Основы абрамцево-кудринской резьбы. Инструменты для резьбы по дереву Резное украшение домов

Инженерные системы 16.07.2023

Один из народных художественных промыслов резьбы по дереву – кудринская резьба ведёт своё начало от мастерской, которая была организована Е.Д.Поленовой в 1882 году в усадьбе Абрамцево под Москвой. Эта мастерская объединила местных мастеров из сёл Кудрино, Ахтырка, Мутовка, Левково и др. Обучение в мастерской было бесплатным и продолжалось три года. После окончания мастерской выпускники становились надомниками. Мастера изготавливали резные деревянные изделия. Это были бытовые вещи и сувениры (кресла, шкафчики, столы, полочки, ларцы, рамки, блюда и т.д). Продавались резные изделия из дерева в магазине, специально открытом на Поварской улице в Москве.

Одним из лучших учеников был Василий Петрович Ворносков. Закончив обучение в мастерской, Ворносков открыл в деревне Кудрино свою мастерскую. Первые изделия производили с легкой ажурной геометрической резьбой, но позже Ворносков создал свой собственный стиль резьбы. Этот стиль получил название кудринская резьба . В ее названии сочетаются характер внешнего вида резьбы и наименование деревни Кудрино. Резные узоры вызывают ощущение “кудрявости”. Она стала очень популярной. Изделия кудринских мастеров стали продаваться по всей России.

В начале 20 века были организованы новые артели: Хотьковская в 1910г., Мутовкинская в 1918г., Кудринская в 1921г., Левковская в 1931г., Ахтырская в 1932г. В 1936г. три артели: Кудринская, Мутовкинская и Ахтырская объединились в одну – Ахтырскую артель. С 1940 года объединившись с Хотьковской, образовали Ахтырскую столярно-художественную артель. С 1960 года преобразована в Хотьковскую фабрику резных изделий. С 1970 года фабрика слилась с Хотьковской фабрикой “Народное искусство”. С 1993 года – товарищество «Народное искусство», которое занимается не только резьбой по дереву, но и резьбой по кости.

Особенности стиля

Абрамцево-кудринская резьба по дереву – плоскорельефный вид резьбы. Главная особенность изделий – густой орнамент из листьев, цветов, ветвей, вызывающий ощущение “кудрявости” узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, заостренные с одной стороны и закругленные с другой. Они сливаются в непрерывный поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включаются другие изобразительные элементы - цветы, ягоды, птицы, рыбы, звери, всадники. Этот вид резьбы от других отличает округлость форм рельефа, мягкость контуров, живость узоров, богатство светотени. Дополняется резьба сочетанием полированного выпуклого орнамента с матовыми углублениями. В изделиях используется древесина липы, реже - березы.

Порядок выполнения резьбы

Кудринская резьба по дереву выполняется в несколько этапов. Первый этап – выбор рисунка. Рисунок должен соответствовать особенностям стиля. Выбор рисунка зависит от изделия, которое нужно декорировать, а также от набора стамесок, которые имеются в наличии. Диаметры стамесок и очертания узоров резьбы находятся в прямой зависимости. Для резьбы понадобятся плоские и полукруглые стамески, стамески-клюкарзы а также нож-косяк.

Следующий этап работы – изготовление эскиза будущего изделия, которое будет декорировано кудринской резьбой. Эскиз орнамента необходимо сделать в натуральную величину на бумаге. Затем с бумаги эскиз необходимо перевести на поверхность деревянной заготовки при помощи копировальной бумаги. При перенесении рисунка на дерево лучше пользоваться не карандашом, а палочкой, чтобы не забить контур, не испортить его случайной линией (палочка может быть костяной или сделанной из прочной древесины; можно воспользоваться шариковой ручкой, в которой закончилась паста).

После приступают к этапу резания. Резание условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов. При выполнении накалывания стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Сначала необходимо наколоть наиболее крутые завитки резьбы, а затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 2-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Затем более пологой стамеской сделать наколку дальше по прорези, оставленной первой стамеской. Прорезанная линия должна быть плавной, без изломов и пропусков. Наиболее пологие части узора необходимо прорезать ножом-резаком. Ребра рисунка заоваливаются более круто, чем ребра фона. После можно нанести на рисунок мелкие детали (прожилки листьев, оперение птиц и др.).

После этого приступаем к обработке фона. В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закругленным «подушечным». В этом случае он будет находиться на одном уровне с верхними точками узора. Для того, чтобы рисунок выглядел более выпукло, можно выбрать весь фон. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получится кудринская резьба с выбранным фоном. Для этого удобно использовать стамески-клюкарзы. Фону можно придать матовую точечную фактуру. Это можно сделать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного, а также с помощью простых пробойничков, чеканов. Насечка должна быть достаточно глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве четкие, равномерно углубленные следы. Обработка фона придаст работам особую выразительность и красоту.

Отделочные операции

Чтобы изделие служило долго, его покрывают жидко разведенным лаком, который втирается в дерево жесткой щетинной кистью. Перед нанесением лака резная поверхность шлифуется и тонируется. Традиционно кудринская резьба, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируется в темно-коричневый цвет. После нанесения лака выпуклые места узоров и фона полируют. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углубленного фона. В зависимости от художественного замысла можно сохранять и естественный цвет дерева. В этом случае лаковое покрытие не даёт блеска и сохраняет цвет дерева. Кудринские узоры великолепно смотрятся на деревянных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

Инструмент для резьбы по дереву нужно тщательно подбирать. Резьба по дереву как вид декоративно-прикладного творчества имеет многовековую историю, и обеспечила человечество настоящими шедеврами. В домашних условиях тоже можно создать произведения искусства, да и просто разнообразить интерьер. Хотя и появились некоторые современные модели с электрическим приводом (например, бормашина для резьбы по дереву), в целом инструмент сохраняет традиции и предназначен в основном для кропотливого ручного труда.

Различные виды стамесок для резьбы по дереву

Резьба по дереву — это обработка древесины с целью придания ей особой формы или изготовление на ней рельефа. Можно выделить следующие основные типы таких операций:


Принципы использования инструмента

При выполнении резьбы по дереву осуществляются следующие работы: сверление, выпиливание, вырезание и выдалбливание. Для создания качественного изделия невозможно обойтись без измерительных инструментов.

В процессе работ возникает необходимость во вспомогательном инструменте или приспособлениях, помогающих фиксировать заготовку, ограничивать степень воздействия.

Характер работы и обуславливает выбор необходимого инструмента. Исторически сложилось, что самые лучшие образцы выполняются с помощью ручного инструмента, однако современная тенденция к механизации и автоматизации труда не обошла и эту область деятельности.


Комплект всевозможных резцов для резьбы по дереву

В продаже имеется целый ряд станков, мини-дрелей (бормашин), электролобзиков, шлифовальных машин и т.д. Сделать определенные изделия можно вообще в автоматическом режиме при помощи копировально-фрезерных устройств (пантограф).

Какие применяются виды ножей

Одним из первостепенных режущих инструментов, применяемых для , являются ножи для резьбы по дереву разной конструкции и назначения. Выделяются следующие виды ножей:

Какие стамески нужны при работе

Безусловно, основными инструментами ручной работы являются стамески для резьбы по дереву. К наиболее распространенным видам стамесок относится следующий инструмент:


Какой инструмент еще можно использовать

Помимо основных рассмотренных устройств при проведении работ применяются дополнительные инструменты, позволяющие осуществлять специфические работы.

Обычно применяется такой дополнительный инструмент для резьбы по дереву:

  1. Ложечники или ложечные ножи: обычно представляют собой заостренное кольцо, приваренное к стальному прутку, который вставляется в рукоятку — находят применение для удаления скопившихся опилок в углублениях, а также для шлифовки внутренних стенок больших выемок, например, при резке посуды.
  2. Чеканы и пуансоны: прочные металлические стержни с определенным рисунком на торце. Наиболее распространены при создании основного фона.


При резьбе по дереву на значительных площадях используется также различный вспомогательный инструмент:

  1. Для сверлильных работ: буравчики, коловороты, ручные дрели.
  2. При пилении: ножовка, ножовка по металлу, лобзик, двуручная пила.
  3. Вспомогательные приспособления: киянка, скобель, стусло, струбцины, тиски, различные зажимы, молоток.

Для проведения измерений и разметки находит применение следующий инструмент: линейка, угольник, транспортир, ярунок, малка, отвес, юстир, уровень, кронциркуль, штангенциркуль, нутромер, рейсмус, циркуль, рулетка.

Абрамцево-кудринская резьба - самобытное явление народного искусства Подмосковья. Зародилась она в конце XIX века, в мастерских под руководством В. П. Ворноскова. Василий Петрович и считается её создателем.

, CC BY-SA 3.0

За долгий период существования этого стиля резьбы мастера не только сохранили, но и усовершенствовали способы и технологию.

Основное же осталось так, как задумал Ворносков - сохранение красоты деревянной фактуры, пластика узора, витиеватый объёмный орнамент которого напоминает хохломской.

Процесс создания

Выбор древесины

Процесс создания резной вещи начинается с выбора древесины: при изготовлении изделия с крупной резьбой мастер выбирает мягкое дерево, для мелкой резьбы – вязкие и твердые породы дерева.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

На подготовленное к резьбе изделие – дощечку, шкатулку, ложку – наносится легкий узор карандашом: мастер размечает рисунок.

Затем мастер, как принято говорить, «прочитывает» орнамент инструментом, то есть обводит его тонким концом резца, углубляя контур.

На втором этапе резьбы он остро заточенным резаком проводит по ранее углубленным линиям контура, плавно огибая каждую форму орнамента – снимая «фаску».


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Со стороны орнамента контур режут и заоваливают круче, со стороны фона – более отлого. Такая обработка придает узору пластичность, подчеркивает объем изображения, дает мягкие переходы от света к тени.

Создание эскизов, прорисовка

Абрамцево-кудринские мастера постоянно прибегают к подготовительным рисункам и эскизам. Работа над предварительным эскизом признается художниками различной выучки и поколений, представляется им нужной стадией, неотделимой от работы ножом, резцом, стамесками.

Сам факт существования предварительного рисунка отнюдь не свидетельствует о творческой связанности, несвободности резчика. Все дело в характере рисунка, в том, какие цели ставит перед собой художник, создавая его.

Если это хороший рисовальщик, но неопытный резчик, тщательно выполненный эскиз резьбы будет для него догмой, которой он станет скрупулезно следовать. Иное дело, если речь идет об умелом мастере резьбы. Его рисунок будет лишь намеком, предварительной прикидкой, мастер вовсе не следует за штрихом карандаша, движение его инструмента свободно, органично.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Взять например произведения сегодняшних ахтырских мастеров, еще находящиеся «в работе». Рисунок и следы резца в них действительно очень часто не совпадают. При переходе от изображения на бумаге к работе на объемной форме, мастер продолжает активно творить, подчас отступая от первоначального замысла, нередко варьируя его.

Отделка

Многое зависит и от отделки изделия. Так, механическая полировка способна загубить, загладить любую резьбу. Сейчас же, особенно в малосерийных и уникальных вещах, мастера применяют только ручную полировку. Такое бережное отношение к пластике дерева не могло не принести своих результатов.

Автор статьи

В статье использованы материалы из дипломной работы мастера Ольги Владимировны Кореневской.

Фотогалерея





Полезная информация

Абра́мцево-ку́дринская резьба́
Заоваленная резьба с подушечным фоном

Виды рельефной резьбы

В творческой практике В. П. Ворноскова и его мастерской для украшения изделий применялись различные виды рельефной резьбы. Это и резьба с заоваленным контуром, и резьба с «подушечным» фоном и «подборным» (подрезанным) фоном. Эти специальные термины возникли не случайно, ими обозначается совокупность довольно разнообразных приемов обработки рельефа и фона при создании рельефа из дерева.

«Подушечный»

Характерная особенность фона в этом виде плоскорельефной резьбы заключается в том, что никогда не бывает плоским. Вид резьбы получил свое название вследствие того, что рисунок круто заоваливают со стороны контура и несколько более отлого со стороны фона, который в результате по форме становится похожим на подушечку. Резьбу выполняют стоя.

«Подборный»

В резьбе с подборным фоном, как и следует из названия, фон подбирается, то есть срезается во всех участках на одинаковую глубину, а элементы узора возвышаются над фоном. Резьба с подборным фоном более трудоемка, чем с подушечным.

Часто в терминологии резчиков встречается выражение « заоваленная резьба с подобранным фоном.

Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленным контуром, резьба с подушечным контуром и резьба с подобранным (выборным) фоном. Общее для них – невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Что касается кудринской резьбы, то она бывает с подушечным фоном или выборным. Название свое данная резьба получила от подмосковной деревни Кудрино, где была организована мастерская резьбы по дереву талантливым резчиком Ворносковым В.П. Позже были открыты в ближайших деревнях подобные мастерские при поддержке Ворноскова В.П., но название осталось, отчасти в память о зачинателе этой резьбы, ставшей известной во всем мире.

Основную декоративную роль в кудринской резьбе играют традиционные гирлянды из лепестков-пальчиков, в виде удлиненных капель, почти сходящихся острыми концами в мохнатые ветви. Из пальчиковых веток-гирлянд, с включением декоративных листьев и завитков, создается непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции, с включением в промежутки стилизованных цветов, плодов, птиц, зверей и др.

Композиционная особенность кудринской резьбы – основное изображение (сюжетная композиция), окруженная текучим упругим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой.

Подготовительный рисунок для кудринской резьбы выполняется в натуральную величину. Для этого предварительно с предполагаемой украшению поверхности снимают на бумагу лекало. На нем разрабатывают будущий узор резьбы. Далее на подготовленную деревянную поверхность переводят рисунок карандашом с помощью копировальной бумаги или кальки. Карандашный рисунок на декорируемой поверхности не должен быть ярким - в дальнейшем он может затруднить отделку готового изделия.

Любая плоскорельефная резьба выполняется полукруглыми стамесками с шириной полотна 3-25мм. В зависимости от радиуса кривизны они делятся на отлогие – с большим радиусом кривизны, средние и крутые. Кудринская резьба отличается от других видов плоскорельефной резьбы не только декоративностью стилизованных элементов, но и особой заточкой инструмента. Стамески, а их должно быть от 5-7 и более штук различного диаметра и радиуса кривизны, имеют ногтевидную заточку, т.к. заточенные закругленные боковые края полотна стамески участвуют в процессе резьбы.

Весь процесс резания условно делиться на несколько стадий: наколка, подрезка, снятие фасок и нанесение порезок.

При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз перпендикулярно декорируемой поверхности. Вначале работают более крутыми стамесками и выполняют одной стамеской наколки одного диаметра. Как правило, начинают с пальчиков – с их закругленной части. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3-4мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Работают острые боковые кромки стамески. Движение идет до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески, но не более. Сразу этой же стамеской снимаются предварительные фаски с внутренней и внешней стороны контура. Для этого стамеска ставится под углом примерно 45° и слегка нажимается. Получается рез в виде скобки.

Затем накалывают смежные стороны пальчиков-капелек. Для этого берут более пологую стамеску. Её берут также в кулак, ставят на линию контура рисунка вплотную к прорези, оставленной крутой стамеской, и с легким нажимом углубляют, но не проворачивают. Стамеска должна углубляться максимально на 3-4мм у широкой стороны пальчика-капельки. А где отдельные пальчики сходятся на общий стебель, наколка выходит на поверхность. Стамеска как бы скользит, перекатывается. Используется почти вся режущая кромка стамески. Также стамеской этого или чуть большего диаметра снимаются внешние и внутренние фаски.

Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них отдельно.

Следующая стадия – подрезка . На этой стадии узор освобождается от окружающего поля, т.е. срезается фон, выделяется узор, выявляется собственно рельеф узора. Подрезка может выполняться или ножом-резаком, или богородским ножом. В сложных моментах применяют полукруглые стамески, которыми производилась наколка узора.

Отступив от края узора на 4-5 мм, ножом делают подрезку, срубают внешние фаски пальчиков. Из нескольких полукруглых фасок делают одну – относительно прямую, одинаковой глубины и ширины. Закругляют все внешние острые углы так, чтобы внешняя фаска узора по фону была непрерывной, ровной глубины и не прерывалась. Узор приподнимается, отделяется от фона.

Также на этой стадии убираются все огрехи наколки. Все заусенцы, остатки и обрывки волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен четко и чисто выступать из заглубленного фона.

Те места внутри узора, где не хватило диаметра стамески для завершения наколки, необходимо прорезать ножом и срезать фаски.

Затем начинается самая кропотливая часть работы – снятие фасок . Чем больше снято фасок на элементе резьбы, тем он более выпуклый и привлекательный, тем богаче выглядит узор в целом

На этой стадии тщательно обрабатывается ножом каждый элемент узора: срезаются острые ребра, закругляются очертания, не только деталей узора, но и фона.

Особым шиком считается, когда фаска снята тонко и как бы непрерывна на всем элементе пальчика, листика, завитка.

В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть мягко закругленными с множеством граней фасок. Весь узор как бы утопает, продавливает, как перину окружающий фон. Отсюда и название – подушечный фон.

Следующая заключительная стадия – нанесение порезок . Для лучшей читаемости декоративного узора необходимо нанести последний «небрежный штрих художника» - мелкие детали узора. Это для кудринской резьбы прежде всего насечка на некоторые элементы резьбы в виде «сетки» из крест-накрест нанесенных углублений контурными штрихами: на сердцевинах цветов и других деталей. А так же прожилки на листьях.

Порезки выполняются ножом. Иногда для декоративных целей применяют самые мелкие полукруглые стамески, для порезок в виде ямочек, скобок и др.

К отделочным операциям относятся: шлифование резной поверхности, тонирование её морилкой и нанесение прозрачного защитного покрытия. По традиции кудринскую резьбу, выполняемую главным образом на светлой липе, тонируют в различные оттенки коричневого цвета, имитирую ценные породы древесины. Предварительно мелкой шкуркой с резной поверхности удаляют следы разметки, карандашные пометки и прочее. Потертые в процессе работы места также очищают мелкой шкуркой. Под покрытие морилкой поверхность должна быть максимально чистой, иначе не получится ровного, а остатки разметки будут просвечивать, через прозрачный слой отделки.

По традиции кудринской резьбы после высыхания морилки изделие опять обрабатывают мелкой шкуркой. На этот раз вышкуривается только резной узор, что придает ему большую выразительность, заиграют грани фасок и проявятся мелкие детали насечек.

Затем вся поверхность покрывается лаком или натирается воском. Лак наносится ватно-марлевым тампоном тонким слоем в несколько приемов. При помощи тампона лак попадает только на выступающие поверхности. Получается чудесное по красоте сочетание сверкающего узора с глубокими матовыми промежутками.

По сравнению со многими традиционными народными промыслами Абрамцево-Кудринская резьба как отдельный стиль сформировалась относительно недавно. Всего в конце 19 века.

История промысла

(Деревянная, украшенная резанным рисунком, доска )

В 1882 году художники И.Е.Репин и В.Д.Поленов нашли в деревне рядом с усадьбой С. Мамонтова в Абрамцево резную доску. Эта резьба на доске и послужила основой целого стиля. В этом же году художники открыли бесплатную школу по обучению резьбе по дереву. Ученикам преподавали рисунок и обучали основам живописи. Резные изделия учеников продавали затем в специализированном магазине в Москве.

(Василий Петрович Ворносков - мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы)

Один из учеников стал впоследствии самостоятельным известным мастером, который в своем селе Кудрино начал работать по заказам мастеров из Абрамцево. Звали этого мастера В. П. Ворносков и он считается основоположником стиля Абрамцево-Кудринской резьбы. В 1936 году мастера этого промысла создали уникальный резной шедевр: оформили вход на выставку народных промыслов в Третьяковской галерее. В 1937 году множество резных предметов этого стиля мастера-резчики представили на Международной выставке в Париже.

Элементы промысла

(Деревянная шкатулочка )

Особенностью этого стиля резьбы стали декоративные растительные элементы на деревянных предметах. Прототипом резных элементов стала старинная крестьянская резьба, а также орнаменты из старых книг. Поначалу мастера вырезали отдельные мотивы – веточки, листочки, завитки. Но с развитием стиля стали создавать цельные законченные резные композиции, которые полностью «оплетают» изделие.

(Деревянная композиция - цветущий папортник )

В этом стиле мастера объединили несколько техник резьбы по дереву: ажурную резьбу, геометрическую и плоскорельефную. При ажурной резьбе виден только орнамент, фон высверлен. При геометрической резьбе нарезается несколько выемок разных форм, которые и образуют разные узоры и композиции. При плоскорельефной резьбе получается выпуклый, скругленный рельеф, который возвышается над фоном. Ко всему этому мастера добавили целое кружевное переплетение из веток, листьев и завитков. Получился оригинальный и неповторимый «растительный стиль».

Техника промысла

(Деревянный черпак )

Резьбу в Абрамцево-Кудринском стиле наносят на разные предметы быта: ковши, солонки, вазы, блюда, бочонки, тарелки и т.д.

Прежде всего, будущее изделие обтачивают на станке. Затем мастер наносит контуры рисунка. Резьба производится только вручную. После того, как мастер закончил резьбу, он зачищает изделие, наносит тонировку, которая подчеркивает и оттеняет природную красоту дерева, а затем покрывает прозрачным лаком. Потом выпуклые части резного орнамента полируют, а фон остается матовым, чем подчеркивается рельефность резной композиции. Морилки и тонировки используются разных цветов и оттенков, от желтых и коричневых, до темно-вишневых.

Рекомендуем почитать

Наверх