Пример заключения по результатам обзорной проверки с выражением безоговорочно положительного мнения (приложение к федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности)

Элементы декора 01.03.2024
Элементы декора

Образец юридического заключения по проверке контрагента и пошаговая инструкция по составлению регламента проверки контрагента для юридического отдела.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

Читайте в нашей статье:

Значительную долю рабочего времени юриста компании занимают согласование и визирование договоров. Неотъемлемая часть этой работы - проверка контрагента, которая, как правило, строится по стандартной схеме: создается образец регламента по проверке контрагента и запрашивается и проверяется определенный пакет документов.

Учитывая объем работы и важность оперативного получения квалифицированного юридического заключения, целесообразно формализовать эту деятельность. Это позволит компании создать упорядоченную базу копий учредительных документов контрагентов, своевременно выявлять правовые риски и минимизировать необходимость судебных разбирательств, а также при необходимости подтвердить перед налоговой службой проявление осмотрительности при выборе контрагента.

Если компания заключает договоры со значительным количеством контрагентов, имеет смысл разработать форму юридического заключения, которое составляется по регламенту проверки контрагентов и обновляется в отношении каждого контрагента при заключении с ним сделки. Либо при заключении новой сделки по истечении определенного промежутка времени, если речь идет о контрагенте, с которым установились давние отношения.

Юридическое заключение позволяет закрепить регламент проверки документов контрагента , зафиксировать результат анализа документов и, кроме того, помочь сотруднику юротдела проверить содержание документов по определенной схеме (по контрольным точкам), а не просто формально удостовериться в их наличии. Это достигается за счет необходимости внесения в юридическое заключение ссылок на соответствующие положения документов, пункты и т. д.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Как разработать форму заключения по контрагенту

Удобный образец юридического заключения и регламент по порядку его заполнения можно разработать самостоятельно с учетом особенностей процедуры проверки контрагентов, принятой в конкретной компании. В данной статье за основу взята форма, используемая юридической службой банка. Однако она с успехом может быть применена и в компаниях любых других сфер деятельности.

Памятки для сотрудников юридических отделов

Что должно быть в форме юридического заключения

1. Цель составления заключения

В качестве цели указывается договор, заключение которого предполагается с контрагентом. Удобно, если подробная информация о планируемом договоре в юридическую службу передается в виде пояснительной записки, составляемой менеджером, ответственным за переговоры с конкретным клиентом. В этой же строке указывается номер обращения за составлением юридического заключения.

2. Пакет документов от контрагента

Обычно в отношении всех контрагентов запрашивается стандартный набор документов, в соответствии с регламентом проверки контрагентов, в образец юридического заключения целесообразно сразу внести весь перечень документов. Тогда сотрудник юрслужбы при заполнении юридического заключения будет указывать только реквизиты представленных документов.

2.1 Документы, подтверждающие правоспособность контрагента

В число документов, подтверждающих правоспособность контрагента, входят:

  1. Свидетельство о госрегистрации компании-контрагента (или индивидуального предпринимателя) и ее постановке на учет в налоговом органе. Наименование организации должно полностью совпадать с наименованием, указанным в учредительных документах.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ , которая позволяет выявить актуальную на дату анализа документов редакцию устава контрагента и иные сведения.

Срок действия выписки для целей анализа документов контрагентов можно установить самостоятельно, учитывая, что он должен исключать внесение изменений в ЕГРЮЛ позднее даты выписки. Оптимальным представляется срок не более 5-10 дней до предполагаемой даты заключения договора.

Преимущества документов перед выпиской

Несмотря на то, что выписка из ЕГРЮЛ содержит большую часть необходимых для совершения сделки сведений (за исключением сведений о необходимости одобрения сделок и факта их одобрения), лучше, при наличии возможности, все-таки требовать все перечисленные в юридическом заключении документы.

Это минимизирует риск мошеннических действий (качественно подделать несколько документов сложнее, чем только выписку из ЕГРЮЛ). И в ситуациях, когда сведения в ЕГРЮЛ включены помимо воли юридического лица, последнее может ссылаться на их недостоверность. Также нужно учитывать, что в выписке могут содержаться опечатки и технические ошибки.

2.2. Учредительные документы контрагента

2.4. Бухгалтерский баланс

Как правило, участники оборота запрашивают и копию бухгалтерского баланса контрагента на последнюю отчетную дату с подтверждением его передачи налоговому органу (позволяет определить стоимость активов для выяснения, не является ли сделка крупной).

Кроме того, неполучение копии бухгалтерского баланса может повлечь за собой обвинения налоговых органов в недолжной осмотрительности при выборе контрагента, которые поддерживаются судами (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2015 № Ф09-9812, ).

3. Дополнительные документы

Помимо основного перечня документов, могут понадобиться дополнительные, для указания которых в юридическом заключении удобно выделить отдельную строку. Например, это может быть доверенность (если от имени контрагента договор подписывает представитель по доверенности).

Также, некоторые крупные компании просят представить копии банковских карточек с образцами подписей (для сличения подписей на документах), копию трудового договора с руководителем компании.

4. Примечания

В столбце «Примечания» указываются замечания к документам, если возникают сомнения в их подлинности соответствию законодательству либо внутреннему регламенту компании относительно проверки документов контрагента (например, представлена незаверенная копия либо в документе отсутствует обычный для таких документов реквизит, выявлены противоречия в содержании документов и т. д.).

5. Учредители (участники) контрагента

Нужно указать основных учредителей (участников, акционеров) компании-контрагента. Если в компании много участников (акционеров), обычно устанавливают критерий (минимальный размер доли, принадлежащей участнику, - например, 5%), на основании которого в юридическом заключении указывают только участников с долями не менее этого минимального размера.

Изучение состава участников может иметь значение при сделках с заинтересованностью, когда по обычным условиям оборота проверяется, кто является учредителем контрагента. При отсутствии надлежащей проверки состава учредителей может быть признано, что сторона договора должна была узнать о заинтересованности другой стороны в заключении сделок ().

Также изучение состава учредителей важно с точки зрения налоговых последствий, поскольку заключение договора с контрагентом, в составе которого есть «массовые учредители» может натолкнуть суды на мысль о недолжной осмотрительности при заключении договора.

6. Компетенция исполнительного органа общества

Важно указать наименование исполнительного органа со ссылкой на соответствующий пункт устава в следующей строке - компетенцию этого органа (тоже со ссылками на устав).

Если в уставе дублируются положения законодательства, можно указать: «в соответствии с ФЗ об ООО» или «в соответствии с ФЗ об АО» и т. д. Если компетенция единоличного исполнительного органа отличается от предусмотренной в законодательстве, нужно указать конкретные отличия.

При этом, в соответствии с п.22 Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 контрагенты вправе исходить из неограниченности полномочий единоличного исполнительного органа контрагента. Положения внутренних документов, устанавливающих условия осуществления полномочий, не могут на права третьих лиц, за исключением случаев, когда последние знали или должны были знать об установленных учредительным документов ограничений полномочий.

Однако, если эти документы были затребованы у контрагента, и факт ознакомления с ними будет выяснен в ходе судебного разбирательства, то в такой ситуации, ссылка на незнание об условиях осуществления полномочий ничем не поможет, и сделку признают недействительной по ст. 174 ГК РФ ( , ).

7. Сделки, требующие соблюдения специальных процедур, согласно представленным документам

Необходимо перечислить сделки, указанные в уставе или иных представленных внутренних документах контрагента, для совершения которых требуется соблюдение каких-либо специальных процедур (получение одобрения, проведение конкурса, тендера и т. д.). Если такие сделки определены в соответствии с законодательством, делается указание на соответствующее положение закона и пункт устава.

В последнее время практика судов по поводу сделок, требующих корпоративного одобрения, смягчилась, количество сделок, признаваемых недействительными, снизилось.

Что касается крупных сделок, то здесь также суды часто встают на сторону добросовестных контрагентов.

Суды могут признать сделку недействительной, если продается очевидно основной актив общества (единственная недвижимость). В такой ситуации, по мнению судов, стороной договора не предпринимаются меры по установлению действительной стоимости имущества. ().

Также подозрения вызывают случаи чрезвычайной убыточности сделки (). В таких случаях также сделки признаются недействительными по мотиву недобросовестности контрагента, заключившего договор.

В ситуации покупки основных активов контрагента (недвижимости, дорогостоящего оборудования), а также при ощутимом несоответствии цены договора рыночной цене, следует проводить проверку балансовой стоимости имущества потенциального контрагента.

8. Особенности правоспособности контрагента

Если законодательством предусмотрены ограничения для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы (например, унитарные предприятия, некоммерческие организации и т. д.) либо занимающихся определенной деятельностью (банковской, страховой и т. д.), либо занимающих определенное положение на рынке (например, естественные монополии) и т. д., нужно указать соответствующие ограничения.

9. Наличие у контрагента лицензии, членства в СРО либо допуска СРО к определенным работам

Если предмет договора связан с лицензируемым видом деятельности исполнителя или соответствующая деятельность контрагента требует обязательного членства в саморегулируемой организации, нужно сделать соответствующие пометки (например, для работ в сфере строительства и проектирования строительства необходим специальный допуск на соответствующие виды работ, выдаваемый СРО).

Несмотря на то, что в соответствии с п. 89 Постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2015 г. № 25 совершение сделки лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, не влечет ее недействительности, ее отсутствие может иметь иные негативный последствия.

Так, отсутствие у контрагента лицензии () или допуска к работам от СРО () может стать основанием для признания контрагента неосмотрительным и отказа в возмещении НДС, расходов по налогу на прибыль.

В юридическом заключении на основании представленных документов необходимо сделать вывод о том, может или не может быть заключен с контрагентом договор (с учетом замечаний, рисков и рекомендаций, раскрываемых в третьей, четвертой и пятой строках раздела 4).

11. Представитель или орган контрагента

Необходимо указать, кто будет представлять интересы контрагента в сделке:

  • должность (если лицо действует по доверенности, то - «представитель по доверенности»);
  • Ф.И.О., паспортные данные;
  • основание и срок полномочий.

При необходимости даются пояснения - например, если у руководителя не продлен срок полномочий, доверенность представителя сформулирована таким образом, что возникают сомнения в наличии у него полномочий на совершение конкретной сделки и т. д.

Доверенность может быть заверена нотариально или самой организацией с приложением печати. Если доверенность заверена самой организацией необходимо проверить полномочия лица, выдавшего ее. Например, полномочия генерального директора должны предусматривать право выдачи доверенностей по вопросу заключения такого договора.

Необходимо, к тому же, проверить не отозвана ли доверенность лица, представляющего контрагента. Для этого следует пользоваться сведениями об отзывее доверенностей, размещенными в газете «Коммерсант» и на ее интернет-сайте .

12. Необходимость соблюдения специальных процедур при заключении договора

Если для конкретной сделки есть необходимость в соблюдении дополнительных формальностей (осуществление специальных процедур - проведение торгов, тендера, получение одобрения и т. д.), нужно их перечислить и по возможности подробно раскрыть ключевые моменты, относящиеся к отмеченным дополнительным требованиям (специфические требования к торгам, требования к содержанию одобрения в случае отсутствия у исполнителей образцов или форм и т. д.).

13. Риски, возможные при заключении договора

Важно назвать выявленные юристом при анализе документов правовые риски, которые могут привести к признанию сделки или ее части незаключенной или недействительной, существенно затруднить или сделать невозможным исполнение и т. д.

В отдельной строке нужно привести возможные способы минимизации выявленных рисков (при наличии такой возможности). Например, это может быть включение в договор или исключение из договора определенных условий, истребование у контрагента дополнительных документов для того, чтобы снять некоторые сомнения, и др.

14. Отметки об изменении в юридическом заключении

Целесообразно сделать специальный раздел для отметок об изменениях в юридическом заключении. Например, в связи с представлением контрагентом дополнительных документов может измениться раздел о рисках, связанных с заключением договора, и т. д.

Полнота проверки контрагента

В каждой компании при разработке регламента по проверке контрагента необходим поиск баланса интересов бизнес-подразделений и юридической службы.

Решение о том, какой перечень документов и в виде каких копий запрашивать у контрагентов, лучше принимать коллективно с учетом всех возможных рисков, не ограничиваясь только правовыми (в том числе с учетом риска потери клиента, риска увеличения времени на совершение операций и т. д.).

Степень полноты проверки должна зависеть от цены сделки, позиции налоговых органов в вашем регионе по вопросу о должной осмотрительности при выборе контрагента.

☆ Совет от редакции: Самую полную проверку контрагента можно сделать в специальном сервисе, например, .

Проверка деловой репутации

Если на юридическую службу компании возложены также обязанности по проверке деловой репутации контрагента, то в форму юридического заключения целесообразно добавить специальный раздел, в котором можно фиксировать результат проверки контрагента при помощи доступных интернет-ресурсов.

Необходимый минимум информации можно получить путем изучения судебных разбирательств с участием контрагента (по электронной картотеке арбитражных дел https://kad.arbitr.ru/ , информации, размещенной на сайте ФНС России www.nalog.ru).

Через Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц можно удостовериться, что потенциальный контрагент не находится в процедуре банкротства, реорганизации, ликвидации, о наличии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и иные важные сведения. (https://fedresurs.ru/).

Не лишним будет проверить, не указан ли контрагент в реестре недобросовестных поставщиков на сайте ФАС России www.fas.gov.ru и реестре должников на сайте Федеральной службы судебных приставов России www.fssprus.ru . Наличие у контрагента государственных контрактов может послужить для суда признаком должной осомтрительности при выборе контрагента.

Недействительность паспортных данных учредителей и руководства потенциального контрагента можно проверить через сайт Главного управления МВД по вопросам миграции (http://services.fms.gov.ru/).

Через информационные базы https://service.nalog.ru можно также проверить информацию о наличии дисквалификации и исполнительных органов контрагента, о регистрации контрагента по адресу массовой регистрации, о наличии контрагента в базе юридических лиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует и т.д.

В ряде случаев информацию о деловой репутации контрагента можно получить, набрав в поисковых системах наименование компании, а также Ф.И.О. руководителя и основных учредителей.

Вложенные файлы

  • Юридическое заключение по проверке контрагента.docx

По итогам проверки оформляется аудиторское заключение. Оно содержит в себе информацию о проведенном аудите:

  • - дата проведения аудита;
  • - цель аудита;
  • - проверяемое подразделение;
  • - проверяемые элементы СУОС;
  • - перечень документов по СУОС и ООС, по которому проводится внутренний аудит;
  • - состав аудиторской группы;
  • - сотрудники проверяемого подразделения, сопровождающие и работающие с членами комиссии по проверке СУОС;
  • - выводы;
  • - предложения.

В заключении по внутреннему аудиту обязательно указывается соответствие аудируемой СУОС критериям аудита, степени ее внедрения и эффективности.

Аудиторское заключение в последующем прилагается к отчету по внутреннему аудиту. Заполненное аудиторское заключение представлено в приложении Д .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе нашли отражение поставленные цели и задачи: изучен элемент СУОС «4.4.1. Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия», рассмотрены теоретические основы проведения процедуры аудита, изучена организационная, нормативная и методическая документация по проведению внутреннего аудита СУОС.

В ходе аудита по элементу «4.4.1. Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия» в колбасном цеху ОАО «Бобруйский мясокомбинат» установлено наличие двух несоответствий. Данные несоответствия были определены как несущественные, так как устранение не требует длительного времени и больших капитальных затрат.

По результатам внутреннего аудита был составлен ряд необходимых документов:

  • - анкета - опросник;
  • - протокол несоответствий;
  • - аудиторское заключение.

Корректирующие действия по устранению несоответствий были проведены в трехдневный срок.

Элемент СУОС «4.4.1. Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия» на предприятии проработан эффективно, т.к. руководство организации предоставило все необходимые ресурсы для внедрения, функционирования и улучшения системы управления окружающей средой, оптимально распределило ответственность и полномочия на различные категории сотрудников.

1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

5. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме , установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

10. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

(см. текст в предыдущей редакции)

Аудиторское заключение - образец данного документа, который утверждается аудиторской организацией и заполняется по результатам проведенной проверки, можно скачать по ссылке, представленной далее в статье. Также в статье нашей раскрываются требования, предъявляемые к данному документу.

Аудиторское заключение — в каком виде оформляется этот документ, выдаваемый аудитором по результатам проверки?

По итогам проведения проверки аудитор должен составить письменный документ, в котором отражаются все результаты его деятельности. Согласно ст. 6 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — ФЗ об аудиторской деятельности), официальным документом, составляемым для бухгалтерии аудируемого лица, является заключение аудитора, которое содержит мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого.

Кроме того, по результатам проверки может оформляться отчет, содержащий сведения о проведенной проверке и ее результатах. Данная форма обобщения информации об аудите упоминается в постановлении Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696, в частности, в приложении к правилу (стандарту) № 12, которым утверждается образец письма о проведении аудита. В примере указывается, что в дополнение к заключению аудитора проверяющий может представить отчет о замеченных в ходе проверки недостатках.

Требования к аудиторскому заключению и отчету аудитора

Требования, которые законодатель предъявляет к содержанию аудиторского заключения, содержатся в ч. 2 ст. 6 ФЗ об аудиторской деятельности. В частности, документ должен включать в себя следующие реквизиты:

  • название, которое прописывается по центру, — «Аудиторское заключение»;
  • информацию об адресате;
  • сведения об аудируемой организации (ИП): ИНН, ОГРН, юридический и фактический адрес и т. д.;
  • данные аудиторской организации;
  • перечень бухгалтерской или финансовой отчетности, которая подвергается аудиту, с обязательным указанием периода, за который она представлена;
  • объем аудита;
  • мнение аудитора о достоверности предоставленной документации;
  • дату составления документа.

Заключение может быть предоставлено только организации, в которой проводилась проверка, либо лицу, с которым был заключен договор на оказание услуг.

Более подробные сведения об аудиторском заключении содержатся в приказе Минфина РФ «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» от 20.05.2010 № 46н (далее — приказ № 46н). В приложении № 1 к данному приказу изложены примеры ситуаций, в которых составлялись аудиторские заключения.

Что касается отчета о проведении аудиторской проверки, то законодатель ни требований к нему, ни образца документа не утверждает. Учитывая этот факт, аудиторская организация может либо утвердить его форму самостоятельно, либо составить документ в произвольном виде. Единственное требование к отчету — указание на его принадлежность к проводимой проверке и наличие печати и подписи аудитора.

Аудиторское заключение — структура документа и его образец

Несмотря на то что законодатель устанавливает требования относительно содержания заключения и приводит образцы составления документа (приказ № 46н), аудиторские организации вправе разработать форму заключения самостоятельно, отразив в ней все рекомендации законодателя.

Не знаете свои права?

Так, заключение должно составляться в письменной форме и содержать подписи не только аудитора, но и руководителя аудиторской организации. Кроме этого, к нему прикладывается вся бухгалтерская отчетность, которая подверглась проверке. Все бумаги должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью аудиторской организации.

Структура заключения следующая:

  1. Наименование документа — «Аудиторское заключение».
  2. Преамбула. Здесь фиксируются все идентификационные сведения об аудируемом лице и аудиторской организации. Также в эту часть входит перечень документов, подлежащих проверке.
  3. Ответственность сторон.
  4. Основная часть (включает в том числе мнение аудитора).
  5. Подписи и печати аудиторской организации.

Главная задача аудитора при составлении заключения — указать, соответствует ли ведение бухгалтерской отчетности аудируемого лица правилам ведения бухучета, которые утверждены приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. При этом следует иметь в виду, что применяются те положения правил, которые действовали в момент составления бухгалтерской отчетности.

Прежде чем составлять немодифицированное аудиторское заключение, аудитор должен обсудить все ошибки, найденные им в бухгалтерской отчетности, с руководителем аудируемого лица. Если компромисса достигнуть не получится, аудитор должен изложить свои замечания в заключении.

Образец аудиторского заключения , составленный с учетом всего изложенного выше, можно скачать на нашем сайте.

Виды аудиторских заключений

В п. 14 приложения № 1 к приказу Минфина № 46н уточняется, что аудитор по результатам проверки может вынести одно из установленных заключений. Законодатель выделяет следующие варианты:

  1. Безоговорочно положительное заключение (немодифицированное). Данное заключение выдается в том случае, если представленные на проверку документы дают достоверное представление о финансовом положении предприятия и результатах его деятельности. Иными словами, если вся документации составлена в соответствии с требованиями законодательства и аудируемое лицо ведет свою деятельность, не нарушая положений нормативных актов.
  2. Модифицированное заключение. Оно составляется, если в результате проверки имели место следующие обстоятельства:
    • не влияющие на мнение аудитора, но требующие внимания аудируемого лица;
    • влияющие на мнение аудитора и приводящие к составлению заключения с оговоркой, отрицательным мнением или отказу в выражении мнения со сторон аудитора.

При этом модифицированное заключение может быть:

  • с оговоркой — в случае, когда нет данных, позволяющих выразить отрицательное мнение, но имеются сведения, которые необходимо довести до руководства аудируемого лица во избежание допущения впоследствии ошибок в ведении хозяйственной и финансовой деятельности (в заключении может содержаться фраза «за исключением обстоятельств»);
  • с отказом от выражения мнения — в том случае, когда документы, представленные на аудит (объем аудита) не позволяют сделать каких-либо объективных выводов о соответствии бухгалтерского учета требованиям законодательства;
  • с отрицательным мнением — в том случае, если оговорки недостаточно для того, чтобы указать на ошибки в ведении финансово-хозяйственной деятельности и имеют место разногласия с руководством компании, которое этих ошибок не признает.

Вне зависимости от того, какую позицию занял аудитор, заключение должно содержать его мнение. Без этого раздела документ не будет иметь юридической силы.

Итак, результаты проведенной аудиторской проверки должны быть оформлены заключением аудитора. При этом последний также вправе составить отчет о проверке и акт выполненных работ, которые будут являться приложениями к договору на оказание услуг. Все замечания, которые изложены в заключении аудитора, обязательны для устранения. Недостатки же, изложенные в отчете и акте, носят рекомендательный характер.

На странице представлен образец бланка документа «Пример заключения по результатам обзорной проверки с выражением безоговорочно положительного мнения (приложение к федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности)» с возможностью скачать его в формате DOC и PDF.

Тип документа: Заключение

Размер файла документа: 6,2 кб

Бланк документа


Скачать образец документа

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

Приложение N 2 к правилу (стандарту) N 33

ПРИМЕР

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ С ВЫРАЖЕНИЕМ

БЕЗОГОВОРОЧНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МНЕНИЯ

Заключение по результатам обзорной проверки

финансовой (бухгалтерской) отчетности

"Мы провели обзорную проверку прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта "YYY" за период с 1 января по 31 декабря 20(XX) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность хозяйствующего субъекта "YYY" состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган хозяйствующего субъекта "YYY". Наша обязанность заключается в подготовке заключения об этой финансовой (бухгалтерской) отчетности на основе проведенной нами обзорной проверки.

Мы провели обзорную проверку в соответствии с:

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 33;

внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности хозяйствующего субъекта.

Обзорная проверка планировалась и проводилась таким образом, чтобы получить ограниченную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Обзорная проверка ограничивается в основном запросами к сотрудникам хозяйствующего субъекта и выполнением аналитических процедур в отношении данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, вследствие чего она обеспечивает меньшую уверенность, чем аудит. Мы не проводили аудит и, соответственно, не выражаем мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При проведении обзорной проверки наше внимание не привлекли никакие факты, которые дали бы нам основания полагать, что прилагаемая финансовая (бухгалтерская) отчетность не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение хозяйствующего субъекта на 31 декабря 20(XX) г. и результаты его финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(XX) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности). "XX" месяц 20(XX) г.

Руководитель (или иное уполномоченное лицо) аудиторской организации (исполнителя обзорной проверки) либо индивидуальный аудитор (фамилия, имя, отчество, подпись и должность).

Руководитель обзорной проверки (фамилия, имя, отчество, подпись, номер, тип квалификационного аттестата аудитора и срок его действия).

Печать аудитора".

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.

Вы нашли то что искали?

Да, спасибо!
Нет

* Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам!

Смежные документы

  • (Полный перечень документов)

Документы, которые также Вас могут заинтересовать.

Рекомендуем почитать

Наверх