Конспект урока по химии «Сложные вещества» (8 класс). Сложные вещества и смеси I

Озеленение 22.01.2024

Кварц содержит в своем составе два элемента- кремний и кислород. Из каких простых??еществ можно получить кварц? Какими двумя способами можно доказать, что в состав кварца входят кислород и кремний?

Ответы:

Кварц содержит в своём составе два элемента - кремний и кислород. Из каких простых веществ можно получить кварц? Какими двумя спо­собами можно доказать, что в состав кварца входят кислород и кремний?Минерал флюорит состоит из двух элементов - кальция и фтора. N Температура его плавления равна 1400 °С. Какую структуру имеет этоВещество - молекулярную или немолекулярную? К какому классу (простых или сложных) веществ относится флюорит? Составьте фор­мулу этого вещества, если на 1 атом кальция приходятся 2 атома фтора. Дайте флюориту химическое название.В каких фразах идёт речь о простых, а в каких - о сложных веще­ствах: а) молекула серы состоит из восьми атомов серы; б) метан разла­гается на углерод и водород; в) кристалл графита состоит из атомов углерода; г) сероводород может быть получен из водорода и серы; д) магнезию можно получить из магния и кислорода; е) в узлах кри­сталлической решётки меди находятся атомы меди? G Несколько веществ - уголь, соду, магний, порошок малахита - на­грели по отдельности. При этом сода и малахит разложились на новые вещества, а уголь и магний соединились с кислородом. Какой вывод о составе исследованных веществ можно сделать из наблюдений?Что выражают химические формулы сложных веществ молекулярно­го и немолекулярного строения? Что обозначают в химических фор­мулах индексы? Составьте формулы сложных веществ, модели моле­кул которых представлены на рис. 23.Каково соотношение атомов химических элементов в составе немоле­кулярных сложных веществ: оксида меди Си20, сульфата калия K2S04, карбоната натрия (соды) Na2C03?Составьте названия следующих сложных веществ по их формулам: FeS, ZnO, ZnS, А1Вг3, SiCl4, Cr2S3, CuCl2, K3N, H20.Укажите, какие элементы входят в состав нитрида кальция, сульфида цинка, иодида кальция, хлорида натрия, оксида фосфора, хлорида золота, силицида магния.Составьте химические формулы веществ по известному соотношению атомов: оксида железа (на два атома Fe - три атома О), сульфида углерода (на один атом С - два атома S), хлорида олова (на один атом Sn - четыре атома С1), оксида азота (на два атома N - пять атомов О).

Цель урока: продолжить формирование понятия вещества, познакомить учащихся со сложными веществами, способами доказательства их сложности - анализом и синтезом.

Ход урока

1. Фронтальный опрос.

Какие вещества относят к простым: а) Алмаз, б) Вода, в) Поваренная соль?

На какие две группы делят простые вещества, если есть между ними четкая граница?

Какие свойства и строения имеют металлы и неметаллы?

Как выразить состав простого вещества (молекулярного и немолекулярного)?

Письменная работа.

Составьте химические формулы молекулярных простых веществ, модели которых изображены в учебнике.

Напишите формулы простых веществ, образованных элементами третьего периода.

Эти упражнения имеют особое значение, так как помогают им связать внутреннее строение вещества с его знаковой моделью (формулой).

2. Обсуждение нового материала.

Вопросы:

  1. Обсуждение элементного состава веществ на известных примерах;
  2. Экспериментальное доказательство сложности вещества- синтез сложного вещества;
  3. Анализ вещества;
  4. Обсуждение структур сложных веществ.

Демонстрируем ряд простых и сложных веществ: оксид меди, графит, кварц (или речной песок), основной карбонат меди (малахит), серу, водород, углекислый газ, воду. Какие из этих веществ состоят из одного элемента, а какие из двух или нескольких? Школьники могут назвать серу и водород, как состоящие из одного элемента, а воду, основываясь на предыдущем опыте, как состоящую из двух элементов. При этом они могут сказать, как доказать, что вода состоит из двух элементов. Делаем вывод, что по внешнему виду распознать простые и сложные вещества нельзя. Нужно их исследовать.

Как мы называем те вещества, которые состоят из одного элемента?

А как назвать вещества, что состоят из двух или нескольких элементов?

Как правило дети отвечают точно – сложные вещества. Формулируем определение. К этому нужно привлечь учащихся.

Как провести опыт, чтобы доказать – к сложным или простым относится вещество? Нужно вещество разложить.

По каким признакам мы узнаем, что вещество сложное? Если из него получились новые вещества, то оно сложное.

Здесь же нужно объяснить, что установление состава вещества с помощью разложения называется анализом, что разложение часто проводят с помощью нагревания. Очень полезно, чтобы учащиеся провели опыты сами. На ученических столах следует приготовить приборы для разложения (пробирку с газоотводной трубкой, закрепленную в штативе). В пробирку насыпаем малахит (на одних столах) и перманганат калия (на других). Названме веществ сообщаю учащимся не для запоминания, хотя они уже на первых уроках их запоминают. Перед учащимися ставится задача доказать, что данные вещества являются сложными.

Перед опытами знакомлю ребят с правилами работы со спиртовкой. Учащимся группы, исследующим малахит, нужно поставить под газоотводную трубку стаканчик с известковой водой. Другой группе, исследующей перманганат калия, - стаканчик с чистой водой.

Сколько новых веществ учащиеся получили?

При разложении малахита хорошо видны три вещества: газ, капельки воды (на стенках пробирки), черное вещество, оставшееся в пробирке. Углекислый газ проверяется помутнением известковой воды. Учитель сообщает, что черное вещество, оставшееся в пробирке – это оксид меди.

При разложении перманганата калия наблюдения затруднены маскировкой образовавшегося черного оксида и почти такого же цвета манганата, которые внешне мало отличаются от взятого перманганата калия. Учащиеся называют два вещества в результате опыта – газ и твердое черное вещество.

Выделенный газ в пустой стакан учащиеся проверяют, поднося тлеющую лучинку, которая ярко загорается.

Выделенное второе вещество исследую сама. Для этого растворяю в воде в двух стаканах полученное вещество в результате разложения и исходное вещество – перманганат калия. Перманганат калия дает малиновое окрашивание, а вещество в результате разложения дает зеленое окрашивание.

Учащиеся видят разницу двух веществ и делают вывод, что при разложении перманганата калия образуются два разных вещества. На основании исследования в группах учащиеся заполняют таблицу.

Подвожу учащихся к общему выводу: те вещества, которые разлагаются на два или несколько новых состоят из нескольких элементов и относятся к сложным веществам, а которые разложению не подлежат, состоят из одного элемента и относятся к простым.

Далее перехожу к понятию синтеза. Демонстрирую опыт: нагреваю железные опилки с порошком серы. Какое вещество образуется в результате – постое или сложное? Из каких элементов оно состоит? Школьники отвечают – из серы и железа. Значит, делаем вывод, что при помощи синтеза из простых веществ можно получить сложное. На основании опыта учащиеся дают понятие синтеза.

3. Закрепление.

Для закрепления демонстрирую плакат с рисунками структур сложных и простых веществ. Где учащиеся выделяют сложные вещества. Далее учащиеся отвечают на вопрос - что такое сложные вещества и приводят примеры. Исходя из изученного материала, делаем вывод: сложные вещества имеют молекулярные (углекислый газ) и немолекулярные структуры (оксид марганца).

Домашнее задание: стр. 4-6, упражнение 4.

Конспект урока по химии «Сложные вещества» (8 класс)

Урок формирует у учащихся естественно-научную картину мира, знакомит с научными методами доказательства состава веществ. В процессе выполнения экспериментальной работы учащиеся самостоятельно изучают состав сложного вещества, самостоятельно формулируют понятия, сравнивают полученные результаты, делают выводы. Особенностью данного урока является исследовательская деятельность учащихся, которая развивает наблюдательность, самостоятельность, умение логически мыслить. В ходе экспериментальной работы, наблюдением за демонстрационным опытом, работой с презентацией учащиеся составляют итоговую таблицу, в которой представлен состав веществ.

Структура урока четко определяет деятельность учителя и учащихся. Урок способствует личностному развитию учащихся, ориентирован на самостоятельное приобретение знаний.

Цель урока:

Формирование важнейшего химического понятия «вещество», методами доказательства сложного вещества – анализом и синтезом.

Задачи:

    Научить учащихся пользоваться химическим языком, группировать и классифицировать вещества по составу и свойствам, сравнивать свойства веществ.

    Развивать наблюдательность, умение проводить эксперимент, умение делать выводы о составе вещества по результатам эксперимента.

    Воспитать умение логически мыслить, развивать абстрактное мышление, умение планировать ход эксперимента.

    Ознакомить с правилами техники безопасности при нагревании веществ, правилами зажигания и гашения спиртовки, мерами предосторожности при использования огня.

    Способствовать личностному развитию учащихся.

Оборудование: пробирки, спички спиртовки, держатели, малахит, перманганат калия, лучина, порошок железа и серы. Видеофрагмент электролиза воды. Проектор. Презентация.

Организационный момент – 1 минута.

Приветствую учащихся, проверяю присутствие учеников, назначаем дежурного, проверяю готовность учащихся к уроку, наличие учебных принадлежностей по предмету.

Проверка домашнего задания – 10 минут.

Экспресс опрос: Записать знаки химических элементов (металлы и неметаллы)

Литий, золото, аргон, хлор, кремний, магний, неон, хром, иод, медь, железо, кислород, бор, бериллий, фосфор.

Устный опрос.

1 ученик. Какие вещества относятся к простым? Охарактеризовать их свойства.

2 ученик. Какими свойствами, строением и структурой обладают немолекулярные вещества?

3 ученик. Составить формулы простых веществ, образованных элементами третьего периода, сравнить их свойства и структуру.

Изучение нового материала, проведение ученического эксперимента – 26 минут

Учитель ставит цели и задачи урока.

Слайд 3. На данном слайде вы видите ряд веществ: оксид меди, графит, кварц, основной карбонат меди, сера, кислород, углекислый газ, вода.

Как вы думаете, какие из этих веществ состоят из одного элемента, а какие из нескольких?

Сколько элементов входит в состав воды? Как это можно доказать?

По внешнему виду можем ли мы определить простое или сложное данное вещество?

Как мы называем те вещества, которые состоят из одного элемента?

А как называются те вещества, которые состоят из двух или нескольких элементов?

Как можно сформулировать определение сложных веществ?

Слайд 4. Вещества, состоящие из атомов различных химических элементов относят к сложным.

Слайд 5. Составить схему классификации веществ по составу и привести примеры:

Вещества: простые (кислород, натрий, вода и т.д.) и сложные (малахит, мел, аргон и т.д.)

Как на опыте можно доказать, к сложным или к простым относится вещество?

По каким признакам мы узнаем, что вещество сложное?

Слайд 6. Определение состава вещества с помощью разложения называется анализом.

Разложение часто проводят посредством нагревания.

Проведение лабораторной работы по группам.

Опыт 1. Разложение малахита.

Учитель наблюдает ход эксперимента, выполнение правил техники безопасности.

Беседа о результатах эксперимента.

Опыт 2. Разложение перманганата калия.

Учитель наблюдает за ходом эксперимента и соблюдением правил техники безопасности.

Что мы видим после нагревания?

Выделяющийся газ мы определим поднеся к газоотводной трубке тлеющую лучинку.

Какой это газ?

Сейчас возьмем два стаканчика с водой. В один поместим несколько крупинок перманганата калия, а в другой вещество из пробирки после нагревания.

Что мы видим? Прокомментировать результаты продуктов растворения.

Заполним таблицу.

Сделать вывод о составе перманганата калия и способах доказательства его состава.

Видеофрагмент «Разложение воды».

При разложении воды образуются кислород и водород, то из каких веществ образуется вода?

Слайд 7. Образование сложного вещества из простых – синтез.

Демонстрационный опыт.

Нагреем железные опилки с порошком серы. Что мы видим? Беседа:

Какое вещество образуется в результате – простое или сложное?

Из каких элементов оно состоит?

Можно ли с помощью синтеза доказать состав вещества?

Слайд 8. Какую структуру имеют сложные вещества? Сделать вывод о структуре сложного вещества. Составить кластер, привести примеры.

Высказывают свое мнение.

Из двух: кислород и водород.

Учащиеся отвечают.

Дают определения простым и сложным веществам.

Предполагают.

Записывают.

Составляют схему, приводят примеры.

Отвечают.

Записывают.

Проводят самостоятельно эксперимент.

Наблюдают за происходящими изменениями, записывают результаты эксперимента в таблицу

Вывод о составе сложного вещества. Закрепляют понятие «анализ».

Учащиеся проводят эксперимент, наблюдают, записывают результаты эксперимента в таблицу.

Отвечают.

В первом стакане вещество растворилось, и раствор приобрел розовую окраску, а во втором – зеленую, значит это два разных вещества.

Делают вывод.

Делают вывод о составе воды.

Записывают.

Заполняют таблицу.

Делают вывод: сложные вещества по структуре делятся на молекулярные и немолекулярные. Составляют кластер.

Записывают.

Рефлексия – 7 минут.

1. Какие вещества относятся к простым? Какие к сложным?

2. Как определяют состав вещества?

3. Дайте определение понятия «синтез» и «анализ».

4. Какую структуру имеют сложные вещества?

Учащиеся осуществляют самопроверку и взаимопроверку заполненной таблицы и сделанных выводах о сложности испытанных веществ.

V. Домашнее задание – 1 минута.

§7 до абзаца «Формулы сложных веществ составляют…», задания 3,5,6, домашний эксперимент.

Критерии оценивания результатов деятельности учащихся

Критерии оценки знаний по результатам эксперимента

1. Ответ полный и правильный

3. Записаны наблюдения

4. Указаны образовавшиеся вещества

5. Сделаны выводы о сложности испытанного вещества

1. Ответ полный и правильный

2. Соблюдены правила техники безопасности при выполнении эксперимента

3. Допущены незначительные ошибки по числу образовавшихся продуктов

Ответ полный, но допущены существенные ошибки по числу продуктов реакции

Приложение 1.

Название
вещества

Способ
воздействия

Наблюдения

Число образовавшихся веществ

Вывод о сложности вещества

нагревание

Изменение цвета

Оксид меди, вода, углекислый газ (3)

Перманганат калия

нагревание

Изменение цвета

Оксид марганца, манганат калия. Кислород (3)

электролиз

Выделяются газы

Водород и кислород (2)

Простые вещества

Железо и сера

нагревание

Серый цвет

ЕРЕМИНА

ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА

Должность

Учитель информатики

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1»

Стаж работы

в должности

Конкурсный балл

Тема педагогического опыта

Реализация личностно-ориентированного обучения через применения проектной методики на уроках информатики

Актуальной является проблема создания условий для расширения познавательных интересов детей для самообразования в процессе практического применения знаний. Решение данной проблемы возможно при создании условий для формирования информационных компетентностей учащихся.

В основе метода проектов лежит личностно-ориентированное обучение, развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Метод проектов направлен на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, выполняемую в течение определенного промежутка времени.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В основу теоретических исследований проблемы «Реализация личностно-ориентированного обучения через применения проектной методики на уроках информатики» легли труды И.С. Якиманской, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, В.В. Серикова Е.Н. Степанова.

Педагог распространяет опыт работы на разных уровнях: от школьного до федерального, является руководителем районного методического объединения учителей информатики, проводит открытые уроки для учителей информатики района. В интернете размещены публикации:

– «Мультипликация с изменением форм черепашки в ЛогоМирах» – конспект урока с реализацией проекта для 6 класса; второй конкурс «Мультимедиа урок в современной школе»; направление конкурса – «Информатика»;

– сайт. «Охрана труда и здоровья на уроках информатики» – конспект урока с реализацией разноуровневых проектов; конкурс цифровых методических ресурсов ВиЭксМ-2011 на портале «Сеть творческих учителей» () в рамках номинации «Пять минут для души и тела (физкультпауза)».

В 2010 году педагог участвовала в районном и областном конкурсе проектов классных руководителей «Воспитание оренбуржца XXI века» в номинации «Воспитательная деятельность во внеурочное время» с проектом «Мастерская будущего», который занял I место в районе.

Результативность реализации методической системы

По результатам работы с применением проектного метода можно сделать следующие выводы: повысилось качество знаний по информатике с 56% до 72%, заметно увеличился интерес учащихся к предмету «Информатика». Детям нравится выполнять учебные проекты. Ученики 5-7 классов в 2005-2012 гг. занимают призовые места в районной игре «Информашка». В 2011 году учащиеся стали лауреатами сетевого проекта «Слон больше чем животное», проводимого общенациональным образовательным проектом. В 2011 году в 10 классе был реализован сетевой проект «Современный компьютер» (), который участвовал в региональном конкурсе проектов, проводимого открытой интернет-площадкой «Оренвики» (). Пятнадцать выпускников продолжают свое образование в вузе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой и информационно-коммуникационными технологиям, третий год ученики сдают информатику в форме ЕГЭ, средний балл составил 60. Три выпускника обучаются в вузах на учителей информатики и ИКТ.

Блог-урок по теме «Файлы и файловые структуры»
для учащихся общеобразовательной школы по предмету
информатика (8 класс)

Блог-урок ориентирован на программу Н.Д. Угриновича. Целью создания блога-урока является формирование представления о файлах и файловых системах и изучение возможностей Сервиса Веб 2.0 среды Blogger для общения, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и развитие коммуникативных и информационных навыков работы на уроке и в сети интернет. Такая форма работы с группой учащихся реализует направленность на умение решать проблемные ситуации, развивает самостоятельность, формирует универсальные учебные действия и предметные компетентности. В ходе блога-урока учащиеся создают сетевой проект, в котором выполняют задания, предложенные учителем, в результате чего добывают новые знания по теме урока.

Цели занятия: Формирование представления о файлах и файловых структурах.

Задачи занятия

Обучающая:

познакомить с понятиями «файл», «папка», «файловая система», «имя файла», «путь к файлу».

изучить возможности среды Blogger для сетевого проектирования и общения;

Развивающая:

формирование умения составлять дерево файловой системы;

формирование умения отслеживать путь по файловой системе;

развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать;

совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать суждения, согласно этическим нормам, принятым в сети интернет;

Воспитательная

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности,

воспитание информационного поведения, информационного мышления и информационного мировоззрения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе занятия

В ходе урока обучающиеся создадут сетевой проект, усвоят знания о файлах и файловых структурах, масках имен файлов, усовершенствуют умения и знания в работе с папками и файлами, отработают навыки в написании структурных формул гомологов и изомеров. Ребята закрепят навыки работы с блогами при групповой работе и умения систематизировать накопившуюся информацию, продолжат дальнейшее развитие коммуникативных качеств.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

Личностные: осознать значимость решения учебных задач; исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Ориентировочные: управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Конкретные: поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, способов решения задачи.

Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками в группе, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу

Необходимое оборудование и материалы

К уроку подготовить блог-урок (можно средствами) со страницами по количеству заданий. Для данного урока использовался блог по адресу: /

Компьютер, интерактивная доска, проектор, маркеры, ручки, чистые листы бумаги по количеству участников, 10 рабочих мест учеников

Этап урока

Подробное описание хода урока

УУД, которые формируются при использовании данного метода

Ключевые компетентности

Инициация

Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок блог-урок.

Что такое блог? (возможные ответы детей: блог – это коллекция записей, среда общения, среда для записей, блог – это сетевой дневник и т.д.)

Правильно! А мы сегодня будем использовать блог для изучения новой темы.

Информационная

Погружение в тему

Попробуйте отгадать тему нашего урока, она зашифрована в ребусе.

Правильно! Тема нашего урока: «Файлы и файловые системы»

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. Целью нашего занятия будет знакомство с понятиями: файл, файловая система, расширение, корневой каталог, путь доступа к файлу.)

Познавательные, включая общеучебные и логические

Информационная

Формирование ожиданий обучающихся

Метод «Ладошка»

Цель: выяснить ожидания учащихся от занятия

Участники: вся группа

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: листы формата А4 по числу участников, маркеры, ручки

Проведение: участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги (пальцы желательно растопырить, чтобы каждый палец обрисовался отдельно). На каждом пальчике нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от занятия?». Затем ответы зачитываются вслух по желанию.

Личностные

Знаково-символические

Коммуникативные

Коммуникативная

Социальная

Проработка содержания темы

Ребята, на партах у вас лежит справочный материал, текст дополнительного задания

Предлагаю следующий план работы: выполнять задания последовательно:

Мозговой штурм

Задание 1

Задание 2

Мозговой штурм

Пользуясь текстом учебника или ресурсами сети интернет продолжите предложения:

    Файл – это...

    Имя файла состоит
    из …

    Имя файла не может содержать следующие символы: …

    Порядок хранения файлов на диске определяется....

    Файловая система –
    это...

    Файловые структуры бывают...

    Последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл, называется....

    Путь к файлу вместе с именем файла называют...

    Можно производить над файлами следующие операции: ...

В комментариях запишите только продолжения предложений. Обязательно подпишите комментарий!

Ответы на вопросы:

1) Файл – это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.

2) Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой. Слева от точки находится собственно имя файла. Следующая за точкой часть имени называется расширением файла.

3) Имя файла не может содержать следующие символы: / \ : ? * > < " |

4) Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.

5) Файловая система – это вся совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

6) Файловые структуры бывают одноуровневые и многоуровневые.

7) Последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл, называется путь к файлу.

8) Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

9) Можно производить над файлами следующие операции: копирование, перемещение, удаление, переименование.

Задание 1. Имена и расширения файлов

Предложите варианты имен и типов для перечисленных ниже файлов.

Для этого напишите в комментариях у к заданию ответ в следующей форме:

    Моя_семья.jpg

    .........................

Задание 2: «Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ. Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:

Варианты ответов (выбери только один вариант):

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Познавательные, включая общеучебные и логические

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Коммуникативные

Информационная

Коммуникативная

Социальная

Информационная

Информационная

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Социальная

Эмоциональная разрядка (разминка)

Физминутка

Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. txt, гимн. mp3, сочинение.doс, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt.

Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу

Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 8 «а» класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc.

Проработка содержания темы

Учащиеся выполняют задание 3, размещенные на соответствующих страницах блога. Кто быстро выполнил все задания, тот делает дополнительное задание «Найди термины».

Задание 3

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу.

Путь к файлу – последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «\» логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

Например: C:\Документы\Маша\письмо.doc

Задание 3. Вам необходимо записать полные имена всех файлов.

В комментарии к заданию напишите только полные имена файлов.

Не забудьте подписать комментарий!

Дополнительное задание.

Найди термины.

В сетке таблицы записаны 11 слов (по горизонтали, по вертикали и по диагонали). Нужно отыскать все слова и записать их в комментариях, в скобках указано количество букв в слове:

действие с файлами и папками (8);

действие с файлами и папками (11);

действие с файлами и папками (8);

атрибут папки и файла (3);

атрибут файла (3);

графическое представление объекта (6);

указатель на объект (5);

поименная область на диске (4);

место на диске для хранения файлов и папок (5).

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Информационная

Рефлексия

Ребята, сегодня на уроке Вы изучили тему «Файлы и файловые структуры». Предлагаю вам выразить свое отношение к таким понятиям как «информация», «файл», «папка», «каталог», «блог-урок» и некоторым другим с помощью Сиквейна.

Вспомнить, что это такое, вы сможете, прочитав на странице блога «Рефлексия» (учащиеся пишут сиквейны).

Некоторые учащиеся читают вслух созданные сиквейны. Остальные сиквейны все смогут прочитать в комментариях к станице блога «Рефлексия».

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Коммуникативные

Коммуникативная

Социальная

Подведение итогов урока

Каждый ученик делает самооценку своей работы на уроке в Карте «Самооценки».

Личностные

Регулятивные, включая действия саморегуляции

Познавательные, включая общеучебные и логические

Знаково-символические

Блог-урок по теме «Файлы и файловые структуры» разработан для учащихся 8 классов общеобразовательной школы по предмету информатика и ориентирован на программу Н.Д. Угриновича.

Целью создания блога-урока является формирование представления файлах и файловых системах и изучение возможностей среды Blogger для общения. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и развитие коммуникативных и информационных навыков работы на уроке и в сети интернет.

Почему именно блог-урок позволит добиться поставленных целей?

Блог – это коллекция записей, среда общения, среда для записей. Блоги имеют ряд очевидных преимуществ перед электронной почтой, форумами и чатами в силу своих характеристик: простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность.

Блог-урок относится к одной из форм организации деятельности в дистанционном режиме. Посредством блог-урока возможна организация обмена текстовыми сообщения, аудиальной и визуальной информацией.

Тема «Файлы и файловые системы» важна и интересна для изучения учащимися.

Преимущества урока-блога:

    Отсутствие жестких временных ограничений.

    Работа школьников в индивидуальном темпе, соответствующему их возрастным и психологическим особенностям.

    Возможность оперативного получения обратной связи от обучающихся и педагогов благодаря функции размещения комментариев.

    Совершенствование навыков письменной речи в процессе публикации собственных рассуждений.

    Возможность развития у обучающихся критического мышления, самостоятельности и инициативности.

    Выполнение творческих заданий с использованием аудио- и видеоматериалов, рисунков.

Полученные результаты занятия

В качестве результатов данного занятия можно выделить следующие моменты:

    созданы условия для формирования позитивного отношения обучающихся к коллективной работе, толерантного отношения к мнениям других людей, коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Использованная литература, источников информации.

1. // Блог-урок. Анжелика Мина и Маргарита Римша.

2./index.php?option=com_content&view=article&id=26&Itemid=37 Блог-урок как одна из эффективных форм современного урока. Бородина Наталья Валерьевна.

3. «Копилочка активных методов обучения», И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, Петрозаводск, 2005-2008. Международный Институт Развития «ЭкоПро». Мой университет.

4. Электронный курс «Активные методы обучения!» (/list/e-courses/list_amo) – образовательный портал «Мой университет», факультет «Реформа образования».

Результативность занятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)

Апробация блога-урока прошла 16 декабря 2011 г., на уроке присутствовали 15 учителей информатики Адамовского района. Технология блога-урока и применения АМО позволила посмотреть на обычное занятие по-другому, более четко увидеть результаты всех этапов занятия, проследить деятельность каждого участника.

Такой блог урок сможет провести любой учитель по любому предмету, для этого необходимо:

1. Создать блог, продумать тему, структуру и содержание.

2. Информировать обучающихся о создании блога, организовать доступ к нему обучающихся.

3. Контролировать деятельность школьников в блоге.

4. Информировать обучающихся о результатах работы в блоге.

Блоги могут служить площадкой для организации обучения школьников по основным учебным и внеучебным дисциплинам. Учебное занятие в блоге целесообразно при организации своеобразного «виртуального урока», занятия кружка, факультатива, элективного курса, в рамках которых педагог может консультировать обучающихся.

Форма проведения урока в виде блога-урока будет полезна на уроках гуманитарной направленности.


РУЗАНОВА

ТАТЬЯНА ЛЕОНИДОВНА

Должность

Учитель русского языка и литературы

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баймаковская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области

Стаж работы

в должности

Конкурсный балл

Тема педагогического опыта

Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ при обучении во внеурочной деятельности русскому языку и литературе

Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта

Приоритетной задачей образования сегодня является развитие творческих и коммуникативных компетентностей современных подростков. Идея овладения коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности, способной самореализоваться в современном обществе.

Педагогом была разработана программа творческого объединения «Стиль». Привлечение социума гарантирует успех организованного дела, обеспечивает поддержку юному творческому коллективу. Рузанова Т.Л. организовала экскурсию в типографию газеты «Бугурусланская правда», где учащиеся встретились с главным редактором. Для развития школьного издательского дела были объединены усилия администрации школы и редакции, администрации сельского Совета, глав фермерских хозяйств, сельского Дома культуры, фельдшерско-акушерского пункта. В редакции работают так называемые отделы, что дает возможность объединиться ребятам по возрастам и интересам. Направления работы отделов творческого объединения: учебный отдел, отдел «Досуг», «Замечательные люди нашего села», «Мы за здоровый образ жизни», «Актуально» и др. В своей работе главной задачей педагог считает формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения. Помимо выпуска газеты, ребята занимаются распространением листовок, буклетов о ЗОЖ, выпуском поздравительных открыток, оказывают информационную поддержку учителям и ученикам на различных конкурсах, участвуют в акциях и проектах.

Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты)

На муниципальном уровне:

    2007 г. Районный семинар-практикум «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

    2008 г. Обобщение опыта работы в сфере дополнительного образования

МАЛАХИТ –является соединением меди, состав природного малахита несложен: это основной карбонат меди (СuОН) 2 СО 3 , или СuСО 3 ·Сu(ОН) 2 . Это соединение термически неустойчиво и легко разлагается при нагревании, даже не очень сильном. Если нагреть малахит выше 200 о С, он почернеет и превратится в черный порошок оксида меди, одновременно выделятся пары воды и углекислый газ: (СuОН) 2 СО 3 = 2CuO + CO 2 + H 2 O. Однако получить вновь малахит – очень трудная задача: это не могли сделать в течение многих десятилетий, даже после успешного синтеза алмаза.
Видеоопыт: "Разложение малахита".

Непросто получить даже соединение того же состава, что и малахит. Если слить растворы сульфата меди и карбоната натрия, то получится рыхлый объемистый голубой осадок, очень похожий на гидроксид меди Сu(OH) 2 ; одновременно выделится углекислый газ. Но примерно через неделю рыхлый голубой осадок сильно уплотнится и примет зеленый цвет. Повторение опыта с горячими растворами реагентов приведет к тому, что те же изменения с осадком произойдут уже через час.

Реакцию солей меди с карбонатами щелочных металлов изучали многие химики разных стран, однако результаты анализа полученных осадков у разных исследователей различались и иногда существенно. Если взять слишком много карбоната, осадок вообще не выпадет, а получится раствор красивого синего цвета, содержащий медь в виде комплексных анионов, например, 2– . Если карбоната взять меньше, выпадает объемистый желеобразный осадок светло-синего цвета, вспененный пузырьками углекислого газа. Дальнейшие превращения зависят от соотношения реагентов. При избытке СuSО 4 , даже небольшом, осадок со временем не изменяется. При избытке же карбоната натрия синий осадок через 4 дня резко (в 6 раз) уменьшается в объеме и превращается в кристаллы зеленого цвета, которые можно отфильтровать, высушить и растереть в тонкий порошок, который по составу близок к малахиту. Если увеличить концентрацию СuSO 4 от 0,067 до 1,073 моль/л (при небольшом избытке Nа 2 СО 3), то время перехода синего осадка в зеленые кристаллы уменьшается от 6 дней до 18 часов. Очевидно, в голубом студне со временем образуются зародыши кристаллической фазы, которые постепенно растут. А зеленые кристаллики намного ближе к малахиту, чем бесформенный студень.

Таким образом, чтобы получить осадок определенного состава, соответствующего малахиту, надо взять 10%-ный избыток Nа 2 СО 3 , высокую концентрацию реагентов (около 1 моль/л) и выдерживать синий осадок под раствором до его перехода в зеленые кристаллы. Кстати, смесь, получаемую добавлением соды к медному купоросу, издавна использовали против вредных насекомых в сельском хозяйстве под названием «бургундская смесь».

Известно, что растворимые соединения меди ядовиты. Основной карбонат меди нерастворим, но в желудке под действием соляной кислоты он легко переходит в растворимый хлорид: (СuОН) 2 СО 3 + 2HCl = 2CuCl 2 + CO 2 + H 2 O. Опасен ли в таком случае малахит? Когда-то считалось очень опасным уколоться медной булавкой или шпилькой, кончик которой позеленел, что указывало на образование солей меди – главным образом основного карбоната под действием углекислого газа, кислорода и влаги воздуха. В действительности токсичность основного карбоната меди, в том числе и того, который в виде зеленой патины образуется на поверхности медных и бронзовых изделий, несколько преувеличена. Как показали специальные исследования, смертельная для половины испытуемых крыс доза основного карбоната меди составляет 1,35 г на 1 кг массы для самца и 1,5 г – для самок. Максимальная безопасная однократная доза составляет 0,67 г на 1 кг. Конечно, человек – не крыса, но и малахит – явно не цианистый калий. И трудно представить, чтобы кто-нибудь съел полстакана растертого в порошок малахита. То же можно сказать об основном ацетате меди (историческое название – ярь-медянка), который получается при обработке основного карбоната уксусной кислотой и используется, в частности, как пестицид. Значительно опаснее другой пестицид, известный под названием «парижская зелень», который представляет собой смесь основного ацетата меди с ее арсенатом Cu(AsO 2) 2 .

Химиков давно интересовал вопрос – существует ли не основной, а простой карбонат меди СuСО 3 . В таблице растворимости солей на месте СuCO 3 стоит прочерк, что означает одно из двух: либо это вещество полностью разлагается водой, либо его вовсе не существует. Действительно, в течение целого столетия никому не удавалось получить это вещество, и во всех учебниках писали, что карбонат меди не существует. Однако в 1959 это вещество было получено, хотя и при особых условиях: при 150° С в атмосфере углекислого газа под давлением 60–80 атм.

Малахит как минерал.

Природный малахит всегда образуется там, где есть залежи медных руд, если эти руды залегают в карбонатных породах – известняках, доломитах и др. Часто это сульфидные руды, из которых наиболее распространены халькозин (другое название – халькокит) Cu 2 S, халькопирит CuFeS 2 , борнит Cu 5 FeS 4 или 2Cu 2 S·CuS·FeS, ковеллин CuS. При выветривании медной руды под действием подземных вод, в которых растворены кислород и углекислый газ, медь переходит в раствор. Этот раствор, содержащий ионы меди, медленно просачивается через пористый известняк и реагирует с ним с образованием основного карбоната меди – малахита. Иногда капельки раствора, испаряясь в пустотах, образуют натеки, нечто вроде сталактитов и сталагмитов, только не кальцитовых, а малахитовых. Все стадии образования этого минерала хорошо видны на стенках огромного меднорудного карьера глубиной до 300 – 400 м в провинции Катанга (Заир). Медная руда на дне карьера очень богатая – содержит до 60% меди (в основном в виде халькозина). Халькозин – темно-серебристый минерал, но в верхней части рудного пласта все его кристаллики позеленели, а пустоты между ними заполнились сплошной зеленой массой – малахитом. Это было как раз в тех местах, где поверхностные воды проникали через породу, содержащую много карбонатов. При встрече с халькозином они окисляли серу, а медь в виде основного карбоната оседала тут же, рядом с разрушенным кристалликом халькозина. Если же поблизости была пустота в породе, малахит выделялся там в виде красивых натеков.

Итак, для образования малахита нужно соседство известняка и медной руды. А нельзя ли использовать этот процесс для искусственного получения малахита в природных условиях? Теоретически в этом нет ничего невозможного. Было, например, предложено использовать такой прием: в отслужившие свое подземные выработки медной руды засыпать дешевый известняк. В меди тоже не будет недостатка, так как даже при самой совершенной технологии добычи невозможно обойтись без потерь. Для ускорения процесса к выработке надо подвести воду. Сколько может продлиться такой процесс? Обычно естественное образование минералов – процесс крайне медленный и идет тысячелетиями. Но иногда кристаллы минералов растут быстро. Например, кристаллы гипса могут в природных условиях расти со скоростью до 8 мкм в сутки, кварца – до 300 мкм (0,3 мм), а железный минерал гематит (кровавик) может за одни сутки вырасти на 5 см. Лабораторные исследования показали, что и малахит может расти со скоростью до 10 мкм в сутки. При такой скорости в благоприятных условиях десятисантиметровая корка великолепного самоцвета вырастет лет за тридцать – это не такой уж большой срок: даже лесопосадки рассчитаны на 50, а то и на 100 лет и даже больше.

Однако бывают случаи, когда находки малахита в природе никого не радуют. Например, в результате многолетней обработки почв виноградников бордосской жидкостью под пахотным слоем иногда образуются самые настоящие малахитовые зерна. Получается этот рукотворный малахит так же, как и природный: бордосская жидкость (смесь медного купороса с известковым молоком) просачивается в почву и встречается с известковыми отложениями под ней. В результате содержание меди в почве может достигать 0,05%, а в золе виноградных листьев – более 1%!

Образуется малахит и на изделиях из меди и ее сплавов – латуни, бронзы. Особенно быстро такой процесс идет в больших городах, в которых воздух содержит оксиды серы и азота. Эти кислотные агенты, совместно с кислородом, углекислым газом и влагой, способствуют коррозии меди и ее сплавов. При этом цвет образующегося на поверхности основного карбоната меди отличается землистым оттенком.

Малахиту в природе часто сопутствует синий минерал азурит – медная лазурь. Это тоже основной карбонат меди, но другого состава – 2СuСО 3 ·Сu(ОН) 2 . Азурит и малахит нередко находят вместе; их полосчатые срастания называют азуромалахитом. Азурит менее устойчив и во влажном воздухе постепенно зеленеет, превращаясь в малахит. Таким образом, малахит в природе вовсе не редок. Он покрывает даже старинные бронзовые вещи, которые находят при археологических раскопках. Более того, малахит часто используют как медную руду: ведь он содержит почти 56% меди. Однако эти крошечные малахитовые зернышки не представляют интереса для искателей камней. Более или менее крупные кристаллы этого минерала попадаются очень редко. Обычно кристаллы малахита очень тонкие – от сотых до десятых долей миллиметра, а в длину имеют до 10 мм, и только изредка, в благоприятных условиях, могут образоваться огромные многотонные натеки плотного вещества, состоящего из массы как бы слипшихся кристалликов. Именно такие натеки и образуют ювелирный малахит, который встречается очень редко. Так, в Катанге для получения 1 кг ювелирного малахита надо переработать около 100 т руды. Очень богатые месторождения малахита были когда-то на Урале; к сожалению, в настоящее время они практически истощены. Уральский малахит был обнаружен еще в 1635, а в 19 в. там добывали в год до 80 т непревзойденного по качеству малахита, при этом малахит часто встречался в виде довольно увесистых глыб. Самая большая из них, массой 250 т, была обнаружена в 1835, а в 1913 нашли глыбу массой более 100 т. Сплошные массы плотного малахита шли на украшения, а отдельные зерна, распределенные в породе, – так называемый землистый малахит, и мелкие скопления чистого малахита использовались для выработки высококачественной зеленой краски, «малахитовой зелени» (эту краску не следует путать с «малахитовым зеленым», который является органическим красителем, а с малахитом его роднит разве что цвет). До революции в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле крыши многих особняков были окрашены малахитом в красивый синевато-зеленый цвет. Привлекал малахит и уральских мастеров выплавки меди. Но медь добывали только из минерала, не представляющего интереса для ювелиров и художников. Сплошные куски плотного малахита шли только на украшения.

Источники: ресурсы Интернет

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/MALAHIT.html

13.1. Определения

К важнейшим классам неорганических веществ по традиции относят простые вещества (металлы и неметаллы), оксиды (кислотные, основные и амфотерные), гидроксиды (часть кислот, основания, амфотерные гидроксиды) и соли. Вещества, относящиеся к одному и тому же классу, обладают сходными химическими свойствами. Но вы уже знаете, что при выделении этих классов используют разные классификационные признаки.
В этом параграфе мы окончательно сформулируем определения всех важнейших классов химических веществ и разберемся, по каким признакам выделяются эти классы.
Начнем с простых веществ (классификация по числу элементов, входящих в состав вещества). Их обычно делят на металлы и неметаллы (рис. 13.1-а ).
Определение понятия " металл" вы уже знаете.

Из этого определения видно, что главным признаком, позволяющим нам разделить простые вещества на металлы и неметаллы, является тип химической связи.

В большинстве неметаллов связь ковалентная. Но есть еще и благородные газы (простые вещества элементов VIIIA группы), атомы которых в твердом и жидком состоянии связаны только межмолекулярными связями. Отсюда и определение.

По химическим свойствам среди металлов выделяют группу так называемых амфотерных металлов. Это название отражает способность этих металлов реагировать как с кислотами, так и со щелочами (как амфотерные оксиды или гидроксиды) (рис. 13.1-б ).
Кроме этого, из-за химической инертности среди металлов выделяют благородные металлы. К ним относят золото, рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платину. По традиции к благородным металлам относят и несколько более реакционно-способное серебро, но не относят такие инертные металлы, как тантал, ниобий и некоторые другие. Есть и другие классификации металлов, например, в металлургии все металлы делят на черные и цветные, относя к черным металлам железо и его сплавы.
Из сложных веществ наибольшее значение имеют, прежде всего, оксиды (см.§2.5), но так как в их классификации учитываются кислотно-основные свойства этих соединений, мы сначала вспомним, что такое кислоты и основания .

Таким образом, мы выделяем кислоты и основания из общей массы соединений, используя два признака: состав и химические свойства.
По составу кислоты делятся на кислородсодержащие (оксокислоты ) и бескислородные (рис. 13.2).

Следует помнить, что кислородсодержащие кислоты по своему строению являются гидроксидами .

Примечание. По традиции для бескислородных кислот слово кислота" используется в тех случаях, когда речь идет о растворе соответствующего индивидуального вещества, например: вещество HCl называют хлороводородом, а его водный раствор – хлороводородной или соляной кислотой.

Теперь вернемся к оксидам. Мы относили оксиды к группе кислотных или основных по тому, как они реагируют с водой (или по тому, из кислот или из оснований они получаются). Но с водой реагируют далеко не все оксиды, зато большинство из них реагирует с кислотами или щелочами, поэтому оксиды лучше классифицировать по этому свойству.

Существует несколько оксидов, которые в обычных условиях не реагируют ни с кислотами, ни со щелочами. Такие оксиды называют несолеобразующими . Это, например, CO, SiO, N 2 O, NO, MnO 2 . В отличие от них, остальные оксиды называют солеобразующими (рис. 13.3).

Как вы знаете, большинство кислот и оснований относится к гидроксидам . По способности гидроксидов реагировать и с кислотами, и со щелочами среди них (как и среди оксидов) выделяют амфотерные гидроксиды (рис. 13.4).

Теперь нам осталось дать определение солей . Термин " соль" используется издавна. По мере развития науки, его смысл неоднократно изменялся, расширялся и уточнялся. В современном понимании соль – это ионное соединение, но традиционно к солям не относят ионные оксиды (так как их называют основными оксидами), ионные гидроксиды (основания), а также ионные гидриды, карбиды, нитриды и т. п. Поэтому упрощенно можно сказать, что

Можно дать и другое, более точное, определение солей.

Давая такое определение, соли оксония обычно относят и к солям, и к кислотам.
Соли принято подразделять по составу на кислые , средние и основные (рис. 13.5).

То есть в состав анионов кислых солей входят атомы водорода, связанные ковалентными связями с другими атомами анионов и способные отрываться под действием оснований.

Основные соли обычно имеют очень сложный состав и часто нерастворимы в воде. Типичный пример основной соли – минерал малахит Cu 2 (OH) 2 CO 3 .

Как видите, важнейшие классы химических веществ выделяются по разным классификационным признакам. Но по какому бы признаку мы не выделяли класс веществ, все вещества этого класса обладают общими химическими свойствами.

В этой главе вы познакомитесь с наиболее характерными химическими свойствами веществ-представителей этих классов и с самыми важными способами их получения.

МЕТАЛЛЫ, НЕМЕТАЛЛЫ, АМФОТЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ, КИСЛОТЫ, ОСНОВАНИЯ, ОКСОКИСЛОТЫ, БЕСКИСЛОРОДНЫЕ КИСЛОТЫ, ОСНОВНЫЕ ОКСИДЫ, КИСЛОТНЫЕ ОКСИДЫ, АМФОТЕРНЫЕ ОКСИДЫ, АМФОТЕРНЫЕ ГИДРОКСИДЫ, СОЛИ, КИСЛЫЕ СОЛИ, СРЕДНИЕ СОЛИ, ОСНОВНЫЕ СОЛИ
1.Где в естественной системе элементов расположены элементы, образующие металлы, а где – элементы, образующие неметаллы?
2.Напишите формулы пяти металлов и пяти неметаллов.
3.Составьте структурные формулы следующих соединений:
(H 3 O)Cl, (H 3 O) 2 SO 4 , HCl, H 2 S, H 2 SO 4 , H 3 PO 4 , H 2 CO 3 , Ba(OH) 2 , RbOH.
4.Каким оксидам соответствуют следующие гидроксиды:
H 2 SO 4 , Ca(OH) 2 , H 3 PO 4 , Al(OH) 3 , HNO 3 , LiOH?
Каков характер (кислотный или основный) каждого из этих оксидов?
5.Среди следующих веществ найдите соли. Составьте их структурные формулы.
KNO 2 , Al 2 O 3 , Al 2 S 3 , HCN, CS 2 , H 2 S, K 2 , SiCl 4 , CaSO 4 , AlPO 4
6.Составьте структурные формулы следующих кислых солей:
NaHSO 4 , KHSO 3 , NaHCO 3 , Ca(H 2 PO 4) 2 , CaHPO 4 .

13.2. Металлы

В кристаллах металлов и в их расплавах атомные остовы связывает единое электронное облако металлической связи. Как и отдельный атом элемента, образующего металл, кристалл металла обладает способностью отдавать электроны. Склонность металла отдавать электроны зависит от его строения и, прежде всего, от размера атомов: чем больше атомные остовы (то есть чем больше ионные радиусы), тем легче металл отдает электроны.
Металлы – простые вещества, поэтому степень окисления атомов в них равна 0. Вступая в реакции, металлы почти всегда изменяют степень окисления своих атомов. Атомы металлов, не обладая склонностью принимать электроны, могут только их отдавать или обобществлять. Электроотрицательность этих атомов невелика, поэтому даже при образовании ими ковалентных связей атомы металлов приобретают положительную степень окисления. Следовательно, все металлы в той или иной степени проявляют восстановительные свойства . Они реагируют:
1) С неметаллами (но не все и не со всеми):
4Li + O 2 = 2Li 2 O,
3Mg + N 2 = Mg 3 N 2 (при нагревании),
Fe + S = FeS (при нагревании).
Наиболее активные металлы легко реагируют с галогенами и кислородом, а с очень прочными молекулами азота реагирует только литий и магний.
Реагируя с кислородом, большинство металлов образует оксиды, а наиболее активные – пероксиды (Na 2 O 2 , BaO 2) и другие более сложные соединения.
2) С оксидами менее активных металлов:
2Ca + MnO 2 = 2CaO + Mn (при нагревании),
2Al + Fe 2 O 3 = Al 2 O 3 + 2Fe (с предварительным нагреванием).
Возможность протекания этих реакций определяется общим правилом (ОВР протекают в направлении образования более слабых окислителя и восстановителя) и зависит не только от активности металла (более активный, то есть легче отдающий свои электроны металл восстанавливает менее активный), но и от энергии кристаллической решетки оксида (реакция протекает в направлении образования более " прочного" оксида).
3) С растворами кислот (§ 12.2):
Mg + 2H 3 O = Mg 2B + H 2 + 2H 2 O, Fe + 2H 3 O = Fe 2 + H 2 + 2H 2 O,
Mg + H 2 SO 4p = MgSO 4p + H 2 , Fe + 2HCl p = FeCl 2p + H 2 .
В этом случае возможность реакции легко определяется по ряду напряжений (реакция протекает, если металл в ряду напряжений стоит левее водорода).
4) C растворами солей (§ 12.2):

Fe + Cu 2 = Fe 2 + Cu, Cu + 2Ag = Cu 2 +2Ag,
Fe + CuSO 4p = Cu + FeSO 4p , Cu + 2AgNO 3p = 2Ag + Cu(NO 3) 2p .
Для определения возможности протекания реакции здесь также используется ряд напряжений.
5) Кроме этого, наиболее активные металлы (щелочные и щелочноземельные) реагируют с водой (§ 11.4):
2Na + 2H 2 O = 2Na + H 2 + 2OH , Ca + 2H 2 O = Ca 2 + H 2 + 2OH ,
2Na + 2H 2 O = 2NaOH p + H 2 , Ca + 2H 2 O = Ca(OH) 2p + H 2 .
Во второй реакции возможно образование осадка Ca(OH) 2 .
Большинство металлов в промышленности получают, восстанавливая их оксиды:
Fe 2 O 3 + 3CO = 2Fe + 3CO 2 (при высокой температуре),
MnO 2 + 2C = Mn + 2CO (при высокой температуре).
В лаборатории для этого часто используют водород:

Наиболее активные металлы, как в промышленности, так и в лаборатории, получают с помощью электролиза (§ 9.9).
В лаборатории менее активные металлы могут быть восстановлены из растворов их солей более активными металлами (ограничения см. в § 12.2).

1.Почему металлы не склонны проявлять окислительные свойства?
2.От чего в первую очередь зависит химическая активность металлов?
3.Осуществите превращения
а) Li Li 2 O LiOH LiCl; б) NaCl Na Na 2 O 2 ;
в) FeO Fe FeS Fe 2 O 3 ; г) CuCl 2 Cu(OH) 2 CuO Cu CuBr 2 .
4.Восстановите левые части уравнений:
а) ... = H 2 O + Cu;
б) ... = 3CO + 2Fe;
в) ... = 2Cr + Al 2 O 3
. Химические свойства металлов.

13.3. Неметаллы

В отличие от металлов, неметаллы очень сильно отличаются друг от друга по своим свойствам – как физическим, так и химическим, и даже по типу строения. Но, не считая благородных газов, во всех неметаллах связь между атомами ковалентная.
Атомы, входящие в состав неметаллов, обладают склонностью к присоединению электронов, но, образуя простые вещества, " удовлетворить" эту склонность не могут. Поэтому неметаллы (в той или иной степени) обладают склонностью присоединять электроны, то есть могут проявлять окислительные свойства . Окислительная активность неметаллов зависит, с одной стороны, от размеров атомов (чем меньше атомы, тем активнее вещество), а с другой – от прочности ковалентных связей в простом веществе (чем прочнее связи, тем менее активно вещество). При образовании ионных соединений атомы неметаллов действительно присоединяют " лишние" электроны, а при образовании соединений с ковалентными связями – лишь смещают в свою сторону общие электронные пары. И в том, и в другом случае степень окисления уменьшается.
Неметаллы могут окислять:
1) металлы (вещества более или менее склонные отдавать электроны):
3F 2 + 2Al = 2AlF 3 ,
O 2 + 2Mg = 2MgO (с предварительным нагреванием),
S + Fe = FeS (при нагревании),
2C + Ca = CaC 2 (при нагревании).
2) другие неметаллы (менее склонные принимать электроны):
2F 2 + C = CF 4 (при нагревании),
O 2 + S = SO 2 (с предварительным нагреванием),
S + H 2 = H 2 S (при нагревании),
3) многие сложные вещества:
4F 2 + CH 4 = CF 4 + 4HF,
3O 2 + 4NH 3 = 2N 2 + 6H 2 O (при нагревании),
Cl 2 + 2HBr = Br 2 + 2HCl.
Здесь возможность протекания реакции определяется прежде всего прочностью связей в реагентах и продуктах реакции и может быть определена путем расчета G .
Самый сильный окислитель – фтор. Ненамного уступают ему кислород и хлор (обратите внимание на их положение в системе элементов).
В значительно меньшей степени окислительные свойства проявляют бор, графит (и алмаз), кремний и другие простые вещества, образованные элементами, примыкающими к границе между металлами и неметаллами. Атомы этих элементов менее склонны присоединять электроны. Именно эти вещества (особенно графит и водород) способны проявлять восстановительные свойства :
2С + MnO 2 = Mn + 2CO,
4H 2 + Fe 3 O 4 = 3Fe + 4H 2 O.
Остальные химические свойства неметаллов вы изучите в следующих разделах при знакомстве с химией отдельных элементов (как это было в случае кислорода и водорода). Там же вы изучите и способы получения этих веществ.

1.Какие из приведенных веществ являются неметаллами: Be, C, Ne, Pt, Si, Sn, Se, Cs, Sc, Ar, Ra?
2.Приведите примеры неметаллов, при обычных условиях представляющих собой а) газы, б) жидкости, в) твердые вещества.
3.Приведите примеры а) молекулярных и б) немолекулярных простых веществ.
4.Приведите по три примера химических реакций, в которых окислительные свойства проявляет а) хлор и б) водород.
5.Приведите три примера химических реакций, отсутствующие в тексте параграфа, в которых водород проявляет восстановительные свойства.
6.Осуществите превращения:
а) P 4 P 4 O 10 H 3 PO 4 ; б) H 2 NaH H 2 ; в) Cl 2 NaCl Cl 2 .
Химические свойства неметаллов.

13.4. Основные оксиды

Вы уже знаете, что все основные оксиды – твердые немолекулярные вещества с ионной связью.
К основным оксидам относятся:
а) оксиды щелочных и щелочноземельных элементов,
б) оксиды некоторых других элементов, образующих металлы, в низших степенях окисления, например: СrO, MnO, FeO, Ag 2 O и др.

В их состав входят однозарядные, двухзарядные (очень редко трехзарядные катионы) и оксид-ионы. Наиболее характерные химические свойства основных оксидов как раз и связаны с присутствием в них двухзарядных оксид-ионов (очень сильных частиц-оснований). Химическая активность основных оксидов зависит прежде всего от прочности ионной связи в их кристаллах.
1) Все основные оксиды реагируют с растворами сильных кислот (§ 12.5):
Li 2 O + 2H 3 O = 2Li + 3H 2 O, NiO + 2H 3 O = Ni 2 +3H 2 O,
Li 2 O + 2HCl p = 2LiCl p + H 2 O, NiO + H 2 SO 4p = NiSO 4p + H 2 O.
В первом случае кроме реакции с ионами оксония протекает еще и реакция с водой, но, так как ее скорость значительно меньше, ею можно пренебречь, тем более, что в итоге все равно получаются те же продукты.
Возможность реакции с раствором слабой кислоты определяется как силой кислоты (чем сильнее кислота, тем она активнее), так и прочностью связи в оксиде (чем слабее связь, тем активнее оксид).
2) Оксиды щелочных и щелочноземельных металлов реагируют с водой (§ 11.4):
Li 2 O + H 2 O = 2Li + 2OH BaO + H 2 O = Ba 2 + 2OH
Li 2 O + H 2 O = 2LiOH p , BaO + H 2 O = Ba(OH) 2p .
3) Кроме того, основные оксиды реагируют с кислотными оксидами:
BaO + CO 2 = BaCO 3 ,
FeO + SO 3 = FeSO 4 ,
Na 2 O + N 2 O 5 = 2NaNO 3 .
В зависимости от химической активности тех и других оксидов реакции могут протекать при обычной температуре или при нагревании.
В чем причина протекания таких реакций? Рассмотрим реакцию образования BaCO 3 из BaO и CO 2 . Реакция протекает самопроизвольно, а энтропия в этой реакции уменьшается (из двух веществ, твердого и газообразного, образуется одно кристаллическое вещество), следовательно, реакция экзотермическая. В экзотермических реакциях энергия образующихся связей больше, чем энергия рвущихся, следовательно, энергия связей в BaCO 3 больше, чем в исходных BaO и CO 2 . И в исходных веществах, и в продуктах реакции два типа химической связи: ионная и ковалентная. Энергия ионной связи (энергия решетки) в BaO несколько больше, чем в BaCO 3 (размер карбонатного иона больше, чем оксид-иона), следовательно, энергия системы O 2 + CO 2 больше, чем энергия CO 3 2 .

+ Q

Иными словами, ион CO 3 2 более устойчив, чем отдельно взятые ион O 2 и молекула CO 2 . А большая устойчивость карбонат-иона (его меньшая внутренняя энергия) связана с распределением заряда этого иона (– 2 е ) по трем атомам кислорода карбонат-иона вместо одного в оксид-ионе (см. также § 13.11).
4) Многие основные оксиды могут быть восстановлены до металла более активным металлом или неметаллом-восстановителем:
MnO + Ca = Mn + CaO (при нагревании),
FeO + H 2 = Fe + H 2 O (при нагревании).
Возможность протекания таких реакций зависит не только от активности восстановителя, но и от прочности связей в исходном и образующемся оксиде.
Общим способом получения почти всех основных оксидов является окисление соответствующего металла кислородом. Таким способом не могут быть получены оксиды натрия, калия и некоторых других очень активных металлов (в этих условиях они образуют пероксиды и более сложные соединения), а также золота, серебра, платины и других очень малоактивных металлов (эти металлы не реагируют с кислородом). Основные оксиды могут быть получены термическим разложением соответствующих гидроксидов, а также некоторых солей (например, карбонатов). Так, оксид магния может быть получен всеми тремя способами:
2Mg + O 2 = 2MgO,
Mg(OH) 2 = MgO + H 2 O,
MgCO 3 = MgO + CO 2 .

1.Составьте уравнения реакций:
а) Li 2 O + CO 2 б) Na 2 O + N 2 O 5 в) CaO + SO 3
г) Ag 2 O + HNO 3 д) MnO + HCl е) MgO + H 2 SO 4
2.Составьте уравнения реакций, протекающих при осуществлении следующих превращений:
а) Mg MgO MgSO 4 б) Na 2 O Na 2 SO 3 NaCl
в) CoO Co CoCl 2 г) Fe Fe 3 O 4 FeO
3.Порцию никеля массой 8,85 г прокалили в токе кислорода до получения оксида никеля(II), затем обработали избытком соляной кислоты. К полученному раствору добавили раствор сульфида натрия до прекращения выделения осадка. Определите массу этого осадка.
Химические свойства основных оксидов.

13.5. Кислотные оксиды

Все кислотные оксиды - вещества с ковалентной связью.
К кислотным оксидам относятся:
а) оксиды элементов, образующих неметаллы,
б) некоторые оксиды элементов, образующих металлы, если металлы в этих оксидах находятся в высших степенях окисления, например, CrO 3 , Mn 2 O 7 .
Среди кислотных оксидов есть вещества, представляющие собой при комнатной температуре газы (например: СО 2 , N 2 O 3 , SO 2 , SeO 2), жидкости (например, Mn 2 O 7) и твердые вещества (например: B 2 O 3 , SiO 2 , N 2 O 5 , P 4 O 6 , P 4 O 10 , SO 3 , I 2 O 5 , CrO 3). Большинство кислотных оксидов - молекулярные вещества (исключения составляют B 2 O 3 , SiO 2 , твердый SO 3 , CrO 3 и некоторые другие; существуют и немолекулярные модификации P 2 O 5). Но и немолекулярные кислотные оксиды при переходе в газообразное состояние становятся молекулярными.
Для кислотных оксидов характерны следующие химические свойства .
1) Все кислотные оксиды реагируют с сильными основаниями, как с твердыми:
CO 2 + Ca(OH) 2 = CaCO 3 + H 2 O
SiO 2 + 2KOH = K 2 SiO 3 + H 2 O (при нагревании),
так и с растворами щелочей (§ 12.8):
SO 3 + 2OH = SO 4 2 + H 2 O, N 2 O 5 + 2OH = 2NO 3 + H 2 O,
SO 3 + 2NaOH р = Na 2 SO 4р + H 2 O, N 2 O 5 + 2KOH р = 2KNO 3р + H 2 O.
Причина протекания реакций с твердыми гидроксидами та же, что с оксидами (см. § 13.4).
Наиболее активные кислотные оксиды (SO 3 , CrO 3 , N 2 O 5 , Cl 2 O 7) могут реагировать и с нерастворимыми (слабыми) основаниями.
2) Кислотные оксиды реагируют с основными оксидами (§ 13.4):
CO 2 + CaO = CaCO 3
P 4 O 10 + 6FeO = 2Fe 3 (PO 4) 2 (при нагревании)
3) Многие кислотные оксиды реагируют с водой (§11.4).
N 2 O 3 + H 2 O = 2HNO 2 SO 2 + H 2 O = H 2 SO 3 (более правильная запись формулы сернистой кислоты -SO 2 . H 2 O
N 2 O 5 + H 2 O = 2HNO 3 SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4
Многие кислотные оксиды могут быть получены путем окисления кислородом (сжигания в кислороде или на воздухе) соответствующих простых веществ (C гр, S 8 , P 4 , P кр, B, Se, но не N 2 и не галогены):
C + O 2 = CO 2 ,
S 8 + 8O 2 = 8SO 2 ,
или при разложении соответствующих кислот:
H 2 SO 4 = SO 3 + H 2 O (при сильном нагревании),
H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O (при высушивании на воздухе),
H 2 CO 3 = CO 2 + H 2 O (при комнатной температуре в растворе),
H 2 SO 3 = SO 2 + H 2 O (при комнатной температуре в растворе).
Неустойчивость угольной и сернистой кислот позволяет получать CO 2 и SO 2 при действии сильных кислот на карбонаты Na 2 CO 3 + 2HCl p = 2NaCl p + CO 2 +H 2 O
(реакция протекает как в растворе, так и с твердым Na 2 CO 3), и сульфиты
K 2 SO 3тв + H 2 SO 4конц = K 2 SO 4 + SO 2 + H 2 O (если воды много, диоксид серы в виде газа не выделяется).

Рекомендуем почитать

Наверх