Что сделал патриарх никон. Появление Никона

Элементы декора 23.12.2023
Элементы декора

В 17 веке духовной и религиозной основой русского общества оставалось православие. Оно определяло многие стороны бытия (от бытовых вопросов до государственных) и вмешивалось в повседневную жизнь как простого крестьянина, так и знатного боярина.

Начиная с во стоит патриарх. В его подчинении находились митрополиты, епископы, архиепископы, черное монашество и белое духовенство сел и городов. Почти за целое столетие их сменилось немало. Но ни один из них не оставил такого следа в церковной истории, как патриарх Никон.

Путь к власти

Будущий патриарх с самого начала был яркой фигурой. Его путь к заветной кафедре удивителен. Никита Минич (мирское имя Никона) появился на свет в 1605 году в беднейшей крестьянской семье. Он рано осиротел и почти все детство провел в Со временем он принял сан священника и сначала служил в нижегородских окрестностях, а с 1627 года - в Москве.

После смерти троих маленьких детей он жену уговорил уйти в монастырь, да и сам тоже в 30 лет принял постриг. В 1639 году Никон покинул Анзерский скит, ушел от своего наставника, сурового старца Елиазара, после чего 4 года жил как пустынник возле В 1643 году он стал наставником указанной обители. В 1646 году он по делам церкви отправился в Москву. Там будущий патриарх Никон познакомился с Вонифатьевым и горячо принял его программу. В то же время его собственный ум, взгляды и энергия произвели сильное впечатление на царя. По слову Алексея Михайловича Никона утвердили архимандритом Новоспасского монастыря, являвшегося придворной обителью Романовых. С этого момента его путь к сану патриарха был стремительным. Им он был избран спустя 6 лет после приезда в Москву - в 1652 году.

Деятельность патриарха Никона

Сам он воспринимал ее гораздо шире, чем простое преобразование церковной жизни, изменение обрядов и правку книг. Он стремился вернуться к основам вероучения Христа и навсегда утвердить место священства в православии. Поэтому первые его шаги были направлены на оздоровление нравственного состояния общества.

Патриарх стал инициатором издания указа, который запрещал продажу в городе в дни поста и праздников спиртных напитков. Особенно нельзя было сбывать водку священникам и монахам. На весь город разрешалось оставить только один питейный дом. Для иностранцев, в которых патриарх Никон видел носителей протестантизма и католицизма, была на берегу Яузы построена Немецкая слобода, куда их и выселили. Это то, что касается общественных преобразований. Внутри церкви также назрела необходимость проведения реформ. Связана она была с различиями в обрядах русского и восточного православия. Также этот вопрос имел и политическое значение, так в это время началась борьба с за Украину.

Церковные реформы патриарха Никона

Кратко их можно изложить в нескольких пунктах:

  1. Редактирование библейских текстов и других книг, которые используются во время богослужений. Эта новация вылилась в изменение некоторых формулировок Символа Веры.
  2. Крестное знамение отныне следовало складывать из трех перстов, а не из двух, как прежде. Отменялись и малые земные поклоны.
  3. Также патриарх Никон распорядился проводить крестные ходы не по Солнцу, а против.
  4. Троекратное произношение возгласа «Аллилуйя!» заменило двукратное.
  5. Вместо семи просфор для проскомидии стали использовать пять. Изменилось и начертание на них.

Патриарх Никон (в миру Никита Минин (Минов)), (рожд. 7 (17) мая 1605 г. – смерть 17 (27) августа 1681 г.) – патриарх Московский и всея Руси.

Церковная реформа патриарха Никона, направленная на изменение церковной обрядовой традиции, вызвала раскол Русской церкви, что стало причиной возникновения старообрядчества. 1666 год – он был извержен из патриаршества и стал простым монахом.

Происхождение. Ранние годы

Родом из села Вельдеманово (Княгинского уезда, Нижегородской губернии) из семьи мордовского крестьянина Мины. В святом крещении был наречен Никитой, по имени преподобного Никиты Переяславского, чудотворца. Рано оставшись без матери, он много терпел в детстве от злой мачехи.

До патриаршества

Поначалу проходил обучение у своего приходского священника. В 20 лет ушел в Макариев Желтоводский монастырь.

1624 (или 1625) год – по совету родственников, возвратился, женился и нашел себе причетническое место в каком-то селе, где в скором времени принял сан священника.

1626 год – московские купцы, узнав о достоинствах молодого священника, смогли уговорить его перейти на священническое место в Москву.


10 лет прожил будущий патриарх в супружестве, у него было трое детей. Но когда дети умерли один за другим, убедил жену уйти в Московско Алексеевский монастырь, где она приняла постриг.

Сам он удалился на Белоозеро и в 30-ти летнем возрасте также принял постриг (от основателя скита преподобного Елеазара) с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту (на острове Анзерском, в 20-ти верстах от Соловецкого монастыря).

1639 год – вступил в конфликт с Елеазаром, и Никон был вынужден бежать из скита. Потом был принят в Кожеозерский монастырь, где в 1643 году был избран настоятелем.

1646 год – игумен Никон прибыл в Москву для сбора подаяний. В Москве был представлен высшему духовенству и , на которого смог произвести неизгладимое впечатление величавой внешностью, благочестием, умом, прямотой и знанием жизни церковной и народной. Государь захотел что бы кожеозерский игумен стал настоятелем его царской обители, и патриарх Иосиф тогда же, в 1646 г., произвел Никона в архимандрита Московского Новоспасского монастыря.

1649 год, 11 марта – архимандрита Никона возвели в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.

Патриаршество

1652 год – принимал участие в перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, из Соловецкого монастыря в Москву. Перед мощами святителя Филиппа, по государеву желанию, митрополит Никон согласился на принятие патриаршества.

1652 год, 25 июля – митрополита Никона торжественно возвели в сан патриарха Московского и всея Руси митрополитом Казанским Корнилием и другими архиереями в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии самого царя.

Причины церковной реформы

Русская православная церковь связывает свое возникновение с Крещением Руси (988 г.), когда князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За много столетий существования церкви в церковных книгах и обрядах накопилось множество искажений.

Необходимость в единообразии церковных обрядов и богослужебных книг.

Много разночтений, ошибок и искажений в церковной литературе.

Острые споры по поводу того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов.

Реформа патриарха Никона

С весны 1653 г. патриарх Никон поддерживаемый государем начал проводить в жизнь задуманные им церковные реформы.

Реформа патриарха Никона несла в себе коренные изменения в религию, которые выражались в следующем:

Крещение тремя перстами а не двумя.

Поклоны надо было совершать до пояса, а не до земли, как ранее.

Внесены изменения в религиозные книги и иконы, старые книги сжечь.

Введено понятие “православия”.

Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо “Исус” следовало писать “Иисус”.

Слово «Аллилуйя» начали произносить не 2, а 3 раза.

Замена христианского креста. Никон предложил заменить его на четырехконечный крест.

Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход надо было совершать не по часовой стрелке, как было до этого, а против часовой стрелки.

Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение…

К чему привела реформа?

Оценка реформы Никона с точки зрения реалий того времени. По сути, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего ожидал государь – привидение российской церкви в соответствие с международной религией. Теперь о плюсах и минусах реформы:

Плюс: российская религия перестала быть обособленной, и стала в большей степени походить на греческую и римскую. Это дало возможность создать большие религиозные связи с другими странами.

Минус: религия в России XVII века была более ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Все это уничтожили ради интеграции с другими государствами.

Опала. Лишение сана

1658 год, 10 июля – Никон всенародно отрекается от патриаршей власти и удаляется в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

1660 год – на созванном в Москве Соборе постановили лишить патриарха Никона чести архиерейства и даже священства Дело патриарха Никона передали на суд Вселенских патриархов.

1666 год, 12 декабря – на Соборе в Москве осудили, лишили сана и простым монахом заточили в Ферапонтов Белозерский монастырь.

1676 год – был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Смерть

1681 год – после многих прошений им было получено разрешение от государя поселиться в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, но опальный патриарх не доехал до места и умер около Ярославля в дороге 17 августа 1681 г.

Был похоронен по чину патриаршему в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, в приготовленной им самим могиле под “Голгофой”.

Обладал познаниями в священной и гражданской истории , занимал-ся медициной.

Никон родился в семье крестьянина-мордвина из села Вельдеманово Нижегородского края. Его в миру звали Никита Минов. В 19 лет стал сель-ским священником, женился, но после смерти своих детей ушёл из мира, избрав путь монашеского смирения. С 1636 г. — в Соловецком монастыре, с 1643 г. — игумен Кожеозерской обители. В 1646 г. с побережья Белого моря пришёл в Москву, заслу-жил полное доверие царя Алексея Михайловича и был по-ставлен архимандритом московского Новоспасского мона-стыря. С 1648 г. до избрания патриархом — митрополит Новгородский.

При непосредственном участии Никона были ос-нованы монастыри: Иверской Божьей матери на Вал-дае и Новоиерусалимский (на реке Истра под Мос-квой). Оба этих монастыря существуют и ныне.

При Никоне была проведена церковная рефор-ма, которую не приняли многие верующие. Так страна разделилась на два стана по религиозному признаку.

Никон стремился укрепить церковную власть и сделать её равной царской. Но царь Алексей Михай-лович не собирался с этим мириться. Материал с сайта

Уход в монастырь

Тогда Никон решился на неожиданный поступок. Он заявил об уходе с патриаршества, надеясь этим шагом восстановить своё влияние. Однако он просчи-тался. Царь принял заявление Никона как личное ос-корбление. Никон удалился в Новоиерусалимский монастырь. От царя никаких шагов к примирению не последовало. Это привело к разрыву между патриархом и царем.

Изгнание в ссылку

Через много лет Никона судил Церковный собор. Его лишили сана патриарха и сослали.

В ссылке Никон был на Севере — сначала в Ферапонтовом, потом в Кирилло-Белозерском монастыре. И только царствовавший сын Алексея Ми-хайловича — Фёдор — разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. Не доехав до монастыря, он умер по дороге.

Патриарх Никон (мирское имя Никита Минин (Минов); 7 мая 1605 — 17/27 августа 1681) — шестой Патриарх Московский и всея России (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), имевший также титул Великого Государя. Полный титул, усвояемый себе Никоном: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх.


Портрет патриарха Никона с клиром
(неизвестный художник, 1660-1665 годы)

Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время — Перевозский район Нижегородской области). Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.


Видение Елеазаром Анзерским на Никоне змия (миниатюра, XIX век)

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобный Елеазар, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение литургий и заведование хозяйственной частью скита.
В 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром Анзерским, Никон бежал из скита[ и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.


Патриарх Никон на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.

Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия».
Главные идеологи этой группы — духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов — ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.

Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным.

11 марта 1649 был возведён в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве.

Патриаршество

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

15 апреля 1652, в Великий четверг, умер Патриарх Иосиф. «Ревнители» предложили сан патриарха Стефану Вонифатьевичу, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович.

В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря — инициатором перенесения мощей в столицу был Новгородский митрополит Никон, который получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.

25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

Реформаторская деятельность


Церковный Собор 1654 года
(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Худ. В.Г. Шварц 1867.

Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, ибо двоеперстие в Московской Церкви было закреплено актом Стоглавого Собора 1551 года. Далее Никон опирался на авторитет соборов и мнение восточных патриархов. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения сего Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия.


Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.1865

Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Никон же в значительной мере руководствовался политическими соображениями: его заветной мечтой было овладение Константинополем и служба в Святой Софии в сослужении Вселенского Патриарха.


Патриарх Никон, Царский титулярник

Строительство

Одним из направлений деятельности патриархе Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.

В 1656 году Никрон добивается у царя разрешение на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин — доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.

После опалы Никона в 1658 году все три монастыря были закрыты, строительство прекращено.


Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу, 1669

Размолвка с царём

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году

Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь».
Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих, подчас корыстных, интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».


Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон на суде1892

Патриарх Никон выражал крайнее неудовольствие вмешательством светского правительства в церковное управление. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству, нарушавшего Симфонию властей — принцип сотрудничества светской и духовной власти, описанный еще византийским императором Юстинианом I, который поначалу стремились осуществить царь и патриарх.
Например, доходы от монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали уже не на нужды Церкви, а в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных.


Разрыв патриарха Никона с царем Алексем Михайловичем
end of XIX c.

В результате вмешательства светского правительства в церковные дела, постоянных интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. Никон в качестве безмолвного протеста был вынужден оставить кафедру 10 июля 1658 года: не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности.

Опала и низложение


Суд над патриархом Никоном
(С. Д. Милорадович, 1885 год)

В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, по совету никоновского монаха-справщика Епифания Славинецкого и архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича.
Такое же решение вопроса рекомендовал царю впоследствии и бывший епископ Иерусалимской церкви Паисий Лигарид, который не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашён патриархами к тайному совещанию и выступал в роли переводчика для восточных патриархов.

Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре 1666 года открылся так называемый Большой Собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном.

Идеологическая база и документы Соборов 1666—1667 годов, важнейшим предметом рассмотрения которых было окончательное осуждение неприемлемых для сторонников «старой веры» «никонианских» богослужебных реформ, разрабатывались учёным монахом «латинского» толка Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669 год.

12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришёл на заседание Собора. Никон был лишён не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; по смерти Алексея Михайловича был переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

Смерть и посмертная судьба


Смерть патриарха Никона
(гравюра, 1870-е годы)

После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима.

Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17‑ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.

В 1682 году Фёдор Алексеевич, невзирая на сопротивление патриарха Иоакима и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.


5 августа 2006 года в Саранске открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону.


Изображение Креста с предстоящими св. царем Константином, св. царицей Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном


Icon depicting The Cross of Kiy, a replica of the True Cross with holy relics commissioned by Nikon, Orthodox patriarch of Moscow, in 1656. On the left are the images of Saint Emperor Constantine the Great, Tsar Alexey Mikhaylovich and Patriarch Nikon. To the right: Saint Empress Helena and Tsarina Maria Ilyinichna.
Bogdan Saltanov / Богдан Салтанов


Митра патриарха Никона (1605 — 1681), подаренная боярином Никитою Ивановичем Романовым.Федор Григорьевич Солнцев
Первая половина XIX века


Кресло патриарха Никона, сделанное им собственноручно. 1668 год. Надпись: "...сий стул сделан смиренным Никоном патриархом в заточении за слово Божие и святую церковь в Ферапонтове монастыре в тюрьме". Музей Кирилло-Белозерского монастыря.



Чаша. Подарена царю Алексею Михайловичу патриархом Никоном. 1653, мастерские Московского кремля.

Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время - Перевозский район Нижегородской области). По другой версии, основанной на сообщении протопопа Аввакума, отец Никона был марийцем, а мать - русской. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Отношения с мачехой у Никиты не сложились, она часто била его и морила голодом. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобный Елеазар, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром Анзерским, Никон бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.

В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу - посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.

Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия». Главные идеологи этой группы - духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов - ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.

Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным.

11 марта 1649 был возведён в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве.

Патриаршество

15 апреля 1652, в Великий четверг, умер Патриарх Иосиф. «Ревнители» предложили сан патриарха Стефану Вонифатьевичу, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович.

В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря - инициатором перенесения мощей в столицу был Новгородский митрополит Никон, который получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.

25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во вс?м, яко начальника и пастыря и отца красн?йшаго».

Реформаторская деятельность

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна?мение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, ибо двоеперстие в Московской Церкви было закреплено актом Стоглавого Собора 1551 года. Далее Никон опирался на авторитет соборов и мнение восточных патриархов. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения сего Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия.

Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского - над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва - Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру.

Строительство

Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.

В 1656 году Никон добивается у царя разрешение на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин - доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.

После опалы Никона в 1658 году все три монастыря были закрыты, строительство прекращено.

Размолвка с царём

Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654-1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих, подчас корыстных, интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».

Патриарх Никон выражал крайнее неудовольствие вмешательством светского правительства в церковное управление. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству, нарушавшего Симфонию властей - принцип сотрудничества светской и духовной власти, описанный еще византийским императором Юстинианом I, который поначалу стремились осуществить царь и патриарх. Например, доходы от монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали уже не на нужды Церкви, а в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных.

В результате вмешательства светского правительства в церковные дела, постоянных интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. Никон в качестве безмолвного протеста был вынужден оставить кафедру 10 июля 1658 года: не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности.

Опала и низложение

В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, по совету никоновского монаха-справщика Епифания Славинецкого и архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича. Такое же решение вопроса рекомендовал царю впоследствии и бывший епископ Иерусалимской церкви Паисий Лигарид, который не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашён патриархами к тайному совещанию и выступал в роли переводчика для восточных патриархов.

Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре 1666 года открылся так называемый Большой Московский собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном.

Идеологическая база и документы Соборов 1666-1667 годов, важнейшим предметом рассмотрения которых было окончательное обсуждение неприемлемых для сторонников «старой веры» «никонианских» богослужебных реформ, разрабатывались учёным монахом «латинского» толка Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669 год.

12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришёл на заседание Собора. Никон был лишён не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

Смерть и посмертная судьба

После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима.

Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17?ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.

В 1682 году Фёдор Алексеевич, невзирая на сопротивление патриарха Иоакима и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.

Память

Рекомендуем почитать

Наверх