Новый год – новая аттестация учителей: за и против. Как проходит аттестация воспитателей Аттестация педагогических работников в году последние

Энциклопедия растений 06.02.2024
Энциклопедия растений

Аттестация педагогических работников – обязательная процедура во всех учебных заведениях. Причем данный вопрос регулируется на уровне законодательства. Со всеми ними нужно будет внимательно ознакомиться – особенно руководителям учебных заведений.

Общие положения

Различные государственные служащие, а именно к таковым и относятся работники образовательных государственных учреждений, обязательно должны соответствовать определенным стандартам.

Проверка педагогов на профессиональную пригодность должна осуществляться 1 раз в 5 лет, не реже. Причем если два раза подряд проверка таковая преподавателем по какой-то причине пройдена не будет – то он попросту отстраняется от работы.

Процесс таковой осуществляется в рамках законодательства – как и сама процедура проверки. Со всеми нюансами и тонкостями процедуры нужно будет внимательно ознакомиться. Сами преподаватели также обязательно должны знать все свои права, обязанности. Только так можно будет избежать стандартных проблем. А также самому, без помощи посторонних осуществить защиту собственных прав.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Процесс аттестации – проверка, подтверждение определенной квалификации работников. Важно отметить, что процесс таковой имеет свои тонкости и особенности. Со всеми ними нужно будет разобраться предварительно.

Основные цели проведения подобных мероприятий:

Показатели Описание
Повышение общего уровня профессиональной подготовки педагогического состава позволяет постоянно осуществлять изменение в лучшую сторону образовательного процесса
Определение необходимости повышения профессионализма работников из педагогического состава
Определяется насколько эффективна работа педагогов в конкретной сфере деятельности позволяет существенно на порядок поднять данный показатель
Устанавливается потенциал каждого работника
Выясняется на сколько именно осуществлено выполнение требований определенных законодательством для конкретных работников

Важно отметить, что процесс этот осуществляется только в рамках законодательства. Именно поэтому всем без исключения лицам, которые так или иначе имеют отношение к проведению аттестации, нужно ознакомиться с ним.

Это позволит избежать нарушений, а также подтвердить факт соответствия с минимальными трудностями. Процесс проверки может несколько отличаться в зависимости от того, какая именно должность проверяется.

Аттестационная комиссия обычно включает в себя широкий перечень специалистов. Со всеми ними нужно будет заранее ознакомиться. Только так возможно избежать стандартных ошибок, а также всевозможных иных проблем. Имеется широкий перечень тонкостей, важных моментов.

Кто попадает под категорию

Важно отметить, что не все члены педагогического коллектива обязаны будут проходить подобного рода процедуру. Для некоторых делается исключение.

К таковым относятся следующие:

  1. Работники педагогической сферы которые ранее получили высшую или же первую категорию квалификации.
  2. Если работа осуществляется в должности менее чем в течение двух лет подряд.
  3. Находящиеся в декрете либо просто беременные.
  4. Имеет место нетрудоспособность – из-за травмы или же болезни.

Важно отметить, что результат проведения подобной аттестации имеют юридическую силу. И в дальнейшем подобные данные будут являться основанием для проведения самых разных действий руководством. Стоит заранее проработать таковой момент.

Возможно принятие следующих мер:

Важно заметить, что невозможно прохождения аттестации, сдачи квалификации как раз и является основанием для прекращения действия трудового договора. Работодатель имеет право расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.

Так как работник фактически не соответствует требованиям, которые заявлены для конкретной должности. Важно заранее таковой момент проработать. Только так можно не допустить стандартных ошибок.

Причем работники в сфере образования имеют право пройти аттестацию по собственному желанию. Если, например, есть желание получить одну из двух действующих квалификационных категорий. Таковой момент нужно будет проработать предварительно. В случае, если проверка была пройдена успешно, в течение последующих 5 лет проходить заново таковую аттестацию более нет необходимости.

При желании пройти таковую аттестацию заново нужно будет дождаться, когда срок действия предыдущей закончится. Срок действия будет учитываться до прохождения конкретной проверки. Важно отметить, что при переходе из категории в категорию срок ожидания может несколько отличаться.

Особенности процедуры

Последние изменения в законе об аттестации педагогических работников в 2019 году касаются в первую очередь документального оформления. А также целого ряда иных моментов. Со всеми ними нужно будет ознакомиться предварительно.

Причем изменения имеют место практически ежегодно. Именно поэтому нужно будет разобраться со всеми ними заранее. Правки постоянно публикуются. В первую очередь – в специальных СМИ.

Таковыми являются как раз Российская Газета, а также КоммерсантЪ. В данным СМИ отражается соответствующая информация как раз касательно внесения правок в соответствующие нормы законодательства.

Базовые разделы, с которыми нужно будет ознакомиться предварительно:

  • какие произошли правки;
  • в какие сроки проводится;
  • необходимые документы;
  • действия в случае не сдачи;
  • важные аспекты;
  • чем регулируется.

Какие произошли правки

Ежегодно осуществляется изменение законодательных норм. К основным нюансам, с которыми следует ознакомиться в первую очередь, следует отнести:

Со всеми тонкостями, особенностями процесса нужно будет ознакомиться предварительно. Особенно если преподаватель желает добровольно проверить свои знания. Так как только лишь так возможно будет избежать стандартных проблем, сложностей. А также самостоятельно подготовить все необходимые в таком случае документы.

Причем квалификация может быть повышена только лишь в случае вынесения решения специальной комиссии. Члены таковой оценивают компетентность. Также при рассмотрении обязательно учитывается процесс работы с детьми.

На данный момент существует много тонкостей, которые тем или иным образом связаны с оформлением документов. При отсутствии обязательных в проведении проверки может быть отказано.

В какие сроки проводится

Последние изменения в Москве аттестации педагогических работников в 2019 году касаются именно регионального уровня. Не стоит забывать, что законодательно данный момент отличается в зависимости от региона, в котором имеет место оформление.

Сам процесс проверки не должен осуществляться реже, чем 1 раз в течение 5 лет. Но касается это лишь обязательной аттестации, и не включает в себя ситуации, когда работник не подпадает под определенную категорию.

Также педагог имеет право по собственной инициативе пройти данную проверку. Но опять же тут имеются некоторые условия. В некоторых случаях необходимо будет выждать некоторый обязательный период времени.

Необходимые документы

Важно правильно подготовить все нужные в таком случае документы. Например, при прохождении аттестации на высшую категорию понадобится представить следующее:

Показатели Описание
Заявление обязательно с подписью аттестуемого
Копию документов о прохождении предыдущей аналогичной процедуры если это имело место
Заверенная копия диплома о получении среднего, высшего или же иного образования
Документ, который подтверждает наличие уже имеющейся категории у работника в сфере образования
Данные о том, что имело место смена фамилии если подобное действительно имеет место
Письмо сопроводительного характера с места официального трудоустройства

Действия в случае не сдачи

Относительно редко, но все же случается, что педагог по какой-то причине не смог пройти в школе аттестацию. В таком случае будет иметь место увольнение по основанию п.3 ч.1 ст.№81 ТК РФ. Причем обязательно требуется соблюдать специальный алгоритм в рамках которого осуществляется процедура. Либо возможно предложение любой иной работы, которая соответствует квалификации сотрудника.

После того, как в Законе об образовании в РФ были приняты поправки, эксперты отрасли обратили внимания на некоторые трансформации в процедуре аттестации категории российских учителей. Повышение стандартов педагогической квалификации и тщательная проверка уровня подготовки кадров – такие тенденции могут стать реальными объективными требованиями к учителям уже в скором будущем. Рассмотрим более детально, что изменится в прохождении аттестации педагогов? Кто может отправиться на переподготовку? Обязательная и добровольная аттестация: особенности процедуры.

Какие изменения внесены в процедуру аттестации учителей

Согласно поправкам к Закону об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), в 2018 году введена новая модель аттестации педагогических кадров. Со слов авторов-разработчиков концепции, она призвана усовершенствовать весь учительский состав, оставив после аттестации только квалифицированных и опытных кадров.

Начиная с 2018 года, педагоги будут проходить аттестацию последовательно, в два этапа:

Этап 1. Подтверждение профессиональных педагогических навыков и соответствие их должности в школе.

Этап 2. Защита педагогической квалификации: специальная комиссия будет анализировать, был ли правильно присвоен уровень квалификации учителю. В случае подтверждения категории, педагог получит повышение квалификации.

Надо сказать, что при прохождении аттестации специально созданная комиссия будет акцентировать внимание на качестве подготовки кандидата в следующих блоках:

    знание дисциплины;

    навыки преподавания;

    коммуникация и взаимодействие с учениками;

    проверка психологической подготовки: анализ реакций педагога на различные ситуации, в том числе, и стрессовые моменты.

Кого затронет проверка знаний педагогов в 2019 году

Согласно положениям о проведении плановой аттестации педагогов, проводится она 1 раз на 5 лет. Соответственно, в 2019 году проверка знаний, навыков и психологической подготовки будет обязательна для всех тех учителей, кто проходил ее еще в 2013 году.

    В первую очередь, это учителя, которые скоро уйдут в декрет (их прохождение аттестации будет запланировано после выхода из );

    во-вторых, это учителя уже с имеющейся квалификацией;

    в-третьих, от аттестации освобождаются педагоги-новички, чей стаж работы в школе не превышает двух лет;

Аттестацию могут не проходить те учителя, которые пребывали в длительном отпуске (4 месяца и дольше). Закон предписывает им проходить плановую подготовку через 12 месяцев после полноценного возвращения в штат.

Читайте также: Будет ли повышение зарплаты российским учителям в 2019 году

Добровольная аттестация на повышение квалификации работников образования

В 2019 году все работники образовательной сферы имеют возможность по собственному желанию повысить уровень своей квалификации внепланово. При этом, важно сказать, что пройти аттестацию в добровольном порядке могут не только специалисты без категории, но и те кадры, которым присвоена соответствующая квалификация. Для того, чтобы претендовать на внеплановую переаттестацию, учитель должен уже иметь категорию на протяжении 24 месяцев, то есть с момента прохождения комиссии в предыдущий раз должно пройти 2 года.

Для того, чтобы подать заявку на прохождение добровольной переаттестации, учителю нужно обратиться, в первую очередь, к руководству школы. Далее в департамент образования по месту нахождения школы подается соответствующее заявление. Если кандидат соответствует базовым требованиям для внеплановой переаттестации, в тестировании ему не имеют права отказать.

В заключение добавим важное замечание: те педагоги, которые по каким-либо причинам не пройдут аттестацию (в обязательном или добровольном порядке), будут направлены на дополнительную подготовку. В министерстве образования делают акцент на том, что здесь речь идет не об отстранении от учительской деятельности, а о комплексной и качественной переподготовке специалиста.

Педагог – это не просто человек, проводящий уроки и ставящий отметки. Это, прежде всего, наставник, друг, воспитатель, который не только развивает умственные способности ребенка, но и открывает своего воспитанника как личность.

Очень часто в СМИ мы можем слышать о том, что уровень образования в нашей стране на порядок ниже, чем был в советское время. С тех пор сменилось уже целое поколение преподавателей и сама система образования. Так почему же качество знаний медленно падает вниз, и что с этим делать?

В 2018 году в два этапа пройдет аттестация педагогов, где преподаватели смогут доказать свою профессиональную пригодность и показать, соответствуют ли они занимаемой должности. Давайте поподробнее разберемся, что собой представляет аттестация педагогов, и кто ее будет проходить?

Аттестация работников образования – форма проверки педагогов на соответствие занимаемой должности и требованиям к современному преподавателю. В ходе испытания определяется качество выполнения учительских функций и профессиональный уровень преподавателя.

Переаттестацию нужно проходить через каждые 5 лет. После удачного прохождения процедуры учителю может быть присвоена квалификационная категория.

Кто проводит аттестацию

Для проведения процедуры создается специальная аттестационная комиссия, в состав которой входят председатель комиссии, заместитель, члены комиссии и секретарь. Комиссия составляется преимущественно из работников организации, в которой трудоустроен испытуемый педагог, а также работников комитета по образованию.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2018 году

Аттестация педагогов делится на две категории: обязательная и добровольная.

Обязательная аттестация касается педагогических работников, которые уже участвовали в данной процедуре. От данной процедуры освобождаются:

  • педагоги, проработавшие в сфере образования менее 2 лет;
  • преподаватели, имеющие квалификационную категорию;
  • учитель, отсутствовавший на рабочем месте более 4 месяцев из-за болезни;
  • беременные;
  • работники, находящиеся в декретном отпуске.

Стоит отметить, что работники, находящиеся в декретном отпуске, смогут пройти аттестацию через 2 года после восстановления на данную должность. Преподаватели, которые не смогли пройти аттестацию из-за болезни, имеют право пройти процедуру через год после выхода на работу. В случае изъявления педагогом желания пройти проверку, комиссия допускает его к аттестации незамедлительно.

Добровольную аттестацию проходят лица, которые по собственному желанию хотят повысить уровень своей квалификационной категории

Как пройти аттестацию

Обязательная аттестация работников образования в 2018 году будет проводиться под строгим контролем аттестационной комиссии. До этого года педагогический работник сам писал заявление, которое рассматривалось руководителем учреждения. Теперь же основная ответственность ляжет на плечи самой общеобразовательной организации.

Для этого педагогу нужно подготовить следующие документы:

  1. Заявление от педагога с его личной подписью.
  2. Копия диплома о высшем педагогическом образовании или диплом переподготовки по преподаваемому профилю.
  3. Копия документа, подтверждающего наличие присвоенных ранее категорий.
  4. Копия результатов прохождения предыдущей аттестации, если данная проверка повторная.
  5. Копия свидетельства о заключении брака, если недавно была сменена фамилия.
  6. Характеристика педагогического работника, написанная начальством, в которой четко прослеживается уровень профессионализма преподавателя.
  7. Информационная карта, отражающая результаты профессиональной деятельности педагога за конкретный период.

С 2018 года педагогам будут предъявлены более жесткие требования, из-за чего не все аттестуемые смогут пройти проверку. Увольнять педагогов не будут, так как это не является целью аттестации. Преподавателя будут направлять на различные курсы повышения квалификации и мастер-классы.

Современная школа нуждается в ценных кадрах, поэтому повышаться уровень знаний будет не через смену педагогического состава, а с помощью обучения действующих учителей. Продолжительность процесса аттестации длится не дольше 60 дней

Подробнее о заявлении в аттестационную комиссию

Отметим, что заявление на прохождение аттестации может быть как в печатном виде, так и написанное вручную. В данном документе нужно предоставить информацию о профессиональной деятельности педагога. Чтобы написать заявление, учителю нужно заполнить следующую информацию.

  1. Фамилия, имя, отчество в родительном падеже.
  2. Должность с указанием предмета, дисциплины и направления.
  3. Место работы, муниципальный район.
  4. Указание желаемой квалификационной категории.
  5. Членство в профсоюзной организации.
  6. Перечень копий имеющихся документов.
  7. Мобильный, домашний и служебный телефон, электронная почта.

Также в заявлении можно указать педагогический стаж, ВУЗ, в котором обучался аттестуемый, упомянуть награды и звания (если имеются).

Уже в этом году говорилось о том, что теперь педагогическая аттестация будет проходить раз в 4 года. Рособрнадзор настаивает на том, чтобы проверка педагогов проводилась каждые 2-3 года по следующим критериям:

  • уровень знаний по преподаваемому предмету;
  • психологические характеристики учителя;
  • проверка навыков в преподавании.

Но многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом о высшем образовании, полученный в ВУЗе.

Рано или поздно, каждый педагог должен пройти через процедуру проверки трудоспособности в данной сфере. Но не стоит относиться к аттестации как к наказанию или экзамену, что ошибочно делают многие преподаватели. Пусть эта проверка для каждого учителя будет источником к открытию в себе новых знаний, педагогических способностей и к повышению уровня мастерства.

Видео-новость

Последние изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году можно назвать продолжением событий, которые начались ещё в 2013 году, когда была утверждена программа развития образования до 2020 года. Одной из двух целей, прописанных в документе, является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. С этого момента началась деятельность по развитию кадрового потенциала, как важного фактора, влияющего на качество всей образовательной системы, а аттестация используется для того, чтобы оценить состояние кадрового состава.

Положение дел сегодня

В 2018 году эксперты РАНХиГС провели социологическое исследование «Мониторинг эффективности школы». Для этого они использовали данные Росстата, Минобрнауки РФ и собственные исследования. В результате они выяснили следующее:

  • 42,4 % считают, что результаты аттестации «абсолютно объективны»;
  • 49,4 % считают их «скорее объективными»;
  • 6 % выбрали вариант «скорее необъективными»;
  • 2,2 % посчитали их «совершенно необъективными»;
  • 61,3 % участников исследования считают, что итоги аттестации в первую очередь влияют на повышения размера стимулирующей надбавки;
  • 43,9 % связывают их с шансами сохранить рабочее место;
  • 70,3 % считают аттестацию важным мероприятием для повышения качества профессиональной деятельности педагогов;
  • 9,4 % высказали своё мнение о том, что аттестация — не более чем формальная процедура, которая ни на что не влияет.

Руководитель исследования Татьяна Клячко сказала, что такой результат связан, скорее всего, с тем, что педагоги привыкли к процедуре, они знают, когда им её проходить, чтобы повысить свою квалификацию и знают, чего при этом ожидать. Небольшой процент недовольных же можно объяснить «персональными ситуациями», например, если у учителя есть конфликт с администрацией, которая, по его мнению, не даёт ему расти по карьерной лестнице.

Татьяна Клячко и сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считают, что предстоящие изменения приведут к увеличению нагрузки на учителей, и общая их реакция будет негативной.

Чего ожидать от новой системы аттестации?

Президент России в майском указе года заявил о необходимости того, чтобы наша страна вошла в первую десятку по качеству общего образования. Он потребовал создать систему учительского роста, в которой были бы уровни владения профессиональными компетенциями, а результаты аттестации подтверждали бы их. Основная цель изменений — дать возможность каждому педагогу развиваться в своей профессии и предоставить ему удобную систему карьерного роста.

Для решения этой задачи была разработана «дорожная карта», в рамках которой реализуется проект «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования».

Сегодня аттестация в разных регионах может проходить по-разному, что мешает единому пониманию образцов лучшей профессиональной практики педагогов. Поэтому эксперты взяли за основу профстандарт педагога и ФГОС общего образования и решили, что для аттестации должны использоваться единые федеральные оценочные материалы(ЕФОМ).

ЕФОМ — это разнообразные инструменты оценки трудовых действий педагога в рамках выполнения профессиональных задач. Они отличаются для каждого уровня квалификации педагога и позволяют оценить уровень профессиональных компетенций учителя: методических, предметных, коммуникативных и психолого-педагогических.

С 21 мая по 22 июня 2018 года прошло тестирование новой модели с добровольным и конфиденциальным участием педагогов со всей России.

Эта модель аттестации включает в себя следующее:

  • независимая оценка учителя с использованием ЕФОМ по четырём компетенциям;
  • анализ контекстуализированных условий и результатов профессиональной деятельности.

Так же для прохождения ЕФОМ необходимо предоставить дополнительные материалы:

  1. Конспект урока в произвольной форме.
  2. Видеоурок и указание его фрагментов, которые демонстрируют проверяемые компетенции.
  3. Собственная оценка своей профессиональной деятельности.
  4. Пример проверенной работы учащегося.

Кроме этого участники должны были решить задания, касающиеся психолого-педагогических и коммуникационных компетенций. И в качестве «бонуса» в новой модели будут необходимы информация об условиях работы учителя, анализ результатов профессиональной деятельности, предоставленные работодателем, и отзывы выпускников педагога, которые закончили школу не менее четырёх лет назад.

Результаты «тест-драйва» и отзывы участников будут изучены Апробационной экспертной аттестационной комиссией, которая была создана специально для этого. В неё вошли победители и призёры конкурса «Учитель года», представители Общероссийского профсоюза образования и других педагогических ассоциаций. Общественно-профессиональное обсуждение результатов запланировано на сентябрь текущего года, а итоги должны быть подведены на всероссийской конференции в ноябре.

Мнения педагогов

Газета «Аргументы и Факты» в 2018 году поинтересовалась мнением московских работников сферы образования о последних изменениях в аттестации педагогических работников. Почти все они недовольны предстоящими нововведениями. Председатель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Екатерина Морозова считает, что ничего нового в проекте нет. Единственное, по мнению педагога, что похоже на новизну — это видеоурок, да и то, сделать постановочный урок и записать его на видео может каждый. В чём тогда его смысл?

Председатель Ассоциации учителей начальных классов Елена Волкова считает, что новизна всё-таки есть. Речь идёт о предоставление информации о работодателе и отзывах выпускников. Только вот в первом случае, по её мнению, всё выглядит как игра в бумаги, а второе - слишком фантастично, чтобы быть применимым на практике.

Председатель Независимой ассоциации словесников Роман Дощинский считает, что идея создания вектора учительского роста хороша, но сделать это стоило без усложнения и так нелёгкого труда учителя. Больше всего он беспокоится по поводу того, кто будет обрабатывать всю информацию об аттестуемом и как избежать человеческого фактора в этом вопросе.

Ольга Житкова из Молдовы, председатель Ассоциации учителей информатики и ИКТ, согласна с экспертами, которые настороженно относятся к нововведениям. Она считает, что работы у учителя и так много, чтобы ещё и об аттестации постоянно думать, а лучше всего оценивать педагога по результатам его воспитанников.

—Уверен, нельзя тратить время самого учителя на его аттестацию, — поддержал коллег руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина.

Негативное отношение к нововведениям в столице не в последнюю очередь обусловлено тем, что сейчас у ни действует собственная модель аттестации на первую и высшую категории. Её отличительная черта в том, что она основана только на реальных результатах работы педагога с детьми и не отвлекает от работы. Не нужны никакие бюрократические отчёты, и участие в заседании аттестационной комиссии необязательно. Все данные для аттестации берутся из ресурсов Московской электронной школы (в том числе электронного журнала), причём учитываются не просто результаты, а их динамика. Более того, все эти данные всегда доступны как членам аттестационной комиссии и руководству школы, так и самому учителю.

Исаак Калина считает, что новая модель аттестации может подойти выпускникам педагогических вузов, но никак не педагогам. Более того, она противоречит позиции Ольги Васильевой об уважительном отношении к учителю, которую она многократно обозначала.

Заключение

Самое главное для педагогического сообщества сегодня — основательно изучить последние изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году, повлиять на то, как аттестация будет проходить в будущем, совместно с экспертами прийти в итоге к такой модели, которая бы устраивала всех — и Министерство Просвещения, и экспертов, и проверяющих, и педагогов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Новая модель аттестации, которая сейчас проходит апробацию, включает в себя:

Независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) – от 0 до 60 баллов;

Анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя) – от 0 до 10 баллов;

Анализ образовательных результатов деятельности учителя – от 0 до 25 баллов;

Учет мнения выпускников общеобразовательных организаций – от 0 до 5 баллов.

ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя:

1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).

2. Методические компетенции.

3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).

4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).

Компетенция понимается как способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.

Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя:

План (конспект) урока,

Видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,

Образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),

Рефлексивный самоотчет.

Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.

Предусмотрены четыре ступени уровня квалификации учителя, в которых будут меняться лишь уровни сложности заданий:

  1. «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.
  2. Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ – обязательная аттестация.
  3. Первая категория – аттестация по желанию.
  4. Высшая категория - аттестация по желанию.

Переход к новой модели аттестации будет происходить в ближайшие годы. Сейчас ведется апробация разработанной модели, вносятся доработки.

Апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.

Важно также напомнить, что в соответствии с утвержденной «дорожной картой» формирования и введения НСУР 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей, а в первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников - после разработки и апробации ЕФОМ по всем предметам, для которых определен период с марта 2017 года по декабрь 2019 года.


  • изменить
  • ответить

– Мы направим в Правительство согласованные с Минтрудом России предложения. Это будет введение новых должностей: старший учитель – методист и ведущий учитель – наставник. Эти наименования также были проработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом образования с целью сохранения права на досрочное назначении страховой пенсии по старости, других льгот и социальных гарантий, которые предоставляются нашим учителям, – резюмировала заместитель директора Департамента.

В ходе мероприятия С. Д. Ермакова отметила, что в правовом поле будет закреплено право учителей проходить аттестацию в новом формате – с использованием ЕФОМ, а в переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прохождения данной процедуры.

Рекомендуем почитать

Наверх