Стекло цветное для витражей стало очень дорогим. Разновидности техник для выполнения витражной живописи

Элементы декора 12.06.2019
Элементы декора

Любой человек, впервые войдя в то или иное помещение, в первую очередь обращает внимание на то, каким светом залито пространство. Да, во многом это зависит от количества и размеров окон, их чистоты, а также от функционального и декоративного освещения комнаты. Последнего можно добиться не только с помощью светильников и разноцветных лампочек. Зачастую, для того чтобы придать помещению еще больше оригинальности и изысканности, используют витражное стекло, которое станет ярким акцентом в любой комнате.

Необычные рисунки стекла разукрасят помещение самыми невероятными красками, а также сделают интерьер достаточно оригинальным. Кроме того, витражные стекла создадут необыкновенную атмосферу в комнате, придадут ей изысканности и утонченности.

Что такое витраж?

Витраж - это отдельный вид монументально-декоративного искусства, который интересен сам по себе, а в сочетании с другими элементами интерьера обретает еще большую выразительность и гармоничность. Что он из себя представляет? Витражами называют картины, узоры, рисунки и орнаменты, выполненные из стекла или на стекле. Как правило, они устанавливаются в больших окнах, дверных проемах, нишах, разделяющих пространство в помещении, а также на фонарях и даже светильниках.

В настоящее время его определение носит расширенный характер, и теперь витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение дверных и оконных проемов, фонарей, сводов, плафонов, куполов и потолков, а также отдельных стеклянных изделий, которые предназначаются для декорирования того или иного помещения.

Витражное стекло выполняется в виде орнаментальных композиций. Они могут быть изготовлены из цветного или прозрачного стекла с росписью на отдельных деталях или на всей плоскости. Помимо этого, витражи могут быть выполнены из отдельных цветных деталей самых разнообразных форм. В этом случае они армируются специальной свинцовой лентой.

Витражное искусство

История витражного искусства многогранна и берет свое начало еще с древних времен, когда витражами украшались оконные и дверные проемы, а также потолки и купола древних храмов, церквей, дворцов и других монументальных сооружений. Время шло, и вместе с ним витражное искусство становилось еще более прекрасным. С тех пор оно претерпело достаточно много изменений: совершенствовалась техника его исполнения, менялись рисунки и материал, а также обработка стекла и техника изготовления. Именно таким образом витражи становились настоящим отдельным видом декоративного искусства, которое имело свои отличительные особенности и было неотъемлемой частью общего декора помещения.

С течением времени витражная начала из дворцов, храмов и церквей проникать в жилые дома и Вместе с этим меняется и тематическая направленность рисунка: на смену религиозным витражам приходят светские, передающие направления в искусстве того или иного времени.

Во всем мире сохранилось довольно много произведений витражного искусства, которые создавались на протяжении долгого времени известными мастерами и живописцами. Как правило, имя автора произведения говорит уже само за себя, лишний раз подтверждая ценность и уникальность шедевра. Тем не менее, в мире сохранилось немало удивительных произведений витражного искусства, авторство которых, к сожалению, до сих пор не установлено. Таких работ сохранилось много во Франции, Италии, Великобритании, Германии, Швейцарии, Чехословакии и Нидерландах. Достойны внимания и произведения, хранящиеся в Санкт-Петербурге.

Как появлялись витражи?

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор сложно назвать точную дату возникновения этого направления в декоративном искусстве. Более того, вполне возможно, что витражи стали появляться задолго до изготовления непосредственно самого стекла. Доподлинно известно лишь то, что первые мозаичные фрагменты были обнаружены в древнем Риме (I век до н. э.) и в храмах христиан. Окна Софийского Собора (Константинополь) были украшены витражными стеклами, скорее всего, сразу же после сооружения собора.

Некоторые литературные источники гласят, что во время археологических раскопок в древней Италии были обнаружены цветные а также остатки мозаичных украшений из стекла. Речь идет о Помпеях и Геркулануме - городах, которые погибли во время извержения Везувия (79 год н. э.). Другие источники утверждают, что найденные фрагменты были частью пола и стен, так как в те времена в домах было мало окон и по большей части без стекол. Тем не менее, найденные фрагменты были изготовлены из цветного стекла, а это уже говорит о проявлении витражного искусства.

В средние века украшение дома витражным стеклом могли позволить себе только богатые люди, а в наши времена, благодаря доступности материала и его изготовлению, это может позволить себе каждый.

Использование витражей

Витражные стекла, фото которых поражают своим разнообразием, можно использовать при декорировании помещений. Таким образом можно весьма оригинально оформить окна, двери, и ниши, а также плафоны, отдельные элементы декора, которые могут быть выполнены в виде эффектного мозаичного панно. Так, например, классический стиль интерьера сам по себе предполагает наличие витражей, которые придадут помещению еще больше изысканности и утонченности.

Уже полюбившийся всем современный стиль hi-tech не исключает витраж. Рисунок в этом случае должен быть лаконичным и более сдержанным. Стиль модерн отличается плавными линиями и наличием природных орнаментов, соответственно, должны быть такими же и выгодно подчеркивать общую направленность.

Изготовление витражного стекла

Для того чтобы украсить помещение замысловатыми узорами и различными красками, которые будут играть самыми невероятными цветами в лучах солнца и ламп, достаточно всего лишь обратиться к дизайнерам. Специалисты смогут подобрать витражное стекло, цена которого зависит от сложности узора и непосредственно самого материала, а также сам узор, который наиболее выгодно сможет подчеркнуть уникальность интерьера.

Кроме того, витражное стекло можно изготовить самостоятельно и потом долгое время любоваться получившимся произведением. Более того, к этому процессу можно приобщить всех членов семьи, которым наверняка также захочется приложить руку к созданию настоящего шедевра. В настоящее время существует несколько техник изготовления витражей, большинство из которых ориентированы на использование каркаса из проволоки и специализированных красок. Стоимость качественного витража не может быть низкой. Она будет зависеть от размера, толщины и качества стекла и других используемых материалов, сложности дизайна и монтажа. Изделие может оказаться как достаточно дорогим, так и умеренным по цене. Витраж Тиффани обойдется заказчику в сумму от 25 000 рублей за 1 кв. м.

Техника изготовления

Витражное стекло своими руками изготовить вполне возможно. Процесс этот довольно интересный и увлекательный, а затраты окажутся несущественными. Для этих целей понадобится алюминиевая проволока средней толщины, клей или эмульсия ПВА, специализированные краски и, конечно же, само стекло. Очень часто в магазинах и мастерских можно встретить витражные трафареты для стекла, которые могут существенно упростить процесс изготовления витражей. Как правило, весь процесс сводится к нескольким пунктам:

  • подготовка стекла;
  • нанесение рисунка на поверхность;
  • закрепление проволоки по границам рисунка;
  • окрашивание колером;
  • высыхание красок;
  • закрепление стекла.

Роспись по стеклу

Этот вид искусства также относится к витражам. Витражная роспись по стеклу - это способ радикально преобразить тот или иной элемент интерьера, начиная от незамысловатого узора на обычной стеклянной вазе и заканчивая необыкновенными рисунками на межкомнатных дверях. Очень часто такой способ декорирования способен из обычной вещицы сделать настоящее произведение искусства. Здесь тоже есть свои тонкости и нюансы, которые, по сути, освоить несложно, и к этому процессу может приобщиться каждый.

Достаточно лишь вспомнить, как многие в период новогодних праздников украшают окна своих домов оригинальными рождественскими рисунками.

Пленочные витражи

Самостоятельное изготовление витражной мозаики - процесс увлекательный, однако случается так, что осуществить его невозможно по каким-либо причинам. Так, например, специальное стекло для витражей зачастую не так просто найти, да и рисунок подобрать довольно сложно. В этом случае оптимальным вариантом является использование так называемых пленочных витражей, стоимость которых гораздо ниже стеклянных аналогов.

Данная технология представляет собой использование цветной пленки (с рисунком, орнаментом или изображением), которая имитирует собой витражное стекло. Данные конструкции гораздо легче стеклянных, так как выполняются на отдельном полотне и без крепежных деталей. Ко всему прочему, пленочные витражи гораздо дешевле и безопаснее в использовании, что делает их все более популярными.

Витражи Тиффани

Это искусство, впрочем как и любое другое, имеет свои особенности. Витражи Тиффани - это особая технология и стиль, которые прочно ассоциируются с витражными мозаиками. Эта техника получила название от своего создателя Люиса Тиффани, обладателя большого количества патентов в стекольном производстве и витражном искусстве. Мастера и художники, которые работают в этом направлении, создают поистине уникальные творения, которые способны придать изюминку любому помещению и создать в нем особую атмосферу роскоши, изысканности и утонченности.

Имеется несколько нетрудных приемов для изготовления витражных стекол в домашних условиях.

Настоящие витражные стекла стоят недешево, и изготавливают их опытные мастера. Есть несколько несложных методик изготовления витражей в домашних условиях. Оконный проем или дверь с витражным стеклом придадут аутентичный колорит помещению. Витражи смотрятся дорого и, наконец, это просто красиво.

Имеется несколько нетрудных приемов для изготовления витражных стекол в домашних условиях. Они не потребуют от вас необычного умения или больших денежных затрат. На ватман или кальку наносится карандашный эскиз понравившегося витража. Это, возможно, будут: силуэты животных, геометрический узор, экзотические птицы или цветочный орнамент. Фрагменты эскиза помечаются нужным тоном колера.

Виды технологий для изготовления витражей

Витражные стекла могут применяться в декоре самых различных предметов интерьера. Стекла можно вставить в оконные рамы, двери, обустроить потолки, использовать в качестве перегородочной ширмы или фартука на кухне. Иногда декорируются витражным обрамлением зеркала.

Для создания заливного витража потребуется палитра полупрозрачных и объемных красок, маркеры для разметки и эскизы рисунка на кальке. После завершения работ наливной витраж можно закрепить прозрачным лаком. После термообработки витраж делается влагоустойчивым.

Витраж «Тиффани» изготовить немного сложнее. Из материалов понадобится набор цветного стекла и витражная фольга. Если есть навык в порезке стекла и работе с паяльником, то изготовить витраж «Тиффани» не составит труда.

Пленочный витраж сделать проще всего. Разноцветная полупрозрачная самоклеящаяся пленка раскраивается по эскизам и наклеивается на стекло. Работы можно производить даже по вертикальной плоскости, не демонтируя стекло. Выбор цветных самоклеящихся пленок в строительных магазинах очень большой.

Работа по изготовлению любого типа витражного стекла не терпит спешки, требует внимания и скрупулезности.

Изготовление заливных витражей

На горизонтально установленный стол кладется эскиз витражного рисунка в масштабе 1:1. Поверх эскиза укладывается очищенное от грязи и обезжиренное стекло. По контурным линиям рисунка наносится рельефная краска. Тюбики такой краски комплектуются насадками разного диаметра, а в цветовой гамме присутствуют тона, аналогичные цветам металлов. Рельефная краска накладывается по контуру равномерными валиками, и после высыхания она образует бортик высотой 3–4 мм.

Контурную окантовку можно сделать из особой витражной ленты. Это свинцовая полоска на самоклеящейся основе металлизированных расцветок. Лента бывает естественного свинцового цвета или имитирующая медь, бронзу, позолоту и т. д. Ширина ленты имеет разные размеры.

Иногда кантик делается из алюминиевой проволоки от 2 мм толщиной. Проволока расплющивается молотком, изгибается по контурному рисунку эскиза, промазывается густым ПВА клеем и плотно прижимается к стеклу.

Краски для витражного рисунка применяются акриловые, разводимые водой, или готовится цветной лак. Для цветного лака в чистые пластиковые баночки набирается немного прозрачного нитролака и разбавляется растворителем до жидкой консистенции. Прибавляется немного масляной художественной краски и размешивается. Цветной лак заливается в свободные проемы витражного узора согласно отмеченной разметке и оставляется сохнуть в горизонтальном положении. Тон и толщина слоя цветного лака подбирается в зависимости от нужной светопроницаемости витражного стекла.

Анилиновые или акриловые краски разводятся водой с добавлением ПВА эмульсии. Краска наносится мазками, от контура фрагмента к середине. После высыхания первого слоя и коррекции насыщенности красок производится окончательная заливка витражных фрагментов.

Витраж покрывается прозрачным лаком, а при установке в раму используется резиновый уплотнитель.

Технология для витражей «Тиффани»

Готовится два наброска витражного рисунка. Фрагменты на них нумеруются и обозначаются цветом. Один из эскизов разрезается по контурным линиям на фрагменты. Вырезанные элементы послужат лекалом для резки цветного стекла.

В магазинах технических принадлежностей или в художественных салонах продаются наборы цветного стекла для витражей «Тиффани». Они имеют разную толщину, фактуру и густоту цвета. Желательно приобретать стекло однородного качества и обязательно одинаковой толщины. Там же приобретается окантовочная медная фольга - фолия. Фолия - полоса из медной фольги с односторонней клеящейся поверхностью. В зависимости от выбранного вида патины, приобретается черная или медная фолия.

Вырезанные из бумаги фрагменты эскиза витража приклеивают на цветные стекла. По ним стеклорезом выкраиваются элементы рисунка. С помощью шлифовальной машинки деталь подгоняется по размеру и снимается фаска. Стеклянные элементы обезжириваются и промокаются насухо салфеткой. Каждый фрагмент оборачивается фолией.

На лист толстой фанеры кладется второй целый набросок витража. На него, начиная от угла, выкладываются элементы витражного стекла. По внешнему периметру витраж фиксируется планками или багетными рейками. Выложенные несколько элементов подбиваются гвоздями и пропаиваются.

Швы обрабатываются флюсом, и оловянный припой равномерно распределяется по ним раскаленным паяльником. Деревянные рейки по периметру убираются и витраж окантовывается П-образным каркасным профилем. Места прикосновения профиля и швов для прочности прихватываются пайкой.

Полностью пропаянный витраж «Тиффани» вскрывается по швам патиной. Раствор патины наносится губкой. Витражное стекло моется средством для мойки стекол и устанавливается в раму.

Простейшие пленочные витражи

Для изготовления витражного стекла из самоклеящейся пленки вам потребуется:

  • набор полупрозрачной разноцветной пленки на клейкой основе;
  • свинцовая витражная лента;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • эскиз;
  • маркер.

Работы можно производить даже в вертикальном положении стекла. Со стекла удаляется грязь и протирается обезжиривающим растворителем. В соответствии с узором из пленки разного цвета вырезаются фрагменты витража. К противоположной стороне стекла на двусторонний скотч приклеивается эскизный рисунок витража.

По линиям, видимым сквозь стекло, клеится рельефный бортик из свинцовой гибкой ленты. Стыки контурного бортика можно пропаять. В свободные проемы наклеиваются цветные кусочки пленки. Пленка прикладывается в центральной части фрагмента и приглаживается к бортикам контура. Излишки пленки подрезаются острым канцелярским ножом. Возникшие при наклейке пленки воздушные пазухи прокалываются иголкой и разглаживаются пальцами.

Заключение

Произведенные в домашних условиях стекла витражей трудно отличить от заводских. При работе проявите внимание и терпение. Витражные стекла для окон советует располагать на южной стороне дома. В этом случае они красивее смотрятся на просвет и «крадут» мало солнечного света. опубликовано

Время чтения ≈ 3 минут

Красочный витраж способен украсить и зал, и спальню, и коридор. Заказывать такие изделия чересчур дорого, но изготовить подобный декор для дома можно и самому. Создается любой по сложности витраж своими руками без особых проблем: исполнителю нужно качественное стекло, краски, герметик. Пошаговая инструкция, приведенная ниже, подробно расскажет о правилах изготовления витражного стекла.

Материалы для создания витража с подсветкой

Основой произведения является стекло, но к его выбору нужно подходить очень осторожно. Поверхность материала должна быть идеально ровной, наличие пузырьков воздуха или волн недопустимо. К подбору других компонентов для работы следует подходить не менее ответственно: от их качества зависит получаемый результат. Для того чтобы изготовить витраж на стекле потребуются следующие инструменты и материалы:

  • ватман (должен соответствовать размеру изготавливаемого декора);
  • стекло;
  • витражные краски;
  • черный силикон для аквариумов (можно заменить каучуковым герметиком);
  • деревянные бруски (для рамы);
  • уголки;
  • светодиодный шнур, крепления и провод питания с адаптером.

После покупки всех элементов можно смело приступать к изготовлению яркого домашнего декора.

Как сделать витраж из обычного стекла?

Не следует делать много элементов, особенно если подобное задание выполняется впервые. После получения красивого наброска проводится следующая работа:

1. Карандашный рисунок обводится толстым маркером для простоты последующего переноса изображения.

2. Поверх бумаги укладывается стекло, ватман фиксируется на стекле с помощью скотча.

3. Подготавливается герметик: острый носик срезается, как показано на прилагаемой видео подсказке. Это поможет аккуратней и удобней проводить линии.

4. Осуществляется перенос рисунка на стекло.

5. По заготовленным контурам выполняется раскрашивание изображения с помощью витражных красок.

Для получения максимально красивого и «живого» витража рекомендуется при нанесении красок использовать добавки, разбавлять один цвет другим, осветлять участки. Все эти приемы продемонстрированы в мастер-классе по изготовлению витража в домашних условиях. На готовом декоре видно, насколько оригинально и ярко смотрятся переливы и переходы оттенков.

Заготовка рамы и украшение комнаты витражом

Размеры рамы определяются согласно размерам самого стекла: оно будет приклеиваться непосредственно к деревянному каркасу. Для надежности соединения бруса нужно опилить его в уголках, чтобы получить надежный замок между соседними элементами. Далее на стыках просверлить отверстия и забить в них шканты.

После сборки рамы проводится ее шлифовка, покраска.

По внутреннему бортику крепится с помощью пластиковых креплений дюралайт.

По завершению фиксации он подсоединяется к сетевому шнуру с адаптером. Выполняется приклеивание к раме стекла, спереди стекло дополнительно фиксируется металлическими уголками, сзади на раму устанавливаются металлические крепления под дюбеля. На данном этапе витраж будет полностью готов к монтажу.

В этой статье: реальный взгляд на изготовление витражей в домашних условиях:

  • какие виды витражей подходят для изготовления в домашних условиях
  • какие инструменты и материалы нужны для работы
  • каким обучающим курсам можно доверять, узнать отзывы о курсах и посмотреть работы начинающих
  • посмотреть видео уроки по изготовлению витражей в домашних условиях
  • узнать с чего начинать

Создание витражей — древнее искусство, которое раньше было доступно только избранным мастерам, однако в наше время сделать красивый витраж самому очень даже реально у себя дома. Конечно, вы не изготовите витраж по средневековой технологии таким способом, но современные материалы и современные технологии позволяют создавать очень красивые композиции, которые внешне мало отличаются от тех самых древних витражей.

Способы создания витражей, какие подходят.

Существует немало способов, позволяющих сделать витраж. В некоторых случаях изготовление витражей является достаточно трудоемким и сложным процессом, требующим обязательного наличия специального оборудования, а другие способы позволяют сделать витраж своими руками у себя дома относительно просто. Слово относительно — ключевое. Витраж не получиться сделать без затрат и усилий.

Как правило, витражи классифицируют по способу их изготовления и применяемым материалам. Некоторые техники не особо отличаются друг от друга, однако есть различия в используемых материалах.

Это самая первая витражная техника, известная еще со времен Средневековья. Такие витражи собираются из кусочков стекла, удерживаемых при помощи металлических перегородок. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая специального оборудования и умения, к тому же подобные витражи дорогостоящие. А еще они получаются достаточно тяжелыми, поэтому нельзя устанавливать подобный витраж на какую-то хрупкую конструкцию. Однако, как говориться «охота пуще неволи», и такие мелочи не могут встать на пути к созиданию прекрасного.

Сейчас можно купить в специализированных магазинах готовые стекла для витража. Выбор дело увлекательное, так как разнообразие цвета и фактур может разбудить воображение даже самого консервативного человека.

Однако, стоимость таких стекол очень высокая, а для изготовления 1кв.м витражной поверхности требуется, как правило, 1,5 – 2 кв.м. стекла. Для изготовления ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3-4 мм, а толщина у разных видов стекол может колебаться в пределах одного листа стекла , поэтому рассчитать нужное количество стекла на изделие трудно. Наверняка останутся невостребованные кусочки дорогостоящего материала.

Как легко и просто делают классический витраж Светлана Романова и Марат Ка можно посмотреть на этом видео.

Совет от бывалого витражиста:

«- Вам пока не нужно покупать шлифовальную машинку для стекла, — сказал продавец в магазине, — на первых порах просто возьмите оселок и обточите осткрые края. Потом, когда приобретете навыки, купите машинку.

Совет казался разумным, а довольно высокая цена машинки так и подталкивала отложить ее покупку на потом. И мы этому совету последовали.

Так вот господа, если вам когда-нибудь кто-нибудь будет советовать подобное, посылайте советчика куда подальше. Самое первое, что должен купить начинающий витражист — это шлифовальная машинка для обточки стекла.

Без нее работа превратится в мучение. Особенно на первых порах, когда вы еще не научились резать стекло точно по контурам и вам придется снимать очень много лишнего, чтобы придать кривым линиям деталей точную форму.»

К витражам этого вида относится и технология Тиффани, которая предполагает собирание кусочков стекла на медную ленту.

В домашних условиях можно изготовить витраж по технологии Тиффани, однако для этого так же потребуется умение работать со стеклом.

  • Работа по созданию витража начинается с эскиза. Детали также не должны быть слишком маленькими, иначе их просто не получится нормально вырезать из стекла.
  • Эскиз разрезается на части, каждая часть прикладывается к листу цветного стекла нужного цвета, после чего, при помощи стеклореза вырезается деталь.
  • Затем кромку деталей нужно будет ровно обточить и обернуть медной фольгой. Когда все готово, детали нужно сложить в композицию, плотно прижав друг к другу.
  • Кромку фольги нужно покрыть паяльной кислотой, а затем соединять швы при помощи олова и паяльника. По окончанию работы нужно будет вымыть витраж, чтобы на швах не остался налет. Сделать это можно при помощи обычного моющего средства.
  • Швы нужно будет покрыть патиной, а после снова промыть, тем самым завершив работу.

Посмотрите на видео, как в мастерской художника Романа Зорина делают свои первые работы его ученики.

Пленочный витраж

Изготовление витражей такого типа лучше всего подходит для домашних условий , поскольку здесь не не нужно покупать специальное оборудование и дорогостоящие материалы. Это витраж на стекле, но на цельном куске, стекло не надо разрезать на кусочки, не надо обтачивать, не надо тратиться на лейкопластыри , потому, что порезов на пальцах не будет . Весь рисунок крепится на цельном стекле. Это может быть оконное стекло, дверное или декоративное панно во всю стену или крохотный декоративный элемент.

Чтобы сделать пленочный витраж , Вам понадобится специальная пленка. Лидерами по качеству из имеющихся на наших рынках, являются английские пленки от Regalead. Это не обычная самоклеющаяся пленка, это удивительно технологичная имитация стекла, пленка состоит из красителя находящегося между двумя прочными слоями, не пропускающими ультрафиолет,и защищающими краски от выгорания, а также, выдерживающими температуру от -45 градусов до +135градусов по Цельсию. Пленки имеют невероятную гамму цветов и фактур, а также различаются по степени прозрачности.

Для резки пленки не нужно специальных станков или других приспособлений, хотя на предприятиях, или частных мастерских, где работают с большим количеством заказов используют плоттеры, цифровые приборы для точной резки по нанесенному рисунку. В домашних же условиях достаточно иметь ножницы.

И, конечно, свинцовая специальная лента, для соединения кусочков пленки. И, разумеется, хороший учитель. К таким относится художник Ирина Киселева, расскажет и покажет, научит где что брать и как делать, выпускает электронный журнал в помощь начинающим, занимается созданием витражей и обучению создания витражей профессионально.

Фьюзинг

По-другому эту технику называют спеканием. На бесцветную стеклянную основу раскладываются заранее вырезанные куски разноцветного стекла, помещаются в печь и под воздействием температуры стекла спекаются вместе. Также для создания рисунка могут использоваться и другие предметы, например, цветной песок, которым выкладывают узоры, или проволока. Конечно, контурных изображений этим методом не получить, но абстракции получаются причудливые и красивые. Техника привлекательная, изделия завораживающе красивые, но посмотрите на видео, какое оборудование используется для изготовления таких вещиц.

Пескоструйные витражи

Техника изготовления витражей подобного типа заключается в применении воздушного потока и песка. Существует три подвида витражей данного вида, которые отличаются способами использования воздушной струи и окрашенного песка.

Травление

Витражи делаются при помощи кислоты. На стекло наносится специальная защитная пленка, а также трафарет с контурами рисунка, по которым выплавляется изображение. Подобные витражи получаются рельефными, с объемными рисунками. Стоит отметить, что техника работы с кислотой очень опасна и поэтому применяется редко. Чтобы не отравиться парами кислоты, художники надевают респираторы и специальную одежду. Для дома совершенно не годится.

Литые витражи

Сложная техника, при которой каждый стеклянный модуль отливается или выдувается вручную, при этом стеклу придается особая фактура, которая усиливает преломление света и придает выразительности витражу. Стекла скрепляют между собой при помощи металлической арматуры и цементного раствора.

Расписной витраж

Данная техника подразумевает обязательное применение росписи. И витражем такое изделие можно назвать с большой натяжкой, но тем не менее. Поверхность стекла расписывают либо акриловыми непрозрачными красками и потом, после высыхания покрывают лаком, либо расписывают дорогостоящими силиконовыми прозрачными витражными красками, а затем обжигают стекло в специальной печи. Разумеется дома никому не захочется ничего обжигать. А вот как прелестно расписали стекло и заодно, поделились секретами, дизайнеры в телевизионной программе «Дача»:

Заливной контурный витраж

По сути, это лишь имитация классического витража, поскольку здесь не требуется какая-либо обработка стекла. Изготовление витражей такого вида выполняется с применением специальной краски. Сначала наносится контур, который имитирует витражное обрамление, а затем в область, ограниченную контуром, заливается еще один слой краски.

С чего начать?

Выбрать рисунок, или нарисовать самому, пойти в магазин, по совету веселого продавца накупить кучу ненужных материалов и… ЗАВАЛИТЬ ВСЕ ДЕЛО?

Создание витражей, все же, не самое простое дело. Даже самый легкий способ, пленочный, требует определенных знаний и навыков. Ведь, что такое профессия — это знание нюансов! Поэтому если хотите узнать, как делать витражи своими руками , обратитесь к профессионалам, владеющими профессиональными нюансами, не введитесь на заявления о легкости процесса, не требующего подготовки, этого нет.

Идите на курсы в своем городе в мастерские к художникам, покупайте специальную литературу, смотрите видео уроки. Хотя в интернете достаточно нелепых рекомендаций по изделию витражных красок своими руками, например.

Поэтому фраза «обращайтесь к профессионалам» не потеряет своей актуальности никогда. Обращайтес к профессионалам, это сбережет Вам Ваше Время и Ваши Деньги.

Художница Ирина Киселева давно занимается витражами. Ее профессиональная деятельность началась с работы в компании по изготовлению витражей. Художница ведет электронный журнал, где делится советами с читателями, а еще у нее есть обучающий видео-курс, который создан специально для тех, кто хочет научиться создавать витражи.

Обучающий курс Ирины Киселевой отзывы

Ирина Терехова представила фото своих работ и слова благодарности автору курса (источник информации vse-v-tvoih-rukah.ru):

Мне понравились стихи М.Цветаевой:

Успехов в начинаниях, Всегда с Вами,

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Ярким примером современной пайки являются известнейшие витражи Тиффани, это уже практически имя нарицательное, распространившееся и на саму технику создания витража с использованием фолии.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Больше шансов вырезать фигуру, а не испортить стекло, на твердой, ровной поверхности, используя качественный алмазный стеклорез (с криволинейной режущей гранью) и не делая резких движений.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

Бруски должны быть крепкие, подойдут корундовые или гранатовые, песочная присыпка стекло не возьмет.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Для пайки Тиффани нужен особый паяльник, у которого бронзовое никелированное жало (короткое, белого цвета с характерным блеском).

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Рекомендуем почитать

Наверх