Кто такой Вий? (3 фото). Знак бога вия Вий - злой дух, а Кощей - обыкновенный злой человек

Элементы декора 30.06.2022
Элементы декора

Во многих, в том числе академических работах, персонаж гоголевской повести описан совершенно не так, как выглядит Вий в произведении писателя. Исследователи утверждают, что автор в образе знаменитого монстра объединил древнеримского Ния с человеческим веком, хотя сам Н. В. Гоголь писал, что он излагает предание именно так, как слышал.

И читатель верит, потому что, кроме этой повести, он создал еще несколько произведений подобного жанра, в которых с присущей Гоголю ироничной манере описываются персонажи народной

Премудрый Велес

Именно так величают этого бога в древнеславянских мифах. Он является властителем телесной, органической жизни всех людей и животных. Он знает, когда тело просит покоя для сна, а когда - покоя вечного. Велес неустанно следит за тем, чтобы все, что берется из земли, туда же и возвращалось. И при этом он не есть слуга смерти. Велес выглядит совсем не так, как Вий. В представлении наших предков Велес - мужчина лет 50, крепкий и идеально сложенный, мудрый и уравновешенный.

Он своеобразный контролер телесного бытия, как выражались в старину, скотской правды. Велес не вмешивался в душевную, а тем более духовную деятельность человека. Этот бог не осуждал и не карал чревоугодие, половую распущенность, смертоубийство животных для развлечения, а не для еды. Он просто снимал с телесной свое покровительство и эта природа человека попадала во власть Вия.

Вий. Краткое описание

Как выглядит Вий? Он - существо безобразное, со многими телесными изъянами и порочной душевной силой. Это чудовище притягивает к себе все затхлое, телесно развращенное и необузданное. Без других он не может удовлетворять свои телесные потребности, даже веки поднять не может. Но он живет могучей душевной жизнью. И к нему тянутся существа-монстры, за его душевную силу готовые служить. Именно такова панночка. На это трижды указывает писатель в повести: два раза намеком, а третий - открытым текстом, вложив слова об этом в уста Фомы: «видно, много греха-то наделала за жизнь, раз за нее так нечисть стоит». А она о Фоме: «Пусть Брут читает три ночи. Он знает».

Некоторые точные детали с повести Н. В. Гоголя

До панночки на хуторок пришло трое - ритор Тиберий Горобец, философ Фома Брут и богослов Халява. Гоголь трижды, как и положено, говорит о телесной распущенности Фомы. И именно к нему приходит та, которая живет "по Вию". Они схожи обуревающими их страстями, а потому не находятся под защитой Велеса. Панночка оседлала философа (какая тонкая деталь!), и он ощущает сладость от полета с ведьмой на себе. Но у него есть своя душевная жизнь, которая побеждает чары его собственного тела, а не чары панночки, которая в данной ситуации лишь средство. Уже утро, петухи пропели. Но Фома убивает панночку. И Велес не защищает его тела. Вий достает его и в Киеве, в божьем заведении, через телесную развращенность ректора.

Вокруг Фомы Брута постоянно ходят слуги Вия и, незримо, сам Вий. Описание встречи философа с сотником поражает реалистичностью деталей. «У меня не так, - говорит сотник, - Знаешь кожаные канчуки?» «При большом количестве вещь нестерпимая». «У меня не встанешь».

Вот куда попал философ (какая деталь!). Вот почему он умер от страха.

Вий - злой дух, а Кощей - обыкновенный злой человек

Некоторые авторы, которые, всего произведения не читая, цитируют «Слово о полку Игоря» и утверждают в своих трудах, что Кощей и Вий - родственные образы. Да глупости это. В «Слове…» конкретно указывается на то, что Гзак, Кончак и отец Гзака Боняк - славяне-кочевники и кощеи, т. е. владельцы скота (по-старославянски: костей, кощей). А. С. Пушкин прямо указывает на это: «... над златом чахнет. Там русский дух, там Русью пахнет». Нужно быть глухим и слепым, чтобы не различать того, как выглядит Вий в мифологи, а как - Кощей.

Обиталище Вия

Вий постоянно находится в глубинах, в недрах земных, где тепло, влажно и нескончаемо гниют тела его слуг. У него есть сестры - Виллы, которые иногда вылетают и рыскают над селениями людей, выискивая слуг для своего ужасного братца. Они соперничают с другим персонажем нашей мифологии, Огненным Змием, за души падших людей.

И не тяжело представить, как выглядит Вий. Фото картины художника, который представил и нарисовал Вия и его слуг, известно всему миру. С некоторыми деталями можно поспорить, но в общем художник суть данного персонажа уловил верно. Это разлагающаяся плоть, которую ее могучая, но злая душа не желает возвращать земле, т. е. не покоряется мудрому Велесу.

Борьбы между Велесом и Вием нет

Борьба происходит в душах людских. Душа Фомы Брута отлетела вместе с торжествующей песней петухов, которые приветствуют восход Ярила и свет, что он несет миру. А души не должны возвращаться в умершие тела, как это было с панночкой. Это противоречит канонам, за которыми наблюдает скотский бог - Велес.

Фома вернул земле то, чем так беспечно пользовался в этом светлом мире. И потому его поминают два друга - философ Тиберий Горобец и Халява, который пьяный прячется в бурьянах.

Славянская мифология не менее богата, чем мифологии других народов. В ней насчитывается много разных как добрых, так и злых персонажей. Некоторые из последних не просто злые, а жуткие. К ним относится такой одиозный образ как Вий. Это сущность из потустороннего мира, обладающая взглядом, способным убить каждого.

Глаза монстра закрыты огромными длинными веками, ниспадающими до земли. Поэтому сам он не может их поднять. Для этого существуют специальные помощники. По приказу Вия они поднимают его веки железными вилами, и глаза чудовища из преисподней начинают сеять ужас и смерть.

Вий - отрицательный персонаж в славянской мифологии

Именно от взгляда жуткого монстра и пошло поверье о сглазе или дурном глазе. По преданиям сглаз вызывает смерть людей и животных, от него засыхают деревья, желтеет зелёная трава. Он также может наслать на человека полосу неудач, нищету, болезни и другие напасти. Особенно к сглазу чувствительны роженицы и невесты. Для защиты от дурного глаза и была придумана свадебная фата, а беременные женщины старались не попадаться на глаза посторонним людям, особенно незнакомцам.

И все эти обычаи начали проистекать от обитателя преисподней с его ужасным взглядом. Считается, что свою мистическую составляющую он получил от Велеса – языческого бога и главного врага Перуна, у которого воровал скотину. Велес был связан с чертями и другой нечистью и породил Вия, который стал самым сильным и ужасным исчадием преисподней.

А вот у славян, живших в Прибалтике, этот примечательный образ считался одним из сыновей Чернобога. Последний символизировал собой абсолютный хаос, разрушение и вселенскую тьму. Он управлял всеми стихиями, а нечисть из преисподней ему прислуживала. То есть Чернобог считался отрицательной божественной сущностью, поэтому неудивительно, что от него произошёл жуткий монстр с убивающим всех взглядом.

Чернобог олицетворял зло в славянской мифологии

В то же время Вий в мифологии имел и ряд положительных черт. Нередко он изводил людей злых и духовно ущербных. А вот личностей, крепких духом и волевых, привечал и не делал им зла. Он был чрезвычайно противоречивым созданием, подверженным резким перепадам настроения. Но главной его функцией, в любом случае, являлось зло. Только иногда оно проявлялось во всю силу, а иногда было едва заметно.

Эту преисподнюю нечисть описал в своём одноимённом произведение Николай Васильевич Гоголь. Он охарактеризовал её как приземистую, косолапую, с жилистыми руками и ногами. Вий у него с головы до ног покрыт чёрной землёй. Пальцы и лицо у монстра железные, а веки длинные и касаются земли. Взглядом он не убивает, а лишь разрушает защитную силу оберегов от нечисти. Он является лишь направляющей силой, но не убийцей. И главный герой произведения Гоголя Хома умирает вовсе не от взгляда монстра, а от ужаса, охватившего его душу.

Станислав Кузьмин

Неумолимый и безжалостный Вий считался судией мертвых, адским огненным судией, престол которого находится внутри земли. В руках его - пламенный бич, его глаза закрыты веками, опущенными до земли, но он все равно и видит, и знает. Если же ему поднимают веки, а поднимают их его прислужники вилами, то он видит и все то, что от других полностью сокрыто. Человек от взгляда Вия умирает.

«- Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца. И вдруг наступила тишина в церкви: послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

- Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки. «Не гляди!» - шепг нул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

- Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел из него дух от страха».

Н. В. Гоголь

В образе Вия выражается надежда на то, что в потустороннем мире неотвратимо воздастся, отомстится всем тем, кто жил на земле нечестно, несправедливо, не по совести и безнаказанно попирал других. От Вия ничто нельзя скрыть, нельзя также и вымолить у него прощение. Кроме того, считалось, что сей судия мертвых насылает на людей, особенно в качестве предупреждения, ужасные ночные привидения и кошмары.

Вий - воевода над нечистью, сотворенной Чернобогом . Вся она находится в его распоряжении. Сам он всегда находится под землей, т. к. боится солнечного света.


Вий - персонаж украинской демонологии, грозный старик с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом.

Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами.

«И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное».

(Н. В. Гоголь «Вий»)

Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — сын Чернобога и козы Седуни. Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави , Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави (в христианстве «грешников»). Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.


В восточнославянской мифологии Вий — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли.

Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе и порче — о том, что от плохого взгляда всё гибнет и портится. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы.

Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії» (произносится — «вийи»), что в переводе с современного украинского языка означает «веки»; и второе — со словом «виться», так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.


Согласно «Книге Коляды»: «Воеводою в войске Чернобога служит Вий, брат бога неба Дыя. В мирное время Вий — тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, коим потчует грешников. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянёт на человека — тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землёй».

По славянским поверьям Навь (ее также иногда называют Темной Навью в противовес Светлой Нави - Слави) разделена на три царства. Владыкой Верхнего до поры до времени был Горын . После гибели Горына этот слой Нави долго пустовал, пока не был занят Велесом . Нижним Царством испокон веков владел Кощей . А вот среднее Царство Чернобог отдал Вию. Хотя, на самом деле, существуют и другие версии административно-территориального деления Нави. В соответствии с одними Вий владел как раз Верхним Царством, по другим - Нижним Царством. Однако к сущности трактовки образа Вия эта информация не имеет никакого отношения.

Вий представлялся нашим предкам как могучее практически непобедимое чудовище (реже - страшный сутулый старик). Он был силен и неповоротлив, управлял темными воплощениями всех стихий. При этом Вию служила всевозможная нечисть, без которой этот страшный бог, как минимум, не мог бы смотреть на мир. Дело в том, что у Вия имелся некоторый врожденный дефект - его веки были слишком тяжелы для того, чтобы он мог держать их открытыми без посторонней помощи. Очевидно, всему виной проклятье Сварога, посланное на голову побежденного Чернобога во время Изначальной Битвы. Так или иначе, но Вий не мог самостоятельно держать свои веки, поэтому его слуги постоянно поддерживали их черными калеными вилами (этот эпизод хорошо известен всем нам благодаря бессмертному произведению Николая Гоголя).

Любой, на кого взглянет Вий, тут же умирал (если был смертным) или обращался в камень (если являлся существом более высокого порядка). Не многие боги имели мужество сойтись с Вием в честном поединке. Тем не менее, это чудовище не одержало над Ирийскими богами ни одной победы, не смотря на всю свою ужасающую мощь. Зато людскому роду Вий попортил немало крови. Будучи сильным магом, он постоянно насылал на людей эпидемии и стихийные бедствия.

Вместе с тем, стоит отметить, что в облике Вия угадываются и положительные черты. Например, Вий с особым энтузиазмом изводит людей злобных или духовно слабых. А вот человека крепкого как телом, так и волей Вий вполне может отпустить. Таким образом, этому богу присуща некоторая доля справедливости, хоть и весьма своеобразной.

Сложно сказать, что именно наши предки скрыли в облике Вия. Очевидно - это одно из воплощений темной составляющей природы человека, глубинного животного зла, которое стремится разрушать все на своем пути и движется вперед, не разбирая дороги. Однако если воля человека сильна, а дух его крепок, то он вполне способен изменить вектор направления этой губительной энергии, возможно даже использовать ее во благо себе и другим.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови». «Длинные брови до носа» в Сербии,
Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. это существо считалось воплощением ночного кошмара.
Приехавший к слепому(темному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение «пожать руку» подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу:" Крепка твоя рука, хороший ты богатырек" .
Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.
В сказке о Василисе Прекрасной , которая жила в услужении у Бабы-яги , говорится о том, что она получила в подарок за труды — в одних случаях — горшок (печь-горшок), в других случаях — череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.



Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев — Ыссбаддадена и Балора.
Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея (сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем — царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля.

Касьян на что ни взглянет — все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево — дерево сохнет.

Касьян на народ — народу тяжело; Касьян на траву — трава сохнет; Касьян на скот — скот дохнет.

Касьян все косой косит…

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.
Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ — «случай, жребий» (ср. Макошь). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз — урожая нет, вверх — будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.
Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир — кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем — Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей — еще большая смерть — стагнация, смерть без возрождения.
Почитание ежегодное Вия-Касьяна приходилось на 14-15 января, а также 29 февраля -Касьян День.

(или как еще его именуют – Ниам) - это Бог славян, которого воспринимают Хранителем Душ, ушедших в Навь. В позднем представлении эта божественная Личность предстает в качестве некоего мифического существа с опущенными до земли веками. Коли вилами ему веки поднять, то ничто более не сокроется от Виева Ока. По имени славянского Бога Вия на древнем славянском языке называют ресницы у людей – вии. Такое звучание до сих пор сохранилось в языке украинского народа. В легендах Вия представляют неоднозначно, с противоречивым характером.

Славянский Бог Вий считается старейшим Богом, сыном Рода . Он появился на свет вместе со своим братом-близнецом, имя которому Род Прародитель дал – Дый . Несмотря на то, что славянский Бог Вий является тёмным Богом, тем не менее, Он частенько посматривает на светлую Правь, стремясь жить по ее законам.

Мудрые люди, зрящие в глубину, спокойно воспринимают порою странное поведение Вия. Помнят они о некоем тайном значении появления Вия для Мiров, в том – замысел Рода, ведомый до конца лишь Ему.

Легенды и мифы о славянском Боге Вие

Много разных легенд сказывается про Вия. Вот несколько примеров из них.

Про то, как славянский Бог Бог Вий младого Бога Велеса обучал:

Тёмный Бог Вий принял ребёнка к себе, как родного сына, стёр ему часть памяти, да обучил чёрной магии. Так стал Велес ученым, ведающим обо всех тайнах светлой и доброй, а также тёмной и разрушительной магии.

О Его важном назначении в мироздании:

Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь, неважно от чего. Главная задача – это в пекле почистить все души, которые приходят, затем отпустить их чистыми.

Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда! Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!

Сотворён был Бог Вий с большой примесью магии Иных Мiров, потому Ему всегда интересны дальние Мiры - что в них творится, что деется.

Как появились у Вия отличные помощники-доносчики, как Его прозвали Всевидящим и Всезнающим:

Как бы не случилось чего, да не появилось что-то такое, что могло бы навредить нам», - задумался Вий о загадочных иных Мiрах. Посему решено было им создать ватагу птиц, крыс и прочей юркой живности, которая бы могла все новости повсюду узнавать, да Вию пересказывать. Всюду шныряли его доносчики, даже в горнице Рода бывали, собирали новости днем и ночью, а потом всё Вию докладывали. Бог Сна со своей подружкой Дрёмой тоже приходили в сны Богов, а затем Вию их пересказывали. Так Вий знал обо всём, что делалось в Яви, Нави или Прави. Так появилась слава у Вия как Бога Всезнающего да Всевидящего.

Оберег символ Бога Вия

Знак или оберег Бога Вия называют славяне – «Всевидящее Око ». Сразу говорит он нам о том, что это Бог, от глаз, слуха и памяти которого ничто не сокроется. Внешний вид знака – повторяющие друг друга окружности, одна в другой. Небольшие полоски-выступы по краям кругов обозначают неприкосновенность. Это обозначает скрытую и явную силу Вия, его властность, а также его регалию – быть Пастухом душ, когда под зорким, бдительным оком бога никто не укроется.

Оберег «Всевидящее Око» обережет от :

  • плохих, нечистых мыслей;
  • уныния;
  • депрессии;
  • пессимизма;
  • произвола темных навий и прочих сил;
  • обмана или беззакония в вашу сторону.

Оберег «Всевидящее Око» притянет к вам :

  • развитие интуиции;
  • проницательный ум;
  • смекалку;
  • сверхъестественное чутьё;
  • восстановление утраченных связей;
  • добрые отношения с людьми, друзьями;
  • доверие родных к вам.

Можно много получить от Всевидящего Ока Вия – целеустремленность, понимание истинного чувства справедливости, и даже остроумие, аналитический склад ума, его развитие.

Подробнее об обереге Всевидящее Око смотрите .

Проявление Бога Вия для славян

Древние предки славян ведали о страшном могуществе Вия – одним только взглядом он способен уничтожить не только человека, но и целые города или деревни. Одно радует, этот тяжелый взгляд тщательно скрывают густые брови да низко опущенные веки.

Древний Север доныне хранит еще в памяти понимание того, что Вий Бог славян делает полезное дело в Пекле – душам там помогает очищаться. После очищения душа может далее продолжить свой путь. Возвращаться надобно душе в свой Род, откуда пришла. Посему с почтением славяне относились к Вию, чтили Его за помощь душам в их возрождении.

Атрибуты Бога Вия

Животное – лохматая чёрная собака с нависшими веками.

Геральдика, предметы – бич

Треба (подношение) – костёр и мешочек с шерстью для сжигания.

Бог Вий в северной традиции гадания и магии

Номер резы – 9

Гадание . Вопрошание Бога .

Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь.

Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.

Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.

Магия . Когда приглашают Бога Вия .

В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он - хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают - уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса !

Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел » называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.

Виевичи - дети Вия, сына Чернобога - Кощея Бессмертного из предыдущего мира

Виевичи (горыни-виевичи) были детьми Вия - сына Черного Змея, Чернобога или Кощея Бессмертного. Славянские предания повествуют о том, что виевичи обитали под землей, а именно под Уральскими, Кавказскими горами и, возможно, на Русском Севере.
Правда, отец Вия Чернобог раньше жил на Земле, но затем был низвергнут в пропасть после поражения его племени или расы в битве со светлыми богами во главе с верховным богом Сварогом или богом огня Семарглом, сыном Сварога, в результате которой был разрушен первый мир, в котором еще не было людей.
Другими обитателями того прежнего мира были змей Индрик, сын Индрика и Матери Сыры Земли Огненный Змей Волх, жена Индрика змея Параскея. Однако, предания в этом отношении не очень конкретны. Они также "отправляют" Волха и Параскею в подземный мир и ставят Волха над "силой подземной", в том числе и над Вием.


Внешний облик и образ жизни виевичей

В славянских преданиях содержится очень мало информации о внешнем облике и образе жизни виевичей - они связываются только со всем плохим, черным и безобразным. Описания отдельных представителей этого племени, - Черного Змея, Вия, сына Вия Святогора слишком туманны и крайне мифологизированы. Это, скорее всего, можно объяснить тем, что до нас дошли исключительно устные сказания в виде былин, песен и сказок, и вторичные письменные источники из летописей, поучений, хроник, сочинений византийских авторов, тогда как древние письменные источники, изваяния, обряды и обычаи осмысленно уничтожались на протяжении почти целого тысячелетия (почти все остававшиеся старославянские книги были сожжены во время правления деда и отца Петра I, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых).

Виевичи - гигантские многоголовые змеи - оборотни. Чернобог - Кощей Бессмертный

Пытаясь воссоздать облик виевичей, сразу же обращаешь внимание на двойственность их характеристики, приводимой в сказаниях. Так, Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового "Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого "; "У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов ", то в виде человека или демона с человеческими чертами. Его войско в битве с богами также предстает как множество многоголовых змеев - "змеев лютых, многоглавы х ". В то же время, нам известны изображения некоторых виевичей в народном декоративно-прикладном искусстве, где они имеют человекоподобные черты. Так, Чернобог изображался в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Он был одет в броню или кольчугу, шлем и носил копье и металлический щит. Древние славяне приносили ему кровавые жертвы (пленников, рабов и коней) перед началом важнейших дел, в частности, перед военным походом.

Вий. Глаз Вия

Вия изображали огромным бесформенным существом с бровями и веками до самой земли, из-за которых он не мог ничего видеть. Но если нескольким силачам, обычно двенадцати, удавалось поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не могло утаиться от его грозного взора: взглядом своим Вий убивал людей, разрушал и обращал в пепел города и деревни.

Рекомендуем почитать

Наверх