Последняя четверть 19 века. Причины своеобразия циклов последней четверти xix века

Постройки 16.12.2023
Постройки

Александр III (1881–1894) был вторым сыном Александра II. Его не готовили к царствованию, после смерти старшего сына, Николая, он стал наследником престола. Александр III вошел в историю как царь-миротворец, он был убежденным противником решения международных проблем военными средствами. Еще в тот период, когда император был только наследником престола, вокруг него сложилось консервативное окружение («партия Аничкова дворца»), главной фигурой в котором стал К.П. Победоносцев. Победоносцев был противником развития на российской почве западно-европейских демократических институтов (органов самоуправления, земств), считая, что такие «говорильни» размывают государственные устои страны, приведут в конечном счете к краху. После цареубийства Александра II окончательно определилсяконсервативный курс нового императора:

1) в политическом плане Александр III считал необходимым укреплять самодержавие, сословные порядки;

2) он отверг проект либеральных реформ, поддержанный Александром II;

3) в 1881 г. был утвержден Манифест «О незыблемости самодержавия», а позже «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», согласно которому в России была усилена центральная власть, вводился режим чрезвычайного управления (военные суды, ссылка неугодных лиц, закрытие либеральных газет, ликвидация автономии вузов и др.);

4) страна вступила в этап своего развития, получивший название периода контрреформ:

– многие либеральные достижения в стране были отменены, возрождались принципы, царившие в русской жизни при Николае I;

– в 1890 г. вышло в свет «Положение об участковых земских начальниках», по которому земства подчинялись надзору губернаторов, в них была усилена роль дворян. Была преобразована система выборов, вводился высокий имущественный ценз, который сократил в несколько раз круг избирателей. Земские начальники имели право применять к провинившимся крестьянам телесные наказания;

– ограничения вводились в области судопроизводства. Были введены ограничения в отношении несменяемости судей, упразднен выборный мировой суд, сужен круг лиц, из которых назначались присяжные заседатели;

– «Временные правила о печати» (1882 г.) ужесточили цензуру;

5) политический строй страны начал обретать черты полицейского государства. Создавались охранные отделения, которые наблюдали за общественным порядком и безопасностью;

6) Александр III стремился сохранить унитарный характер государства. Основой курса императора становится русификация национальных окраин. Самостоятельность окраин империи ограничивалась. Правительству Александра III, однако, пришлось принять ряд мер, которые позволили стабилизировать социальное развитие страны: 1) было отменено временнообязанное состояние крестьян; 2)понижена сумма выкупных платежей; 3) началась постепенная отмена подушной подати; 4) в 1882 г. был учрежден Крестьянский банк, который давал крестьянам кредиты для покупки земли; 5) наметилась демократизация офицерского корпуса; 6) в 1885 г. была запрещена ночная работа несовершеннолетних детей и женщин; 7) в 1886 г. принят документ, который регламентировал условия найма и увольнения, ограничил размеры штрафов, взимаемых с рабочих.


Усиление полицейского контроля за обществом при Александре III привело к временному спаду революционного движения. Весьма успешной была внешняя политика Александра «Миротворца», в правление которого страна избе жала участия в войнах.

Территория и население. В начале XX в. Россия оставалась аграрно-индустриальной страной. Ее население составляло 130 млн человек, из которых около 75 % проживало в сельской местности. Петербург и Москва имели более 1 млн жителей. Россия была разделена на 97 губерний. На территории империи проживало более ста народов, которые отличались духовными традициями, исповедуемой религией, уровнем просвещения.

Промышленность и транспорт. Россия в начале XX в. была охвачена бурными модернизацион-ными процессами. Особенно быстро развивались промышленность и транспорт в период работы министра финансов С.Ю. Витте (1892–1902):

1) построена сеть новых железных дорог, развивались металлургия, машиностроение, химическая промышленность, городское строительство;

2) большое значение имело введение государственной винной монополии (с 1895 г.), которое принесло в казну колоссальные доходы от продажи спиртных напитков, важной статьей дохода стал экспорт хлеба;

3) для того чтобы сделать российскую экономику надежнее и привлекательнее для инвестиций, Витте провел денежную реформу 1897 г. Аграрный сектор. Очень много феодальных пережитков сохранялось в деревне: 1) крестьянская община, чересполосица, регулярные земельные переделы, которые сковывали хозяйственную инициативу крестьян; 2) крестьянское хозяйство истощали бесконечные поборы, продолжали взиматься недоимки по выкупным платежам реформы 1861 г.

Россия начинает уверенно входить в мировую экономику, о чем свидетельствовало: 1) ее участие в мировом кризисе перепроизводства в 1899–1903 гг.; 2) вступление России в новую, монополистическую стадию капитализма: развивались механизмы буржуазной конкуренции, создавались монополистические объединения предприятий для эффективного отпора конкурентам, картели и синдикаты (объединение только коммерческой деятельности), тресты и концерны (объединялась коммерческая и производственная деятельность).

Хотя в российской экономике господствовала по-прежнему многоукладность, сохранялись кустарные промыслы, ремесленные мастерские, мануфактуры, использовавшие низкий уровень механизации.

Государство по-прежнему строго контролировало процесс развития экономики в стране, поэтому в России складывается система государственно-монополистического капитализма.

Политическое развитие. В начале XX в. Россия оставалась единственной европейской державой, в которой не было конституции, сохранялась абсолютная монархия, не было гарантированных основных демократических свобод. Император Николай II Александрович (1894–1917) отказывался идти на уступки.

В начале века происходит оживление деятельности либералов. Сторонники конституционной монархии в 1904 г. объединились в «Союз освобождения» (П.Н. Милюков); а либералы земств организовали в 1903 г. «Союз земцев-конституционалистов» (Д.Н. Шипов).

В 1901 г. возникает партия социалистов-революционеров, «эсеров» (В.М. Чернов), которая продолжила дело народников-заговорщиков. В 1898 г. в Минске прошел I Съезд РСДРП – партии русских марксистов. В 1903 г. на II Съезде (в Брюсселе и Лондоне) РСДРП марксисты разделилась на 2 фракции: большевики (В.И. Ленин), меньшевики (Ю.О. Мартов). Большевики выступали против сотрудничества с либералами и за жесткую дисциплину, обязывавшую всех членов партии выполнять решения партийных собраний.

Развитие промышленности привело к формированию нового социального класса – рабочего. В начале XX в. забастовки и демонстрации рабочих стали очень частыми и многочисленными. Крупнейшей была всеобщая стачка рабочих юга России (1903 г.).

Органы государственного управления. В годы правления Александра III была значительно укреплена монархическая власть, несколько поколебленная в эпоху реформ Александра II. Все высшие функции власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточились в руках императора. Реализация каждой из них осуществлялась через систему государственных институтов.

Высшим законодательно-совещательным органом оставался Государственный совет. Он состоял из министров и лиц, назначенных царем. В большинстве своем это были известные сановники, многие из которых находились в весьма преклонных летах, что позволяло салонной публике именовать их госсоветовскими старцами.

Государственный совет активно обсуждал законопроекты, вносимые на его рассмотрение или монархом, или правительством.

В некоторых случаях, когда тот или иной вопрос затрагивал интересы нескольких ведомств, создавались специальные межведомственные комиссии. Их заключения обсуждались на заседаниях Государственного совета. Проект приобретал силу закона после его утверждения императором.

Главным органом исполнительной власти являлся Комитет министров. Его возглавлял председатель, функции которого были весьма ограниченны. В состав Комитета министров входили не только министры, но и главы департаментов и государственных управлений. На рассмотрение Комитета выносились дела, требовавшие одобрения разных министерств. Комитет министров не был единым органом, координирующим деятельность отдельных ведомств. Это было собрание административно независимых друг от друга сановников.

Каждый министр имел право прямого доклада императору и руководствовался его распоряжениями.

К началу 1890-х годов в стране действовало 15 министерств и равнозначных им государственных установлений. Наиболее обширную компетенцию имели два министерства: внутренних дел и финансов.

Министерство внутренних дел занималось поддержанием порядка в империи, осуществляло цензуру, ведало общей статистикой, почтой и телеграфом, а также сословными учреждениями и земским самоуправлением, ветеринарным и медицинским делом, общественным призрением и делами исповеданий (кроме православного).

В ведении Министерства финансов находились дела финансов, торговли и промышленности, налоги, таможенные сборы, винная монополия, торговое мореплавание, железнодорожная тарифная политика.

Император считался главой суда и судебного управления, весь суд осуществлялся от его имени. На конкретное судопроизводство компетенция монарха не распространялась; ему принадлежала роль высшего арбитра. Свой надзор за судом и администрацией самодержец проводил через Правительствующий Сенат, строго наблюдавший за исполнением распоряжений верховной власти.

Административно-территориальное устройство. В административном отношении Россия делилась на 78 губерний и 18 областей. Отдельной административной единицей считался остров Сахалин. В состав Российской империи с 1809 года входила и Финляндия (Великое княжество Финляндское), главой которой был российский император и которая имела широкую внутреннюю автономию: собственные правительство (сенат), таможню, полицию, денежную единицу.

Города Петербург, Одесса, Севастополь и Керчь - крупные порты России и стратегически важные пункты были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, подчиненными центральной власти.

Губернии делились на уезды, а области - на округа. Уезд являлся низшей административной единицей, и дальнейшее его деление имело уже специальное назначение: волость (для крестьянского самоуправления), участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д. Земское самоуправление было введено только в 34 губерниях Европейской России. В остальных районах делами местного хозяйства ведали правительственные органы.

Вопросы и задания

  1. Каковы были особенности политического строя России во второй половине XIX в.?
  2. Назовите высшие органы управления страной. Какими правами был наделен Государственный совет? Вспомните, когда и по чьей инициативе он был создан.
  3. Какие министерства имели наиболее обширные компетенции? Какие дела находились в их ведении?
  4. Перечислите крупные российские города, управлявшиеся градоначальниками.
  5. Охарактеризуйте административно-территориальное устройство Российской империи. Что такое губерния, область, уезд?

По массовости обновления и расширения основного капитала промышленности, по масштабам железнодорожного строительства, по размерам прироста продукции и физического объема внешней торговли циклический подъем начала 80-х годов был, следовательно, значителен. Несомненно, что производительные силы капитализма развивались в этот период сравнительно быстро. Ho именно возрастание производительных сил капитализма в 70-х и 80-х годах сопровождалось таким обострением его противоречий, что привело к явлениям, которые дали повод к жалобам предпринимателей на «трудные времена», на «большую депрессию». В конце 1882 г. Энгельс писал Бебелю:
«...Производительные силы еще никогда, ни в один из периодов процветания, не вырастали в такой степени, как в 1871- 1877 гг., и отсюда - это напоминает 1837-1842 гг.-хронические затруднения в основных отраслях промышленности и в Англии, и в Германии, в особенности по хлопку и железу...»
Подъем начала 80-х годов принес новое серьезное увеличение мощности производственного аппарата капиталистической про-
мышленности, и это еще больше увеличило экономические противоречия и трудности сбыта в главных странах капитализма.
Насколько значителен был рост промышленности, можно судить по следующим цифрам. Сравниваются годы циклических максимумов.
Мировая выплавка чугуна*
(в тыс. т)

* Англия, США, Германия, Франция, Россия.

Каждый из двух последних циклов дал, таким образом, почти такой же прирост, как три предыдущих цикла (1837-1866 гг.), вместе взятых. Примерно такова же и динамика силового аппарата промышленности и транспорта.
Мощность паровых машин мира*
(в млн. л. г.)



1840 г.

1870 г.

1880 г.

Прирост за период


184 0- 1870 гг.

I 870 - 1880 гг.

Стационарных. . . Транспортных. . .

0,83
0,82

4,10
14,36

7,67
26,48

3,27
13,54

3,57
12,12

По Midhallt The Dictionary of Statistics, London 1909, p. 539,540.

за этот период примерно в восемь раз, а доля паровых судов в «ней - с 6 до 66% .
Крупнейшее значение имел технический прогресс средств связи. Телеграфная lt;сеть Европы за 1860-1887 гг. выросла с 126 до- 652 тыс. км. Во всем мире ее длина приблизилась к 1,5 млн. км. Из них больше 200 тыс. км составили подводные кабели. Телеграфная техника была усовершенствована настолько, что стала возможной одновременная передача по одному проводу восьми телеграмм. Большое распространение получил телефон, была успешно разрешена проблема международной телефонной связи» по телеграфным проводам.
Рост производительных аил происходил на базе крупных технических сдвигов, в особенности в тяжелой промышленности.. Двадцатилетний период после кризиса 1866 г. ознаменовался такими техническими открытиями, как создание экономичного двигателя внутреннего сгорания, успешные опыты передачи электроэнергии на расстояние, многочисленные изобретения в области электротехники и т. п. Эти открытия, положившие начало- веку электричества и автомобиля, еще слабо сказывались в динамике хозяйства в 80-х годах. Зато крупнейшее значение имела революция в сталелитейном деле. Развертывание подлинно массового производства стали было важным источником технического прогресса в разнообразных отраслях производства. Сталь быстро вытесняла чугун и железо в рельсопрокатном деле, в судостроении. Внедрение стали в производство машин способствовало их усовершенствованию, увеличению скорости движения и мощности. Происходил дальнейший прогресс механизации производства. Росли производительность труда, концентрация производства, удельный вес крупной фабричной индустрии за счет вытеснения ручного труда и домашне-капиталистического производства.
Рост производительных сил был чрезвычайно неравномерен и сопровождался глубокими изменениями в роли отдельных стран и отраслей в мировой экономике. За 1846-1883 гг. мировая выплавка чугуна увеличилась примерно в 5 раз, добыча угля- больше чем в 6 раз, потребление хлопка - лишь в 3,6 раза. Легкая промышленность еще сохранила преобладание, но удельный вес тяжелой индустрии сильно вырос, и ее роль в экономической жизни главных стран капитализма резко повысилась.
Еще более существенные сдвиги,были вызваны неравномерностью развития отдельных стран. Важнейшим итогом была потеря Англией ее промышленной монополии.
Трудно переоценить роль Англии в мировой экономике третьей четверти XIX в. Ее капиталы и инженеры, ее металл и маши-

ны участвовали в строительстве железных дорог и промышленных предприятий на всех континентах, подавляющая часть мирового пароходного флота была сооружена на ее верфях. Производственный аппарат ее собственной промышленности расширялся высокими темпами. Экономическое могущество Англии быстро росло. Больше чем когда-либо ее евангелием было неограниченное фритредерство. Беспошлинный ввоз сырья и продовольствия облегчал снижение издержек производства за счет экономии как постоянного, так и переменного капитала. He нуждаясь в пошлинах для защиты внутреннего рынка от конкуренции иностранной промышленности, английская буржуазия боролась за их упразднение во всех других странах, везде, где они затрудняли сбыт британских фабрикатов. Правда, английское сельское хозяйство сильно страдало от конкуренции импортного продовольствия. Ho стоимость рабочей силы снижалась, британский спрос на импортные продукты сельского хозяйства ускорял развитие товарно-денежных отношений в аграрных странах, раздвигал их опрос на английские фабрикаты, доставлял добавочные доходы пароходным компаниям и новые заказы верфям. Это было таким же источником роста ее промышленного превосходства, как и разорение ремесла Индии и Китая конкуренцией английских фабричных изделий. И открытие Суэцкого канала, и железнодорожное строительство в Америке, и заселение Западных штатов в США, и золотые россыпи Калифорнии и Австралии, и великие достижения техники и инженерного искусства - все приносило новые рынки сбыта и добавочные прибыли английской буржуазии. Промышленная монополия Англии достигла к концу 60-х годов зенита. Ho это было и началом ее заката. Англия сама приближала ее крушение, ускоряя своим экспортом капитала развитие американского капитализма.
Американские и германские темпы индустриального развития были выше английских. Уже с середины XIX в. доля этих стран в мировой промышленности начала медленно расти. Ho абсолютный рост их продукции и производственного аппарата сильно уступал английскому, их отставание от Англии по уровню производства продолжало увеличиваться. С 70-х годов положение изменилось. Неравномерность развития сильно обострилась, происходила быстрая нивелировка экономических уровней этих стран.
В подъеме 1868-1873 гг. Соединенные Штаты Америки обогнали Англию по абсолютным размерам реального накопления и промышленного строительства. В следующем циклическом подъеме они оставили Англию позади и по размерам абсолютного прироста продукции. В 1886 г. США вышли на первое место в мире по выплавке стали, в 1890 г. - по производству чугуна, в 1892 г.-по потреблению хлопка, в 1899 г. - по добыче угля. К концу 80-х годов американская промышленность имела больше механических двигателей, чем английокая. Процессы эти развивались неравномерно в ряде областей. Например, в судостроении Англия сохранила!превосходство и в начале XX в. Ho в общем она безвозвратно потеряла в последней четверти XIX в. не только промышленную монополию. но и промышленное первенство. Страны молодого капитализма, строившие промышленность заново, стали обгонять ее и в области техники. Интересен пример черной металлургии.
Среднегодовая выплавка чугуна на одну действующую домну (в тыс. пг)

В начале 70-х годов английские домны были в 2 раза производительнее американских и германских. К 1889 г. их средняя мощность удвоилась, прогресс техники был, следовательно, велик в этой важнейшей отрасли тяжелой индустрии Англии. И тем не менее Соединенные Штаты и Германия за этот короткий период не только догнали, но и обогнали Англию. В стальной промышленности Англии средняя мощность конвертеров была в 1882 г. в 3 раза меньше, чем на американских заводах.
В ряде отраслей Англия начала отставать от Соединенных Штатов Америки по степени механизации производства. Некоторые новые отрасли промышленности - электротехника, ряд химических производств развивались в США и Германии быстрее, чем в Англии.
Было бы ошибкой обобщать эти факты и на их основе делать вывод об отсталости всей английской промышленности в 80-х годах прошлого века. Ho они выражали основную тенденцию развития, глубокий поворот, происходивший в расстановке сил в мировой экономике.
Какие сдвиги происходили в результате этих процессов на мировых рынках, показывает пример международной торговли черными металлами (см. табл. на стр. 197).
Рост английского экспорта чугуна и стали с 1882 г. приостанавливается, и цифра чистого вывоза этого года (4,2 млн. т) никогда больше не была вновь достигнута. Крупнейшие потребители английского металла - Германия и несколько позднее Соединенные Штаты Америки превратились в опасных конкурентов
Внешняя торговля черными металлами (в тыс. т)

* 1873 г.

Англии, проникающих даже на ее внутренний рынок, иа кото/ром быстро увеличивается количество заграничного металла.
Существенно изменилось и положение английской хлопчатобумажной промышленности, расцвет которой был важнейшей основой промышленной монополии Англии. Рьвдок европейского континента и Соединенных Штатов Америки был для нее в значительной мере закрыт уже до гражданской войны в США. В 70-х годах падение удельного веса Англии в мировом производстве ускорилось.
Доля в потреблении хлопка*
(В %)
* Ellison, The Cotton Trade of Great Britain, London 1886, p. 104.

чился и на 25%. Молодая промышленность Индии начала теснить Англию на дальневосточных рынках.
Экспорт бумажных тканей и пряжи из Англии и Индии в Китай и Японию*
/>* Ellison, The Cotton Trade of Great Britain, London 1886 ,p. 321.

Промышленное первенство было отобрано у Англии Соединенными Штатами Америки, но на внешних рынках ее главным соперником стала Германия. Рост внутреннего рынка Германии ограничивался прусским путем развития капитализма в сельском хозяйстве и жалкими условиями жизни рабочих, заработная плата которых удерживалась на низком уровне аграрным перенаселением и большими резервами рабочей силы, сосредоточенными в ремесле. Столкнувшись с узостью внутреннего рынка, германская промышленность тем упорнее боролась за внешние рынки, используя,в качестве важнейшего оружия дешевизну рабочей силы и передовую технику. Отчет королевской комиссии, обследовавшей состояние промышленности и торговли Англии в середине 80-х годов, констатировал:
«Во всех частях света чувствуется предприимчивость и настойчивость немцев. В производстве мы имеем мало, или почти никаких, преимуществ перед ними; а в знании мирового рынка, в стремлении приспособиться к местным вкусам, в умении закреплять свои позиции немцы начинают нас превосходить».
Англичане жаловались и на конкуренцию американских машин и тканей, бельгийского железа, хлопчатобумажных фабрик Индии и т. д. Поднялась кампания за введение пошлин для охраны английской промышленности от конкуренции импортных товаров. В этих жалобах было немало преувеличений. Ho они отражали чрезвычайное обострение конкуренции, огромные трудности, которые приходилось отныне преодолевать Англии в борьбе за рынки сбыта. Протекционисты не имели в Англии успеха. Английская промышленность, размещавшая на внешних рынках огромную долю продукции, была кровно заинтересована в уничтожении всего, что затрудняло международную торговлю, и она яе могла подавать пример к введению таможенных ограничений. Ho сама дискуссия в Англии о промышленном протекционизме была важным симптомом глубоких изменений в ее положении на мировом рынке. Это было и признанием неспособности Англии приостановить!начавшийся закат царства свободной торговли. Уже поворот Соединенных Штатов Америки в 60-х годах к протекционизму нанес ему большой удар. Ho тогда еще это могло казаться изолированным и временным явлением. Пошлины, введенные Бисмарком в конце 70-х годов, рост протекционизма в России, рогатки, воздвигнутые для промышленного импорта в ряде других страи, вскрыли иллюзорность этих надежд. Прусское юнкерство было исконным союзником английских фритредеров. С прогрессом индустриализации Германия стала превращаться из страны вывозящей в страну ввозящую продовольствие. Юнкеры начали страдать от иностранной конкуренции внутри страны. Создалась почва для их сговора с промышленниками о всестороннем протекционизме. Ho"германские промышленные пошлины не были уже средством защиты внутреннего рынка от губительной конкуренции англичан. Германская металлургия, выступавшая наиболее активно за протекционизм, уже не уступала английской по уровню техники, по себестоимости продукции и успешно теснила ее на мировом рынке. Пошлины вводились как средство монополизации внутреннего рынка для продажи на нем по повышенным ценам и создания финансовых резервов с целью наступления на мировом рынке. Это был протекционизм нового типа, означавший невиданное обострение борьбы за рынки, типичный для зарождавшейся империалистической стадии капитализма. Смена эпохи господства свободной конкуренции эпохой господства монополий, происходившая в последней трети XIX в., подготовлялась всеми отмеченными выше процессами: созданием новой, более высокой ступени производительных сил, огромным повышением удельного веса высококонцентрированной тяжелой промышленности, чрезвычайным усилением концентрации и централизации капитала и производства, которые усиливались резким обострением конкуренции, большой длительностью кризисов и депрессий.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История отечественного государства и права

Тема 21. Государство и право Российской империи в последней четверти XIX в.

Проверил: Мамкина И.Н.

План

Введение

1. Государственное устройство и реформы последней четверти XIX века

2. Новеллы в гражданском праве

3. Новеллы в уголовном праве

4. Судопроизводство

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государственные реформы 60--70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: «Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого числа законопроектов и по кодификационной работе.

В 1884 г. при Государственном совете было создано Особое присутствие для рассмотрения жалоб на определения Сената. Тем самым Сенат подпадал под контроль высшего бюрократического органа.

В феврале 1861 г. Главный комитет по крестьянскому делу был преобразован в постоянно действовавший Главный комитет об устройстве сельского состояния, контролировавший ход крестьянской реформы. Этот Комитет действовал в тесной связи с Государственным советом.

При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления -- Комитет министров.

Положение Сената в качестве высшего судебного и надзорного органа упрочилось после реформы 1864 г. Еще в 1862 г. были утверждены Основные начала преобразования судебной власти в России, подготовленные специальной комиссией. К 1864 г. были подготовлены судебные уставы, вводившие новые начала судоустройства и судопроизводства.

1. Государственное устройство и реформы последней четверти XIX века

В 1880 г. обсуждался вопрос об упорядочении крестьянского общественного устройства и управления, в связи с чем встал вопрос об организации всесословных волостных органов. Они должны были стать первым звеном в системе органов местного самоуправления.

В конце 1881 г. для разработки реформы была создана специальная комиссия.

По проекту во главе волостного управления должен был стоять особый земский приказчик (волостель), избиравшийся земским собранием из местных жителей.

Комиссия закончила работу к 1884 г., однако волостное земство так и не было образовано (оно появится лишь в 1917 г.).

Реакционные тенденции в государственном управлении стали явно проявляться с весны 1882 г., когда руководство правительством переходит к графу Толстому. В своей деятельности правительство начинает ориентироваться на интересы дворянства, прежде всего потомственного.

В 1885 г. был открыт Дворянский банк, своими льготными ссудами поддерживавший поместное землевладение. Началась разработка ряда законопроектов, направленных на восстановление утраченных дворянством прерогатив. Результатом этой работы стали Положение о земских начальниках 1889 г. и новое Положение о земских учреждениях 1890 г. По этим законам дворяне должны были занять первенствующее положение в системе местного управления, а земские органы включались в общегосударственную систему управления, т.е. из органов самоуправления превращались в органы государственной власти. Земские управы подчинялись губернаторской власти, председатели управ назначались правительством, а решения земских собраний контролировались губернаторами. Бессословное земство образца 1864 г. должно было превратиться в сословную структуру, в которой преимуществом пользовалось дворянство.

В связи с этой целью подвергалась изменению избирательная система: усиливалась сословность внутри избирательных курий, уменьшилось число гласных от крестьян, губернаторам предоставлялось право выбирать гласных из числа кандидатов, избранных волостями. Число гласных от дворянства должно быть увеличено. Проект не был проведен в своем первоначальном виде, но многие его положения и главная тенденция (усиление роли дворянства в земствах) сохранились и в принятом Государственным советом Положении о земствах.

Принятию Положения о земских начальниках предшествовало введение закона о найме на сельскохозяйственные работы и закона о крестьянских семейных разделах, отстаивавших владельческие интересы дворянства.

В Государственном совете при обсуждении закона о земских начальниках высказывалось предложение заменить их мировыми судьями (по английскому образцу), однако результат обсуждения оказался совершенно иным -- мировых судей заменили земские начальники, совмещавшие в своей деятельности административные и судебные функции.

В 1882 г. были приняты Временные правила о печати, вводившие предварительную цензуру и дававшие специальному совещанию (из четырех министров -- народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурора Синода) право вовсе закрывать отдельные печатные органы.

В 1891 г. издан новый таможенный тариф, закрепивший протекционистскую политику государства и способствовавший давлению на иностранный денежный рынок. Вместе с тем новый тариф оказал неблагоприятное влияние на сельскохозяйственный сектор отечественной экономики. Интересы развивающейся промышленности ставились выше интересов сельского хозяйства, что ущемляло положение землевладельцев-дворян.

В 1892 г. принято новое Городовое положение. Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежавшего им имущества).

Городовое положение 1892 г. заменило для избирателей налоговый ценз имущественным. Избирательные права получали только горожане, владевшие недвижимостью. В число избирателей включались также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Мелкая буржуазия теряла избирательные права.

Для малых городов Положение вводило «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. Многие местности и районы (особенно на окраинах империи) вовсе не получали городского самоуправления.

Правительство, вынужденное в 60--80-х гг. под угрозой революционной ситуации провести буржуазные по своему характеру реформы, в 80--90-х гг. нанесло удар почти по всем вновь возникшим институтам.

Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.

2. Новеллы в гражданском праве

Развитие права во второй половине XIX в. нашло отражение в российском законодательстве. Продолжал действовать Свод законов Российской империи, который при переизданиях пополнялся новыми узаконениями. Так, X том Свода со временем был дополнен судебными уставами, Временными правилами о волостном суде, Положением о земских начальниках 1889 г. и другими новеллами.

С 1863 г. под контролем Сената начинается периодическое издание «Собрания узаконений и распоряжений правительства». Оно обобщало сенатскую практику, вбирало в себя текущие постановления министров, помещало уставы акционерных обществ, кредитных учреждений и т.п.

В качестве действующего переиздавалось и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Особое значение имеет последнее переиздание 1885 г., свидетельствующее о том, что уголовное право в России превратилось в сложную и емкую отрасль права, уровень которого соответствовал уровню и достижениям мировой юридической науки.

Эти источники дают возможность судить об изменениях в праве и процессе, происшедших в стране после реформ 1860-х гг.

В гражданском праве произошло окончательное оформление понятии юридического лица. Это понятие применялось ранее к государству, учебным заведениям, монастырям. Теперь с ростом товарно-денежного хозяйства, рынка, статус юридического лица приобрели все купеческие, промышленные, предпринимательские организации, товарищества, акционерные общества и т.п.

Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц и учреждения. Это деление сохранялось до 1917г.

Из новелл вещного и наследственного права можно отметить лишь нормы, нацеленные на сохранение крестьянской общины. Они относятся к 1890-м гг. Это: 1) Запрет крестьянским обществам сдавать в залог частным лицам надельные земли (те, что были получены в результате реформы 1861 г. и выкуплены с помощью государства). Теперь надельные земли стали рассматриваться в качестве мирской (общинной) собственности. 2) В 1895 г к этой категории собственности была отнесена и «усадебная оседлость» (усадебный надел), которая рассматривалась прежде как собственность личная. 3) Члены семьи могли наследовать только имущество крестьянского двора, надельную же землю -- только лица, приписанные к сельскому обществу. Это могли быть и члены семьи, но и посторонние лица, ставшие членами двора: усыновленные, приемыши, незаконнорожденные, дочери, вышедшие замуж за примака, вошедшего в семью. 4) По-прежнему ограничивался раздел крестьянского двора, который мог быть осуществлен только с согласия общины. 5) Сохранялась круговая порука при уплате податей.

Эти меры были направлены на искусственное сдерживание процесса разложения общины и пауперизации населения. Они не способствовали формированию у крестьян чувства собственника. Институт частного хозяйства в деревне складывался с большим опозданием.

В семейном праве: 1) Стал более четко проводиться в жизнь принцип раздельности имущества супругов. 2) Церковь по-прежнему регулировала заключение и расторжение брака, другие личные отношения супругов. 3) Расторжение брака проводил церковный суд - консистория, и только при наличии весомых оснований (прелюбодеяние, лишение всех прав состояния, безвестное отсутствие супруга, импотенция). 4) До 1904 г. сохранялось наказание за прелюбодеяние. Им являлось осуждение на безбрачие.

Однако Устав уголовного судопроизводства 1864 г. существенно ограничил компетенцию церковного суда в области семейных отношений. Светскому суду были переданы дела о браках, «совершенных по насилию, обману или в сумасшествии» одного или обоих супругов. Только после его приговора консистория могла принимать решение о действительности или недействительности такого брака и об ответственности лиц, совершивших бракосочетание. По другим делам (о многобрачии лиц христианского исповедания, о кровосмешении, о вступлении в брак в недозволенных степенях родства и свойства и др.) дела переходили в уголовный суд после окончания над виновными суда духовного. Дела о нарушении святости брака (о прелюбодеянии) решались или церковным или светским судом в зависимости от того, куда обращалась оскорбленная сторона.

Всего больше новелл зафиксировано в обязательственном праве, что было связано с развитием рыночных отношений. Здесь сохраняются и совершенствуются прежние нормы и активно разрабатываются новые. О том свидетельствует бурный рост законов, регулирующих договорные отношения. Во второй половине XIX в. действовали уставы о промышленности заводской и фабричной. Ремесленный и Торговый уставы, уставы Биржевой и Вексельный, устав о торговой несостоятельности. Появилось рабочее и коммерческое законодательство, закон о найме на сельскохозяйственные работы и т.д. и т.п.

Все известные нам виды договоров действуют в России в это время. Очень широко применяется договор подряда и поставки (материалов, припасов, грузов, вещей, людей, постройку, ремонт, переделку зданий и пр.). Договор займа мог совершаться дома и нотариально (нотариат появился в ходе судебной реформы в 1864 г.). Он признавался недействительным, если был заключен подложно, во вред другим кредиторам, при игре в карты, безденежно. Процент на заем определяли сами стороны, если пег, исходили из уже принятых 6 % годовых. Заемный договор мог передаваться третьим лицам с обязательством выплаты всего долга.

Более четко определялся в законе договор товарищества как договор, в силу которого несколько лиц обязываются соединить свои усилия для достижения цели. Были установлены виды товариществ: полное (псе члены отвечают за сделки товарищества всем своим имуществом), на вере или по вкладам (часть членов отвечает всем имуществом, а часть - «вкладчики» - только сделанными вкладами), товарищество по акциям (участкам) или акционерная компания (ответственность только сделанными вкладами - акциями), артель или товарищество трудовое, члены которого связаны круговой порукой, имеют общий счет. Для возникновения товарищества требовалась регистрация в государственном органе, а для акционерного общества - разрешение правительства.

Появился договор страхования, в силу которого специальное страховое общество обязывалось за определенную плату возместить ущерб при порче имущества или при его уничтожении. Договор оформлялся в письменном виде и назывался полисом.

Услуги особого свойства гарантировал договор доверенности, когда одно лицо обязывалось быть представителем другого лица, прежде всего в юридической сфере. Это совершение юридических сделок от имени и в пользу другого лица (управление имением, фабрикой, получение жалованья, пенсии и пр.). Доверенность действовала только в течение года.

Законодательство регулировало сферу личного найма. Срок его - не выше 5 лет, цели найма прежние: домашние услуги, земледельческие, ремесленные, фабричные работы, вообще всякого рода работы, не воспрещенные законом. Сохраняется ряд ограничений: крестьяне не могли наниматься без паспорта, городские жители - без вида на жительство, замужние женщины - без разрешения мужа. Существовала отдача на общественные и частные работы на срок не более 6 месяцев мещан, изобличенных в развратном поведении, крестьян, не могущих платить подати.

В 1890-е гг. стала формироваться новая правовая сфера - рабочее законодательство. Закон 1893 г. об ответственности предпринимателей за увечья рабочих предусматривал денежную компенсацию пострадавшим на производстве. Затем были приняты законы об обеспечении безопасности рабочих, занятых в пороховой, горной, железнодорожной и других отраслях промышленности. Труд детей до 12 лет запрещался, ас 12 до 15 лет мог использоваться лишь с ограничениями. Повсеместно был запрещен ночной детский труд. Уложение о наказаниях 1885 г. издания вводило наказания для фабрикантов в виде штрафа или краткосрочного ареста за «притеснения» рабочих.

Россия одной из первых стран мира ввела в 1897 г. законодательное ограничение рабочего дня. Он равнялся 11,5 часа, а накануне праздников -- 10 часам. Это было меньше, чем во Франции (12 часов), но больше, чем в Австрии (11 часов) и Швейцарии (10,5 часа). В Англии, Германии и США продолжительность рабочего дня в это время законодательство ещё не ограничивало. В Италии 12-часовой рабочий день был введен только для женщин. На предприятиях действовала фабричная инспекция, состоявшая из государственных служащих, которая улаживала трудовые конфликты между рабочими и хозяевами фабрик. Инспектора рассматривали жалобы рабочих, устраняли причины для забастовок, утверждали размеры штрафов за прогулы, опоздания на работу и т.п. Согласно закону размер штрафа не мог превышать 1/3 заработной платы. Штрафы поступали в особый фонд, который использовался для нужд рабочих. В 1805 г. в России появились профсоюзы, защищавшие интересы рабочих, а в 1912 г. введено социальное страхование.

3. Новеллы в уголовном праве

вещный дореволюционный уголовный реформа

В уголовном праве окончательно утверждаются 4 важных принципа а понимании преступного деяния: 1) нет преступления, не предусмотренного законом, 2) нет наказания, не предусмотренного законом, 3) привлечение к ответственности может иметь место лишь в случае виновности, 4) презумпция невиновности (обвиняемый становится виновным лишь на основании приговора суда, доказанности вины).

Утверждение этих принципов потребовало регламентации оснований привлечения к уголовной ответственности, и юриспруденция выработала понятие состава преступления. Это совокупность необходимых элементов для доказательства обвинения. Их 4: субъект, объект, противозаконное действие и вина. Одновременно оформилось четкое деление уголовного права на общую и особенную части.

Субъектом преступления оставалось вменяемое лицо, достигшее 10-летнего возраста (до 10 лет - полная невменяемость, с 10 до 14 - условная). Полная уголовная ответственность наступала с 21 года, с этого возраста могла применяться смертная казнь. Под объективной стороной понималось действие или бездействие преступного характера, а под виновностью - состояние, в котором лицо сознавало или могло сознавать характер своих действий. В разряде государственных преступлений по-прежнему преследовался голый умысел, угроза поджога, дал/се не реальная, приготовление к преступлению и покушение на преступление.

Закон устанавливал формы умысла: предумышленный и внезапный (прямой и косвенный). Умышленные преступления, в свою очередь, делились на совершенные хладнокровно и в состоянии аффекта. Стали различаться формы неосторожности: тяжелая, средняя и легкая, которые влекли за собой разные наказания.

Последнее издание Уложения о наказаниях предусматривало не менее 2000 составов преступлений, основные группы которых уже имели место в издании 1845 г. Преследовалось посягательство на личность, собственность, государственные интересы и пр., о чем уже шла речь. Устанавливалась зависимость наказания от тяжести преступления: 1) тяжкие преступления влекли за собой смертную казнь (сохранялся единственный её вид - повешение), каторгу, поселение, 2) преступления (просто) - заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом, 3) за проступки полагались арест, штраф, внушения.

Не считались преступлениями и не наказывались действия во исполнение закона или приказа, с дозволения власти, осуществление профессиональных обязанностей. Такое же значение имели крайняя необходимость и необходимая оборона.

Русское право максимально ограничивало смертную казнь. По обычному законодательству в это время она полагалась за некоторые тяжкие государственные преступления и преступления карантинные. По военному законодательству (в условиях военного положения) за мародерство, грабежи, насилия, измену и т.п. С 1891 г. в России не было ни одного приговора к смертной казни гражданского суда. В отличие от ряда ведущих европейских стран, Англии, Германии, Франции, Россия не применяла смертную казнь за убийство, даже предумышленное.

После отмены крепостного права общественность России, и ранее выступавшая против телесных наказаний, потребовала их отмены. Вопрос о них рассматривался в особой комиссии 1861 г., которая признала, что они «противны христианству и православию», а главное, что «свобода и право собственности действительны лишь при ограждении чести и личного достоинства», ущемляемых телесными наказаниями. Уничтожение их началось с указа 1863 г., отменившего телесные наказания для женщин, клеймение и наложение других знаков на преступников, ограничившего применение розог. К духовенству, учителям, крестьянской администрации они отныне вообще не могли применяться. В армии отменялись шпицрутены, кошки, линьки и другие средства телесных наказаний.

С 1866 г. розги как самостоятельный вид наказания могли применяться только по приговорам волостных судов и только в особо оговоренных случаях: за повторение в течение года проступка, за который виновный уже подвергался аресту; за совершение нескольких проступков, каждый из которых требовал ареста или более строгого наказания; за кражу, мошенничество, присвоение, мотовство и пьянство, расстраивающие крестьянское хозяйство. Но и при этих случаях требовалось разрешение земского начальника, который мог заменить это наказание по приговору волостного суда на другое. В 1900 г. розги были отменены везде, даже как телесные наказания для бродяг. Только в карцерах в местах лишения свободы они сохранялись до февраля 1917г.

К концу XIX в. уголовное право являлось одной из самых развитых отраслей права в России, уровень которого соответствовал уровню и достижениям мировой науки юриспруденции.

4. Судопроизводство

Процесс в России до реформы 1864 г. оставался в основном инквизиционным, но указом 1801 г. запрещалось применение пыток при расследовании дел. Он проходил в глубокой тайне, основывался на письменных доказательствах, полученных во время следствия. Живое непосредственное восприятие доказательств, личное ознакомление судей с материалами дела, непосредственный устный допрос обвиняемого в суде отсутствовали. Да и доказательства оценивались, как прежде, по формальной системе, закрепленной Сводом законов. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может служить доказательством.

Закон делил их на совершенные и несовершенные и устанавливал степень их достоверности. Основанием для вынесения приговора могли служить только совершенные доказательства, которые не могли быть опровергнуты подсудимым. Среди них особо выделялось собственное признание, считавшееся со времени Петра I «лучшим свидетельством всего света». Затем шли письменные доказательства, признанные обвиняемым, заключения экспертов, совпадающие показания двух свидетелей, не отведенные подсудимым. К несовершенным относились внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, показания одного свидетеля, повальный обыск, улики.

Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Да и сам обвиняемый вызывался лишь для того, чтобы выяснить вопрос, применялись ли к нему недозволенные приемы во время следствия. То есть процесс был письменным и негласным. По наиболее тяжким делам суд первой инстанции (нижний земский, городской магистрат и нижняя расправа) выносил не решение, а мнение, которое направлялось в палату уголовного суда, выносившую приговор. Приговоры не были окончательными, часто пересматривались в ревизионном порядке вышестоящими судами. При недостатке улик практиковалось оставление подсудимого под подозрением, которого либо отдавали на поруки, в военную службу, либо ссылали в Сибирь на поселение.

В результате реформы теория формальной оценки доказательств была отменена и ей на смену пришла другая - теория свободной оценки доказательств. Согласно ей задача суда состоит и поисках объективной (материальной) истины. Решения и приговоры судов должны опираться на истинные факты, а не на домыслы. Для этого необходим питательный разбор дел и всесторонний анализ всех имеющихся доказательств, без какого-либо вмешательства извне. Мерилом достоверности могло быть только внутреннее убеждение судей. Суды обязаны были исследовать все письменные и вещественные доказательства, анализировать показания свидетелей и заключения экспертов. В приговорах и решениях суд обязан был приводить все обстоятельства, на которых они основаны. Все процессуальные действия (обыск, производство экспертизы, выбор меры пресечения и др.) подробно регламентировались законом.

В судебном процессе утвердились принципы, гарантирующие права личности. Поэтому стороны, как в гражданском, так и в уголовном производстве, получили равные процессуальные права. Суд обязан был в равной мере выслушивать как истца, так и ответчика. Каждая сторона получила равные права на представление доказательств, дачу пояснений, опровержений выводов противной стороны, отвода присяжных заседателей, свидетелей, судей.

Все это привело к смене инквизиционного процесса состязательным. Суд приобрел устность и гласность, и материалы судебных процессов стали публиковаться в печати.

По Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. начало делу давало исковое прошение, поданное заинтересованной стороной в письменной или устной форме. В нем указывались обстоятельства дела и цена иска. Вызов ответчика в суд производился повесткой. При личной явке обеих сторон в суд рассмотрение дела могло состояться без предварительной подготовки. Словесное производство с рассмотрением доказательств сторон завершалось принятием решения.

В других случаях судебному слушанию предшествовала письменная предварительная подготовка. Обе стороны могли подготовить к нему 4 состязательные бумаги (по 2 каждая): исковое прошение, ответ, предоставлявшийся в суд до наступления срока явки, возражение истца и опровержение его ответчиком. Доклад дела и словесное состязание, на котором стороны предъявляли доказательства, свидетельства, ходатайства, происходили в открытом заседании суда. В закрытом заседании дело могло слушаться по просьбам сторон или по решению суда в связи с тем, что «публичность» могла быть «предосудительна для религии, общественного порядка или нравственности». Основное бремя доказывания, естественно, лежало на стороне, предъявившей иск. Сам суд не собирал доказательств или справок, а основывал свое решение «исключительно на доказательствах, представленных тяжущимися». Обязательной, но чаще формальной, была попытка судей закончить дело миром.

В начале или в ходе разбирательства дела могло осуществляться обеспечение иска соразмерно его цене, если он представлялся обоснованными. К видам обеспечения относились положение запрета на недвижимое имение, арест движимости и поручительство. Вид обеспечения выбирал проситель. Но закон допускал замену всех способов обеспечения иска достаточной наличной денежной суммой без согласия истца.

По вынесении решение оформлялось окончательно в 3-дневный срок, определялись судебные издержки и те, на кого они возложены: на одного из тяжущихся или на обе стороны. Последние имели право обжаловать решение во второй инстанции (из окружного суда в судебную палату). Кассационные жалобы рассматривал Сенат.

На основании принятого решения оформлялся исполнительный лист, в котором четко прописывалось определение суда, вступившее в законную силу. Исполнителем являлся судебный пристав, а все местные власти, в том числе полиция и военные, обязывались оказывать ему «надлежащее содействие без всякого отлагательства».

Заключение

Итак, в конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться. Лишь 5% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк. Во многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства.

Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени это показала.

Идеологами и проводниками внутриполитического курса, определявшего все царствование Александра III (1881 - 1894), были убежденные консерваторы: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков и министр внутренних дел Д. А. Толстой. Все эти деятели отрицательно относились к реформам 1860 - 1870-х гг., рассчитывая нейтрализовать их воздействие на русскую жизнь путем контрреформ. Наиболее значительными из мер, принятых правительством в этом направлении, были создание новой администрации на местах в лице земских начальников (1889) и земская контрреформа (1890). Далее последовали другие реформы: городская реформа, судебная реформа, военные реформы. Все-таки эти реформы не могли круто изменить положение народа, но способствовали дальнейшему буржуазному развитию России.

Список использованной литературы

1. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1996.

2. История России. С начала XVIII до конца XIX в., отв. ред. А. Н. Сахаров. - М.: Изд. АСТ, 1996 .

3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высш., шк., 1983.

4. Сперанский М.М. Проекты и записки. - М., 1961.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Преобразования государственного строя. Характеристика самодержавия. Анализ развития самодержавия на Руси. Преобразования, проводимые в начале ХIX века. законодательство первой четверти XIX века. Право в начале XIX века. Работа Государственного совета.

    реферат , добавлен 15.07.2008

    Политико-административные реформы первой четверти XVIII века, основные идеи петровских преобразований и особенности перехода от традиционной к рациональной модели государственного управления. Преобразования в системе высшего и центрального управления.

    аттестационная работа , добавлен 15.05.2010

    Характерные черты государственного строя Российской империи во второй четверти XVIII в. Изучение основных терминов и понятий по разделу программы: "Возникновение государства и права на Руси". Определение особенностей судебного процесса Московской Руси.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2010

    Источники уголовного права. Артикул воинский как свод военно-уголовного законодательства. Понятие преступления, виды преступлений, виды наказаний. Основные особенности уголовного законодательства.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2007

    Изучение путей становления и развития отечественной государственности и правовой системы. Анализ общих закономерностей развития абсолютной монархии в России. Процесс реорганизации центрального и местного управления в ходе реформ первой четверти XVIII в.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Исследование истории развития конституционного права в дореволюционной России. Обзор дореволюционных российских законодательных актов конституционного характера. Принципы конституционного государственного управления. Становление современной Конституции.

    реферат , добавлен 23.04.2015

    Предпосылки реформ местного самоуправления в России 1870 года. Учреждения городского общественно управления. Выборы в городскую думу. Результаты проведения городской реформы в городах Российской империи и ее значение для политической жизни страны.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2008

    Предпосылки и причины военных реформ в России середины XIX века. План военных преобразований. Характеристика реформ в области организации, комплектования армии и управления войсками. Перевооружение армии, основные изменения в области подготовки войск.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Сущность и основные задачи реформ в политической жизни государства. Адаптационные механизмы к реформационному преобразованию. Особенности последней российской реформы. Условия эффективной реализации реформаторских действий. Принятие Закона о реформе.

Н.А. БОЙКО,

старший преподаватель Пятигорского государственного университета

Реформы 60-х годов XIX века послужили важным фактором развития местного самоуправления в Российской империи. В ходе реформ были приняты законодательные акты, определившие основы создания и развития земского и городского самоуправления. В губерниях, уездах и городах создавались выборные органы, которые в соответствии с господствовавшей хозяйственной теорией местного самоуправления были призваны решать хозяйственные вопросы на местном уровне. Государственная власть переложила на органы местного самоуправления не только те вопросы, которые непосредственно относились к их компетенции, но и ряд других функций, которые считала для себя обременительными.

В 1881 году, после убийства царя-освободителя, «линия правительственной политики, сущность которой заключалась в либеральных преобразованиях, оборвалась». Императором стал Александр III, и реформы сменились контрреформами, которые осуществлялись как консервативная система мероприятий, направленных на ужесточение правительственного контроля государственной и общественной жизни. В условиях революционного террора Манифест об укреплении самодержавия (апрель 1881 года) провозгласил укрепление христианско-монархической идеологии, пресечение терроризма и революционной пропаганды. Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. разрешило объявлять отдельные местности находящимися в «состоянии усиленной охраны». В пределах этих местностей губернаторы и градоначальники получили право издавать обязательные постановления по вопросам общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать взыскания за нарушение этих постановлений, воспрещать всякие собрания, закрывать торговые и промышленные заведения, проводить закрытые судебные процессы, передавать отдельные судебные дела в военные суды для рассмотрения их по законам военного времени.

В дальнейшем правительство Александра III приняло ряд мер по отмене некоторых наиболее радикальных положений буржуазных реформ предшествовавшего царствования. Временные правила о печати в 1882 году усилили цензуру. Университетский устав 1884 года установил назначаемость Министерством образования ректора, деканов, профессоров, до этого выбиравшихся. В 1889 году выборные мировые судьи стали назначаться.

Контрреформы затронули и систему местного самоуправления, развитие которой зависело от настроений и намерений центральной власти. Как отмечает А.В. Кружков, «в дореволюционной России сложилась вполне определенная традиция реформирования местного самоуправления - реформы проводились “сверху”, по инициативе властей; государство строго контролировало местное самоуправление; его права и свободы ущемлялись как по закону, так и на практике». По мнению английского исследователя П. Волдрона, после 1881 года очень скоро стало понятно, что Александр III и его министры не намерены предпринимать какие-либо шаги к повышению роли народного представительства в России. Ситуация усугубилась и тем, что ряд земских деятелей стали проявлять определенные политические стремления, что явно противоречило установкам самодержавия.

Контрреформы в сфере местного самоуправления были проведены на основе нескольких нормативных правовых актов, которые вносили ряд изменений в порядок формирования и функционирования соответствующих органов. Согласно Положению о земских участковых начальниках от 12 июня 1889 г. каждый уезд разделялся на земские участки, в которых учреждалась должность земского участкового начальника. Земский начальник назначался из числа потомственных дворян, выполнял функции мирового судьи, а также следил за крестьянским общественным управлением, мог приостанавливать приговоры сельских сходов, подвергать 3-дневному аресту.

12 июня 1890 г. появилось новое земское Положение о губернских и уездных земских учреждениях (далее - Положение 1890 года), которое фактически дискредитировало идеи расширения местной власти и отбрасывало Россию назад. Реформированное Положение 1890 года несколько изменило порядок выборов в земские органы самоуправления. Двухступенчатая система выборов вводилась и для мелких землевладельцев, а не только для сельских обществ, как это предусматривала ст. 30 прежнего Положения. Согласно ст. 15 Положения 1890 года в каждом уезде через 3 года созывались земские избирательные собрания и волостные сходы для выборов земских гласных, а также земские избирательные съезды для избрания уполномоченных лиц в земские избирательные собрания.

В соответствии с Положением 1890 года сословное начало в земствах увеличивалось, для чего сокращалось количество гласных и изменялся порядок их выборов. Были сформированы 3 группы избирателей. В первую входили дворяне всех категорий, во вторую - все прочие избиратели и юридические лица, в третью - крестьяне. Крестьяне же избирали на своих сходах лишь кандидатов в гласные. Из их числа губернатор назначал устанавливаемое в расписании число гласных.

Дворяне получили абсолютное преобладание, а избирательных прав лишилась большая группа лиц (духовенство, церковный приход, крестьянские товарищества, крестьяне, владевшие землей на правах частной собственности, владельцы торговых и промышленных заведений, купцы, лица иудейского вероисповедания). Состав губернских гласных по сословиям складывался в 1897 году следующим образом: дворяне и чиновники - 89,5%; разночинцы - 8,7; крестьяне - 1,8%. Вместе с тем общее число гласных от каждого уезда было уменьшено на 1%.

Положением 1890 года были существенно ограничены права крестьян на земских выборах. В соответствии со ст. 26 крестьяне, принадлежавшие к составу сельских обществ, лишались права участвовать в избирательных собраниях и съездах даже при наличии установленного имущественного ценза. Гласные от сельских обществ могли избираться только на волостных сходах, при этом избранные гласные подлежали согласно ст. 51 обязательному утверждению губернатором. Губернатор определял также порядок заступления гласных от крестьян на место выбывших гласных.

Правом участия в земских избирательных съездах мелких землевладельцев пользовались лица мужского пола не моложе 25 лет, состоявшие в российском подданстве (ст. 24 Положения 1890 года). Эти лица должны были владеть не менее одного года до выборов в пределах уезда на праве собственности либо пожизненного владения землей не менее одной десятой части десятин, установленных для каждого уезда отдельно, либо другим недвижимым имуществом в пределах уезда, оцененным для взимания сбора в казну в сумму не менее 1500 руб. Они не имели права передоверять свой голос другим лицам.

Помимо представителей мелких землевладельцев, в земских избирательных съездах имели право принимать участие физические и юридические лица, владевшие в уезде в течение одного и более года землей в размере, определяемом для каждого уезда расписанием индивидуально, или другим недвижимым имуществом, стоимость которого в целях взимания сборов составляла не менее 15 тыс. руб. (ст. 16 Положения 1890 года).

Председателями и членами управ могли быть только лица, имевшие право на государственную службу, что лишало крестьян и купцов права занимать эту должность. Губернатор, исходя из принципа целесообразности, мог приостанавливать любые решения земств (ст. 87 Положения 1890 года).

Отдельные нормы Положения 1890 года серьезно нарушали сам принцип выборности, на котором было основано земское самоуправление. Так, ст. 53 предоставляла министру внутренних дел право в случае избрания уездом менее двух третей гласных, положенных от уезда расписанием, продлить полномочия гласных на срок до 3 лет или самостоятельно назначить на тот же срок председателя и членов земской управы, которые осуществляли городское самоуправление без земского собрания. При этом не было установлено, сколько раз министр имел право продлевать полномочия земского собрания или земской управы. Таким образом, существовала возможность замены выборного самоуправления назначаемым, что, в свою очередь, подрывало основы института местного самоуправления.

По Положению 1890 года земские учреждения лишались статуса общественного самоуправления и вводились в систему государственного управления. Менялось и правовое положение земских служащих, многие из которых могли стать государственными чиновниками и получать чины, звания, ордена, другие привилегии.

Изменения в законодательстве о земских учреждениях были вызваны не только субъективными, но и объективными причинами. Сословный состав общества менялся в условиях развития капитализма, причем достаточно быстро. После крестьянской реформы 1861 года земельные угодья части дворян быстрыми темпами стали приходить в упадок. Размеры ценза были слишком велики даже для 1860-х годов. В последующий период, когда дворянское землевладение быстро дробилось и мельчало, высокие цензовые требования отразились на правоспособности дворянства принимать участие в земском деле.

Положение 1890 года укрепило позиции дворянства в земствах. Теперь они стали посылать в земские собрания больше представителей, чем крестьяне и горожане вместе взятые. Один гласный от дворян представлял 3 избирателей, а от крестьян - 3 тыс.

Важным моментом стала проблема взаимоотношений органов земского самоуправления с системой местного управления, прежде всего с губернаторами. Этот вопрос обстоятельно изучался в течение нескольких лет.

Как отмечает А.А. Ярцев, «с учетом мнений губернаторов, на основе собственных наблюдений и выводов и, несомненно, с оглядкой на политические веяния в высших сферах составители нового земского Положения 1890 г. пришли к убеждению, что сложившаяся система надзора губернаторов над земскими органами самоуправления не вполне эффективна. Поэтому в русле земской контрреформы 1890 г. правительство упрощает институциональную систему подачи протестов губернаторов на земства, предоставляет право прямой жалобы на органы самоуправления в Сенат честным лицам и учреждениям, создает особую губернскую инстанцию для оперативного разбора земско-губернских споров - губернское по земским и городским делам присутствие». По справедливому мнению того же автора, «цель введения такого органа была скорее не политическая, а прагматическая... Присутствия позволяли на месте, быстро и коллегиально решать возникавшие споры между самоуправлением и местной администрацией».

В состав губернского по земским делам присутствия входили губернатор, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы (он же губернский предводитель дворянства) и гласный. Этот орган проверял каждое постановление земских учреждений на предмет его соответствия законодательству.

Наряду с ограничениями избирательных прав большой категории граждан можно отметить и некоторые положительные моменты нового законодательства о земском самоуправлении, а именно:

· некоторое увеличение компетенции земств, расширение перечня предметов, по которым они могли издавать обязательные постановления;

· расширение круга лиц, подлежавших избранию (ими могли быть не только гласные, но и лица, имевшие избирательный ценз);

· восстановление в полном объеме прав земств на бесплатную пересылку корреспонденции.

В деятельности земств преобладало государственное начало, связанное с усилением правительственного контроля над местным самоуправлением.

Земское законодательство имело и определенную социальную направленность. В соответствии со ст. 2 Положения 1890 года к делам, подведомственным земским учреждениям, относились заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями, попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, сирых и увечных, оказание пособия нуждающемуся населению разрешенными законом способами. В необходимых случаях земские учреждения могли устанавливать сборы на нужды общественного призрения.

По мнению профессора Г.А. Герасименко, пересмотр земского законодательства свидетельствовал о том, что «даже в такой критической для земств обстановке, в условиях мощного контрнаступления крепостников-помещиков власти не могли ликвидировать земства полностью. Развитие капиталистических отношений к тому времени достигло такой высоты, которая была достаточна, чтобы предохранить земства от разгрома».

После принятия Положения 1890 года деятельность земств не ослабла, а активизировалась. Это может свидетельствовать, с одной стороны, о возрастании общественной потребности в органах самоуправления, с другой - о наличии положительных моментов в законодательстве.

Контрреформы привели к изменению в системе не только земского, но и городского самоуправления, что выразилось в принятии Городового положения от 11 июня 1892 г. Существовавший до этого высокий имущественный ценз обеспечил преобладание в городских учреждениях местной власти купцов. В состав гласных дум нередко попадали не самые лучшие представители данного сословия, что отражалось на работе городских органов самоуправления. Положение дворянского сословия в городских думах оказалось несколько стесненным, и, поддерживаемое правительством, оно не могло мириться с этим. В итоге государственная власть пришла к выводу о необходимости проведения радикальных реформ не только земского, но и городского самоуправления.

Имущественный ценз в Городовом положении 1892 года по сравнению с предшествующим положением о городском самоуправлении значительно укрепился. Новые требования для участия в городских выборах, сформулированные в ст. 24, лишали избирательных прав не только рабочих и интеллигенцию, но и немалую часть владельцев недвижимого имущества и промышленников. Нормы этой статьи давали право участия в выборах гласных только российским подданным не моложе 25 лет, имеющим в течение одного и более года в пределах городского поселения недвижимую собственность, оцененную для взимания городского сбора в сумму: не менее 3 тыс. руб. - в столицах; не менее 1,5 тыс. руб. - в крупных губернских городах с населением свыше 100 тыс. человек и Одессе; 1 тыс. руб. - в прочих губернских и областных городах, входивших в состав градоначальств; не менее 300 руб. - в небольших городских поселениях. В выборах могли принимать участие и лица, содержавшие в течение одного и более года в городском поселении торгово-промышленные предприятия, требовавшие получения свидетельства I гильдии в столицах и I или II гильдии - в других городах.

Благотворительные, учебные, промышленного-торговые и иные учреждения могли выдавать своим представителям доверенность на участие в выборах в случае соответствия этих учреждений установленным имущественным требованиям.

Кроме того, пополнился перечень лиц, не имевших права участвовать в выборах лично или через представителей. В голосовании не могли принимать участие не только председатель и члены местного по земским и городским делам присутствия, лица, занимавшие полицейские и прокурорские должности в губернии, но и все служители христианских конфессий (ст. 32 Городового положения 1892 года). Статья 33 лишала избирательного права, кроме преступников и несостоятельных должников, всех лиц, отрешенных от государственных должностей, в течение 3 лет со времени отрешения, состоявших под гласным надзором полиции и содержателей винных лавок и питейных домов.

Городовое положение 1892 года отменило трехступенчатую куриальную систему выборов, закрепленную в предшествующем ему нормативном правовом акте о формировании городских дум. Для производства выборов образовывалось одно избирательное собрание (ст. 34). При наличии большого числа избирателей собрание могло делиться на избирательные участки по предложению городских дум, но только с разрешения министра внутренних дел в столицах (Санкт-Петербурге и Москве), а в прочих городах - с разрешения губернатора.

Контрреформы местного самоуправления 1890-х годов, радикально изменившие порядок организации земских и городских учреждений, привели к существенному ограничению возможности участвовать в земской жизни всех классов Российской империи, за исключением дворян - помещиков и представителей крупной буржуазии. Это обстоятельство вызвало серьезное недовольство в обществе, а также еще больше усилило противоречия между различными слоями населения.

Результаты законодательства о реформировании местного самоуправления проявились в деятельности органов местного самоуправления по реализации их непосредственных функций, закрепленных в праве. Среди основных направлений деятельности земских учреждений надо отметить прежде всего здравоохранение, народное образование, статистику. На реализацию этих направлений позитивно сказалось Положение 1890 года. После его принятия расходы земств значительно возросли, причем не только за счет налогообложения, но и за счет прямых дотаций правительства.

Как отмечает Г.А. Герасименко, во второй половине 1880-х годов «земская статистика была поставлена в невыносимые условия и прекратила свое существование... В 1893 г. появился закон, обязывающий земства возобновить статистические работы. Более того, оно (правительство. - Н.Б.) стало ежегодно выделять на земскую статистику до 1 млн руб.».

В результате масштабы статистических работ стали расширяться, профессия статистика стала востребованной. Уровень достоверности статистической информации был поднят на такую высоту, до которой современная статистика по многим позициям не может дотянуться.

Расходы земств на народное образование через 10 лет после принятия Положения 1890 года удвоились. Увеличилось количество земских школ, учителя получали достаточно высокую для того времени заработную плату. При этом содержание образования оказалось за рамками компетенции земств, которые не могли влиять на учебные программы.

Увеличилось количество земских больниц. Фактически они оказались почти единственными лечебными учреждениями, где сельское население могло получать медицинскую помощь. Оплата труда медицинского персонала таких больниц также осуществлялась земствами.

В рамках оказания ветеринарной помощи населению земства вели успешную борьбу с эпидемией чумы, поразившей крупный рогатый скот во многих местностях России. Они устраивали лечебницы для скота, начинали делать прививки.

Контрреформы в сфере местного самоуправления не привели к снижению позитивной активности земских учреждений, которые развивали основные направления своей деятельности и в условиях жесткого контроля со стороны местной администрации. Органы местного самоуправления, став в результате контрреформ фактически органами управления, включенными в общую государственную систему, начали работать более эффективно.

Постепенно земства стали пытаться выходить за пределы местного хозяйства, обсуждать политические вопросы, обращать внимание власти на необходимость расширения своих политических прав. При этом новое законодательство не повлияло коренным образом на социальный состав земств - в них по-прежнему преобладало дворянство.

Пытаясь бороться с ростом либеральных настроений среди деятелей местного самоуправления, правительство стало урезать источники его финансирования. 12 июня 1900 г. были приняты Примерные правила об установлении предельного земского обложения. Этот документ запретил земским учреждениям увеличивать свою смету более чем на 3% по сравнению с прошедшим годом. Одновременно земствам запретили заниматься вопросами помощи голодающим районам, возложив эту проблему на земских начальников. Трудно предположить, что данные меры были продиктованы заботой царского правительства о народе, скорее проявилось стремление ограничить деятельность местного самоуправления. Однако такие меры не привели к свертыванию деятельности земских учреждений. Напротив, эта деятельность постоянно возрастала.

Таким образом, порядок выборов в органы местного самоуправления, установленный новым, реформированным законодательством, не отличался демократичностью, так как выборы имели сословный характер и осуществлялись на основе имущественного ценза. Большая часть населения страны вообще оказалась лишенной избирательных прав на выборах земских и городских учреждений. Однако для периода, когда в общественных отношениях господствовал феодальный уклад, такие выборы не были чем-то необычным, наоборот, создание органов местного самоуправления, которые избирались населением, можно рассматривать в качестве важного позитивного шага. Он был связан с развитием капиталистических производственных отношений, которое во всех странах сопровождалось приобщением населения к местному самоуправлению.

Органы местного самоуправления, прежде всего земские учреждения, которые успешно занимались вопросами местного хозяйства, народного образования, здравоохранения, статистики и ветеринарии, сыграли важную позитивную роль в общественном развитии Российской империи.

Библиография

1 Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала ХХ века. - М., 1991. С. 322.

2 Кружков А.В. Местное самоуправление в России: несбывающийся проект // Полис. 2004. № 6.

3 См.: Waldron P. The End of Imperial Russia. 1855-1917. - Camb., 2002. P. 19.

4 См.: Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. - Тула, 1992. С. 25.

5 Ярцев А.А. Земское самоуправление и местные органы административной юстиции в 1890-1904 гг. (на материалах Северо-Запада России) // Государство и право. 2004. № 10. С. 102.

6 Там же. С. 103-104.

7 Герасименко Г.А. История земского самоуправления. - Саратов, 2003. С. 30.

8 Герасименко Г.А. Указ. раб. С. 31.

Рекомендуем почитать

Наверх