Люди срочно! Описание Натальи Савишны из повести Л.Н.Толстого. Детсво

Элементы декора 24.09.2019

Наталья Савишна - одна из героинь повести.
Основная часть
Изображая Наталью Савишну, Л.H. Толстой использует различные художественные приёмы:
- портрет;
- речь;
- характеристика поступков;
- черты характера;
- взаимоотношение с другими людьми.
Заключение

Главным героем автобиографической повести JI.H. Толстого «Детство» стал Николенька Иртеньев. Но мальчик дан в произведении не изолированно. Он постоянно соприкасается с другими героями. И через взаимоотношение с этими персонажами выявляются черты личности главного героя. Одним из таких персонажей, с которыми изо дня в день соприкасался Николенька, и была Наталья Савишна.
Изображая Наталью Савишну, Л.H. Толстой использует различные художественные приёмы: портретную характеристику, описание речи героини в диалогах с разными персона- жами, характеристика поступков, взаимоотношений с людьми. Наталья Савишна - бескорыстный, прямой человек. Она готова отругать за баловство и в то же время, видя страдания Николеньки, может попросить у него прощения. Наталья Савишна обладает следующими чертами характера: доброта, отзывчивость, самопожертвование. Несмотря на властность, Наталья Савишна бескорыстно служит своим господам (родителям Николеньки), отдаёт всю себя их семье.
Жизнь поступила с героиней немилостиво: «Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж. Дедушка принял ее желание за неблагодарность, прогневался и сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню». Шесть месяцев, проведённых на скотном дворе, не ожесточили Наталью Савишну. Она по- прежнему готова, забывая о себе, служить своим господам. Чтобы показать силу бескорыстной любви героини к домочадцам, JI.H. Толстой приводит воспоминания рассказчика: «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, - тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»
Поступки, которые совершает Наталья Савишна в повести, характеризуют её как настоящую хозяйку, знающую цену вещам: «Всегда она бывала чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье...». Работа была неотъемлемой частью её жизни, самой её сущностью. Бережливость - ещё одна черта, которая отличает героиню от других. Писатель так описывает данное качество Натальи Савишны: «В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все.
Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны», - и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала».»
Используя разнообразные художественные приёмы, автор создаёт многогранный образ Натальи Савишны.

(1 вариант)

В 1852 году вышло произведение Л.Н. Толстого – автобиографическая повесть. В ней выведены образы тех людей, с которыми взаимодействует главный герой Николенька Иртеньев.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: «…я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью, и свое поведение в этом эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Итак, образ Натальи Савишны помогает раскрыть отношение главного героя повести к жизни, к людям. А сам характер жизни Натальи Савишны – пример подлинной любви и самопожертвования.

(2 вариант)

В главе, посвященной Наталье Савишне, Толстой сначала кратко рассказывает ее историю: дворовую девку взяли в качестве прислуги в дом, когда родилась матушка героя, она стала ее няней.

Один раз в жизни дала Наталья себе волю и попросилась замуж, за человека, понравившегося ей, чем прогневала старого хозяина, который сослал ее на полгода в степную деревню скотницей. Вернувшись из ссылки, Наталья «явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово». Всю свою любовь она перенесла на барышню, а когда та, решив отблагодарить ее за верную службу, дала Наталье Савишне вольную, воли уже не надо было, она расценила вольную как изгнание: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Это предыстория. А герой помнит старушку, с которой он делился всеми своими мыслями и мечтами, к которой прибегал между уроками, которая курила «очаковское куренье», привезенное когда-то дедом героя, и была владелицей сундуков, где можно было найти все, что душе угодно, которая баловала их и заботилась о них.

Наталья Савишна жила не своей жизнью и своей волей, а жизнью и волей господ, и не представляла себе другой доли, была счастлива ею. «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

Герой вспоминает случай, когда он обиделся на старушку. Он облил скатерть, и Наталья Савишна наказала его. Маленький барчук воспринял заслуженное наказание как личное оскорбление, нанесенное ему какой-то Натальей, служанкой, и слезы злости лились из его глаз. Почувствовав его настроение, Наталья Савишна извинилась перед ним, принесла подарок, и теперь уже слезы стыда за себя душили мальчика. «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?» Вопросы эти возникли в его голове гораздо позже, когда он стал взрослым.

(1 вариант)

В 1852 году вышло произведение Л.Н. Толстого – автобиографическая повесть. В ней выведены образы тех людей, с которыми взаимодействует главный герой Николенька Иртеньев.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: «…я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью, и свое поведение в этом эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Итак, образ Натальи Савишны помогает раскрыть отношение главного героя повести к жизни, к людям. А сам характер жизни Натальи Савишны – пример подлинной любви и самопожертвования.

(2 вариант)

В главе, посвященной Наталье Савишне, Толстой сначала кратко рассказывает ее историю: дворовую девку взяли в качестве прислуги в дом, когда родилась матушка героя, она стала ее няней.

Один раз в жизни дала Наталья себе волю и попросилась замуж, за человека, понравившегося ей, чем прогневала старого хозяина, который сослал ее на полгода в степную деревню скотницей. Вернувшись из ссылки, Наталья «явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово». Всю свою любовь она перенесла на барышню, а когда та, решив отблагодарить ее за верную службу, дала Наталье Савишне вольную, воли уже не надо было, она расценила вольную как изгнание: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Это предыстория. А герой помнит старушку, с которой он делился всеми своими мыслями и мечтами, к которой прибегал между уроками, которая курила «очаковское куренье», привезенное когда-то дедом героя, и была владелицей сундуков, где можно было найти все, что душе угодно, которая баловала их и заботилась о них.

Наталья Савишна жила не своей жизнью и своей волей, а жизнью и волей господ, и не представляла себе другой доли, была счастлива ею. «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

Герой вспоминает случай, когда он обиделся на старушку. Он облил скатерть, и Наталья Савишна наказала его. Маленький барчук воспринял заслуженное наказание как личное оскорбление, нанесенное ему какой-то Натальей, служанкой, и слезы злости лились из его глаз. Почувствовав его настроение, Наталья Савишна извинилась перед ним, принесла подарок, и теперь уже слезы стыда за себя душили мальчика. «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?» Вопросы эти возникли в его голове гораздо позже, когда он стал взрослым.

Эти характерно толстовские пейзажные эскизы предвещают картины «Войны и мира».

Отношение к Наталье Савишне даже не объясняется: здесь Иртеньев не рассуждает, а только любит и верит – как сам Толстой. Он в «Детстве» прощается с ней как с матерью: «Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..». В итоге образ Натальи Савишны воспринимается как положительный и по-своему героический образ; в нем воплощены действительно прекрасные черты русской женщины: большое и верное сердце, жертвенность и любовь, сохраненные в глубинах души наперекор всем жестокостям и страданиям жизни.

В «Детстве»: «Необозримое, блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким, синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны». Пейзажи в повествовании Толстого далеко не безличны, они драматизируются и одушевляются. Этот прием, широко разработанный писателями конца XIX века, особенно совершенный у Чехова, обычен у раннего Толстого. В сцене душевного смятения героя, например, когда старые березы, кусты и травы «бились на одном месте и, казалось, хотели оторваться от корней», или в сцене покаяния перед ликом природы: «…я был один, и все мне казалось, что таинственно-величавая природа… и я, ничтожный червяк, уже оскверненный всеми мелкими, бедными людскими страстями, но со всей необъятной могучей силой воображения и любви – мне все казалось в эти минуты, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же».

Социальный план народной темы воплощался в другом замысле – «Романе русского помещика», начатом в 1352 году и непосредственно связанном с повествованием об «эпохах развития». Этот роман завершен не был; в 1856 году из него была отдана в печать лишь небольшая часть – замечательная повесть «Утро помещика». Суровая правдивость деревенских сцен, изображенных здесь, возродится в романе «Воскресение», где молодой помещик, тоже Дмитрий Нехлюдов, будет стремиться улучшить жизнь своих крестьян и встретит то же противодействие, даже гнев.

Но гораздо существеннее другое: в облике Натальи Савишны воплотились важнейшие черты русского национального характера и человечность вообще. Она испытывает подлинное горе у гроба рано умершей матери Иртеньева.

Немало писалось о том, что в образе Натальи Савишны уже видны «кричащие противоречия» творчества Толстого: критика крепостнической России как страны «безнаказанного беззакония» («история любви» Натальи Савишны в первопечатном тексте не была пропущена цензурой) и, с другой стороны, идеализация характера, воспитанного крепостничеством, барством и рабством. Это противоречие, конечно, есть и предвещает образы «покорных» солдат, мужиков «народных рассказов» 80-х годов, Платона Каратаева в «Войне и мире» и Акима во «Власти тьмы».

В первой книге тема народа раскрыта не так широко, как в романах и повестях, написанных Толстым в зрелые и поздние годы. Но не вполне справедливо было бы полагать, что в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» она лишь намечена как некий фон, оттеняющий образ героя – одного из тех, кто «через нянь, кучеров, охотников полюбил народ». В лирических воспоминаниях о Наталье Савишне, чей образ нужно считать первым в ряду классических народных образов Льва Толстого, заключена, в частности, и эта мысль. Но в общем художественном замысле книги важна не только Наталья Савишна, а все «лица народные» – и те, кому в повествовании о жизни Иртеньева посвящены целые главы (юродивый Гриша), и те, кому отведено лишь несколько строк. Все вместе они создают представление о мире, который постепенно открывается герою как реально-исторический, как родина.

Обещая читателю в конце продолжить повествование об Иртеньеве, Толстой едва ли представлял себе, что не только первая, но ни одна из его книг не получит традиционной концовки. По-видимому, лишь в пору «Войны и мира» он понял, что открытый финал – это литературный закон, впервые освоенный Пушкиным и затем утвержденный его преемниками. «Мы, русские, вообще не умеем писать романов в том смысле, в котором понимают этот род сочинений в Европе»

Наталья Савишна, раз и навсегда выбросившая «дурь из головы» (т. е. свою любовь к буфетчику Фоке) и заботившаяся лишь о барском добре, пугавшаяся «порчи и расхищения» (однажды она обидно наказала Николеньку за испорченную скатерть), не только никогда не говорила, но и не думала о себе: «Вся жизнь ее была любовь и самоотвержение». Кажется, что она не должна была сколько-нибудь серьезно повлиять на склад ума и чувств героя, чей характер во всех отношениях не сходен с ее характером. Между тем ее влияние и нравственный пример оказываются для него важными, несравненно более важными, чем все другие добрые примеры, которым он желал бы следовать и подражать.

В описаниях природы, в сценах охоты, в картинах деревенского быта открывал Толстой своему герою ту же «неведанную» для него страну – родину.

Николенька Иртеньев, со всеми его достоинствами и недостатками, стал главной фигурой повествования, потому что в нем живет способность нравственного суда над собой и окружающим миром. Способность сердечная, душевная, предельно искренняя; и она притягательнее, заразительнее, чем, скажем, холодноватая и рациональная нравственная расчетливость его друга, Дмитрия Нехлюдова. Непосредственное нравственное чувство влечет героя Толстого, к простым людям – таким, как Наталья Савишна.

Цель: продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы.

Ход урока

I. Викторина “Узнай героя по портрету”.

1) “Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина…” (Отец Николеньки).

2) “…человек лет пятидесяти, с бледным, изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Он был такого большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было нагнуть голову, но и согнуться всем телом. На нем было надето что-то изорванное, похожее на кафтан и на подрясник; в руке он держал огромный посох ”. (Юродивый Гриша).

3) “Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел…” (Карл Иванович).

4) “… женщина лет сорока пяти, маленькая, тщедушная, сухая и желчная, с серо-зелеными неприятными глазками, выражение которых явно противоречило неестественно-умильно сложенному ротику. Из-под бархатной шляпки с страусовым пером виднелись светло-рыжеватые волосы; брови и ресницы казались еще светлее и рыжеватее на нездоровом цвете ее лица. Несмотря на это, благодаря ее непринужденным движениям, крошечным рукам и особенной сухости во всех чертах, общий вид ее имел что-то благородное и энергическое”. (Княгиня Корнакова).

5) “… карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня”. (Маман).

А о ком эти слова?

“Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!” (О Наталье Савишне.)

– Проследим историю жизни Натальи Савишны, которой автор посвятил целую главу – “Наталья Савишна”. Почему целую главу? Какую роль сыграла Наталья Савишна в жизни рассказчика? Итак, тема урока: “История жизни и смерти Натальи Савишны”. (Приложение.)

II. Беседа по тексту главы XIII “Наталья Савишна”.

– Кто же такая Наталья Савишна?

  • простая крепостная женщина,
  • дворовая прислуга,
  • крепостная крестьянка,
  • няня матушки Николеньки,
  • экономка.

– Кто такая экономка? (Женщина, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства.)

– Она не сразу стала экономкой Натальей Савишной. Проследим ее историю через историю ее имени. Запишем:

– Почему меняется имя? (Растет уважение.)

– Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и преданностью”, “любовью”.)

– Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь.)

– Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка”.)

– А Наталья Савишна? (Портрета нет.)

– Какой вы ее себе представляете? (В вечном чепце и фартуке.)

– Какая из репродукций соотносится с образом Натальи Савишны? Почему? (Приложение ) .

– Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась.)

– Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ.)

– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест.)

– Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную, неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне.)

Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”.)

– Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других.)

– Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать.)

– Какой поступок Натальи Савишны говорит об этом? (Порвала вольную.)

– Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась, расценила как желание прогнать.)

– Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”).

– Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом… надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим?

– Обратимся к рисунку художника Костина в учебнике. Почему так лаконичен рисунок? Почему так мало деталей? (У Толстого комната Натальи Савишны описана лаконично: “наполнена” сундуками.)

– А вот как представили комнату Натальи Савишны наши “художники” (рисунки учащихся ) и художник А.Вестфален (Приложение ) .

– “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке.)

– Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье.)

– “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились в голубом сундуке Натальи Савишны? (Приложение ) .

– Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался? (мечтал вслух)

– Присядем на краешек сундука в комнате Натальи Савишны и помечтаем…(1-2 учащихся)

– Как характеризуют Николеньку его мечты?

– Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1,5 десятка лет понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”.)

– А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок Николеньки вызвал столь низменное чувство?

– Случай со скатертью: чтение по ролям .

– Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как собственного сына.)

– Что больше интересует Толстого – событие или внутренние переживания?

– Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется другим.

Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”. (Приложение).

– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи.)

– Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения.)

– За что стало стыдно? (Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье без остатка, как с обычной крепостной.)

– Снисходителен или беспощаден к себе Николенька?

– Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной грубости, жалеет ребенка.)

– Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна... робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне.)

– Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и счастью.)

– Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении).

– Почему после смерти матери Николенька потянулся к Наталье Савишне? Как она готовилась к смерти? (Рассказ учащегося по главе ХХVIII “Последние грустные воспоминания”.)

– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу? (Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, чуткости, доброте.)

– Какие слова из главы “Наталья Савишна” можно вынести в эпиграф к сегодняшнему уроку?

Рекомендуем почитать

Наверх