Сообщение о многообразие и значение рыб. Многообразие рыб

Энциклопедия растений 30.06.2020
Энциклопедия растений

Хрящевые рыбы. Первые рыбы появились на нашей планете примерно 340–360 миллионов лет назад. Наиболее древние из современных рыб – хрящевые живут почти исключительно в море. Они получили свое название потому, что их скелет целиком хрящевой. Тело их покрыто особыми чешуйками. У большинства хрящевых рыб жаберные щели открываются наружу самостоятельно. Таким образом, снаружи видно с каждой стороны тела по 5–7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет. К хрящевым рыбам относятся, например, акулы – стремительные хищники моря, челюсти которых вооружены острыми кинжаловидными зубами. Крупные акулы нападают нередко и на человека.

Другая группа хрящевых рыб приспособилась к донному образу жизни. Это скаты. В связи с этим тело скатов стало сжатым в спинно-брюшном направлении и роль главного органа движения получили сильно увеличенные грудные плавники.

Костно-хрящевые, или осетровые, рыбы имеют хрящевой скелет, но у них имеются и некоторые кости. В позвоночнике осетровых на всю жизнь сохраняется хорда, которую под именем вязиги употребляют в пищу. У них есть плавательный пузырь, жаберная крышка. Некоторые осетровые (например, белуга) могут достигать нескольких метров длины. Вместо сплошного чешуйчатого покрова у них вдоль тела проходит 5 рядов крупных костных бляшек «жучек». Осетр, стерлядь, севрюга и другие рыбы этой группы питаются червями, моллюсками и другими беспозвоночными, которых отыскивают среди донного ила с помощью небольших усиков, расположенных впереди рта. Несколько месяцев в год осетровые проводят в море (например, в Азовском, Черном или Каспийском), а для икрометания входят в реки.

Двоякодышащие рыбы. В Африке, Австралии и Южной Америке живут немногие представители удивительной группы пресноводных рыб, когда-то очень многочисленных и распространенных по всему миру. Их назвали двоякодышащими по той причине, что плавательный пузырь у них играет роль легкого. Обычно они дышат, как все рыбы, но при пересыхании водоемов зарываются в ил и проводят засушливое время в спячке, дыша атмосферным воздухом. Скелет их, подобно скелету осетровых, преимущественно хрящевой, но имеет отдельные кости. Одна из двоякодышащих рыб – африканский чешуйчатник.

Кистеперые. Считали, что кистеперые рыбы вымерли за 50 – 100 миллионов лет до нашего времени. Неожиданно в 1938 году в Индийском океане, близ южной оконечности Африки, был пойман первый экземпляр латимерии, принадлежащей к кистеперым рыбам. Теперь известно уже несколько десятков экземпляров этой крупной (около 1,5 м длины) рыбы, пойманных между Мадагаскаром и Африкой. Интересно строение их грудных плавников, очень напоминающих переднюю конечность наземных позвоночных. Большинство вымерших кистеперых были пресноводными, имели дополнительное воздушное дыхание, и именно от них произошли первые наземные позвоночные.

Костистые. Наибольшего развития достигают рыбы, весь скелет которых состоит почти из одних костей. Поэтому их называют костистыми. В истории Земли они возникли сравнительно недавно, около 180 миллионов лет назад. У более древних представителей костистых на всю жизнь сохраняется связь плавательного пузыря с кишечником, а большинство плавниковых лучей мягкие. К числу этих рыб принадлежат, например, сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования для икрометания. Питаются сельди мелкими, взвешенными в воде организмами.

В наших пресных водах обитает много карповых рыб: плотва, лещ, карась, чехонь, уклейка и многие другие. Эти рыбы питаются растительным кормом и беспозвоночными. Зубы в челюстях у них развиты слабо или совсем отсутствуют. Зато в глубине глотки у них имеются особые приспособления для измельчения пищи.

Острые зубы челюстей помогают хищной щуке хватать рыб, лягушек и даже птиц. Другой крупный хищник (1–2 м длины) наших пресных вод – сом имеет челюсти, покрытые множеством небольших, очень острых зубов. В углах рта он имеет усики. Сома иногда называют «акулой пресных вод»: он нападает даже на человека.

Среди морских рыб большое промысловое значение имеют тресковые, одним из признаков которых служит непарный усик на подбородке. В наших пресных водах встречается представитель тресковых – налим.

Самые молодые рыбы в истории Земли – такие костистые, у которых плавательный пузырь во взрослом состоянии не сообщается с кишечником, а лучи в плавниках колючие. Их называют колючеперыми. К ним относятся окунь, судак, ерш и др.

Хрящевые рыбы. Первые рыбы появились на нашей планете примерно 340-360 миллионов лет назад. Наиболее древние из современных рыб - хрящевые живут почти исключительно в море. Они получили свое название потому, что их скелет целиком хрящевой. Тело их покрыто особыми чешуйками. У большинства хрящевых рыб жаберные щели открываются наружу самостоятельно. Таким образом, снаружи видно с каждой стороны тела по 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет. К хрящевым рыбам относятся, например, акулы - стремительные хищники моря, челюсти которых вооружены острыми кинжаловидными зубами. Крупные акулы нападают нередко и на человека.

Другая группа хрящевых рыб приспособилась к донному образу жизни. Это скаты. В связи с этим тело скатов стало сжатым в спинно-брюшном направлении и роль главного органа движения получили сильно увеличенные грудные плавники.

Костно-хрящевые, или осетровые, рыбы имеют хрящевой скелет, но у них имеются и некоторые кости. В позвоночнике осетровых на всю жизнь сохраняется хорда, которую под именем вязиги употребляют в пищу. У них есть плавательный пузырь, жаберная крышка. Некоторые осетровые (например, белуга) могут достигать нескольких метров длины. Вместо сплошного чешуйчатого покрова у них вдоль тела проходит 5 рядов крупных костных бляшек «жучек». Осетр, стерлядь, севрюга и другие рыбы этой группы питаются червями, моллюсками и другими беспозвоночными, которых отыскивают среди донного ила с помощью небольших усиков, расположенных впереди рта. Несколько месяцев в год осетровые проводят в море (например, в Азовском, Черном или Каспийском), а для икрометания входят в реки.

Двоякодышащие рыбы. В Африке, Австралии и Южной Америке живут немногие представители удивительной группы пресноводных рыб, когда-то очень многочисленных и распространенных по всему миру. Их назвали двоякодышащими по той причине, что плавательный пузырь у них играет роль легкого. Обычно они дышат, как все рыбы, но при пересыхании водоемов зарываются в ил и проводят засушливое время в спячке, дыша атмосферным воздухом. Скелет их, подобно скелету осетровых, преимущественно хрящевой, но имеет отдельные кости. Одна из двоякодышащих рыб - африканский чешуйчатник.

Кистеперые. Считали, что кистеперые рыбы вымерли за 50 - 100 миллионов лет до нашего времени. Неожиданно в 1938 году в Индийском океане, близ южной оконечности Африки, был пойман первый экземпляр латимерии, принадлежащей к кистеперым рыбам. Теперь известно уже несколько десятков экземпляров этой крупной (около 1,5 м длины) рыбы, пойманных между Мадагаскаром и Африкой. Интересно строение их грудных плавников, очень напоминающих переднюю конечность наземных позвоночных. Большинство вымерших кистеперых были пресноводными, имели дополнительное воздушное дыхание, и именно от них произошли первые наземные позвоночные.

Костистые. Наибольшего развития достигают рыбы, весь скелет которых состоит почти из одних костей. Поэтому их называют костистыми. В истории Земли они возникли сравнительно недавно, около 180 миллионов лет назад. У более древних представителей костистых на всю жизнь сохраняется связь плавательного пузыря с кишечником, а большинство плавниковых лучей мягкие. К числу этих рыб принадлежат, например, сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования для икрометания. Питаются сельди мелкими, взвешенными в воде организмами.

В наших пресных водах обитает много карповых рыб: плотва, лещ, карась, чехонь, уклейка и многие другие. Эти рыбы питаются растительным кормом и беспозвоночными. Зубы в челюстях у них развиты слабо или совсем отсутствуют. Зато в глубине глотки у них имеются особые приспособления для измельчения пищи.

Острые зубы челюстей помогают хищной щуке хватать рыб, лягушек и даже птиц. Другой крупный хищник (1-2 м длины) наших пресных вод - сом имеет челюсти, покрытые множеством небольших, очень острых зубов. В углах рта он имеет усики. Сома иногда называют «акулой пресных вод»: он нападает даже на человека.

Среди морских рыб большое промысловое значение имеют тресковые, одним из признаков которых служит непарный усик на подбородке. В наших пресных водах встречается представитель тресковых - налим.

Самые молодые рыбы в истории Земли - такие костистые, у которых плавательный пузырь во взрослом состоянии не сообщается с кишечником, а лучи в плавниках колючие. Их называют колючеперыми. К ним относятся окунь, судак, ерш и др.

    Повторить общую характеристику и классификацию типа Хордовые.

    Изучить ароморфозы надкласса Рыбы. Записать в тетради.

    Изучить строение рыб. Выполнить конспект в тетради.

    Записать и выучить современную классификацию рыб.

    Рассмотреть влажные препараты разных видов рыб.

    Под микроскопом рассмотреть два основных типа чешуи костистых рыб.

    Изучить внешнее и внутреннее строение костной костистой рыбы на примере Окуня речного (вскрытие рыбы).

    В альбоме выполнить 6 рисунков, обозначенных в печатной методичке, которые хранятся в лаборантской кафедры биологии и экологии, V (красной галочкой). В электронной методичке все необходимые для рисования рисунки представлены в конце всего материала.

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 1.:

Таблица 1. Отличительные особенности организации рыб

классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Обычные представители

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

Особенности размножения

Особенности экологии

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 2.:

Таблица 2. Многообразие хрящевых и костных рыб

    Знать ответы на контрольные вопросы темы:

Общая характеристика типа Хордовые. Классификация типа Хордовые.

Особенности организации Костных рыб.

Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Окуня речного.

Отличительные особенности организации рыб классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Общая характеристика рыб

В современной систематике хордовых животных Рыбы (Pisces) являются надклассом, включающим два класса:

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные (Vertebrata)

Надкласс Рыбы (Pisces)

  1. Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Около 600 видов.

    Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Более 20 тысяч видов.

Надкласс рыбы имеет следующие о сновные ароморфозы (ароморфозы – это крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и организации организма):

1. Замена хорды хрящевым, затем костным позвоночником.

2. Активный поиск и захват пищи (появление челюстей).

3. Образование черепа, защищающего мозг.

4. Возникновение парных конечностей - плавников.

5. Развитый головной мозг и органы чувств. Ведущий отдел головно­го мозга - средний мозг (т.н. ихтиопсидный тип мозга).

6. Во внутреннем ухе появляются три полукружных канала, лежащие во взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает более совершенную координацию движений.

7. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное. В сердце веноз­ная кровь. У двоякодышащих рыб намечается образование второго, (легочного) круга кровообращения.

8. Обонятельные мешки парные. Каждый из них открывается наружу самостоятельным носовым ходом (ноздри парные).

9. Органы дыхания - жабры.

10. Пищеварительный тракт дифференцирован: обособляется желудок, кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы.

11. Дифференцировка пищеварительной железы на поджелудочную и печень.

12. Образование туловищных почек (т.н. мезонефрическая почка).

13. В коже возникают защитные, преимущественно костные образова­ния - чешуи.

Общая характеристика рыб

Тема: Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика класса. Охрана рыб. Хозяйственное значение.

Цель: познакомится с многообразием рыб, особенностями их строения и приспособленностью к жизни в различных условиях, их значением и охраной.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Ход занятия

Ø Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Ø Мотивация и целеполагание

“Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой -

Они им чуют, слышат воды...”

Уважаемые друзья. Прочтите эти слова. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения.

Постановка задач урока с учащимися

Ø Опрос и актуализация знаний. Проверка знаний проводилась с применением 10-бального мониторинга.

Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в природе и в жизни человека.

Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден - сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.


Вопрос. Вспомните, как называется наука, изучающий рыб (ихтиология, ученый – специалист, который этим занимается – ихтиолог).

Вопрос. Давайте вспомним систематическое положение рыб.

Пожалуйста …. (вызвать одного ребенка) составь систематическое положение рыб

Правильно ли ……………. отвечает мы проверим, используя мультимедийный проектор

Царство животные

Подцарство многоклеточные

Тип Хородовые

Подтип Позвоночные

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Ø Изучение нового материала и частичная актуализация знаний.

ü Многообразие рыб и их широкое распространение в водах мирового океана.

В надклассе рыб выделяют два класса Хрящевые и Костные рыбы (слайд)

Характеристика класса

Хрящевые рыбы (700 видов)

1. Хрящевой скелет в течении всей жизни;

2. Голова с удлинённым рылом;

3. Рот на нижней стороне тела;

4. 5 пар жаберных щелей;

5. Кожа покрыта особой чешуёй.

Выступление учащегося по теме «Отряды Акулы и Скаты»

Костные рыбы (20 тыс. видов) Одно из многочисленных и многообразных групп современных рыб. Для большинства характерен костный скелет.

Вопрос. Каковы причины многообразия костных рыб? Для ответа на вопрос ребятам предлагается познакомится с биологическими особенностями различных отрядов костных рыб.

Знакомство с отрядами проходит в ходе выступлений учащихся (опережающие задания)

Отряд Осетрообразные.

Веретеноообразная форма, вдоль тела 5 рядов крепких костных чешуй «жучок», расположение рта на нижней стороне головы, неравнолопастной плавник, жаберные крышки, сохранение хорды в течении всей жизни. Это ценные промысловые рыбы, дающие высококачественное мясо и чёрную икру.

Красная книга РБ – Стерлядь

Отряд Сельдеобразные

Стайные, планктоноядные живущие вдоль берегов, многочисленная липкая икра на грунт или водоросли . В основном промысловые.

Отряд Лососеобразные

Пресноводные и проходные рыбы откладывающие небольшое кольцо икры на песчаное или галечное дно пресных водоёмов. Отличительная черта жировой плавник без костных лучей. Дают высококачественное мясо и красную икру.

Отряд Карпообразные

Пресноводные костные рыбы у которых нет челюстных зубов, есть глоточные зубы для измельчения пищи. Большинство промысловые рыбы

Красная книга РБ – усач обыкновенный

Отряд Кистепёрые

Древняя почти целиком вымершая группа рыб. В настоящее время известен только один вид этого отряда – латимерия - обитающий в глубинах Индийского океана. Длинна м. У неё своеобразно устроены плавники – скелет плавника напоминает скелет конечностей наземных позвоночных находится внутри мясистой лопасти. Кистепёрые представляют особую ветвь от которой вероятно произошли древние земноводные.

ü Общая характеристика класса.

Учащиеся сравнивают изученные отряды рыб между собой. Находят черты сходства в их строении и дают общую характеристику класса рыбы.

1.Водные животные (позвоночные)

2.Обтекаемая форма тела

3.Конечности в виде плавников

4.Скелет хрящевой или костный

5. У костных рыб в наличии плавательный пузырь

6.Питание активное. Пищеварительный канал дифференцирован на отделы, есть пищеварительные железы

7.Дышат жабрами

8.Замкнутая кровеносная система. 1 круг кровообращения, сердце 2-х камерное.


9.Органы выделения – туловищные почки

10.ЦНС – нервная трубка (спинной и головной мозг)

11.Хорошо развиты: обоняние, органы боковой линии, внутреннее ухо, орган зрения приспособлен для близкого видения

12.Раздельнополые животные, оплодотворение наружное, развитие со стадией личинки.

ВЫВОД: Рыбы как водные позвоночные с непостоянной температурой, зависят от факторов неживой природы (температуры, содержания кислорода и углекислого газа в воде, освещённости и т. д.). Именно сложные взаимоотношения рыб с разнообразными факторами окружающей среды лежат в основе их разнообразия.

ü Хозяйственное значение и охрана.

Рыба и рыбопродукты играют значительную роль в жизни человека. Это один из основных источников белка, жира и витамина Д (необходимого для правильного формирования костей). Диет продукт, легко усваивается. Отходы рыбопереработки используются для изготовления рыбной муки (кормовая добавка для с/х животных) Ежегодно мировой улов рыбы 80млн. тон. Но в последние десятилетия уловы рыбы сокращаются по ряду причин

1.Браконьерство

2.Загрязнение водоёмов сточными водами.

3.Смывание с полей минеральных удобрений (цветение воды и замор рыб)

4.Изменение берегов водоёмов (выпрямление, бетонирование, строение плотин, шлюзов, уничтожение нерестилищ, непостоянный уровень воды, гибель икры)

1.Поддерживать частоту среды обитания.

2.Устанавливаются сроки и нормы отлова рыбы.

3.Строятся рыбопитомники (разведение, мальков выпускают в реки и восстанавливают численность рыб)

Ø Закрепление.

1.Учащимся предлагается составить отличительные признаки классов хрящевые и костные рыбы

2.Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов

1.По каким признакам можно отличить хрящевых рыб от костных

2.Как используется добытая человеком рыба?

3.Какие причины вызывают снижение количества численности рыбы?

4.На участке был вырыт и залит водой котлован. Можно ли сразу вселять туда рыб? Ответ обоснуйте.

5.Что без труда для себя может сделать каждый, что бы сохранить жизнь обитающим в водоёмам рыбам и другим водным животным

Класс: 7

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с многообразием рыб; выявить признаки основных классов рыб; сформировать умения сравнивать и определять наиболее распространённые отряды рыб; воспитывать бережное отношение к природе

Задачи:

Образовательные: раскрыть многообразие рыб, изучить признаки классов и отрядов рыб.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб,
  • уметь сравнивать особенности строения рыб,
  • уметь работать с материалом,

Воспитательные: формировать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану животных, рациональное природопользование,

Оборудование: презентация «Многообразие рыб», таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Класс Рыбы», проектор, компьютер, фотографии рыб, табл. систематические группы рыб.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала

Учитель - Ребята сегодня мы с вами отправимся на корабле знаний в открытое море, заходя в реки и каналы, мы будем спускаться под воду и знакомится с водными обитателями, а именно с рыбами. Отдать швартовый, в путь!

Пока доплываем до первого погружения давай те подумаем кого мы можем встретить на нашем пути. Перед вами схема назовите основные классы и отряды рыб (слайд 3). Мы плывем в научное путешествие поэтому должны записывать свои наблюдения.

Учитель раздает таблицы и маленькие фотографии рыб.(приложение 1)

Ну вот мы и доплыли до места, все в батискаф и погружаемся. Ой, ой, ой кто это перед нами (слайд 4).

Ученики - Это акула. Быстрая и мощная рыба с хрящевым скелетом, обитающая в морях и океанах. У нее нет плавательного пузыря и она лишена нейтральной плавучести. Эта рыба имеет острую чешую, которою называют плакоидной, а так же опасные зубы, у нее внутреннее оплодотворение и ей присущ процесс живорождения.

Учитель – молодцы, посмотрим некоторые виды акул (слайд 6) (слайд 7)

А вот и китовая акула (слайд 8). Она медленно движется вперед, разинув огромную пасть. По мере того как вода попадает в жабры, мелкая рыбешка и планктон запутываются в "ворсинчатых матах", закрывающих жаберные щели. Эти гребневидные сита называются жаберными тычинками. Животному остается только глотать пищу. Ой смотрите кто это? (слайд 8,9)

Ученики – Это скат. Эти рыбы занесены в перечень опасных животных, а в общем они безобидные и безвредные. У некоторых грозный и свирепый вид, некоторые могут уколоть, отравить или оглушить человека, но не было случая, чтобы кто-нибудь из них совершил неспровоцированное нападение на людей. Большинство их имеет плоское тело, а их грудные плавники расплющились, расширились и превратились в "крылья", представляющие одно целое с головой и боками.

Учитель – возвращаемся на корабль и проверим, что мы узнали. Зачитывается таблица.

Впереди пресноводный пролив, а это, что за рыба? (слайд 12)

Ученик – Осетр. Немногочисленная группа рыб. В строении осетрообразных сохранились древние признаки, подчеркивающие их сходство с хрящевыми рыбами. В течение всей жизни у осетрообразных сохраняется хорда, скелет костно-хрящевой. Тело удлиненное, голова начинается с уплощенного рыла, с нижней стороны которого имеются две пары усиков и рот в виде поперечной полулунной щели. Челюсти лишены зубов. В кожном слое по бокам вдоль тела и на хребте располагается пять рядов крупных костных бляшек, между ними хаотично разбросаны мелкие костные пластинки. Грудные и брюшные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный, напоминает хвост акул. Есть плавательный пузырь.

Представители семейства осетровых встречаются в основном в северном полушарии умеренных широт Европы, Северной Азии и Северной Америки. Во взрослом состоянии большую часть жизни эти рыбы проводят в морях. Байкальский осетр, американский озерный осетр и стерлядь считаются пресноводными рыбами. (слайд 12)

Мясо осетровых ценится за прекрасные вкусовые качества. В пищу оно употребляется свежим, соленым, копченым. Икра осетровых - очень ценный питательный продукт.

Учитель – мы опять в море смотрите как блестит вода, кто это? (слайд 14,15)

Ученики – Это сельдеобразные. Рыбы этого отряда обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметна. Длина тела обычно 5-75 см, иногда бывают до 5 м.Большинство сельдеобразных обитает в морях, есть и проходные - перемещающиеся для размножения из морей в реки и наоборот.

Немногие представители отряда обитают в пресных водоемах. Питаются планктонными беспозвоночными. Крупные особи, как правило, - хищники, поедающие мелких рыб.

Отряд состоит из трех семейств. Наиболее известны рыбы из семейства сельдевых, относительно мелкие или средних размеров, длиной обычно 35-45 см, реже - более. Обитают сельдевые преимущественно в морях. Промысловое значение имеют океаническая (атлантическая, балтийская, беломорская, тихоокеанская) сельдь, сардина, иваси. Наиболее мелкими рыбами из имеющих промысловое значение являются килька и тюлька, обитающие в Балтийском, Черном и Каспийском морях.

Учитель – почти достигли цели нашего путешествия, но кто это впереди?

(слайд 16,17)

Ученик – это семга, из отряда лососевых. Общеупотребительные в быту названия «лосось» и «форель» вопреки стереотипу не соответствуют ни одному виду рыб. Это собирательные названия либо целого семейства или подсемейства (характерно для имени «лосось»), либо большой группы видов, объединённых одним свойством (форель).

Собственно лососем считается сёмга вообще, или сёмга во время нереста. С другой стороны, термин «лосось» присутствует в названии более десятка разных видов рыб из разных подсемейств, а также в названии двух родов - Благородные лососи и Тихоокеанские лососи.

Все рыбы лососевых пород промыслового значения: семга, Каспийский, Черноморский, Аральский лососи, белорыбица и другие - находятся под особой охраной Министерства рыбной промышленности РФ, поэтому ловля любого лосося и любым способом, в том числе и спиннингом, может производиться лишь с особого на то разрешения, выдаваемого Министерством или местными органами, регулирующими рыболовство, или на местах, специально отведенных для ловли спортивным способом.

Рыбы лососевых пород относятся или к проходным, которые живут в море и только на время нереста входят в реки для икрометания, или к пресноводным, которые живут в реках и в море совершенно не уходят. Лососи - рыбы севера. Но некоторые из них водятся в Черном, Каспийском и Аральском морях. Это объясняется геологическим прошлым названных морей, которые некогда были соединены с Северным Ледовитым океаном.

Семга очень красива: тело ее стройное, удлиненное, с мелкой ярко-серебристой чешуей, среди которой, выше боковой линии, разбросаны в небольшом количестве Х-образные темные пятнышки; спина ее темная, с синим стальным отливом; брюхо белое; хвостовой и спинной плавники темно-серые, а остальные несколько светлее. Рот у семги большой, челюсти хрящевато-костистые с довольно крупными зубами и очень сильные. Семга в море питается мелкой рыбой и вырастает до 1,5 м длиной, нагуливая до 32 кг и больше прекрасного по вкусу мяса. Отличительным признаком семги, как и всех вообще лососевых, служит жировой плавник, помещающийся на спине около мощного хвоста.

Учитель – но вот мы почти дома, впереди пресная вода, какая красивая рыба – прямо из сказки – золотая рыбка. И это кто? (слайды 18,19,20)

Ученик – карп. Карп -рыба семейства карповых - это культурная (одомашненная) форма сазана. Карп - стайная рыба, желто-зеленого и коричневого цвета. Характерными признаками карпа являются два уса с каждой стороны верхней челюсти. Окраска тела у этой рыбы может варьировать в зависимости от места обитания. Его спина обычно темного, даже черного цвета с зеленоватым отливом, бока - желтоватые и светловатое брюхо. Слегка выемчатый спинной плавник - темно-серый, брюшные, грудные и анальный плавники - светло-серые с фиолетовым оттенком, хвостовой - красно-бурый.

Карпы - очень неприхотливые, хотя и теплолюбивые рыбы (выносит температуру до 35 °С, живёт в прудах с небольшим количеством кислорода, (выносит значительное загрязнение), карьерах, оросительных и дренажных каналах, реках. Если карп попадает в реку, то предпочитает держаться в тихих заросших заводях с медленным течением. Речные карпы имеют более вытянутое тело и пойманные на крючок оказывают большее сопротивление по сравнению с сородичами из стоячих водоемов.

В водоемах России наиболее распространенными представителями карпообразных являются плотва, елец, жерех, линь, усач, лещ, рыбец, уклейка, чехонь, сазан, карась, амур, все имеют большое промысловое значение. Ряд видов искусственно разводят в прудовых хозяйствах.

Учитель – а теперь спросим рыбаков – знаете ли вы следующих рыб, которые сейчас проплывают мимо нас.(слайд 21,22)

Ученики – окунь. Отряд Окунеобразные - самая многочисленная по видовому составу группа рыб (рис. 5). Распространены они в водоемах всех материков и в океанах. Характерная особенность окунеобразных - наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь у некоторых из них отсутствует. Длина тела от 1 см до 5 м и масса от менее грамма до 1000 кг и более. Почти все рыбы отряда окунеобразных съедобны и являются объектами промысла, а также любительского лова. Мелкие рыбы этой группы прекрасно живут и размножаются в аквариумах.

Учитель – молодцы, еще немного и мы дома, ой, ой смотрите кто там почти на берегу. Да еще и синяя, пойдем знакомится. (слайд 23,24)

Ученики – да это же латимерия. В рождество 1938 года рыбаки, занимавшиеся промыслом в Индийском океане, у берегов Южной Африки" обнаружили среди рыб поднятых тралом с глубины 69 метров, очень странное существо. Размером и весом оно было с невысокого человека - длина составляла 1,5 -1,8м, а вес - 57 кг. Великолепного синеватого оттенка с металлическим блеском рыба была покрыта крупной толстой чешуей и имела мощные, веслообразные плавники. Когда капитан наклонился, чтобы получше рассмотреть это существо, оно разинуло пасть, полную острых зубов, и впилось ему в руку. Никто из находившихся на судне не видел Подобного животного. Когда судно пришвартовалось в одном из доков Ист-Лондона, это существо отнесли в местный музей. Известный ихтиолог тотчас понял, что это самая важная находка, которую удалось "сделать в море ученым. Он определил, что это один из экземпляров рыб, которая в течение миллионов лет скрывалась в глубинах морей, в сотнях метров от поверхности. Назвали ее в честь хранительницы музея, которая сообщила ему о находке, мисс Кортни Лэтимер. В 1952 году из глубин моря между Африкой и Мадагаскаром был извлечен еще один целакант. Позднее в этом же районе было поймано более дюжины таких живых ископаемых, представителей ветви, давно считавшейся вымершей, - ветви, которая соединяет между собой позвоночных обитателей суши и моря.

3. Закрепление

Учитель – мы вернулись из путешествия, давайте подведем итоги, что у нас получилось (Проверка таблицы). А теперь давайте подведем итоги перед вами карточки с внешним видом рыб – добавьте те часть тела, которых не хватает и определите к каким классам и отрядам они относятся. (приложение 2).

Посмотрите, фильм, который мы сняли за время путешествия, камера снимала только те моменты, которые мы из-за нашей большой исследовательской деятельности мы упустили из виду.(слайд 25).

4. Рефлексия.

Молодцы потрудились на славу, каждый из вас при посадке на корабль получил 3 рыбки – веселую, грустную и задумчивую, перед вами 3 аквариума отпустите рыбок в тот аквариум, который больше всего подходит к вашему настроению на данном уроке.

5. Домашнее задание: повторить п.22,23

Список литературы:

  1. В.В. Латюшин В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» -М. Дрофа 2009
  2. В.В. Латюшин Г.А. Уфимцева «Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин В.А.Шапкина «Биолигия. Животные. 7 класс» -М. Дрофа, 2008
  3. А.В.Онищенко «Биология в таблицах и схемах» СПБ ООО «Виктория плюс» 2010
  4. http://www.learnbiology.ru/19.htm
  5. http://www.zooeco.com/0-rib/0-ribi3-1.html
  6. http://images.yandex.ru
  7. http://900igr.net
  8. http://ru.wikipedia.org
  9. http://fish-book.ru

Рекомендуем почитать

Наверх