Что открыли поморы и в каком году. Открытие и освоение севера новгородцами и поморами

Элементы декора 20.02.2024
Элементы декора

1.Россия расположена:

А) северная 1) м.Дежнёва

Б) южная 2) м.Челюскин

В) западная 3) г.Базардюзю

Г) восточная 4) песчаная коса Гданьского залива

Балтийского моря

а) Чёрное

б) Берингово

в) Баренцево

г) Чукотское

а) Тихого океана

в) Атлантического океана

а) Белом

б) Баренцевом

в) Охотском

6. Россия расположена:

а) в 11 –и часовых поясах;

б) в 10 –и часовых поясах;

в) в 12 –и часовых поясах;

г) в 24 –и часовых поясах;

а) на 0° меридиане;

в) на 180° меридиане;

г) на экваторе.

а) на 7 часов назад;

б) на 7 часов вперёд;

в) на 11 часов назад;

9. Время в границах часового пояса называют:

а) местным;

б) поясным;

в) летним;

г) декретным;

10.

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

13. Кто разведал путь в Сибирь? __________________________________________

14. Он изучал Уссурийский край - _________________________________________

15. Кто открыл озеро Байкал? ____________________________________________

16. В честь братьев названо море - ________________________________________

17. Когда и кем был освоен Русский Север? ________________________________

18. Он в 1696г. Совершил поход на Камчатку - _______________________________

19. В 1932г. О. Шмидт и В. Воронин прошли __________________________________

___________________________________________________________________________

Класс _____ Фамилия, имя _______________________________________

Обобщающий тест по теме «Наша Родина на карте мира».

1.Россия расположена:

а) в северном и западном полушариях;

б) в северном и восточном полушариях;

в) в северном, восточном и западном полушариях;

г) только в северном полушарии.

2. Найдите соответствие: Крайние точки России:

А) северная 2 1) м.Дежнёва

Б) южная 3 2) м.Челюскин

В) западная 4 3) г.Базардюзю

Г) восточная 1 4) песчаная коса Гданьского залива

Балтийского моря

3.Самое чистое море у берегов России

а) Чёрное

б) Берингово

в) Баренцево

г) Чукотское

4. Тайфуны и цунами возникают в морях:

а) Тихого океана

б) Северного Ледовитого океана

в) Атлантического океана

5. Кислогубская ПЭС построена на море:

а) Белом

б) Баренцевом

в) Охотском

6. Россия расположена:

а) в 11 –и часовых поясах;

б) в 10 –и часовых поясах;

в) в 12 –и часовых поясах;

г) в 24 –и часовых поясах;

7. Где начинаются новые сутки:

а) на 0° меридиане;

б) на северном полярном круге;

в) на 180° меридиане;

г) на экваторе.

8. Если переехать из 9 часового пояса во 2 часовой пояс, то надо часы перевести на:

а) на 7 часов назад;

б) на 7 часов вперёд;

в) на 11 часов назад;

9. Время в границах часового пояса называют:

а) местным;

б) поясным;

в) летним;

г) декретным;

10. Определите поясное время Магадана, если в Москве 6 часов.
(10-2)+6ч.= 14ч

11. Побережье какого моря освоили новгородцы – поморы?

Баренцево

12. Ради чего плавали поморы в Мангазею?

За пушниной

13. Кто разведал путь в Сибирь? Ермак

14. Он изучал Уссурийский край – Н.М.Пржевальский

15. Кто открыл озеро Байкал? – Курбат Иванов

16. В честь братьев названо море - Лаптевых

17. Когда и кем был освоен Русский Север? – русские XΙΙ в.

18. Он в 1696г. Совершил поход на Камчатку - В.Атласов

19. В 1932г. О. Шмидт и В. Воронин прошли – Северный морской путь

20. Первый русский учёный – естествоиспытатель с мировым именем – М.В.Ломоносов

Начало продвижения русских на север и на северо-восток к берегам Белого и Баренцева морей - надо относить к IX-Х векам.

Три главных побуждения влекли русских на суровый Север. Первое - это стремление уйти от боярского гнета и междоусобных войн. Второе-это стремление уйти от религиозных преследований. Третье-это надежда выбиться из нищеты на богатых рыбных и звериных промыслах Белого и Баренцева морей.

Насильственная, по принуждению властей, перемена религии всегда и везде вызывала сопротивление, иногда выражавшееся в восстаниях, иногда в своеобразном уходе в подполье, а иногда и в переселении с насиженных мест в новые районы.

Так, академик Лепехин писал:“Во время Владимирова крещения уповательно многие, а наипаче из новгородцев, не хотя принять христианские веры, оставляя жилища, переселились на сии места, которые по отдаленности своей и по местному положению от поисков Владимировых безопасными им показались, и им по причине торговли уже известны были...”

В конце IX и начале Х в. поток русских на север и на северо-восток усилился подобно тому, как начатое в XV в. и особенно усилившееся в XVII в. преследование раскольников вызвало новое усиленное продвижение русских также на север и северо-восток.

Рыбные и зверобойные промыслы на Белом и Баренцевом морях привлекали к себе не только промышленников, но и купцов, выменивавших у промышленников их добычу, и вызывали развитие мореплавания и судостроения, тем более что берега рек, впадающих в Белое море, были богаты строевым лесом.

Письменных сведений о начале заселения русскими берегов Белого и Баренцева морей сохранилось очень мало. Одна из самых древних записей о славянах на нашем севере имеется у арабского писателя Абу-Хамеда, который в первой половине Х в. сообщал “о юграх, обитавших на севере Урала - будто они покупают от славян по дорогой цене железные клинки...”

Абу-Хамед мог услышать об этом от персидских и арабских купцов, торговавших с русским Севером.

Эта торговля была прервана татарским нашествием, а после открытия голландцами морских путей в Индию и вовсе прекратилась.

Но если торговые сношения между Севером и Югом были прекращены татарским нашествием, то сношения между Западом (Новгородом) и Востоком (Северо-западной Сибирью) продолжали развиваться. Так, в Софийской первой летописи рассказывается о том, что уже в 1032 г. новгородец Улеб ходил к “Железным Воротам”.

Известный знаток нашего Севера Василий Васильевич Крестинин писал:“Неизвестное перед сим сие имя (Железные Ворота) в географии северных наших стран производит ныне новый вопрос, в рассуждении сказуемого в Новогородском летописце похода новгородцев за Железные ворота, бывшего в лето 1032; к сим ли или к Вайгачским воротам надлежит приписывать реченный поход новгородцев?”

Из приведенной выдержки следует, что Крестинин считал возможным проникновение новгородцев в Карское море в первой половине XI века.

В 1079 г. на северном Урале погиб новгородский князь Глеб Святославович. В летописи Нестора под 1096 г. говорится о том, что новгородцы около 1092 г. по приказу Гюряты Роговича ходили за данью в Печору и в Югру.

О местностях около Холмогор в письменных источниках упоминается в 1137 году. Монастырь Михаила Архангела в устье Северной Двины был основан между 1110 и 1130 годами. В первой половине XII в. среди новгородских владений упоминается Терский берег Горла Белого моря.

Неизвестно, когда именно была основана на Мурмане Кола, но впервые в норвежской летописи она упоминается в 1210 г., а в русской - в 1264 году.

Любопытно, что уже с 1200 г. норвежцы вынуждены были содержать постоянную морскую стражу для защиты от набегов русских, а в 1307 г. на крайнем северо-востоке Норвегии даже построили крепость Вардехуз (наши поморы называли ее Варгаевым.)

Уже подчеркивалось, что летописи преимущественно отмечали, события, наиболее затрагивающие интересы современников. Но такие события, как основание города, монастыря, учреждение морской стражи, дальние походы новгородцев на Урал, должны же иметь свою предысторию, иногда длительную, но обычно не отмечаемую письменными источниками. Поэтому для уточнения времени появления русских на берегах Белого и Баренцева морей приходится прибегать и к косвенным умозаключениям.

Во-первых, надо считаться с тем, что при своем продвижении на северо-восток от древних центров своих поселений - Новгорода и Ладоги - новгородцы вплоть до “Камени” (Урала) почти не встречали сопротивления, так как на их пути не было сколько-нибудь организованных государственных объединений. Во-вторых, на этом пути они встречали множество рек и озер, значительно облегчавших их продвижение.

Реки и озера в те времена, особенно в географических условиях русского Севера, были в сущности единственными путями сообщения - летом на плотах и лодках, зимой - на санях и лыжах по ровному льду. Реки и озера обеспечивали поселенцев рыбой, прибрежные леса- материалом для постройки лодок, жилищ и топливом. Охота на озерах и в лесах давала пищу и меха.

От озера Ильмень легко было по Волхову добраться до Ладожского озера, потом по Свири до Онежского озера, а затем по Водле до Водлозера. Дальше из бассейнов рек Балтийского моря нетрудно было по небольшим по протяжению волокам перебраться на реки, впадающие в Белое море (а навыки продвижения по рекам и волокам славяне приобрели еще при освоении пути “из варяг в греки”). Таким образом, новгородцы постепенно вышли к Кеми и Онеге, затем к Северной Двине и Печоре.

Надо отметить, что весьма удобным для начального освоения моря является так называемый Поморский берег (западный берег Онежского залива). Этот берег весьма изрезан и образует множество губ и бухт, которые хорошо защищены от ветров и зыби тянущимися вдоль Поморского берега Онежскими шхерами

Естественно предположить, что часть новгородцев, продвигавшихся на восток, дойдя до Онеги, отделялась, и по Онеге спускалась к Белому морю. Здесь поток новгородцев опять раздваивался. Часть поднималась по берегам Белого моря на север до Кандалакши, и затем по рекам и волокам достигала Колы (гидрограф Н. Морозов, отмечая, что между Кандалакшей и Колой имеется лишь один волок длиной около одного километра, считал, что в Колу русские проникли из Кандалакши).

Другая часть, свернув по выходе из Онежской губы на восток, доходила морским путем до устья Северной Двины, возможно, даже раньше, чем те новгородцы, которые пересекали при своем движении на восток Онегу и по Северной Двине спускались к ее устью.

К сожалению, нет прямых данных, подтверждающих такие предположения.Косвенным подтверждением таких предположений является большое сходство событий во время продвижения на восток новгородцев в Х-XII вв. и событий во время продвижения землепроходцев и мореходов в Сибири в XVI и XVII веках.

Как увидим в дальнейшем, русские, продвигаясь по Сибири на восток, одновременно спускались по рекам к Северному Ледовитому океану и затем морем переходили из устья одной реки в устье другой. Побуждения, заставлявшие выбирать такие пути, были одинаковы и у новгородцев, и у сибирских землепроходцев - это поиски промысловых угодий, поиски новых племен, с которыми можно было бы вести меновую торговлю и которых можно было бы облагать податью.

Нельзя думать, что новгородцы, совершавшие в XI в. походы на Печору и Югру, весь длинный путь от Новгорода до Урала совершали по неизвестным необжитым районам. Таким образом, если согласно летописям новгородцы уже к концу XI в. освоили военные и торговые пути в Зауралье, то надо считать, что на берегах Белого моря они появились не позже конца Х века.

В публикациях газет и журналов можно найти сведения о русских этносах - о казаках, о великороссах, малороссах, белорусах и русинах. Но очень мало рассказывается о древнем русском народе - поморах. Народе живущем на окраинных землях легендарной Гипербореи и на территории исчезнувшей страны Биармии. А ведь поморы немало сделали и делают для русского государства. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как ученый Михаил Ломоносов, Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов, скульптор Федор Шубин, а также Ермак Тимофеевич (некоторые области России оспаривают поморское происхождение Ермака), Семен Дежнев, Ерофей Хабаров,Атласов и многие другие землепроходцы, которые ещё задолго до казаков проникали за Урал и осваивали Сибирские земли, а позже вели освоение Дальнего Востока и Аляски. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов. Для сведения - нынешний город Ситка (штат Аляска) раньше назывался Новоархангельск.


Поморы были в значительной степени изолированы от основной массы русского народа — так, что многие исследователи считают их отдельным субэтносом и даже этносом.

Не будем вдаваться в эти споры, просто констатируем факт: большие расстояния, религиозные отличия (большинство поморов были староверами, причем формировали отдельную ветвь среди прочих бесчисленных староверских течений — поморское согласие), иной жизненный уклад (поморы не знали ни крепостного права, ни разорительных набегов и войн, от которых веками страдали южные регионы страны) и соседство с теми народностями, с которыми не сталкивались жители других русских областей — все это наложило значительный отпечаток на поморскую культуру.


БИАРМИЯ И ЗАВОЛОЧЬЕ

Север Европейской части России в IX - XIII веках скандинавские мореплаватели называли Биармией(1222 г. — последний год упоминания Biarmia в скандинавских летописях). Словене - ильменские (новгородцы) называли эти земли Заволочьем, или Двинской землёй. Заволочье лежало к востоку от системы волоков, соединяющих бассейны рек Невы, Волги, Северной Двины и Онеги в районе Белого и Кубенского озёр.


Специфика жизни человека в условиях Севера формировала и особый тип населения. Поморы - отличительное самоназвание (этноним) коренной этнической общности европейского Севера России (Поморья), восточные соседи норвежцев, живущие по берегам северорусских рек и морей. Это самый северный восточнославянский народ в мире, антропологически относящийся к северо-европейскому типу.

Поморы могут считаться одними из самым древних по времени возникновения субэтносом России.Этноним “поморы” возник не позднее 12 века на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря, и в течении 14-16 вв распространился далеко на юг и восток от места своего возникновения. Заметим, что России в то время ещё не существовало, а название «великороссы» возникло только в XIX веке.


Что же повлияло на формирование поморского этноса?

Этногенез поморов был обусловлен слиянием культур протопоморских, преимущественно угро-финских (чудских) племен Беломорья и первых древнерусских колонистов, словен ильменцев, активно заселявших территории Заволочья. О совместном проживании чуди и первых словенских переселенцев свидетельствуют письменные источники, археологические находки, топонимика, фольклорные предания.

Словене-ильменцы, выходцы из Великого Новгорода, которые, придя на земли заселённые чудью, угро-финскими и другими племенами, перемешались с ними и ассимилировали последних.

Коренные жители Биармии окончательно покорены Новгородцами в XI веке, повествует двинский летописец, но ещё в IX веке купцы Великого Новгорода усеяли своими факториями все главнейшие реки Биармии, а упорные язычники из других мест тогдашней России, бежав на север со своими богами, еще более усилили здесь славянский элемент. После крещения Руси в 988 году сюда уходили русичи, которые не приняли христианство. Вплоть до XIX века в Поморье существовали поселения, где исповедовали дохристианскую веру.


В антропологическом типе «северных русских» поморов наблюдаются некоторые финские черты, возникшие от смешанных браков. Гораздо позже долю своей крови добавили выходцы из Владимиро-Ростово-Суздальских земель, а еще позже норманны - викинги или просто норвежцы - скандинавы.

Всё ,в комплексе, привело к возникновению поморского языка («Поморска говоря»), отличному от остальной Руси.

Ввиду тесной связи поморов с Норвегией и того, что поморы жили в северной Норвегии и на островах Грумант (Шпицберген), образовался язык Русьнорг (70% поморские слова, остальное - норвежские). Русьнорг был запрещён для использования большевиками в 1917 году.

Антропологически поморы отличаются ростом выше среднего, светлыми волосами и цветом глаз.

ВИКИНГИ

С XII века Заволочье стало яблоком раздора. По преданиям местных жителей, схватки происходили не только между русскими и чудью, но и между новгородскими боярами и ростово-суздальскими князьями.Регулярно приходилось «разбираться»с викингами. Новгородская летопись упоминает, что норманны (мурманы) неоднократно совершали набеги на принадлежащее Великому Новгороду Заволочье (Двинская земля). Столкновения русских с норманнами в основном происходили из-за рыбных промыслов в северных морях.

Нужно отметить, что начиная с X века походы викингов в Белое море с целью грабежа и разбоя были обыденным делом. Норвежские саги подробно повествуют о “подвигах” на беломорском побережье и в устье Северной Двины многих морских разбойников, носивших характерные имена, такие, как Эйрик Красная Секира, Харальд Серый Плащ, Торер Собака и другие. Не брезговали набегами на богатый край и дружинники норвежских королей, а впоследствии и шведы, благо серьёзного отпора от неорганизованного коренного чудского населения они не получали.

Но дело совсем изменилось, когда в крае появились руссичи. Они не только успешно отражали нападения заморских пришельцев, но нередко сами переходили в наступление, совершая походы на Норвегию. Для защиты своей территории норвежцы были вынуждены построить на севере страны в 1307 году крепость Вардехус, в старину называвшуюся поморами Варгаевым (теперешний город Варде)…

Об одном из эпизодов этой длительной борьбы в Двинской летописи говорится так: “Николаевский Корельский монастырь Мурмане (норвежцы,) пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках (небольшие парусно-гребные скандинавские суда,) в 1419 году пожгли и чернцов посекли”.

Жители Заволочья даже платили Норвегии дань, а иногда и сами совершали набеги на норвежские земли (1349, 1411, 1419 и 1425 гг.) грабили норвежские поселения, захватывали девушек и замужних женщин (иногда с детьми) и вывозили в Поморье. Вот откуда у поморов скандинавские гены.

После раскола Православной церкви в XVII веке сюда уходили люди, не принявшие нововведений Никона. Более того, в Поморье развернулось мощное старообрядческое движение. Соловецкая обитель сопротивлялась царским войскам более 7.5 лет. Со временем эти факторы сформировали Древнерусскую Поморскую Православную церковь. Следующим условием, которое повлияло на формирование поморского этноса, было то, что поморы не знали крепостного права и Ордынского ига. О свободолюбии и самостоятельности поморов говорят следующие факты: царские чиновники обращались к поморам только по имени и отчеству, а в остальной России людей называли по уменьшительным прозвищам. Решения «Поморского Мира»(что-то вроде Казачьего Круга, но с большими полномочиями) не решался отменять даже Иоанн Грозный. А в 1589 году в противовес Судебнику 1550г, рассчитанному на крепостное право, был разработан «Поморский Судебник», в котором особое место уделялось «Статьям о бесчестии».

Поморы - народ арктических мореплавателей, зверобоев и рыбаков - единственный (!) коренной морской народ в Западно-сибирской части Арктики. Ни один другой коренной народ Северо-запада России - ни саамы, ни ненцы, ни карелы, ни коми не ходили в море и не занимались дальними морскими промыслами.

Многие морские термины поморов не относятся ни к славянскому, ни к угро-финским языкам.

Как и норвежцы, поморы - морской народ. Но, в отличие от длинных и узких кораблей норвежцев (которые плавали в узких фьордах и по открытой воде), корабли поморов были приспособлены к плаваниям среди льдов. Поэтому норвежцы долгое время не имели представления о пространствах и землях, которые лежат за арктическими льдами восточнее Белого моря.


С глубокой древности единственными хозяевами этих арктических пространств были поморы.

За много столетий до Баренца поморы открыли и освоили всю восточную часть Баренцева моря - Новую Землю (которую поморы называют «Матка»). Поморы с давних пор освоили Шпицберген (по-поморски «Грумант»), и совершали многомесячные плавания по северному морскому пути в Сибирь и даже на Дальний Восток - до Охотского моря (по-поморски «Ламского моря»).

Тем самым поморы сыграли особую роль в освоении северных морских путей и развитии судостроения. "Вечными мореходами" метко окрестил их известный русский адмирал Литке.

Писатель Михаил Пришвин во время своего путешествия на Север с удивлением узнал, что «до сих пор еще русские моряки не считаются с научным описанием Северного Ледовитого океана. У них есть собственные лоции… описание лоции поморами почти художественное произведение. На одной стороне — рассудок, на другой — вера. Пока видны приметы на берегу, помор читает одну сторону книги; когда приметы исчезают, и шторм вот-вот разобьет судно, помор перевертывает страницы и обращается к Николаю Угоднику.

Никола - Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей.

Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог.


Поморские кочи преодолевали в сутки 150-200 километров в то время, как английские купеческие суда - около 120 километров, а голландские фрегаты - лишь до 80-90 километров.

На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам с металлическим корпусом и механическими двигателями. Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.

Некоторое количество кочей сохранилось до начала ХХ века, когда на них обратил внимание и по достоинству оценил Ф. Нансен, задумавший к тому времени трудную экспедицию на Северный полюс. При выборе прототипа для строительства судна «Фрам», которое, по замыслу, должно было дрейфовать во льдах, он отказался от всех новейших типов стальных кораблей и принял решение построить судно по опыту кочевых мастеров, из лучших пород дерева, с яйцевидной формой корпуса, чем обеспечил успешное проведение экспедиции.


Адмирал С.О. Макаров, разрабатывая модель первого в мире ледокола, воспользовался советом Нансена и также остановил свой выбор на яйцевидной форме корпуса и, по образцу поморских кочей, срезал носа и кормы. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире макаровского ледокола «Ермак», они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.

…А студёные северные моря бороздят сегодня правнуки древних поморских судов - атомоходы «Сибирь», «Арктика», «Россия», так поразительно похожие на своего незаслуженно забытого, красивого, технически совершенного пращура - древнего коча.

Волей судьбы они стали ему достойным памятником.

Поморы и сегодня никуда не исчезли. Сохранился стереотип поведения, самоназвание, этническое самосознание и чувство «особости». Поморский дух и поморский характер - вот ценности, которые выковали наши предки на протяжении веков, ведя борьбу за самовыживание и существование в суровых условиях Севера и освоения Арктики. Именно эти ценности продолжают определять сущность современных поморов.

К сожалению Поморье постепенно пустеет,Высокая смертность и отток населения вызван тем,что центр варварскими методами выкачивая из края нефть, газ,алмазы и лес, ничего не хочет давать взамен.

По карте определите, какие географические объекты носят имена русских исследователей?

Море Лаптевых, мыс Дежнева и Челюскина, о-ва Ратманова и Крузенштерна, Берингов пролив и Берингово море, хребет Черского

Вопросы в параграфе

*По картам определите, какими водными путями попадали новгородцы к Белому морю. Какие древнерусские торговые пути вели на юг и юго-восток.

Пути проникновения новгородцев к берегам Белого и Печорского марей были различны.

1. Шли по реке Шексне в Белое озеро, затем по реке Ухтомке в озеро Волоцкое, далее волоком к озеру Долгое, из него по реке Модлоне в озеро Польшемское, далее через реку Ухтомку, озеро Воже, реку Свидь, озеро Лача попадали в реку Онегу и по ней в Белое озеро.

2. Шли из Белого озера по реке Ковжа, потом волоком до реки Вытегры; далее через озеро Онежское, реки Водла и Черева на волок до озера Волоцкое, по рекам Волошев, Поча попадали в озеро Кенозеро, далее по реке Кена в Онегу и Белое море.

3. По рекам Волге, Шексне, Славянке, Никольскому озеру, волоком в озеро Благовещенское, далее по рекам Порозовица, озеру Кубенское, рекам Сухона в Северну Двину и Белое море.

На юг вел путь из варяг в греки, Волжско-Каспийский путь, сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.

Вопросы в конце параграфа

1.Когда и кем был освоен Русский Север?

В XII веке новгородцы освоили весь Европейский Север страны от Кольского полуострова до бассейна Печеры. Ими были проложены пути в морям Северного Ледовитого океана. В XV веке промышленники-поморы через проливы Югорский Шар и Карские Ворота проникли в Карское море, заходили в устье Оби и Таза, основали Мангазею. Русские поморы доходили до островов Новая Земля и Шпицберген. В 1639 году томский казак Иван Юрьевич Москвитин описал Берега Охотского моря, обследовал бассейн Лены, впервые упомянул об Амуре.

2.Когда начались и с чем были связаны походы русских в Сибирь?

Первые походы в Западную Сибирь возглавили в 15 веке московские воеводы. Они определили самую высокую часть Урал и его истинное направление. В исследовании Сибири велика роль поморов. Много сведений сохранилось о походе Ермака в Сибирь. Его отряд изучил все речные пути Западной Сибири. В борьбе с Кучумом Ермак погиб, но его отряды продвинулись в верх по Иртышу и освоили Южную Сибирь.

3.Расскажите, какие территории и географические объекты были известны новгородцам в XII в.

В XII веке новгородцы освоили весь Европейский Север страны от Кольского полуострова до бассейна Печеры. Ими были проложены пути в морям Северного Ледовитого океана. Они дали названия северным берегам – Мурманский, Терский, Карельский. Новгородцам удалось даже перешагнуть Урал.

4.Назовите земли, открытые и присоединенные к Московскому княжеству в XIV-XV вв.

Сибирь и Дальний Восток

5.Расскажите о походах казака Ермака Тимофеевича в Сибирь.

Кому принадлежала идея похода в Сибирь: царю Ивану IV, промышленникам Строгановым или лично атаману Ермаку Тимофеевичу – историки не дают четкого ответа. Но так как истина всегда посередине то, скорее всего, здесь сошлись интересы всех трех сторон. Царю Ивану – новые земли и вассалы, Строгановым – безопасность, Ермаку и казакам – возможность поживы под прикрытием государственной необходимости. В этом месте просто напрашивается параллель Ермакова войска с корсарами (отличие пиратов от корсаров) - частными морскими разбойниками, которые получали от своих королей охранные грамоты на узаконенный грабеж вражеских кораблей.

Цели похода Ермака

Историки рассматривают несколько версий. С большой долей вероятности это могло быть: превентивная защита владений Строгановых; разгром хана Кучума; приведение в вассальную зависимость сибирских народов и обложение их данью; установление контроля над главной сибирской водной артерией Обью; создание плацдарма для дальнейшего покорения Сибири. Есть еще одна интересная версия. Ермак де был вовсе не безродный казацкий атаман, но выходец из сибирских князей, которых истребил бухарский ставленник Кучум при захвате власти над Сибирью. Ермак имел свои законные виды на Сибирский престол, он отправился не в обычный грабительский поход, он шел отвоевывать у Кучума свою землю. Именно поэтому русские не встретили серьезного сопротивления у местного населения. Ему (населению) было лучше находиться "под своим" Ермаком, чем под чужаком Кучумом. В случае установления власти Ермака над Сибирью, его казаки из разбойников автоматически превращались бы в "регулярную" армию и становились государевыми людьми. Их статус менялся бы кардинально. Поэтому казаки так терпеливо сносили все трудности похода, который вовсе не сулил легкой поживы, но сулил им гораздо нечто большее...

Поход войска Ермака в Сибирь через уральский водораздел

Итак, по одни сведениям, в сентябре 1581 (по другим данным – летом 1582) Ермак отправился в военный поход. Это был именно военный поход, а не разбойничий набег. В состав его вооруженного формирования входили 540 собственных казачьих сил и 300 «ополченцев» от Строгановых. Рать тронулась вверх по реке Чусовой на стругах. По некоторым сведениям, было всего 80 стругов, то есть примерно по 10 человек в каждом.

От Нижних Чусовских городков по руслу реки Чусовой отряд Ермака дошел:

По одной версии до реки Серебряная, поднялся по ней. На руках перетащили струги до речки Журавлик, впадающую в р. Баранча – левый приток Тагила;

По другой версии, Ермак с товарищами дошли до реки Межевая Утка, поднялись по ней и потом перевалили струги в речку Каменка, потом в Выю – тоже левый приток Тагила.

Военные действия

Передвижение дружины Ермака в Сибирь по реке Тагил остается основной рабочей версией. По Тагилу казаки спустились до Туры, где впервые сразились с татарскими отрядами и победили их. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и обрушился на врага с тыла. Первое же серьезное столкновение отряда Ермака с войсками хана Кучума произошло в октябре 1582 года, когда флотилия уже вошла в Тобол, близ устья реки Тавды. Последующие боевые действия дружины Ермака заслуживают отдельного описания. О походе Ермака написаны книги, монографии, сняты фильмы. Достаточно информации в Интернете. Здесь скажем лишь, что казаки действительно воевали «не числом, а умением». Сражаясь на чужой территории с превосходящим по численности противником, благодаря слаженным и умелым боевым действиям они сумели разбить и обратить в бегство сибирского правителя хана Кучума. Кучум был на время изгнан его из столицы - городка Кашлык (по другим данным он назывался Искер или Сибирь). От самого городка Искер нынче не осталось следа – он располагался на высоком песчаном берегу Иртыша и за столетия смыт его волнами. Находился примерно в 17 верстах вверх от нынешнего Тобольска.

Покорение Сибири Ермаком

Убрав с дороги главного противника в 1583 г., Ермак занялся покорением татарских и вогульских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби. Где-то он встречал упорное сопротивление. Где-то местное население само предпочитало перейти под покровительство Москвы, чтобы избавиться от пришлого чужака Кучума – ставленника Бухарского ханства и узбека по происхождению. После взятия города «столицы» Кучума – (Сибирь, Кашлык, Искер) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю - атамана Ивана Кольцо. Иван Грозный принял атамана очень ласково, щедро одарил казаков и в подкрепление им отправил воевод Семёна Болховского и Ивана Глухова с 300 ратниками. Среди царских подарков, отправленных Ермаку в Сибирь, было две кольчуги, в том числе и кольчуга, некогда принадлежавшая князю Петру Ивановичу Шуйскому.

Царь Иван Грозный принимает посланника от Ермака

атамана Ивана Кольцо с известием о взятии Сибири

Царское подкрепление прибыло с Сибирь осенью 1583 года, но уже не могло исправить ситуацию. Превосходящие по численности отряды Кучума разбивали казацкие сотни по отдельности, перебили всех ведущих атаманов. Со смертью Ивана Грозного в марте 1584 года, московскому правительству стало «не до Сибири». Недобитый хан Кучум осмелел, и стал преследовать и уничтожать остатки русского войска превосходящими силами..

На тихом бреге Иртыша 6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. С отрядом всего в 50 человек Ермак остановился на ночлег в устье реки Вагай, впадающей в Иртыш. Кучум напал на спящих казаков и перебил почти весь отряд, спаслись всего несколько человек. Согласно воспоминаниям очевидцев, атаман был одет в две кольчуги, одна из которых была царевым подарком. Они-то и утянули легендарного атамана на дно Иртыша, когда тот попытался добраться вплавь до своих стругов.Пучина вод скрыла навеки русского героя первопроходца. Легенда гласит, что татары выловили тело атамана и долго глумились над ним, стреляя по нему из луков. А знаменитую царскую кольчугу и прочие доспехи Ермака разобрали себе как ценные обереги, приносящие удачу. Гибель атамана Ермака очень похожа в этом плане на гибель от рук аборигенов другого известного искателя приключений - Фернандо Магеллана.

Итоги похода Ермака в Сибирь

Два года экспедиция Ермака устанавливала русскую московскую власть в обском левобережье Сибири. Первопроходцы, как почти всегда бывает в истории, поплатились своими жизнями. Но притязания русских на Сибирь впервые было обозначено именно воинами атамана Ермака. За ними пришли другие покорители. Достаточно скоро вся Западная Сибирь «почти добровольно» пошла в вассальную, а потом и в административную зависимость от Москвы. А храбрый первопроходец, казачий атаман Ермак стал со временем мифическим героем, этаким Сибирским Ильей-Муремцем. Он прочно вошел в сознание соотечественников как национальный герой. О нем слагают легенды и песни. Историки пишут труды. Писатели – книги. Художники – картины. И несмотря на многие белые пятна в истории, факт остается фактом – Ермак начал дело присоединения Сибири к Российскому государству. И никто после уже не смог в народном сознании занять это место, а супостаты – претендовать на сибирские просторы.

19.11.2016 0 11896

Мир Русского Севера всегда воспринимался как особый, полный тайн и загадок. Таким его сделала не только природа, но и люди. В суровом климате воспитывались сильные характеры. А потому поморы (или поморцы) сумели пронести свою уникальность через века, не утратив ее под давлением неумолимого времени.

Если вы захотите поставить жителя Архангельской области в неловкое положение, задайте ему вопрос о том, относит ли он себя к поморам. Большинство людей не смогут дать вразумительного ответа, так как одни из них считают, что все жители севера России являются по определению поморами, а другие уверены в том, что поморы жили очень давно, отличались от других народов, а сейчас их нигде не найти.

Судя по Всероссийской переписи населения 2002 года, к поморам относили себя около 6500 человек. А в 2010 году лишь 3113 человек назвали себя таковыми. К Поморью относят Мурманск, часть Карелии и Коми, но «столицей» является Архангельск.

Ценные промыслы

Первыми, кто заселил современный север России после того, как сошли ледники, оказались саамы. В память о себе они оставили на берегах Белого моря наскальные рисунки, каменные лабиринты и стоянки с различными предметами быта. Возможно, именно они являются прямыми предками поморов.

Новгородцы начали осваивать север в IX веке. Поначалу селились там мало и неохотно - земли были довольно бедны. Но после 988 года, когда Русь начала принимать христианство, очень многие отправились на север, так как не хотели отказываться от верований своих предков.

Интересен тот факт, что даже в XIX веке в Поморье было очень большое количество людей, которые исповедовали язычество или сохраняли некоторые элементы языческих ритуалов и поверий в повседневной жизни. Именно поэтому до нас дошли различные обереги поморов. С XII по XV век Поморье являлось колонией Новгородской республики, а позже было присоединено к Москве.

Также на север после церковного раскола XVII века переселялись те, кто был против реформ патриарха Никона, -старообрядцы. До сих пор в деревнях Русского Севера можно встретить общины староверов, которые бережно хранят свои традиции.

Древлеправославная поморская церковь объединяет около 250 религиозных общин и групп на территории России и примерно столько же за рубежом. Общины поморов-староверов можно встретить по всему миру - от стран Прибалтики и бывших республик СССР до США, Аргентины и Канады.

Поморы на промысле. Начало XX века

Основными занятиями поморов являлись ловля рыбы и охота на зверя. Но помимо этого они занимались и другими промыслами. Земли Русского Севера славились добычей соли. Например, в Соловецком монастыре было 50 варниц, на которых работало около 800-1000 работников. Двинская земля и Вологодский край также снабжали Москву и другие города солью, добывая около 1000 пудов в год.

Также, как ни странно, в Поморье добывали жемчуг. Правда, раковины искали не в море, а в устьях небольших речек. Самый лучший жемчуг отправлялся в столицу - государю. Именно в Поморском крае возникла мода на жемчужные украшения и обрамление жемчугом кафтанов и других нарядов. В XV веке был достаточно развит промысел слюды, которую использовали для окон и фонарей. Цена ее колебалась от 15 до 150 рублей за пуд.

До основания Петербурга именно Поморье являлось основной площадкой для внешней торговли. Архангельская ярмарка приносила огромные деньги в казну государя: там можно было найти такие товары, как икра, мед, меха, различные ткани, ладан, бумага. По словам иностранцев, которые прибывали в Поморье ради торговли, поморы являлись немногословными, но гостеприимными и добрыми людьми.

Крестьянская семья в праздничных костюмах. Беломорье. Начало XX века

Свободные люди

Интересен тот факт, что поморы не запирали двери, так как они доверяли другим людям. В то же время они были хорошо воспитаны и не приходили к соседям в гости без надобности. Поморы крайне высоко ценили свою свободу. Возможно, из-за того, что не знали ни монголо-татарского ига, ни крепостного права: в XVII веке большая часть населения состояла из черносошных (свободных) крестьян.

В поморской семье всегда царило взаимоуважение. Родители стремились научить детей грамоте. Детям с детства прививали любовь и уважение к женщине, которая являлась не просто матерью и хранительницей домашнего очага, но и незаменимой помощницей своему мужу. Женщины помогали мужчинам в рыболовном промысле, а когда те надолго уезжали торговать в далекие края, оставались главами семей.

В отличие от других регионов России, в Поморье отношения между мужчиной и женщиной строились на равноправии. Это отражается даже в поморских сказках - главным героем в них может быть как мужчина, так и женщина. Объединяющей чертой является то, что сказочные герои почти всегда бедны.

Дом крестьянина-помо-ра состоял из двух частей: жилого помещениям и двухэтажного хлева, на первом этаже которого располагался скот, а наверху хранили сено и инвентарь. Жилое помещение было небольшим. Лишь одна комната, служившая гостиной, была довольно просторной. На печках поморы спали редко, предпочитая скамейки, которые располагались по периметру комнаты. Окна были очень узкими, чтобы через них не проникал холод.

Поморы были настоящими мастерами-архитекторами. Чаще всего в качестве строительного материала использовалось дерево. Деревянные дома, часовни и мосты очень гармонично сочетаются с северной природой. Лишь в XV веке стали строиться каменные сооружения. Например, храмы в Каргополе, Николо-Карельский монастырь. Соловецкий монастырь и соборы в Сольвычегодске. Многие из них сохранились до наших дней.

Покорители морей

С XII века поморы бороздили северные моря, ведь Поморье являлось центром судостроения. Ботик Петра I - вовсе не первое судно, по-строеннпр на территории нашей страны. На севере издавна строились ладьи, шнеки и кочи - суда, которые были созданы для длительных плаваний. Длина коча была около 16 метров, а ширина - 4.

Он мог взять на борт примерно 50 человек и до 30 тонн груза. Яйцевидная форма корпуса судна помогала избежать опасности быть зажатым во льдах - благодаря ей коч «вылезал» наверх. Средняя скорость коча в XVII веке составляла 80 миль в сутки, а порой и 100. Максимальная скорость английских торговых судов тогда составляла всего 55 миль.

Поморские мореходы исследовали новые земли. Например, доходили до Мангазеи, расположенной в Западной Сибири. С волоком через полуостров Рыбачий, вдоль побережья Белого моря и Кольского полуострова они добирались до северных берегов Скандинавии. А также до Новой Земли и Шпицбергена (поморы называли его Грумантом).

На Новой Земле и Шпицбергене голландские мореплаватели, которые посетили в XVI веке Новую Землю, обнаружили навигационные кресты и обработанные туши моржей. Через несколько десятилетий поморы были вытеснены на южную часть Шпицбергена англичанами, голландцами и другими европейцами и оставались там вплоть до XVIII века.

Учеными и археологами были тщательно изучены избы, собранные из привозного дерева, останки судов и кресты. Сруб одного дерева датируется XVI веком, но историки пытаются найти более ранние памятники и вещи, относящиеся к поморам, так как некоторые исследователи считают, что поморы даже до Крещения Руси совершали свои морские походы по северным морям. Норвежцы, которым сейчас принадлежит Шпицберген, не отрицают того, что не они обнаружили его первыми, и в честь поморов открыли на архипелаге музей.

Группа коновалов, конец XIX века, Архангельский областной краеведческий музей

Несмотря на богатую историю народа, ученые до сих пор не могут определиться, что же именно означает понятие «поморы». Одни считают, что это субэтнос (русский, финно-угорский или смешанный). Другие - что поморы были объединены лишь общим хозяйством.

Третьи называют поморами все население Русского Севера. Но есть и те, кто твердо уверен: поморы - это полноценный, хоть и малочисленный, коренной северный народ, сформировавшийся из русского, финно-угорского и скандинавского элементов.

Одним из наиболее ярких признаков общности поморов является поморский говор русского языка. Он отличается наличием в нем лексики финно-угорских и скандинавских языков, а также оканьем и долготой гласных. Интересно, что в поморском говоре сохранилась лексика древнерусского языка (точнее, его новгородского диалекта).

Можно смело сказать, что традиционная культура поморов, включая их язык и национальные промыслы, - это один из сохранившихся до нашего времени осколков Древней Руси, нашего общего прошлого. Ведь прошлое -это не только страницы летописей, стены крепостей и храмов. Это еще и память народа.

Мария РЫЖИК

Рекомендуем почитать

Наверх