Тест 6 становление российского парламентаризма вариант 1. Становление российского парламентаризма

Элементы декора 07.02.2024
Элементы декора

2. Становление российского парламентаризма

Первая российская революция была величайшим катализатором образования новых политических партий. Каждый класс должен был определить свое место в революции, отношение к существующему строю, перспективам развития государства, отношение к другим классам. Такими политическими организациями, выражающими и защищающими интересы классов и социальных групп, и являлись партии. Исходной датой возникновения легальных партий явился Манифест 17 октября 1905 г., а уже в 1906 г. в Российской империи насчитывалось до 50 политических партий.

Политические лагеря, их классы и партии составили:

Правительственный лагерь стремился любой ценой сохранить в России самодержавие (монархисты ). Основными классами, составляющими этот лагерь, были дворяне и крупная буржуазия. Их интересы представляли партии «Союз русского народа» (СРН). «Совет объединенного дворянства», «Торговая промышленная партия» и др. Самой влиятельной партией была партия СРН, которая восприняла программные традиции черносотенцев. Только за один месяц «свободной жизни», дарованной 17 октября 1905 г., от рук черносотенцев пало более 4 тыс. человек, до 10 тыс. было покалечено. Совершалось это при полной поддержке властей, вплоть до самых высших.

Идеология черносотенцев базировалась на трех главных положениях: православии, самодержавии и державной русской народности. Устав СРН устанавливал, что его членами могут быть только русские люди всех сословий и достояний. Количество членов от 600 тыс. до 3 млн. человек.

Либерально-буржуазный лагерь. В его состав входи ли в основном представители буржуазии, помещиков и интеллигенции, проповедующие идеи либерализации. Политические интересы этого лагеря представляли партии: «Союз 17 октября» (октябристы», Конституционно-демократическая партия (кадеты) и др.

Классовую основу октябристов составляли крупные помещики, крупная торгово-промышленная буржуазия. Лидером партий в 1906 г. стал А.И. Гучков. Главная цель октябристов – оказывать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, полное и всестороннее обновление государственного и общественного строя России. Они выступали за конституционную монархию, за думу как за законодательный орган, за свободу промышленности, торговли и т. д.

Членами партии кадетов были высокооплачиваемые категории служащих, представители городской мелкой буржуазии, кустари, ремесленники. Основу партии составляла либеральная интеллигенция – профессора и приват-доценты, адвокаты, врачи, ветеринарные врачи, преподаватели гимназий, редактора газет и журналов, видные литераторы, инженеры и т. д. С 1907 г. председателем партии стал П.Н. Милюков.

Программа кадетской партии состояла из восьми разделов и была направлена на требования свободы слова, совести, печати, собраний и союзов, неприкосновенности личности и жилища, свободы передвижения и отмены паспортной системы и др. В различные годы численность партии составляла 50-70 тыс., человек.

- Революционно-демократический лагерь. Его социальную основу составляли пролетариат и крестьянство, а также мелкобуржуазные слои городского населения, мелкие служащие, демократическая часть интеллигенции. В этом лагере отчетливо выделялись два направления: а) неонароднические, народно-социалистические, трудовые партии и группы; б) социал-демократическое , возглавляемое РСДРП.

Среди организаций второго направления по степени политической активности и массовости лидировала Партия социалистов революционистов (эсэров ), которая сформировалась в партию в 1902 г. Лидер партии В.И. Чернов. Центральным пунктом эсэровской программы было требование «социализации земли», т. е. экспроприации крупного землевладения и передачи земли без вы купа в общенародное достояние. Эта программа, как и другие демократические требования эсэров, обеспечила им поддержку среди крестьянства.

Признавая революцию как насильственное действие, партия эсэров в качестве эффективного средства борьбы с царизмом признавала индивидуальный террор. В этих целях эсэры создали законспирированную Боевую организацию. Во главе ее в годы революции стоял Е.Ф. Азеф, а после разоблачения его связи с царской охраной в 1908 г. «Боевую организацию» возглавил Б.В. Савинков. С 1907-1911 гг. она провела более 200 террористических актов.

В 1906 г. от партии откололось правое крыло, из которого сформировалась Трудовая народно-социалистическая партия (энэсы) , которая выражала интересы зажиточных крестьян и ограничивалась требованием установления конституционной монархии и отчуждения помещичьих земель за умеренное вознаграждение.

В начале ХХ в. свою партию удалось создать и социал-демократам . Съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) проходил в июле-августе 1903 г. сначала в Брюсселе, а затем в Лондоне. Съезд утвердил программу и устав партии. Однако уже на первом съезде в партии произошел раскол. Сторонники решений съезда, получившие большинство при выборе руководящих органов партии, стали называться большевиками (лидеры В. Ленин, А. Богданов, П. Красин, А. Луначарский и др.), а их оппоненты – меньшевиками (лидеры Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов, Л. Троцкий и др.). Разногласия меньшевиков и большевиков, как показали годы революции, принимали все более глубокий характер.

Программа большевиков была наиболее радикальной. Она определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии.

Стратегию большевиков составляли следующие положения:

– главной целью пролетариата является свержение самодержавия и установление демократической республики;

– гегемоном революции выступает пролетариат в союзе с крестьянством и различными демократическими силами;

– создание революционного правительство при активном участии в нем представителей РСДРП;

– перерастание демократической революции в социалистическую революцию.

Тактика большевиков заключалась в признании важнейшими средствами борьбы за завоевание демократической республики всеобщей политической стачки и вооруженного восстания. Подготовка его называлась главной задачей партии.

На фоне изменений в мире к началу ХХ в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России , сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При царе существовал в качестве совещательного органа им же назначаемый Государственный совет. В стране не было ни парламента, ни легальных партий, ни элементарных политических свобод. «Силовые» министры (военный, морской, иностранных дел) подчинялись непосредственно императору. Сам царь был убежден, что самодержавие является единственно приемлемой для России формой правления, и все предложения о введении хоть какого-то представительного учреждения называл «бессмысленными метаниями».

В конце 1904 г. Николай I I в очередной раз не принял предложение либеральной оппозиции, подержанное министром внутренних дел князем П.Д. Святополк Мирским, о введении в стране представительного органа власти. И менее через месяц в России началась революция. Она заставила российского самодержца вернуться к вопросам назревавших социально-политических преобразований.

В июле 1905 г. на совещании в Царском Селе пять дней обсуждался вопрос о том, как с минимальными потерями выйти из сложного положения. Император поручил министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать проект об учреждении думы – законосовещательного представительного органа и Положение о выборах. Характерно, что на этом совещании Николай II предлагал назвать думу не «Государственной», а «Государевой». Однако провести выборы не удалось. В обстановке нарастания революционных выступлений и бойкота «Булыгинской» думы Николай II подписал 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте, ставшим председателем объединенного Совета министров России, Манифест, в котором провозглашались:

– политические свободы;

– правление царя в согласии с Государственной думой;

– дума наделялась законодательными правами;

– к выборам допускался более широкий слой подданных.

Предложенный в Манифесте режим правления один из российских журналов назвал «конституционной империей при самодержавном царе». Вместе с тем Манифест 17 октября стал основой временного компромисса правительства и либерального движения и обеспечил выживание самодержавия в условиях революции. Возникшие на основе либерального движения партии октябристов и кадетов составили своего рода «центр» оппозиционного движения в стране, который в значительной степени уравновешивал два лагеря – правых и левых.

Избирательный закон был опубликован 11 декабря 1905 г., в разгар вооруженного восстания в Москве. Закон предоставлял значительные преимущества крестьянам, и от их выбора зависело распределение почти половины депутатских мандатов.

Выборы в I -ю Государственную думу проходили в марте-апреле 1906 г. Одновременно правительство стремилось создать противовес Думе в верхнем эшелоне власти. С этой целью Госсовет из совещательного органа при царе в феврале 1906 г. был преобразован в верхнюю палату будущего российского парламента.

Совершенствовалась и законодательная база. В апреле 1906 г., за три дня до открытия думы, были внесены изменения в «Основные государственные законы Российской империи». Изменения определяли, что император сохраняя титул и право самодержавия, осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Госдумой. «Основные законы» устанавливали, что законопроекты, не принятые палатами российского парламента, не могли вступить в силу. В результате внесенных в политическую систему государства изменений в России установился странный строй – конституционное самодержавие.

Накануне выборов в думу царь еще верил в преданность народа и рассчитывал, что крестьяне поддержат консервативных кандидатов. Итоги выборов оказались неожиданными. Значительное место в составе думы заняли депутаты, выступавшие за решительное обновление российского общества и цивилизованные формы и методы управления социальными процессами. Проработав всего 72 дня, дума 9 июля 1906 г. была распущена. Недолгую историю этой Думы предопределила не всегда оправданная поспешность депутатов в выдвижении ряда требований (упразднение Госсовета, расширение прав Думы, отставка правительства и подчинение его парламенту и др.), а также излишняя эмоциональность, превращавшая Заседания парламента в политические баталии и митинги.

На этом парламентаризм в России мог бы и закончиться. Но ситуация в стране была еще очень сложной, что заставило правящий режим лавировать и идти на определенные реформы. В день роспуска думы правительство возглавил П.А. Столыпин. При этом он сохранил за собой ключевой в системе управления империей пост министра внутренних дел.

В деятельности Столыпина ярко проявлялось стремление стабилизировать положение в стране путем сочетания жестких мер борьбы с революционными настроениями и постепенными реформами по обновлению старого строя. Для борьбы с революционным движением власти у Столыпина было больше, чем достаточно. Для проведения реформ требовались пропаганда в обществе новых идей и политическая поддержка. Орудием своей политики Столыпин пытался сделать I I -ю Государственную думу. Она начала работу 20 февраля 1907 г.

I I -я Дума избиралась по старому избирательному закону и, несмотря на различные манипуляции в ходе выборов, по своему составу оказалась даже левее первой. Дума учла опыт своей предшественницы и действовала осторожней, но и не хотела слепо идти в фарватере правительственной политики. После 10 мая, когда дума отказалась одобрить правительственную концепцию разрешения аграрного вопроса (указ от 9 ноября 1906 г.) и продолжала настаивать на принудительном отчуждении части помещичьих земель, ее роспуск стал неизбежен, а его конкретная дата зависела лишь от готовности нового избирательного закона.

Согласно «Основным законам» изменение порядка выборов в думу не могло быть произведено без одобрения самой думы. Но Николай II пошел на прямое нарушение закона. Из трех представленных вариантов нового Положения о выборах царь и правительство выбрали тот, который предоставлял откровенные преимущества дворянам-помещикам.

По новому закону число выборщиков от крестьян сокращалось на 46%, а от помещиков было увеличено на 1/3. Значительно сокращалось представительство в думе от национальных окраин. В результате по землевладельческой курии один выборщик приходился на 230 человек, по крестьянской – на 60 тыс., по рабочей – на 125 тыс., человек. В городах с прямыми выборами значительные преимущества были предоставлены купцам, торговцам и другим зажиточным слоям. Лица, не имевшие отдельных квартир, к выборам по городской курии не допускались. Общее число депутатов в Думе сокращалось с 542 до 442 человек.

Подстраховавшись новым избирательным законом, царь мог распустить II Думу. Для этого было сфабриковано обвинение социал-демократической партии в подготовке военного переворота. З июня 1907 г., были опубликованы манифест царя о роспуске думы и новое Положение о выборах. Этот акт вошел в историю страны как третьеиюньский государственный переворот, т. к. решение о роспуске представительного учреждения и новый избирательный закон были приняты вопреки Манифесту 17 октября.

Николаю II и Столыпину явно требовался более послушный парламент. Причем не просто послушный, а дающий возможность охранять основы самодержавия и способный проводить в жизнь правительственную программу реформ. Их усилия увенчались успехом: дворяне, составлявшие чуть более 1% населения, получили в думе 178 мест из 442, кадеты – 104, октябристы – 154 места. Исход любого голосования в думе решали октябристы, представители которых, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и М.В. Родзянко, были последовательно председателями I I -й Думы.

Так была создана «третьеиюньская система», положившая начало формированию в России буржуазной монархии, в основе которой лежал политически оформленный в думе союз помещиков с верхами буржуазии. Но для нормального функционирования такой сложной системы, как «третьеиюньская монархия», требовались почти идеальные условия, и в первую очередь длительный «покой» в стране и успех проводимых реформ. При этом в условиях достаточно длительного политического затишья после первой революции «покой» в стране определялся во многом взаимоотношениями монарха, правительства и думы.

Назвать эти отношения конструктивным сотрудничеством можно лишь с большой натяжкой. Сам царь, несмотря на определенные компромиссы думу не любил и готов был принять любые меры, лишь бы сохранить монархию в неизменном виде.

Столыпин вместо сотрудничества с парламентом стремился загрузить думу сотнями мелких законопроектов, называя их в узком кругу «законодательной жвачкой». Все чаще наиболее существенные решения премьер предпочитал проводить в обход думы. В отличие от своих предшественниц III дума работала полный срок. Она обсудила и утвердила 2197 законопроектов, но лишь немногие из них имели принципиальное значение для России.

III дума не стала подлинным парламентом, органом контроля под правительственной бюрократией. В «третьеиюньской монархии» произошла консервация прогрессивных начинающих масс, воспитанных в духе хоть и общинной, но все же демократии.

Последняя в истории самодержавной России I V Государственная дума работала с 15 декабря 1912 г. по 27 февраля 1917 г. Ее председателем был избран М.В. Родзянко. В составе думы монархисты и правые получили 185 мест, октябристы – 98, прогрессисты и кадеты 97, социал-демократы – 14, трудовики – 10. Снова, как и в III думе, сложились два большинства: правые и октябристы – 280 голосов, октябристы, кадеты и национальные партии – примерно 225 голосов. Отличие от III-й Думы состояло в том, что самой крупной фракцией теперь стали правые.

Первая мировая война приблизила массы к пониманию, что представляет собой власть, и в каком государстве они живут. Выросшая на волне социально-экономического и политического кризиса империи, в условиях небывалой дискредитации власти февральская революция в несколько дней смела 300-летнюю монархию.

В этих условиях российский парламент оказался не в состоянии возглавить движение масс. Дума, как заявил лидер партии кадетов П.Н. Милюков, будет по прежнему действовать «словом и вотумом». Общее состояние и настроения либеральной оппозиции (а значит, и большинства думы) предельно четко выразил лидер националистов В.В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце».

27 февраля 1917 г. указом царя, переданным через председателя Совета министров, Дума была распущена на каникулы и больше в полном составе не собиралась. Лишь 12 депутатов образовали Временный комитет Государственной думы и отважились создать правительство.

Так закончилась история становления российского парламентаризма в начале ХХ в.

Оценки деятельности Госдумы всех четырех созывов достаточно противоречивы. Возникнув на волне революционного движения, российский парламент в значительной мере отражал настроения противоборствующих сторон. Находясь под сильным диктатом правительства, в условиях постоянного противоборства политических сил в депутатском корпусе, дума так и не стала законотворческим и независимым парламентом. Авторитет этого представительного учреждения в российском обществе был в целом невысоким. Вместе с тем нельзя не признать, что первое в истории страны народное представительство в сложных условиях конституционного самодержавия старалось смягчить отношения между властью и обществом, внесло большой вклад в пропаганду парламентского образца российской государственности, выступало за мирную эволюцию огромной страны в цивилизованное общество.

РОССИЯ В 1900-1916 гг.

Экономическое развитие России

1. В начале XX в. Российская империя занимала первое место в мире по:

а) объему национального дохода;

б) темпам прироста национального дохода;

в) производству промышленной продукции на душу населения.

2. Характерными особенностями экономического развития Российской империи в начале XXв. являлись:

а) ведущая роль государственного регулирования в экономической жизни страны;

б) широкое привлечение иностранного капитала;

в) значительные масштабы вывоза капитала из страны;

г) высокий уровень концентрации производства;

д) преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным.

3. Быстрая монополизация экономики России объяснялась:

а) возможностью развития капитализма «вширь»;

б) изначально высоким уровнем концентрации производства;

в) разрушительным характером экономических кризисов.

4. Особая заинтересованность России в привлечении иностранных капиталов была вызвана:

а) чрезмерно высокими государственными расходами;

б) преобладанием аграрного сектора в экономике;

в) стремлением к интеграции в мировую экономику.

5. Характерными особенностями развития сельского хозяйства в России в начале XX в. являлись:

а) преобладание общинного крестьянского землевладения;

б) широкое развитие фермерских хозяйств;

в) крестьянское малоземелье;

г) рост товарности крестьянских хозяйств;

д) аграрное перенаселение;

е) быстрый переход помещичьих хозяйств на капиталистические рельсы.

6. Российская армия была по численности самой большой в мире, так как:

а) Россия стремилась к территориальным захватам;

б) России постоянно угрожали соседние государства;

в) геостратегическое положение страны было уязвимым.

7. В начале XX в. доля промышленности в

национальном доходе составляла:

8. Доля российского населения, проживавшего в начале XX в. в городах, равнялась:

9. В начале XX в. свыше 1 млн человек проживало в:

а) Петербурге;

б) Москве;

г) Одессе.

10. В России иностранные инвесторы предпочитали вкладывать деньги в:

а) сельское хозяйство;

б) легкую и пищевую промышленность;

в) тяжелую индустрию.

11. Денежная реформа в России была проведена в:

12. Главное содержание денежной реформы С. Ю. Витте состояло в:

а) понижении золотого содержания рубляn(девальвации);

б) изменении нарицательной стоимости денежных знаков (деноминации);

в) установлении золотого эквивалента рубля.

13. «Оскудением центра» современниками было названо:

а) отсутствие в Центральной России богатых залежей полезных ископаемых;

б) низкий прирост населения в центральных районах России;

в) понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России.

14. Идея введения в стране винной монополии принадлежала:

а) Николаю II;

б) С. Ю. Витте;

в) П. А. Столыпину.

15. Тульский оружейный завод:

а) входил в состав концерна «Путиловские заводы»;

б) был частным владением семьи Кнопов;

в) являлся государственным предприятием.

16. Первая трамвайная линия в Москве была введена в действие в:

17. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:

а) процесс повышения роли городов в развитии общества, сосредоточения в них промышленности и населения;

б) общество, в котором достигнут высокий уровень развития крупного промышленного производства и соответствующих ему социальных и политических отношений;

в) роспись (смета) денежных доходов и расходов государства на определенный период;

г) доход, получаемый владельцем акции, часть прибыли акционерного общества;

д) долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики.

а) Государственный бюджет; б) дивиденды; в) индустриальное общество; г) инвестиции; д) урбанизация.

Политическое развитие России

1. Главным противоречием политической системы Российской империи в начале XXв. Являлось:

а) противоречие между исполнительной и законодательной властью;

б) противоречие между тенденцией к формированию гражданского общества и неограниченной самодержавной властью;

в) наличие разногласий внутри правительства.

2. Орган исполнительной власти Российской империи в начале XXв. назывался:

а) Совет министров;

в) Кабинет министров.

3. Политическое требование, которое выдвигала в тот период земская общественность, сводилось к:

а) введению народных представителей в органы государственной власти;

б) немедленному принятию в стране конституции;

в) сохранению самодержавной власти.

4. «Я убежден, что обновить Россию по плечу только исторически сложившемуся у нас самодержавию» - эти слова принадлежат:

а) С. Ю. Витте;

б) П. Н. Милюкову;

в) В. К. Плеве.

5. Исполнителем террористического акта против В. К. Плеве был:

а) Е. С. Созонов;

б) Е. Ф. Азеф;

в) П. В. Карпович.

6. Пост министра внутренних дел после убийства В. К. Плеве занял:

а) С. Ю. Витте;

б) П. Д. Святополк-Мирский;

в) П. А. Столыпин.

7. Основными направлениями программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским были:

а) разрушение крестьянской общины;

б) введение 8-часового рабочего дня;

в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов;

г) сближение крестьян в правах с представителями других сословий;

д) расширение сферы деятельности земств.

8. П. Д. Святополк-Мирский, провозглашая курс на сотрудничество власти с земствами, ставил цель:

а) превратить Россию в конституционную монархию;

б) создать себе популярность в либеральных кругах;

в) расширить и укрепить социально-политическую основу существующего режима.

9. Правительством Николая II в конце XIX– началеXXв. в отношении Финляндии были предприняты следующие политические шаги

а) предоставление ей полной самостоятельности;

б) царь присвоил себе право издавать для Финляндии законы без согласия ее сейма;

в) были расформированы национальные воинские части;

г) был издан манифест о ведении делопроизводства в государственных учреждениях на русском языке;

д) генерал-губернатору Финляндии были предоставлены чрезвычайные полномочия.

10. Укажите, кому принадлежат следующие высказывания:

а) «Если не сделать либеральные реформы, не удовлетворить вполне естественных желаний всех, то перемены будут, и уже в виде революции»;

б) «Отчего могли думать, что я буду либералом? Я теперь не могу этого слове»;

г) «... вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

а) С. Ю. Витте; б) В. К. Плеве; в) П. Д. Святополк-Мирскому; г) Николаю II.

11. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:

а) основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан;

б) система местного всесословного самоуправления;

в) существующая вне государства и огражденная от его вмешательства совокупность высокоразвитых общественных, экономических, культурных и т. п. институтов и межличностных отношений, позволяющая реализовывать разнообразные потребности и интересы членов общества;

г) форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит выборному представительному органу;

д) форма правления и государство, во главе которого стоит одно лицо, власть которого преимущественно передается по наследству.

а) Гражданское общество; б) земство; в) конституция; г) монархия; д) республика.

Социальная структура

Российской империи

1. Укажите главную особенность социальной структуры российского общества в начале XX в.:

а) сословное деление;

б) наличие основных классов традиционного (феодального) и капиталистического обществ;

в) дифференциация населения по классовому признаку.

2. Укажите, какие социальные группы относятся к традиционному, феодальному (I), а какие - к капиталистическому (II) обществу:

а) крестьяне

д) мещанство;

е) купечество;

ж) фермерство.

3. Характерными особенностями положения русского пролетариата в начале XX в. являлись:

а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;

б) низкая продолжительность рабочего дня;

в) продуманная система социальных льгот и гарантий;

г) отсутствие элементарных гражданских прав;

д) драконовская система штрафов.

а) крестьяне;

б) эмигранты из стран Востока;

в) интеллигенция.

5. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:

а) отсутствие рабочего законодательства;

б) высокая концентрация рабочей силы;

в) слабая техническая оснащенность предприятий;

г) массовое недовольство рабочих.

6. Продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в. составляла:

а) 8 часов;

б) 11,5 часа;

в) 10 часов.

7. Отвечая отказом на требования рабочих снизить продолжительность рабочего дня, правительство ссылалось на:

а) наличие большого числа выходных дней в году, прежде всего религиозных праздников;

б) низкую производительность труда;

в) сложную международную обстановку.

8. Приведите в соответствие имена и факты:

а) А. И. Путилов;

б) С. Т. Морозов;

в) П. М. Третьяков;

г) Н. И. Прохоров;

д) А. Л. Шанявский.

а) Гран-при на Всемирной выставке в Париже за заботу о быте рабочих; б) открытие галереи русского реалистического искусства в Москве; в) материальная помощь революционным организациям; г) открытие в Москве народного университета; д) основание Русско-Азиатского банка.

9. Кулаками в начале века в России называли:

а) сельских ростовщиков;

б) зажиточных крестьян;

в) крестьян, выделившихся из общины.

10. Главным арендатором земли в начале XX в. выступали:

а) крестьяне;

б) представители буржуазии;

в) помещики.

11. Большинство помещичьих хозяйств к началу XX в. так и не перешло на буржуазные рельсы, поскольку:

а) это требовало больших капиталов, а их у помещиков не было;

б) у русских помещиков отсутствовали необходимые психологические установки;

в) в поземельных отношениях сохранялась полуфеодальная эксплуатация крестьян.

12. Испольщина - это:

а) коллективное пользование покосными лугами;

б) вид аренды, при котором арендатор расплачивается с владельцем земли половиной урожая;

в) сдача в аренду сельскохозяйственной техники.

13. Укажите, каких прав были лишены государственные чиновники в начале XX в. :

а) участвовать в деятельности политических партий;

б) заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью;

в) владеть землей;

г) вступать в брак с иностранцами.

14. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

а) социальная группа в докапиталистических обществах, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями;

б) большие социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доходов;

в) лица, не имеющие определенного социального положения;

г) часть не востребованного производством населения, необходимый элемент рынка рабочей силы.

а) Маргиналы; б) резервная армия труда; в) сословие; г) классы.

Первая русская революция

1. «Гвоздем» первой революции современники назвали требование:

а) 8-часового рабочего дня;

б) уничтожения помещичьего землевладения;

в) создания в стране органов народного представительства.

2. 29 января 1905 г. специальным императорским указом была образована комиссия под руководством С. И. Шидловского, получившая задание:

а) изучить причины, приведшие к расстрелу мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г., и наказать виновников трагедии;

б) подготовить указ о передаче части помещичьих земель крестьянам;

в) изучить условия труда и быта рабочих

для последующего принятия мер.

3. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

а) образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных;

б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;

в) расстрел мирного шествия рабочих в Петербурге;

г) вооруженное восстание в Москве;

д) Всероссийская политическая стачка.

4. Известно, что в 1905 г. Николай II был склонен подавить революцию силой и в этой связи намеревался назначить военного диктатора. Однако, по воспоминаниям начальника канцелярии Министерства императорского двора А. А. Мосолова, человек, которого император прочил в диктаторы, заявил: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах...» Это был:

а) великий князь Николай Николаевич, командующий войсками гвардии в Петербургском военном округе;

б) Ф. В. Дубасов, московский генерал-губернатор;

в) Д. Ф. Трепов, петербургский генерал-губернатор.

5. Подавлением вооруженного восстания в Москве «прославился» гвардейский полк:

а) Волынский;

б) Семеновский;

в) Преображенский.

6. Первым председателем Петербургского Совета рабочих депутатов (октябрь 1905 г.) был избран:

а) Г. В. Плеханов;

б) Л. Д. Троцкий;

в) Г. С. Хрусталев-Носарь.

7. Правительственными войсками, в декабре 1905 г. жестоко подавившими восстание московских рабочих в районе Пресни, командовал:

а) адмирал Ф. В. Дубасов;

б) генерал А. Н. Меллер-Закомельский;

в) генерал С. С. Хабалов.

8. Приведите в соответствие события, даты и города:

а) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;

б) выступление моряков под предводительством лейтенанта П. П. Шмидта;

в) образование Совета рабочих уполномоченных;

г) расстрел мирного шествия рабочих;

д) вооруженное восстание.

а) Петербург; б) Москва; в) Иваново-Вознесенск; г) Севастополь; д) Одесса.

9. Отметьте требования из петиции рабочих Николаю II, которые были удовлетворены правительством в ходе первой русской революции:

а) создание в стране органов народного представительства;

б) введение в стране демократических прав и свобод;

в) всеобщее обязательное бесплатное образование;

г) отделение церкви от государства;

д) отмена выкупных платежей;

е) 8-часовой рабочий день.

10. Главный итог революции 1905-1907 гг. заключался в:

а) ликвидации помещичьего землевладения;

б) удовлетворении экономических требований рабочего класса;

в) появлении законодательного представительного органа власти.

Становление многопартийности

в России

1. Назовите особенности зарождения многопартийности в стране:

а) более раннее по сравнению с европейскими странами появление политических партий;

б) первыми возникли социалистические партии;

в) организация политических партий стала возможной исключительно благодаря усилиям интеллигенции;

г) незначительное число политических партий;

д) значительное число политических партий.

Царь испугался, издал манифест:

«Мертвым свобода! Живых - под арест!»

Тюрьмы и пули

Народу вернули.

Так над свободой поставили крест.

По своим политическим взглядам поэт принадлежал к:

а) либералам;

б) черносотенцам;

в) социал-демократам.

3. На IIсъезде РСДРП (1903) сторонники Ленина получили название «большевики», так как они:

а) имели численное большинство на съезде;

б) обеспечили себе большинство при выборах в центральные органы партии;

в) преобладали в составе низовых партийных организаций.

4. Аграрная часть Программы РСДРП была пересмотрена в:

5. Проект «муниципализации» земли выдвинули:

а) большевики;

б) меньшевики;

в) кадеты.

6. Программа «муниципализации» земли предусматривала:

а) национализацию всей земли в стране;

б) конфискацию помещичьей земли;

в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;

д) передачу земли в распоряжение местных органов власти.

7. Эсеровская программа «социализации» земли предусматривала:

а) изъятие земли из товарного оборота;

б) распределение земли по потребительской или «трудовой» норме;

в) передачу земли в собственность государства;

г) передачу земли в распоряжение крестьянских общин;

д) конфискацию помещичьей земли.

8. Требование 8-часового рабочего дня не вошло в программу:

б) конституционно-демократической партии;

в) партии социалистов-революционеров.

9. Федеративного устройства государства требовала:

в) конституционно-демократическая партия.

10. Идеями и требованиями программы конституционно-демократической партии были:

а) ликвидация самодержавия;

б) ограничение самодержавия парламентским демократическим органом;

в) право наций на самоопределение;

г) сохранение, единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии;

д) введение демократических прав и свобод.

11. Идеями и требованиями программы «Союза русского народа» были:

а) установление конституционной монархии;

б) сохранение и укрепление самодержавной власти;

в) Россия для русских;

г) созыв Государственной думы;

д) введение всеобщего избирательного права.

12. Назовите лидеров следующих партий:

а) конституционно-демократической;

в) социалистов-революционеров;

д) «Союза русского народа».

а) А. И. Гучков; б) В. И. Ульянов; в) П. Н. Милюков; г) А. И. Дубровин; д) В. М. Чернов.

13. В начале XX в. жертвами эсеровского террора стали:

а) генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович;

б) министр внутренних дел В. К. Плеве;

в) генерал-губернатор Петербурга Д. Ф. Трепов;

г) депутат Государственной думы М. Я. Герценштейн.

Опыт российского парламентаризма

а) А. Г. Булыгин;

б) П. А. Столыпин;

в) П. Н. Дурново.

2. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:

3. В России избирательных прав были лишены:

а) женщины;

б) молодежь до 25 лет;

в) рабочие крупных промышленных пред-

г) военнослужащие;

д) чиновники.

4. Принципами, характерными для российской избирательной системы, были:

а) прямое участие в выборах всего населения;

б) равное участие в выборах всего населения;

в) куриальная система выборов;

г) многостепенная система выборов.

5. Статья 87 Основных законов Российской империи предусматривала право императора:

а) издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;

б) распускать Думу по своему усмотрению;

в) изменять избирательный закон.

а) являлся верхней законодательной палатой;

б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной думы;

в) контролировал исполнение решений Государственной думы.

7. По указу от 20 февраля 1906 г. принцип комплектования состава Государственного совета изменился, а именно:

а) в его избрании участвовало все население страны;

б) к его выборам были допущены только представители дворянского сословия;

в) половина членов Государственного совета избиралась элитарными организациями, половина - назначалась императором.

8. 16 апреля 1905 г. С. Ю. Витте был отправлен в отставку с поста председателя Совета министров по той причине, что он:

а) всячески затягивал открытие I Государственной думы;

б) собирался стать депутатом Думы;

в) уверял Николая II, что с появлением Думы прекратятся революционные выступления, но этого не произошло.

9. Вместо С. Ю. Витте на пост председателя Совета министров был назначен:

а) А. Г. Булыгин;

б) И. Л. Горемыкин;

в) П. А. Столыпин.

10. I Государственная дума работала с:

11. В I Государственной думе самой многочисленной была фракция:

а) трудовиков;

б) монархистов;

в) кадетов.

12. Выборы в I Государственную думу бойкотировали:

а) социал-демократы;

в) монархисты.

13. I Государственная дума была названа «Думой народных надежд», так как:

а) с ее открытием в обществе связывали переход России к парламентаризму;

б) крестьяне надеялись получить из ее рук

помещичью землю;

в) народ ждал от нее принятия конституции.

14. «Проект 104-х», внесенный в I Государственную думу Трудовой группой 23 мая 1906 г., предусматривал:

а) немедленный переход всей земли с ее недрами и водами в общенародную собственность;

б) отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;

в) создание «общенародного земельного фонда»;

г) немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю;

д) наделение землей всех желающих обрабатывать ее своим трудом;

е) наделение землей в пределах «трудовой нормы».

15. Причиной роспуска I Государственной думы стало:

а) думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;

б) принятие Думой решения об отставке правительства И. Л. Горемыкина;

в) убийство депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса.

16. После роспуска I Государственной думы часть депутатов по инициативе кадетской фракции собралась в Выборге, чтобы выработать воззвание к населению. Они призывали народ к:

а) пассивному сопротивлению - не платить налоги, не выполнять воинскую повинность;

б) вооруженному восстанию;

в) одобрению действий правительства.

17. II Государственная дума работала с:

18. Самой многочисленной во II Государственной думе была фракция:

а) кадетов;

б) трудовиков;

в) социал-демократов.

19. II Государственная дума была названа «красной» потому, что:

а) в ее работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;

б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;

в) она заседала в Красном зале Таврического дворца.

20. События, связанные с роспуском IIДумы и публикацией нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились государственным переворотом потому, что:

а) Дума была разогнана при помощи армии;

б) император не имел права распускать Думу;

в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.

а) помещики;

б) представители буржуазных слоев;

в) интеллигенция.

22. Выборы в IIIГосударственную думу бойкотировала:

б) партия социалистов-революционеров;

в) монархическая партия.

23. Наибольшее количество мест в IIIГосударственной думе получила партия:

а) конституционно-демократическая;

в) «мирного обновления».

24. 26 июля 1914 г. состоялось специальное заседание IVГосударственной думы, на котором был заключен так называемый священный союз между депутатами. Главным итогом этого заседания стало то, что:

а) почти все депутаты, за исключением монархистов, голосовали против вступления России в мировую войну;

б) депутаты выразили недоверие правительству;

в) почти все депутаты, за исключением социал-демократов, голосовали за принятие военных кредитов.

25. В ноябре 1914 г. вопреки депутатской неприкосновенности было арестовано пять депутатов IVГосударственной думы. Они представляли фракцию:

а) кадетов;

б) эсеров;

в) большевиков.

26. Укажите председателей Думы:

а) Ф. А. Головин; б) Н. А. Хомяков,

А. И. Гучков, М. В. Родзянко;

в) М. В. Родзянко; г) С. А. Муромцев.

Реформы П. А. Столыпина

1. Аграрная программа П. А. Столыпина предусматривала такие меры, как:

а) ликвидация помещичьего землевладения;

б) широкое развитие кооперативного движения;

в) свободный выход крестьян из общины;

г) переселение крестьян за Урал;

Д) запрещение свободной купли-продажи земли.

а) отвлечении внимания крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель;

б) превращении России в правовое государство;

в) формировании рыночных отношений в аграрном секторе.

3. Аграрная реформа П. А. Столыпина была направлена на:

а) разрушение общинной психологии русского крестьянства;

б) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников;

в) ликвидацию крупных земельных собственников.

4. Русские крестьяне не хотели выходить из общины:

а) из-за отсутствия государственной поддержки индивидуальных хозяйств;

б) под воздействием революционной пропаганды;

в) в силу сложившихся психологических стереотипов.

а) сам был крупным помещиком;

б) по его мнению, эта идея противоречила

нормам правового государства;

в) считал, что реализация этой идеи приведет к бесконечным переделам собственности.

6. Льготами, предоставляемыми крестьянам переселенцам, были:

а) освобождение от воинского призыва;

б) денежное пособие;

в) бесплатное предоставление техники;

г) право беспошлинной торговли на внешнем рынке.

7. В ходе столыпинской аграрной реформы крестьяне выдвинули такую форму самоорганизации, как:

а) волостные крестьянские советы;

б) Всероссийский крестьянский союз;

в) сельскохозяйственные кооперативы.

8. После введения военно-полевых судов (указ от 19 августа 1906 г.) современники стали называть виселицы «столыпинскими галстуками». Автором этого выражения был:

а) депутат Государственной думы кадет Ф. И. Родичев;

б) лидер большевиков В. И. Ленин;

в) отставной премьер-министр С. Ю. Витте.

9. Аграрную реформу Столыпина поддерживала партия:

а) социалистов-революционеров;

в) «Союз русского народа».

10. Николай II перестал поддерживать Столыпина, поскольку:

а) увидел в его начинаниях угрозу самодержавной власти;

б) опасался оказаться в тени яркой фигуры министра;

в) был против разрушения крестьянской общины.

11. Террористический акт против П. А. Столыпина совершил:

а) Е. Ф. Азеф;

б) Д. Г. Богров;

в) Б. 3. Савинков.

12. Председателем Совета министров после гибели Столыпина стал:

а) И. Л. Горемыкин;

б) В. Н. Коковцов;

в) Б. В. Штюрмер.

13. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:

а) форма организации производства и труда, основанная на групповой собственности, форма связей между предприятиями, занятыми совместным производством определенной продукции;

б) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне;

в) участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.

а) Хутор; б) кооперация; в) отруб.

Внешняя политика Николая II

1. В начале царствования Николая II особая заинтересованность России в мирной Европе объяснялась тем, что:

а) страна не имела союзников среди ведущих европейских держав;

б) ее военно-промышленный потенциал значительно уступал потенциалу европейских держав;

в) мир в Европе облегчал установление господства России в Восточной Азии.

2. Для установления мира в Европе Николай II:

а) заключил договор с Великобританией;

б) инициировал созыв международной конференции по проблемам всеобщего разоружения;

в) признал первенство Австро-Венгрии на Балканах.

3. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:

а) гибель крейсера «Варяг»; б) оборона Порт-Артура; в) Цусимская битва; г) Брусиловский прорыв; д) Портсмутский мир.

4. Приведите в соответствие имена и факты:

а) С. Ю. Витте;

б) Николай II;

в) С. О. Макаров;

г) А. М. Стессель;

д) А. Н. Куропаткин;

е) 3. П. Рожественский.

а) Гаагская международная конференция; б) гибель крейсера «Петропавловск»; в) заключение Портсмутского мира; г) Цусимское сражение; д) сдача Порт-Артура; е) Мукденская катастрофа.

5. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:

а) В. В. Верещагин;

б) И. К. Айвазовский;

в) А. И. Куинджи

6. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

а) сражение под Ляояном;

б) падение Порт-Артура;

в) сражение у реки Шахэ;

г) Цусимская битва;

д) сражение под Мукденом.

7. Портсмутский мирный договор предусматривал:

а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн золотых рублей;

б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

в) передачу Японии Южного Сахалина;

г) передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.

8. В начале XXв. «пороховым погребом Европы» называли:

а) польские земли, входившие в состав России;

б) Балканы;

в) Германскую империю.

9. Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период первой мировой войны был:

а) Николай II;

б) великий князь Николай Николаевич;

в) А. А. Брусилов.

10. Главнокомандующим Юго-Западного фронта 1916 г. был:

а) А. А. Брусилов;

б) Я. Г. Жилинский;

в) А. В. Самсонов.

11. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 г. оказали:

а) суровые погодные условия;

б) нехватка снарядов;

в) наличие немецких шпионов при царском дворе.

12. Успешными для русских войск в первой мировой войне были:

а) Галицийская операция (август-сентябрь 1914 г.);

б) Горлицкий прорыв (апрель-июнь 1915 г.);

в) Эрзерумская операция (декабрь 1915 г. - февраль 1916 г.).

13. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

а) Брусиловский прорыв;

б) Восточно-Прусская операция;

в) Галицийская операция;

г) эвакуация русских войск из Варшавы;

д) Горлицкий прорыв.

Обострение внутриполитической ситуации

1. Истинная цель нашумевшего судебного процесса 1913 г., получившего название «дело Бейлиса», заключалась в стремлении правительства:

а) раскрыть разветвленную немецкую шпионскую сеть;

б) вызвать новый взрыв антисемитизма;

в) разгромить крупнейшую террористическую организацию.

2. В конце 1914 г. Николай П письменно уведомил председателя Совета министров В. Н. Коковцова о его отставке. Аргументируя это решение, император, в частности, писал: «... быстрый ход внутренней жизни и поразительный подъем экономических сил страны требуют принятия решительных и серьезных мер, с чем может справиться только свежий человек». Этим «свежим» человеком, назначенным императором на пост премьера-министра после отставки Коковцова, был:

а) И. Л. Горемыкин;

б) П. Н. Милюков;

в) А. В. Кривошеин.

3. В 1915 г. председатель IVГосударственной думы М. В. Родзянко назвал «величайшей ошибкой» николаевского царствования:

а) создание «Прогрессивного блока»;

б) арест военного министра В. А. Сухомлинова;

в) принятие Николаем IIна себя обязанностей Верховного главнокомандующего.

4. Укажите, какой фактор стал решающим в быстрой перестройке российской экономики на военный лад:

а) объединение усилий государства и частного капитала;

б) всеобщая трудовая мобилизация населения;

в) приток иностранных инвестиций.

5. «Прогрессивный блок» - это:

а) организация прогрессивно мыслящей интеллигенции;

б) научно-техническое общество;

в) межпартийная коалиция депутатов Думы и Государственного совета.

6. «Прогрессивный блок» выступал за:

а) немедленное окончание войны;

б) замену самодержавной монархии демократической республикой;

в) создание правительства «общественного доверия», ответственного перед Думой.

7. В убийстве Распутина участвовал:

а) П. Н. Милюков;

б) В. М. Пуришкевич;

в) В. В. Шульгин.

8. В 1915 г. за неподготовленность русской армии к войне был отдан под суд:

а) военный министр В. А. Сухомлинов;

б) управляющий Министерства путей сообщения А. Ф. Трепов;

в) министр императорского двора В. Б. Фредерике.

9. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений соответствуют исторической действительности:

а) в 1916 г. в России произошло катастрофическое падение выпуска вооружений;

б) в благодарность за оказанные в войне услуги Николай II ввел представителей крупной буржуазии в правительство;

в) осенью 1916 г. в Москве и Петрограде ощущалась острая нехватка продовольствия;

г) кадеты и октябристы резко осудили правительство за начало военных действий против Германии;

д) лидер большевиков В. И. Ленин выдвинул лозунг поражения своего правительства в войне;

е) позицию Ленина по отношению к войне поддержал старейший русский марксист Г. В. Плеханов.

Серебряный век русской культуры

1. Укажите, какие из приведенных ниже утверждений не соответствуют исторической действительности:

а) в 1908 г. в Российской империи было введено всеобщее начальное образование;

б) в начале XX в. в России доступ к получению высшего образования имели все сословия;

в) в начале XX в. уровень грамотности населения Российской империи был самым низким среди ведущих мировых держав;

г) расходы русского правительства на образование постоянно снижались.

2. Лауреатами Нобелевской премии являлись:

а) Д. И. Менделеев;

б) И. И. Мечников;

в) И. П. Павлов.

3. Укажите область исследований ниженазванных ученых:

а) П. Н. Лебедев;

б) В. И. Вернадский;

в) И. П. Павлов;

г) И. И. Мечников;

д) Н. Е. Жуковский;

е) К. Э. Циолковский;

ж) В. О. Ключевский.

а) Физиология; б) иммунология; в) история России; г) физика электромагнитных волн; д) ракетостроение; е) аэродинамика; ж) учение о биосфере.

4. Первый русский автомобиль назывался:

а) «Руссо-Балт»;

в) «Русский витязь».

5. Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк - это:

в) участники «Русских сезонов» в Париже.

6. «Мы были и есть первые большевики в искусстве» - это лозунг:

а) акмеистов;

б) символистов;

в) футуристов.

7. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:

а) И. П. Аргунов; б) В. В. Кандинский;

в) А. В. Лентулов; г) К. С. Малевич;

д) Р. Р. Фальк; е) М. З. Шагал.

8. Укажите, кому из перечисленных художников начала XX в. принадлежат названные ниже произведения:

а) В. А. Серов;

б) Б. М. Кустодиев;

в) К. С. Петров-Водкин;

г) Н. И. Альтман;

д) К. С. Малевич;

е) М. А. Врубель.

а) «Купание красного коня» (1912); б) портрет А. А. Ахматовой (1914); в) «Черный квадрат» (1913); г) «Похищение Европы» (1910); д) «Демон поверженный» (1902); е) «Купчиха» (1914).

9. Художники объединения «Голубая роза» принадлежали к:

а) примитивистам;

б) символистам;

в) кубистам.

10. Деятельность «Мира искусства» отражала идею:

а) синтеза различных видов искусств;

б) возвращения к народным традициям;

в) отрицания предшествующего культурного опыта.

11. Организатором «Русских сезонов» в Париже в 1907-1913 гг. был:

а) А. Н. Бенуа;

б) С. П. Дягилев;

в) Ф. И. Шаляпин.

12. Укажите, кто внес значительный вклад в развитие:

а) балета;

в) театра;

г) кинематографа.

а) А. А. Горский; б) Т. П. Карсавина; в) В. Ф. Комиссаржевская; г) В. Э. Мейерхольд; д) В. Ф. Нижинский; е) А. П. Павлова; ж) Я. А. Протазанов; з) Л. В. Собинов; и) К. С. Станиславский; к) В. В. Холодная; л) Ф. И. Шаляпин; м) М. М. Фокин.

13. Первый российский художественный кинофильм, вышедший на экраны в 1908 г., назывался:

а) «Пиковая дама»;

б) «Женщина с кинжалом»;

в) «Стенька Разин и княжна».

14. Первый российский полнометражный фильм, появившийся в 1911 г., назывался:

а) «Оборона Севастополя»;

б) «Песнь торжествующей любви»;

в) «Дворянское гнездо».

15. Вклад М. Е. Пятницкого в русскую культуру в том, что он:

а) организовал первую театральную школу-студию;

б) основал русский народный хор;

в) создал первую в стране киностудию.

16. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

а) литературное направление, представители которого видели цель творчества в подсознательно-интуитивном постижении тайных смыслов жизни, находящихся вне пределов чувственного опыта;

б) направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и эстетику современной урбанистической цивилизации с ее динамикой и безличностью;

в) направление в русской поэзии начала XX в.,

выступавшее за конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального смысла.

а) Акмеизм; б) символизм; в) футуризм.

Погодина Людмила Ростиславовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ»

Мариинско-Посадский район ЧР

Развитие парламентаризма в России

В соответствии с письмом Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики от 01.04.2011 г. №02/25-1753 с целью более глубокого ознакомления учащихся с историей, развитием и современной законодательной базой парламентаризма в России, с работой Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, где предполагалось подготовить учащихся к разговору о деятельности Государственной Думы , законодательной власти не только по учебнику, материалам СМИ, но и из жизненных наблюдений.

Данная тема посвящена 105-летию учреждения I Государственной Думы в России и изучается согласно рабочей программы по обществознанию в разделе «Парламентаризм» и «Правовое государство».

На открытом уроке “Развитие парламентаризма в России” предполагает получение учениками знаний по истории развития парламентаризма в России, о функциях и устройстве законодательной власти. Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства.

Цели: подвести учащихся к пониманию о центральном законодательном органе России – Федеральном Собрании и деятельности Государственной Думы.

Содействовать развитию исторического мышления путем достижения адекватного раскрытия плюсов и минусов российского представительства, формирование навыков ведения дискуссий, продолжить формирование работы с документами. Воспитание активной жизненной позиции, интереса к политической жизни страны

Ожидаемые учебные результаты:

1.Знания – история законодательной власти; что такое парламентаризм; описать устройство законодательной власти в России; рассказать о главной задаче законодательной власти и о порядке внесения законопроектов в Государственную Думу и их рассмотрении.

2.Умения и навыки – выступать публично; работать с нормативно-правовыми актами; анализировать и оценивать свою деятельность по изучению данной темы.

3.Отношения, ценности, внутренние установки – задуматься о роли законодательной власти.

Основные понятия: парламентаризм, парламент, законодательная власть, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума.

Оборудование: электронная презентация к уроку (созданная в Microsoft Office PowerPoint) ; компьютер с мультимедийным проектором, дидактический материал, учебник, документы.

Форма проведения: урок с применением элементов дискуссии.

Объявление темы занятия, учебных результатов и хода занятия

План

1. История развития парламентаризма в России

    Российский парламентаризм

    Практическая работа

    Как принимаются законы.

Ход урока

I .Изучение новой темы

1. История развития парламентаризма в России.

Наша сегодняшняя тема посвящена знаменательной дате. 27 апреля исполнится 105 лет со дня начала работы 1-й Государственной Думы России. За прошедшие 105 лет многое изменилось, общество и государство живут по новым демократическим правилам и нормам, действует полноценное избирательное законодательство. Но традиции, заложенные первыми думами, получили продолжение в деятельности современных парламентариев. Анализ событий 105-летней давности полезны и актуальны.

Классической формой современной представительной демократии является парламентаризм.

Словарная работа. (слайд 3)

Парламентаризм – это система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, для которых характерно чёткое разделение законодательной и исполнительной власти при ведущем положении парламента.

Парламент – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции.

Работа с кластером .(ученики у доски пишут слова –ассоциации)

Депутат Закон

Государственная Дума Совет Федерации

Нижняя палата Верхняя палата

Едина Россия Дебаты

Выборы Сессия

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является парламент.

Как же проходили выборы в Государственную Думу первого и второго созыва? Для этого рассмотрим схему.

Работа со схемой.

Выборщики губернского избирательного собрания


Избирательные курии

Земледельческая Городская Крестьянская Рабочая


Земледельцы- Горожане Уполномочен- Уполномочен-

помещики ные волостей ные рабочих

1 выборщик 1 выборщик Волостные Выборы

от от 7 тыс. сходы уполномоченных

горожан

1 выборщик от 1 выборщик от

2 тыс. 230 30 тыс. 60 тыс. 90 тыс. 125 тыс.

помещиков помещиков крестьян крестьян рабочих рабочих

(закон от (закон от (1905 г.) (1907 г.) (1905 г.) (1907 г.)

11.12.1905г.) 3.06.1907г.)

Каковы этапы развития парламентаризма в России?

Сообщение учащихся (опережающее задание)

Ученик 1.(Слайд 4). Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением.

Начало представительного правления в России ознаменовалось работой I Государственной Думы 27 апреля 1906 г., которая была учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. Российское представительство возникло с третьей попытки – после конституционных планов Александра I и проектов, выдвинутых в ходе реформ 60-70 –х гг. XIX в.

Выборы в Думу были не всеобщими. Были лишены права голоса женщины, свыше 2 миллионов мужчин-рабочих, кочевные народы, военнослужащие, молодёжь до 25 лет. Избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов. Избирательные права были представлены только рабочим, занятым в предприятиях фабрично-заводской и горной промышленности. По рабочей курии к выборам допускались рабочие с предприятий, имевших не менее 50 рабочих. Предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 посылали одного уполномоченного. Выборы были не прямыми, а многостепенные. Выборы фактически были не тайные.

На выборах победили кадеты и заняли руководящее положение в Дусе. Они получили 179 мандатов, т.е 1/3 голосов. Крестьянские депутаты объединились во фракцию трудовиков, насчитывавшую 94 человека. Всего в I Государственной Думе было 478 депутатов. Председателем I Государственной Думы был избран кадет С.А.Муромцев.

По закону Государственная Дума созывалась на 5 лет; её депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет и делать запросы министрам, назначавшимся царём. Законопроект, прошедший через Думу, должен был получить утверждение Государственного Совета и царя. В Государственной Думе были выдвинуты две основные аграрные программы: законопроект кадетов, известный под названием «Проект 42-х», и законопроект трудовиков – «Проект 104-х». Кадетская фракция в своём проекте стояла за сохранение помещичьих хозяйств. Трудовики предлагали произвести уравнительное наделение крестьян землёй по «трудовой норме».

За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.

9 июля 1906 г. царским манифестом Первая Дума была распущена, проработала 72 дня.

Ученик 2. (Слайд 5). Выборы во II Государственную Думу (20 февраля – 2 июня 1907 г.) происходили в обстановке спада революции. Председателем Думы был избран кадет Ф.А.Головин. В этих условиях большевики решили принять участие в выборах. Выборы стали ареной ожесточенной борьбы между большевиками и кадетами. Меньшевики и эсеры, ссылаясь на черносотенную опасность, вели политику поддержки кадетов. Всего было избрано 518 депутатов.

Центральным во II Государственной Думе был аграрный вопрос. II Государственная Дума не оправдала надежд царизма. Кадетам не удалось повести за собой крестьянских депутатов, которые сплачивались вокруг социал-демократов. Тон во II Думе задавали левые партии. Они потребовал полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всей земли в общенародную собственность. Роспуск II Думы стал неизбежным. В качестве предлога для разгона Государственной Думы царским правительством было использовано сфабрикованное охранкой провокационное обвинение в военном заговоре социал-демократов. Царское правительство нарушило обещание, данное им в Манифесте 17 октября 1905 г. о том, что ни один закон не может получить силу без одобрения его Государственной Думы.

В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.

Ученик 3.(Слайд 6). 3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон. Он сохранил деление избирателей на 4 курии – земледельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Всего было избрано 422 депутатов.

Первое заседание III Государственной Думы состоялось 1 ноября 1907 г. Председателями были октябристы – Н.А.Хомяков (1907-1910 гг.), а затем А.И.Гучков (1910-1911 гг.) и М.В.Родзянко (1911-1912 гг.).

Полное одобрение встречала со стороны III Государственной Думы политика Столыпина по отношению к национальным меньшинствам. В 1910 г. Дума одобрила законопроект, который ввёл в Финляндии общеимперское законодательство. В центре внимания Думы стояли вопросы столыпинской аграрной политики. Дума одобрила указ 9 ноября 1906 о выходе из общины, но и внёс в него ряд дополнений, которые должны были ещё более усилить насильственную ломку общины в пользу кулаков (закон от 14 июня 1910 г.). Этот закон признал личными собственниками в принудительном порядке всех крестьян в тех общинах, где не было общих переделов в течение 24 лет. В 1912 г.завершила свою деятельность III Государственная Дума.

Ученик 4. (Слайд 7). IV Государственная Дума открылась 15 ноября 1912 г. Всего было избрано 442 депутатов. Председателем стал октябрист М.В.Родзянко. В IV Государственной Думе чаще наблюдались оппозиционные голосования. С вступлением России в 1914 г. в первую мировую войну Дума поддержала Россию. В мае 1915 г. было образовано «Особое совещание» по снабжению армии, в которое, наряду с представителями министерств, вошли члены Государственной Думы и Государственного совета и промышленности.

19 июля 1915 г. собралась 4-я сессия Думы. В поисках средств, которые могли бы укрепить власть создали «Прогре ссивный блок» - либерально-октябристский блок для соглашения с царём на программе реформ и мобилизации промышленности для победы над Германией. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года.

Учитель . В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро.

После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.

2. Российский парламентаризм . Законодательная власть (Слайд 8).



В 90 -е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой полити­ческой системы. Выборы в Государственную Думу проходи­ли в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 гг. С 1995 г. Государственная Дума избирается на 4 года. По Конституции Государственная Ду­ма утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Централь­ного банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разра­ботка законодательства, внесение и рассмотрение законо­проектов.

В Государственной Думе работают 450 депутатов. Первоначально 225 депу­татов избирались по территориальным округам, 225 - по партийным спискам. Большую роль в деятельности Государственной Думы в 90-е гг. играли политические партии.

Работа с документом . ( Класс делится на пять групп )

На основании анализа статистических данных состава Государственной думы ( Приложение 1-5 ) сделать самостоятельные выводы: какие политические партии попали в Думу? (Слайды 9 – 13)

Физкультминутка.

3.Практическая работа

Работа учащихся с основным источником Конституция РФ: статьи 94-106 глава V . Цель: выявить особенности парламентаризма в нашей стране. Ответы на вопросы.

Как вы понимаете фразу: «Парламент – это представительный орган»?

Ответ учащихся. Федеральное собрание - это представительный орган. Это оз­начает, что он должен выражать интересы и волю всего народа, а не только лиц, участвовавших в из­брании депутатов. Справедливо говорят, что парламент - это срез общества (население выбирает тех, кому доверяет представлять свои интересы).(Статья 94)

Почему парламент называют законодательным органом?

Ответ учащихся. Парламент - это законода­тельный орган. Принятие законов и бюджета - его основная задача. (Статья 94)

Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

Ответ учащихся . Федеральное собрание со­стоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Совет Федерации утвержда­ет или отклоняет законы, приня­тые Государственной думой, и по­этому его еще часто называют верхней палатой парламента, хотя в Конституции термины «верхняя палата» и «нижняя палата» не употребляются. (Статья 95 п.1)

Кто входит в Совет Федерации, и чьи интересы представляют его члены.

Ответ учащихся . Совет Федерации РФ - одна из палат Федерального собрания РФ. Совет Федерация представляет интересы субъектов Российской Федерации. Так как в Совет Федерации входят по два представится от каждого субъекта Федерации. (Статья 95 п.2)

Чем занимается Совет Федерации?

Ответ учащихся. Главной функцией Совета Федерации как палаты парламента является участие в за конодательной деятельности.

Кроме того, Совет Федерации:

Утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

Решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

Назначает выборы Президента РФ;

Решает вопрос об отрешении Президента от должности;

Назначает судей Конституционного, Верховного и Высшей Арбитражного судов РФ, Генерального прокурора

Назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов. (Статья 102)

Назовите состав Государственной Думы?

Ответ учащихся. По Конституции РФ Государственная дума состоит из 450 депутатов. (Статья 95 п.3) Депутатом Государственной думы может быть человек, достиг­ший 21 года. Депутат представляет не народ округа, который его избрал, а народ всего государства. Д епутат -это посланник народа, его представитель в законодательном органе государства. (Статья 97 п.1)

Назовите основные функции Государственной Думы?

Ответ учащихся. Главное назначение Государственной Думы состоит в принятии законов. (Статья 105 п.1)

К ведению Государственной Думы относятся:

Дает согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

Решает вопрос о доверии Правительству Российской Федера­ции;

Назначает и освобождает от должности Пред­седателя Центрального банка РФ;

Назначает и освобождение от должности Предсе­дателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Назначает и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с фе­деральным конституционным законом;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента Российской Феде­рации для отрешения его от должности. ( Статья 103)

4. Как принимаются законы.

Учитель. Главной функцией Государственной думы является принятие законов. Право вносить на рассмотрение Государственной думы предварительные тексты законов предоставлено не каждому. Право вносить на рассмотрение Государственной Думы проекты законов называют правом законодательной инициативы .

Кому предоставлено право законодательной инициативы? (слайд 14)

Ответ учащихся . Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ. (Статья 104)

Учитель . Принятие закона – длительная и сложная работа. С текстом законопроекта знакомятся депутаты. Его предварительно рассматривают в комитетах. Затем проект закона передается на рассмотрение Государственной Думы. Законопроект рассматривается в три этапа.

Закон считается принятым, если за его принятие проголосует большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней передается в Совет Федерации.

Согласно со статьёй 105 Конституции РФ Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый закон. Одобрить его или отклонить.

Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту страны. Если закон подписан президентом РФ, он должен, опубликован в «Собрании законодательства РФ» и в «Российской газете». После этого закон приобретает общеобязательную силу. (слайд 15, 16)

Что происходит, если Президент РФ отклонил закон?

Ответ учащихся. Президент имеет право отлагательное вето. Повторное рассмотрение закона начинается с выступления представителя Президента РФ, который должен довести до парламента точку зрения Президента РФ. После этого голосование депутатов ставится редакция закона, предложенная Президентом РФ. Закон в редакции Президента считается принятым, если за него проголосуют более половины общего числа депутатов.

Если же депутаты не поддержали предложение Президента РФ, то они голосуют за принятие закона в прежней редакции. Но в этом случае закон будет принят, если за него проголосует более 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы и более 2/3 членов Совета Федерации.

II . Закрепление.

1. Парламент как государственный орган зародился в XIII в. в Англии.

2. Российский парламент называется Федеральным собранием. Он состоит их двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

3. Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации: республик, краев, областей. В него входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

4. Депутатом Государственной Думы может быть человек, достигший 21 года.

5. Выборы депутатов Государственной Думы являются всеобщими, равными, прямыми, тайными.

6. Главное назначение Государственной Думы состоит в принятии законов.

Тестирование

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке?

Какие трудности вы испытывали?

Домашняя работа. Подготовить информацию об устройстве законодательной власти в Чувашской Республике.

Сообщение оценок.

Использованная литература

Боголюбов А.Н., Лазебникова А.Ю. Учебник «Человек и общество». Просвещение. М. 2004

БСЭ т.12 с.283

Валуев О.В., Клоков В.А. Всемирная история. Россия и мир. 11 класс. Дрофа, М., 2005

Володина С.И. и др.Учебник «Основы правовых знаний». М.2006.

Данилов А.А. Методическое пособие. История России 1945-2008. М.2008 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник «История России XX – начало XXI века». М. 2008

Ищенко В.М. Учебно-методическое пособие «Изучаем Конституцию РФ». Клио. Ч. 1997г.

Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Учебник «Право». М. 2010

Кириллов В.В.. Отечественная история в схемах и таблицах. М. 2011г.

Конституция Российской Федерации .

Приложение 1

1 группа. Результаты политических партий, победивших в 1993 г.

Партии и избирательные блоки

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

ЛДПР

22,92

«Выбор Россия»

15,51

12,40

«Женщины России»

8,13

«Аграрная партия России»

7,99

«Яблоко»

7,86

«Партия Российского единства и согласия»

6,73

Демократическая партия России

5,52

Председатель Государственной Думы РФ - И.П. Рыбкин

Приложение 2

2 группа . Результаты политических партий, победивших в 1995 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

Коммунистическая партия Российской Федерации

22,30

99

58

157

Либерально-демократическая партия

России

11,18

50

51

«Наш Дом Россия»

10,13

45

10

55

«Яблоко»

6,89

31

14

45

(январь 1996 г. - декабрь 2000 г.)

Приложение 3

3 группа . Результаты политических партий, победивших в 1999 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

голосов

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

Коммунистическая партия Российской Федерации

24,29

67

43

110

«Единство»

23,32

64

9

73

«Отечество-вся Россия»

13,33

37

32

69

«Союз Правых Сил»

8,52

24

5

29

5,98

17

0

17

«Яблоко»

5,93

16

4

20

Другие

16

16

Председатель Государственной Думы РФ - ГЖ Селезнев

(январь 2000 г.- декабрь 2003 г.)

Приложение 4

4 группа . Результаты политических партий, победивших в 2003 г.

Партии и избирательные блоки

Процент

голосов

Количество мандатов

по партийным спискам

по одномандатным округам

всего

225

«Единая Россия»

37,57

120

105

Коммунистическая партия Российской Федерации

12,61

40

12

52

Либерально-демократическая партия России

11,45

36

0

36

«Родина»

9,02

29

8

38

Другие

33

33

(с декабря 2003)

Приложение 5

5 группа . Результаты политических партий, победивших в 2007 г.

Политические

партии

Процент голосов

Количество депутатских мандатов по партийным спискам

«Единая Россия»

64,30

315

Коммунистическая партия Российской Федерации

11,57

57

Либерально-демократическая партия России

8,14

40

Справедливая Россия:

Родина/Пенсионеры/ Жизнь

7,74

38

Председатель Государственной Думы РФ - Б.В. Грызлов

декабря 2007г .)

а) А. Г. Булыгин;

б) П. А. Столыпин;

в) П. Н. Дурново.

2. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:

3. В России избирательных прав были лишены:

а) женщины;

б) молодежь до 25 лет;

в) рабочие крупных промышленных предприятий;

г) военнослужащие;

д) чиновники.

4. Принципами, характерными для российской избирательной системы, были:

а) прямое участие в выборах всего населения;

б) равное участие в выборах всего населения;

в) куриальная система выборов;

г) многостепенная система выборов.

5. Статья 87 Основных законов Российской империи предусматривала право императора:

а) издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;

б) распускать Думу по своему усмотрению;

в) изменять избирательный закон.

а) являлся верхней законодательной палатой;

б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной думы;

в) контролировал исполнение решений Государственной думы.

7. По указу от 20 февраля 1906 г. принцип комплектования состава Государственного совета изменился, а именно:

а) в его избрании участвовало все население страны;

б) к его выборам были допущены только представители дворянского сословия;

в) половина членов Государственного совета избиралась элитарными организациями, половина - назначалась императором.

8. 16 апреля 1905 г. С. Ю. Витте был отправлен в отставку с поста председателя Совета министров по той причине, что он:

а) всячески затягивал открытие I Государственной думы;

б) собирался стать депутатом Думы;

в) уверял Николая II, что с появлением Думы прекратятся революционные выступления, но этого не произошло.

9. Вместо С. Ю. Витте на пост председателя Совета министров был назначен:

а) А. Г. Булыгин;

б) И. Л. Горемыкин;

в) П. А. Столыпин.

10. I Государственная дума работала с:

11. В I Государственной думе самой многочисленной была фракция:

а) трудовиков;

б) монархистов;

в) кадетов.

12. Выборы в I Государственную думу бойкотировали:

а) социал-демократы;

б) эсеры;

в) монархисты.

13. I Государственная дума была названа «Думой народных надежд», так как:

а) с ее открытием в обществе связывали переход России к парламентаризму;

б) крестьяне надеялись получить из ее рук помещичью землю;

в) народ ждал от нее принятия конституции.

14. «Проект 104-х», внесенный в I Государственную думу Трудовой группой 23 мая 1906 г., предусматривал:

а) немедленный переход всей земли с ее недрами и водами в общенародную собственность;

б) отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;

в) создание «общенародного земельного фонда»;

г) немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю;

д) наделение землей всех желающих обрабатывать ее своим трудом;

е) наделение землей в пределах «трудовой нормы».

15. Причиной роспуска I Государственной думы стало:

а) думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;

б) принятие Думой решения об отставке правительства И. Л. Горемыкина;

в) убийство депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса.

16. После роспуска I Государственной думы часть депутатов по инициативе кадетской фракции собралась в Выборге, чтобы выработать воззвание к населению. Они призывали народ к:

а) пассивному сопротивлению - не платить налоги, не выполнять воинскую повинность;

б) вооруженному восстанию;

в) одобрению действий правительства.

17. II Государственная дума работала с:

18. Самой многочисленной во II Государственной думе была фракция:

а) кадетов;

б) трудовиков;

в) социал-демократов.

19. II Государственная дума была названа «красной» потому, что:

а) в ее работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;

б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;

в) она заседала в Красном зале Таврического дворца.

20. События, связанные с роспуском II Думы и публикацией нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились государственным переворотом потому, что:

а) Дума была разогнана при помощи армии;

б) император не имел права распускать Думу;

в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.

а) помещики;

б) представители буржуазных слоев;

в) интеллигенция.

22. Выборы в III Государственную думу бойкотировала:

а) РСДРП;

б) партия социалистов-революционеров;

в) монархическая партия.

23. Наибольшее количество мест в III Государственной думе получила партия:

а) конституционно-демократическая;

в) «мирного обновления».

24. 26 июля 1914 г. состоялось специальное заседание IV Государственной думы, на котором был заключен так называемый священный союз между депутатами. Главным итогом этого заседания стало то, что:

а) почти все депутаты, за исключением монархистов, голосовали против вступления России в мировую войну;

б) депутаты выразили недоверие правительству;

в) почти все депутаты, за исключением социал-демократов, голосовали за принятие военных кредитов.

25. В ноябре 1914 г. вопреки депутатской неприкосновенности было арестовано пять депутатов IV Государственной думы. Они представляли фракцию:

а) кадетов;

б) эсеров;

в) большевиков.

26. Укажите председателей Думы:

а) I;

б) II;

в) III;

г) IV.

а) Ф. А. Головин; б) Н. А. Хомяков,

А. И. Гучков, М. В. Родзянко;

в) М. В. Родзянко; г) С. А. Муромцев.

Рекомендуем почитать

Наверх