Основные закономерности онтогенеза. Понятие о росте и развитии

Озеленение 24.01.2024

«ПРОБЛЕМА СИСТЕМОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ

СТОМАТОЛОГИИ»

344. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОГО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ?

1. Неодновременное созревания различных функциональных систем;

2. Неодновременное созревание различных частей одной и той же функциональной системы;

3. Разное во времени включение в работу уже созревших функциональных систем.

345. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЦИП МИНИМАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМОГЕНЕЗЕ?

1. Чем моложе организм, тем меньше требуется исполнительных органов для

обеспечения функции;

2. Любая функциональная система начинает работу, когда созреет хотя бы один из

ее исполнительных механизмов.

346. КОГДА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯФ УНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПИЩЕВОГО КОМКА?

1. С момента прорезывания первых зубов-антагонистов;

2. С момента прорезывания первых коренных зубов

347. КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИЩЕВОГО КОМКА?

1. С окончанием прорезывания коренных молочных зубов;

2. С окончанием прорезывания постоянных коренных зубов.

348. С КАКОГО ВОЗРАСТА МАСТИКАЦИОГРАММА РЕБЕНКА НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МАСТИКАЦИОГРАММЫ ВЗРОСЛОГО?

1. С 10 лет; 2. С 12-13 лет; 3. С 17-18 лет.

349. НАЗОВИТЕ ОСОБЕННОСТИ МАСТИКАЦИОГРАММЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ?

1. Снижение амплитуды жевательных движений и исчезновение дополнительных волн;

2. Увеличение амплитуды жевательных движений и появление дополнительных волн;

3. Снижение амплитуды жевательных движений и появление дополнительных волн.

350. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ:

1. Начинает формироваться с 8-10 месяцев и заканчивается к 2.5-3 годам;

2. Начинает формироваться с 3-6 месяцев и заканчивается к 2-3 годам.

3. Начинает формироваться с 1 года жизни и заканчивается к 5 годам.

Эталоны ответов на тесты

220. 3412

Литература

Нормальная физиология. Учебное пособие./Под ред. В.А. Полянцева.- М.: Медицина, 1989 г.

Ортопедическая стоматология. Учебник / Щербаков А.С. и др. 5-ое изд. – СПб. 1997.

Прохончуков.А., Логинова И.К., Жижина Н.А. Функциональная диагностика в стоматологческой практике. Библиотека практического врача, М.; Медицина. 1980, с. 271.

Рубинов И.С. Физиологические основы стоматологии. /. Ленинград: Медицина, 1970. – с. 333.

Терапевтическая стоматология. Учебник / Под ред. - М.; Медицина, 1999. С.

Хирургическая стоматология. Учебник / Под ред. Т.Г. Робустовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1996.- 688с.


Предисловие.. 4

1. ВВЕДЕНИЕ.. 5

2. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ... 6

2.1. Физиология возбудимых тканей. 6

2.1.1. Электрофизиологические зкономерности в практике врача-стоматологапрактике врача-стоматолога. 6

2.2. Физиология зубочелюстной системы. 13

2.2.1. Физиология зубов и пародонта. 20

2.2. Физиология центральной нервной системы. 25

2.3. Физиология желез внутренней секреции. 28

3.1. Физиология системы крови. 30

3.2. Физиология кровообращения. 35

3.3. Физиология дыхания. 40

3.4. Физиология пищеварения. 42

3.4.1. Физиология ротовой полости. 43

3.5. Обмен веществ и энергии. Питание. 46

1. Н.П. Гундобин

2.П.К. Анохин

3.И.П. Павлов

4.А.А. Маркосян

2. Задание

Биологический возраст человека не определяют по:

1.Скелетной зрелости

2.Паспортным данным

3.Зубной зрелости

4.Степени развития вторичных половых признаков

3. Задание

Надежность роста и развития организма не связана с:

1. Избыточностью структурных элементов

2.Наличием репродуктивной системы

3.Пластичностью

4.Дублированием функций (наример наличием парных органов)

4. Задание Дополните

Гетерохронность - это чередование периодов ускоренного... человека (до 1 года, от 6 до 8 лет и c 11 до 13 лет) с периодами интенсивного развития.

5. Задание

Порядок следования возрастных периодов развития человека

1: новорожденный

2: второе детство (младший школьный)

3: раннее детство (ясельный)

4: первое детство (дошкольный)

5: грудной

6. Задание

Все стадии индивидуального развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти человека - это

1. онтогенез

2. обмен веществ

3. филогенез

4. гомеостаз

7. Задание

Качественные изменения в организме, состоящие в усложнении строения, функций и регуляции называются

1. развитием

3.мочеобразованием

4.дыханием

8. Задание

Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его

1. психики

3. координации движений

4. социальной активности

9. Задание

Наиболее активным методом определения функциональных возможностей организма является:

1. Метод функциональных нагрузок (функциональных проб)

2. Соматометрия

3. Наблюдение

4. Соматоскопия

10. Задание

К физиометрическим признакам относится:

1. Форма ног

2. Мышечная сила кисти

3. Масса тела

4. Окружность грудной клетки

11. Задание

Долгожителями являются люди с продолжительностью жизни более ______ лет.

1. 60 2. 80 3.70 4.90

12. Задание

Соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым со стороны окружающей среды на каждом этапе онтогенеза, называют...

1. гармоничностью

2. гетерохронностью

3. надёжностью

4. системогенезом

13. Задание

Развивающийся организм ребенка достигает функционального уровня взрослого человека за ___ лет.

1) 5 – 10 2)10 – 15 3)30 4)16 – 20

14. Задание Визуально о биологическом возрасте человека можно судить по…

    состоянию кожи (упругость, гладкость)

    степени окостенения скелета

    коэффициенту интеллекта

  1. Паспортным данным

15 Задание Целесообразным с точки зрения экономии энергозатрат является _____________ характер созревания функциональных систем организма

    индивидуальный

    соотвествующий паспортному возрасту

    последовательный (гетерохронный)

    одновременный (синхронный)

16Задание «Анатомия» в переводе с греческого языка означает …

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    учение о тканях человеческого организма

    учение о человеке

    рассечение

    учение о природе

Задание 17 Этап онтогенеза от момента зачатия до рождения называют...

      постнатальным

      пренатальным

      пубертатным

      постпубертатным

Задание 18 Процесс развития характеризуется...

    увеличением количества клеток

    дифференцировкой клеток и тканей

    увеличением размеров клеток

    качественными преобразованиями в многоклеточном организме

Задание 19 Рост мышц в толщину осуществляется, главным образом, за счет …

    разрастания соединительной ткани

    преобладания миозиновых нитей

    преобладания актиновых нитей

    увеличения диаметра мышечных волокон

Задание 20 Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями: 1. Соматометрические признаки 2. Физиометрические признаки 3. Соматоскопические признаки

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    рост стоя

    мышечная сила кисти

Задание21 Наука, изучающая функции организма и его органов, называется...

      анатомией

      гистологией

      физиологией

      морфологией

Задание 22 Неодновременное созревание различных органов и систем называют...

    гомеостазом

    гетерохронностью

    гармоничностью

    надёжностью

Задание 23 Готовность ребёнка к обучению в школе определяют...

    только по уровню физического развития

    только по координационным способностям

    только по уровню психического развития

    по уровню психического и физического развития, координационным способностям

Задание 24 ) К соматоскопическим (визуально определяемым) показателям физического развития относят...

    состояние осанки

    рост стоя

    половое развитие

    рост сидя

    развитие костно-мышечной системы

Задание 25 Второй скачок роста у человека обусловлен …

    формированием познавательной деятельности

    развитием мелкой моторики

    социализацией личности

    наступлением полового созревания

Закономерности роста и развития

1. Задание

Участвуют в свертывании крови белки:

1. Альбумины

2. Фибриноген

3. Гаммаглобулины

4. Гепарин

2. Задание

Наличие резус-фактора не имеет значение при:

1. Повторном переливании резус-положительной крови резус-отрицательному реципиенту группы В

2. При переливании больших количеств крови

3. В акушерской практике при резус несовместимом плоде

4. При переливании резус отрицательной крови реципиенту с кровью группы О (1)

3. Задание

При переливании небольших количеств крови обращают внимание на:

1. Эритроциты реципиента

2. Эритроциты донора

3. Плазму донора

4. Плазму риципиента

4. Задание

При беременности может возникнуть опасность гемолитическай болезни плода, если:

1. Кровь плода Rh+ Кровь матери Rh +

2. Кровь плода Rh - Кровь матери Rh -

3. Кровь плода Rh - Кровь матери Rh +

4. Кровь плода Rh + Кровь матери Rh-

5. Задание

Опасность для риципиента может возникнуть при переливании крови в случае если:

1. Rh + реципиенту перелить Rh + кровь

2. Rh + риципиенту перелить Rh - кровь

3. Rh - риципиенту перелить Rh + кровь

4 Rh - риципиенту перелить Rh - кровь

6. Задание

Ближе всего к норме данные анализа

1. Эр 5 млн; Лей 7тыс; Гем 95 %; СОЭ 4 мм в час

2. Эр 4 млн; Лей 20 тыс; Гем 75 %; СОЭ 16 мм в час

3. Эр 4,5 млн; Лей 4 тыс; Гем 85 %; СОЭ 6 мм в час

4. Эр 3,5 млн; Лей 8 тыс; Гем 65 %; СОЭ 8 мм в час

7. Задание

Лимфатические протоки впадают в:

2. Полые вены

3. Воротную вену печени

4. Яремные вены

8. Задание

Данные какого анализа ближе всего к норме:

1. Эр - 3,5 млн; Лей - 3 тыс.; Нв - 100 г/л; СОЭ - 15 мм/час

2. Эр - 4,0 млн; Лей -6,0 тыс; Нв -130 г/к; СОЭ 30 мм/час

3. Эр - 4,5 млн; Лей - 8,0 тыс.; Нв - 140 г/л; СОЭ - 6 мм/ час

4. Эр- 3,5 млн; Лей 9,0 тыс, Нв 110 г/л; СОЭ - 20 мм/час

9. Задание

К функциям эритроцитов относят:

    Образование антител

    Свертывание крови

    Фагоцитоз

    Транспорт респираторных газов

10.. Задание . Дополните

Активный приобретенный... возникает в результате перенесенного инфекционного заболевания или введения в организм вакцины.

11.. Задание

Гемоглобин - это дыхательный пигмент эритроцитов крови, который легко соединяется с

    кислородом

    углеродом

  1. кальцием

12 Задание. Дополните

Скелет имеет отношение к процессам кроветворения, благодаря тому что в костях имеется...

    красный и желтый костный мозг

    компактное и губчатое вещество костей

    красный костный мозг

    желтый костный мозг и надкостница

Задание В поддержании гомеостаза участвует(-ют) __________ система(-ы) организма.

    нервная, эндокринная и иммунная

    только эндокринная

    только иммунная

    только нервная

14 Задание При подъеме человека в горы количество эритроцитов в крови увеличивается, что обусловлено …

    эмоциональными переживаниями

    уменьшением количества углекислого газа в атмосферном воздухе

    уменьшением количества кислорода в атмосферном воздухе

    увеличением физической нагрузки

15 Задание - выберите несколько вариантов ответа ) К транспортной функции крови относится...

    иммунная

    терморегуляторная

    дыхательная

    питательная

иммунитет

Сердечно-сосудистая система

1. Задание Дополните

Движение крови от правого желудочка к левому предсердию через сосуды легких, где она обогащается кислородом, называется... кругом кровообращения.

2. Задание Дополните

Круг кровообращения, который начинается в левом желудочке, обеспечивает органы кислородом и приносит венозную кровь к правому предсердию сердца называется...

3. Задание

Порядок сокращения предсердий и желудочков сердца (фазы сердечного цикла)

1: общая диастола (расслабление) сердца

2: систола (сокращение) желудочков

3: систола (сокращение) предсердий

4. Задание Дополните

Ритмичные сокращения стенок артерий вследствие заполнения их кровью, выбрасываемой при систоле левого желудочка - это...

5. Задание

У молодых здоровых людей частота сердечных сокращений в состоянии покоя составляет:

    30-50 ударов в минуту

    60-80 ударов в минуту

    100-120 ударов в минуту

    140-160 ударов в минуту

6. Задание

Систолическое (максимальное) артериальное давление у здоровых взрослых людей составляет в норме

    100-140 мм.рт.ст.

    40-70 мм.рт.ст.

    140-170 мм.рт.ст.

    170-200 мм.рт.ст.

7. Задание

Диастолическое (минимальное) артериальное давление у здоровых взрослых людей в норме составляет

    60-90 мм.рт.ст.

    30-50 мм.рт.ст.

    100-140 мм.рт.ст.

    150-180 мм.рт.ст.

8. Задание Дополните

Брадикардия (ЧСС в покое менее 60 уд/мин) может наблюдаться у спортсменов, тренирующихся на..., что свидетельствует об экономизации работы сердечно-сосудистой системы.

9. Задание Дополните

Сокращение сердечной мышцы называется систолой, а ее расслабление - ....

10. Задание Дополните

Наибольшее кровяное давление фиксируется в крупных артериях; а в мелких артериях, капиллярах и... оно постепенно снижается.

11. Задание

Кровь из левого желудочка выталкивается:

    В полые вены

    Легочные артерии

    Соную артерию

12. Задание

Кровь из правого желудочка выталкивается в

    А полые вены

    Легочные артерии

    Сонную артерию

13. Задание

Продолжительность систолы предсердий:

14. Задание

Продолжительность систолы желудочков:

15. Задание

Продолжительность паузы сердца:

16. Задание

Синоатриальный узел - водитель ритма:

    Первого порядка

2 Третьего порядка

3 Второго порядка

4 Четвертого порядка

17. Задание

Атриовентрикулярный узел - водитель ритма:

    Первого порядка

    Второго порядка

    Третьего порядка

    Четвертого порядка

18. Задание

Проводящая система сердца обеспечивает:

1Проведение волны возбуждения по сердцу

    Проведение волны сокращения

    Проведение крови по собственной кровеносной системе

    Проведение кислорода по сердцу

19. Задание

В желудочках сердца проводящая система представлена:

    Атриовентрикулярным узлом

    Синоатриальным узлом

    Пучком Гиса

    Нервными волокнами

20. Задание

Самой высокой возбудимостью обладает:

    Антривентрикулярный узел

2 Синоатриальный узел

3 Пучок Гиса

4 Волокна Пуркине

21. Задание

Самой низкой возбудимостью обладает:

1Атриовентрикулярный узел

    Синоатриальный узел

    Пучек Гиса

    Волокна Пуркине

22. Задание

Предварительно растянутая сердечная мышца сокращается с большей силой:

    Закон "все или ничего"

    Закон Старлинга

3 Закон автоматии

4 Закон Боудича

23. Задание

Мощность сердечного сокращения не зависит от силы раздражения:

    Закон "все или ничего"

    Закон Старлинга

    3акон автоматии

    "Закон сердца"

24. Задание

Симпатический нерв:

    Увеличивает только частоту сердечных сокращений

    Увеличивает только возбудимость

    Увеличивает только мощность сердечного сокращения

    Увеличивает мощность, частоту и возбудимость сердечной мышцы

25. Задание

Более полное расслабление сердца в диастоле обусловлено влиянием:

    Тройничного нерва

    Симпатического нерва

    Блуждающего нерва

4 Чревного нерва

26. Задание

Систематическая мышечная работа сопровождается:

    Повышением тонуса симпатического нерва

    Понижением тонуса симпатического нерва

    Повышением тонуса блуждающего нерва

    Понижением тонуса блуждающего нерва

27. Задание

С возрастом происходит:

    Повышение тонуса симпатического нерва

2 Понижение тонуса симпатического нерва

3 Повышение тонуса блуждающего нерва

4 Понижение тонуса блуждающего нерва

28. Задание

У детей первых лет жизни частота сердечных сокращений

    выше, чем у взрослых

    такая же, как у взрослых

    ниже, чем у взрослых

    не определяется

29. Задание

У детей первых лет жизни артериальное давление

    ниже, чем у взрослых

    такое же, как у взрослых

    выше, чем у взрослых

    не определяется

30. Задание

Систолический объём крови с возрастом...

    уменьшается

    не меняется

    меняется закономерно

    увеличивается

31Задание - выберите несколько вариантов ответ В состав системы кровообращения не входит(-ят) ...

    кровеносные сосуды

  1. лимфатические сосуды

32.Задание

Формирование сердечно-сосудистой системы начинается…

    непосредственно перед рождением

    в дошкольном возрасте

    на третьей неделе после зачатия

    сразу после рождения

33.Задание

Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходимо использовать...

    занятия спортом на профессиональном уровне

    оптимальные физические нагрузки

    отдых лёжа

    настольные игры

Сердечно-сосудистая система

вопр

ответ

вопр

ответ

вопр

ответ

вопр

ответ

1- малый; 2- большой; 4 – пульс: 8 – Выносливость; 9 – диастола; 10 –венах..

Дыхание

1. Задание

Дыхательный центр расположен:

1. В легких

2. В мозжечке

3. В продолговатом мозгу

4. В коре больших полушарий

2. Задание

Кислород усваивается:

1. В крови

2. В межклеточном пространстве

3. В цитоплазме клеток

4. В митохондриях

3. Задание

Механоцепторы легких возбуждаются при:

1. Увеличении углекислого газа в альвеолярном воздухе

2.Уменьшении кислорода в альвеолярном воздухе

3. Растяжении альвеол во время вдоха

4. Сжатии альвеол при выдохе

4. Задание

У детей 3-х летнего возраста тип дыхания:

1. Грудной

2. Брюшной

3. Смешанный

4. Поверхностный

5. Задание

У детей младшего возраста при физических нагрузках увеличивается преимущественно:

    Глубина дыхания

    Частота дыхания

    Глубина и частота дыхания

    Грудное дыхание

6. Задание Дополните

С возрастом у детей не увеличивается _______________ дыхания

  1. Ритмичность

    Минутный объем

7. Задание

В гуморальной регуляции дыхания участвует...

    Кислород

    углекислый газ

    угарный газ

8. Задание - выберите несколько вариантов ответа ) В состав системы кровообращения не входит(-ят) ...

    кровеносные сосуды

  1. лимфатические сосуды

Дыхание

вопр

ответ

  • (Документ)
  • Шпаргалка по анатомии ЦНС (Шпаргалка)
  • Шпоры по анатомии (Шпаргалка)
  • Лекции - Ветеринарная офтальмология (Лекция)
  • Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека (Документ)
  • Слабкина А.И., Солдатов А.П., Попова М.А. и др. Основы животноводства (Документ)
  • Лекции по возрастной физиологии (Лекция)
  • Ответы на экзамен по анатомии (Шпаргалка)
  • n1.doc

    I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ

    Общебиологические законы физического развития детей и основные закономерности роста и развития организма.

    1. К соматоскопическим показателям физического развития относят

    1 развитие мускулатуры 2 состояние осанки

    3 половое развитие 4 вес тела

    5 рост стоя

    2. Наиболее адекватными критериями возрастной периодизации являются

    1 социально-педагогические и половые 2 хронологические и социально- педагогические

    3 хронологические и психологические 4 морфо-функциональные и психологические

    3. Под акселерацией понимают

    1 замедление темпов развития организма 2 средний уровень развития

    по сравнению с предшествующим

    поколением

    3 ускорение темпов развития организма 4 всестороннее развитие

    по сравнению с предшествующим

    поколением

    4. Условное деление жизни человека на возрастные этапы называют

    1 паспортизацией возраста 2 возрастной периодизацией

    3 возрастной градацией 4 биологической классификацией возраста

    5. Синонимом понятия « календарный возраст» является

    1 паспортный возраст 2 костный возраст

    3 зубной возраст 4 биологический возраст

    6. Качественные функциональные изменения организма, приводящие к усложнению организации и взаимодействия всех его систем, процессов регуляции называется

    1 системогенезом 2 ростом

    3 эмбриогенезом 4 развитием

    7. Одним из этапов онтогенеза является _____________период

    1 пубертатный 2 плодный

    3 препубертатный 4 постпубертатный

    8. Период полового созревания называют

    1 постпубертатный 2 пубертатный

    9. Развивающийся организм ребенка достигает функциональной зрелости взрослого за

    1 16-20 лет 2 5-10 лет

    3 10-15 лет 4 30 лет

    10. К закономерностям роста и развития относят

    1 только гармоничность 2

    11. Для деления постнатального онтогенеза на перилды используют критерии

    1 морфологические, функциональные 2 только морфологические

    и психологические

    3 только функциональные 4 только психологические

    12. Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

    1 Соматометрические признаки (в)

    2 Физиометрические признаки (б)

    3 Соматоскопические признаки (а)

    Варианты ответов:

    а) осанка

    б)мышечная сила кисти

    в)окружность головы

    13. К тестам на определение соматической зрелости относят

    1 исследование памяти 2 филиппинский тест

    3 исследование развития второй 4 срисовывание ребенком

    сигнальной системы рукописного текста

    14. Костный возраст используют для определения

    1 биологического возраста 2 соматометрических показателей

    3 календарного возраста 4 соматоскопических показателей

    15. В процессе онтогенеза более раннее созревание вегетативных центров регуляции функций по сравнению с соматическими- это пример__________ роста и развития

    1 надежности 3 непрерывности

    3гетерохронности 4 гармоничности

    16.К соматоскопическим показателям физического развития относят (несколько)…

    1.рост стоя 2.рост сидя

    3.состояние осанки 4.развитие костно-мышечной системы

    5.половое развитие

    17.Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

    1 Соматометрические признаки (в)

    2 Физиометрические признаки (б)

    3 Соматоскопические признаки (а)

    Варианты ответов

    а) половое развитие

    б)мышечная сила кисти

    в)окружность головы

    18.Неодновременное созревание различных органов и систем называют (один)…..

    1.гармоничностью 2. надежностью

    3.гетерохронностью 4.гомеостазои

    1.В.П.Гундобин 2. И.П.Павлов

    3.П.К.Анохин 4.А.А.Маркосян

    20.Биологический возраст человека не определяют по (один)…

    1.скелетной зрелости 2.зубной зрелости

    3паспорным данным 4 степени развития вторичных

    Половых признаков

    21.Надежность роста и развития организма не связана с (один)….

    1.избыточность структурных элементов 2.пластичностью

    3.наличием репродуктивной системы 4 дублированием функций

    (например, наличие парных

    Органов)

    22.Наиболее адекватным методом определения функциональных возможностей организма является (один)…..

    1.метод функциональных нагрузок 2 наблюдение

    3.соматометрия 4. соматоскопия

    23.Наука, изучающая строение организма, его органов и систем, называется (один)….

    1.анатомией 2 гистологией

    3.цитологией 4физиологией

    24.Этап онтогенеза от момента зачатия до рождения называют(один)….

    1.постнатальным 2. пренатальным

    3.пубертатным 4постпубертатным

    24.Соответствие функциональным возможностям организма требованиям, предъявляемым со стороны окружающей среды на каждом этапе онтогенеза, называют (один)….

    1.надежностью 2 системогенезом

    3.гормоничностью 4 гетерохронностью

    25.Установите соответствие между группой антропометрическихз признаков и соответствующими показателями

    1. соматометрические признаки (а)

    2 физиометрические признаки )

    3 соматоскопические признаки (с)

    Варианты ответов

    а - рост стоя в - мышечная сила кисти с - осанка

    26.К медицинским критериям школьной зрелости не относят

    1 состояние здоровья

    27. Снижение двигательной активности называют

    1. гипотонией 2 гипотиреозом

    3 гипогликемией 4 гиподинамией

    28. К юношескому периоду относят лиц в возрасте ____ лет

    1. 14-16 2 22-25


        1. 4 16-21
    29.Возрастной период, когда при оценке уровня физического развития начинают учитывать половую принадлежность

    1раннеее детство 2 второе детство

    3грудной период 4 первое детство

    30. Надежность роста и развития организма обеспечивается за счет ____________ функций и органов:

    1 только дублирования 2 только пластичности

    3дублирования, пластичности, избыточности 4 только избыточности

    31.Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) состоит из:

    1 резервного объема выдоха 2 дыхательного объема

    3 резервного объема вдоха 4 остаточного объема

    5 воздуха мертвого пространства

    32.При измерении длины тела испытуемый должен касаться стойки ростомера

    1 ягодицами 2 пятками

    3 межлопаточной областью 4 затылком

    33.Период внутриутробного развития с 9 –ти недель до рождения

    1. плодный 2 зародышевый

    3 пубертатный 4 эмбриональный

    34. К функциональным показателям физического развития ребенка относят:

    1 экскурсию грудной клетки 2 окружность головы

    3 окружность грудной клетки 4 длину и массу тела

    35.Наиболее значительно длина тела меняется в

    1 старости 2 период полового созревания

    3 возрасте 5-7 лет 4 первый год жизни

    36.ЖЕЛ (жизненная емкость легких) зависит от

    1 возраста 2 половой принадлежности

    3состояния здоровья 4 темперамент

    5 эмоционального статуса

    37.Период полового созревания называют

    1 постпубертатный 2 пубертатный

    3 препубертатный 4 пренатальным

    38.Календарный возраст-это возраст

    1 костный 2 зубной

    3 паспортный 4 биологический

    39.Более раннее созревание вегетативных центров регуляции функций по сравнению с соматическими- это пример ___________ роста и развития

    1 надежности 2 непрерывности

    3 гетерохронности 4 гармоничности

    40.Антропометрические исследования позволяют………..

    1дать общую оценку состоянию 2 оценить творческие способности

    физического развития ребенка

    3 определить степень 4 определить степень

    умственного развития психического развития

    41.Гармоничность- это_________развитие

    1ускоренное 2 среднее

    3 неодновременное созревание в онтогенезе 4 соответствие физиологических

    Различных органов и систем возможностей организма требованиям,

    предъявляемым окружающей средой

    42.Одним из наиболее часто используемых тестов на школьную зрелость является

    1 методика Рокича 2 бельгийский тест

    3 корректурная проба Анфимова 4 тест Керна в модификации Ирасека

    43.Ребенок не считается готовым к школьному обучению, если он

    1 не имеет медицинских противопоказаний 2 по биологическому возрасту

    2 набрал 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека 4 набрал более 10 баллов

    за тест Керна-Ирасека

    44.Синономом понятия « календарный» возраст является

    1возраст наступления половой зрелости 2 зубной возраст

    3хронологический возраст 4 костный возраст

    45.Наука, изучающая функции организма, называется (один)…

    1.гистологией 2. физиологией

    3.анатомией 4 морфологией

    46.Индивидуальное развитие организма называют (один)….

    1.филогенезом 2. антропогенезом

    3.системогенезом 4.онтогенезом

    47.Готовность ребенка к обучению в школе определяют по (один)….

    1.по уровню психического и 2.только по уровню физического

    физического развития развития

    координационным способностям

    3.только по уровню психического 4. только по координационным

    развития способностям

    48.К физиометрическим признакам относится ….

    1.форма ног 2.масса тела

    3.мышечная сила кисти 4. окружность грудной клетки

    49.Развитие вторичных половых признаков регулируется (один)….

    1.нервной системой 2. ферментами

    3.соматотропином 4 половыми гормонами

    50. Раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития называется

    1 геронтологией 2 эмбриологией

    3 возрастной физиологией 4 антропологией

    51.К вторичным половым признакам относят …

    1. половые гормоны 2. половые органы

    52.Измерение жизненной емкости легких у детей возможно

    1 с момента рождения 2 с 1 года

    3 после 4-5 лет 4 после 7-8 лет

    52.Рост и развитие происходят в организме

    1 только в постнатальном периоде 2 только в критические

    Периоды онтогенеза

    3непрерывно в течение всего онтогенеза 4 только в перинатальном

    53 Величина жизненной емкости легких зависит от

    1 мышечной силы кисти 2 возраста

    3 становой силы 4 возраста

    54.При антропометрическом исследовании определение массы тела проводят с помощью медицинских весов

    1 без одежды 2 без обуви

    3натощак утром 4 перед отходом ко сну

    5после еды

    55.Биологический возраст человека определяется

    1 степенью созревания морфофункциональных 2 уровнем развития

    и психофизиологических качеств индивида эндокринных желез

    3 гармоничностью развития организма 4 развитием вторичных половых

    Признаков

    56.Половой деморфизм учитывается при периоде онтогенеза

    1 только грудном 2 только подростковом

    3 в определенном возрасте 4 всегда

    57. С помощью соматометрических методик нельзя определить

    1 окружность головы 2 мышечную силу

    3окружность груди 4 длину тела

    58. К понятию роста относят

    1 увеличение массы тела 2 формирование осанки

    3 увеличение жизненной емкости легких 4 увеличение мышечной силы

    59. Согласно возрастной периодизации восьмидесятилетнего человека относят к периоду __________ в возраста

    1 старческого 2 пожилого

    3 престарелого 4 зрелого

    60.Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

    1 Соматометрические признаки (в)

    2 Физиометрические признаки (б)

    3 Соматоскопические признаки (а)

    Варианты ответов

    а) половое развитие

    б)мышечная сила кисти

    в)окружность головы

    61.В процессе онтогенеза более раннее созревание вегетативных центров регуляции функций по сравнению с соматическими- это пример__________ роста и развития

    1 надежности 3 непрерывности

    3гетерохронности 4 гармоничности

    62. В процессе онтогенеза

    1 позже созревают средние мышцы 2 позже созревают крупные

    3 позже созревают мелкие мышцы 4созревание всех групп мышц

    Происходит одновременно

    63. К закономерностям роста и развития относят

    1 только гармоничность 2 гармоничность, надежность, гетерохронность

    3 только гетерохронность 4 только надежность

    64.Одним из этапов онтогенеза является _____________период

    1 пубертатный 2 плодный


    1. препубертатный 4 постпубертатный
    65.В ходе онтогенеза позже всего созревают:

    1.зрительная область коры больших полушарий 2 палочки

    3 зрительный нерв 4 колбочки

    66.В процессе онтогенеза позже созревают:

    1 крупные мышцы 2 мелкие мышцы

    3средние мышцы 4 созревание всех мышц

    Происходит одновременно

    67.Целесообразным с точки зрения экономии энергозатрат является _________________________ характер созревания:

    1 индивидуальный 2 одновременный (синхронный)

    3 последовательный (гетерохронный ) 4 соответствующий паспортному возрасту

    68.Критическим периодом формирования непроизвольного внимания, когда ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера является:

    1 1 год 2 6-7 лет

    3 2-3 месяца 4 2-3 года

    69.Периоды наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов среды называются……

    3сенситивными 4 адаптивными

    70.Ретардацией называют__________развитие

    1 ускоренное 2 замедленное

    3 среднее 4 всестороннее

    71.Решающее значение в формировании речи ребенка имеет

    1 общение со сверстниками 2 общение со взрослыми

    3 уровень соматической зрелости 4 зрелость ретикулярной формации

    72.В соответствии с социально-педагогическими критериями выделяют ____________период онтогенеза

    1 дошкольный 2 юношеский

    3 грудной 4 подростковый

    73.К физиометрическим показателям физического развития относят

    1 становую силу 2вес тела

    3 осанку 4 жизненную емкость легких

    5 экскурсию грудной клетки

    74. Дети с функциональными нарушениями относятся к__ группе здоровья

    1 первой 2 второй

    3 четвертой 4 пятой

    75.К общим свойствам организма не относят

    1 способность к регенерации 2 способность к росту и развитию

    3 обмен веществ и энергии 4 раздражимость

    76. К общим свойствам организма не относят

    1 способность к движению 2 способность к адаптации

    3 обмен веществ и энергии 4 способность к росту и развитию

    77.Совокупность всех генов данного организма называют

    1 генотип 2нормальной реакцией

    3 фенотип 4 мутация

    78.К медицинским критериям школьной зрелости не относят

    1 состояние здоровья 2 уровень биологического развития

    3 уровень физического развития 4 уровень умственного развития

    79.В процессе онтогенеза

    1 раньше созревают средние мышцы 2 раньше созревают крупные

    мышцы

    3 раньше созревают мелкие мышцы 4созревание всех групп мышц

    Происходит одновременно

    80. Причиной замедленного развития ребенка не может (не могут) стать

    1 отсутствие социальных контактов 2 сенсорная депривация

    3 сенсорнообогащенная среда 4 генетические факторы

    81. К вторичным половым признакам не относят

    1 половые железы 2 особенности волосяного покрова

    3 анатомические особенности тела 4 половое влечение

    К противоположному полу

    82. Дефицит сенсорной информации в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению

    1 обмена веществ 2 становления коммуникативного поведения

    3 гомеостаза 4 становления иммунной системы

    83.К психолого- педагогическим критериям школьной зрелости не относят

    1 соматической зрелости 2 развития памяти

    3 психосоциальной зрелости 4 умственной работоспособности

    84.Способность организма передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующим поколениям называют

    1 наследственность 2 размножение

    85. С понятием роста не связаны процессы увеличения

    1 2 количеством клеток

    3длиной тела 4 массой тела

    86. Процессы диссимиляции преобладают над процессами ассимиляции

    1 у детей и подростков 2 на всех этапах онтогенеза

    3 в зрелом возрасте 4 у стареющих людей

    87. Оценка показателей физического развития проходит по 5-ти бальной шкале, в которой не уровня

    1 средний 2 высокий

    3 низкий 4 очень низкий

    88. К субклеточным уровням организации организма человека относится уровень

    1 биохимический 2 клеточный

    3 тканевой 4 органный

    89. Школьная зрелость предполагает___________ готовность ребенка к систематическому обучению

    1 физическую (соматическую ) 2умозрительную

    3 психологическую 4 виртуальную

    5социальную

    90.В отличии от «внутригрупповой» акселерации под « эпохальной» акселерацией принимается

    1 замедленное развитие по сравнению 2 замедленное развитие по сравнению

    с предшествующим поколением со сверстниками своего поколения

    3 ускоренное развитие по сравнению со 4 ускоренное развитие по сравнению

    сверстниками своего поколения с предшествующим поколением

    91.Половые различия в строении тела появляются в __________ периоде

    1 пубертатном 2 юношеском

    3 пренатальном 4 постнатальном

    92. Синтез белка осуществляется на __________ уровне

    1 молекулярном 2 тканевом

    3 органном 4 системном
    93.Совокупность процессов синтеза сложных органических веществ, осуществляемых с затратами энергии называется

    1 метаболизм 2 диссимиляция

    3 ассимиляция 4 основным обменом
    94. Суточное потребление человека в углеводах составляет примерно:

    1 50-100 гр. 2 100-200 гр.

    3 800- 12000 гр 4 300-500 гр.
    95.Синтез белка происходит в:

    1 митохондриях 2 ядре

    3 комплексе Гольджи 4 рибосомах
    96.Относительное постоянство внутренней среды организма называется

    1 гомеостаз 2 ортостаз

    3гемостаз 4 гематокрит
    97. Способность организма передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующим поколениям называют

    1 наследственность 2 размножение

    3 норма реакции 4 изменчивость

    98.Процесс поступления веществ в организм, переработка и удаление конечных продуктов жизнедеятельности называется

    1 обменом веществ 2 питанием

    3 выделением 4 дыханием

    99. Гуморальный в переводе с латинского означает

    1. жидкостный 2 эндокринный

    3 тканевой 4энергетический

    100. Грудное молоко обладает иммунными свойствами так как содержит

    1 витамины 2 антитела

    3 лактозу 4 эмульгированные жиры

    101. Отличия в половом поведении проявляются в возрасте

    1 дощкольном 2. Зрелом

    3 подростковом 4 юношеском

    102. В поддержании гомеостаза участвуют

    1 только нервная система 2 только эндокринная система

    3 только иммунная система 4. нервная, эндокринная, иммунная

    103.К принципам закаливания не относят

    1 систематичность 2 комплексность

    3 однократное воздействие закаливающих факторов 4 постепенность

    104 После вакцинации ребенок обладает иммунитетом

    1 естественным активным 2 искусственным пассивным

    3искусственным активным 4 естественным пассивным

    105. Наиболее информативным показателем для определения биологического возраста в подростковом периоде является (ются)

    1 зубная зрелость 2 психическая зрелость

    3 костная зрелость 4 внешние половые признаки
    106. Относительное постоянство внутренней среды организма- это

    1 ортостаз 2 гематокрит

    3 гемостаз 4 гомеостаз

    107 Наиболее информативным показателем для определения биологического возраста в подростковом периоде является

    1 зубная зрелость 2 костная зрелость

    3 внешние половые признаки 4 психическая зрелость

    108 К признакам организма в большей степени определяемым внешней средой относятся

    1 группа крови 2 мышечная сила кисти

    3черты лица 4гемофилия

    109 Термин « гуморальный» в переводе с латинского обозначает:

    1 химический 2 физический

    3 механический 4 жидкостный

    110. К психолого- педагогическим критериям школьной зрелости не относят уровень:

    1 соматической зрелости 2 психосоциальной зрелости

    3психическеой зрелости 4 развития памяти

    111. .Ограничение двигательной активности ребенка приводит к (один)…

    1.ускорение развития нервной 2. ускорение развития дыхательной

    системы системы

    3. торможение развития нервной 4. торможения развития выделительной системы системы

    112Периоды наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов среды называются……

    3сенситивными 4 адаптивными

    113Взаимодействие и общение детей друг с другом и детей со взрослыми способствует становлению __________ поведения

    1. социального 2 ассоциативного

    3мотивационного 4 адаптивного

    114.Естественный активный приобретенный иммунитет возникает у ребенка

    1 в результате вакцинации 2 после перенесенного инфекционного

    заболевания

    3 при кормлении материнским молоком 4 в результате введения сыворотки

    115. Механизмы регуляции позы и реализации последовательности серийных движений созревают

    1 в период второго детства 2 в юношеском возрасте

    3 в период первого детства 4 к началу грудного возраста

    116. С понятием роста не связаны процессы увеличения

    1 функциональных возможностей клеток 2 количеством клеток

    3длиной тела 4 массой тела

    II СЕНСОРНЫЕ ФУНКЦИИ

    Анатомия, физиология сенсорных систем.

    1. Зрачок представляет собой отверстие в

    1 роговице 2 радужной оболочке глазного яблока

    3 сетчатке 4 хрусталике

    2. Органом чувств является

    1 глаз 2 кортиев орган

    3 рецептор 4 сетчатка

    3. К внешним анализаторам относят

    1 вкусовой 2 двигательный

    3 интеророцептивный 4 вестибулярный

    4. В оптическую систему глаза не входит

    1 зрачок 2 стекловидное тело

    3 хрусталик 4 роговица

    5. В состав среднего уха не входит

    1 наковальня 2 улитка

    3 молоточек 4 стремечко

    6. Прочное приспособление анализатора к силе и длительности действия раздражителя называется

    1 адаптация 2 последействие

    7. Наибольшая острота слуха свойственна6

    1 взрослым 2 подросткам

    3 новорожденным 4 дошкольникам

    8. Лучи от рассматриваемого предмета пересекаются перед сетчаткой

    1 при астигматизме 2 при близорукости

    3 в норме 4 при дальнозоркости

    9. К экстрарецепторам относят рецепторы анализатора

    1 вестибулярного 2 двигательного

    3 зрительного 4 висцерального

    10. В оптическую систему глаза входит

    1 зрачок 2 радужка

    3 сетчатка 4 хрусталик

    11.Усиление звуковых колебаний обеспечивают

    1 среднее и внутреннее ухо 2 наружное и внутреннее ухо

    3 наружное и среднее ухо 4 улитка и вестибулярный аппарат

    12. Роговица-это передняя часть

    1 сетчатки 2 хрусталика

    3 наружной оболочки (склеры) 4 сосудистая оболочка

    13. Специфическое действие шума проявляется в

    1 повышении порога слуховой 2 изменении работы центральной

    чувствительности нервной системы

    3 эндокринных расстройствах 4 изменении работы сердечно-

    Сосудистой системы

    14. Если ребенок сильно склоняет голову при письме, то у него наблюдается

    1 близорукость 2 астигматизм

    3 косоглазие 4 дальнозоркость

    15. Колебания жидкости в улитке приводят к

    1 раздражению слуховых рецепторов 2 колебанию барабанной перепонки

    3 колебанию слуховых косточек 4 колебанию овального окна

    16. «Кажущаяся»близорукость у детей связана с

    1 высокой эластичностью хрусталика 2 дефектом роговицы

    3 малыми размерами глазного яблока 4 нарушением аккомодации

    17. Неспецифическое действие шума проявляется

    1 в снижении порога слуховой 2 изменении работы сердечно

    чувствительности сосудистой системы

    3 появлении тугоухости 4 повышении порога слуховой чувствительности

    18.Наличие астигматизма определяется несовершенством

    1 роговицы 2 хрусталика

    3 стекловидного тела 4 сетчатки

    19. К органам чувств не относят

    1 глаз 2 мышечное веретено

    3 ухо 4 кожу

    20. Минимальная острота слуха отмечается

    1 у новорожденных 2 в 14-17 лет

    3 в 30 лет 4 в 2-3 года

    21. В оптическую систему глазного яблока не входит

    1 стекловидное тело 2 сетчатка

    3 роговица 4 хрусталик

    22. Невысокая острота слуха у новорожденных детей объясняется тем, что у них полость среднего уха заполнена

    1 соединительной тканью 2 жидкостью

    3 эпителиальной тканью 4 воздухом

    23. Светочувствительные рецепторы находятся в

    1 белочной оболочке 2 сетчатке

    3слепом пятне 4 сосудистой оболочке

    24. К внешним анализаторам относят

    1 вестибулярный 2 интероцептивный

    3 слуховой 4 двигательный

    25. К общим свойствам сенсорных систем не относят:

    1 координацию 2 высокую чувствительность

    3 последействие 4 адаптацию

    26.Раньше всего в процессе онтогенеза созревает ________ отдел анализатора (один)….

    1.корковый 2.проводниковый

    3.подкорковый 4рецепторный
    27.Цветовое зрение обеспечивают (один)….

    1.волосковые клетки 2.палочки и колбочки

    3.колбочки 4палочки

    28.Рецепторы, воспринимающие звук, находятся в (один)….

    1.наружном ухе 2 барабанной перепонке

    3.улитке внутреннего уха 4среднем ухе

    29.Естественная дальнозоркость у детей связана с (один)….

    1.большими размерами глазного яблока 2 нарушением аккомодации

    3малыми размерами глазного яблока 4дефектом роговицы

    30. Структура сенсорных систем (анализаторов) представлениа совокупностью_________ звеньев…..

    1.рецепторного и проводникового 2. рецепторного, проводникового

    коркового

    3.коркового и центрального 4 рецепторного и периферического

    31.Рецепторами зрительного анализатора являются (один)……

    1.волосковые клетки 2. палочки и колбочки

    3 свободные нервные окончания 4. тельца Пачини

    32. Слуховая зона коры располагается в (один)….

    1.лобной 2.височной

    3.затылочной 4 теменной

    33.К характеристикам освещенности не относят (один)…..

    1. уровень освещенности 2.световой коэффициент

    3.коэффициент заслонения 4.коэффициент аэрации

    34.В онтогенезе позже всего созревает ___________отдел анализатора (один)…

    1 проводниковый 2.подкоркрвый

    3.рецепторный 4корковый

    35.Корковый конец зрительного анализатора находится в __________ доле больших полушарий (один)…

    1.затылочной 2 височной

    3.теменной 4лобной

    36.Рецепторы, воспринимающие звук, располагаются в (во) (один)….

    1. барабанной перепонке 2.слуховой трубе

    3.внутреннем ухе 4. среднем ухе

    37.При дальнозоркости лучи фокусируются (один)….

    1. на радужке 2.на сетчатке

    3.за сетчаткой 4перед сетчаткой

    38.Высший анализ слуховой информации происходит в:

    1 слуховом нерве 2 кортиевом органе

    3 барабанной перепонке 4 височной области коры больших полушарий

    39.Изменение кривизны хрусталика происходит за счет работы:

    1 гладких мышц радужки 2 круговой мышцы глаза

    3 мышц, двигающих глазное яблоко 4 ресничной мышцы сосудистой

    оболочки глазного яблока

    40.При аккомодации происходит

    1 изменение кривизны хрусталика 2 сужение зрачка

    3 расширение зрачка 4 изменение порога чувствительности рецепторов

    41. Лучи от рассматриваемого предмета пересекаются за сетчаткой при

    1 астигматизме 2 дальнозоркости

    3 близорукости 4 в норме

    43. В состав зрительного анализатора не входит:

    1 палочки и колбочки 2 кортиев орган

    3 сенсорная зона больших полушарий 4 зрительный нерв

    44. К факторам развития близорукости у детей не относят:

    1продолжительность и интенсивность 2 температурный режим

    учебной нагрузки учебной комнаты

    3 недостаточное освещение рабочего 4 снижение тонуса

    места глазных мышц

    45.Фоторецепторы располагаются в

    1 сетчатке 2 белочной оболочке

    3хрусталике 4 сосудистой оболочке

    46.К группе интерорецепторов относят рецепторы____________ анализатора:

    1 зрительного 2 висцерального

    3 вестибулярного 4 двигательного

    47.Функцию восприятия звука выполняет:

    1 сетчатка 2 отолитовый орган

    3 кортиев орган 4 слуховой нерв

    48. Возникновению близорукости способствует:

    1 хорошо освещенное рабочее место 2 чтение в транспорте

    3 правильная посадка при чтении 4 гигиенически обоснованный

    49.К группе экстерорецепторов не относят рецепторы_________ анализатора

    1 двигательного 2 висцерального

    3 зрительного 4 вестибулярного

    50.В ходе онтогенеза позже всего созревает.

    Термин онтогенез (от греч. онтос - сущее и генезис - происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй - от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни... которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,- смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» ". Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития - пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16- 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем. Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18-20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.

    Понятие онтогенеза, общие закономерности онтогенеза.

    Термин онтогенез (от греческого онтос - сущее и генезис – происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э.Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания жизни.

    В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:

    эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный). Первый период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека.

    Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же на свет новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития - пренатального, длящегося в среднем 280 дней.

    Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма.



    Время в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем кровообращения, пищеварения, нервной и т.д.) составляет 16-20 лет.

    Основные закономерности онтогенеза.

    1. Принцип системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем. Вопросы теории функциональных систем и особенности их формирования в процессе онтогенеза т.е. особенности системогенеза, были разработаны известным советским физиологом академиком П.К.Анохиным (1898-1974) и его учениками и последователями.

    Функциональной системой называют временноеобъединение различных органов детского организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. Например, рефлекс сосания у новорожденного осуществляется специальной функциональной системой, в которую входят различные группы мышц и объединения нервных клеток,регулирующих их сокращения. Главное значение для объединения органов в функциональную систему имеет не их анатомическая близость, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности.

    В процессе обучения ребенка письму, чтению, навыкам личной гигиены и т.д. также требуется образование функциональных систем, в которые включаются разнообразные органы.

    Таким образом, в процессе онтогенеза человека в его организме возможно образование бесчисленного множества различных функциональных систем, обеспечивающих ему оптимальное взаимодействие с факторами внешней среды. Важной биологической особенностью в развитии детей является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется. В функциональной системе обеспечивающей ребенку рефлекс сосания, анатомо-физиологическое формирование входящих в нее органов и самой системы происходит задолго до рождения ребенка.

    Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств. Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный встречается с внешней средой во «всеоружии», т.к. он уже наделен важнейшей для его жизни функцией, обеспечивающей ему питание.

    2. Гетерохронность и гармоничность развития. Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит не одновременно, т.е. гетерохронно (от греческого гетерос – другой, хронос- время.)

    Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренательного развития, а почки формируются значительно позже и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

    Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

    Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма детей соответствуют требованиям, предъявляемым к ним со стороны окружающей среды.

    Рекомендуем почитать

    Наверх