Анализ В дороге Н.Некрасов Художественные средства Идея Тема Стихотворный размер. «В дороге», анализ стихотворения Некрасова

Обустройство участка 24.09.2019

Основная масса стихотворных работ Николая Алексеевича посвящена жизни простого народа, тяжелой крестьянской судьбе. Автору была знакома ситуация, которая царили в обществе низших слоев населения – голод, безработица, отсутствие жилья, ненадежность завтрашнего дня.

В давние времена рабочие крестьяне считались по душам. Они приравнивались к рогатому скоту. Очень редко случались ситуации, когда простые деревенские девушки становились женами дворян. И то, такой союз Некрасов считал совершенно не прочным.

Также, Николай Алексеевич знает случаи, когда владельцы усадьбы делали своих крестьян равными в правах, а потом, снова опускали их к рабскому преклонению. Ох, и тяжелой была судьба простого человека!

В связи с такими эмоциями и переживаниями, Некрасов создает стихотворение «В дороге».

Особенностью данной работы является наличие в тексте диалога. Он делает рифмованные строки динамичными, живыми, жизненными.

В роли барина предстает сам поэт. Он просит ямшика поведать ему интересную историю, развеселить или спеть песню. Однако извозчику не хочется веселиться. Его мысли овеяны переживаниями за свою супругу. Она стала жертвой барской снисходительности. Будучи маленькой, его жена дружила с барской дочерью, росла в тепле, в заботе, училась грамоте, опрятно одевалась, владела рукоделием. Однако когда девочки выросли, дочь барина уехала в Петербург с молодым женихом, а отец ее – владелец усадьбы, помер. Вот и перешло наследство к расчетливому и бездушному зятю. Он отправил Грушу в деревню. Однако девушке была совершенно не знакома тяжкая работа в поле, она не могла ухаживать за скотом, не могла держать свое хозяйство. А к тому же, новый барин велел ей выйти замуж за крестьянского мужика. Именно ним и стал ямщик.

Поведал извозчик, как тяжело его супруге справится с теми делами, которые обрушиваются на ее плечи. Она пытается воспитать сыночка, как маленького барина. И грамоте его учит, и чисто одевает, и расчесываться заставляет. Только вот какая доля ожидает этого пацаненка? Какое у него будущее? От таких переживаний, вся измучалась, исхудала и побледнела Груша. Так дело и до могилы дойдет. После этого, ямщик пытаясь разогнать свою скуку, ощутил состояние полной безысходности.

С помощью этого стихотворения, Николай Алексеевич еще раз пытается показать истинное положение крестьянина, его сущность. Простой человек был лишь очередной игрушкой для своего господина. И владельцы крепостных никогда не задумывались о том, как тяжело приходится тем обычным людям.

О судьбе крепостных, о доле русских женщин талантливо и проникновенно писал русский поэт Н.А.Некрасов. Величие Некрасова в том, что его стихи выражали передовые, прогрессивные идеи своего времени, в том, что он сквозь трагическую действительность угнетенной России предвидел лучшую долю для своего народа и воспел его в волнующих стихах.

Не сразу достиг поэт вершин творчества. В начале 1840-х годов Некрасов присоединился к числу сотрудников журнала «Отечественные записки». На его рецензии, публикуемые в журнале, обратил внимание В.Г.Белинский, который впоследствии лично познакомился с Некрасовым. В тот период времени литературная деятельность Некрасова подвергалась критике, и Белинский полагал, что Некрасов навсегда останется не более, как полезным журнальным сотрудником. Но когда в 1845 году Некрасов принес Белинскому свое стихотворение «В дороге», тот восторженно принял это произведение и назвал Некрасова истинным поэтом. Успех стихотворения «В дороге» способствовал творческому расцвету Некрасова и становлению его, как народного поэта.

Стихотворение построено в форме диалога ямщика и его богатого седока. Ведущая тема стихотворения «В дороге» — подневольная судьба крепостной женщины, жизнь которой, в силу изменившихся обстоятельств, превратилась в сплошное мучение.

Композиционно стихотворение делится на три неравные части. В первой части произведения богатый пассажир просит ямщика развеять скуку – спеть веселую песню или рассказать занятную историю. Вторая часть содержит повествование ямщика, откликнувшегося на просьбу богатого седока. Заканчивается стихотворение репликой седока, прерывающего рассказ ямщика и заявляющего, что тот достаточно его развлек.

Основная часть литературного произведения — рассказ ямщика о своей жене по имени Груша, которая, будучи крепостной, с детства воспитывалась в барском доме, вместе с дочерью хозяина. Груша получила хорошее образование, умела читать и играть на музыкальных инструментах. Одевалась она, как настоящая барышня. Но однажды ее жизнь круто изменилась, и не в лучшую сторону. Дочь помещика вышла замуж и уехала в Петербург. Владелец усадьбы вскоре умер, и его зять вступил во владение усадьбой. Новый хозяин не сошелся характером с Грушей, по-прежнему жившей в господском доме. Пользуясь тем, что девушка по своему положению была крепостной, он отправил ее в село, к крестьянам. Вскоре Грушу выдали замуж за ямщика.

С появлением в жизни простого мужика жены-белоручки забот у него существенно прибавилось. Жена, хоть и не была ленивой, крестьянскую работу совсем не знала. Ей было очень тяжело осваиваться в новой реальности. Ямщик ее жалел и пытался утешить, покупая немудреные обновки. Но Груше его участие помогало мало, она часто плакала. Ямщик искренне беспокоился и за судьбу сына, которого Груша растила как барчонка – мыла его, стригла и причесывала, учила мальчика грамоте. Всего этого, по мнению ее мужа, делать вовсе не стоило. Жалуясь седоку, на то, что жена очень мало ест, ямщик высказывал опасения, что при таком образе жизни она недолго задержится на белом свете.

Рассказа ямщика создает настроение беспросветного уныния, безнадежности существования, но для его седока это повествование – средство развлечения. Его нисколько не тронули беды и горести простых людей, крепостных крестьян.

Главная мысль стихотворения «В дороге» состоит в том, что крепостное право, как форма порабощения людей, унижает достоинство человека и порождает неисчислимое множество личных трагедий. Так это произошло и в случае с Грушей. Воспитанная в атмосфере свободы, она внезапно оказалась рабой, чужой собственностью. Эта перемена в ее жизни нанесла Груше тяжелую душевную травму, от которой она так и не смогла оправиться.

Характерной особенностью стихотворения «В дороге» является отсутствие композиционно-стилистического приема, называемого в литературе «ремаркой». Этот прием состоит в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования. Ремарок в стихотворении «В дороге» нет. Еще одной характерной особенностью стихотворения является то, что существенная часть текста – монолог ямщика, обращенный к барину, по сути своей является скрытым диалогом: «Слышь, ты,…», «Понимаешь-ста…».

При написании этого стихотворения Некрасов в качестве стихотворного размера применил трехстопный анапест. Выбор данного стихотворного размера делает стихотворение похожим на песню, повышает мелодичность произведения. При этом автор использует в произведении несколько схем рифмовки – перекрестную, смежную и кольцевую.

На основании анализа произведения «В дороге» можно сделать вывод о том, что в тексте стиха видна песенная основа, которая чувствуется в следующем: в отголосках напевов ямщицких песен, в фольклорных эпитетах «белоручка», «белоличка», в диалогичности народной песни, в применении характерного размера.

Некрасов активно использовал различные средства художественной выразительности при создании стихотворения «В дороге». Он применил такие эпитеты, как «безустанная работа», «удалой ямщик», «лихая бабенка», а также метафоры «злодейка жена», «пьяная рука», «неотвязная скука». При описании облика жены ямщика автор дает такие сравнения как «бледна и худа, как щепка», «ревет, как шальная». В стихотворении также присутствует большое количество простонародных выражений, с помощью которых автор передает прямую речи ямщика: «понимаешь-ста…», «врезамшись…», «баит», «сам-ат», «слышь», «али», «тоись» и другие. Эти диалекты придают рассказу ямщика достоверность, повышают реализм произведения.

В стихотворении мне понравилось, что героиня рассказа ямщика, его жена Груша, не сдается в тяжелой жизненной ситуации. Да, ей очень трудно, но она продолжает читать книги и воспитывает сына так, как считает правильным – она приучает ребенка к чистоте, аккуратности и учит мальчика грамоте. Этот маленький эпизод в рассказе ямщика показывает, что русскую женщину не сломят никакие жизненные трагедии. Она сумеет выполнить свой материнский долг до конца.

«В дороге» создано в 1845 году. Некрасову на тот момент шел всего лишь 25-й год, и для своего молодого возраста он проявил удивительно тонкое понимание русской души и знание особенностей русской жизни.

Стоит отметить, что 1845 — это самый расцвет эпохи крепостного права, когда, с одной стороны, слухи о «воле» уже начали бродить среди земледельцев, с другой — до отмены крепостничества было еще более 15-ти лет. Крестьяне страдали под гнетом помещиков, обращавшихся с ними как с имуществом, и сами не всегда осознавали это.

Главная тема стихотворения

Центральная тема произведения, ставшего одним из лучших образцов гражданской лирики — крепостное право, точнее, его обличение. Не напрямик, разумеется — в середине XIX века писать напрямую, откровенно и полностью честно могли позволить себе разве что подпольщики. Но, тем не менее, в истории крестьянки, которая раскрывается перед читателем, ужасы крепостничества предстают в полной мере. Затронул Некрасов и внутрисемейные отношения, и тяжелую работу в поле, и домашнее насилие — тогда, впрочем, считавшееся совершенной нормой.

Стихотворение написано в форме диалога. Барин, едущий куда-то с ямщиком, просит ямщика развлечь его разговором, и тот пересказывает историю своей супруги, Груши. Она была «компаньонкой» в барском доме, не работала в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу научили читать и играть на фортепиано, к ней даже сватался один учитель. Но после того, как барыня, компаньонкой которой была Груша, вышла замуж, и в поместье появился новый хозяин, он отправил Грушу обратно в деревню.

Как и любую другую женщину детородного возраста, ее выдали замуж за первого, кто оказался более-менее подходящей кандидатурой — за ямщика-рассказчика. Тот, в свою очередь, предстает перед читателем человеком незлым, по-своему сострадательным, ему жаль жену, хотя она в крестьянском труде оказалась почти бесполезной. Груша не ленива, вовсе нет — она просто не имеет физических сил, чтобы «ходить за коровой», выполнять непривычную работу по дому. По словам ямщика, она целыми днями читает книгу и пытается воспитывать сына как маленького барчонка.

Ямщик не понимает горестей и проблем Груши, он рассказывает барину — и именно на этом тот прерывает его, - что даже бил жену лишь выпивши. Между ним и Грушей — пропасть, они совершенно разные люди по уровню образования, по мировоззрению. Но в образованности кроется и Грушина беда. Она знает, что могла бы жить по-другому, но ее жизнь не принадлежит ей самой. Грушей распоряжается владелец поместья, для него она — имущество, которое можно держать при себе, а можно перенаправить куда-то еще.

Ярко выраженный антикрепостнический характер стиха заметен с первых же строк. История ямщика, рассказываемая даже без жалоб, лишь с удивлением, мол: видишь, барин, и так, оказывается, в жизни бывает, потрясает современного читателя. Невозможно даже представить себе такое бедственное положение женщин — и мужчин тоже, которых вырывали из привычной жизни, выдавали замуж, переставляя, словно куклы на игровой доске. Своей поэзией Некрасов протестует против крепостничества и бесчеловечного обращения с людьми.

Структурный анализ стихотворения

Для большей схожести с традиционными песнями-жалобами русского народа Некрасов использовал 3-хстопный анапест. Чередующиеся типы рифмы (женская — с мужской, перекрестная, кольцевая и парная сменяют друг друга) подчеркивают живость речи.

В произведении использовано большое количество просторечных выражений — это делает речь ямщика настоящей, не искусственной. Состояние крестьянина и печаль, тоска, снедающая его жену, передаются эпитетами и сравнениями.

В произведении «В дороге» Некрасов поднимает непростой вопрос о крепостничестве, подчеркивает, что владение людьми, как вещами, нередко ломает их судьбы.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «В дороге» было написано Н.А. Некрасовым в 1845 году. Это первое стихотворение, показанное поэтом В.Г. Белинскому. Критик очень высоко оценил это произведение. Когда Некрасов прочитал стихотворение, то Белинский обнял его и воскликнул: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!» А.И. Герцен также очень любил это стихотворение и называл его «превосходным».

По своей жанровой форме произведение в определенном смысле восходит к ямщицким песням. Однако в нем есть и жанровые черты рассказа. Построено оно в виде диалога седока, русского барина, с ямщиком. Основная тема стихотворения – трагическая судьба женщины из народа.

Начинается стихотворение репликой барина. Полный невеселых раздумий, он обращается к ямщику с просьбой разогнать его скуку. И ямщик рассказывает грустную историю собственной жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако постепенно драматизм в этой истории нарастает: мы узнаем о непростой судьбе Груши. Она выросла в господском доме, вместе с барышней, получила хорошее образование. Ее обучали чтению, музыке (она умеет играть на органе) и «разным наукам». Однако после смерти старого барина Груша была возвращена на село: «Знай де место свое ты, мужичка!» Не спрашивая ее согласия, ее выдали замуж. Но Груша не может привыкнуть к новой жизни:

Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Она страдает не столько от непосильной работы, сколько от подневольной жизни, от невозможности самой распоряжаться своей судьбой. Ямщик же не может до конца осознать весь трагизм положения его жены. Он считает, что относился к ней хорошо:

Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…

Последние слова ямщика являются кульминацией в его полном внутреннего драматизма рассказе:

А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Полна горькой иронии и заключительная реплика седока:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – просьба седока. Вторая часть – рассказ ямщика. Третья часть – заключительная реплика барина. В начале и финале стихотворения возникает тема скуки, тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифмовка – перекрестная, парная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»). Отметим наличие в стихотворении крестьянских диалектных выражений: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».

Стихотворение «В дороге» знаменовало собой новый этап в творчестве Некрасова. Оно было написано после выхода его романтического сборника «Мечты и звуки», который не пользовался успехом у публики и критиков. После первой неудачи Некрасов в течение пяти лет не возвращался к творчеству. Он сознавал, что нужно писать иначе, предметом поэзии должна стать жизнь простых людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт». Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни. Затем были созданы такие стихотворения, как «Тройка», «Огородник», «Забытая деревня», «Орина – мать солдатская», «Катерина», «Калистрат».

Ты мою неотвязную скуку!..»

Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов - певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которую бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года «В дороге» отразились основные черты поэзии Некрасова, позже обретшие характерные особенности его творчества: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.

Стихотворение «В дороге» открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком.

«Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку...»

«Самому мне невесело, барин...»

И полилась горькая речь бедняка, рассказывающего знакомую до слез историю...

Сокрушила злодейка-жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаеш-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и штукам.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, эта ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему вокруг.

Вышла замуж господская дочь

Да и в Питер... Ее «благодетель» -

Захворал, и на Троицу в ночь

Отдал Богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек...

В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: «сиротинкой», «Грушу», «зятек». Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!..

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись... посадили

На тягло - да на ней и женили...

Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов - много просторечных слов и оборотов, позже он будет избегать этого в своих произведениях. А пока складывается стиль, неповторимый язык его некрасовских произведений. Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его жена, в общем-то ни в чем не виноватая, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Настоящая драматическая повесть открывается перед «барином» и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна,-

Чай, свалим через месяц в могилу...

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока только он слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный. А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

«Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..»

Рекомендуем почитать

Наверх