Музыкальное наследие бородина. Эстетические основы творчества А.П

Инженерные системы 26.02.2024

"А. Бородин написал всего 16 романсов. Из них четыре относятся к раннему периоду. Что касается зрелого периода его творчества, то первым из романсов этого времени был «Спящая княжна». Бородин здесь поступил во многом так же, как его друг М. Мусоргский: текст для романса он написал сам.

По ходу романса перед сушателем проходят как бы три основных образа: образ спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Многие видят в романсе элементы оперы Глинки «Руслан и Людмила». А. Даргомыжский прямо заявлял, что этот романс «точно одна из прекрасных страниц «Руслана», не по прямому сходству музыки, а по тому, что она так же тонка, красива и волшебна». Но есть основания и для еще одного толкования: известны слова композитора о своем детище: «Под спящей княжной я разумею нашу несчастную угнетенную страну и хочу, чтобы настал час пробуждения». Некоторые музыколведы полагают, что Бородин хотел иносказательно воплотить Россию, скованную враждебными силами и ждавшую, когда «час настанет пробуждения». Стоит сравнить с этим то, что сказал Некрасов, десятью годами ранее обращаясь к русскому народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил:

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

Романс написан в трехчастной форме, и завершается кодой. В первой (повторяющейся) части музыка рисует звуками спящую княжну. С самого начала в фортепианном вступлении устанавливается ровный ритм, передающий ощущение покачивания, свойственное колыбельной песне. Эта ритмическая фигура проходит неизменной через весь романс. Создается ощущение застылости, неподвижности. Бородин новаторски применил здесь диссонансы, так называемые секунды. По строгим законам музыки, такие интервалы, как говорят музыканты, должны «разрешаться», то есть после диссонанса должен следовать консонанс. Бородин же оставляет их неразрешенными. Многие современники не могли примириться с такой смелостью композитора, Хорошо известен отзыв о романсе известного музыкального критика того времени Г. А. Лароша. Он упрекает комопзитора в том, что у него бушует «оргия диссонансов» и что он «неуклонно и безжалостно (…) царапает слух своими секундами». Даже Н. А. Римский-Корсаков счел новаторство Бородина слишком смелым и в своей оркестровке романса некоторые диссонансы перевел («разрешил») в консонансы. П. Чайковский, наоборот, восторгался этой находкой Бородина и приводил этот романс в качестве доказательства своей теории, согласно которой «все, что хорошо звучит [а романс звучит очень хорошо. - А.М .] должно иметь теоретическое оправдание». И П. Чайковский приводил доводы в пользу этого художественного решения Бородина.

Иными являются эпизоды, рисующие лес, где проносится шумный рой ведьм и леших, но «нет ни души живой кругом». Напевная мелодия сменяется декламационными фразами, а в фортепианной партии появляется так называемая целотонная гамма - мотив, ассоциирующийся с образами фантастической лесной нечести. Но мертвенная застылость зачарованного леса все же не разрушается. Но есть в романсе эпизод, в котором приоткрывается завеса. Отделяющая заколдованный лес от совсем иного мира: торжественно звучит - после этих диссонансов - светлый, ничем не затуманенный мажор - будто лучи солнца ворвались в непроглядную чащу. Своим романсом Бородин утверждает мысль о том, что освобождение от власти злых сил возможно.

Александр МАЙКПАР


Жанр романса был любим русскими композиторами XIX столетия, отдал ему дань и Александр Порфирьевич Бородин. На первый взгляд, творческое наследие его в этой области выглядит более чем скромным – всего шестнадцать произведений, в то время как у трех его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов исчисляется десятками, а у Цезаря Кюи – даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. В силу вечной занятости Бородина его наследие в других жанрах тоже невелико – например, оперу он написал только одну (да и ту не завершил сам), но этого оказалось достаточно, чтобы его имя было вписано в историю русской оперы. Так же обстоит дело и с его романсами: пусть их немного, зато каждый – шедевр.

Бородин в своем вокальном творчестве обращался к стихам разных поэтов – и не только русских. Им положены на музыку стихи Александра Сергеевича Пушкина, Генриха Гейне, Алексея Константиновича Толстого. Подобно , он иногда сам сочинял тексты для своих вокальных миниатюр. Жанровая основа романсов Бородина разнообразна. Некоторые из них восходят к типу «русской песни» – таков, например, романс на стихи Николая Алексеевича Некрасова «У людей-то в дому», представляющий собой жанрово-бытовую зарисовку.

В романсах Бородина находит выражение и стихия комедийности, даже сатиры. Замечательный пример – романс «Спесь», поэтической основой которого послужило сатирическое стихотворение Алексея Толстого. В основе сатиры тот же прием, что во многих романсах Даргомыжского (например, «Титулярный советник») – социальная типизация, но преломление ее иное, даже противоположное: если титулярный советник – это человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по соседству, то в данном случае персонаж изначально обобщенно-аллегорический приобретает конкретные черты.

Александр Порфирьевич Бородин вошёл в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах. В музыковедении давно стало традиционным сравнивать Бородина с Бояном – легендарным певцом-сказителем времён Киевской Руси. Однако, обращаясь ко временам давно минувшим, Бородин отражал и осмысливал сомнения и надежды, радости и беды своего века. В итоге главное русло творчества композитора определила идея исторической преемственности незыблемых и вековечно возрождающихся духовных ценностей народа.

Наследие композитора можно проследить по этапам эволюции творчества :

60-е гг.: Первая симфония, романсы «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса». Данный период характеризуется становлением эпической темы.

70-е гг.: Вторая симфония, опера-балет «Млада» (совместно с кучкистами), романс «Море», романсы на стихи Гейне, струнный квартет № 1, часть оперы «Князь Игорь». Для периода характерен расцвет эпоса и лирики.

80-е гг.: симфоническая картина «В Средней Азии», «Князь Игорь», струнный квартет № 2, «Маленькая сюита» для фортепиано, Третья симфония, романсы. В данный период продолжается прежняя линия творчества, а также наблюдается усиление черт камерности, появление трагических образов.

При изучении творчества Бородина исследователи сталкиваются с парадоксом: несопоставимость количественного состава наследия с его огромной важностью для истории мировой музыкальной культуры. Существует множество объяснений данного факта. Бородин, будучи композитором и учёным-химиком одновременно, подобно великим художникам прошлого, стремился к цельности научно-художественного осмысления мира. Осознанно или интуитивно он не мог без вреда для себя отказаться от одной из своих духовных склонностей. В противном случае цельность личности нарушится.

Для творчества Бородина характерны следующие темы, образы:

Русское богатырское.

Восток. Для Бородина природа русского эпического мышления противоречиво и закономерно соединяет в себе тенденции западной активной действенности и восточной отрешённой созерцательности.

Лирика. Два вида: выражающая чувство массы или эпического героя; чувства личные.

Природа. Либо отождествляется с богатырской силой (спящей или пробуждающейся), либо изображается реалистически (ласковая и задумчивая).

Юмор. Добродушный комизм, чужды пафос обличителя, романтический скепсис и ирония.

Стиль. В творчестве Бородина воплощены как общекучкистские идеалы, так и своё собственное, индивидуальное. С кучкистами его объединяла приверженность идее создания русской школы на основе развития традиций Глинки. Также был глинкианцем в плане введения в драматургию своих произведений славянских и восточных тем в их контрастировании и противопоставлении. Мастерски владеет вариантно-вариационным методом развития. Увлечён романтическим искусством, один из русских шуманистов. Разделял интерес кучкистов к программной музыке.

С другой стороны, Бородин обладал умом объективно мыслящего учёного. Он более всех кучкистов был влеком к классическим произведениям. С юношеских лет играл партию виолончели в квартетах Гайдна, Моцарта. Он прекрасно владеет формой, первым среди кучкистов написал симфонию. В отличие от кучкистов его влекут формы замкнутые и репризные. С Глинкой его сближало отрицательное отношение к говорной музыке. Музыку стиха он слышал в совершенстве. Даже декламация основана на кантабельности.

Таким образом, в искусстве Бородина объединилось стремление к романтическому высказыванию и строгий рационализм учёного. От Балакирева ему передалась тенденция к долгому обдумыванию своих произведений.

Музыкальный язык: Истоки. Римский-Корсаков определил формулу стиля Бородина: «Глинка+Бетховен+Шуман+своё».

Мелодия. Опора на русское народное песенное творчество различных жанров: былина, протяжная песня, плясовые и хороводные песни, также восточные интонации.

Гармония. С одной стороны – опора на старинные элементы осьмогласия, натурально-ладовые обороты, усиление чувства архаики через параллельные октавы, кварты, квинты. С другой стороны – развивает красочную, колористическую сторону. Очень выразительны «бородинские секунды и кварты». Использует септ- и нонаккорды побочных ступеней, альтерацию доминанты, целотоновую гамму, большетерцовые сопоставления тональностей, длительные органные пункты.

Драматургия. Неконфликтная, эпическая. Интересен метод синтеза, сближения первоначально контрастных элементов на основе заложенного внутреннего единства тем.

Оркестр. Характерна прозрачность, культивирование соло деревянных духовых. Оркестр «чистых тембров».

ОТ РЕДАКТОРА
Настоящий сборник содержит в себе все вокальные произведения Александра Порфирьевича Бородина. Не вошли в него только некоторые варианты романсов, а также сочинения для нескольких голосов. В основу издания положены автографы композитора и первые издания, самим Бородиным прокорректированные.
1. Что ты рано, зоренька . Запись русской народной песни с набросками гармонизации Бородина. В основе автограф.4-181, написанный чернилами и карандашом. Хранится в архиве Н. Ф. Финдейзена в Ленинграде за № 21. (Весь архив Финдейзена в настоящее время передан в рукописное отделение Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, которую в дальнейшем мы будем сокращенно именовать «Публичная библиотека».) Автограф очень черновой, и расшифровка его может быть разная.
2. Красавица-рыбачка . Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано на слова Г. Гейне. Посвящен Адел. Сергеевне Шашиной. По словам М. Р. Щиглева, романс этот сочинен Бородиным на четвертом курсе Медико-хирургической академии, т. е. в 1854-1855 годах. В основе настоящего издания - автограф № 217, написан чернилами, хранится в библиотеке Эрмитажа в Ленинграде за № 34. Романс издается впервые.
3. Разлюбила красна-девица. «Затуманились все радости» . Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и предыдущий романс ffi 2. Точную дату нам установить не удалось. В основе издания - автограф ЛБ 200, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за AS 17. Романс издается впервые.
4. Слушайте, подруженьки, песенку мою . Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и романс № 2. Точную дату записи нам установить не удалось. В основе издания - автограф 218, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за Jft 35. Романс издается впервые.
4. Слушайте, подруженьки, песенку мою. Автор текста неизвестен. Романс для голоса с сопровождением виолончели и фортепиано. Сочинен Бородиным вероятно в те же годы, что и романс № 2. Точную дату записи нам установить не удалось. В основе издания - автограф Я 218, написан чернилами, хранится в Эрмитаже за 35. Романс издается впервые.
5. Спящая княжна. «Спит, спит в лесу глухом» . Сказка для голоса с фортепиано на слова А. Бородина. Посвящается Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Сочинена в 1867 году. Впервые издана у П. И. Юргепсона в Москве в 1870 г. Переиздана той же фирмой в 1885 и в 1904 годах (новое издание) с французским переводом Гранмузена. Вошла в томовое издание романсов и песен Бородина в издании той же фирмы с французским переводом; существует в новом издании 1900 года с немецким и английским текстами. Издана также в Лейпциге фирмой Вильд с немецким, английским, французским и русским текстами. Была также издана фирмой Шуберт в Гамбурге. Сказка эта имеется в оркестровке Н. А. Римского-Корсакова, издана Юргенсоном в 1904 году в партитуре и голосах.
В основу настоящего изданий положено издание 1870 года и два автографа: № 50, написан чернилами, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова (Публичная библиотека, за /в 92) и в библиотеке Московской государственной консерватории за.V- 103.
6. Морская царевна. «Приди ко мне Ночной порой» . Романс на слова А. Бородина. Посвящается Александре Егоровне Маковской. Сочинен летом 1868 года в Маковницах, Тверской губернии, Кашинского уезда. Издан в 1873 году фирмой В. В. Бессель в Петербурге. Переиздан там жо в 1885 году с французским переводом К. Гранмузен и в Париже в издательстве А. Ледюк (в издательстве которого существует инструментовка этого романса, сделанная П. Каролус-Дюран). Имеется также в инструментовке Ю.Сахновского (исполнялась 17 мая 1911 года в Сокольническом концерте в Москве но рукописи).
В основу настоящего издания положено издание 1873 года и два автографа: Я 29, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за А5 66 и автограф 83, написан чернилами, находится в частных руках.
7. Отравой полны мои песни. Романс на слова Г.Гейне (в переводе А.Бородина). Посвящается Цезарю Антоновичу Кюи. Сочинен в 1868 году. Издан у Юргенсона в 1870 году. Переиздан им же в 1885 году с французским текстом П. Коллина, вошел в томовое издание романсов и песен А. Бородина. Существует в издании с немецким и английским переводами; появился в 1904 году в новом, вновь гравированном издании с русским и французским текстами. Имеется также в издании фирмы Леонард и фирмы Шуберт в Гамбурге.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и автограф № 88, написан чернилами, хранится в Московской государственной консерватории.
8. Песня тёмного леса. «Тёмный лес шумел» . Романс на слова А. Бородина. Назывался также композитором «Песнь о темном лесе» и «Старая песня». Посвящается Людмиле Ивановне Хлестаковой. Сочинен в 1868 году. Издан у Бесселя в 1873 году. Существует в переложении А. К. Глазунова для мужского хора с оркестром (1892-1893 гг.) и издан в таком переложении у Бесселя в партитуре, голосах и клавире с пением. Песня эта использована композитором в народной сцене первого действия оперы «Князь Игорь» - агитационная речь князя Галицкого (не вошла в печатное издание оперы).
В основу настоящего издания положено издание 1873 года и автографы: М- 31, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Л5 6г; автограф /6 84, написан чернилами, находится в частных руках, и автограф 16 108, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Мб, 2г.

9. Фальшивая нота. «Она всё в любви уверяла» . Романс на слова А. Бородина. Посвящается Модесту Петровичу Мусоргскому. Сочинен в 1868 году. Издан у Юргенсона в 1870 году. Переиздан там же в 1885 году с французским переводом Мерси д’Аржанто. Вошел в томовое издание романсов и песен Бородина с тем же французским переводом. Существует в издании с немецким и английским текстами. Новое издание 1904 года с русским и французским текстами. Был также издан у Шуберта в Гамбурге.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и два автографа: автограф Л 87, написан чернилами, хранится в библиотеке Московской государственной консерватории, и автограф Л& 28, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за АБ 6 а.
10. Морс. «Море бурно шумит» . Баллада для тенора с сопровождением фортепиано на слова А. Бородина. Сочинена в феврале 1870 года в Петербурге. Посвящается Владимиру Васильевичу Стасову. Издана у Юргенсона в 1870 году. Переиздана там же в 1885 году с французским переводом П. Коллина; вошла в томовое издание романсов и несен А. Бородина фирмы Юргенсон с тем же французским переводом. Существует в издании 1903 года с немецким и английским текстами. Издана также в Лейпциге фирмой Вильд с немецким, английским, французским и русским текстами. Оркестрована автором летом 1884 года. Авторская оркестровка не издана. Существует в оркестровке Н. А. Римского-Корсакова, издана в 1906 году в партитуре и голосах.
В основу настоящего издания положено издание 1870 года и шесть автографов (в настоящем сборнике издано только последнее авторское изложение этого произведения; их имеется три изложения): автограф А5 30, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за J6 6в; автограф № 46 - отрывок оркестровой партитуры, написан карандашом, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за А5 88; автограф X 47 -начало переложения оркестровой рартитуры, написан чернилами, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за № 89; автограф М’ 51 - очень черновые наброски (карандашом и чернилами) фрагментов романса, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за JG 93; автограф /6 86, написан чернилами, хранится в библиотеке Московской государственной консерватории; автограф J6 223 - копия с поправками Бородина, относящимися главным образом к французскому переводу текста.
11. Из слёз моих выросло много . Романс на слова Г.Гейне, в переводе А. Бородина. Посвящается Марии Семеновне Ступишиной. Написан в начале 70-х годов. Впервые издан у Бесселя в 1873 году. Переиздан там же в 1885 году с французским переводом П. Коллина и в Париже у А. Ледюк. В издательстве последнего существует в инструментовке П. Каролус-Дюрана.
В основу настоящего издания положено печатное издание 1873 года и автограф Де 85, написан чернилами, хранится в музее имени П. И. Чайковского в Клину.
12. Спесь. «Ходит Спесь надуваючись». Текст А.Толстого. Романс посвящается Анне Александровне Бнчуриной, Сочинен в 80-х годах . Издан, как посмертное сочинение, в 1890 году фирмой Беляева в Петербурге. Существует в издании 1910 года с русским и французским текстами (Р. Даркура).
В основу настоящего издания положены автографы, причем в настоящий сборник вошло только второе изложение этого романса: автограф J6 44, написан чернилами, хранится в собрании Беляева, ныне в Публичной библиотеке; автограф Ш 52 - черновой набросок романса, написан карандашом, хранится в архиве Н. А. Римского-Корсакова за Дк 94; автограф ЛБ 159 - копия с поправками Бородина, хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за >£ 15.
13. Для берегов отчизны дальной. Текст А.Пушкина. Романс посвящается Екатерине Сергеевне Бородиной. Написан в 1881 году под впечатлением смерти М. П. Мусоргского. Издан у Беляева, как посмертное сочинение, с французским и немецким переводами. Издан также той же фирмой в 1912 году в обработке и инструментовке А. К. Глазунова, переложение этой арранжировки для голоса с фортепиано сделано А. Зилоти.
В основу настоящего издания положен автограф As 110, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за X 12.
14. У людей-то в дому. Для пения с сопровождением оркестра или фортепиано, на слова Н. Некрасова. Посвящается Дарье Михайловне Леоновой. Романс этот, в шутку называвшийся автором «Таракан», сочинен в начале 80-х годов, вероятно в 1882 году. Посмертное издание у Беляева в 1890 году в партитуре, голосах и клавире с пением в переложении Г. Дютша с французским переводом ТЛ. Серженуа.
В основу настоящего издания положены следующие автографы: автограф №36 - оркестровая партитура романса, написан чернилами, хранится в Публичной библиотеке за Л?10; автограф J6131
- черновые наброски фрагментов романса, хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за Дг 52; автограф № 233 - заключительные такты оркестровой партитуры ооманса, хранится в Публичной библиотеке вместе с автографом № 36.
15. Чудный сад. Романс для голоса с фортепиано. Написан в 1885 году на слова бельгийского поэта С. С. и посвящен Мерси д’Аржанто. Впервые издан только на французском языке (Septain) в 1885 году в Льеже (Бельгия) у Мореля. С русским текстом (перевод А. Бородина?) романс этот появился в издании Бесселя в 1887 году. В 1911 году романс появился в новом издании с русским, французским и немецким переводами в февральском приложении (VI) к «Музыкальному Обозрению» за 1887 год.
В основу настоящего издания положен автограф № 132 - черновые наброски с полным французским текстом и эскизы сопровождения. Хранится в библиотеке Ленинградской государственной консерватории за 52.
16. Арабская мелодия. «Не беги от меня» . Слова А. Бородина.

Творчество А.П. Бородина позволяет охватить единым взглядом отличительные качества его натуры и кардинальные тенденции его творческого мышления. Это богатырская сила духа, желание с предельной объективностью высветить буквально в каждом сочинении все грани центрального художественного образа, словно бы окружая его кольцом музыкально-поэтических метафор, стремление подняться над конкретностью событий и обозреть их как бы с высоты птичьего полета, а также – весьма ценимое еще в старину искусство подлинно эпического повествования – умение в процессе неторопливого рассказа властно вести за собой слушателей, следуя вместе с ними от корней народной традиции через ствол главной мысли автора к ветвям, сучьям и листьям грандиозного древа песен .

А.П. Бородин – неповторимо своеобразный композитор, во многом продолжатель традиций М.И. Глинки. Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В. Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстью, нежностью и красотой» .

Александр Порфирьевич Бородин создал не так много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность . Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина. Здесь он выступает как новатор, создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Все музыкально – выразительные средства используются гармонично и подчинены строгой логике развития .



Его композиторским наследием можно считать две симфонии и симфоническая картина «В Средней Азии», около 16 романсов, два струнных квартета, «Маленькая сюита» для фортепиано, а также опера «Князь Игорь», так и не завершенная. Однако все, что им создано, несет в себе тот знак самобытности, которым в искусстве отмечены только гении. Круг тем музыки Бородина простирается от «богатырских» образов до тонкой интимной лирики. Но все же ключевыми для постижения его музыки являются понятия «русский народ» и «русская история». В художественном мышлении композитора сплелись чуть отстраненный научный взгляд на историческое прошлое с глубоким пониманием героического русского национального характера.

Сущность стиля А.П. Бородина определяется категорией «музыкальный эпос». Музыковеды не случайно сравнивают композитора с певцом – сказителем Киевской Руси Баяном. Так же, как в древнерусских былинах, в его музыке воплощается мысль о богатырской мощи русского народа. С эпическим сказителем композитора роднит поразительное умение неторопливо и подробно осветить «дела давно минувших дней», рассказать о событиях прошлого объективно и ярко художественно .

Бородин как композитор быстро развивался. Уже в ранних камерных сочинениях угадывалась его самобытность. Общение с композиторами «Могучей кучки», которые особое внимание в своем творчестве уделяли развитию русской национальной музыки, посещение концертов Бесплатной музыкальной школы совершили переворот в художественном сознании молодого композитора. С малых лет он жил в Петербурге, где были все условия для приобщения к западноевропейской культуре. Теперь же он ощутил свое родство с народным творчеством, а результатом стало его умение воссоздать интонации русской песни с замечательной подлинностью. Соединение европейской элегантности музыкального письма с естественностью песенного стиля народной музыки, как русской, так и восточной, отличало творчество А.П. Бородина от его современников .

Особая, внутренне необычайно насыщенная область выражения музыкального гения А.П. Бородина – его камерно-вокальное творчество. Как и все «кучкисты», А.П. Бородин любил писать романсы. Некоторые сочинены на собственные слова композитора . Всего А.П. Бородиным было написано 18 романсов и песен на тексты А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.Н. Толстого, Г. Гейне. Большинство лучших произведений создано в 1867 – 1868 годах. Тогда родились романсы и песни «Спящая княжна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Песня темного леса».

Среди эпических романсов выделяется «Спящая княжна», написанная композитором на собственный текст. Самим автором «Спящая княжна» названа «сказкой» и посвящена Римскому – Корсакову. В нем выведены традиционные для народных сказок персонажи – спящая красавица и богатырь – освободитель, побеждающий злые чары. Эта сказка аллегорична: в центральном персонаже угадывается образ России, ждущей пробуждения . «Спящая княжна» - сочинение смелое и вдохновенное, в новой, оригинальной манере письма. Достаточно услышать «повисшие» секунды, которые повторяются, подчеркивая ритмическое раскачивание колыбельной и создавая картину зачарованного волшебного сна. Гармоническая красочность, подобная найденной в этом романсе, впоследствии возникнет у французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

«Песню темного леса» А.П. Бородин назвал старой песней. Романс близок песне – сказанию, эпическому сказу о богатырской сильной волюшке. Суровым характером, мужественным звучанием голоса и фортепиано, а также изменчивостью размера «Песня темного леса» сродни былинам. Композитор отказывается от привычного для европейской музыки деления на такты, заменяя его свободным чередованием пяти, трех, четырех, шести долей в такте, присущим былинам и народным русским песням.

Замечательны не только эпические романсы Бородина, но и его лирика, особенно на стихи Г. Гейне и А.С. Пушкина. Пушкинская элегия «Для берегов отчизны дальной» принадлежит к числу шедевров русской вокальной лирики. Романс посвящен жене композитора Е.С. Бородиной, но написан под впечатлением смерти М.П. Мусоргского. В скорбной и возвышенной музыке воплощены страстное признание в любви, щемящая боль утраты, горечь прощания . Среди юмористических вокальных зарисовок наибольшей популярностью пользуется романс «Спесь» (слова А.К. Толстого). Эта жанрово – бытовая сценка полна юмора. Она заставляет вспомнить комические персонажи «Князя Игоря», декламационные сатирические монологи А.С. Даргомыжского и песни М.П. Мусоргского.

Если романсы Бородин создавал довольно быстро, то работа над крупными сочинениями растягивалась на долгие годы, а иногда и десятилетия. Бородин работал над произведениями очень тщательно, кропотливо, как истинный ученый. Он сочинял много вариантов, отбирал лучшее. Но главная причина долгой работы была, по-видимому, в том, что он разрывался между музыкой, химией и общественной деятельностью и в довершение всего не имел хорошо налаженного быта .

Вот как описывал жизнь А.П. Бородина Н.А. Римский – Корсаков: «Всякий входил к нему в какое угодно время, отрывая его от обеда или чая, и милейший Бородин вставал, не доевши и не допивши, выслушивал всякие просьбы и жалобы, обещая хлопотать. Не считая воспитанниц, которые в их доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. Частенько оказывалось, что играть на фортепиано нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит» .

Заслуги А.П. Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с П.И. Чайковским – создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе с В.В. Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

А.П. Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» – единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). В.В. Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако А.П. Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели» .

Отличительные черты эпического симфонизма А.П. Бородина:

· отсутствие конфликта между темами сонатной формы;

· вместо конфронтации – их контрастное сопоставление;

· опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;

· преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии – над мотивной разработкой;

· постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;

· перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);

· конечная цель развития – синтез контрастного материала.

Самым выдающимся симфоническим сочинением А.П. Бородина является Вторая симфония («Богатырская»), ставшая классическим образцом эпического симфонизма. Симфония создавалась параллельно с «Князем Игорем» (1869-1876), и их образы тесно взаимосвязаны. Свое название «Богатырская» симфония получила с легкой руки В.В. Стасова, М.П. Мусоргский же называл ее «героической славянской».

Симфонию с ее удивительной конкретностью музыкальных образов можно отнести к сочинениям со скрытой программой. Относительно содержания предполагаемой программы у музыковедов нет единого мнения. Известны слова В.В. Стасова, утверждавшего: «Сам Бородин мне рассказывал, что в adagio он желал нарисовать фигуру "Баяна", в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Однако Б.В. Асафьев усомнился в правдивости этих слов: его смутила слишком большая степень конкретности программы. Музыковед предлагал не принимать ее за догму и рассматривать симфонию в более широком содержательном контексте. Думается, что прав современный исследователь, полагая, что «бородинская музыка воссоздает прежде всего образ исполинской силы, когда в чередовании разнохарактерных тем – напряженно-могучих или прихотливо-нежных, предельно лаконичных или намеренно растянутых – сталкиваются, перекрещиваются и проникают друг в друга миры Руси и Востока» .

В камерно – инструментальном наследии А.П. Бородина выделяется прекрасный чарующий своей лирической образностью Второй квартет (ре мажор). Он написан в 1880 – 1881 гг. и посвящен жене композитора – Е.С. Бородиной. Многообразные чувства, переданные в музыке, относятся к кругу достаточно субъективных переживаний мастера. В квартете заметно влияние лирико-психологического симфонизма, что выражается в цельности драматической концепции сочинения. Внутренние лирические состояния воплощаются в разнохарактерных по природе, но подчеркнуто родственных интонациях, среди которых и городской романс, и бытовой танец, и неожиданные пряные «восточные» обороты, и реминисценции bel canto.

Многогранное искусство Бородина, его музыкальный эпос выросли на почве многовековых духовных традиций русской культуры. Композитор воплотил нравственные заветы предков, переосмыслив их в духе времени силой своего выдающегося таланта и научного интеллекта .

Таким образом, на основе характеристики творчества А.П. Бородина, можно сказать, что произведения композитора написаны в различных жанрах. Это оперы, симфонии, симфоническая картина, квартеты, романсы, фортепианные пьесы. Тематика произведений – величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса.

Главные качества А.П. Бородина, как композитора – великая сила и ширина музыки, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с красотой и нежностью. К этим качествам можно добавить сочный и незлобливый юмор. Любимые герои А.П. Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели или русские богатыри. Лирика А.П. Бородина воплощает возвышенные и цельные чувства, отличается жизнеутверждающим характером. Немалое место в творчестве занимают картины природы. Мелодический и гармонический язык А.П. Бородина отличается исключительной свежестью, прежде всего благодаря ладовому своеобразию.

Рекомендуем почитать

Наверх