Как на дереве сделать эффект старины. Способы состаривания дерева своими руками

Инженерные системы 04.03.2020
Инженерные системы

Дерево – универсальный материал, он подходит как для строительства и ремонта, так и для создания декоративных поделок, украшений и предметов интерьера. Современные технологии позволяют выбирать различные варианты обработки, позволяющие создать разнообразные художественные композиции. В последнее время всё чаще появляется тяга к стилю ретро как в отделке стен и потолка, так и уже готовых деревянных предметов.

Настоящие старинные вещи имеют очень высокую стоимость, далеко не для каждого бюджета она подходит. Однако есть выход – состарить дерево искусственно. По внешнему виду отличий от старины не будет никаких, а денег потрачено гораздо меньше. Далее, будет рассказано об основных способах, которые позволят легко и быстро решить эту задачу.

Обработка химическими растворами

С помощью этого варианта прекрасно обрабатываются лиственные деревья. Среди химических веществ могут применяться аммиак, уксусная кислота, морилка, а также готовые специальные растворы.

Процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Дерево тщательно очищается от пыли, грязи, посторонних налётов.
  2. После этого отшлифовывается наждачной бумагой, для создания нужной композиции.
  3. Затем идёт химическая обработка, в результате которой, древесина темнеет.
  4. Завершающий этап – покрытие лаком, которое поможет создать защиту от влаги и микробов.
Состаренное дерево в интерьере

Обжиг

Хороший метод для хвойных деревьев. Осуществляется с помощью воздействия огня.

Включает в себя несколько шагов:

  1. Обработка огнём, которая заменяет в данном случае обычную очистку.
  2. Далее, обгоревшая поверхность очищается с помощью металлической щётки, а затем отшлифовывается мелкой наждачной бумагой.
  3. Для подчёркивания естественной красоты и нужного оттенка при необходимости можно нанести немного морилки.
  4. После этого наносится воск.

Обжиг, браширование и пропитка маслом сосновой доски в этом видео:

Браширование

С его помощью хорошо обрабатываются мягкие породы древесины – липа, сосна, орех и другие.

  1. На начальном этапе дереву наносятся искусственные повреждения с помощью стамески, топора или молотка.
  2. Следующий шаг – обработка металлической щёткой и обычной, для удаления лишних волокон.
  3. Далее идёт шлифовка.
  4. Дерево готово к нанесению краски на основе акрила или морилки, сразу после этого окрашенный слой протирается тканью, для сохранения естественного рисунка.
  5. После высыхания обрабатывается лаком.

Пошаговая видео-инструкция:

Использование натуральной древесины при оформлении домашнего интерьера придаёт помещениям более солидный вид. Имитация под старину также популярна при изготовлении мебели, но стоимость такой работы при обращении к мастерам-краснодеревщикам высока. Можно весь цикл работ выполнить самостоятельно, так как состарить дерево своими руками не слишком сложно. Понадобится лишь время, минимальный набор инструментов и желание.

Для чего это нужно?

Любая обработка древесины с целью улучшения декоративных свойств положительно влияет и на её сохранность, поскольку связана с нанесением на поверхности нескольких слоёв красящих составов и лаков. Срок службы правильно состаренных изделий намного выше, чем тех, которые подвергались минимальным воздействиям. Такая мебель меньше подвержена гниению, плесени, порче насекомыми и другими вредителями.


Но главная цель искусственного состаривания – придание деревянным элементам особых внешних свойств, которые позволят им выглядеть более солидно. Но важно понимать, что весь интерьер помещения должен соответствовать единому стилю.


Подготовка к работе

Разные породы древесины можно состарить разными методами. Ряд способов не подойдёт для работы с определёнными сортами.

Таблица 1. Способы состаривания и виды пород, которые можно подвергать методикам.


Воздействия на поверхность при помощи специальных составов можно разделить по техникам:

  • использование сухой кисти;
  • патинирование;
  • лессировка;
  • набрызг;
  • кракле;
  • методика создания потёртостей (Шебби Шик);
  • травление (использование составов типа морилок).

Также возможна обработка с физическим воздействием на деревянные плоскости:

  • браширование – техника с использованием щёток с металлическим ворсом (кордщёток);
  • обжиг – применение огня или нагретого до высокой температуры металла;
  • в горячем песке .

Возможны и иные способы – например, имитация естественных повреждений, которая достигается при помощи шила, наждачной бумаги и прочих инструментов.


Совет! Все упомянутые методики можно комбинировать для достижения большей достоверности.

Как состарить своими руками

Большинство способов самостоятельного состаривания древесины не потребует специализированного инструмента и дорогостоящих материалов. Важно проводить работу аккуратно и не торопясь.

Метод «Сухая кисть»

Что потребуется:

  • синтетическая плоская кисточка;
  • палитра для пробы;
  • краски и растворитель.

Последовательность действий.

  1. На кисть следует нанести небольшое количество краски. Лишнюю убрать тряпкой.
  2. На палитре провести пробное окрашивание. Нужно добиться, чтобы каждая волосинка давала отдельный след.
  3. То же необходимо проделать и на деревянной поверхности. Несильными движениями кисточки аккуратно нанести краску на изделие вдоль волокон.

Такой способ поможет имитировать потёртости и подчеркнуть рельеф.


Создание патины

Лакированные или окрашенные предметы со временем частично темнеют – это происходит из-за постоянного контакта с руками и по другим причинам. Чаще всего такое изменение касается углов и рельефных частей изделия.


Для имитации мастера используют:

  • акриловые красящие составы;
  • битумные лаки;
  • шеллак;
  • воск.

Нанесение битумных лаков сопровождается немедленным удалением их с большей части поверхности. Неровности деревянного предмета всё равно останутся тёмными. После высыхания следует покрыть изделие слоем шеллака. При использовании восковых полиролей они растираются по дереву, а после высыхания (что займёт длительное время) проявят себя в виде отблесков.


Мастер-класс. Патинирование своими руками на примере мебельного ящика

Представляем вам пошаговую инструкцию по патинированию древесины для создания на ней эффекта потертостей.

Шаг первый. Для начала ящик тщательно шлифуется, для чего используется наждачная бумага. Благодаря этому вы устраните все шероховатости и неровности. Затем, когда обработка будет закончена, нужно удалить пыль при помощи тряпки.


Шаг второй. Все места, где в будущем будут находиться потертости, обрабатываются простым воском от свечи. К примеру, это могут быть некоторые участки ровной поверхности ящика, его боковые части. Еще все эти участки можно предварительно обработать грунтовкой по дереву, но – и это важно – исключительно тонким слоем.


Шаг третий. На ящик наносится краска основного цвета (в нашем примере это белая акриловая краска). Наносить следует аккуратно, используя кисть, на все поверхности. Сохнет акриловая краска быстро. Все последующие работы должны проводиться только после ее высыхания.


Шаг четвертый. Ящик повторно обрабатывается «наждачкой». Благодаря этому будут удалены части краски, а потому шлифовка должна проводиться только в нужных местах. С теми участками, которые были обработаны воском, трудностей с удалением краски не будет. Также важно при этом двигаться вдоль волокон древесины.



Обратите внимание! Не стоит использовать очень грубую наждачную бумагу. В противном случае вы можете испортить поверхность дерева.

Шаг пятый. Теперь нужно, чтобы древесина выглядела припачканной по углам ящика. Это можно сделать при помощи специального состава, именуемого патиной (предпочтение отдавайте той, что на водной основе). На палитру (или любую другую подходящую поверхность) наносится небольшое количество краски.


Шаг шестой. Для нанесения патины лучше использовать кусок губки. Последняя предварительно смачивается в патинирующем составе, после чего краска наносится на поверхность мягкими аккуратными движениями.



Шаг седьмой. Когда все составы высохнут, ящик следует покрыть лаком (желательно матовым, а не глянцевым). Все, работу можно считать завершенной. Теперь осталось дождаться высыхания ящика, прикрутить фурнитуру. Мебельным ящиком можно пользоваться!



На заметку! При желании патину можно наносить двумя слоями – это позволяет получить более насыщенный цвет. Но и перебарщивать в данном случае не нужно, в противном случае мебель не будет выглядеть естественно.

Видео – Как патинировать мебельные фасады

Лессировка

Суть метода в нанесении нескольких слоёв краски, причём нижние (более тёмные) должны просвечивать через полупрозрачные верхние. Какие красящие составы можно использовать:

  • акварельные;
  • масляные;
  • акриловые.

Справка! Многие также используют крепкую чайную заварку.


  1. Наносится 1-й слой при помощи плоской кисти или губки.
  2. Далее нужно дать изделию подсохнуть. Осмотреть результат работы.
  3. При необходимости положить ещё один слой – для увеличения интенсивности цвета.
  4. Сверху покрасить полупрозрачной краской – также 1-2 слоя.

В результате должна получиться поверхность, окрашенная в различные оттенки, которые просвечивают друг через друга.


Лессировка — результат работы

Методика заключается в покрытии поверхностей капельками краски, что придаст ей оригинальный вид. Чаще всего применяется совместно с другими техниками состаривания.

Потребуются:

  • кисть с жёстким ворсом;
  • ёмкость с водой;
  • краски.

Также есть смысл подготовить какой-нибудь предмет (например, лист бумаги), на котором можно потренироваться в нанесении брызг.

Совет! Стол и близлежащие предметы рекомендуется прикрыть газетами, чтобы во время работы не запачкать их.


Описание процесса.

  1. Смочить кисточку водой.
  2. Окунуть в краску, набрав небольшое её количество.
  3. Попробовать нанести брызги на поверхность предмета для пробы, оценив результат. Чтобы нанести капельки на плоскость можно отгибать ворс кисти пальцами или спичкой. Так же обработать деревянные плоскости.
  4. Подвергнуть изделие лакировке.

Совет! Чтобы получить крупные брызги, нужно захватывать кисточкой больше краски, а для нанесения мелких точечных капель – наоборот – как можно меньше.


Кракле

Этот метод часто применяют художники для создания кракелюров – имитации старения, выглядит, как растрескавшийся от времени лакокрасочный слой – в виде паутины. Может использоваться и для состаривания деревянных окрашенных или лакированных изделий. Одна из самых эффектных методик.


Есть два способа получить поверхность с кракелюрами.

Одношаговый

  1. Наносится основной слой лака или краски.
  2. Деталь оставляют до полного высыхания ЛКМ.
  3. Поверх 1-го слоя следует нанести толстый слой специального состава – кракелюрного лака.
  4. Подсушить в течение 35-40 минут, если использовать фен, то процесс ускориться. Важно, чтобы слой выглядел как полностью застывший, но на ощупь был бы немного влажным.
  5. Развести акриловую краску водой. Действует правило: чем более жидкая краска, тем крупнее будут «ячейки» паутинки кракелюров.
  6. Нанести полученный раствор плоской кистью. Направления движения ворса совпадут с будущими трещинками.

Важно! По одному месту следует делать лишь один проход. Иначе состав начнёт скатываться с плоскости.

Через 24 часа после высыхания нужно нанести финишный слой. Лучше применять шеллачный или акриловый лаки. В результате должна получиться поверхность с растрескавшимся верхним слоем краски, причём в трещины виден первый слой.


Двухшаговый

  1. Делается основное покрытие деревянной поверхности – наносится шеллак. Можно использовать осветлённый состав или обычный. Не менее 2-3 слоёв, каждый из которых сушится 15-30 минут. Желательно учитывать влажность воздуха. При повышенной (более 45-50%) время высыхания увеличивается.
  2. Следующий слой – наносится кракелюрный лак. Трещины будут быстрее появляться, если поместить деревянное изделие в тёплое сухое место – рядом с отопительным радиатором или печкой.
  3. После появления кракелюров нужно их затереть, используя обычную ткань или кусок губки. В качестве состава, который нужно втирать в паутинку, используют обычную масляную краску (ту, которой рисуют художники), растёртую пастель или битумные лаки.
  4. Сверху наносится шеллак.

Способ более трудоёмкий по сравнению с одношаговым, но выглядит намного внушительнее.


  1. Нужно подготовить материалы: промыть яичную скорлупу, подсушить.
  2. Деревянную поверхность загрунтовать.
  3. Наклеить сверху частицы скорлупы, крупные фрагменты можно продавливать для получения мелкой кракелюрной сеточки. Для перемещения маленьких частичек используют спичку или зубочистку. Используемый клеящий состав: или ПВА, или акриловые лаки.
  4. Просушка изделия.
  5. Можно произвести затирку поверхности масляными красками.
  6. Последний этап – нанесение финишного слоя акрилового лака.

Полученная поверхность и на вид, и на ощупь будет казаться старой – с облупившейся краской.

Прочие способы создания искусственных кракелюр:

  • использование фацетных лаков . Они наносятся на поверхности кисточкой или шпателем. Чем толще слой (минимум – 2 мм), тем крупнее будет сеточка. Сохнет сутки. Последний слой – акрил;
  • специальная кракелюрная краска – второй способ получения состаренной поверхности за один шаг. Состав уже имеет определённый цвет. Трещинки появятся в процессе высыхания;
  • двухкомпонентные лаки для создания микрокракелюра – бесцветные составы, которые не меняют основной тон поверхности, добавляют паутинку с мелкими ячейками.

Все методы патинирования неоднократно проверены специалистами по дизайну и декору.

Создание потёртостей

Не очень сложный, но эффективный способ состаривания. Для работы понадобятся:

  • краски (акрил);
  • парафин;
  • наждачная бумага различной зернистости.

  1. Изделие покрывается основным слоем краски. Причём наносится только на углы и те места, которые решено состарить. Важно добиться, чтобы получились насыщенные оттенки.
  2. Следует высушить краску.
  3. Натереть окрашенные поверхности парафином.
  4. Нанести ещё два слоя акрилового состава уже на всё изделие, перекрыв первое напарафиненное покрытие.
  5. Места, где присутствует первый слой (с парафином) обрабатывается наждачной бумагой. Зернистость можно выбирать по своему усмотрению.
  6. Пыль рекомендуется тщательно удалить.
  7. При желании возможны комбинации с прочими методиками: добавление брызг, патины.
  8. Финишное покрытие – 2-3 слоя акрилового состава.

Совет! Для натирания можно использовать обычную свечку.

Травление

Методика химического воздействия на древесину. Чаще всего мастера предпочитают старить изделия, созданные из лиственных пород. В качестве химикатов можно использовать специальные составы:

  • железный купорос
  • цинковый купорос;
  • калиевый хромпик;
  • хлористый кальций.

Или то, что есть в каждом доме:

  • разведённую марганцовку;
  • синьку;
  • раствор уксуса.

Небольшие изделия можно погружать в раствор целиком, а крупные – обрабатывать кистью или тампоном. Важно брать такую ткань, которая не будет оставлять частичек на обрабатываемой поверхности.


Разные химикаты взаимодействуют с древесными волокнами каждый по-своему. Например, английская соль оставляет на берёзе фиолетовые пятна, а железный купорос – оливковые.

Процесс заключается в первичной механической обработки детали наждачной бумагой и нанесении химического раствора. После протекания реакции и высыхания изделие получит соответствующий вид, после чего можно будет продолжить работу с ним.


Браширование

Разновидность механического воздействия на структуру древесины. Используются металлические щётки или специальные насадки для дрели. Способ основан на удалении более мягких верхних слоёв, твёрдые при этом остаются. После такой обработки можно наносить краски и лаки или применить другие способы искусственного старения.


Следующие породы практически не поддаются данной методике:

  • клен;
  • вишня;
  • груша.

Обработка поверхностей производится вдоль волокон древесины.


Обжиг

Один из видов термического состаривания изделия. Лучше всего применять миниатюрную газовую горелку – она более удобна для работы и с крупными, и с мелкими деталями.


Воздействуя на плоскости открытым огнём в течение разного времени можно добиться соответствующих оттенков – от светло-коричневого до радикально черного. Часто после этого производится обработка металлической щёткой (браширование).

Совет! Такие манипуляции стоит проводить на открытом воздухе, в гараже или специальной мастерской, соблюдая меры пожарной безопасности.


Обжиг в песке

Процесс выглядит так.

  1. Промытый сухой речной песок без посторонних примесей засыпают в металлический бак.
  2. Нагревают до температуры примерно до 200 градусов.
  3. Заготовки положить в песок.
  4. Выдерживать до тех пор, пока поверхности не потемнеют.

Методика потребует некоторого опыта для получения лучшего результата. Важно учитывать, что нижние слои песка горячее верхних, поэтому низ заготовки потемнеет несколько быстрее, чем её верх. По-разному размещая и меняя расположение деталей в песке можно добиться разных эффектов и плавных переходов от светлых тонов к тёмным.

Обжиг в песке тоже комбинируют с другими способами состаривания древесины.


Другие способы

Мастера применяют и иные методики для состаривания древесины. Примеры:

  • при помощи обычного шила создают имитацию повреждения структуры жучками (проделать отверстия);
  • в кусок тряпки заворачивают металлические предметы (болты или гайки) полученным «мешочком» бьют по плоскостям заготовки – имитация повреждений;
  • используют выжигательные и лазерные аппараты для точечной обработки изделия.

Комбинации различных методик проводятся в зависимости от исходного состояния плоскостей дерева и от того, какого эффекта нужно добиться.

Работа с деревянными заготовками требует аккуратности и внимательности. Иногда дефекты, полученные при работе, очень трудно исправить.

  1. Важно использовать качественные и проверенные лаки и краски. То же касается и химических веществ для травления.
  2. Частая ошибка: не дают полностью просохнуть уже положенным слоям краски и начинают дальнейшую обработку. Сведения о сроках затвердевания указаны на банках с краской.
  3. Обязательно учесть температуру воздуха и относительную влажность. Чем суше и теплее, тем быстрее будут сохнуть лаки или краски.
  4. Перед использованием лака поверхности следует как следует зачистить и удалить грязь.

Особенности работы с шеллаком

Такой тип лака считается профессиональным и дорогим, его используют для защиты многих изделий: предметов мебели, декоративных украшений, музыкальных инструментов. Продаётся и в готовом виде (можно сразу использовать) и в сухом – смолу понадобится разводить самостоятельно.


Новичкам лучше первое время покупать уже пригодные для работы спиртовые лаки, это позволит научиться правильно работать с ними, не отвлекаясь на способы приготовления, хотя стоимость таких смесей высока. Через некоторое время можно попробовать изготовить шеллак самостоятельно. Пропорция разведения: на 900 г шеллака потребуется 240 мл денатурированного спирта. Способы нанесения: тампон или кисть.


Методик существует несколько, но основная последовательность такова.

  1. Наносятся первые слои (2-3) – кистью. Можно использовать распылитель.
  2. Шлифовка до чистого дерева – нужно выровнять заполненные шеллаком поры с основной плоскостью.
  3. При помощи тампона из льна или хлопка лак наносится вдоль волокон древесины. Останавливать движения на плоскости нельзя.
  4. Работа должна продолжаться до появления желаемого глянцевого оттенка.

Кроме продольных движений возможны втирания шеллака по окружностям или «восьмёрками» – так можно лучше добиться непрерывности. Для такой работы потребуется опыт.

Итоги

Для придания деревянному изделию особого вида, как будто ему уже много лет, дизайнеры используют методики искусственного старения. Часть из них легко можно осуществить самостоятельно, а некоторые потребуют особого внимания и аккуратности. В большинстве случаев дорогостоящие материалы не понадобятся.

Видео — Как состарить древесину

Красивая состаренная мебель может внести атмосферу изысканности и гармоничности в ваш дом. В естественных условиях дерево состаривается под воздействием различных природных факторов - ветра, дождя, солнечных лучей и т.д.

Но совсем не обязательно ждать пару десятков лет, чтобы купленный гарнитур приобрёл такой неповторимый вид. Можно воспользоваться специальными технологиями состаривания древесины.

Преимущества состаренного дерева

Состаренная мебель выглядит элегантно и стильно в любом интерьере

Состаренное дерево - красивый, прочный и функциональный материал, из которого производятся различные предметы мебели: столы, стулья, кровати, комоды и т.д.

Преимущества состаренной древесины следующие:

  • Поверхность не требует специальной обработки, при желании достаточно просто покрыть её лаком.
  • Эффект состаривания позволяет придать любому предмету мебели антикварный вид.
  • Натуральный древесный рисунок выглядит уникально и неповторимо.
  • Мебель из состаренного дерева будет смотреться гармонично в любом интерьере.
  • Этот материал - экологически чистый и антиаллергенный.
  • Состаренная древесина надёжна и долговечна.
  • Наконец, мебель из этого материала никогда не выйдет из моды.

Какие породы древесины лучше состаривать?

Для состаривания подойдёт мягкая древесина или материал средней твёрдости. Она обладает более яркой текстурой. Этому требованию удовлетворяют ель, лиственница и сосна. Представленные породы отличаются тем, что они имеют мягкие волокна. Весной и летом на них быстрее всего образуются годичные кольца, отчего волокна становятся «рыхлыми». Такие породы, как бук и клён, не подойдут для состаривания, поскольку их текстура слабо выражена и практически однородна.

Подготовка

Прежде чем состаривать дерево, его поверхность необходимо подготовить

Прежде чем начать состаривать деревянную мебель своими руками, нужно провести качественную подготовку поверхностей, которые вы планируете обработать. Для этого удалите все дефекты и загрязнения. Это могут быть следы жира и прочие пятна. Если этого не сделать, устаревшие загрязнения проявятся после нанесения на дерево тонировочного покрытия. Также удалите старую краску или лак и демонтируйте лишнюю фурнитуру, которая помешает обработке под старину.

Способы

Когда подготовительный этап роботы проделан, приступайте к состариванию. Для начала определитесь с технологией, которой вы бы хотели состарить мебель. Есть следующие варианты:

  • Окрашивание;
  • Кракелюр;
  • Браширование поверхности;
  • Обработка морилкой;
  • Обработка дерева специальными химическими составами (технология олдирования);
  • Нанесение позолоты;
  • Достижение известкового эффекта (технология лайминга).

Давайте рассмотрим каждый из этих способов состаривания дерева подробней.

Окрашивание

Дерево, состаренное с помощью техники окрашивания

Если хотите, чтобы деревянная мебель выглядела потёртой, можете воспользоваться техникой окрашивания. Выберите основной тон, который будет просматриваться через верхний слой краски.

Для основы можно использовать любой цвет, главное, чтобы он был более насыщенным, чем вспомогательный.

Также можно использовать колер, смешанный с белой краской и водной основой. Для второго же слоя лучше задействовать светлые оттенки. Такое сочетание цветов позволит сделать эффект выгоревшей краски. После того как краска высохнет, обработайте её наждачной бумагой с высокой зернистостью. Это позволит удалить излишнюю краску. Шкурить необходимо до тех пор, пока не появится эффект истёршейся краски. Через него проступит основной слой. Завершительным этапом обработки является покрытие лаком.

Кракелюр

Можно окрасить дерево техникой кракелюр. Проще говоря, создать эффект трещин на деревянной мебели. Вам понадобится специальный кракелюровый лак. После нанесения на него основного цвета лак потрескается. Цвет трещин зависит от выбранной основы. Чтобы добавить оригинальности, можете использовать сразу несколько цветов. Кракелюр - хороший способ быстро придать вашей деревянной мебели антикварный вид.

Браширование поверхности

Дерево, состаренное с помощью техники браширования

Технология браширования - простой метод состаривания деревянной мебели с помощью металлической щётки, наждачной бумаги с мелкой зернистостью, стамески и сверла. Прежде чем приступить к основному процессу, нужно снять верхний слой дерева. Браширование можно совмещать с окрашиванием поверхности. Наждачную бумагу и щётку используйте для снятия верхнего слоя, а стамеску и сверло - для создания борозд и червоточин. Техника браширования чаще всего используется для состаривания пола и досок. После завершения основного этапа работы покройте поверхность маслом, лаком либо же морилкой.

При декорировании деревянной мебели важно не переусердствовать, ведь роскошную мебель можно превратить в рухлядь.

Полезная информация: Браширование отлично подойдёт для мебели, изготовленной из твёрдых древесных пород, таких как орех, ясень, дуб и лиственница. Эта техника противопоказана для клёна, вишни, бука и тика.

Обработка морилкой

Дерево, состаренное при обработке морилкой

Эта техника используется в сочетании с другими. Покрытие мебели лакокрасочным материалом позволит добиться эффекта морения. Сперва необходимо обработать поверхность, а затем смыть часть морилки с помощью влажной губки. Важно оставить края, изгибы и трещины более тёмными, чем основную часть поверхности, чтобы подчеркнуть эффект состаривания.

Если же после перового раза вам не удалось достигнуть нужного результата, просто тщательно отшлифуйте поверхность. Некоторые участки можно повторно окрасить кистью, смоченной в морилке. Чтобы сделать цвет более насыщенным, после завершения основного этапа работы покройте древесную поверхность грунтовкой или нужным цветом. В самом конце пройдитесь по поверхности античным воском, используя мягкую ткань.

Технология олдирования (обработка специальными составами)

Дерево, состаренное с помощью техники олдирования

Олдирование - очень интересная техника состаривания дерева. С её помощью можно воссоздать эффекты выцветания, болотной замшелости, выгорания и т.д. Специальные химические реагенты помогут добиться потрясающего результата. Эта техника подходит лишь для твёрдых пород дерева (дуба, граба и т.д.).

Это интересно: Если выполнить олдирование мягкой древесины, она банально придёт в негодность после обработки сильными химическими веществами.

Завершительным этапом станет покрытие поверхности лаком. Он послужит для защиты поверхности.

Нанесение позолоты

Чтобы качественно состарить мебель и добиться антикварного вида, можно воспользоваться золотой платиной. Нанесение позолоты — одна из самых простых процедур, которая не отнимет много времени. Просто полностью окрасьте мебель в выбранный цвет и дождитесь высыхания.

Полезная информация: Золотую краску необходимо наносить тонким слоем. Только тогда мебель после окрашивания будет выглядеть безупречно.

Лайминг

Дерево, состаренное с помощью техники лайминга

Лаймингом называют процесс состаривания мебели с помощью известкового эффекта. Для начала подготовьте поверхность, обезжирьте её. Обработайте дерево специальным пигментом или краской. Лакокрасочные материалы помогут добиться любого оттенка и текстуры. Наносите краску вдоль волокон. Так вы подчеркнёте природную структуру дерева, а углам добавите эффекта "забившейся пыли". Для лучшего результата лайминговый состав желательно наносите кистью или марлевым тампоном.

Полезная информация: При выборе основного цвета не забывайте, что после высыхания он будет смотреться немного светлее.

Видео. Как искусственно состарить дерево своими руками в домашних условиях

Состаренное дерево — один из модных трендов дизайна нынешнего сезона. Воспользовавшись любой из описанных выше техник, вы сможете с лёгкостью придать поверхностям такой эффект в домашних условиях. Искусственно состаренная мебель будет гармонично смотреться в квартире и наполнит её уютом.

Актуальная сейчас тенденция - преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть - прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.


И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина - это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании - это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

2. Патина на основе акрила

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Лессировка

Лессировка - это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.


Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.


Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг - капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Ход работы:

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг - это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле - техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин - паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

5. Краска-кракелюр

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.


Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

Нежно-розовый;

Цвет слоновой кости;

Сливочный;

Гиацинтовый;

Лавандовый;

Белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Фисташковый;

Льняной.

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Травление

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами - протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие - тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный
купорос,
1%
Железный
купорос,
4-5%
Железный
купорос,
1%
Цинковый
купорос,
2,5%
Калиевый
хромпик,
3%
Калиевый
хромпик,
5%
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
Сернокислый
марганец,
2,5%
Хлористый
кальций,
1%
Английская
соль,
2%
Хлорное
железо,
1%
Хлорная
медь,
1%
Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый Оливково-коричневый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый Оливковый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Самый распространенный способ механического состаривания древесины - браширование. Его название произошло от слова Brush - «щетка».

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.

Идеальный способ состаривания, если мебель из:

Лиственницы;

Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:


Браширование древесины с обжигом или подкуривание

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.


Еще способ – обжиг в горячем песке

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Дополнительное механическое воздействие

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения - сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба - положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата.

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

03.09.2016 71960

Иногда подчеркивание старости – оригинальное решение проблемы неприглядных створок. Так, красивыми без дополнительных трат. Конечно, эффект должен быть нарочитым – неряшливость неуместна в любом интерьере. старение древесины своими руками – способы, инструменты и материалы, описываются ниже.

Виды искусственного состаривания древесины

Винтажный самобытный вид дверей получают несколькими способами. Ниже, они перечислены в порядке увеличения затратности усилий и средств. Также описывается алгоритм работы. Итак:

  • Термический способ или обжиг. Для процесса потребуется паяльная лампа и грубая щетка для старения древесины. Интенсивность воздействия определяется самим мастером – в результате можно получить ярко выраженные природные узоры древесины или еле видимые. После обжига поверхность полотна шкурится крупной наждачной шкуркой в разных местах, чтобы создать видимость неоднородности. Дверь для такого способа старения должна быть массивной, дощатой. Фурнитура соответствующая – массивные стальные ручки и .

Как сделать правильно:

Очищают от . Пользуются феном или растворителем. Полотно тщательно отшлифовывают, доски сбивают, чтобы не было зазоров. Недурно перед тем как состарить всевозможными защитами – антипиреном, влагозадерживающим составом. Имеющиеся трещины оставляют – они придадут еще больший колорит. Петли и ручки снимают. Способ занимает немного времени, безопасен при навыках работы с инструментом.

  • Чернение. Эффект достигается втиранием в очищенное полотно гуталина, морилки или крепкого марганцового раствора. Пигментация задерживается на годовых кольцах, срезах, сучках и таким образом, получаются , достигается эффект потемневшего от старости проема. Кроме того, последний состав помогает обеззаразить полотно, если при очистке выявлены следы плесени или грибка.

Как сделать правильно:

Все гениальное – просто! Чтобы получить старинные двери, предварительно очищенную поверхность с помощью растворителя и шпателя, покрывают черной тушью, а затем щеткой растирают расплавленный до жидкого состояния гуталин. Втирать нужно сильно. Способ имеет недостаток – снятое дверное полотно важно проветривать в течение недели – запах неприятный.

  • Следы короеда. Они представляют собой дорожки от движения личинки. Создать их на двери под старину своими руками можно при помощи гнутых гвоздей. Разложив их на поверхности, вбивают молотком, оставляя вмятины по всей площади. Важно освободить стержни от шляпок, чтобы создать полную имитацию. После работы, полотно ошкуривают мелкой шкуркой, следя за тем, чтобы стружечная пыль немного попала в бороздки. Далее, покрывают лаком.

Эти эффекты старины получить очень просто и быстро. Стиль квартиры или дома должен быть выдержан, иначе эффект неуместен.

Работа с краской и лаком

Получить состаренные двери можно иными способами. Они потребуют больше времени и труда. Кроме того, затраты возрастут из-за покупки нескольких оттенков краски. Итак:

  • Популярный метод сухой кисти. Полотно очищается и покрывается базовой грунтовкой. Пока слой не высох окончательно, концом сухой кисти, наносятся мазки другого оттенка. Сочетание красок может быть различным – контрастным или переходящим из одного оттенка в другой. Теперь слоям дают время на высыхание. Готовую поверхность зачищают наждачными шкурками, чтобы еще больше выделить места потертостей. Снова наносят слой каски другого цвета. Окончательный цвет – бледно-желтый или белый, которым покрывают дверь мазками. Снова дают высохнуть и затем шлифуют. Завершающим слоем становится лак.
  • Кракелюр. Делается такое искусственное старение дерева несколькими способами:
  1. — лак и серебрянка. На подготовленную поверхность наносится слой лака. Через 30 минут, его сушат феном, вследствие чего появляются трещины. Их затирают серебряной краской, дают окончательно просохнуть и покрывают получившийся эффект лаком.
  2. — клей ПВА. С его помощью создают дизайн под старину. Толстому слою клея на предварительно очищенном полотне не дают высохнуть окончательно. Поверх него накладывают слой акриловой краски и затем сушат строительным феном.
  3. — желатин или яичный белок – еще один способ состарить краску на дереве. На окрашенную поверхность широкой кистью наносят приготовленный состав – предварительно замоченный желатин или белок. Дают высохнуть естественным способом и покрывают лаком.
  4. — уксус 9%. Им смачивают свежую окрашенную поверхность в горизонтальном положении. Трещины появляются сразу.

Важно не переусердствовать – двери должны быть состарены, а не приведены в негодное состояние.

  • Механическое структурирование или браширование. Суть заключается в снятии мягких волокон древесины и обнажении структуры дерева. Для работы применяют специальный фрезер с несколькими насадками – проволочную щетку для структурности, мягкую – для очищения и наждачные шкурки для полировки.

Уложенную на горизонтальную поверхность дверь очищают химическим или горячим способом, затем действуют машинкой. Ручными усилиями достичь эффекта можно, но времени потребуется больше. Сначала действуют грубой насадкой, затем проводят очистку от стружки и, наконец, полируют. В течение каждого этапа, на полотно накладывают различные составы – морилку, тушь, гуталин, чтобы дальнейшее превращение древесины старую шло непрерывно. Окончательным этапом станет лакировка.

  • Химическое браширование. Подходит как эффект состаривания дерева, не требующий покупки специального станка. Для работы применяют едкие щелочи, кислоты, нашатырный спирт. Процесс идет вдали от жилых помещений в хорошо проветриваемых местах и с применением средств индивидуальной защиты – перчатки, очки, респиратор. Заключается в следующем:
  1. — полотно очищается и отшлифовывается.
  2. — смачивается большим количеством едких компонентов.
  3. — после размягчения мягких слоев, обрабатывается жесткими проволочными щетками и полировками.

Приведенными методами, искусственно состарить дерево несложно. В дополнение к интерьеру, деревянные фрагменты мебели – ножки, подлокотники – оформляются так же.

Особенности процесса старения дерева

Различные методы состаривания поверхности дверей в домашних условиях, требуют соблюдения этапов и нюансов. Так, например:

  • Очистка полотен. Происходит с применением строительного фена или растворителей. Шпателем удобно счищать отслаивающуюся краску. Важно убрать все видимые участки, иначе, не получат должного эффекта. К тому же химические растворы должны подходить под состав будущее окрашивания или лакирования – несовместимость приведет к образованию пузырей и «шелухи».
  • Химический метод старения древесины – браширование с помощью едких растворов, морение, происходит только с мягкими породами древесины. Сосна, ель, подойдут – дуб и лиственница подвержена только механической обработке.
  • Механический метод связан с образованием стружки и мелкой древесной пыли, поэтому полотно периодически смачивают водой и сметают с поверхности мусор мягкой щеткой. Не руками – во избежание заноз.
  • Покраска – кракелюр, старение дерева своими руками с помощью лака, метод сухой кисти – должен идти с тщательным перемешиванием составов, чтобы на поверхности не образовывалось пузырьков воздуха. Они, лопаясь, образуют некрасивые ямки, и становится понятно искусственное происхождение полотна.

Само по себе, натуральное дерево красиво и новые полотна вряд ли будут нуждаться в декорировании описанными методами. Проводить работу следует лишь с бывшими в эксплуатации межкомнатными дверями, дабы дать им вторую жизнь и сэкономить на покупке нового комплекта.

Рекомендуем почитать

Наверх