Епифаний кипрский жизнь и творение богословие. Житие епифания кипрского

Элементы декора 11.01.2024
В лике святителей День памяти 12 (25) мая Труды ересеологические, догматико-полемические, экзегетические Категория на Викискладе

Биография [ | ]

Сочинения [ | ]

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (греч. ανκύρωτος , якорь), где раскрывается православное учение о Троице , воплощении, воскресении мёртвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарион » (греч. πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Оригена , к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Епифаний считает более языческим философом, чем христианином и приписывает ему такие мнения, которых Ориген никогда не высказывал. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифаний представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания:

Издания его сочинений:

Лучшая биография Епифания - у Миня , т. XLI.

Примечания [ | ]

Библиография [ | ]

Издание греческого текста: «Corporis haereseologici» (1856). Vol. II. Панарион Епифания (с латинским переводом): Pt. 1 ; Pt. 2 ; Pt. 3 .

Русские переводы:

  • Панарион Перевод Р. Хазарзара (современная орфография, перевод и восстановление купюр)

Литература [ | ]

  • Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вильмен А. Ф. «Tableau de l"éloquence chrétienne au IVe siècle».
  • Горский А. В. «Епифаний Кипрский», в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII ( г.).
  • Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. Епифаний Кипрский // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2008. - Т. XVIII: «Египет древний - Эфес ». - С. 557-581. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-032-5 .
  • Махарашвили С. И. Грузинский перевод сочинения Епифания Кипрского «О восьмидесяти ересях». Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1990.
  • Липсиус Ж. П. . «Zur Quellenkritik des Epiphanius» (оценка источников первых 37 ересей Панария, с неодобрительным отзывом о личности Епифания).

Отец и учитель Церкви

Возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого аввы Илариона . В монастыре он занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни.

Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион . Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника.

Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион.

Жители города Ливии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин (Кипр). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию Хитрскому , Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на архиепископскую кафедру Константии (Саламина) святого Епифания около года, и управлял Церковью Кипрской 36 лет.

Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство, был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: "Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства".

На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).

В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила I вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом . Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление - соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов - и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая года с честью погребли в новой церкви, возведенной им.

При всех своих недостатках, оба сочинения Епифания представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания:

  1. "Книга о весах и мерах" (библейских), важная для истории метрологии; здесь же сведения о греческих переводах Библии;
  2. "Физиолог" - наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);
  3. "О камнях" - объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;
  4. "О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых" - сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;
  5. 12 проповедей, подлинность которых оспаривается.

Издания его сочинений:

  1. Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) - "S. Epiphanii opera" (Париж, 1622 г. и Кельн, 1682 г.). Это издание перепечатано -
  2. Минем, в "Patrolog. cursus compl. ser. graeca" (тт. XLI-XLIII).
  3. Dindorf"a - Лейпциг, 1860 г.;
  4. Oeler"a - греческий текст сочинений ересеологических, Берлин 1859-1869 гг.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. М., 1880-1881. Части 5-6. М., 1882-1886. ("Творения Святых отцев в рус. пер.". изд. при МДА. тт. 42, 44, 46, 48, 49).
  2. Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. - "Христианское чтение", 1829, с. 121 ссл.
  3. Слово в неделю Ваий. - Там же. 1838, I, с. 258 слл.; 1841, I, с. 345 слл.
  4. Слово на Святое Христово Воскресение. - Там же, 1838, II, с. 21 слл. Также: "Прибавления к Церковным Ведомостям", 1900, №№ 15-16.
  5. Слово против савеллиан - "Христианское чтение", 1840, II, с. 281 слл.
  6. Изложение кафолической веры. Из 3-й книги против ересей. - Там же, 1842, I, с. 303 слл.
  7. Слово на Великую Субботу. - Там же, 1846, II. с. 27 слл.
  8. Панарий или домашняя аптека. Пер. МДА. М., 1863, 1864, 1872.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Часть I - обозрение источников для истории древнейших сект, М., 1877

Епифаний Кипрский
Ἐπιφάνειος Κύπρου
250px
Имя в миру
Рождение
Монашеское имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Почитается

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прославлен

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Беатифицирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Канонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В лике
Главная святыня

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

День памяти
Покровитель

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Атрибуты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Деканонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды

ересеологические, догматико-полемические, экзегетические

Подвижничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский , греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου ; ум. май ) - один из ранних Отцов Церкви , который прославился неистовыми обличениями ересей , одним из главных источников которых он считал учение Оригена . Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством , в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

Биография

Сочинения

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (греч. ανκύρωτος , якорь), где раскрывается православное учение о Троице , воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарион » (греч. πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Оригена , к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Епифаний считает более языческим философом, чем христианином и приписывает ему такие мнения, которых Ориген никогда не высказывал. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифаний представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания:

  1. «Книга о весах и мерах» (библейских), важная для истории метрологии ; здесь же сведения о греческих переводах Библии ;
  2. «Физиолог» - наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);
  3. «О камнях» - объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;
  4. «О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых» - сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;
  5. 12 проповедей, подлинность которых оспаривается.

Издания его сочинений:

  1. Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) - «Sancti Epiphanii Opera» (Париж , г. и Кёльн, г.). Следующие издания перепечатывались с него.
  2. Минь , в «Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca» (тт. XLI-XLIII).
  3. Oeler’a - греческий текст сочинений ересеологических, Берлин , 1859-1869 гг.

Лучшая биография Епифания - у Миня , т. XLI.

Напишите отзыв о статье "Епифаний Кипрский"

Примечания

Литература

Издание греческого текста: «Corporis haereseologici» (1856). Vol. II. Панарион Епифания (с латинским переводом): ; ; .

Русские переводы:

  • Епифаний Кипрский . Творения. В 6 ч. / Пер. Московской духовной академии. М., 1863-1883.
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • Перевод Р. Хазарзара (современная орфография, перевод и восстановление купюр)

Исследования

  • Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. // Православная энциклопедия . Том XXIXVVIVIII: «Египет древний - Эфес ». - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2008. - С. 557-581. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-032-5
  • Махарашвили С. И. Грузинский перевод сочинения Епифания Кипрского «О восьмидесяти ересях». Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1990.

См. А. В. Горского, «Епифаний Кипрский», в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII ( г.). Русский перевод его сочинений (МДА, 1863-1883 гг.) ценен по ученым примечаниям. См. также Дарраса, «Histoire de l"église», т. X; у Вильмена - в «Tableau de l"éloquence chrétienne au IVe siècle»; Липсиуса , «Zur Quellenkritik des Epiphanius» (оценка источников первых 37 ересей Панария , с неодобрительным отзывом о личности Епифания).

Ссылки

Епифаний I (310/332 - 403), архиепископ Константский, Кипрский, святитель, отец и учитель Церкви.

Родился по одним известиям, в 310, по другим - в 332 году, по национальности финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала принявший иудаизм. В молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере уже после смерти своего воспитателя, после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял крещение, роздал полученное наследство бедным и удалился в Египет.

Возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого аввы Илариона. В монастыре он занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни.

Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника.

Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион.

Жители города Ливии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин (Кипр). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на архиепископскую кафедру Константии (Саламина) святого Епифания около 367 года, и управлял Церковью Кипрской 36 лет.

Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство, был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: "Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства".

На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).

В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом. Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление - соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов - и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведенной им.

VII Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви.

Воззрения св. Епифания слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Святитель принимал деятельное участие.

Св. Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Оригена, к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, св. Епифаний считал источником всевозможных ересей.

Творения

Обличению ересей посвящены два его сочинения: "Анкорат" (ανκύρωτος, якорь), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и "Панарий" (πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских.

Подробному изложению этих сочинений и их оценке посвящена значительная часть сочинения прот. А. М. Иванцова-Платонова: "Ереси и расколы первых веков христианства" .

При всех своих недостатках, оба сочинения Епифания представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Часть I - обозрение источников для истории древнейших сект, М., 1877

Явление и пришествие Христово во плоти, истина Лиц, эта единая и единственная вера Божия О назореях или о христианах Отделение 2 Вступление О симонианах, от начала веры во Христа Господа нашего первой, а по общему порядку двадцать первой ереси О менандрианах, по пришествии Христа второй, а по общему порядку двадцать второй ереси О саторнилианах, по пришествии Господнем третьей, а по общему порядку двадцать третьей ереси О василидианах, четвертой и двадцать четвертой ереси О николаитах, пятой, и двадцать пятой, ереси О так называемых гностиках, шестой или двадцать шестой ереси О карпократианах, седьмой или двадцать седьмой ереси О керинфианах или меринфианах, восьмой или о двадцать восьмой ереси О назореях, девятой, или двадцать девятой ереси Об евионеях, десятой или и тридцатой ереси О валентинианах, они же и гностики; ересь одиннадцатая, а по общему порядку тридцать первая Из книг святого Иринея О секундианах, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор ересь двенадцатая, а по общему порядку – тридцать вторая О птолемеях, тринадцатой, или и тридцать третьей, ереси Отделение 3 Вступление О маркосианах, четырнадцатой, а по общему порядку тридцать четвертой, ереси О колорвасиях, пятнадцатой, а по общему порядку тридцать пятой, ереси Об ираклеонитах, шестнадцатой, а по общему порядку тридцать шестой, ереси Об офитах, семнадцатой, а по общему порядку тридцать седьмой, ереси О сифиянах, девятнадцатой, а по общему порядку тридцать девятой, ереси Об архонтиках, двадцатой, а по общему порядку сороковой, ереси О кердонианах, двадцать первой, а по общему порядку сорок первой, ереси О маркионитах, двадцать второй, а по общему порядку сорок второй, ереси Из послания к Римлянам; у Маркиона оно четвертое, а в апостоле первое К Ефесеям; у Маркиона седьмое, а у нас пятое К Колоссянам; у Маркиона восьмое, а у нас седьмое Из послания к Галатам; у Маркиона оно первое, а у нас четвертое К Коринфянам 1-е; у Маркиона оно второе, как и у нас второе Из второго послания к Коринфянам; у Маркиона оно, как и у нас, третье Заметки на принимаемое Маркионом Евангелие Из послания к Галатам Из послания к Коринфянам; у маркионитов оно, как и у нас, второе Из второго послания к Коринфянам О лукианистах, двадцать третьей, а по общему порядку сорок третьей, ереси Об апеллианах, двадцать четвертой, а по общему порядку сорок четвертой, ереси О севирианах, двадцать пятой, а по общему порядку сорок пятой, ереси О татианах, двадцать шестой, а по общему порядку сорок шестой, ереси Часть вторая Отделение первое Вступление Об енкратитах, двадцать седьмой, а по общему порядку сорок седьмой, ереси О еретиках фригийских называемых или монтанистами, или еще таскодругитами, двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой, ереси О квинтилианах или пепузианах, они же и прискиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; двадцать девятая, а по общему порядку сорок девятая, ересь О четыренадесятниках, тридцатой, а по общему порядку пятидесятой, ереси О ереси, которая не принимает Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса Об адамианах, тридцать второй, а по общему порядку пятьдесят второй, ереси О сампсеях, тридцать третьей, а по общему порядку пятьдесят третьей ереси О феодотианах, тридцать четвертой, а по общему порядку пятьдесят четвертой, ереси О мелхиседекианах, тридцать пятой, а по общему порядку пятьдесят пятой, ереси О вардисианистах, тридцать шестой, а по общему порядку пятьдесят шестой, ереси О ноетианах, тридцать седьмой, а по общему порядку пятьдесят седьмой ереси О Валисиях, тридцать восьмой, а по общему порядку пятьдесят восьмой ереси О Кафарах, нечистых, тридцать девятой, а по общему порядку пятьдесят девятой ереси Об Ангеликах, сороковой, а по общему порядку шестидесятой ереси Об Апостоликах, сорок первой, а по общему порядку шестьдесят первой ереси О савеллианах, сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси Об Оригенистах, первых, – они же и срамные, сорок третья, а по общему порядку шестьдесят третья ересь Об Оригене, который зовется и адамантовым, сорок четвертая, а по общему порядку шестьдесят четвертая ересь Отделение 2 Вступление О Павле Самосатском, сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси O манихеях, ереси сорок шестой, а по общему порядку шестьдесят шестой Послание Манихея Послание Маркелла к Манихею Начало безбожного учения Манеса Против Иеракитов, сорок седьмая, а по общему порядку шестьдесят седьмая ересь Раскол Мелетия Египетского, сорок восьмая, а по общему порядку шестьдесят восьмая ересь Письмо Ария Часть третья Отделение 1 Вступление О расколе авдиан, пятидесятая, а по общему порядку семидесятая ересь Против фотиниан, ересь пятьдесят первая, а по общему порядку семьдесят первая Против Маркеллиан, пятьдесят вторая, а по общему порядку семьдесят вторая ересь Список письма Маркелла, которого собор низложил за не православие Изложение веры Маркелла Против полуариан, пятьдесят третья, а по общему порядку семьдесят третья ересь Памятная записка Василия и Георгия и их приверженцев Список беседы Мелетия Против духоборцев, ересь пятьдесят четвертая, а по общему порядку семьдесят четвертая Слово из Якоря Против Аэрия, ересь пятьдесят пятая, а по общему порядку семьдесят пятая Против Аномеев, пятьдесят шестая, а по общему порядку семьдесят шестая ересь Вот это сочинение Аномея Аэтия Конец сочинения Аэтия Поставленное в конце приветствие Аэтия Отделение 2 Вступление Против димиритов, так названных некоторыми, исповедующих несовершенное вочеловечение Христа, ересь пятьдесят седьмая, а по общему порядку семьдесят седьмая Дозде послание Афанасия Против антидикомарианитов пятьдесят восьмая, а по общему порядку семьдесят восьмая ересь Против Коллиридиан приносящих жертву Mapии, пятьдесят девятая, а по общему порядку семьдесят девятая ересь Против Массалиан, с которыми соприкасаются Мартириане из эллинов, Евфимиты и Сатаниане, шестидесятая, а по общему порядку восьмидесятая ересь Краткое истинное слово о вере вселенской в апостольской церкви Оглавление, или краткое повторение содержащегося в Панарие

Во–первых, всех ересей родоначальницы, первообразы и именования, от которых произошли и другие ереси; и таких первых четыре.

1). Первая ересь варварство; она, сама по себе, продолжалась десять родов от дней Адамовых до Ноя. Варварством же названа, потому что жившие тогда люди не имели у себя какого-либо вождя, или одного единогласного правила, но каждый сам распоряжался собою и в предпочтении собственной своей воли служил для себя законом.

2). Вторая ересь – скифство, от дней Ноевых и в последующее время до построения столпа и Вавилона, и после столпотворения не большое число лет, то есть при Фалеке и Рагаве; некоторые, уклонившись в страну Европы, селились в области скифской между тамошними племенами со времен Фираса (, от которого произошли фракияне, и позднее.

3). Третья ересь – эллинство, со времен Серуха начавшееся идолопоклонством; и как тогда каждый водился каким нибудь суеверием, то при большей образованности при установившихся обычаях и законах, начали племена человеческие делать общие распоряжения и об идолах, которых тогда, прилепившись к ним, обоготворили; в начале расписывали красками и изображали подобия чтимых ими издревле властителей, чародеев, сделавших в жизни что-либо, по людскому мнению, достойное памятования, уважаемых по силе и телесной крепости; а потом, со времен Фарры, отца Авраамова ввели в идолопоклонство делание кумиров, почтили праотцев своих изваяниями, стали выделывать подобия умерших, сперва с помощью скудельного искусства, а потом, применительно ко всякому искусству, строители домов обтесывая каменья, а серебряники, золотари, а также столяры и прочие обделывая каждый свое вещество. Египтяне, а вместе с ними вавилоняне, фригийцы и финикияне сделались первыми учредителями сего богопочтения, делания кумиров и совершения таинств; от них большая часть учреждений перешла к эллинам во времена Кекропса и после него. А в последствии гораздо позднее провозглашены богами Крон, Рея, Дий и Аполлон, и прочие.

Эллины же получили себе имя от некоего эллина, одного из жителей Эллады, и как говорят другие, от оливы (ἐλάια ), росшей в Афинах. Вождями эллинов, как показывает точная история, были ионяне, происшедшие от Иовнана, одного из строивших столп, когда разделились у всех языки. По этой причине, от разделившейся (μεμερισμένη) речи, получали все название μέροπες. В последствии, гораздо в позднейшие времена, эллинство перешло в ереси, разумею пифагорейцев, стоиков, платоников, епикурейцев и прочих. Отличительное же свойство богочестия, а вместе и закон естественный имели силу у сих народов от сложения мира и до последних времен, в особом отдельном виде сохраняясь среди варварства, скифства и эллинства, пока не вошли в единение с богочестием Авраамовым.

4). И потом иудейство, со времен Авраамовых восприяв на себя отличительное свойство, и распространившись чрез Моисея, седьмого по Аврааме, посредством данного ему Богом закона, от Иуды четвертого сына Иакова, прозванного Израилем, через Давида, первого царя из колена сего Иуды, наследовало полное свое имя иудейства. О сих четырех ересях кратко и ясно выразился Апостол, сказав: «во Христе Иисусе несть ни варвар, ни скиф, ни еллин, ни иудей» (), но нова тварь ().

Разности у эллинов:

5). Пифагорейцы или перипатетики. Пифагор предлагал учение о монаде и о промысле, учил не дозволять, как приносить богам в жертву, так и принимать в пищу существа одушевленные, воздерживаться от вина. Утверждал, что над луною и выше ее все бессмертно, а под луною все смертно, допускал перелияние душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей. Учил в продолжение пяти лет пребывать в молчании. Напоследок же именовал себя Богом.

6). Платоники полагали, что есть Бог, вещество и вид; что мир сотворен и тленен, а душа не сотворена, бессмертна и божественна, что в ней три части: разумная, раздражительная и вожделевательная. Платон учил, чтоб жены были у всех общие, и никто не имел собственной своей супруги, но желающие вступали в единение с произволяющими. Он также допускал перелияние душ в разные тела, даже в тела диких зверей; а вместе учил, что и многие боги – все от одного.

7). Стоики учат, что все есть тело, и чувственный сей мир признают Богом. Некоторые же утверждали, что у Бога естество из огненной сущности. По их определению, есть ум и как бы душа всего этого объема, и неба и земли; вселенная же – тело Божие, как сказал я, и светила – очи. А плоть у всякого гибнет, и душа у всякого переливается из тела в тело.

8). Епикурейцы об атомах и неделимых телах, состоящих из подобных неопределенного числа частей, утверждали, что в них начало всех вещей; учили, что высшее блаженство в удовольствии, что ни Бог, ни промысел не правят ходом дел.

9). Самарянство, и от него самаряне. Ересь сия произошла от иудейства прежде, нежели у эллинов явились ереси, и прежде нежели составились их учения; однакоже, возымев начало, по установлении уже богопочитания у эллинов, среди иудейства, не ранее времен Навуходоносора и плена иудеев. Переселенные в Иудею ассирияне, получив одно Моисеево пятокнижие, когда царь прислал им оное из Вавилона с священником, по имени Ездрою, все имели общее с иудеями, кроме того, что гнушались язычниками и к иному не касались, и еще того, что отрицали воскресение мертвых, и другие пророчества бывшие после Моисея. Толков же самарянских четыре.

10). Горофины, совершающие праздники в иные времена, а не одновременно с севуеями.

11). Севуеи по той же причине праздников разнящиеся с горофинами.

12). Ессины, не противящиеся ни тем ни другим, безразлично же празднующие, с которыми придется.

13). Досифеи водятся теми же обычаями, как и самаряне, хранят обрезание, субботу и иные уставы, пользуются пятокнижием, строже других соблюдают правило не употреблять в пищу одушевленного, проводить жизнь в непрестанных постах. Некоторые же из них пребывают в девстве, другие воздерживаются; веруют в воскресение мертвых, что́ чуждо для самарян.

У иудеев семь ересей.

14). Книжники, законники и преподаватели вторичных законов или преданий так называемых у них старцев, с излишнею ревностью соблюдающие произвольно принятые богослужебные обряды, которые не из закона дознали они, но сами для себя признали достоуважительными по закону оправдания.

15). Фарисеи, по значению слова, отщепенцы, ведущие самую высокую жизнь, и более других получавшие одобрение. Ими, как и книжниками, признается воскресение мертвых, бытие ангелов и Святого Духа. их отлична; ими соблюдаются до времени воздержание и девство, два раза в неделю пост, очищения кувшинов, блюд и чаш, а также, как и у книжников, десятины, начатки, непрерывные молитвы, произвольным суеверием предписанный наружный вид одежды, состоявшей из ризы, похожей на стихарь, и далматиков или одежды без рукавов, с расширением хранилищ , то есть, полос из багряницы, воскрилий и пуговиц на воскрилиях риз, что́ служило знаком содержимого ими до времени воздержания. Они ввели учение о дне рождения и о судьбе.

16). Саддукеи, по значению имени, правдивейшие; род вели от самарян и вместе от священника по имени Садока; отрицали воскресение мертвых, не допускали ни ангела, ни Духа; по всему же прочему были иудеи.

17). Имеробаптисты. Они по всему были иудеи, утверждали же, что никто не улучит жизни вечной, если не каждый день будет креститься.

18). Оссины, что́ значит: самые смелые. Они исполняли все по закону, но после закона пользовались и другими писаниями, большую же часть позднейших пророков отвергали.

19). Назореи, что́ значит: необузданные, запрещают всякое мясоястие, вовсе не вкушают одушевленного, в пятокнижии святые имена патриархов до Моисея и Иисуса Навина принимают и верят в них, разумею Авраама, Исаака, Иакова и старейших, а также самого Моисея, Аарона и Иисуса. О пятокнижии же учат, что книги сии – не Моисеевы писания, и утверждают, что вместо их есть у них другие.

20). Иродиане по всему были иудеи, но Христа ожидали в лице Ирода, и Ироду воздали Христову честь и Христово приписали имя.

Вот первое отделение, заключающее в себе все сии двадцать ересей. В нем же и рассуждение о пришествии Христовом, и исповедание истины.

Рекомендуем почитать

Наверх