© Министерство иностранных дел Российской Федерации. Сообщение посольства кндр в рф То есть не по линии министерств иностранных дел

Инженерные системы 17.03.2024

fix

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С КНДР

12 октября 1948 г. СССР первым установил с КНДР дипломатические отношения. Северная Корея официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника бывшего СССР. 9 февраля 2000 г. в Пхеньяне заключен новый межгосударственн ый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Правовую основу российско-северо корейских отношений составляют также Пхеньянская (2000 г.) и Московская декларации (2001 г.), подписанные в ходе визитов Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНДР и Председателя ГКО КНДР Ким Чен Ира в Россию.

Россия и КНДР поддерживают политический диалог на высшем и высоком уровне, развиваются контакты и обмены между различными ведомствами двух стран, межпарламентские связи.

24 августа 2011 г. в Улан-Удэ состоялись переговоры Д.А.Медведева с Ким Чен Иром, в ходе которых обсуждался широкий круг вопросов двусторонних отношений, а также региональная проблематика, включая ситуацию вокруг урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова. В повестку дня были также включены вопросы реализации трехсторонних (Российская Федерация – Республика Корея – КНДР) проектов экономического сотрудничества – соединения корейских железных дорог с Транссибом, строительства линии электропередач и прокладки газопровода из Российской Федерации в Республику Корея по территории КНДР.

Кончина Ким Чен Ира (19 декабря 2011 г.) и ускоренная передача властных полномочий Ким Чен Ыну изначально не оказывали существенного влияния на общий вектор развития двусторонних отношений. В ходе состоявшегося обмена телеграммами Ким Чен Ын заверил российское руководство в том, что преемственность политики КНДР на российском направлении будет сохранена.

Однако северокорейские ракетно-ядерные эксперименты, осуществленные вопреки требованиям мирового сообщества в конце 2012 - начале 2013 гг., не могли не оказать негативного влияния на динамику развития наших отношений. Россия поддержала соответствующую резолюцию Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 года, которая еще более ужесточила санкции, нацеленные на прекращение реализуемых Пхеньяном программ в этой области. Многие намечавшиеся двусторонние мероприятия и контакты были отменены. В частности, на более поздние сроки было перенесено проведение заседания Межправкомиссии.

Вместе с тем были продолжены усилия по поиску путей снижения напряженности на полуострове, скорейшего возобновления шестисторонних переговоров по урегулированию ЯПКП. В 2013 г. состоялся обмен поздравительными телеграммами на высшем уровне по случаю дня Освобождения Кореи (15 августа), В.В.Путин направил Ким Чен Ыну телеграмму по случаю 65-летия образования КНДР (9 сентября), наши министры поздравили друг друга с 65-летием установления дипотношений (12 октября). 4 июля 2013 г. в Москве состоялись консультации Первого заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова и заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова с Первым заместителем Министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гваном.

5-10 февраля с.г. в Российской Федерации побывал Председатель Президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ён Нам, принявший участие в церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр. 7 февраля в Сочи у него состоялся краткий протокольный контакт с В.В.Путиным. Были также проведены переговоры с В.И.Матвиенко.

В ходе визита в Пхеньян Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова 21-22 марта с.г. были предметно обсуждены вопросы двустороннего торгово-экономич еского сотрудничества.

25-27 марта состоялась поездка в Пхеньян Министра по развитию Дальнего Востока А.С.Галушки в качестве сопредседателя российско-северо корейской Межправительстве нной комиссии по торгово-экономич ескому и научно-техническ ому сотрудничеству, в ходе которой в конструктивном ключе прошел обмен мнениями о дальнейшем совершенствовани и механизмов межгосударственн ого взаимодействия в торгово-экономич еской и научной отраслях.

28-30 апреля состоялся визит в КНДР Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнева. Глава российской делегации имел встречи с Председателем Президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ён Намом, Председателем Кабинета министров КНДР Пак Пон Дю, заместителем Председателя Кабинета министров, Председателем Госплана КНДР Ро Ду Чером.

Продолжается совершенствовани е договорно-правов ой базы двусторонних отношений – подписаны Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов, Договор о режиме государственной границы, Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным СССР, План обменов между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел КНДР на 2013-2014 гг. и ряд других протоколов и договоров. Готовятся к подписанию Соглашение о приеме и передаче лиц, нарушивших законодательство сторон о въезде, выезде и пребывании иностранных граждан, Соглашение о правовой помощи по уголовным делам.

Россия является одним из традиционных торгово-экономич еских партнеров КНДР. Международные санкции, а также введенные некоторыми странами односторонние ограничения серьезно осложняют развитие наших экономических связей. Тем не менее, объем российско-северо корейского товарооборота в 2013 году увеличился на 64,2% по сравнению с 2012 годом и составил 112,7 млн. долларов США, в т.ч. российский экспорт в КНДР - 103,4 млн. долл. (увеличение на 77,0%), импорт из КНДР - 9,3 млн. долл. (сокращение на 9,1%).

Единственным реализуемым на практике двусторонним инвестиционным проектом на данном этапе является реконструкция железнодорожного участка Хасан-Раджин (практически завершена) и третьего причала порта Раджин (планируется завершить к середине 2014 г.), осуществляемые ОАО «РЖД» в интересах создания крупного перегрузочного терминала.

Россия продолжает оказывать КНДР гуманитарное содействие – в 2013-2014 году по линии международных организаций в КНДР поставлены витаминизированн ая пшеничная мука, 50 пожарных машин, и, а также комплекты медицинского оборудования и лекарства. Кроме того, существенная помощь идет и по двусторонней линии.

Несколько активизировались контакты по линии общественных организаций, обществ дружбы, высших учебных заведений. Возобновились гастроли российских творческих коллективов в КНДР – по случаю 65-летия установления дипломатических отношений между двумя странами в октябре 2013 года в Пхеньяне выступал «Оркестр 21 века» под руководством народного артиста России П.Б.Овсянникова. В апреле с.г. в КНДР в фестивале «Апрельская весна» принял участие Ансамбль внутренних войск МВД России под руководством народного артиста России В.П.Елисеева.

fix

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Площадь - 122,8 тыс. кв. км, или 55% территории всей Кореи. На севере граничит с КНР (1360 км) и Российской Федерацией (39,1 км, в т.ч. по реке Туманган – 16,9 км, по морю - 22,2 км). Население – около 24,5 млн. человек. Столица - Пхеньян (с пригородами – 2,6 млн. жителей).

Административно КНДР состоит из девяти провинций, двух городов с особым статусом – Нампхо и Расона, уездов и деревень. Особым административным статусом обладают Расонская торгово-экономическая, Кэсонская промышленная и Кымганская туристическая зоны.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

КНДР - социалистическое государство.

Высшим руководящим органом страны объявлен Государственный комитет обороны КНДР. Его Первый председатель - Ким Чен Ын - является «высшим должностным лицом», верховным главнокомандующим Корейской народной армии (КНА).

Согласно Конституции, высший законодательный орган - однопалатное Верховное народное собрание (ВНС) КНДР, избираемое на пять лет. В период между сессиями его работой руководит Президиум ВНС. Последние выборы в ВНС проведены в марте 2014 года. Председатель Президиума ВНС - Ким Ён Нам (представляет КНДР во внешних связях), Председатель ВНС - Цой Тхэ Бок.

Высшим административно-исполнительным органом власти является Кабинет министров. Председатель Кабинета министров – Пак Пон Дю.

Местные органы власти - провинциальные, городские, уездные народные собрания избираются сроком на четыре года. В период между сессиями власть на местах осуществляют народные комитеты.

Особую роль в северокорейском обществе играет Трудовая партия Кореи (Первый секретарь ТПК - Ким Чен Ын), которая насчитывает около 4 млн. членов и кандидатов в члены.

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

КНДР проводит курс «опоры на собственные силы» в экономике, ориентируясь на жесткую административно-командную систему. Положение в народном хозяйстве страны, переживающей глубокий системный социально-экономический кризис, остается сложным.

В 2013 году на мартовском пленуме ЦК ТПК было принято решение о проведении нового стратегического курса "пенчжин", суть которого сводится к параллельному экономическому строительству и наращиванию "сил ядерного сдерживания".

КНДР крайне милитаризирована. Численность КНА составляет около 850 тыс. человек. Около 15% бюджета тратится на оборону.

4. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КНДР поддерживает дипломатические отношения со 166 странами, а также с Евросоюзом и АСЕАН, является членом более 250 международных организаций.

КНДР вступила в ООН одновременно с Республикой Корея в 1991 году.

В основе внешнеполитической доктрины Пхеньяна лежат идеи «самостоятельности» и «самобытности», противопоставляемые глобализации и открытости в мировой политике и экономике. В международных отношениях КНДР отстаивает принцип государственного суверенитета, выступает против любых действий, направленных на оказание силового давления и вмешательство во внутренние дела независимых государств.

КНДР осуществляет свою внешнеполитическую деятельность в условиях санкций, введенных в соответствии с резолюциями СБ ООН (№№1718, 1874, 2087, 2094, 2270), осуждающими северокорейскую ракетно-ядерную программу.

5. МЕЖКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КНДР и Республика Корея провозглашены соответственно 9 сентября и 15 августа 1948 года после провала попыток воссоздать единое корейское государство. По Соглашению о перемирии, подписанному 27 июля 1953 года по итогам войны 1950-1953 годов, Северную и Южную Корею разделяет военно-демаркационная линия, по обе стороны которой проходит демилитаризированная зона общей шириной 4 километра.

В июле 1972 года подписано Совместное заявление Севера и Юга, в котором зафиксированы основные принципы объединения - самостоятельно, без опоры на внешние силы; мирным путем; на основе «великой национальной консолидации».

В 1991 году КНДР и РК заключили Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах, в 1992 году приняли Совместную декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова.

За всю историю отношений состоялись два межкорейских саммита. Оба прошли в Пхеньяне: 13-15 июня 2000 года между бывшим руководителем КНДР Ким Чен Иром и тогдашним президентом РК Ким Дэ Джуном и 2-4 октября 2007 года между Ким Чен Иром и бывшим в то время президентом РК Но Му Хёном.

Проведенные в 2016 году в КНДР ядерное испытание и пуск ракеты-носителя осложнили перспективы нормализации межкорейских отношений и стали поводом для наращивания военной активности США и РК в Северо-Восточной Азии.

6. РОССИЙСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Северная Корея официально признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника бывшего СССР. 9 февраля 2000 г. в Пхеньяне был заключен новый межгосударственный Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Правовую основу российско-северокорейских отношений составляют также Пхеньянская (2000 г.) и Московская (2011 г.) декларации, подписанные в ходе визитов Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНДР и Председателя ГКО КНДР Ким Чен Ира в Россию.

Россия и КНДР поддерживают политический диалог на высшем и высоком уровнях; развивают контакты и обмены между различными ведомствами двух стран, межпарламентские связи.

Северокорейские ракетно-ядерные эксперименты, осуществленные вопреки требованиям мирового сообщества, оказали негативное влияние на динамику развития двусторонних отношений. Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности ООН №2270 от 2 марта 2016 г., которая еще более ужесточила санкции, нацеленные на прекращение реализуемых Пхеньяном ракетно-ядерных программ.

Вместе с тем были продолжены усилия по поиску путей снижения напряженности на полуострове, скорейшего возобновления шестисторонних переговоров по урегулированию ЯПКП.

Продолжается совершенствование договорно-правовой базы двусторонних отношений: подписаны Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулированного промысла морских ресурсов, Договор о режиме государственной границы, Соглашение об урегулировании задолженности КНДР перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным СССР, Соглашение о приеме и передаче лиц, нарушивших законодательство о въезде, выезде и пребывании иностранных граждан, Соглашение о правовой помощи по уголовным делам и ряд других документов.

Объем российско-северокорейского товарооборота остается невысоким и в 2014 году составил 92,3 млн. долларов США.

Единственным получившим практическое воплощение двусторонним инвестиционным проектом является реконструкция железнодорожного участка Хасан-Раджин и пирса в порту Раджин.

Россия продолжает оказывать КНДР гуманитарное содействие по линии международных организаций, а также по двусторонним каналам.

Развиваются контакты по линии общественных организаций, обществ дружбы, высших учебных заведений.

Александр Мацегора рассказал о трудностях в российско-северокорейском сотрудничестве в условиях санкций

Посол РФ в КНДР Александр Мацегора

Москва. 18 июля. сайт - О том, как долго продлится наметившаяся денуклеаризация Корейского полуострова, о роли в этом процессе России, о трудностях в российско-северокорейском сотрудничестве в условиях санкций, о судьбе совместных с участием России и двух Корей экономических проектах рассказал в интервью "Интерфаксу" посол РФ в КНДР Александр Мацегора.

Александр Иванович, началась ли уже практическая подготовка к российско-северокорейскому саммиту, есть ли какая-то ясность по поводу того, где и когда он будет проводиться, и возможно ли, что саммит состоится не в России, а в КНДР?

Что касается российско-северокорейской встречи на высшем уровне, я хотел бы вас отослать к заявлению на этот счёт пресс-секретаря Президента Д.С. Пескова. В крайнем случае, можно обратиться к пресс-релизу ЦТАК по итогам встречи Сергея Викторовича Лаврова с руководителем КНДР Ким Чен Ыном. Там было сказано следующее: стороны договорились о проведении встречи на высшем уровне. Добавить к этому пока нечего.

Официальные лица в США заявляют, что полной денуклеаризации в Северной Корее можно добиться за один год. Насколько реалистичны эти прогнозы, каковы наши расчеты, и можно ли говорить, что этот процесс уже запущен, или пока это все находится на уровне декларации и до какого-то реального прогресса еще далеко?

Процесс денуклеаризации КНДР невозможно оторвать от решения второй части проблемы - предоставления Пхеньяну гарантий отказа США от враждебности по отношению к республике. Это именно то, что северокорейцы указывают в своих официальных документах, в том числе по итогам встречи Трампа с Ким Чен Ыном.

То есть они говорят не только о гарантиях военной безопасности. Гарантии отказа от враждебности - это гораздо более широкое понятие.

Так вот, если президент США гарантирует такой отказ от враждебности, а северокорейский лидер поверит в это, с учетом того, что корейцы по призыву своего руководителя готовы на любые трудовые подвиги (вспомним, как они практически мгновенно разрушили ядерный полигон Пхунгери), Пхеньян может очень быстро зачистить свою ядерную площадку. Главное, чтобы было такое доверие. Впрочем, есть и другие вопросы. Например, финансовые ресурсы.

Северокорейская денуклеаризация будет стоить огромных денег. Приведу один пример. В 2008 году в рамках шестисторонних процесса был согласован в качестве одного из первых шагов вывод из строя башни охлаждения ядерного реактора в Йонбене. Так вот, подготовка проекта ее демонтажа и сам подрыв стоили 2,5 млн. долл., которые американцы заплатили из своего кармана. Сейчас корейцы за свой счет провели расчёты и уничтожили полигон Пхунгери, и я очень сомневаюсь, что они и дальше все будут делать за свой счёт. Ведь речь идет о десятках ядерных объектов. США наверняка захотят до основания разрушить урановые рудники, предприятия, инфраструктуру, научные лаборатории и пр. Это все стоит больших денег и, конечно, потребует экспертной проверки и времени.

Задача архисложная, но то, что американцы разговаривают с корейцами на эту тему, что с руководством КНДР на эту тему говорят президент и госсекретарь США, уже само по себе огромное продвижение вперед. Вашингтон не угрожает, не стягивает эскадры и эскадрильи к Корейскому полуострову, а ищет переговорный вариант урегулирования - это можно только приветствовать.

На данный момент есть какое-то представление, кто мог бы взять на себя это финансовое бремя и обсуждается этот вопрос вообще?

В целом, судя по тому, что заявили корейцы по итогам визита госсекретаря США Помпео в Пхеньян, наши американские коллеги в этот раз не были готовы обсуждать такие детали, в том числе то, что они могут дать взамен. Корейцы сокрушаются, что рассчитывали получить от американцев предложения по созданию системы поддержания мира и безопасности мира на Корейском полуострове (это было указано в заявлении МИД КНДР по итогам визита Помпео). Но этого не произошло.

- А что северокорейцы вкладывают в понятие "отказ от враждебности"?

Они в одном абзаце это понятие ещё ни разу не расшифровали. Однако, если собрать воедино все, что ранее северокорейскими авторами, которые всегда выражают только официальную позицию, было написано на эту тему, получится довольно обширный список требований. Это подписание мирного договора, установление дипотношений с открытием посольств, вывод американских войск с территории Южной Кореи, пересмотр американо-южнокорейских соглашений в области обороны и так далее. Понятно, что весь список - это программа максимум. Каков минимум, на который они согласятся, это надо спрашивать у корейцев, однако запросная позиция у Пхеньяна очень серьезная.

Южнокорейские и американские СМИ пишут, что КНДР якобы активизировала работу на ядерном полигоне в ядерном центре в Йонбене, работает полигон по испытанию ракетных двигателей, в общем, расширяют свои предприятия по созданию баллистических ракет, и что в реальности, предполагают западные журналисты, что Пхеньян намеренно занижает данные о своем ядерном потенциале. У нас есть какая-то информация на этот счет, которая могла бы подтвердить или опровергнуть эти сообщения? И насколько, на ваш взгляд, Пхеньян действительно искренен в своем стремлении к денуклеаризации или же и американская, и северокорейская стороны ведут себя по принципу "хочешь мира - готовься к войне"?

Список северокорейских ядерных объектов однажды уже был представлен во время шестисторонних переговоров (Россия, Китай, США, Япония и две Кореи – ИФ) , и на этом списке мы в свое время и зубы, и копья поломали немало. Естественно, американцы были недовольны, им показалось, что корейцы не все объекты в него включили.

К слову, эта тема и в будущем обещает быть одной из наиболее сложных. Ведь в практическом плане разговор должен начаться с согласования списка объектов, которые подлежат уничтожению в рамках процесса денуклеаризации. Трудно избежать ситуации, при которой американцы будут считать, что тот или иной объект относится к ядерной программе, а корейцы скажут, что это сугубо гражданское предприятие. Американцы в ответ потребуют допустить их на место, чтобы удостовериться, чем является этот объект на самом деле и т.д. Мы все это уже проходили. Однако, как бы то ни было, всей этой работой придется заниматься. На Ваш вопрос об американских спутниковых данных мне ответить сложно.

Что же касается искренности Ким Чен Ына, то, судя по тому, что и как он говорил во время встречи в Сингапуре с Трампом и в ходе беседы с Лавровым в Пхеньяне – а я был непосредственным участником последней, мне показалось, что он очень искренен. Это, впрочем, мое сугубо личное мнение.

По публикациям в СМИ данных с американских спутников на фоне потепления отношений между США и КНДР, можно ли сделать вывод, что американская сторона не так открыта?

Американцы, например, в контексте российско-американских отношений, зачастую выбирают время и характер некоторых информационных вбросов с тем, чтобы решать какие-то свои внутриполитические вопросы. Я не исключаю, что и здесь мы имеем дело с аналогичным случаем. В США немало тех, кто хотел бы поставить под сомнение то, что делает Трамп на корейской площадке.

Если предположить, что американо-северокорейские контакты продвинутся, им в любом случае потребуется содействие и других сторон? Россия готова предоставить помощь в уничтожении ядерного оружия КНДР с учетом накопленного у нас опыта в этой области?

Наш президент сказал, что, если потребуется, мы готовы предоставить свои гарантии. Конечно же, все, что касается ликвидации военного ядерного потенциала КНДР, это задача, решением которой должны заниматься в первую очередь ядерные державы, "ядерная пятерка", в том числе Россия.

Мы были вовлечены в этот процесс при предыдущих попытках урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова и обязательно будем подключаться к этому процессу в будущем. Впрочем, боюсь, что пройдет еще какое-то время, прежде чем этот вопрос станет актуальным.

В отличие от США российская сторона, как и северокорейская, говорит о необходимости денуклеаризации всего Корейского полуострова. Подразумевает ли это, что ядерное оружие должно быть выведено с территории Южной Кореи, что полуостров должны покинуть американские войска? И должна ли быть связана денуклеаризация с демонтажем американской ПРО в Южной Корее и Японии?

Я хочу обратить внимание на то, что в Сингапурской декларации эта тема обозначена именно как ядерная проблема Корейского полуострова, не северокорейская ядерная проблема. Это неизменная позиция наших северокорейских коллеги и американцы в Сингапуре ее приняли. К слову, и шестисторонние переговоры были по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова.

Американцы в своё время заявили, что полностью вывели свое ядерное оружие из Южной Кореи, они утверждают, что сейчас там его нет. Эта тема также затрагивалась во время шестисторонних переговоров. Северокорейцы говорили, что, дескать, если их оппоненты все хотят проверять, то и они будут требовать проверок объектов на Юге на предмет подтверждения отсутствия там американского ядерного оружия. В логике северянам не откажешь, хотя американцы с южанами, помнится, очень нервничали. В том числе и по поводу вопросов с северной стороны о заходах в порты Республики Корея американских ядерных подводных лодок и авианосцев (Американцы не подтверждают и не опровергают наличие ядерного оружия на своих кораблях, которые заходят в порты Южной Кореи).

Так что понятие "ядерная проблема Корейского полуострова" имеет серьезный смысл и значение.

Вы упомянули проверяемый характер денуклеаризации. Из Вашингтона мы слышим формулу о том, что снятие санкций возможно только после того, когда как этот процесс обретет проверяемый необратимый характер. Как мы относимся к этой формуле, и какие шаги, на ваш взгляд, должен предпринять Пхеньян, чтобы началось постепенное снятие санкций?

Я возвращаюсь к Сингапурской декларации. Там было четыре пункта: на первом месте - нормализация двусторонних отношений между КНДР и США, на втором - создание системы поддержания мира на Корейском полуострове; на третьем - денуклеаризация; на четвертом - возврат останков американских военнопленных, погибших в ходе Корейской войны. На следующий день после того, как Ким Чен Ын вернулся в Пхеньян, в местных газетах был опубликован большой отчетный материал по итогам его визита. Там было отмечено буквально следующее: президент США Трамп согласился с тем, что действия сторон в рамках процесса денуклеаризации должны быть поэтапными и синхронными. Это означает, что в американской администрации есть понимание контрпродуктивности требований исключительно односторонних шагов со стороны КНДР, надо что-то предлагать и делать взамен. Ослабление санкций - один из возможных вариантов.

- К нам Пхеньян не обращался за содействием в снятии международных санкций?

Дело в том, что КНДР не признает санкции СБ ООН. Они считают, что эти рестрикции несправедливы и незаконны, и отказываются их признавать. Поставишь вопрос об их ослаблении или снятии - признаёшь санкции. Тут такая логика.

Как на данный момент вы можете оценить гуманитарную ситуацию в Северной Корее, нуждается ли страна в какой-то дополнительной помощи. Если да, то в какой прежде всего?

Темой гуманитарной ситуации в КНДР занимаются в первую очередь ООНовские и прочие международные и национальные гуманитарные организации.

Ситуация в этом смысле, конечно, остается в КНДР напряженной. Речь идет и о нехватке продовольствия, и о дефиците медикаментов, и других трудностях, которые испытывают в первую очередь наименее защищенные слои населения. Улучшения положения мы не фиксируем. Северной Корее остро необходима помощь.

При этом санкции, мягко говоря, не способствуют решению имеющихся проблем. Доставка, например, гуманитарных грузов, которые международные организации собирают, в том числе, кстати, за счет взносов России, сталкивается с неимоверными сложностями. Сложно финансировать оперативную деятельность работников гуманитарных агентств - банковские каналы полностью перекрыты.

На прошлой неделе в западных агентствах появились сообщения со ссылкой на источники, что американская сторона подала жалобу в комитет по санкциям СБ ООН на то, что Северная Корея нарушает нефтяное эмбарго. В этом документе фигурировало российское судно под российским флагом, которое якобы участвовало в перегрузке нефтепродуктов. Вам что-либо известно на этот счет?

В этом вопросе мне все понятно. Объясню почему. Вся поставка бензинов и дизельного топлива, которая осуществляется из России, ежемесячно нами докладывается в Комитет 1718 Совета Безопасности ООН. Речь, как правило, идет о нескольких сотнях тонн качественного российского бензина и дизельного топлива. Это, как мы понимаем, полностью удовлетворяет потребности Республики в качественном топливе. Основная же часть поступающих в КНДР нефтепродуктов - и в этом мы иногда убеждаемся на работе автопарка нашего Посольства - таких марок и сортов, которые в России не производятся. Оно гораздо дешевле, чем то, что поставляется из нашей страны.

Я не вижу смысла использования именно российского судна для того, чтобы каким-то не вполне открытым образом доставлять сюда продукцию третьих стран.

- Но по официальным каналам претензии к нам не поступали?

По официальным каналам таких подкреплённых фактами претензий в наш адрес не поступало.

В интервью нашему агентству в январе этого года вы говорили, что оцениваете на тот момент ситуацию в нашей торговле взаимной как критическую. Скажите, за эти полгода ситуация изменилась в лучшую сторону?

Нет. К сожалению, ситуация если изменилась, то в худшую сторону. Поскольку санкции действуют, почти все каналы перекрыты, наши бизнесмены не хотят рисковать, наши банки, можно сказать, шарахаются от любого упоминания КНДР.

Но я должен сказать, что во всех этих не очень радостных для меня, как посла, моментах есть один позитив: я еще раз убеждаюсь в том, что наша таможня, наши пограничники, наши финансовые контролирующие службы работают четко.

Соответствующие указы президента по вопросам отношений России с КНДР выполняются неукоснительно.

То есть получается, что те заявления, которые были сделаны во время визита главы северокорейского МИД в Москву, во время визита Сергея Викторовича в Пхеньян о том, что мы намерены активизировать, наращивать активно торгово-экономическое сотрудничество пока только на уровне деклараций, санкции не дают это реализовать?

Намерения и желания есть и у нас, и у наших корейских коллег. Есть большие хорошие наработки. Объективно у наших экономик есть взаимодополняемость - у корейцев имеется то, что нужно нам, у северян есть желание закупать очень многое из того, что есть у нас. Но, повторюсь, существуют серьёзные, труднопреодолимые проблемы, о которых я уже говорил. Сами посудите, любое судно, которое посетит северокорейский порт, потом очень долго не получит разрешения на заход в большинство портов других стран. К сожалению, условия для торговли с Пхеньяном остаются очень сложными.

И Сеул, и Пхеньян выражали готовность перезапустить трехсторонние экономические проекты с Россией. Какие из этих проектов имеют шанс на реализацию в обозримом будущем?

Я всегда говорю, что проекты трехстороннего сотрудничества имеют очень хорошую перспективу. И рано или поздно эти программы обязательно будут реализованы - просто в силу очевидной выгоды для всех участников.

Но санкции влияют и на эти направления нашего взаимодействия. За что ни возьмись, все упирается, в санкции, и не только совбезовские, но и национальные. У южан, например, по-прежнему действуют так называемые "меры 24 мая", которые вообще запрещают компаниям и гражданам РК чем бы то ни было заниматься с Северной Кореей. Поэтому все, что в Сеуле говорят о намерении продвигать трёхстороннее сотрудничество, это пока декларации, не подкреплённые практическими делами. И если санкции СБ ООН - закон, обязательный для исполнения для всех для нас, то южнокорейские меры - это то, что Сеул мог бы подправить самостоятельно, тем более с учётом начавшегося процесса межкорейского примирения.

- Выходит, что сейчас мяч на стороне Сеула?

Во всяком случае, это так по проекту поставок нашего угля в Южную Корею через северокорейский порт Раджин.

Этот проект не включен в санкции СБ ООН, и мы готовы хоть сейчас начать поставку угля через Раджин в Южную Корею.

- А северокорейцы тоже готовы?

Они, естественно, готовы. Как только наши южнокорейские коллеги ослабят свои санкции по раджинскому проекту, порт оживет, начнётся работа, будет сделан первый шаг на очень перспективном направлении трёхстороннего сотрудничества.

Заключительный вопрос касается северокорейских рабочих, которые к 2019 году в соответствии с решениями СБ ООН должны покинуть территорию РФ. Сколько рабочих-контрактников из Северной Кореи остается к настоящему времени в России?

Их численность сократилась примерно вдвое по сравнению с тем, что было до санкций (приняты в декабре 2017 года – ИФ) .

- То есть было порядка 30 тыс человек, а осталась половина?

Александр Мацегора рассказал о том, при каких условиях возможно замораживание Пхеньяном ядерных взрывов и ракетных пусков

Александр Мацегора

Москва. 30 января. сайт - Посол России в КНДР в интервью "Интерфаксу" в преддверии Дня дипломатического работника рассказал о том, при каких условиях возможно замораживание Пхеньяном ядерных взрывов и ракетных пусков, о том, как санкции сказались на сотрудничестве России и КНДР, и том, что контакт с северокорейским лидером у него пусть опосредованный, но есть.

Александр Иванович, в этом году исполняется 70 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и КНДР. Расскажите, как страны собираются отметить эту знаменательную дату, запланированы ли контакты между Москвой и Пхеньяном на высшем и высоком уровне?

70-летие наших отношений - это действительно очень важная и значимая дата, и мы, конечно же, будем ее отмечать. Предполагается, что мы согласуем с нашими корейскими коллегами некий неформальный план: может быть, он не будет подписным, но план будет. В него войдет ряд мероприятий, которые мы будем проводить в Москве, а корейцы - в Пхеньяне. Причем эти мероприятия будут проводиться как на уровне министерств иностранных дел, как я предполагаю, так и на уровне посольств. Если говорить о том, что наше посольство будет делать в Пхеньяне, то я хочу предложить нашим корейским коллегам, чтобы они дали мне возможность выступить по телевидению. Я уже выступал по корейскому телевидению в 2015 году, когда мы отмечали 70-ю годовщину победы в Великой отечественной войне, и рассчитываю, что они снова дадут мне такую возможность. Это будет, наверное, главным мероприятием по линии посольства.

Что же касается мероприятий государственного или межправительственного уровня, то этот вопрос пока находится в процессе обсуждения и согласования. Я не исключаю, что будет какой-то визит на высоком уровне. Решение на этот счет пока не принято. Видимо, будут совместные фотовыставки, посвященные юбилею установления дипотношений. Наши корейские коллеги настроены на достаточно активные мероприятия.

- Визит, вы имеете в виду, с нашей стороны в КНДР или наоборот?

Возможно, это будет обмен визитами, потому что, насколько я знаю, планировались контакты по линии парламентов на достаточно высоком уровне. Я не исключаю, что именно об этом будет идти речь.

- То есть не по линии министерств иностранных дел?

Об этом пока речь не шла. Может быть, в ближайшее время состоятся консультации на этот счет, и какая-то договоренность будет достигнута. Пока решения нет.

Находясь в Пхеньяне, на каком уровне вы поддерживаете контакты с северокорейским руководством? Вас когда-нибудь принимал лидер страны?

Я лично знаком с Ким Чен Ыном. Правда, мы познакомились с ним еще в 2010 году (Ким Чен Ын занимает пост верховного руководителя КНДР с 2011 года – ИФ) . С момента моего приезда в Пхеньян (Мацегора является послом РФ в КНДР с декабря 2014 года – ИФ) в качестве посла таких встреч "лицом к лицу" у нас не было, но опосредованные контакты были – для передачи устных или письменных посланий и т.д. А из руководства КНДР я общаюсь с Ли Су Еном - он член политбюро Центрального комитета Трудовой партии Кореи, где отвечает за внешнюю политику, и с Ли Ен Хо - министром иностранных дел. Это мои самые высокопоставленные партнеры.

Вопрос по текущей ситуации: госсекретарь США Рекс Тиллерсон отверг российскую концепцию "двойного замораживания", насколько в связи с этим велик риск, что после "олимпийского перемирия" ситуация на Корейском полуострове вновь обострится и вернется на грань военной конфронтации?

Хотя американские коллеги на словах отвергают нашу концепцию "двойного замораживания", но, по сути, "двойное замораживание" сейчас и происходит. Американцы перенесли сроки проведения своих учений, корейские коллеги, со своей стороны, воздерживаются от запусков и взрывов. По сути дела, это "двойное замораживание" в действии - нравится это кому-то или нет. И, слава Богу, что так происходит.

Что же касается риска, что после "олимпийского перемирия" ситуация может обостриться, то надо сказать, что обстановка на Корейском полуострове, к сожалению, вообще мало поддается долгосрочному прогнозированию – на это влияет множество факторов. В частности то, какие все-таки учения после Олимпиады будут проводить американцы, насколько масштабными и провокационными, по мнению северян, они будут. И очень многое зависит от того, как сейчас пройдут межкорейские мероприятия. Я думаю, что, если они пройдут успешно, и корейцы почувствуют вкус к возобновлению общения, то это будет очень серьезным фактором, удерживающим ситуацию от сползания к напряженности. Я очень надеюсь, что так оно и произойдет.

Американская сторона выражала озабоченность по поводу сохранности ядерных объектов КНДР в случае внутриполитических потрясений в этой стране. По Вашей оценке, действительно ли существует угроза внутриполитической нестабильности в КНДР, и есть ли основания опасаться за сохранность ядерных объектов, в том числе военных?

Насколько мы знаем и следим за ситуацией, абсолютно никакой опасности внутриполитической дестабилизации в стране нет. Политическая обстановка в КНДР стабильная, государство и руководство страны гарантировано держат все процессы под контролем, каких-то протестных выступлений не происходит. Не знаю, на чем основана озабоченность американцев. Каких-то угроз и опасности такого развития событий сейчас нет.

- То есть и угрозы сохранности ядерных объектов вы тоже не видите?

Если нет опасности внутриполитической нестабильности, то нет, конечно, о чем можно говорить?

Руководство КНДР заявляло, что, по сути, работа над их ракетно-ядерной программой завершена. Представляет ли угрозу для России ракетно-ядерный потенциал Северной Кореи? Есть ли признаки того, что Пхеньян остановится на этом этапе в развитии своего ракетно-ядерного потенциала или все же продолжит развитие программы, ракетные пуски и ядерные испытания?

Руководство КНДР, если быть точным, заявляло, что достигнута цель превращения страны в ракетно-ядерную державу. То есть объявления о завершении работы над программой как такового не было. Это очень важная деталь.

То, что касается угрозы для России, то корейцы неоднократно заявляли, что их ракеты на нас не нацелены, думаю, что так оно и есть на самом деле. Но сам факт наличия ракетно-ядерного оружия в КНДР, сохранение ситуации перманентной острой напряженности, американо-северокорейского и межкорейского противостояния, конечно, приводит к тому, что и Россия не чувствует себя в безопасности.

Северокорейские ядерные полигоны расположены вблизи наших границ, и роза ветров там такая, что, если, не дай Бог, будет какая-то внештатная ситуация, наша территория может пострадать. Поэтому нам, конечно, небезразлично, что там происходит. Мы обеспокоены ситуацией на Корейском полуострове - это факт.

Что же касается того, остановится ли Пхеньян на этом этапе или продолжит разработку своей программы, естественно, нам трудно судить о том, какие мысли и какие планы в голове у руководства КНДР на этот счет. Я думаю, что многое будет зависеть от того, как пойдут дела в межкорейских отношениях. Потому что в Пхеньяне понимают, что очередное ядерное испытание или ракетный пуск не то, что поставит под вопрос дальнейшее межкорейское сближение, а просто полностью его разрушит. С моей точки зрения, если это сближение будет успешным, и в Пхеньяне почувствуют, что появляются перспективы более глубокого взаимодействия, несмотря на санкции (о чем, возможно, корейцы попытаются между собой договориться), то существует серьезная вероятность того, что КНДР воздержится от новых взрывов и запусков.

То есть вы считаете, что американо-южнокорейские учения, которые хоть и были сдвинуты, но в любом случае состоятся, возможно, не станут фактором, который спровоцирует Северную Корею на новые испытания?

Конечно, северяне очень нервничают, когда эти учения проходят. Тем более, когда организаторы этих учений объявляют, что отрабатываются задачи захвата Пхеньяна, уничтожения руководства КНДР, высадки десанта на побережье КНДР, установления административного управления над провинциями Северной Кореи. Ну, кому это понравится? Конечно, северокорейцам это очень не нравится.

Но я должен сказать, что и в прошлом ведь учения проводились каждый год. И даже во время этих маневров проходили и шестисторонние, и межкорейские переговоры. Учения, естественно были сдерживающим фактором в движении навстречу друг другу северян и южан, и в целом осложняли ситуацию, но непреодолимым препятствием не являлись.

К вопросу о межкорейских контактах: поддерживает ли Россия инициативу Южной Кореи по переходу к обсуждению вопросов денуклеаризации? Готова ли Москва содействовать такому диалогу и предложить один из городов России в качестве площадки для возможных контактов?

Какие темы будут обсуждать корейцы на своих встречах - это, конечно, в первую очередь вопрос, который они между собой решают. На данный момент северяне категорически отказались включать в повестку ракетно-ядерную тему. Но, как мне представляется, они могут рассуждать трезво и понимают, что южане не могут обойтись ее обсуждения.

Другое дело, что решить эту проблему только в межкорейском формате невозможно. Северокорейцы много раз говорили, что их ядерное оружие - это ответ на угрозу со стороны США, а значит, обсуждать этот вопрос они будут в первую очередь с Вашингтоном.

Что же касается того, готовы ли мы содействовать, то скажу так: мы и в прошлые годы предлагали свою помощь, предлагали южанам и северянам наши города для организации их встреч. Хотя, проблема не в месте встречи, об этом они легко договорятся. Они могут встретиться и в Пханмунджоме, и в Сеуле, и в Пхеньяне. Но, если им вдруг захочется поехать во Владивосток, например, я думаю, что мы с огромным удовольствием такую возможность им предоставим.

- То есть этот вопрос на данный момент просто не стоит на повестке?

Пока нет. Они пока вполне успешно договариваются в Пханмунджоме, в демилитаризованной зоне.

В последнее время часто звучат с американской стороны и в западной прессе обвинения в адрес России о том, что мы каким-то образом содействуем Пхеньяну в обходе санкций в части поставок нефти, угольного эмбарго. Последние обвинения были уже непосредственно в наш адрес, что мы нарушаем положения резолюции СБ ООН. Обоснованы ли эти претензии?

Эти претензии абсолютно не обоснованы. Как посол я эту ситуацию очень хорошо знаю. Статистика поставки нефтепродуктов в Северную Корею у нас открытая, и мы каждый месяц передаем данные об объемах этих поставок в Комитет по санкциям Совета Безопасности ООН. Объемы небольшие: порядка 500-600-700 тонн качественного бензина в месяц.

Что же касается перегрузки в море, то есть нелегальной поставки, то это невыгодно просто с экономической точки зрения, не говоря уже о том, что мы привержены резолюции, и полностью ее выполняем. После введения дополнительных внутренних акцизов на российские нефтепродукты, они для корейцев стали слишком дорогими. Для таких поставок у наших экспортеров нет экономического стимула, не говоря уже о том, что они не настроены рисковать и ставить свой бизнес под угрозу.

Что касается угля, то Россия является крупнейшим экспортером этого вида сырья. Корейцы в свое время были нашими конкурентами на китайском рынке. В последние годы КНДР поставляла в Китай до 25 млн тонн угля. Представить себе, что мы начнем при наличии собственного угля с неимоверным риском вдруг продавать северокорейский уголь просто невозможно.

Я не знаю, какую цель преследуют те, кто эти слухи пытается распускать. Возможно, они просто стремятся окончательно запугать компании, которые были бы готовы сотрудничать с Северной Кореей по легальным направлениям.

А таких направлений осталось достаточно, например, нефтепродукты. Около 60 тыс. тонн можно легально поставлять в КНДР в рамках квот, которые определены Советом Безопасности. Но для того, чтобы запугать поставщиков, отвадить их от Северной Кореи, возможно, и звучат такие обвинения в наш адрес.

Много говорится о том, что Китай даже "перевыполняет" требования резолюции, а мы наоборот. То есть у нас не стоит такой задачи - максимально сократить сотрудничество с Северной Кореей, последовав призывам из Вашингтона?

Нет, конечно. У нас такой задачи нет. Все эти односторонние санкции мы считаем нелегитимными. Санкции, которые вводят американцы и другие государства в одностороннем порядке, минуя Совет Безопасности, мы считаем незаконными и нацеленными исключительно на создание дополнительных проблем для населения КНДР.

А в резолюциях указано, что они ориентированы в первую очередь на предотвращение развития ракетно-ядерных программ Северной Кореи, а не против гражданской экономики и населения. Поэтому там, где это разрешено резолюциями, мы будем сотрудничать. Например, поставлять продовольствие, если корейцы будут готовы за него заплатить, легально поставлять нефтепродукты в рамках определенных квот и так далее.

Другой санкционный аспект - это ситуация с северокорейскими рабочими. Выполнит ли Россия требование резолюции СБ ООН по прекращению использования северокорейской рабочей силы в течение 24 месяцев, и не создаст ли это проблем в двусторонних отношениях с КНДР? Готовятся ли в этой связи меры для предотвращения наплыва рабочих-нелегалов из КНДР, в частности, при возобновлении пассажиропотока по паромному маршруту Владивосток-Раджин?

Северокорейские нелегалы в России в массовых количествах - это абсолютно исключено. Во-первых, в отличие от всех других гастарбайтеров, корейцы едут к нам по линии корейских государственных компаний. Они отправляют их к нам не поодиночке, а коллективами, строительными бригадами. Представить себе, что они поедут в Россию нелегально, я попросту не могу, это невозможно, ни с какой точки зрения. Конечно же, мы будем вынуждены выполнить это решение Совета Безопасности, тем более, мы за него проголосовали, - и до конца 2019 года отправить всех рабочих из России. Хотя, честно говоря, мы таким образом создадим для них серьезные проблемы. Корейские рабочие в России трудились и зарабатывали деньги не только для своего государства, но и для своих семей. В среднем каждый кореец, работающий в России, на те деньги, которые он здесь зарабатывает, содержит свыше 10 человек своих родственников. Сейчас они возвращаются, и у них возникает вопрос, как их содержать дальше, находясь в Северной Корее. Для этих возвращающихся десятков тысяч людей надо искать работу, возникает проблема с занятостью. Но деваться некуда. Раз решение принято, мы его обязательно выполним. Это очень серьезный удар по семьям, и честно говоря, если у инициаторов этой идеи была задача создать проблемы для простых людей в КНДР, то их можно "поздравить", они эти проблемы создали.

Но при этом заявленная цель запрета на использование северокорейской рабочей силы – перекрыть один из источников финансирования ракетно-ядерной программы.

Знаете, инициаторы усиления давления на КНДР, кажется, просто вынуждают северокорейцев еще раз продемонстрировать свои ракетно-ядерные возможности и доказать, что им эти новые санкции нипочем. Урегулировать ракетно-ядерную проблему КНДР исключительно за счет экономического и военного давления невозможно.

Последний вопрос касается нашего торгово-экономического сотрудничества: на каком уровне оно находится сейчас и в каком направлении движется?

У нас торговля сейчас находится на крайне низком уровне, и на то есть совершенно объективная причина. Во-первых, полностью разрушена система легальных платежей. Невозможно заплатить деньги за корейский товар через банк, невозможно и продать наши товары корейцам, так как они не смогут свои деньги перевести в наш банк, я имею в виду доллары и евро.

Что касается судов, то, по сути дела, из-за односторонних санкций США сейчас любое судно, которое заходит в корейский порт, потом 180 дней не может зайти ни в один другой порт. Вследствие этого судовладельцы отказываются идти в КНДР. И поэтому ситуация в торговле не только, кстати, с Россией, сейчас критическая.

- Именно из-за санкций?

Именно из-за санкций. Повторюсь, если инициаторы этих санкций ставили цель создать для КНДР экономические проблемы, то они в этом преуспели. Хотя ни взрывов, ни запусков остановить не смогли. Торговля у нас сейчас ограничивается разовыми поставками, причем наши поставщики, которые все еще работают с корейцами, получают оплату в рублях. Рублевые платежи возможны, но такой товарообмен происходит в очень небольших объемах. В прошлом году, по предварительным оценкам, наша торговля составила чуть более $80 млн. В этом году, я думаю, этот объем еще более сократится.

Рекомендуем почитать

Наверх