люди, которые хронически мерзнут, у них всегда прохладные руки и ноги. Это говорит о том, что у них снижена энергия ЯН и возможно слабая функция почек. Если ноги часто мерзнут, то возможные причины - миома или камни в почках. Они уменьшают энергию. Цигун хорош тем, что его может использовать каждый человек, и при этом нет побочных эффектов. Энергия тепла выталкивает холод.

Эту энергию нужно раскрывать в себе или привлекать извне?

И то, и другое. Если говорить о внутренней энергии, то у нас есть энергия тумана и энергия света. В китайской медицине говорится, что у нас внутри проложены особые каналы, по которым течет энергия. Она поступает к нам из пищи. Различная еда дает разную энергию, поддерживает тело или ослабляет. Это целая наука, и она очень индивидуальна. Энергия света - это энергия вокруг наших органов. Вы наверняка слышали о том, что вокруг нас есть аура. Так вот, аура есть не только вокруг тела, но и вокруг каждого органа. И она может трансформироваться из энергии тумана, а также приходить извне. Например, от Солнца, от других планет. У нашего тела есть способность набирать энергию напрямую через музыку, ароматы, тактильно и т. д. Есть еще одна разновидность энергии — она называется трансцендентальной. Мы не можем ее увидеть, также как и силу гравитации. Тем не менее, она существует во всей Вселенной, это космическая энергия, божественная, и мы все связаны с ней. Но это глубокая тема, а мы говорим о более практичных вещах. Так вот, с помощью внутренней и внешней энергии мы можем лечить сами себя и близких людей. И это доступно каждому, если практиковать осознанно каждый день и вести здоровый образ жизни, разумеется. Мастера, достигшие совершенства, в итоге могут управлять этой энергией, усиливать или ослаблять ее в зависимости от ситуации, развивают тонкое видение. Например, когда я прикасаюсь к человеку, то чувствую его уровень энергии, и какие каналы перекрыты. Это доступно практически каждому, в этом нет ничего сверх естественного, нужно просто работать в этом направлении многие годы, соблюдая принципы чистоты не только на физическом уровне, но и ментальном - чистые мысли, деяния на благо других людей. То есть, цигун включает работу человека над собой на всех уровнях - физическом, энергетическом, ментальном, духовном.


Один из ваших семинаров посвящен мыслеобразам. Поясните, что это означает?

Люди, как им кажется, думают на каком-то языке, правильно? Но на самом деле у всех нас есть другое мышление - образное. И бывают моменты, когда перед глазами проносятся некие образы, картинки. Например, у вас возникла некая трудность, вы не видите решения, нет человека или источника знаний, которые дали бы правильный ответ. Чтобы найти решение, нужно в первую очередь успокоиться, войти в состояние медитации. И вдруг, в какой-то момент, в уме появится яркая картинка. Именно так Менделеев открыл свою таблицу, постоянно думая о ней. Она не просто приснилась ему, это был яркий четкий образ.

А если в уме мелькает много разных картинок?

Да, в процессе мышления возникает много образов, но верный только один. Должен вырисоваться один четкий конкретный образ. Это нужно почувствовать. Например, у человека болит сердце. Лекарства уже не помогают, и вы думаете - что же делать? И среди множества других образов вдруг ярко видите ветку сосны. Вы не знаете, почему завариваете отвар из иголок, пьете его, и сердцу становится легче. Это креативное мышление, не логическое, так как логика здесь бессильна.

Это можно сравнить с интуицией, озарением?

Интуиция - это лишь начало, когда вы просто чувствуете, а здесь вы можете специально натренировать свои способности. И потом интуицией обладают не все. Образное же мышление доступно всем. Это как в музыке. Если на протяжении многих лет вы будете каждый день заниматься, то когда-нибудь научитесь играть на пианино.

Это правда, что вы лечите людей, от которых уже отказалась официальная медицина?

Да. Западная медицина работает только с телом. Но зачастую невозможно найти истинную причину на уровне физики. Астмы, грыжи и многие другие хронические заболевания можно вылечить за пару дней. Что касается распространенных онко заболеваний, то в моей практике было много успешных примеров лечения. С точки зрения цигун, онкология - это результат того, что в каком-то месте перекрыт канал. Организм вынужден порождать больше клеток, чтобы восполнить этот энергетический недостаток. По мере роста заболевания, у раковых пациентов увеличивается слабость, наступает быстрая утомляемость. В современной медицине не смотрят на силы человека, просто находят опухоль, вырезают ее, и потом продолжают еще облучать и убивать клетки. Все это очень сильно ослабляет человека и может привести к летальному исходу. Добавьте к этому внутренние страхи человека, многочисленные примеры медленного угасания, несмотря на химиотерапию, и эти негативные эмоции еще больше подрывают иммунитет и обесточивают человека. В моей практике есть несколько примеров, когда люди полностью доверились мне и отказались от других методов лечения. В этом случае они полностью восстанавливались. У тех же, кто совмещал с другими методами, в том числе с химиотерапией, были совсем другие результаты. Так, у одной пациентки из Венгрии, которую врачи отправили домой доживать, метастазы пошли по всему телу и были ужасные боли в костях. Через несколько месяцев комплексного лечения, диеты, траво лечения, медитации и других оздоровительных восточных практик, метастазы прошли, осталась лишь небольшая опухоль. Традиционные врачи были в шоке, увидев результаты, но настояли, чтобы пациентка прошла курс химиотерапии, чтобы удалить опухоль. В результате женщина умерла, так как это был слишком интенсивный курс для ее состояния. Химиотерапия помогает примерно в сорока случаях из ста, но врачи применяют ее, потому что не видят альтернативы. В любом лечении подход должен быть индивидуальным.


Какие, на ваш взгляд, основные причины большинства болезней современных людей?

Еще 50 лет назад никому не нужно было покупать воду. Она была чистая, полезная и вкусная. Сейчас мы платим даже за воздух, устанавливая очистительные приборы. Я не исключаю, что скоро атмосфера сможет повредиться, и нам нужно будет покупать солнечный свет. Мы развиваем много новых технологий и одновременно разрушаем природу. Всему виной наши пороки, главный из которых - человеческая жадность. Мы хотим все больше и больше, но в итоге уничтожаем сами себя. Старайтесь жить просто. Старайтесь делать что-то полезное для людей, для общества, а не только ради себя. Мы не живем вечно на Земле. Максимум 70-80 лет, зачем нам так много всего? Во имя жадности мы разрушаем землю. Никто нас не убьет извне, мы сами себя убиваем. Единственный выход и спасение - нужно медитировать, развивать духовное понимание смысла жизни, понять истинные ценности, которые не измеряются деньгами, славой и прочими временными понятиями.

Несколько практичных советов на каждый день от Сюй Минтана. Нужно:

  1. Хорошо спать. Иначе здоровье рано или поздно пошатнется. Во сне наше тело само себя восстанавливает и «чинит». Нужно ложиться спать не позднее десяти вечера, и рано вставать. Утренние часы наиболее благоприятны для медитации и позитивного настроя на весь день.
  2. Правильно питаться. Сейчас много химикатов в продуктах, они заложены уже на этапе выращивания. Нужно помогать фермерам, чтобы они использовали естественные методы, а не искусственные. Есть нужно умеренно. Болезни цивилизации - повышенный холестерин, давление, сердечные проблемы, ожирение и т.д. - результат того, что мы едим больше, чем нужно телу. Контролируйте себя и потребляйте лишь 70% от необходимого.
  3. Отрегулировать эмоции. В современном обществе много проблем. Мы спорим друг с другом, злимся, ненавидим, потому что у нас различные понимания ситуаций. Каждый думает, что он прав. Но эти споры возникают из-за борьбы двух эго, иными словами это снова проявление жадности на эмоциональном уровне. Наши эмоции должны быть расслабленными. Если кто-то с вами не согласен, не переживайте. Просто примите, что у него такая идея и взгляд на ситуацию, а у вас другая. Это не повод для конфликта и траты нервов. Если дети вас не слушаются, нужно понимать, что у них нет такого жизненного опыта, как у вас. Эмоции должны быть спокойными и позитивными. Не зря говорят, что все болезни от нервов. Люди хотят что-то получить и не могут. Нужно жить настоящим. Большинство людей или скорбят о прошлом или мечтают о будущем. Очень редко кто живет настоящим моментом. Поэтому энергия рассеивается в никуда. Нужно уметь быть благодарным мирозданию за то, что оно нам дает, и одно это уже мгновенно увеличивает нашу внутреннюю энергию.

Досье

Мастер Сюй Минтан - продолжатель линии передачи школы Чжун Юань цигун. По семейной традиции, с детства Сюй Минтан учился у своего отца искусству цигун, китайской медицине и воинскому искусству. И уже в 14 лет начал самостоятельный прием пациентов. В 1988 году Сюй Минтан учреждает Всекитайскую ассоциацию Чжун Юань Цигун и избирается ее председателем. Через год становится вице-профессором Китайского ориентального исследовательского центра исследования скрытого потенциала человека. С 1991 года начинает преподавать Чжун Юань Цигун во многих странах мира. В 1998 году Сюй Минтан, уже как профессор западной и китайской медицины, приглашен на работу в Пекинский госпиталь, а также в Китайский университет медицины. И через десять лет открывает в Пекине научно-исследовательский институт «Кундавелл» с целью исследования и научного подтверждения эффективности лечения заболеваний, неизлечимых с точки зрения западной медицины.

Сюи Минтан

Тамара Мартынова

Чжун Юань цигун.

Книга для чтения и практики.

Первая ступень

СЮИ МИНТАН

Родился в семье известного хирурга. Окончил Пекинский университет по специальности инженер-программист, аспирантуру, 2 года стажировался в американском центре современных компьютерных технологий, работал несколько лет в лаборатории программирования АН Китая.

С раннего детства занимался Ушу, с университетской скамьи - цигун. Многолетняя практика, огромное упорство и врожденный талант позволили Сюи Минтану за невероятно короткое время овладеть мастерством и пройти обучение у многих выдающихся мастеров Китая.

Параллельно с основной специальностью изучал традиционную китайскую медицину и уже с третьего курса работал в качестве диагноста в Пекинской больнице.

В настоящее время является президентом Китайской ассоциации Чжун Юань цигун (с 1988 г.), профессором Пекинской китайско-западной совместной больницы и Института науки о жизни АН Китая, членом Совета Всемирного академического общества медицинского цигун.

Проводит семинары и демонстрирует лечебные возможности системы Чжун Юань цигун и терапии мыслеобразами в разных странах мира.

ТАМАРА МАРТЫНОВА

Окончила Киевский политехнический институт. До 1998 г. работала в институте электросварки им. Е. О. Патона АН Украины, канд. техн. наук. В 1980-1981 годах прошла обучение на курсах парапсихологии при институте психологии АН Украины. Несколько лет была членом Правления научно-технического общества РЭС им. А. Попова, вела курсы по расширению сознания. В 1991 г. познакомилась с Мастером Сюи Минтаном и системой Чжун Юань цигун. Была покорена ее стройной логичной завершенностью и стала инициатором лекций и семинаров Мастера на Украине и в России, работая с ним в качестве организатора и переводчика. С 1994 г. - преподаватель системы Чжун Юань цигун. В 1995 г. сформировала и возглавила Ассоциацию цигун г. Киева. Проводит лекционно-практические занятия по I, II и III ступеням в городах Украины, ближнего и дальнего зарубежья, разрабатывает учебные программы.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Книга рассчитана на массового читателя для ознакомления с системой и на практикующих, прошедших обучение на семинарах Чжун Юань цигун. Практика, описанная в этой книге, от некоторых людей может потребовать слишком большого напряжения. В случае имеющихся психических или тяжёлых сердечно-сосудистых заболеваний (порок сердца III - IV степени, стенокардия III - IV степени) необходимы консультация и наблюдение врача.

Авторы и издатели не несут никакой ответственности за нарушение здоровья, возникшее вследствие неправильной самостоятельной практики: передозирования длительности выполнения отдельных упражнений, избирательности упражнений, нарушения инструкций.

Открывая эту книгу, вы вступаете в мир непривычной реальности.

Мы предлагаем вам не просто путешествие по нему, а освоение этого мира. У каждого из вас есть шанс впустить его в себя, сделать своим, привычным. Но для этого вам предстоит изменить себя - стать здоровее и крепче физически, устойчивее эмоционально, талантливее и счастливее, а значит, добрее и терпимее. И это возможно, если вы постараетесь отойти от привычных для вас моделей восприятия, фиксированных оценок и усвоенных с детства догм.

Для некоторых из вас кое-что из изложенного здесь материала уже известно и не вызывает сомнений, для других - почти все непривычно и интересно, а для третьих - это неуемная фантазия или, в лучшем случае, недостижимое совершенство. И хоть для многих это может показаться странным, - именно эта, третья категория оказывается наиболее открытой для освоения «TERRA INCOGNITA».

Эта ступень - базовая. На ней изучают самый большой объем материала и наибольшее количество упражнений.

Пусть вас не смущает то, что ее назвали первой. Первая - это самая важная, главная ступень, закладывающая основы развития в непривычной области, трамплин глубинного познания себя, вхождения в свой собственный мир, осознания себя космическим существом. Но для этого нужно обязательно научиться расслабляться, и не только телом, но и умом, сознанием. А расслабить сознание отнюдь не так легко. Но это - непременное условие для дальнейшего развития.

Возможно, вы много читали или занимались другими системами. Но здесь вы познакомитесь с философской концепцией пути развития человека как биологического вида, его связи с Землей и Космосом, основными принципами саморегуляции и общения с окружающей средой. Фактически это та база, на которой вы сможете запустить процессы оздоровления своего организма и раскрыть те резервы, которые позволяют по-иному взглянуть на мир и на свое место в нем. Вы узнаете о дополнительных каналах восприятия, кроме известных пяти органов чувств, познакомитесь с принципиально новым методом обучения - трансплантацией знаний, научитесь чувствовать различные структуры ци и управлять ими своим сознанием.

И если вы решитесь вступить на эту тропу, то увидите, каков наш мир на самом деле и каковы на самом деле вы сами. И тогда вы поймете, насколько вы лучше и умнее, чем думали до сих пор, потому что увидите свой внутренний мир - тот глубинный, который есть, а не тот поверхностный, который сформировали для вас окружение и жизненные обстоятельства.

И при желании, если оно появится, вы сможете «выпрыгнуть» из всего того, что вас не устраивает. Но для этого нужно захотеть и постараться. Так, может быть, стоит? Попробуйте!

Мартынова Т. И.

Предисловие ко второму изданию

Чжун Юань цигун - одна из систем саморегуляции энергетического состояния организма Человека и развития его способностей. Из всего множества систем подобного рода Чжун Юань цигун представляется наиболее эффективной и, главное, наиболее простой по освоению и удобной в практическом пользовании. При этом она обладает чрезвычайно широким спектром действия на Человека: нормализуются жизненные функции, ликвидируются стрессовые состояния психики, оздоравливается организм в целом. Но особенно важным является то, что, в отличие от всех прочих систем, Чжун Юань цигун способствует пробуждению и развитию в Человеке тех способностей и умений, которые заложены в него самой природой, но дремлют в бездействии, лишая его полноценной радости прохождения своего земного жизненного пути. Вот почему я с таким интересом и вниманием прочла книгу Сюи Минтана и Тамары Мартыновой, в которой описана первая базовая ступень практического освоения этой непревзойденной по своим возможностям системы. И уже в самом процессе чтения я поняла, что, и сама эта книга также отличается от всех прочих изданий подобного рода.

Общеизвестно, что каждый из желающих заняться самооздоровлением и саморазвитием стремится выбрать наиболее подходящую для себя систему. В этой ситуации главным для такого выбора часто оказывается даже не сама система, а способы описания ее сути и приемов ее освоения как основы разного рода методических пособий. Но как известно, пособий, которые отвечали бы всем требованиям потенциального приверженца той или иной системы, очень мало. И в этом плане книга Сюи Минтана и Тамары Мартыновой, как мне кажется, может удовлетворить всем требованиям даже самого изощренного в своих жизненных потребностях читателя.

Несколько слов об авторах книги. Сюи Минтан - МАСТЕР, и этим, казалось бы, должно быть все сказано. Но мне, в силу многих обстоятельств, посчастливилось не только пройти у него курс обучения Чжун Юань цигун, но и общаться с ним в неофициальной обстановке. Поэтому я с полной ответственностью могу сказать, что Сюи Минтан не просто высочайший профессионал в области цигун, обладающий даром обучать, диагностировать и лечить, но и редкостный по своим личностным качествам человек.

Тамара Мартынова - кандидат технических наук, проработавшая почти 30 лет в системе Академии Наук Украины. И наряду с этим она всегда старалась популяризовать знания и явления, связанные с парапсихологией, постоянно занимаясь при этом развитием своих врожденных способностей. Но, по моему мнению, ее главным жизненным призванием оказалось познание системы Чжун Юань цигун и содействие ее развитию, как в Украине, так и в других странах. Сейчас она убеждена, что практика этой системы способствует улучшению физического и духовного здоровья человека, раскрывает его творческий потенциал, помогает адаптироваться к любым условиям и увидеть мир во всей его красе, несмотря на невзгоды нашего сложного времени. А все это приводит к возрождению генофонда нации. Служению этой идее она посвятила последние 10 лет своей жизни, став соратником Сюи Минтана и его постоянным спутником во время его пребывания в СНГ.

Поэтому книга написана от сердца и со знанием предмета. По сути, это методическое пособие по освоению базовой ступени Чжун Юань цигун. Книгу предваряет поэтическая заповедь Р. Киплинга. В ней изложены те моральные и этические правила жизненного поведения, соблюдая которые каждый представитель рода человеческого может ощутить и осознать себя самодостаточной, самоуважающей и способной органически войти в любой коллектив личностью, т. е. - настоящим ЧЕЛОВЕКОМ. Это чрезвычайно важно для тех, кто, прочитав эту книгу, решит встать на путь освоения системы Чжун Юань цигун - ведь главным ее предназначением как раз является развитие в индивиде ЛИЧНОСТИ, личности здоровой как физически, так и духовно.

В первой части книги последовательно и четко излагаются основы теории и практики системы, детально и весьма образно описывается ход выполнения основных и вспомогательных упражнений, приводятся практические рекомендации по способам получения, очистки и излучения ци.

Вторая часть посвящена описанию способов применения цигун в медицине. В текст книги, как драгоценные камни в общую мозаичную картину, «вкраплены» Рассказы Мастера о его практике, Преподавании и применении цигун в повседневной жизни. Логически оправданы и вставки в текст диалогов Мастера со слушателями семинаров. Очень важны ответы на наиболее характерные вопросы, возникающие у людей, прошедших курс обучения цигун и практикующих его в самостоятельной жизни. Книга щедро иллюстрирована рисунками, схемами и фотографиями, наглядно демонстрирующими форму выполнения упражнений.

Такое построение книги должно позволить читателю последовательно, шаг за шагом, проникнуть в суть великого искусства самооздоровления и саморазвития человека. Этому весьма способствует и стиль изложения. Он не просто оживляет текст книги. Он как бы вводит читателя в душевную беседу с его авторами и уже одним этим создает атмосферу его сопричастности к тайнам цигун. Книга написана простым и предельно ясным языком, что чрезвычайно облегчает проникновение в эти тайны и создает у читателя ощущение полной доступности освоения этой удивительной системы.

Так что - в добрый путь, дорогой читатель. В путь становления Своей Личности. В путь нормализации своего здоровья, а значит - в путь радостей и наслаждения своим земным бытием, в путь познания мира и себя, в путь к счастью...

Дроздовская А. А., доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Отделения морской геологии НАН Украины

Этому упражнению несколько тысяч лет. В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигун и ушу. Однако в них оно называется чжан чжуан и переводится как столб (иногда – высокий пень). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. При практике в этих системах ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно, подобно столбу.

В системе Чжун Юань цигун это упражнение также является одним из наиболее важных, его различные формы практикуют на четырех ступенях. Здесь оно означает БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО. (Если в Китае говорят о «Большом дереве» при такой позе, то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун . Сравните сами: под высоким пнем или столбом подразумевается нечто неподвижное и неживое, а в большом дереве заключены мощь и дыхание жизни.).

Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж.

Мы говорили, что система Чжун Юань цигун может продлить жизнь. Но для того, чтобы жить дольше, необходимо быть здоровым. А что означает выражение «Жить дольше»? Я бы задал другой вопрос: «Как долго вы сможете жить?» Если просто говорить, что мы должны жить дольше, то это будет не совсем точно. Определяющими являются другие факторы. Например, сейчас вам 50 лет, а после практики цигун вы ощущаете себя двадцатилетним. С этой точки зрения можно сказать, что вы стали моложе. А если вам 20 лет, а выглядите вы на 50, то в этом случае нельзя говорить, что вам действительно 20 лет. Мы можем судить о возрасте человека не по количеству прожитых лет, а с точки зрения запаса жизненной энергии. Иногда реальный возраст мы можем даже не знать, а говорить о количестве жизненной энергии. Что подразумевается под этим с научной точки зрения?

Сейчас ученые всего мира пришли к выводу о том, что длительность жизни можно определять по наличию половой потенции. Именно это, а не возраст и внешний вид говорит о том, стар человек или нет. До 12 лет у большинства людей эти функции отсутствуют, потом они появляются и где-то в 50 лет начинают угасать. Тогда говорят, что этот человек уже немолод. Но практикуя цигун, можно и в 80 лет чувствовать себя молодым… В реальной жизни все происходит не так. У очень многих людей, которым чуть более тридцати, половые функции ослаблены. А при практике цигун они начинают быстро восстанавливаться.

И все-таки, как продлить жизнь? Вы знаете, что в нашем мире очень многие растения и животные живут намного дольше нас. Самые большие долгожители – это деревья. Никто не удивляется, если дереву 200, 300, 400 лет. А если 1000 лет, 2000 лет? Поэтому, если мы хотим жить дольше, то должны этому учиться у деревьев. Почему деревья живут дольше нас? Давайте проанализируем.

Мы страдаем от эмоций, вечно куда-то спешим, нервничаем. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы… Совсем иное дело – растительный мир. Многие деревья живут сотни лет. Зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем растут они, не испытывая чувств и желаний. Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется ветром, купается в солнечных лучах днем, а ночами принимает свет звезд и луны. И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они перемещаются по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.

А если человек уподобится дереву? Если человек также будет принимать инь из Земли и ян из Космоса, то сможет ли это продлить его жизнь? Так ли это на самом деле, можно узнать только в результате практики. В соответствии с экспериментами, проходившими на протяжении тысяч лет, эмпирическим путем было установлено, что этот метод (имитация позы дерева) действительно может продлить жизнь. Очень скоро мы начинаем чувствовать увеличение нашей жизненной энергии. Поэтому с точки зрения здоровья практика Большого дерева удлиняет жизнь.

А с точки зрения цигун это упражнение позволяет объединиться со всем Космосом. Мы соединяем воедино Небеса, Человека и Землю – три внешних юань объединяются в один. Сначала мы представляем себя большим деревом, позже это понятие исчезает и остается Большой человек, объединивший все это в себе. Конечно же, не сразу, а после практики всех трех ступеней.

На первой ступени Чжун Юань цигун Большое дерево выполняется следующим образом:

Описание упражнения

1. Исходное положение - ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты, спина прямая, для чего таз немного подается вперед.

(Можно отрегулировать положение тела так, будто кроме ног есть третья точка опоры - хвост, как у кенгуру.) Подбородок немного опущен, чтобы шея была выпрямленной. При этом голова как бы подвешена за макушку. Тело расслаблено. Язык прикасается к верхнему нёбу, глаза прикрыты.

2. Представьте себе, что обе ваши ноги прорастают глубоко в землю и превращаются в корни могучего дерева, и, подобно корням дерева, впитывают из земли влагу, питательные вещества и энергию инь.

3. Представьте, что ваше туловище вырастает высоко в небо, выше облаков, к солнечному свету, к свету звезд, Луны. И оттуда вы принимаете и впитываете в себя свет, ветер, дождь, энергию Космоса ян. И сами вы становитесь огромны, как Космос.

4. Приподнимите руки так, чтобы ладони находились на уровне пупка. Локти отставлены от туловища, будто под мышками находятся хрупкие, как яйца, теннисные мячи. Линии рук округлы и расслаблены, будто охватывают большой надувной мяч. Представьте и почувствуйте между ладонями и пупком упругий шар.

5. Забудьте о себе, о своей позе. Почувствуйте, как снизу сквозь ноги-корни поднимается ци Земли, а сверху поступает ци Космоса. Почувствуйте это движение и энергетический шар между ладонями и пупком. И снова забудьте.

6. Модификация п. 5. Представьте и почувствуйте, как этот шар начинает расти, становится все больше и больше, выходит за пределы вашего тела, и вы оказываетесь внутри него. Почувствуйте себя внутри этого шара, почувствуйте ощущения от звуков музыки, когда вы и шар огромны, как Космос. Затем шар начинает уменьшаться в размерах. Он становится все меньше и меньше, а энергия внутри него все плотнее и плотнее. Оболочка его, уменьшаясь, проходит сквозь ваше тело, и вот он снова умещается между вашими ладонями и пупком. Затем он снова увеличивается в размерах, и вы – внутри шара. Затем он снова уменьшается. И так несколько раз. Минимальная длительность выполнения Большого дерева – 30 минут. Это вызвано тем, что кровь и ци проходят по всем сосудам и каналам нашего тела за 30 минут. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела. Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой позе, длительность выполнения Большого дерева можно довести до двух часов.

7. Заканчивая упражнение, следует сконцентрировать ци в нижнем даньтяне. Сложите руки на этом участке (женщины – правую руку на пупок, левую сверху; мужчины – наоборот). При этом центр нижней ладони (точка Лаогун) должен совпадать с центром пупка. Мысленно сконцентрируйте и сожмите шар в нижнем даньтяне в точку. Почувствуйте горячий участок или пульсацию под ладонями. Это и есть центр Ся даньтянь. Затем медленно откройте глаза.

ВНИМАНИЕ: Женщинам во время регул рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла – Чжун даньтянь. Во время беременности Большое дерево выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего котла.

Обратите внимание на то, что во время выполнения упражнения Большое дерево во рту образуется много слюны. Сначала она привычного для вас вкуса, затем сладковатая, а после определенного периода практики дает целую гамму вкусовых ощущений, вплоть до нектара цветов. Раньше такую слюну называли нефритовой, золотой бриллиантовой, подчеркивая тем самым, что она столь же драгоценна для организма. По мере накопления слюны в полости рта, её надо медленно проглатывать. Современные исследования позволили установить, что в такой слюне содержится очень много микроэлементов и она оказывает лечебное действие на слизистую желудка и кишечника. Проглатывая ее, вы должны почувствовать, как она проходит дальше в нижний даньтянь. Позже такая слюна не проглатывается, а преобразуется в пену, фактически трансформируется в гун.

Заключительные упражнения

1. Растереть ладони до ощущения в них жара.

2. «Умыть» ими лицо вверх (от подбородка к волосам) - легким движением, затем в стороны (разглаживая лоб) и вниз (через виски к подбородку) - с нажимом. При этом большими пальцами проводить по ушным раковинам сверху вниз.

3. Интенсивно похлопать мягкими ладонями по голове в направлении от затылка ко лбу.

4. «Расчесать» волосы подушечками пальцев в направлении от лба к затылку и от висков к затылку. При этом пальцы должны с интенсивным нажимом массировать сквозь волосы кожу головы.

5. Растереть ушные раковины, разминая их между пальцами, сверху вниз, и козелок - до появления ощущения «горения ушей».

6. Интенсивно прохлопать мягкой ладонью руку от плеча к запястью по наружной и внутренней стороне (поочередно: сначала левую, затем правую).

7. Двумя руками синхронно прохлопать туловище спереди сверху вниз (от шеи до лобка) и на уровне поясницы (от боков к Ся даньтянь).

8. Прохлопать ноги сверху вниз со всех сторон, начиная от точки Хуаньтяо

9. Прохлопать спину снизу вверх вдоль позвоночника.

10. Снова растереть ладони и положить их на область почек. Прислушаться, как тепло ладоней переходит в область почек, надпочечников.

Пояснения к заключительным упражнениям

1. Интенсивное растирание ладоней способствует приведению в равновесие инь-ян. Перед растиранием можно проверить баланс инь-ян после выполнения Большого дерева. Если температура ладоней одинакова, значит, инь-ян уравновешены, если разная – равновесия нет.

2. При выполнении упражнения ладони активизируются, вокруг них возникает интенсивное поле ци. «Умывание» лица такими ладонями улучшает микроциркуляцию крови в кожном покрове, усиливает обменные процессы. Происходит массаж кожи полем ци. Представьте и почувствуйте, что ваши ладони разглаживают морщи ны на лбу и вокруг глаз. При регулярном выполнении этого упражнения кожа лица омолаживается, становится свежей и здоровой.

В древности это было одним из косметических способов омоложения кожи энергией ци без каких бы то ни было мазей, кремов… При этом не возникают никакие побочные эффекты. Такой способ используется и в настоящее время. Когда вы умываетесь, то регулярно, не отдавая себе отчета, производите массаж кожи лица. То же самое происходит при втирании в кожу кремов. Но при использовании косметических средств иногда наблюдается побочный эффект так как у разных людей различная чувствительность кожи. Кроме того, возможно привыкание к одним и тем же препаратам, а при дли тельном использовании косметики кожа без нее теряет эластичность стареет, выглядит несвежей и требует постоянного ее применения. Это связано с тем, что регулярное привнесение в кожу различных материалов извне снижает или вовсе прекращает функцию выработки необходимых веществ самой кожей.

Можно обойтись без каких бы то ни было косметических средств, если в активизированную ладонь взять немного воды и аккуратно втирать ее в кожу, одновременно мысленно производя массаж своей энергией ци.

3. Прохлопывание по голове активизированными ладонями с интенсивным полем ци вокруг них способствует открытию каналов и активных точек, расположенных в области головы, нормализации движения ци в этих зонах, а вместе с ней и крови и, как следствие, избавлению от головных болей (у кого они бывают). Кроме того, улучшается питание мозга.

4. «Расчесывание» волос приводит к улучшению микроциркуляции крови в кожном покрове (благодаря одновременному массажу кожи энергией ци пальцев). Если выполнять по 300-500 таких движений 2-3 раза в день, то в течение месяца начинает восстанавливаться волосяной покров даже у облысевших людей.

5. На ушных раковинах расположено множество БАТ, связанных со всеми внутренними органами тела (Приложение I, рис. 15, 16). Интенсивное растирание активизированными пальцами ушных раковин равнозначно массажу всего тела и его внутренних органов. Точки, вызывающие болевые ощущения, следует растирать дольше и особенно активно, так как это указывает на нарушения в органе, связанном с этой точкой.

6. Прохлопывания рук, ног, туловища производятся по ходу энергетических каналов с целью открытия БАТ, расположенных на этих каналах, и улучшения циркуляции ци в них. Если это делать достаточно интенсивно, то человек приобретает разновидность гунфу, при котором его тело становится менее чувствительным к ударам. Такого типа упражнения включаются в практику жесткого цигун.

ЗАПОМНИТЕ: Перед выполнением Большого дерева нужно открыть каналы на пальцах рук (а если позволяет обстановка, то и ног), а после его окончания ОБЯЗАТЕЛЬНО проделать заключительные упражнения, так как они способствуют равномерному распределению ци в организме. В противном случае могут возникнуть головные боли, ощущение жжения или распирания на отдельных участках, дискомфортное состояние.

Сопутствующие феномены

На первых этапах выполнения упражнений различают 8 ощущений, которые относятся к разряду нормальных, – ТЕПЛО (бывает очень горячо, до боли), ХОЛОД (иногда такой сильный, будто кровь «стынет в жилах», а иногда длительный озноб), ОНЕМЕНИЕ, МУРАШКИ (как будто по отдельным участкам тела с разной скоростью бегают или ползают насекомые, причем еще и разного размера), ЗУД (бывает настолько нестерпимым, что хочется буквально разодрать кожу), ЛЕГКОСТЬ (или ощущение полной потери веса, а иногда и тела), РАСПИРАНИЕ, ТЯЖЕСТЬ (как будто на ноги, руки, плечи повесили гири или будто ноги вросли в землю и их невозможно оторвать), СКОЛЬЗКОСТЬ (впечатление такое, будто кожа скользкая, как лед, или намазана жиром), ШЕРШАВОСТЬ .

Интенсивность ощущений зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния организма, как физического, так и психоэмоционального. Помимо этого встречаются феномены и ощущения, связанные с определенными заболеваниями или просто изменениями в физическом теле и эволюционированием практикующего, например, вибрации в теле, боль, появление звуков, света или вспышек. Рассмотрим вкратце наиболее распространенные.

Само упражнение Большое дерево лучше выполнять утром. Оно способствует приему и накоплению энергии из окружающей среды, повышает работоспособность в течение дня. После выполнения этого упражнения вечером у многих возникает избыток энергии, и бывает трудно уснуть. Но выбор времени практики индивидуален и зависит от ваших возможностей. Жестких рекомендаций для I ступени нет.

Нормальные феномены

1. ХОЛОД или ТЕПЛО практикующий может испытывать в том случае, если инь-ян в организме не уравновешены.

Концентрация ци в нижнем или среднем даньтяне обычно вызывает ощущение теплого или горячего шарика. При правильном выполнении Большого дерева и интенсивном наборе ци из окружающей среды иногда возникает ощущение столь сильного ЖАРА что его трудно выдержать. Учащается сердцебиение, начинается обильное потовыделение.

На определенных этапах практики у некоторых возникают ощущения разной температуры правой и левой ладони или правой и левой половины тела. Это связано с тем, что одна половина у нас больше янская, а вторая – иньская. Существуют методики практики, которые позволяют усилить и закрепить такой эффект. В древние времена они использовались в боевых системах. Одной рукой можно было обжечь противника, как огнем, другой – сковать холодом.

Иногда несколько дней практикующий чувствует озноб, начинает кутаться, но все равно не может согреться. Тогда надо больше практиковать. Это говорит о начавшейся перестройке в организме. Иногда после выполнения Большого дерева возникает ощущение столь резкого холода, что кажется, будто кровь стынет в жилах. Пугаться такого состояния не надо, не надо пытаться прервать его искусственно массажем, горячей ванной, горячим питьем или «горячительными» напитками. Это значит, что в теле продолжают происходить изменения несмотря на прекращение выполнения упражнений. Надо продолжать практику или просто перетерпеть такое состояние. И после этого вы подниметесь на следующую ступеньку в развитии своего организма.

2. Открытие активных точек сопровождается ощущением бегающих по телу МУРАШЕК или ЗУДА . Если эти точки где-то были заблокированы (особенно на голове), то зуд может быть просто нестерпимым. Обычно столь интенсивные ощущения быстро проходят, и практикующий после этого начинает испытывать облегчение легкость на этом участке. Он может через него как бы дышать.

Иногда ощущения мурашек сопровождаются вибрацией этих зон но не постоянных, а как бы накатывающихся волнами. Такие ощущения скорее интересны, чем дискомфортны, но иногда они могут граничить с болевыми, что говорит об очень интенсивном открытии точек. После этого кажется, что тело стало пористым и продувается насквозь. В таком случае, пока вы не сроднитесь с этими ощущениями, лучше воздержаться от контрастного душа и купания в холодной воде.

3. ЛЕГКОСТЬ, НЕВЕСОМОСТЬ тела возникает тогда, когда вам удается во время упражнений «забыть о себе» – вы переходите в иное состояние, при котором тело не мешает и не ограничивает ваше восприятие, ваши ощущения. Это первая стадия СОСТОЯНИЯ ЦИГУН. С этого момента начинается следующий этап вашего развития.

4. Ощущение ТЯЖЕСТИ возникает как из-за неумения расслабиться и принять правильную позу (тогда непривычное положение различных частей тела вызывает тяжесть или боль, онемение и пр.), так и при вхождении в образ и наполнении энергией ци. Наполнение ци вызывает также ощущение распирания: набухают пальцы (их трудно согнуть), отекают ноги… Со временем автоматически начинает происходить перераспределение энергии во всем теле.

5. Ощущение ВИБРАЦИИ часто связано с поступлением ци извне и прохождением энергии по каналам. Иногда кажется, что в теле находятся «гудящие провода».

6. ЗАКЛАДЫВАНИЕ УШЕЙ, ГУЛ , как в самолете при измене нии высоты полета, связаны с получением большого количества ци извне и поступлением ее в мозг. В будущем практикующий может получить способность слышать отдельные звуки и разговор на очень большом расстоянии.

7. ВСПЫШКИ СВЕТА перед внутренним взором связаны с активизацией БАТ в области Третьего глаза, когда в эту зону поступает Достаточное количество ци.

8. ВИДЕНИЯ : образы или общение с Иисусом, Буддой, святыми, беседы с ними, картины из различных эпох земной жизни, картины миров, голоса, советы и т. д.

На первых ступенях цигун все это является моделями, продуцируемыми нашим мозгом, сознанием, психикой и базирующимися на имеющейся информации на сознательном и подсознательном уровнях. Это не является истиной. Это не более чем феномены Не следует на них акцентировать внимание, как бы интересны они ни были. Видения и ощущения будут все время меняться, так как это связано с изменениями тела и сознания. Если уделять внимание таким феноменам, то можно легко сойти с дороги, ведущей на вершину, и никогда не достичь конечной цели. Это можно сравнить с трассой, по которой вы едете в машине и которую нужно преодолеть за определенное время. За окнами мелькают различные пейзажи. Вы можете ими любоваться, откладывать их куда-то в память, но при этом следить за основной дорогой и помнить о конечной цели своего путешествия. Если вы будете останавливаться на каждом новом участке или выходить, чтобы осмотреть окрестности, то может так статься, что вы застрянете в самом начале Пути, не подозревая о том, что все это лишь начало, Преддверие, а далее иные пейзажи, иное восприятие… Вы рискуете заблудиться, безнадежно опоздать или вовсе не доехать до места. Вашей жизни может не хватить на то, чтобы достичь цели путешествия.

ПОМНИТЕ: Видения - это всего лишь иллюзии. Не обращайте на них внимания. Не потакайте своим слабостям и желаниям соприкоснуться с необычным. Оно придет само, естественным образом и станет Вашей обыденностью.

9. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ могут быть вызваны несколькими причинами. Если практикующий здоров и у него появляется достаточно ци, которая поднимается вверх к области головы и Третьего глаза, то:

а) боль возникает при активизации БАТ в области Третьего глаза и при его открытии, а также при активизации и открытии точек верхней части головы (по периметру). Это подготовка тела к возможности будущего выхода души;

б) если у практикующего есть или были какие-либо заболевания, травмы, операции и пр., то болевые ощущения неизбежны. Остановимся на этом подробнее.

Феномены, связанные с болезнями практикующего

1. Болевые ощущения. С точки зрения традиционной китайской медицины на любом участке локализации заболевания (нынешнего или прошедшего) наблюдается сужение либо «закупорка» каналов, по которым циркулирует энергия ци. Это вызывает застой или непроходимость ци сквозь этот участок и, как следствие, нарушения циркуляции крови. Такое состояние каналов можно сравнить с руслом пересохшей реки, когда только в наиболее глубоких местах еще осталась влага.

Во время выполнения Большого дерева в организм начинает извне поступать ци. По мере накопления она автоматически «перетекает» на те участки, где ее не хватало. Происходит перераспределение ци. И когда она начинает проходить через суженный или закупоренный участок канала, то человек испытывает боль. В Китае при этом говорят: «Ци сражается с болезнью».

Боль может быть различной интенсивности и длительности:

а) бывает так, что острая боль возникает во время занятий в зале или дома и быстро проходит, не возобновляясь в будущем. Это говорит о том, что человек получил достаточно ци, чтобы сразу, как бы рывком, «пробить» труднопроходимый участок канала. Тогда болезнь начинает отступать;

б) бывает, что возникающая боль похожа на обычное обострение болезни и длится долго, иногда несколько дней или недель. Но стоит прекратить практику цигун – и боль уходит. Так бывает при длительных хронических заболеваниях. Иногда при этом начинает болеть все… Это значит, что у вас слишком много нарушений в организме и он наверняка перенасыщен лекарствами. А накопление ци идет медленно. Тогда требуется время на то, чтобы победить болезни и вывести из организма всю «грязь» (лекарства, шлаки, соли).

Поэтому ни в коем случае нельзя прекращать практику. Надо Дать возможность ци довести процесс лечения до конца. Ведь при любом лечении болезнь часто обостряется, а потом наступает выздоровление. Так и здесь. Но в данном случае, в отличие от обычных методов лечения, во-первых, нет побочных эффектов (как от лекарств), а во-вторых, вы лечитесь своей собственной ци, которой надо только помочь накопиться в достаточном количестве в вас самих. Поэтому она не может причинить вам вред. Ведь вас лечит не что-то внешнее, а вы сами себя лечите. И не кто-то воздействует на вас, а ваша собственная ци автоматически поступает туда, куда ей нужно поступить, и выполняет ту работу, которую нужно выполнить Так постарайтесь не мешать ей, если, конечно, вы хотите стать здоровым;

в) бывает так, что у практикующего ничего не болело и он хорошо себя чувствовал, пока… не начал практиковать. А при практике начал испытывать боль. Это надежная самодиагностика.

ПОМНИТЕ: Там, где ци проходит без затруднений, человек никогда не испытывает боль или дискомфорт.

Боль сигнализирует о том, что на этом участке имеются нарушения. Поэтому сначала постарайтесь припомнить, не было ли здесь каких-либо травм, операций, переломов – не обязательно к моменту занятий. Это могло быть 5, 10… 50 лет назад, в раннем детстве. А если вы ничего не можете припомнить, то это значит, что в этой области у вас возникли какие-то нарушения и необходимо принимать меры. Если боль терпима – продолжайте практиковать, и она исчезнет, унеся с собой болезнь, а если боль очень сильная – обратитесь к врачу и обследуйте этот участок организма, так как неявно выраженные нарушения могут развиться в будущем в очень серьезную болезнь.

Итак, если у вас были операции, переломы, ушибы, травмы, хронические воспаления внутренних органов или суставов, радикулиты, артриты, синуситы и пр., то болевые ощущения неизбежны при правильном выполнении упражнений. Иногда в этих зонах вместо боли возникают ощущения ярко выраженного дискомфорта.

2. Обморочное состояние. Если практикующий недавно перенес тяжелую операцию и недостаточно оправился, если он просто физически слаб, немощен, если у него заболевания сердца или резкие нарушения кровяного давления, если у него нарушения в шейном отделе позвоночника, то при выполнении третьего подготовительного упражнения и Большого дерева возможна кратковременная потеря сознания. Причина – интенсивное поступление ци в ослабленный организм, особенно в мозг. Это не опасно. Как правило, через несколько минут человек приходит в себя самостоятельно. Иногда потеря сознания переходит в обычный сон. Нажатие пальцем на точку Женьчжун под носом на верхней губе приводит человека в чувство. Тем, кто чувствует себя достаточно слабым, и тем, кто находится на грани потери сознания, при умывании лица необходимо пальцами потирать область носа (это лечит и заболевания носа). Затем массировать большими пальцами виски и зону у волосяного покрова. Если болит голова и возникает полуобморочное состояние, то следует массировать точки Женьчжун и Хэгу у основания большого пальца на тыльной стороне кисти между первой и второй пястными костями, ближе к лучевому краю, вращением пальцев (8 раз в одну сторону и 8 раз в обратную). Если человеку становится плохо, необходимо выполнять нажатие на вышеуказанные точки и небольшое похлопывание. После этого можно продолжать практику. Все равно необходимо продолжать практиковать. В дальнейшем такие обморочные состояния не возобновляются, и практикующий начинает чувствовать себя окрепшим, бодрым, более работоспособным…

3. Интенсивные вибрации всего тела. Так случается, если практикующий не умеет хорошо расслабляться, перенес нервные стрессы, от которых полностью не оправился, или имеет ряд нарушений нервной системы и эмоционального состояния. Это вызывает многочисленные «зажимы» нервов, мышц, энергетических каналов на разных участках тела. Ци, поступающая в организм во время Большого дерева, начинает «пробивать» эти блоки и искать «обходные пути». Такое состояние надо отслеживать и стараться максимально расслабиться, чтобы помогать энергии выполнять работу по нормализации состояния организма. Если вибрации становятся чрезмерными и неконтролируемыми, то следует интенсивно нажать на точки Хэгу, а затем сложить руки на Ся даньтянь.

4. Сильная тошнота и позывы на рвоту в процессе выполнения Большого дерева возникают при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, в частности гастритах и язвенной болезни. При практике в домашних условиях не надо себя сдерживать, а после освобождения желудка следует продолжить упражнение. При регулярной практике состояние улучшается, и начинается выздоровление.

5. Интенсивные движения, сильное раскачивание:

а) если у практикующего не уравновешены инь и ян, то расслабив и «отпустив» тело, он слегка раскачивается. Это длится обычно первые 2-3 занятия или некоторое время в начале каждого занятия (в зависимости от величины дисбаланса). Потом тело успокаивается, и практикующий стоит неподвижно;

б) если нарушена проходимость ци на каких-либо участках энергетических каналов, тело перемещается автоматически во время попыток ци пройти эти зоны;

в) интенсивное движение или раскачивание туловища возникает при проблемах с позвоночником, нарушении состояния нервной системы, родовых травмах, ДЦП, заиканиях, некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии, а также при многочисленных хронических болезнях или травмах, приведших к спазмированию энергетических каналов. В этом случае (при интенсивных движениях) следует практиковать с открытыми глазами и не более 30 мин.

6. Громкие звуки (плач, слезы, смех, пение, крики) во время Большого дерева возникают при определенных заболеваниях сердца и легких.

Тогда:

а) при правильной практике в состоянии цигун с этими звуками уходит из тела больная ци, а на ее место поступает извне хорошая. Но не следует при имеющихся заболеваниях специально плакать, смеяться или кричать. Этому можно позволить быть лишь в том случае, если все происходит естественным образом, автоматически, в СОСТОЯНИИ ЦИГУН;

б) если вы достаточно сенситивны, чтобы почувствовать соответствующую болезнь находящегося рядом человека, то этим тоже может быть вызвана ваша реакция. Тогда, например, после вашего плача его состояние начнет улучшаться. Все это – проявление лечебного эффекта.

Рекомендуем почитать

Наверх