«Парус», анализ стихотворения Лермонтова. Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова - интересные факты и отзывы

Техника для сада 01.10.2019

Романтическое стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант стихотворения.

Композиция . Стихотворение состоит из трех строф, которые построены по одной модели: первая и вторая строка рисуют картину природы, а третья и четвертая - изображают внутреннее состо­яние лирического героя, наблюдающего за парусом.

В философском стихотворении «Парус» поднимается одна из основных тем лермонтовской ли­рики - тема одиночества. В первой строфе два центральных образа - парус и лирического героя - объединяет ключевое слово «одинокий». Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Во второй строфе парус как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, толь­ко находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь «увы», выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастье, так как это - состояние души, а не состояние мира. В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармонич­ная, светлая и яркая. В ней и «струя светлей лазури», и «луч солнца золотой». Но эта картина контрастна состоянию лирического героя. «Как будто», появляющееся в последнем стихе демон­стрирует иллюзорность поисков счастья и попытки убежать от самого себя. Лирический герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова

Лермонтов написал стихотворение «Парус» в 1832 г. Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни.

По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова. От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды.

Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»).

Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье.

В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка.

Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. «Парус» — прекрасный образец пейзажной лирики. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину («голубом», «золотой»).

Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя.

В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой – редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон “как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза : “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “Как будто в бурях есть покой!” ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.

Перед нами изумительное по своей образности и
выразительности стихотворение, могущее быть
эпиграфом ко всей лермонтовской лирике.
Н.М.Шанский.

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой!

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Эти двенадцать строк хорошо знакомы каждому культурному человеку. Их учат наизусть в детстве, любят всю жизнь и не забывают до глубокой старости. Стихотворение давно вошло в сокровищницу великого искусства слова в качестве одного из самых блистательных лирических произведений.
«Парус» - поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус». Об этом он сообщил в письме М.А.Лопухиной.
Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший: каждые две первые строчки строфы содержат описание объективной действительности (моря и паруса), каждые две последние – размышления по этому поводу поэта. Поэтической канвой «Паруса» является образ «море – жизнь».
Лермонтов пользуется для обозначения жизни традиционным поэтическим образом моря, которое символизирует различные перипетии жизни (ее бедствия, перемены, волнения), а парус – символ брошенного в житейском море человека.

Образующие «Парус» строфы складываются из антитезных по своему пейзажному и психологическому назначению двустиший. Противопоставлены друг другу основные герои произведения (парус, поэт, с одной стороны, и реальное, житейское море – с другой).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет всякого типа повторы, анафору, синонимику.

Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.

1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул

2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»

3-е четверостишье: парус – «просит бури»

В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.

2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

Художественное новаторство Лермонтова в организации словесно – образного материала приводит к созданию лирического шедевра, в котором поэт точно и просто высказал свои чувства в один из решающих моментов его жизни. Мятежный Лермонтов не ждет бури жизненных трудностей, а просит их, так как, по его мнению, именно в них заключен его покой, т. е. довольство, благоденствие и счастье.

Прилагательное мятежный у Лермонтова – беспокойный, тревожный, мятущийся. Слово «мятежный» связано со словом «буря», которое также испытало на себе влияние эпохи. Поэтому стихотворение «Парус», дойдя до читателей, было воспринято в обществе более широко и вольно, и в нем нашли и отрицание окружающей поэта действительности, и революционные порывы.

Обращаем внимание на синтаксис стихотворения. Для «Паруса» характерны параллельные конструкции:

или зеркально построенные:

счастия не ищет – не от счстия бежит.

Интересен синтаксис двух последних строк каждого четверостишия:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в стране чужой?

Но вместо ответа на первый вопрос в следующей строке читатель находит новый вопрос, который также пока остается без ответа.

При чтении стихотворения сразу же бросается в глаза наличие многоточия. Эти многоточия призваны разделить паузой каждое из трех четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несет в себе глубокий смысл. Пейзаж, вполне реальный, не может слиться со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его к пейзажной лирике.

одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ищет, кинул, свищет, просит

одинокий , далекой (стране), золотой просит бури, стране далекой ), антитеза ().

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Стихотворение было написано в 1832 году, опубликовано в 1841 году. Стихотворение принадлежит к переходному периоду от ранней к зрелой лирике поэта. Это был тяжелый период для Лермонтова, он переосмысливал свое раннее творчество, находился в душевном кризисе.

Тема стихотворения – парус, плывущий по волнам моря, и размышления поэта, наблюдающего за ним.

Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Лермонтов проводит параллель с человеческой душой, находящейся в смятении и растерянности, не желающей успокаиваться и в то же время не знающей, к чему стремиться. (Слова, выражающие авторскую идею из текста: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит», «а он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой»).

Композицию стихотворения составляют 12 строк, объединенных в 3 четверостишия с перекрестной рифмовкой. Первое четверостишие вводит тему одинокого паруса, плывущего по морю, второе и четвертое – о том, что окружает парус и что с ним происходит в море. Каждое четверостишие построено по одной модели: первые две строки – рисуют внешние события, третья и четвертая – отражает мысли и чувства лирического героя.

Жанр произведения «Парус» – стихотворение.

В стихотворении главным образом является парус, который символизирует одинокую человеческую душу. Образ моря, по которому плывет парус, тоже символичен – это сама жизнь, с ее волнениями, радостями, опасностями.

Автор использует нейтральную лексику. Основными частями речи являются прилагательные и существительные. Прилагательные помогают ярче охарактеризовать образы, точно и художественно описать различные понятия (парус одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ). Существительные служат для создания наглядной картины плывущего по морю корабля. Также немало глаголов 3-го лица единственного числа (ищет, кинул, свищет, просит ), которые свойственны скорее человеку, чем неодушевленному предмету. Благодаря этому мы начинаем понимать, что парус символизирует человека. В тексте распространены ассонансы звуков о, и; аллитерации звуков к, щ.

Основными изобразительно-выразительными средствами в этом стихотворении являются: эпитеты (одинокий , далекой (стране), золотой (луч солнца) и т.д.), инверсии (просит бури, стране далекой и т.д.), риторические вопросы (что ищет он в краю далеком? что кинул он в краю родном? ), антитеза (стране далекой – краю родном, бури – покой ).

«Парус» М.Ю. Лермонтова написан четырехстопным ямбом.

На мой взгляд, Лермонтов выражает свое смятении души и чувство одиночества в данном стихотворении, так как оно было написано в тяжелый период его творчества, период его духовных исканий, когда прошлое его разочаровало, и он хотел чего-то нового, но не знал к чему стремиться, не нашел еще новых идеалов, но не мог позволить себе находиться в покое, хотел быть в движении и в поиске.

Рекомендуем почитать

Наверх