Личность совокупность внутренних условий через которые преломляются. Личность, ее структура

Ландшафтный дизайн и планировка 28.11.2023

В психологической науке категория "личность" относится к базовым понятиям. В научной психологической литературе существует большое количество определений понятия "личность", что свидетельствует о большой интерес к этому объекту исследования и вместе с тем показывает, что еще далеко не решен вопрос о выработке принципов, критериев отбора характеристик, с помощью которых описывалось бы с достаточной полнотой и научностью это явление и определялось понятие личности.

Для примера приведем определение понятия "личность" известных психологов:

1) личность - субъект общественного поведения и коммуникаций (Бы.Г. Ананьев);

2) способ бытия человека в обществе, индивидуальная форма существования и развития социальных связей (Л.И. Анциферова);

3) система отношений (В.М. Мясіщев);

4) социальное свойство индивида (Б.Ф. Ломов);

5) особое качество, которую приобретает индивид в обществе (В.М. Леонтьев);

6) совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (Сек.Л. Рубинштейн);

7) человек как носитель сознания (Кол.К. Платонов).

Этот список определений понятия "личность" можно было бы продолжить, поскольку по некоторым оценкам психологов, их насчитывается более сорока. Заслуживает внимание интегративное определение личности A. A. Палия , который пишет: "Личность - особое качество человека, приобретенная в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения; уровень, который координирует всю психическую деятельность и поведенческую активность; социальное лицо человека; система отношений к окружающему миру, другим людям и к себе".

структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1) познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других в мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

Оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и отвечает за них;

Воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;

Воспринимает мир, который постоянно меняется, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей;

2) эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

Способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и реализовывать правильные решения;

Принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;

Заинтересованность в восприятии мира, прежде всего - его позитивных сторон;

Способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации;

3) поведенческая составляющая состоит из действий в отношении себя, других людей и мира. У зрелой здоровой личности:

Действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;

В отношении к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;

В отношении к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с теми, что уже есть.

Личность может понять себя через осознание собственного "Я".

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности, своих интересов, ценностей и мотивов поведения.

Развитие самосознания - это одна из задач тренинга личностного роста.

На основе самосознания у человека формируется "Я - образ" ("Я - концепция") - то, как индивид себя видит и хочет видеть. "Я-концепция" рассматривается и как система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

"Я - образ" включает представление личности о себе, свои физические и психологические особенности: внешность, способности, интересы, склонности, самоуважение, уверенность в себе и тому подобное. На основании "Я - образ" человек отличает себя от внешнего мира и от других людей.

"Я - образ" в целом включает три главных измерения: наличное "Я" (каким человек видит себя в данный момент), желаемое "Я" (каким хотел бы себя видеть), "Я", что демонстрируется (которым она демонстрирует себя другим). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая ее целостность и развитие.

В психологии выделяют две формы "Я - образ" - реальную и идеальную. "Реальная форма" не означает, что этот образ соответствует реальности, это представление личности о себе, о том, "какой я есть здесь и сейчас". Идеальный же "Я - образ" - это представление личности о себе в соответствии с желаниями, "которым я хотела бы быть".

Г. Берн "Я - концепции" выделяет: 1) образ "Я" - совокупность представлений о себе, когнитивную составляющую "Я - концепции", 2) самооценку - аффективно-оценочную составляющую и 3) потенциальные поведенческие реакции.

"Я - концепция" - это проявление самосознания, динамическая система представлений человека о себе. Она формируется под влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшей саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с окружающим ее миром.

"Я - концепция" - это относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с другими.

"Я - концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, связанная с их оценкой и выступающая как установка по отношению к самому себе. Существенной стороной таких установок является представление о себе во времени ("Я" - прошлое - "Я" - настоящее - "Я" - будущее).

Кроме того, "Я - концепция" включает такие основные установки индивида в отношении к себе, как "Я" - реальное (каким я являюсь сегодня) и "Я" - идеальное (каким я хотел бы или должен стать)" .

Кроме того, составляющими "Я - образ" есть представление о своих возможностях и самооценка своей личности. "Я - образ" может быть адекватным (то есть более-менее соответствовать действительности) или существенно искаженным, что самому человеку определить весьма сложно. В любом случае человек стремится к стабильности своего "Я - образ". Люди склонны игнорировать или считать ошибочной информацию, если она не соответствует их представлениям о себе и соглашаться с неточными или даже ложными данными, отвечают "Я - образ".

Формирование адекватного "Я - образ" и самооценки - одна из задач тренинга личностного роста.

Самооценка личности - результат оценки человеком своих качеств, себя, уровня успешности собственной деятельности, оценки своей личности другими людьми, несмотря на систему ценностей человека.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания. С точки зрения содержания и характера представлений о себе выделяют "Я - прошлое", "Я - настоящее", "Я - будущее", а также "Я - динамическое" (как личность меняется, какой она стремится стать), "Я - воображаемое", "Я - маску", "Я - фантастическое" и тому подобное. Разногласия между "идеальным" и "реальным" является источником развития личности. Вместе с тем существенные противоречия между ними могут привести к внутреннему конфликту и негативных переживаний.

Центральным компонентом "Я - концепции" является самооценка личности, то есть та ценность, значимость, которой предоставляет себе индивид в целом и отдельным чертам своей личности, деятельности, поведения. Кроме того, самооценка выполняет регуляційну и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми.

Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на наиболее полную реализацию себя как личности. Она предполагает наличие осознанных жизненных целей, идеалов и личностных установок.

Внешнее воздействие на смену "Я - образ" предоставляют многочисленные формальные и неформальные группы, в состав которых входит личность. Источником информации, на основании которой личность формирует свое "Я - образ", в значительной мере является восприятие того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Человек как бы глазами других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир, который ставит высокие требования к личности и, прежде всего, к способности человека самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленной цели. Поэтому очень важной является проблема изучения условий саморазвития личности, ее самоактуализации.

Людям, которые самоактуалізуються, присущи такие важные качества, как зрелость чувств и эмоций, креативность и способность концентрироваться на проблеме, независимость во взглядах и оценках, умение противостоять социальному давлению, уверенность в себе и еще ряд положительных черт. Особенно отличает самоактуалізованих людей осознание своего призвание, преданность своему делу. Психологи отмечают, что самоактуалізацію следует понимать не как конечный результат, а как процесс. Это - постоянный поиск и постоянная работа над собой.

Жизненный опыт успешных людей показывает, что они самоактуалізуються, достигают значительно больших результатов в профессиональной деятельности, чем все остальные рядовые лица. Поэтому самоактуализация является такой важной для молодежи, которая только выбирает свой путь. Но потребность в самоактуализации вовсе не ограничивается профессиональной деятельностью. В контексте вышесказанного, стоит обратить внимание на мнение известного психолога А. Маслоу, который предостерегал: если вы умышленно хотите стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, вы будете очень несчастными всю свою жизнь.

Л.А. Мацко, Н.Д. Прыщак и другие отмечают, что личностям, которые самоактуалізуються, присущи следующие особенности:

1) полное восприятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и понимать его);

2) принятие других и себя ("Я делаю свое, ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я уважаю и принимаю тебя таким, какой ты есть");

3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

5) способность понимать других, внимание, доброжелательность к людям;

6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

7) различение цели и средств, зла и добра ("Не любое средство хорошо для достижения цели");

8) спонтанность, естественность поведения;

10) саморазвитие, выявление способностей, потенциальных возможностей, творчество во всех сферах жизни;

11) готовность к решению новых проблем, к их осознание, понимание своих возможностей.

В основе уровня притязаний - самооценка (или своих возможностей, потенциала в отдельной сфере, или себя как личности в целом).

Особая роль принадлежит "значимым другим". "Значимый другой" - это и личность, внимание и одобрение или неодобрение которой важно для человека. Он имеет заметное влияние на человека, его она хочет подражать, а указания и роли она готова некритически принять как свои. Именно на тренинге личностного роста часто группа выступает "значимым другим" для каждого участника. Групповая оценка выступает своеобразным мотивом саморазвития личности. Мотивация достижения, являясь домінувальною для человека, является важным регулятором ее развития, самоактуализации.

Итак, индивиды с разными "Я - концепциями" неодинаково воспринимают мир: правильно или неправильно, искаженно, например: "Я - реальное" и "Я идеальное" не совпадают, это вызывает неудовлетворение, разочарование. От удовлетворения уровня притязаний в достижении личности зависит формирование важного компонента ее сознания - самоуважения. Она влияет фактически на все аспекты деятельности человека: включает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе и соответственно мотивирует ее к самоактуализации.

На ТОЗ обеспечиваются оптимальные условия по коррекции "Я - концепции" личности, и как следствие происходят положительные изменения в личностной сфере участников группового процесса.

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность

б) экстраверсия/интроверсия

в) экстрапунитивность/интропунитивность

г) психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

а) инстинкты б) механическая память

в) ценностные ориентации г) музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием б) регрессией в) вытеснением г) подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

а) А.Н.Леонтьев б) С.Л.Рубинштейн в) К.К.Платонов г) А.С.Ковалев

5. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие:

а) индивида б)

6. Высший регулятор поведения – это:

а) убеждения б) мировоззрение в) установка г) интерес

7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

а) А.Маслоу б) Д.Мак-Клелланда в) А.Акоффа г) Ж.Годфруа

8. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а)влиянием б) мировоззрение в) личностным смыслом г) потребностью

9. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка б) притязание в) мировоззрение г) личностный смысл

10. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

11. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому б) социогенетическому

в) биогенетическому г) двухфакторному

12. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида б) личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности

14. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств

б) в ориентации поведения на доступную цель

в) в отрицании реальных фактов

г) в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

а) К.Роджерс б) А.Маслоу в) Г.Олпорт г) З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт б) Г. Айзенк в) К. Роджерс г) К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:

а) Мотив б) потребность в) интерес г) склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) Гештальтистов б) фрейдистов в) бихевиористов г) когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности б) креативность

в) мотивационная направленность г) средний рост

20. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а)«Оно» б) «Я» в) «Сверх-Я» г) «Супер-эго»

21. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

а)Психогенетический б) социогенетический

б) в) биогенетический г) двухфакторный

22. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а)уровень притязаний б) локус контроля в) самооценка г) самоотношение

23. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид б) личность в) субъект деятельности г) индивидуальность

24. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

25. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии б) в гуманистической психологии

в) в бихевиоризме г) в психоанализе

26. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного б) экстравертированного

в) интропунитивного г) шизоидного

27. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

а) интропунитивный б) интровертированный

в) экстравертированный г) экстрапунитивный

28. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией б) идентификациейв) сублимацией г) вытеснением

Раздел 3 Психические процессы

Тема 6. Внимание

Общая характеристика

Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. Внимание является неотъемлемой частью психических процессов, характеризует динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (теория установки Д. Н. Узнадзе).

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях. Это - организация форм психического отражения, включающая в себя их регулирование и контроль.

Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный и невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора.

Сосредоточенность - концентрация внимания на определенной деятельности, отвлечение от всего, что к ней не относится.

Физиологические механизмы внимания

Физиологические механизмы внимания описаны в работах известных физиологов. Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Павлов высказал гипотезу о том, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентированного рефлекса.

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов . Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый данный момент времени в коре имеется какой-либо очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения.

Эти теоретические положения получили в настоящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности его деятельности. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».

Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации. Ретикулярная формация тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга.

Напряженное внимание имеет характерные внешние проявления: соответствующие мимика и движения, избежание лишних движений, задержка дыхания.

Виды внимания

По направленности и сосредоточенности психической деятельности внимание делят на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Условие возникновения непроизвольного внимания - действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Факторы, способствующие привлечению внимания:

Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т. п.)

Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные, разбросанные)

Отношение раздражителя к потребностям (внимание прежде всего привлекает то, что соответствует потребностям).

Ошибочно было бы сводить непроизвольное внимание исключительно к ориентировочной реакции человека. Оно связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной мере обусловлено потребностями.

Произвольное внимание - деятельность, которая направляется на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что направляется на объект под влиянием принятых решений и сознательно поставленных целей. Произвольное внимание является проявлением воли человека. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе.

Послепроизвольное внимание предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Послепроизвольное внимание нельзя отождествлять с непроизвольным, так как оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. С другой стороны, оно не может быть сведено и к произвольному вниманию, так как не требует заметных волевых усилий для своего поддержания.

Качества внимания

Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а тем, у кого нервная система сильная, даже повышают концентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в различных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами:

Объем внимания - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

Распределение внимания - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

Устойчивость внимания - длительность сосредоточения внимания на объекте;

Переключение внимания - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение внимания от отвлечения внимания);

Концентрация внимания - степень сосредоточенности внимания на объекте. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются все виды и свойства, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Тема 7. Ощущения

Общая характеристика

В курсе общей психологии ощущения и восприятия изучаются как отдельные психические процессы, а представления обычно рассматриваются в главах, посвященных памяти и воображению. Важно при этом сохранить связь, динамику образов чувственного отражения действительности, поскольку знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Именно в нем совершается «переход энергии внешнего мира в акт сознания». Информационный голод, связанный с отключением анализаторных систем в условиях сенсорной изоляции, приводит к дезорганизации личности. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Образ всегда служит сигналом и имеет психологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения с раздражителем или ухода от него, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию.

Ощущения являются источником нашего знания о мире, основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая возможность ориентироваться в окружающем. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

Периферического отдела или рецептора, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс;

Чувственных нервов (проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора;

Центра анализатора - специализированного участка коры мозга.

Ответная реакция передается по эфферентному нерву.

Виды ощущений

По месту расположения рецептора и характеру отражения можно выделить следующие виды ощущений:

Интерорецептивные - рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения).

Экстерорецептивные - рецептор расположен на поверхности тела:

а) контактные, возникающие при непосредственном контакте с воздействующим на организм раздражителем (вкусовые, тактильные, температурные);

б) дистантные, возникающие под воздействием удаленных от организма объектов (слуховые, зрительные, обонятельные);

Проприорецептивные - рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).

Ощущения характеризуются специфичностью строения анализатора, но наряду с этим они обладают и общими свойствами.

Качество (модальность) - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность - количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность (длительность) - временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя какое-то время. Этот отрезок времени называется латентным (скрытым) периодом. Он различен для разных ощущений (для вкусового - 50 мсек., для болевого - 370 мсек.).

Пространственная локализация раздражителей означает, что любой образ ощущений содержит элементы пространственного расположения раздражителей в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более распространены (болевые ощущения).

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы):

  • самость
  • анима и анимус
  • персона.

Тема: Индивид, личность, индивидуальность

  • И.С. Кон: «Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты».
  • Б.Г. Ананьев: «Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций»
  • П.Е. Кряжев: «Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека»
  • С.Л. Рубинштейн: «Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия»
  • А.В. Петровский: «Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности»
  • К.К. Платонов: «Личность - человек как носитель сознания».

Человек наиболее общее, интегративное понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы, к виду Homo sapiens. это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Индивид это отдельный, единичный представитель Homo sapiens.

Личность (в широком смысле) это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей и качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. ).

Личность (в узком смысле) - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Индивидуальность совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих своеобразие, единичность, неповторимость отдельного человека.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

НАПРАВЛЕННОСТЬ

ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, И МИРОВОЗЗРЕНИИ.

Ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством, является направленность .

Исходным звеном фундаментом направленности является потребностно-мотивационная сфера .

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.

Источник активности личности - ее потребности .

Потребность - это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования . Она вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего дискомфорта.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого ими на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные .

Потребности выражаются в мотивах. Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ

Человек – биопсихосоциальное существо:

1. Биологическая подструктура

  • Анатомо-физиологические особенности
  • Пол
    • Возраст
    • Темперамент – соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующихся различными сторонами динамики психической деятельности

(temperamentum (лат) - «надлежащее соотношение частей»)

Типы темперамента:

холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Гиппократ (V в. до н.э.): состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме – крови («сангвис»), слизи («флегма»), желчи («холе») и черной желчи («мелан холе»)

И.П. Павлов – учение о свойствах и типах нервной системы . Свойства Н.С. :

  • o сила - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
  • o уравновешенность - степень соответствия силы возбуждения силе торможения;
  • o подвижность - показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

I. “Безудержный” (холерик)

II. “Живой”

(сангвиник)

III. “Спокойный” (флегматик)

IV. “Слабый”

(меланхолик)

свойства н.с.

Уравновешенность

Подвижность

неуравновешенный

подвижный

уравновешенный

подвижный

уравновешенный

инертный

Уравновешенный/неуравновешенный

Инертныйь\подвижный

2. Психологическая подструктура:

  • Психические познавательные процессы-

Ощущение - простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, её предметов и явлений, связей между ними.

Классификация: экстероцептивные – контактные (осязание, вкус) и дистантные (зрение, слух) (сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира)

интероцептивные (органические – боль, голод, жажда) (сигнализируют о внутреннем состоянии организма)

проприоцептивные (сигнализируют о положениях различных частей тела и их движении)

Восприятие (перцепция) – более сложный по сравнению с ощущением психический процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Особенности восприятия: Предметность Целостность Структурность Константность Осмысленность

Внимание – динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень её направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем.

Функции: отбор значимых воздействий, игнорирование побочных, удержание деятельности до достижения цели, регуляция и контроль деятельности

Виды внимания

Характеристики внимания

Непроизвольное – причины возникновения:

А) Особенности раздражителя: сила, контраст, новизна;

Б) Состояние организма/личности: потребности, ожидания, структура деятельности

Произвольное – специфически человеческое (волевое); сознательно ставится цель и применяется волевое усилие

Послепроизвольное – ( возникает после произвольного) - существует цель, волевое усилие не требуется

Устойчивость – длительность сосредоточения

Концентрация – степень сосредоточенности на объекте (Я. Гримм)

Распределение – возможность удержания разных видов деятельности (Ю. Цезарь, Наполеон) (обратная сторона переключаемости внимания.)

Объем – кол-во объектов, которые м.б. охвачены вниманием одновременно (4-6 объектов одновременно - взрослый)

Переключение – сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания - рассеяность

Предметность – возможность абстрагироваться от несущественных явлений и выбирать те сигналы, которые лично значимы и актуальны

Память – одна их форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов.

Процессы памяти: ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЗАБЫВАНИЕ

Виды памяти:

1) по характеру психич.активности, ·ОБРАЗНАЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ , СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ

2) по характеру целей деятельности · НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ и ПРОИЗВОЛЬНАЯ

3) по продолжительности закрепления и сохранения · ОПЕРАТИВНАЯ, КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ

Способы запоминания: механический, рациональный, ассоциации, мнемотехнический

Мышление – психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в её существенных и сложных связях и отношениях.

Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения (индукция и дедукция)

Процесс мышления – сравнение, анализ, синтез, обобщение

Виды мышления - наглядное – вербальное; интуитивное – аналитическое; практическое – теоретическое; реалистическое – аутистическое; репродуктивное - творческое

Речь – это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения.

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

  • Психические эмоциональные процессы –

Эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологически отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями.

Чувства – сложная форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая эмоциональное отражение и понятия, отражают отношения предметов и явлений к высшим нуждам и стимулам деятельности человека как личности.

Воля – это психический процесс человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей.

  • Характер система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, её психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношении к окружающему миру, деятельности, другим людям, к себе
  • Способности такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью или совершенствоваться в ней
  • Мотивационная структура личности потребности, интересы, чувства, знания, представления, убеждения, ценности (Иерархия потребностей по А. Маслоу)
  • Самооценка эмоционально-ценностное отношение к себе

3. Социальная подструктура

  • Социальный опыт – все особенности личности, связанные с фактом её принадлежности к определённым общностям и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементы: социальные нормы, социальные роли, социальные символы, ценностные ориентиры.
  • Интеллект – устойчивая совокупность умственных способностей.
  • Направленность личности – соцальная категория, определяющаяся доминирующей ценностью, которая лежит в основе мотивации поведения человека.

Навигация

    • Страницы сайта

      • Бакалавриат

        • Безопасность жизнедеятельности

          Высшая математика

          Инженерная экология и рациональное природопользование

          Промышленная электроника

          Релейная защита и автоматизация элекроэнергетическ...

          Светотехника и медико-биологическая электроника

          Физика

          Приборостроение и автоматизированный электропривод

          Электроснабжение промышленных предприятий

          Электрические станции

          Электрооборудование и электрохозяйство предприятий...

          Электрический транспорт

          Автоматизация технологических процессов и производств

          Водные биоресурсы и аквакультура

          Котельные установки и парогенераторы

          Промышленная теплоэнергетика и системы теплоснабжения

          Технология воды и топлива

          Теоретические основы теплотехники

          Химия

          Энергообеспечение предприятий и энергоресурсосбере...

          Инженерная графика

          Инженерная кибернетика

          История

          Менеджмент

          Политология и право

          Педагогика и психология профессионального образования

            • Участники

              Общее

              Общие сведения и задачи курса

              Модуль 1.

              Модуль 2.

Активность личности - это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в различного рода деятельности. Основным источником активности являются потребности, которые по своему происхождению делятся на естественные и культурные.

Потребности характеризуются следующими признаками:

Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда связана с осознанием нужды в чем-то;

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;

Потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах, то есть непосредственных побуждениях к деятельности. Осознанные мотивы характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Многое в своей жизни человек совершает под влиянием неосознанных мотивов, которые характеризуются влечениями и установками (неосознанным состоянием готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим объектам и людям).

Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим поведение личности, ее отношение к себе и к окружающим. Направленность характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами, мировоззрением.

Мировоззрение - система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Мировоззрение имеет такие характеристики, как научность, логическая последовательность и доказательность, степень обобщённости и конкретности, связь с деятельностью и поведением.

Убеждения - важный осознанный мотив поведения личности, придающий ее деятельности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, во-первых, высокой осознанностью, а, во-вторых, теснейшей

связью с миром чувств. Это - система устойчивых принципов.

Важным осознанным мотивом является идеал. Идеал - эта образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я».

Образ "Я" - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» включает в себя:

Когнитивный компонент - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.;

Эмоционально-оценочный компонент - переживание отношения к себе (самокритичность; самоуважение; себялюбие и т.д.);

Поведенческий (волевой) компонент - стремление быть понятым; завоевать симпатии; уважение, повысить свой статус и т. д.

Степени адекватности "Я-образа" выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это - наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности, поскольку личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек начинает переоценивать себя в определенных ситуациях, не имея на то достаточных оснований. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения, тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, - снижается.

Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:

Развитие личности, его процесс и результат;

Целенаправленное воспитание личности.

Тест 3. Психология. Личность, её структура и направленность

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность

б) экстраверсия/интроверсия

в) экстрапунитивность/интропунитивность

г) психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:

а) инстинкты б) механическая память

в) ценностные ориентации г) музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием б) регрессией в) вытеснением г) подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:

а) А.Н.Леонтьев б) С.Л.Рубинштейн в) К.К.Платонов г) А.С.Ковалев

5. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие:

а) индивида б)

6. Высший регулятор поведения – это:

а) убеждения б) мировоззрение в) установка г) интерес

7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:

а) А.Маслоу б) Д.Мак-Клелланда в) А.Акоффа г) Ж.Годфруа

8. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а)влиянием б) мировоззрение в) личностным смыслом г) потребностью

9. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка б) притязание в) мировоззрение г) личностный смысл

10. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

11. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:

а) психогенетическому б) социогенетическому

в) биогенетическому г) двухфакторному

12. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является:

а) темперамент б) характер в) способности г) направленность

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:

а) индивида б) личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности

14. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств

б) в ориентации поведения на доступную цель

в) в отрицании реальных фактов

г) в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

а) К.Роджерс б) А.Маслоу в) Г.Олпорт г) З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт б) Г. Айзенк в) К. Роджерс г) К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:

а) Мотив б) потребность в) интерес г) склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) Гештальтистов б) фрейдистов в) бихевиористов г) когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:

а) индивидуальный стиль деятельности б) креативность

в) мотивационная направленность г) средний рост

20. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а)«Оно» б) «Я» в) «Сверх-Я» г) «Супер-эго»

21. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:

а)Психогенетический б) социогенетический

б) в) биогенетический г) двухфакторный

22. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:

а)уровень притязаний б) локус контроля в) самооценка г) самоотношение

23. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид б) личность в) субъект деятельности г) индивидуальность

24. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:

25. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии б) в гуманистической психологии

в) в бихевиоризме г) в психоанализе

26. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного б) экстравертированного

в) интропунитивного г) шизоидного

27. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:

а) интропунитивный б) интровертированный

в) экстравертированный г) экстрапунитивный

28. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией б) идентификациейв) сублимацией г) вытеснением

Рекомендуем почитать

Наверх