Православная энциклопедия все тома. У «Православной энциклопедии» появилась электронная версия

Ландшафтный дизайн и планировка 15.03.2024
Дата создания: 10 сентября 1996 г. Описание:

Учрежден на базе издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 10 сентября 1996 г.

Наиболее значительными изданиями периода 1994-1999 гг. являются «История Русской Церкви» в 9 томах, сборник «Патриарх Гермоген», новый перевод «Жития и чудес прп. Сергия, игумена Радонежского», исследование «Православие в Эстонии» Святейшего Патриарха Алексия II.

10 октября 1996 г. Священный Синод РПЦ одобрил проект издания 25-томной Православной энциклопедии. Для реализации проекта образованы Наблюдательный, Попечительский, Церковно-научный и Научно-редакционный советы, Ассоциация благотворителей, научно-информационную поддержку оказывают синодальные комиссии и отделы МП, РАН, научно-исследовательские институты, ведущие учебные заведения (духовные и светские), архивы, музеи, библиотеки.

Издание «Православная энциклопедия» включено в федеральную программу Министерства культуры РФ «Культура России 2001-2005 гг.». Министерство образования РФ присвоило Православной энциклопедии статус учебного пособия для вузов РФ. Работа ЦНЦ осуществляется при поддержке Правительства Москвы, ряда регионов РФ (Саратовской, Самарской и других областей), промышленников и предпринимателей, объединенных в Попечительский совет и Ассоциацию благотворителей Православной энциклопедии.

В своей деятельности ЦНЦ стремится объединить усилия церковных и светских ученых в деле возрождения церковной науки, проведения исторических, агиографических, библейских и других исследований: учреждает стипендии для поддержки исследователей, сотрудничает с Фондом по премиям памяти митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выявляя наиболее значительные исследования по истории Российского государства и Церкви и присуждая премии, участвует в проекте создания электронных информационных и документальных массивов (совместно с ГАРФ).

ЦНЦ «Православная энциклопедия» участвовал в ряде изданий совместно с музеями Московского Кремля, Государственным Историческим музеем, Государственным музеем истории религии (С.-Петербург). Принимал участие в проведении научных конференций: IX Международных Рождественских чтений (Москва, январь 2001 г.), «Христианство в Волго-Уральском регионе» (июнь 2002 г.), «История и агиография неразделенной Церкви» (июнь 2003 г.).

Информационно-просветительская деятельность ЦНЦ реализуется в еженедельной телепередаче «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ и в работе Интернет-портала

От Эсхатоса. Члены клуба могут ознакомиться с обширным справочным изданием - Православная энциклопедия. Издание началось в 2000 году к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа. В настоящее время 49 томов предлагаем вашему вниманию. Ввиду большого размера файлов появление томов может занять продолжительное время - следите за темой.

Православная Энциклопедия

Москва, Церковно-научный центр «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2000-2020

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ИЗДАЕТСЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
при участии
Вселенского Константинопольского Патриархата,
Александрийского Патриархата, Антиохийского Патриархата,
Иерусалимского Патриархата, Грузинской Православной Церкви,
Сербской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви,
Болгарской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви,
Элладской Православной Церкви, Албанской Православной Церкви,
Польской Православной Церкви, Православной Церкви Чешских земель
и Словакии, Православной Церкви в Америке,
Православной автономной Церкви в Финляндии,
Православной автономной Церкви в Японии
ПОПЕЧЕНИЕМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Православная Энциклопедия - том 00 - Алексий II - Патриарх Московский и всея Руси - ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Русская Православная Церковь возникла одновременно с просвещением Древней Руси светом Православия в середине двухтысячелетней истории христианства и присутствия в мире Вселенской Христовой Церкви. Она возникла естественно, как новая ветвь могучего древа, неотделимая от ствола и сохранившая его свойства, возникла как часть - митрополия - Константинопольского Патриархата. Каждый православный христианин сопричастен исторически далекой, но духовно близкой древней Церкви первых апостолов. В благодатном преемстве от них, ближайших учеников Христа, в сохранении неискаженного учения Христова - залог и духовной, и исторической жизненности Православия. Вероучение, основные канонические и литургические традиции едины для всех Поместных Православных Церквей, но каждая Церковь имеет собственный неповторимый путь и свой уникальный опыт, важный не только для нее, но и для всего Вселенского Православия.

Ко времени появления Русской Церкви уже явлены были высокие примеры подвижнической христианской жизни и мученические свидетельства веры. На Вселенских Соборах в бескомпромиссной борьбе с ересями были уже сформулированы догматы христианского вероучения. Церковное право обрело свою каноническую структуру, сформировался основной свод литургического предания, были созданы непревзойденные образцы церковного искусства. Все это Церковь подарила славянам вместе с величайшим сокровищем - письменностью.

Эти дары древней Православной Церкви и Византии, великой греческой культуры, стали решающим фактором в духовном и организационном становлении Русской Церкви, так что Русь ко времени монголо-татарского нашествия была просвещена светом Православия, имела православных государей, развитую систему церковного управления, храмы и монастыри, церковную литературу (как переводную, так и оригинальную почти во всех жанрах), искусство, своих национальных святых. Надо также помнить, что Русская Церковь родилась незадолго до трагического разделения христианского мира, до отпадения Западной Церкви. Это до сих нор не преодоленное уклонение от Православия огромной части христианского мира наложило свой отпечаток на историю Русской Церкви и русского церковного самосознания.

У историков принято делить прошедшее на этапы и периоды, отмечая своеобразие каждого из них. Не менее важно нроследить единство исторического и духовного бытия Русской Церкви на протяжении тысячелетия, непресекающуюся линию исторического развития. Жизнь Русской Церкви определялась прежде всего деяниями святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, трудами основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского и его учеников, мудрым, а подчас и героическим, служением первосвятителей Русской Церкви, подвигами святых благоверных князей, глубокими наставлениями русских вероучительных сочинений.

С другой стороны, крайне важпым стало усвоение уроков злополучного Ферраро-Флорентий-ского унийного Собора 1438-1439 гг., осозпание невозможности жертвовать догматическими истинами ради даже самых благих политических перспектив, укрепившаяся подвигом святого Марка Эфесского вера в копечное торжество истины. Здесь - начало движения Русской Церкви к автокефалии, ее пути к полной самостоятельности, вехами на котором стали поставление Собором русских епископов святителя митрополита Ионы в 1448 г. и учреждение Патриаршества на Руси в 1589 г.

С началом многовекового турецкого владычества в православных странах Восточной Европы и падением Константинополя в 1453 г. Русская Церковь и Русское государство стали оплотом Православия в мире. Сохранение и защита Православия воспринималось и Церковью, и государством как общая цель, определявшая единство стремлений. В церковном сознании рядом с преподобным Сергием Радонежским и святителем Алексием Московским встает образ святого благоверного князя Димитрия Донского, великие деяния Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского неразрывно связаны с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Середина XVII столетия омрачилась многими бедами для Русской Церкви, последствия которых ощущались и века спустя: конфликтом между Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, расколом Русской Церкви и возникновением старообрядчества.

Сегодня мы отчетливо осознаем раскол как духовную, историческую и жизненную трагедию. Позиция Русской Церкви ясно сформулирована Соборами 1971-го и 1988 гг. и подтверждена недавно постановлением Священного Синода: признавая серьезность различий в богослужебной практике и более чем трехсотлетний груз взаимных обид и претензий, мы безоговорочно осудили имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, которые были результатом вмешательства светских властей в дела Церкви, и призвали наших братьев по вере встать на нуть примирения и единства.

Наступивший с началом XVIII столетия долгий синодальный период жизни Церкви, когда она утратила Патриаршее возглавление, явился временем непрекращавшихся попыток превратить высшее церковное управление в часть государственного аппарата и подчинить церковную жизнь бюрократическим требованиям. Но этот же период стал эпохой величайших духовных достижений, временем расцвета старчества и укрепления монашеского подвига (благодаря преподобным Паисию Величков-скому, Серафиму Саровскому, Оптинским старцам), создания высоких образцов русской патристичес-кой литературы (святителями Тихоном Задонским, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником и др.), временем достижений богословской мысли и капитальных трудов практически во всех сферах церковной науки, времепем успехов православных миссионеров как в России, так и за ее пределами, временем возрождения истинного пастырского служения святым Иоанном Кронштадтским и многими другими пастырями.

Именно этот положительный опыт, подкрепленный каноническими деяниями Собора 1917-1918 гг.- восстановлением Патриаршества, трудами по церковному устроению,- подготовил Русскую Церковь к десятилетиям жестоких гонений, продолжавшихся почти весь XX век. Искупительный подвиг сотен тысяч мучеников свидетельствовал перед Господом и миром о подлинной вере и жизни Русской Православной Церкви. Долгие годы гонений, репрессий, юридического, нравственного и имущественного произвола в отношении Церкви, конечно же, нанесли ей огромный урон. Не все смогли устоять в этой, как многим казалось, почти безнадежной схватке с системой государственного атеизма, и в этой борьбе многие члены Церкви совершали ошибки и терпели поражения. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал 6, 7), и Церковь не будет уничтожена, пока жива вера в сердцах людей.

В год 1000-летия Крещения Руси уверенность в будущем возрождении Православия в России, которую хранили в своих сердцах лишь тысячи, овладела миллионами. Начался процесс, который принято называть «духовным возрождением России» и который поставил новые задачи и новые проблемы. Именно с Церковью общество стало связывать надежды на возвращение к попранным традиционным ценностям, на восстановление и сохранение истинной нравственности и культуры. Количество прихожан православных храмов постоянно растет, все больше людей осознают себя членами Православной Церкви. Значительная часть этой многомиллионной наствы остро нуждается в духовном просвещении, ноэтому столь важна сегодня катехизация тех, кто, восстанавливая через одно или несколько поколений духовную связь со своими православными предками, вернулся в лоно Матери-Церкви. Идет небывалый рост числа вновь открываемых и восстанавливаемых храмов и монашеских обителей, образованы и восстановлены десятки новых епархий, и это несмотря на крайне тяжелое материальное положение паствы. Множатся церковно-общественные организации, объединяющие людей для совместного труда на ниве православного миссионерства, просвещения, образования, социально-благотворительного служения.

Серьезным испытанием для единства Русской Церкви стало разделение Советского Союза на несколько самостоятельных государств, когда националистические и раскольнические настроения овладели частью церковного клира и паствы на Украине, в Эстонии и в Молдавии. Особо сложная обстановка сложилась на Украине, где несколько раскольнических групп раздирают церковную паству, где насильственно захватываются храмы и изгоняются священнослужители, где церковная жизнь оказалась в зависимости от устремлений различных политических сил. Предоставленная канонической Украинской Православной Церкви церковно-административ-ная самостоятельность позволяет православным иерархам Украины управлять церковными учреждениями, оставаясь в неразрывной вероучительной и канонической связи с Русской Православной Церковью. Уверен, что сохранение живой целостности нашей Церкви - непременное условие духовного и исторического возрождения братских народов.

Десятилетия безраздельного господства атеистического мировоззрения в системе государственного образования, массовое наступление нео- и псевдорелигиозных культов, в том числе и откровенно сатанистских, нередкие случаи католического и протестантского прозелитизма требуют от Церкви, от ее пастырей и паствы, огромных усилий. Особая задача Церкви сегодня - это спасение людских душ в условиях падения уровня жизни и обнищания значительной части населения, когда подмена подлинной культуры суррогатами массовой псевдокультуры, развязанная пропаганда насилия, разврата и гедонизма, широкое распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной и даже физической деградации народа. Падение уровня жизни привело к росту числа абортов, сокращению численности населения, появлению беспризорных детей. Забота о будущем нашего народа - детях - одно из основных направлений социального служения Церкви.

Возрождение церковной культуры и науки, объединение светских и церковных паучных сил стало одним из знамений нашего времени. Рушатся искусственные препоны между верой и знанием, воздвигнутые антирелигиозным мышлением. Этому способствует и укрепление системы духовного образования, и активное участие светской науки в общезначимых церковных просветительских и исследовательских проектах. Жизнь общества многообразна, поэтому все больше и больше оно нуждается в благотворном влиянии духовного начала, в сотрудничестве с Церковью, которая на протяжении всей отечественной истории сохраняла и несла пастве высшие духовные и нравственные ценности.

Сегодня мы, совсем недавно праздновавшие 1000-летие Крещения Руси, вновь подходим к тысячелетнему и вековому рубежу. На Поместном Соборе 1988 г. к лику святых Русской Православной Церкви были причислены православные подвижники разных эпох: периода становления Московского государства - благоверный великий князь Московский Димитрий Донской и преподобный Андрей Рублев, иконописец; периода расцвета Московского царства - преподобный Максим Грек и святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси; синодального периода - преподобный Паисий Велич-ковский, Нямецкий, блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, преподобный Амвросий (Гренков) Оптипский, святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский.

Прошедшее десятилетие стало временем осмысления трагической и героической судьбы нашей Церкви в XX столетии, самым зримым результатом такого осмысления становится канонизация - общецерковная и местная - сонма новомучеников Русской Церкви, за веру Христову принявших страдания и смерть. Многие из пих уже причислены к лику святых. В наступившем юбилейном 2000-м году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви будут канонизированы новомученики Российские: иерархи и клирики, монашествующие и миряне, жизнью и смертью своей засвидетельствовавшие верность Христу и искупившие перед Господом грех отступничества, овладевший миллионами христиан в послереволюционные годы, ибо Господь по молитвам праведников и исповедников и «ради них пощадил все место сие» (Быт 18, 26).

Сегодня во всех епархиях Русской Церкви идет огромная работа: восстанавливаются храмы, открываются духовные школы, катехизические курсы для взрослых и детей, возрождаются монастыри - зримым символом этой созидательной деятельности стал храм Христа Спасителя, воссозданный трудами, помощью и молитвами всей страны. И потому верим, что год 2000-летия Рождества Христова станет для Русской Церкви поистине временем Торжества Православия.

Купить книги можно на сайте издательства

Электронная версия «Православной энциклопедии», находящаяся по адресу http://www.pravenc.ru/ включает в себя статьи первых томов «Православной энциклопедии».

Ресурс представляет собой отдельный сайт с удобной навигацией. На первой странице сайта находится вступительное слово Святейшего Патриарха Алексия к первому алфавитному тому «Православной энциклопедии». Также на первой странице читатель может ознакомиться с избранными статьями энциклопедии. Кроме того, здесь представлен раздел «Знаменательные даты из статей "Православной энциклопедии"», где публикуется перечень памятных дат и юбилеев на текущие даты.

Поиск по электронной версии энциклопедии осуществляется с помощью индекса статей. Все статьи снабжены богатым иллюстративным материалом, а также гиперссылками на имеющиеся в энциклопедии статьи.

На сайте существует возможность подписки на rss-канал пополнения сайта новыми статьями, сообщает Патриархия.ru.

Выступая на 17-ом заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентации XIV и XV алфавитных томов «Православной энциклопедии» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил о том, что работы над полноценной электронной версией «Православной энциклопедии» начнутся в 2008 году.

«Для того, чтобы реализовать идею электронной версии "Православной энциклопедии", считаю необходимым создать на базе Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" специальную группу, которая будет заниматься электронной версией», — сказал Святейший Патриарх Алексий.

Из речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на XVII совместном заседании Наблюдательного, Попечительского, Общественного и Церковно-научного Советов по изданию «Православной энциклопедии»:

"Прежде всего, хотел бы обратить Ваше внимание на необходимость интенсификации работы над основным изданием - «Православной энциклопедией».

В этом году, как мы узнали из отчета руководителя Церковно-научного Центра Сергея Леонидовича Кравца, XVI алфавитный том, последний том 2007 года, будет сдан в типографию в декабре этого года. Это будет сложный том, значительная часть которого займет статья «Евангелия». В этой статье впервые в систематическом порядке рассматриваются все основные аспекты Святых Евангелий - богословский, исторический, духовно-нравственный, текстологический, искусствоведческий, что потребовало объединения сил многих ученых, и работа над этой статьей в настоящее время завершается под нашим пристальным вниманием.

В 2008 году нам предстоит выпустить XVII, XVIII и XIX алфавитные тома «Православной энциклопедии». И именно в 2008 году мы войдем в самую обширную в наших словниках букву — «И». Церковно-научному Центру предстоит создать огромный комплекс статей, в который входят такие сложные статьи как «Иерусалимский Патриархат», «Иоанн Богослов», «Иоанн Златоуст», много важнейших страноведческих статей - «Индия», «Италия», «Испания» и другие. Буква «И» — одна из самых обширных в православных святцах и включает такие имена как: «Иаков», «Игнатий», «Иларион», «Илия», «Иоанн», «Иосиф», «Исидор». Эти имена носят тысячи православных святых, среди которых немалое количество и новомученников Российских. Думаю, что темп подготовки статей, который был задан в этом году, несомненно, должен сохраниться и в будущем году. Тем более что, как мы узнали из отчета Сергея Леонидовича Кравца, Церковно-научный Центр существенно увеличил в текущем году и заработную плату, и гонорарный фонд.

Одной из важнейших составляющих деятельности Церковно-научного Центра является научно-исследовательская деятельность, которая сосредоточена по трем основным направлениям: работа в архивах Российской Федерации по выявлению и систематизации документов по истории Русской Православной Церкви в XX веке, деятельность Агиографического совета (исследования и научная подготовка к публикации текстов житий русских святых) и издание научного ежеквартального журнала «Вестник церковной истории».

Мы высоко оцениваем эти направления деятельности Центра и хотели бы сегодня обратить основное внимание на научный журнал «Вестник церковной истории». Церковно-научный Центр четко и в срок выпускает журнал и, приступив к изданию в 2006 году, выпустил к настоящему времени уже семь номеров журнала. Однако хотел бы обратить внимание на слишком ограниченный тираж «Вестника». Мы благодарны Федеральному агентству по культуре и кинематографии, которое приняло решение о приобретении для библиотек Российской Федерации нашего «Вестника», и теперь в библиотеки поставляется по 800 экземпляров каждого выпуска журнала. Но при этом высокопрофессиональное научное издание не всегда доступно нашим епархиальным библиотекам и библиотекам духовных учебных заведений из-за небольшого тиража журнала в 1 тыс. экземпляров. Думаю, что с 2008 года следует увеличить тираж издания «Вестника церковной истории».

Также хочу обратить внимание представителей Министерства образования и науки Российской Федерации и Российской Академии наук на желательность включения «Вестника церковной истории» в список журналов, публикация в которых принимается Высшей аттестационной комиссией. Это позволит Нашему «Вестнику» укрепить авторский коллектив и занять должное место среди других научных журналов.

Важное значение для научной деятельности Церковно-научного Центра и для деятельности теле-кинокомпании имеют учрежденные Нами на базе «Православной энциклопедии» два архива — архив документов по истории Русской Православной Церкви XX века и архив кино- и фотодокументов по истории Русской Православной Церкви. Эти архивы очень активно используются и при подготовке статей для «Православной энциклопедии», и в публикациях в «Вестнике церковной истории», и при создании историко-документальных фильмов. Думаю, что руководству Центра совместно с руководителями архивов стоило бы приложить усилия по дальнейшему развитию взаимодействия государственных архивов с архивами «Православной энциклопедии» с тем, чтобы активнее вовлекать источники по истории Русской Православной Церкви в научный оборот.

Особое значение для будущих наших проектов будет иметь создание полноценной электронной версии «Православной энциклопедии». Сергей Леонидович уже доложил о завершении в этом году основной работы по программной разработке. Но это лишь самое начало процесса. Необходимо в следующем году создать в Церковно-научном Центре самостоятельный творческий коллектив, который занимался бы дополнением и уточнением материалов в уже вышедших томах по мере их публикации в электронном виде. Самый простой пример. I алфавитный том вышел в свет в 2001 году. За это время канонизировано много святых и новомучеников с именами «Алексий», «Александр», рукоположены новые епископы с этими именами в Русской и в других Православных Церквах. Произошли важнейшие события в жизни епархий и монастырей. Все это должно присутствовать в электронной версии «Православной энциклопедии» с тем, чтобы максимально актуализировать имеющийся материал.

Необходимо также продолжить работу по совершенствованию электронного портала «Православной энциклопедии» «Седмица.Ru». Сегодня это один из наиболее популярных и информационно насыщенных порталов, который занимает свое особое место среди других ресурсов Русской Православной Церкви. Это, прежде всего, глубокая проработка тем, публикация материалов исторического и церковно-канонического характера, позволяющая пользователям, среди которых много сотрудников средств массовой информации, более точно понимать те или иные события в жизни Церкви.

Хотел бы также сказать несколько слов о работе теле-кинокомпании «Православная энциклопедия». Мы приняли решение о собственном теле- и кинопроизводстве в 2004 году. За три с половиной года на канале ТВЦ вышло около 200 еженедельных телепрограмм «Православная энциклопедия», были созданы 20 документальных фильмов, среди которых10-серийный фильм «Земное и Небесное», 5-серийный фильм «Паломничество в Вечный город», 2-серийный фильм «Ангел Русской Церкви против отца всех народов», документальные фильмы «Святой Георгий» и «Смутное время», а также трилогия по истории Русской Церкви в 20 веке: «Крест против свастики», «Сталин и Третий Рим», «Холодная оттепель 61-го года» и другие. Многие фильмы «Православной энциклопедии» были отмечены многочисленными призами кино- и телефестивалей, среди которых «ТЭФФИ-2006» и «Золотой Витязь-2006, 2007», «Покров 2006».

Как нам уже сказал Сергей Леонидович, «Православная энциклопедия» в настоящее время завершает работу над 12-серийным документальным фильмом «Планета Православия», который мы надеемся увидеть в следующем году на телеканале «Россия». В конце 2007 - начале 2008 года планируется приступить к производству двух полнометражных художественных фильмов. Картина под рабочим названием «Псковская миссия» будет посвящена героической и трагической судьбе русского православного духовенства на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны. Еще один художественный фильм обращен к переломному моменту в русской истории XIV века, когда над православным Древнерусским государством нависла угроза новых междоусобных войн и внешнего порабощения. В это сложное время Московскую Русь сохранил и укрепил реальный глава государства, наставник юного князя Димитрия Иоанновича, будущего святого благоверного великого князя Димитрия Донского, св. митрополит Алексий. Мы полагаем, что оба эти кинопроекта, посвященные драматическим событиям прошлого, исполненного образцами беззаветного служения своей Родине и Православной вере, смогут дать современному обществу новых положительных героев, которых так не хватает сегодняшней теле- и кинопродукции."

Религиозная информационно-энциклопедическая программа "Православная энциклопедия", выходящая на канале "ТВ Центр" с 3 мая 2003 года, рассчитана на самый широкий круг зрителей.

Программа рассказывает не только об основах православной веры, о пути человека к Богу, о святых и святынях Православной церкви, но и затрагивает практически все вопросы, интересующие общество - социальные, нравственные, исторические, культурологические, энциклопедические.

Трудно назвать тему, которая бы не освещалась в более пятистах выпусках, вышедших в эфир за это время. Язык богослужения и церковное искусство, библейская археология и история Церкви, социальное служение и проблемы наркозависимости, музыкальная культура Церкви и проблемы воспитания детей, старообрядчество и репортажи о православии в разных уголках нашей страны и мира, и многое другое. Особое место в нашей программе занимает рассказ об истории Москвы, её храмов и святынь.

В зависимости от темы строится и сама программа. Особенностью нашей программы является то, что многие годы ведущим является священник, который в одном лице и собеседник, и эксперт, и педагог, и пастырь, способный в прямом эфире дать ответ на самые сложные вопросы телезрителей. В основном, это - беседа ведущего-священника Алексия Уминского с гостем программы на заданную тему, которая под разными углами высвечивается в сюжетах, снятых профессиональными корреспондентами, давно и плодотворно работающими в православной тематике.

Гостями программы были Святейший Патриарх Алексий II, член Священного Синода митрополит Иларион (Алфеев) и другие известные иерархи, директор Государственного архива С.Мироненко, народные артисты СССР В.Минин и В.Маторин, член Общественной палаты при Президенте России В.Фадеев, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ профессор В.Мау, композитор А.Рыбников, режиссёры П.Лунгин и В.Хотиненко, актёры Е.Васильева и И.Купченко, заслуженные врачи - В.Миллионщикова и В.Агапов и многие другиеизвестные историки, писатели, художники, богословы, священнослужители и самые простые люди.

Одно из направлений программы - рассказы о жизни православных в разных краях страны и мира. Съёмочная группа проехала от Калининграда до Сахалина. Мы рассказали о жизни православной Церкви в Азербайджане и Узбекистане, Украине и Белоруссии, Египте и Кении, США и Германии, - и это далеко не полный список маршрутов "Православной энциклопедии".

Часть программ выходит в прямом эфире. В них ведущий отвечает на звонки телезрителей - о семье и браке, о воспитании детей и борьбе с алкоголизмом, о первых шагах в храме и о том, как можно помочь умирающему. Программы, в которых телезрители получают уникальную возможность получить совет и утешение от священника, воспринимаются ими с особой благодарностью. Об этом свидетельствуют письма и звонки в редакцию.

Особое место в программе занимают специальные рубрики, посвящённые Москве: "Московский Кремль", "История России в историческом музее", "Московские святыни", "Московские святцы". Их вели директор музеев Кремля Е.Гагарина, заместитель директора Государственного исторического музея В.Егоров, профессор Московской духовной академии А.Светозарский.

Благодаря тому, что телепрограмма имеет доступ ко всем ресурсам Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" (научный потенциал, архивные материалы, литература, связи с церковными организациями всего мира и т.д.), она гарантирует полноту, разнообразие и качество предоставляемой информации.

Рекомендуем почитать

Наверх