ND Фильтр — что это? Нейтральные фильтры (ND) Какой плотности nd фильтры лучше.

Обустройство участка 09.04.2022
Обустройство участка

Коротко. Цель ND-фильтров – уменьшение количества света, попадающего в на матрицу, поэтому их можно назвать солнцезащитными очками вашего дрона.


ND фильтр обеспечивает снижение количества света, который попадает на матрицу, обеспечивая более длительную экспозицию. Уменьшение количества света может быть необходимо в нескольких случаях. Например при съемке в горах, где много снега, либо при съемке на песчаных пляжах. В таких ситуациях минимальной выдержки камеры может не хватить, чтобы обеспечить необходимую экспозицию. Кроме того, ND фильтры могут быть использованы, чтобы подчеркнуть движение (например, капель водопада) или придать изображению более мягкий сюрреалистический вид или даже убрать динамические объекты с пейзажа. Использование фильтра для коптера поможет настроить необходимую экспозицию при съемке рек, водопадов и других «движущихся картинок».

ND фильтр - это не просто лист затемненного стекла, размещаемого перед объективом камеры. Качественный светофильтр должен снижать уровень света, при этом не оказывать влияния на контраст, провоцировать появление бликов и самое важное влиять на резкость и детализацию. Поэтому выбор производителя фильтров крайне важен. Недорогие наборы фильтров, производимые небольшими компаниями могут не отвечать всем требованиям и одновременно со снижением количества света «дополнять» изображение лишними бликами и переотражениями. Поэтому важно выбрать хорошо зарекомендовавшего себя производителя.

Эффект, которого можно достичь с помощью ND фильтра, практически невозможно воссоздать при обработке снимка.

Но куда большее значение ND фильтры имеют для съемки видео. Все дело в том, что современные камеры позволяют снимать с очень короткой выдержкой, которая полезна для съемки четких фото, но наоборот не подходит для съемки видео. При съемке с короткой выдержкой видеоряд может получиться слишком резким и «дерганым». Камеры некоторых коптеров позволяют ограничить количество света при помощи лепестковой диафрагмы (например или камеры DJI Zenmuse X4s или X5/7 c полноценными объективами), но даже это не всегда помогает. Закрывать диафрагму до бесконечности нельзя, т.к. это может провоцировать снижение детализации и деградацию изображения, а также влияет на глубину резкости, что может быть неприемлемо для какой-либо конкретной задачи (особенно это касается длиннофокусных объективов для камер Zenmuse). Поэтому для увеличения выдержки логично и просто использовать именно ND фильтры. Таким образом мы имеем возможность снимать видео на требуемой для получения «киношности» выдержке в районе 1/100-1/120, при этом не закрывая диафрагму больше необходимого и не рискуя получить размытое изображение.

Нейтральные фильтры различаются по силе затемнения. Чем выше плотность фильтра, тем меньше света он пропускает в кадр.

ND фильтры помогут сделать эффектные фотографии воды – бушующая горная река мгновенно превращается в молочную пену. И сделать подобный снимок


При этом владелец коптера может сделать такой снимок даже в солнечную погоду.

Показатель f-stop – это отношение фокусного расстояния объектива к диаметру входного зрачка. А если простыми словами, то чем больше число «F-stop», тем меньше света попадет в объектив. Это позволит Вам лучше контролировать экспозицию изображения или видеоматериала, которые Вы пытаетесь захватить в полете.

Чтобы узнать, как различные модели фильтров ND соотносятся с уровнем «F-stop», см. таблицу ниже.


Кроме ND фильтров существует множество фильтров для вашего дрона, и все они дадут разные результаты:


CPL/PL - это фильтры имеющие поляризационный слой и позволяющие убрать блики и отражения от отражающих свет поверхностей, воды, стекла и т.п. (кроме металла). Кроме того, такие фильтры способны усилить цвет неба и листвы, но нужно помнить, что работают они только под определенным углом.

Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Если солнце находится сзади коптера или наоборот светит в объектив, то действие фильта будет практически не заметно или не заметно совсем. Кроме того, любой поляризационный фильтр имеет некоторый процент затемнения, это также стоит учитывать при съемках на закате или восходе для контроля выдержки и чувствительности.


Градиентные фильтры - это фильтры, имеющие плавное затемнение от одной стороны к другой. Такой фильтр можно считать разновидностью ND фильтра, но обеспечивающей плавный переход от затемненной части к полностью прозрачной. Такой фильтр можно использовать, чтобы затемнить небо, сохранив при этом яркость на земле. Например такое может пригодиться при полете над лесом в ясный день. Нижняя более светлая часть даст проработку деталей деревьев, а верхняя часть будет затемнена.

Серия это отличное решение для съемки пейзажей. Используя обычный ND фильтр, Вы можете правильно выставить параметры съемки только для неба или только для земли, с градиентным фильтром Вы можете получить наиболее широкий динамический диапазон.

ПОМНИТЕ: использование конкретно фильтра может частично отражать ваш стиль как оператора или фотографа. Поэтому выбирайте тот, который вам подходит.

Если подытожить, то простые в использовании быстросъемные фильтры, могут помочь Вам получить качественные и красивые кадры и минимизировать количество последующей обработки в редакторе. Нейтральные фильтры не только не помешают любителям аэрофотосъемки и видеооператорам, но и помогут поднять качество материала на более высокий уровень.

Для тех кто задумался о покупке, мы сделали подборку фильтров по моделям фильтры для

Наверное, каждый начинающий фотограф задумывался над вопросом, как профессионалы запечатлевают на своих снимках мягкие размытые облака, водопады, туманные, словно окутанные дымкой, водные потоки? При этом у новичков не получается достичь подобного эффекта, используя длинную выдержку.

Это происходит потому, что профессиональные фотографы применяют фильтры нейтральной плотности ND. Не путайте с градиентными фильтрами - они затемняют лишь определенную часть кадра.

ND-фильтры созданы так, чтобы поглощать свет, который проходит сквозь них, и при этом никак не влиять на цветопередачу. Это свойство позволит фотографу увеличить время экспозиции.

Плотность ND-фильтра (количество пропускаемого им света) может варьироваться.

Из этой статьи вы узнаете, как правильно использовать ND-фильтры.

Что такое ND-фильтр? Фото

Фильтром нейтральной плотности ND называется полупрозрачный кусочек стекла, который прикрепляется к переднему торцу объектива. Как правило, фильтр либо бесцветный, либо сделан из серого стекла, блокирующего значительное количество света, тем самым защищая ваши снимки от пересвета.

Фильтр нейтральной способен изменить или уменьшить интенсивность всех цветов света или волн в равной степени, то есть не влияя на оттенок цветопередачи. Поэтому он и получил свое название.

Где применяются фильтры ND?

Профессиональные фотографы находят применение этим фильтрам, например, на ярких сценах, освещенных софитами. Фильтр ND весьма эффективно препятствует проникновению излишков света на матрицу камеры, что позволяет получить сбалансированную экспозицию без ущерба цветопередачи. Он способен затемнить всю сцену, вернув ее к нормальному уровню яркости, так что фотоаппарат сумеет захватить ее. Если вы планируете снимать отражения или проводить фотосъемку в солнечный день, там также пригодится ND-фильтр.

Главная цель этого помощника фотографа в том, чтобы позволить гибче работать с диафрагмой, размытостью объекта и выдержкой, не беря в расчет атмосферные условия. Эффект размытия, которые создает фильтр ND, крайне сложно воссоздать даже при компьютерной обработке готового снимка. А там, где данное становится возможным, обработка становится весьма долгим и трудоемким процессом.

Для чего пригодятся нейтральные фильтры?

  • Для того чтобы снизить при очень ярком освещении.
  • Для того чтобы преднамеренно создать эффект размытия при движении различных объектов.
  • Для того чтобы увеличить длину выдержки без ущерба для снимка.

Как можно использовать фильтры нейтральной плотности?

В сумке любого фотографа-пейзажиста вы найдете фильтр ND. Однако любителями они ценятся гораздо меньше. Наверное, потому, что на первый взгляд ND-фильтр выглядит как полупрозрачный темноватый кусок стекла.

Этот помощник фотографа не внесет видимых изменений в получившийся кадр: он просто сделает «впитывание» изображения светочувствительным сенсором немного меньше.

Однако если использовать его, снимая объекты в движении, например реку, облака, животных и даже людей, - фильтр ND отроет целую вселенную неограниченных творческих возможностей. «Замораживая» водопад обыкновенной выдержкой, вы получаете скучное и статичное изображение, тогда как используя длинную выдержку и фильтр, вы сможете получить динамичный снимок за счет красивого размытия падающих капель.

Гибкость, которую дают нейтральные фильтры, можно использовать самым разным образом: выбирать по желанию выдержку и значение диафрагмы, на внешние условия, диктующие правила съемки.

Если фотосессия проходит в солнечное утро или днем, то, используя ND-фильтр, можно замедлить движение с целью передачи его ощущения. Однако самые эффектные снимки этот помощник фотографа помогает получить именно в сумерки или на рассвете. Фотограф может выиграть немного времени на экспонирование - буквально несколько секунд, и при этом изобразить плеск прибрежных волн нежным туманом.

Виды фильтров

Специализированные магазины готовы предоставить фотографам разнообразные виды фильтров. Наиболее часто используемые - это пластинчатые фильтры, устанавливаемые на крепежи (рамка-держатель и кольцевой адаптер) и имеющие круглую резьбу для установки непосредственно перед линзой объектива.

ND-фильтр: для чего нужен?

Итак, мы подошли к самому интересному. Чем же может помочь фильтр ND в процессе фотосъемки? Он имеет основные три функции.

Первая функция - длинная выдержка

Профессиональные фотографы, имеющие за плечами наработанный опыт, обычно любят снимать пейзажи и природу на длинной выдержке. Фотографии с "умягчением" волн и облаков, размытой водой выглядят сюрреалистично за счет своей размытости.

Если у вас есть заинтересованность в том, чтобы при съемке фотографий достигался эффект потусторонности и таинственности, значит, необходимо приобрести фильтр ND. Использование длинной экспозиции требует замедлить скорость затвора, что, в свою очередь, позволит правильно захватить в кадр движение облаков, воды или тумана. Однако есть один нюанс. В некоторых случаях может произойти передержка за счет того, что из-за маленькой скорости затвора на матрицу попадает избыток света.

Фильтр ND, который вы будете использовать на переднем торце объектива, заблокирует избыток света, что позволит вам использовать большую выдержку.

Вторая функция заключается в умышленном размытии движения в кадре

Нейтральный ND-фильтр также может быть использован при съемке фотографий, когда важно изобразить смысл движения. Так, вместо того чтобы запечатлеть движение, как бы остановив момент, фотограф может замедлить скорость затвора и использовать фильтр с тем, чтобы создать эффект размытости.

Третья функция - уменьшить глубину резкости

Фильтр нейтральной плотности (ND) можно использовать и в целях уменьшения глубины резкости фотографии. Вместо того, чтобы уменьшить диафрагму, которая ограничивает попадание света на матрицу, можно добавить фильтр, который позволит получить избирательную глубину резкости и в то же время ограничит количества света. Так можно получить фотографию хорошо выделенного объекта, который находится на красивом заднем фоне.

Покупаем ND-фильтр: что нужно учесть?

Многие фотографы задаются вопросом о том, какой ND-фильтр выбрать. На какие характеристики необходимо обратить внимание? Сейчас расскажем!

Материалы и покрытия

На качество, а значит, и на стоимость фильтра, влияет несколько факторов. Таковыми являются и материал, из которого сделан аксессуар для фотоаппарата, и его покрытие. Фильтр ND может быть изготовлен из смолы, стекла или полиэстера. Самым дешевым из этих материалов является последний. Однако он же и в большей степени искажает пропускаемый через себя свет.

Существует множество разных видов покрытий, которые успешно уменьшают эффект удвоенного изображения и засветки, тогда как черные держатели из алюминия вместе с оправленным стеклом способствуют уменьшению виньетирования.

Пластинчатый фильтр или фильтр с резьбой: какой предпочесть?

Круглые фильтры обладают маленькими размерами, легкостью в установке, однако лишены важного критерия - гибкости применения. Нередко комбинация из нескольких фильтров приводит к проблеме с виньетированием, тогда как конкретно взятый фильтр подходит исключительно под определенный диаметр крепления на объективе.

Для использования квадратных пластинчатых фильтров понадобятся рамка-держатель и кольцевой адаптер. Эти дополнительные принадлежности нужно всегда носить с собой.

Разворачивать систему для установки квадратных пластинчатых фильтров не так удобно, но она позволит быстро и легко комбинировать фильтры. В результате вы значительно повысите время экспозиции.

Главное и основное преимущество пластиночного светофильтра заключается в том, что его можно быстро заменить или скомбинировать его с каким-то другим, установив вместе сразу несколько пластинок. Причем подобная комбинация может включать в себя не только один определенный, но и несколько видов фильтров. Можно сочетать пластины ND с иными видами фильтров, например с поляризационным или нейтральным градиентным.

Понижающие кольца и адаптеры

Необходимо приобрести недорогие кольцевые адаптеры, подходящие под каждый объектив, который вы используете, чтобы без труда устанавливать пластины ND на разных объективах.

Если же вы хотите пользоваться исключительно фильтрами с резьбой, то лучше выбрать в магазине один фильтр под объектив с самым большим диаметром вместе с понижающими кольцами, которые позволят прикрепить к системе остальные фильтры.

Сегодня мы хотели бы поговорить о том, что из себя представляет и для чего нужен ND фильтр .

«Его существование противоречит всем основам фототехники. Самый бесполезный аксессуар. Этот кусок стекла только уменьшает количество света, попадающего внутрь камеры.» Похожие фразы не раз попадались вам в социальных сетях и на различных форумах об одном из самых любимых нами фильтров — нейтрально-сером.

Основная задача фотоаппарата — запечатлеть мгновение, за этот параметр отвечает выдержка. Помимо достаточно стандартных значений вроде 1/30 при недостатке освещения, или 1/300 при съемке на солнце, цифровые фотоаппараты могут снимать один кадр и на протяжении многих часов. Результатом таких усилий являются снимки, добиться которых можно только при помощи нейтрально серого фильтра. Подобный эффект нельзя повторить при обработке в фотошопе, а значит фильтр уникален.

Суть работы светофильтра

Суть его работы проста: из-за слишком большой выдержки на матрицу камеры попадает очень много света и снимок пересвечивается, фильтр помогает уменьшить количество попадаемого света, тем самым позволяя делать выдержку длиннее.

Какие бывают светофильтры

Фильтры отличаются друг от друга лишь количеством пропускаемого света. Непонятные поначалу обозначения ND4, или ND8, всего-лишь говорят о том, что первый пропускает в 4 раза меньше света, а второй в 8 раз. Кстати, еще можно встретить регулируемые нейтрально серые фильтры, у них плотность затемнения можно изменять поворотом кольца, но они стоят намного дороже.

Есть в продаже и титаны вроде ND400, с ним, к примеру, можно фотографировать здания в достаточно людных местах. За счет огромной выдержки люди просто не успеют проэкспонироваться на снимке, в кадре останется только неподвижное здание. Ну а для более приземленных целей лучшим выбором станет ND8. ND4 вполне заменяем поляризационным фильтром, ведь он тоже задерживает часть света.

Использование светофильтра на практике

Фильтр можно использовать для съемки любых движущихся объектов, например можно снимать таймлапсы на длинных выдержках днем. Нужно отметить, что для получения таких хороших нужно работать в ручном режиме съемки, автоматические режимы работы камеры тут не помогут.

Еще одна сфера применения нейтрально серых фильтров — портретная съемка. При диафрагме в 1.4 -1.8 ярким солнечным днем он очень даже пригодится. Снизив количество света попадающего в фотоаппарат можно получить больше свободы в выборе настроек. Это же касается и съемки в солнечный день на снегу или в пустыне.

В конце скажем о том, что нейтральный серый фильтр требует творческого подхода. Это не фильтр на каждый день, а его использование требует наличия определенных навыков в фотосъемке.

ND фильтр (или нейтрально-серый фильтр) – это солнечные очки для объектива. Правда, в отличие от солнечных очков, ND-фильтр не придает фотографии никакого оттенка. Поскольку естественная цветопередача важна для фотографа, нейтрально-серые фильтры уменьшают количество поступающего в света, не изменяя его цвет и природу.

Эффект от ND-фильтра может быть значительным. Некоторые фильтры блокируют почти весь свет, поступающий в объектив, позволяя получить результат, недоступный обычными способами. Другие блокируют только часть света, придавая сюжету особую выразительность. Нейтрально-серые фильтры могут то, что пока недоступно в компьютерной обработке. Они защищают фотографию от потери деталей еще при съемке, что освобождает фотографа от необходимости восстанавливать утерянные детали.

Существуют четыре основных вида ND-фильтров, и именно о них мы поговорим в этой статье. Речь пойдет о стандартных, вариативных, градиентных и реверсных градиентных фильтрах. Все они используются в разных условиях съемки и производят разный эффект.

Стандартный нейтрально-серый фильтр

Стандартный ND-фильтр пропускает равномерное количество света по всей своей поверхности. Такие фильтры бывают округлой, а также квадратной и прямоугольной формы (вставляются в специальные держатели). Поскольку нейтральные фильтры имеют равномерную яркость по всей поверхности, круглая форма наиболее популярна благодаря простоте использования.

ND-фильтры бывают разной плотности (по количеству пропускаемого света). Плотность фильтра измеряется в шагах экспозиции (стопах). Один шаг экспозиции уменьшает объем света вдвое. На ободке фильтра его плотность указана в следующем виде: 0.3 EV или 1 stop или x2. Чем больше эта цифра, тем темнее фильтр, и тем сильнее нужно компенсировать экспозицию, а именно, удлинять выдержку, повышать светочувствительность или открывать диафрагму, чтобы добиться правильных параметров. Чаще всего изменяется именно выдержка: ее делают длинной, чтобы размыть движение в кадре.

Обозначения на фильтре могут быть разными, но смысл у них один: x2 (иногда 2x) – означает, что выдержку нужно увеличить вдвое (например, 1/30 вместо 1/60), 4x означает, что выдержку нужно увеличить в четыре раза (1/15 вместо 1/60) и т.д. Это напрямую влияет на количество шагов экспозиции, необходимых для компенсации уменьшенного объема света. Показатель « .3» обозначает оптическую плотность фильтра и по мере ее увеличения на «.3», объем света уменьшается на один шаг экспозиции.

Стандартные ND-фильтры можно использовать в разных условиях съемки. Например, водопад на ярком солнце можно снять с выдержкой не длиннее 1/30. Этого не хватит для эффекта «шелковой» воды. А если использовать ND-фильтр, который увеличит экспозицию на 3 стопа, выдержка станет 1/4, и этого хватит, чтобы размыть воду. Бывает и так, что при ярком солнечном свете нужна открытая , но выдержка уже максимально короткая, и диафрагму приходится закрывать, иначе кадр будет пересвечен. Но если прикрепить к объективу ND-фильтр, экспозиция увеличится на 2 стопа, что позволит сильнее открыть диафрагму. Наконец, нейтрально-серый фильтр также используют для того, чтобы размыть все движущиеся объекты (об этом будет рассказано в разделе о вариативных фильтрах).

Вариативный ND-фильтр

Вариативный нейтрально-серый фильтр – это гибкий вариант стандартного ND-фильтра. Преимущество такого фильтра в том, что он охватывает целый диапазон различных плотностей, до 7-ми стопов. Недостатком является его высокая цена.

Вариативный ND-фильтр может быть только круглым. Он состоит из двух присоединенных друг к другу фильтров, при прокручивании которых меняется объем поступающего на света. Круглая форма фильтра создает некоторые препятствия – например, на широкоугольных объективах может наблюдаться сильное виньетирование, а на объективах «рыбий глаз» такие фильтры не используют, поскольку нужна плоская поверхность линзы.

Основное преимущество вариативного ND-фильтра – это возможность подобрать любое значение для нужного объема света. Ниже показаны примеры фотографий, снятых при наличии ND-фильтра Singh-Ray с диапазоном от 2 1/3 до 8 стопов затемнения. Давайте рассмотрим практический пример:

Первый кадр снят при максимально длинной выдержке без фильтра. Параметры съемки: f/13, ISO 100 и допустимая выдержка при них — 1/25.

Для второго кадра уже использован фильтр, выдержка увеличилась до 1/5 при минимальном затемнении.
Заметили белую полоску на переднем плане? Это размытый след от машины. Он размыт гораздо сильнее, чем машина на первой фотографии. Экспозиция уменьшилась на 2 1/3 шага. Теперь увеличим значение ND-фильтра почти до максимума, и посмотрим, что получилось:

Кадр снят при выдержке в 3 секунды, и машин на переднем плане уже не видно. Наконец, повернем фильтр до максимума, и выдержка станет 10 секунд. Обратите внимание на дым из трубы, он совсем размыт.

Градиентный ND-фильтр

Градиентный нейтрально-серый фильтр подходит для нескольких ситуаций. Принцип его работы состоит в мягком переходе от светлой области кадра к темной. Количество стопов в верхней части фильтра может составлять от 1-го до 4 стопов, а переход между темной и светлой областью фильтра может быть как жестким (четкая граница), так и мягким (более размытая граница). Фильтры могут быть круглыми, квадратными и прямоугольными. Они также бывают разных размеров (для больших объективов).

Чаще всего градиентный ND-фильтр используется для того, чтобы притемнить светлую часть кадра, например, небо. Человеческий глаз способен воспринимать 14 EV (шагов экспозиции) света, поэтому небо и земля могут казаться одинаково освещенными. Однако современные камеры способны передать только 8-9 EV света, поэтому, когда небо светлое, а передний план – темный, нужно использовать фильтр, чтобы сравнять небо и землю по экспозиции.

Вот две фотографии одного пляжа. Я выставил экспозицию по лому на переднем плане. Заметили яркое пятно на месте солнца? Его трудно не заметить. Оно портит снимок. А также обратите внимание на (ниже под фотографией), которая показывает, что в тенях провалов нет, чего я и добивался.

Тем не менее, света оказались пересвеченными, о чем говорит белый треугольник в правой части графика. Чтобы сравнять экспозиции переднего и заднего планов, я использовал градиентный серый фильтр плотности 2x и разместил его так, чтобы мягкий переход между прозрачной и серой его частями заканчивался там, где начинается передний план на снимке.

А вот соответствующая гистограмма.

С помощью градиентного ND-фильтра мне удалось сдвинуть информацию о светах влево. Появился небольшой провал в тенях (на силуэтах людей), но информации для редактирования фотографии в графическом редакторе теперь гораздо больше. Экспозицию нужно замерять по переднему плану до установки фильтра и выбрать фильтр такой плотности, которая сможет компенсировать засветы на заднем плане. Иначе камера примет во внимание область кадра, закрытую фильтром, и у вас получится пересвеченная фотография.

Реверсный градиентный ND-фильтр

Наконец, еще один вариант ND-фильтра – это реверсный градиентный фильтр. Он используется для специфических целей, однако, если проявить смекалку, можно найти еще больше областей его применения. Чаще всего этот фильтр используют для съемки закатов и восходов, чтобы блокировать интенсивный свет по линии горизонта и проявить передний план. От самой темной части фильтра посередине до его верхнего края плотность постепенно снижается примерно на один шаг экспозиции, чтобы проявить небо в верхней части фотографии. Перед использованием фильтра лучше замерить экспозицию по переднему плану.

У этих фотографий почти одинаковая экспозиция (фотография справа темнее фотографии слева где-то на 1/3 стопа), что видно по гистограммам. Как видно по гистограмме слева – благодаря фильтру хорошо сохранились детали в светах.

Заключение

ND-фильтры бывают разных видов и используются в разных условиях съемки. С их помощью можно расширить динамический диапазон камеры, а не жертвовать светами или тенями. Вне зависимости от типа, ND-фильтр пригодится любому фотографу в его работе.

Нейтральные светофильтры (Neutral Density - ND) снижают количество света, достигающего камеры, позволяя сделать более длинную выдержку, чем это иначе возможно. Таким образом можно акцентировать движение или, наоборот заставить бурлящую сцену выглядеть сюрреалистически застывшей. Иначе, ND-фильтр позволит шире раскрыть диафрагму, уменьшив тем самым глубину резкости , чтобы лучше отделить предмет от фона, или уложиться в дифракционный предел диафрагмы , сохранив детальность. В любом случае это полезный и зачастую недооценённый инструмент, который заслуживает более внимательного рассмотрения. Нейтральные фильтры также наиболее просты в применении, и их эффект не может быть воспроизведён в цифровом виде - по крайней мере, с помощью одного снимка.


Выдержка: 30 секунд при f/10 и ISO100
Автор примеров: kyle kruchok .

Общие сведения

Нейтральный фильтр - это ничто иное как полупрозрачный кусок стекла, установленный перед передней линзой объектива. Особенность его в том, что он блокирует чётко рассчитанное количество входящего света и делает это равномерно - таким образом не влияя на контраст или чёткость изображения. Фильтр также должен равномерно блокировать в видимом спектре, чтобы не создавать сдвиг цветности (хотя это и не всегда важно). Последнее качество, в частности, является причиной того, что эти фильтры называют нейтральными .

Пример

Несмотря на то, что глазу эти фильтры могут казаться серыми или даже чёрными, это не отразится на вашем снимке; экспозамер камеры автоматически компенсирует недостаток света увеличением выдержки. Впрочем, видоискатель всё же будет существенно темнее, так что фотографы зачастую определяют композицию до того, как установят фильтр.

ND-фильтры маркируются по степени светоблокировки, и чем более сильным является фильтр, тем более серым он выглядит. Ниже приведены несколько общепринятых обозначений:

Примечание: фактор светоблокировки можно также рассматривать как множитель времени выдержки.

Существует много других промежуточных значений, однако высокая точность обычно не слишком нужна для нейтральных фильтров. Зачастую можно добавить ступень экспокоррекции, не внеся при этом значительных изменений в изображение.

Техническое примечание : напомним, что снижение света на «ступень» означает уменьшение его вдвое. Как следствие, выбранный фильтр будет пропускать 1/2 силы света, где сила измеряется ступенями. То есть, трёхступенный ND-фильтр пропустит лишь 1/8 входящего света (поскольку 1/2 3 = 1/(2*2*2) = 1/8).

Резкость и длина выдержки

Нейтральные светофильтры могут быть использованы для любой комбинации увеличения длительности выдержки (1), уменьшения глубины резкости (2) или сохранения детальности (3). Из этих трёх наиболее распространённым применением очевидно является первое, так что с него и начнём.

Устье реки Колумбия в Орегоне

Однако рассмотрим внимательнее пример с водопадом. Без фильтра пришлось бы максимально закрыть диафрагму при самом низком из доступных чисел ISO. При мягком дневном свете, чтобы получить выдержку длиной 1/10 секунды, потребовалось бы закрыть диафрагму до f/22 и использовать ISO100. К сожалению, мало того что этой длительности может быть недостаточно, но к тому же и f-ступень превышает точку снижения резкости вследствие дифракции .

Использование нейтрального фильтра позволяет решить обе эти проблемы, однако конечный результат зависит от того, как вы распорядитесь эффектом фильтра. Если применить пятиступенный ND-фильтр, при тех же параметрах съёмки время выдержки увеличится в 32 раза, сушественно сгладив воду. С другой стороны, может быть, разумнее будет увеличить выдержку в 16 раз (использовав 4 ступени) и открыть диафрагму до f/16, исключив тем самым дифракционные потери в резкости.

Какая длительность выдержки обычно нужна? Чтобы эффект был максимальным, обычно требуется несколько секунд. За это время облака становятся полосами в небе, движущиеся люди исчезают из кадра, а волны превращаются в ровный низкий туман. Однако это зависит от характера движения, степени увеличения предмета и желаемого эффекта. Не бойтесь экспериментировать.

Чтобы добиться такого эффекта при дневном свете, обычно требуется ND-фильтр силой в 10 ступеней или более, который пропускает ничтожную 1/1000 долю входящего света. Попробуйте взглянуть на параметры экспозиции своих прошлых снимков и оценить, какая сила нейтрального фильтра потребовалась бы, чтобы получить многосекундные выдержки. Например, если для серии пейзажей использовалась 1/50 секунды при оптимальных диафрагме и светочувствительности ISO, для увеличения времени выдержки до 50 секунд понадобился бы фильтр ND10x.

Снижение глубины резкости

Хотя ND-фильтры в первую очередь используются для получения длинных выдержек, они также полезны для уменьшения глубины резкости при ярком свете. Например, для большинства зеркальных камер пределом краткости выдержки является 1/4000 секунды, что для предмета в ярком солнечном свете может потребовать f-ступени не меньшей, чем f/4.0 (при ISO100). Используя двуступенный нейтральный фильтр, можно раскрыть диафрагму до f/2.0, значительно улучшив размытие фона и выделение предмета съёмки.

Рекомендуем почитать

Наверх