Доклад на тему: «Инновационные технологии в коррекционном образовании. Инновации в специальном и не специальном физкультурном образовании Инновации в системе специального образования детей

Ландшафтный дизайн и планировка 24.01.2024

Резепкина Наталья Владимировна
преподаватель
ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты РФ

Аннотация: Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Ключевые слова: инновационные технологии, специальное образование, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дистанционное обучение.

Образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъектом своей жизни, своей деятельности, прежде всего, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию. Хотелось бы упомянуть слова Джона Дьюи, который утверждал, что «если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей и прав инвалидов.

Современные технологии и методы в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Отрадно, что сегодня изменилось отношение к инновационным методам, к новаторству вообще. Появилась возможность реализации любых эффективных методов и форм обучения. Педагогическая технология – главный фактор успеха в работе педагога.

XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Инновационные технологии в образовании не только повышают эффективность обучения и воспитания личности, они направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями в систему образования.

В педагогической деятельности необходимо руководствоваться словами великого педагога В.А. Сухомлинского, который утверждал что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Но как подобрать эти струны? Как найти эти струны, чтобы ребенок почувствовал поддержку и поверил в себя? А, если ребенок инвалид или лицо с ограниченными возможностями здоровья?

Основная задача в педагогической деятельности - помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми, подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе.

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию здоровья, в частности, введение инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной̆ политики в мире.

Внедрение инновационных технологий в профессиональную подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.

Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя с обучающимися и студентами.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

В профессиональной деятельности применяются самые различные педагогические инновации. Одной из таких инноваций являются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс основан на дистанционных технологиях обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, является необходимым условием работы на занятиях и в дистанционном режиме.

Информационные технологии расширяют возможности предъявления учебной информации. Кроме того, использование информационно - коммуникационных технологий – это одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью студентов.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе преподавателя в качестве формы организации учебной деятельности позволит индивидуализировать и дифференцировать работу со студентами, развивать навыки самостоятельной работы, удовлетворяя образовательные потребности и их индивидуальный образовательный маршрут.

Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования системы образования, без его перехода на новый уровень.

Внедрение инновационных технологий в подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма.

Инновационные технологии в образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.

Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Следует заметить, что наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

1) интерактивные технологии, позволяющие:
- во-первых, наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослыми;
- во-вторых, позволяет включаться в учебный процесс;
- в-третьих, помогает создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно использовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

2) дистанционные технологии

Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что обучающийся находится вне аудитории, он может получать знания и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов и педагогов, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Инновационная деятельность образовательной деятельности, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направлена на решение следующих задач:
- создание условий для получения полноценного образования без каких-либо ограничений;
- создание необходимой адаптивной среды в образовательном учреждении посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений;
- обеспечение индивидуального образовательного сопровождения на основе инклюзивных подходов;
- создание условий для получения образования в различных вариативных условиях.

Следовательно, наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:
- обязательная профессиональная переподготовка педагогов, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;
- развитие системы дистанционного обучения;
- совершенствование форм и методов работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- использование инновационных технологий на всех этапах воспитания и обучения;
- разработка психолого-педагогических технологий сопровождения.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

4. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. - № 1(16), 2013. – С. 17-20.

Инновации и традиции в современном физкультурном образовании

Одним из приоритетных инновационных направлений совершенствования существующей системы физического воспитания подрастающего поколения является подготовка специалистов с высшим образованием на основе экспериментально обоснованных документов, регламентирующих организационно-содержательные аспекты их обучения. Это, в свою очередь, делает возможным и целесообразным включение в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новых направлений подготовки.

В физкультурном образовании за последние десять лет определилось несколько приоритетных позиций инновационного развития.

1. во-первых, новое осмысление информационно-образовательного подхода;

2. во-вторых, использование индивидуального подхода в обу­чении и воспитании;

3. в-третьих, деятельный подход;

4. в-четвертых, создание непрерывного процесса физкультур­ного воспитания.

Рассматривают инновации не только с позиции введения новообразований. Он рассматривает инновацию как форму проявления нового качества педагогической реальности, как способ будущего творения в педагогике.

Обоснование подбора специальных упражнений в избранном виде ФСД с учетом анатомических, физиологических и биомеханических факторов.

Специально-подготовительные упражнения – это такие действия, которые имеют существенное сходство с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно-временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно-мышечным напряжениям и по преимущественному проявлению физических способностей.

Например, к числу специально- подготовительных элементов относится выполнение элементов и связок соревновательной комбинации (для гимнастов, аэробистов, акробатов).

Специально-подготовительные упражнения в зависимости от назначения подразделяются на:

1. подводящие – направленные в основном на

освоение техники движений;

2. развивающие –направленные главным образом на развитие физических и психических способностей;

3. комбинированные – направленные на одновременное развитие качеств и техники движений.

Используются в учебно- тренировочном процессе на любом этапе подготовке, с учетом возрастно-половых особенностей спортсмена, уровня подготовленности.

Биохимические и функциональные сдвиги в организме при выполнении мышечной работы. Показатели функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем у спортсменов различной квалификации и специализации.

Можно выделить следующие основные механизмы нерв­но-гормональной регуляции мышечной деятельности:



1. При мышечной работе повышается тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, иннервирующей внутренние органы и мышцы.

2. В легких под влиянием симпатических импульсов повы­шается частота дыхания и происходит расширение бронхов. В результате увеличивается легочная вентиляция (через легкие в единицу времени проходит больше воздуха), что в итоге приводит к улучшению обеспечения организма кислородом.

3. Под влиянием симпатической нервной системы также повышается частота сердечных сокращений, следствием че­го является увеличение скорости кровотока и улучшение снабжения органов, и в первую очередь, мышц кислородом и питательными веществами. Этому также способствует расширение кровеносных сосудов в мышцах под воздейст­вием симпатических импульсов.

4. Очень важную роль в перестройке организма во время мышечной работы выполняют гормоны. При мышечной дея­тельности наблюдается выделение в кровяное русло многих гормонов. Однако наибольший вклад в функциональную и биохимическую перестройку организма вносят гормоны над­почечников(потому что они выделяют адреналин и норадреналин).

Наиболее важные механизмы действия этих гормонов следующие:

1. Попадая с кровью в легкие, катехоламины дублируют действие симпатических импульсов, вызывают повышение частоты дыхания и расширение бронхов, что приводит к увеличению легочной вентиляции и улучшению снабжения организма кислородом.

2. Под влиянием адреналина значительно повышается час­тота сердечных сокращений, а также увеличивается сила сердечных сокращений, что способствует еще большему возрастанию скорости кровообращения.



3. Происходит перераспределение крови в сосудистом русле. Под влиянием адреналина расширяются кровеносные сосуды органов, участвующих в обеспечение мышечной деятельности (скелетные мышцы, мозг, миокард, легкие, печень), и одновременно суживаются сосуды органов, не принимающих прямого участия в обеспечении функциониро­вания мышц (почки, желудочно-кишечный тракт, кожа и др.). В результате такого воздействия значительно улучшается кровоснабжение мышц и внутренних органов, имеющих от­ношение к выполнению мышечной работы.

4. В печени под влиянием адреналина ускоряется распад гликогена до глюкозы, которая затем выходит в кровь. В результате возникает эмоциональная гипергликемия (повы­шенное содержание глюкозы в крови), способствующая лучшему обеспечению глюкозой как источником энергии функциони­рующих органов. У спортсменов гипергликемия может воз­никать еще до начала мышечной работы в предстартовом состоянии.

Биохимические сдвиги в миокарде

Во время мышечной деятельности происходит усиление и учащение сердечных сокращений, что требует большего количества энергии по сравнению с состоянием покоя. Од­нако энергообеспечение сердечной мышцы осуществляется, главным образом, за счет аэробного ресинтеза АТФ. Ана­эробные пути ресинтеза АТФ включаются лишь при очень интенсивной работе (ЧСС более 200уд./мин.).

Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

Социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

Охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, "выпадение" из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;

Отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

Жесткость и безвариативность форм получения образования;

Преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка

В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием

В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально-политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были одновременно допущены различные конфессии; резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей; в Законе об образовании (1991г.) провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.

Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось калькирование западных моделей. Сегодня, по прошествии 5-6 лет, лучшие, наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность "быстрых решений". Однако годы, прошедшие под знаком критического отношения к специальной педагогике, сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.


Институт коррекционной педагогики РАО считает принципиальным эволюционное развитие системы специального образования. Необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

Поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

Целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

Параллельно: обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

Определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовых образовательных учреждениях; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

Переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

Разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

Обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингента детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта), на основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

На основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Социально-экономические изменения в обществе привели к серьезным изменениям в системе образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства : «по горизонтали» - возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» - осознается необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождение детей различных возрастных групп. Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

За рубежом накоплен определенный опыт работы с такими детьми – в Австралии, в Германии, в Америке.

Система ранней помощи в нашей стране создана для глухих. Остро актуальна проблема интеграции , дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема нтегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

Н.Н.Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Если считать 90-е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 70-е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции: революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 70-х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С.Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, "социальных вывихов", коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С.Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Другой Важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно-правовой базы.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 70-х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии также актуальна на сегодняшний день.

Инновационные тенденции в специальном образовании требуют решения широкого круга теоретичских и прикладных задач.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Преимущества Дистанционное обучение позволяет: получить образование в соответствии с ФГОС, обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя специализированное новейшее компьютерное оборудование, рассчитанное на детей-инвалидов. Развить творческие способности и участвовать в проектной, исследовательской деятельности. Получить навыки коллективной работы. Подготовиться к поступлению в ВУЗ или получить дополнительное образование. Получить квалифицированное сопровождение психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов «Центра помощи детям». На сегодняшний день качественное образование является одним из важнейших факторов, определяющих жизненный успех. Для людей с ограниченными возможностями получение полноценного образования тоже играет важную роль. Для многих из них это единственный шанс найти интересную работу, жить полноценной жизнью. Потребность в профессиональном образовании инвалидов гораздо выше, чем имеющиеся возможности. Учебные заведения общего типа не готовы к обучению инвалидов, так как не создана безбарьерная среда, нет специального оборудования, нет подготовленных кадров для работы с инвалидами и др. Роль учителей является определяющей в использовании средств ИКТ для помощи учащимся в освоении материала и адаптации в современном мире. Проблема создания и внедрения средств ИКТ является одной из приоритетных задач при организации интегрированного обучения школьников с ограниченными возможностями. Для таких детей часто единственным шансом получить образование является система дистанционного обучения. Использование Интернет-технологий в дистанционном обучении детей- инвалидов. Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность: чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической); хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки; интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией; организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций. При дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые могут быть приданы данному курсу или существовать автономно на различных серверах. Новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования. Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала. Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается - берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере. В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.). Возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного взаимодействия c педагогом различными средствами учебной коммуникации реализуемой с помощью электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line. В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка. В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. В-шестых, повышается эффективность проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки. Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей- инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером. Надомное обучение.Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. Для таких детей надомное обучение- возможность получить аттестат зрелости. Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники. Но расписание уроков при надомном обучении не такое как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом: для 1-4 классов - 8 уроков в неделю; для 5-8 классов - 10 уроков в неделю; для 9 классов - 11 уроков в неделю; для 10-11 классов - 12 уроков в неделю. По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам. Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение. Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому". Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Обучение на дому детей - инвалидов осуществляет образовательное учреждение ближайшее к их месту жительства. Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Родители могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Родителям, имеющим детей - инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Инклюзивное обучение. Инклюзивное образование - это процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы. дети, проживающих в малоимущих семьях. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Основные задачи: - обеспечить равное отношение ко всем детям; - дать полноценное качественное образование; - обеспечить успешную социализацию детей.Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе - Частичная (фрагментарная) интеграция – это посещение занятий в массовой школе, содержание которых ребенку доступно и соответствует его возможностям. В остальное время они обучаются по индивидуальной программе, но в помещениях массовой школы. Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, но, кроме того, посещает коррекционно-развивающие занятия у специалистов. Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Основные преимущества инклюзии: Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков и занятий. Используются технологии оценки эффективности инклюзивного образования. У детей с ОВЗ появляются возможности для получения, обобщения и передачи коммуникативных и других необходимых для жизни навыков. Возможность активного и постоянного участия детей с ОВЗ во всех мероприятиях общеобразовательного и воспитательного процессов. Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах: - Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения. - Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации. - Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность. - Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Работа сотрудников учебного заведения по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ быть системной и комплексной. Участники образовательного процесса, включая родителей учащихся, принимают общие решения, разрабатываю диагностические и коррекционные мероприятия.Целью психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ является создание для всех участников образовательного процесса, таких условий, которые способствовали бы успешной реализации образовательной и социальной деятельности ребёнка.Задачи:1.Проведение психологической диагностики и тестирования соматического развития детей и их физической подготовленности, с целью определения групп риска детей с низкой психологической готовностью к школьному обучению, низкой учебной мотивацией, ослабленным здоровьем, тревожных или имеющих низкую физическую подготовленность.2. Разработка на основе диагностики единой системы дальнейшей помощи всем участникам образовательного процесса.3. Привлечение родителей к формированию культуры здоровья и совместной корректирующей работе по итогам мониторинга. Качество образования и обученности ребенка зависит от нескольких факторов, основные из которых - это факторы личностные, когнитивные (познавательные), мотивационные факторы, связанные с адаптацией и дезадаптацией субъекта. Огромное значение так же имеет состояние здоровья, или соматический статус ученика, его физических качеств и способностей, отдельных систем: зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает следующие технологии: 1.Здоровьесберегающие: - физкультурно-оздоровительные технологии направленные на развитие качеств, характерных для здорового человека, и на физическое развитие детей – данные технологии реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций, на динамических переменах и во внеклассной работе; - организационно-педагогические технологии– составление расписания уроков и внеурочной деятельности с учётом возрастных особенностей, шкалы сложности предметов и состояния здоровья обучающихся. - психолого-педагогические технологии– использование на уроках различных видов деятельности, место и длительность применения технических средств, обязательные физкультминутки с элементами логоритмики, гимнастики для глаз, наличие эмоциональных разрядок, особое внимание уделяется контролю за сменой учебных поз во время обучения; - технология психологического сопровождения учебной группы–коррекция взаимоотношений, предупреждение переутомления, коррекция дезадаптационных состояний, получение грамотной психологической обратной связи. 2. Социально адаптирующие и личностно-развивающие: - технологии, формирующие и укрепляющие психологическое здоровье учеников и повышающие психологическую адаптацию детей,например,адаптационные занятия с психологом 3. Компьютерные технологии обучения: - использование различных мультимедийных пособий, интерактивной доски, макбуков, личное интернет-пространство учителя. Высшее образование инвалидов.С 1930-х по 60-е годы открылись первые специализированные программы в технических вузах, ориентированные на отдельные виды инвалидности, в том числе в МГТУ им. Баумана, Северо-Западном политехническом институте в Ленинграде. До 1990-х годов социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, когда меры сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет. До 2000 года только три уполномоченных вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа. Кроме упомянутых выше трех вузов, среди тех, что ведут образовательные программы для инвалидов по госзаказу, следует назвать Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена в Санкт-Петербурге.В настоящее время сформировались четыре основных направления деятельности вузов в этой области: специальные отделения в вузах; специализированные вузы для инвалидов; центры подготовки инвалидов для поступления в вуз; центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. При этом общая концепция образования инвалидов варьируется от полной сегрегации к частичной или полной интеграции. В соответствии с подходом Министерства образования РФ, студент и инвалид это два разных статуса, предполагающих дополняющие друг друга отношения между индивидом, вузом и государством. В первом случае студент с инвалидностью имеет в вузе статус обычного студента со всеми плюсами и минусами. Положительные стороны подобной ситуации связаны с моральной точкой зрения, которую транслируют сами инвалиды: чтобы к инвалидам относились так же, как и ко всем остальным, так как это означает реальное равенство, уважение человеческого достоинства, партнерство. Вместе с тем при таком развитии событий многие студенты с инвалидностью оказываются исключенными из учебного процесса в силу неприспособленности вузовского образовательного пространства к их особенностям. Во втором случае студент с инвалидностью имеет в вузе статус не только студента, но и инвалида. Это отражается в учебных планах, методах преподавания, расчета нагрузки и особенностях штатного расписания высшего учебного заведения, а также в том спектре услуг и приспособлений вузовской среды, которые позволяют студенту-инвалиду, обучиться навыкам учения, поведения в интегрированной среде, беспрепятственно добираться до нужного места в вузе, иметь доступ к специальной технике и библиотеке. Несмотря на все усилия, состояние прав людей с инвалидностью далеко до полной реализации, особенно в том, что касается их полноценного участия в социальной жизни общества в целом.

Рекомендуем почитать

Наверх